Особенности организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему
В статье представлен материал об организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ в рамках деятельности структурного подразделения образовтельного коррекционного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
martehina_statya.docx | 24.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время большое внимание уделяется психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с данным направлением реформирования системы образования в нашей области на базе нашего Центра создана Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Организация работы с такой категорией детей решается путем реализации комплекса просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий по созданиюусловий для развития, обучения и социализации личности каждого ребенка через следующие задачи:
- квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка;
- организация коррекционной работы с детьми, учитывая их индивидуальные особенности;
- включение инновационных педагогических и здоровьесберегающих технологий в организацию ППМС сопровождения специального (коррекционного) образовательного процесса
- создание максимально благоприятных условий для активизации адаптационных механизмов детей с ОВЗ и их успешной социализации
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
- совершенствование системы оказания коррекционно-педагогической и психологической поддержки семьям в вопросах воспитания, обучения и развития детей с ОВЗ.
В Службе работают высококвалифицированные специалисты: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, инструктор по адаптивной физической культуре, социальные педагоги, медицинская сестра по массажу, врач-педиатр, педагог дополнительного образования, юрисконсульт.
Первой ступенью ознакомления детей и родителей с центром является отделение первичной диагностики. Здесь специалисты осуществляют сбор данных, внесение в электронную базу данных, выявляют причины обращения. Родители заполняют анкеты и получают направление к специалистам, маршрутную книжку. За последний учебный годв отделении первичной диагностики принято 323ребенка, из них 205 детей-инвалидов, 118 детей с ОВЗ.
Специалистпроводит обследование, дает заключение и заполняет необходимую документацию, составляет план реабилитации ребенка, семьи.
В случае необходимости проводятся коррекционно-развивающие занятия, родителям для занятий с ребенком выдаются рекомендации.
Специалисты работают не только с детьми, но и с их родителями.
В Центре оказываются такие услуги, как:
- «Комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья»;
- «Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья»;
- «Лечебно-профилактическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья»;
- «Реабилитационная досуговая деятельность ребенка в образовательном пространстве»;
- «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с целью профилактики зависимости от психоактивных веществ»;
- «Школа для родителей»;
- «Консультирование родителей по психолого-педагогическим и медико-социальным проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья»;
- «Информационно-методическое обеспечение деятельности специалистов и педагогов по выявлению и сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья»;
- «Профессиональная поддержка деятельности специалистов, работающих по CBR- технологии».
Для коррекционно-развивающей работы с детьми оборудована сенсорная комната. Работая в сенсорной комнате с детьми, специалисты помогают снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды, которая создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Используются приемы арттерапии, музыкатерапии, ароматерапии, дыхательной гимнастики. В кабинетах психологов и дефектологов для занятий используется оборудование с элементами Монтессори. Занятия направлены на развитие познавательной сферы и формирование учебных навыков. Благодаря материалу Монтессори достаточно быстро удается достичь положительных результатов, которые являются основой обучения ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. В результате проведенной работы у детей появились изменения в развитии познавательных способностей: улучшились память, внимание, мышление, речь и воображение, снизился уровень повышенной тревожности
Физкультурная работа и занятия по адаптивной физкультуре осуществляются под медико-педагогическим контролем. Специалисты используют общеразвивающие и корригирующие упражнения, подвижные игры, элементы ЛФК, ритмики. Особое место отводится упражнениям на развитие координации движений и двигательной активности, коррекцию физических отклонений у детей.
Таким образом, Служба ППМС сопровождения оказывает детям и подросткам разнообразную квалифицированную помощь, рассчитанную на детей разного возраста, с различными нарушениями развития, поведенческими и личностными проблемами.
Источник
Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната на 2013 – 2014 учебный год.
проект на тему
Специалисты МСПП сопровождения нашего ОУ, находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют направления и составляющие работы с учетом модернизации образования. Программа рассчитана на один год. Целью медико-социально-психолого-педагогического сопровождения в ОУ, является создание системы медицинских, социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации, интеграции и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.). В нашем образовательном учреждении обучаются дети:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие);
2. Дети с нарушением речи (логопаты).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_soprovozhdeniyu.docx | 41.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республики Марий Эл «Семеновская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида»
Утверждаю Согласованно Согласованно
Директор школы — интерната ЗД по ВР ЗД по УР
________________ ___________ ____________
В.А. Никитин Г.П. Чеснокова С.Б. Губарева
«__» ______2013 г. «__» _____ 2013г. «__» _____ 2013г.
Рассмотрено на заседании
«__» __________2013 г.
детей с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида
в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы – интерната на 2013 – 2014 учебный год.
г. Йошкар–Ола, 2013 г.
Практическое медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения и воспитания учащихся с ОВЗ в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии. Специалисты МСПП сопровождения нашего ОУ, находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют направления и составляющие работы с учетом модернизации образования.
Проектирование комплексной программы медико-социально-психолого-педагогического сопровождения в условиях ГБОУ РМЭ «Семеновская специальная (коррекционная) школа-интернат» является актуальной задачей для развития данного учреждения. Программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения рассчитана на 2013-2014 учебный год.
В нашем образовательном учреждении обучаются дети:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие);
2. Дети с нарушением речи (логопаты);
В прошлом учебном году, часть детей из речевого класса, после коррекции всеми специалистами ОУ, перешла в общеобразовательное учреждение. На фоне перемещения детей с речевыми нарушениями в массовую школу, растет доля детей со сложной структурой дефекта, которые особенно нуждаются в получении медико-социально-психолого-педагогического сопровождения. Исходя из контингента нашего учреждения необходимо более структурно и методично проводить мероприятия по сопровождению обучающихся воспитанников.
