Меню

Медико социальная экспертиза лиц с ограниченными возможностями здоровья

Что такое медико-социальная экспертиза и как она проводится

Граждане с различными формами нарушения здоровья и ограниченными физическими возможностями имеют право на различные льготы и материальную поддержку. Для получения пенсий и доплат необходимо оформить группу инвалидности, которая определяется по результатам медико-социальной экспертизы. Разберем, что такое медико-социальная экспертиза, кому необходимо проходить экспертизу, для чего она нужна и как проводится. Также рассмотрим, как обжаловать результат МСЭ.

В статье расскажем:

Что такое медико-социальная экспертиза?

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) – это исследование, проводимое специальной комиссией, по результатам которого выносится решение о признании гражданина инвалидом и установлении ему группы инвалидности.

В процессе МСЭ оценивается состояние здоровья пациента, наличие хронических заболеваний, социальное положение. Оценка проводится комплексно комиссией в составе медицинских работников, психолога и социального работника.

Проведение экспертизы находится в компетенции бюро медико-социальной экспертизы. Специалисты анализируют клинические, бытовые, функциональные, психологические показатели гражданина.

Следует знать! В систему государственных учреждений МСЭ входят федеральное бюро, главное бюро соответствующего субъекта РФ, подведомственное Минтруда, главное бюро, подведомственное иным органам исполнительной власти, филиалы бюро МСЭ в районах и городах.

Кому необходимо проходить медико-социальную экспертизу?

Любой гражданин, имеющий серьезное заболевание, которое препятствует его физической активности и нормальной социальной жизни вправе обратиться за проведением медико-социальной экспертизы.

Основанием для проведения МСЭ являются следующие заболевания:

  • сахарный диабет;
  • нарушение зрения и слуха с прогрессирующей динамикой;
  • онкологические заболевания;
  • острые нарушения кровообращения головного мозга и сердца, а также их последствия;
  • болезни опорно-двигательного аппарата, мешающие нормальному передвижению.

В зависимости от степени утраты трудоспособности из-за проблем со здоровьем комиссия МСЭ принимает решение об установлении инвалидности или отказе. При установлении инвалидности делается выбор между тремя группами: третьей – при наличии заболевания, которое снижает трудоспособность, второй – в случае серьезного заболевания, мешающего заниматься трудовой деятельностью, первой – при стойком нарушении здоровья, исключающем возможность работать и самостоятельно себя обслуживать.

Для чего нужна медико-социальная экспертиза?

Проведение медико