Целью медико-социально-психолого-педагогического сопровождения в ОУ, является создание системы медицинских, социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации, интеграции и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.).
Сопровождение ребенка с ОВЗ, можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников образовательного процесса и помощь ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны всех узких специалистов ОУ.
Медико-социально-психолого-педагогического сопровождение в специальной (коррекционной) школе — динамический процесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены взаимосвязанные компоненты:
• систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения;
• создание социально-психологических условий для личности каждого ребёнка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);
• создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в развитии детям с ОВЗ (в рамках специального образовательного компонента),
• создание специальных медицинских условий для сопровождения и развития детей с ОВЗ.
К основным направлениям деятельности специалистов сопровождения относятся:
— профилактика и просветительская работа;
При зачислении ребенка в специальную (коррекционную) школу-интернат, специалисты подробно изучают данные его анамнеза и особенностей раннего развития. Все это необходимо фиксировать в карте сопровождения.
Одной из важнейших задач психолого-педагогической диагностики является своевременное отграничение легкой умственной отсталости от сходных с ней состояний.
Необходимо устанавливать своевременно причины неуспеваемости (неумение учиться, пробелы в знаниях, негативное отношение к учению, несвоевременное медикаментозное лечение и т. д.) и устранять их, развивая потенциальные возможности ребенка.
В решение таких проблем помогает работа ПМПк ОУ.
Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка, где видна динамика его психологического развития в картах сопровождения.
Как показала практика работы СП, обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, стала положительной составляющей условий пребывания ребенка в интернате.
Актуальность программы в том, что она направлена на создание условий для психолого-медико-социально-педагогического сопровождения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида, повышение и рост профессионального мастерства специалистов МСПП службы.
Новизна: представленная программа не имеет аналогов. Программа построена на основе анализа процесса обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида в условиях интернатной системы.
Цель программы: Обеспечение благоприятных психолого-медико-социально-педагогических условий для успешности максимального личностного и интеллектуального развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида в ОУ.
Достижение поставленной цели возможно при последовательном решении следующих задач:
1. Создать условия для успешной адаптации ребенка в ОУ интернатного типа.
2. Содействовать личностному и интеллектуальному развитию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида в условиях, гарантирующих их психологическую и физическую безопасность.
3. Создать условия для согласованной работы всех структурных подразделений (педагогическое, медицинское, социальное, психологическое) по сопровождению в ОУ.
4. Способствовать просвещению педагогов, учащихся и их родителей и профилактике негативных ситуаций в ОУ, а также создавать благоприятный психологический климат в ОУ.
5. Создание единой базы документации по психолого-медико-социально-педагогическому сопровождению.
Таким образом, в школе обучаются и воспитываются две категории детей: имеющие нарушения слуха и дети с нарушениями речи. Для успешного обучения и воспитания этих двух категорий детей требуется комплексная система медико-социально-психолого-педагогического сопровождения.
Программа сопровождения детей на начальном этапе обучения в ОУ представляет собой целенаправленную, систематическую взаимную деятельность педагогов, педагога-психолога, социального педагога, медицинских работников, детей, родителей.
Условия реализации программы:
- Партнерские отношения школы и родительской общественности.
- Обеспеченность необходимыми кадрами.
- Согласованность всех структурных подразделений службы сопровождения (педагоги (сурдопедагоги, логопеды) медицинский персонал, социальный педагог, педагог-психолог).
Этапы реализации программы:
1. Подготовительный этап (август – сентябрь 2013 г.)
Подготовительный этап программы предполагает обновление нормативно-правовой базы школы по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»; оформление информационных, правовых уголков. Главными составляющими являются психолого-педагогические, социально-педагогические и медицинские обследования участников образовательного процесса на предмет изучения уровня актуального развития, медицинского и психологического статуса ребенка.
Результаты диагностик обобщаются специалистами за «круглым столом», осуществляется планирование работы по сопровождению детей разных категорий и работы структурных подразделений ОУ (СП и ПМПк).
2. Практический этап(ноябрь 2013- апрель 2014)
Практический этап реализации программы включает работу всех специалистов по составленным планам индивидуальной траектории развития ребенка; активное взаимодействие школы с представителями общественности (родителями), расширение социальных связей школы; обмен опытом по данной проблеме между специалистами. Повышение компетентности педагогических кадров осуществляется через работу в МО школы. 3.Заключительный этап (май — июнь 2014)
Отслеживание динамики в уровне развития детей всеми специалистами. Определение эффективности программы психолого-медико-социально-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида. Определение приоритетных направлений дальнейшей работы.
- Успешная адаптация вновь прибывших детей в условиях интернатного обучения в ОУ.
- Наличие благоприятной среды для личностного и интеллектуального развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида в условиях, гарантирующих их психологическую и физическую безопасность.
- Отработанный механизм согласованной работы всех структурных подразделений (педагогическое, медицинское, социальное, психологическое) по сопровождению в условиях ОУ.
- Функционирование профилактической службы школы, способной оказать своевременную психолого-педагогическую помощь и поддерживать хорошие показатели проведенной работы. Физиологическое и психологическое благополучие участников образовательного процесса.
- Наличие единой базы документации по психолого-медико-социально-педагогическому сопровождению.
Способы отслеживания результатов:
1. Показатели психодиагностических, педагогических, социологических и медицинских обследований.
2. Единая база данных по сопровождению.
3. Социальные опросы участников образовательного процесса на предмет изучения уровня удовлетворенности содержанием и организацией психолого-медико-социально-педагогического сопровождения.
Форма подведения итогов по реализации программы:
Совещание при директоре с участием всех участников сопровождения. Выступление на педагогическом совете с «Итогами реализации программы психолого-медико-социально-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида».
Источник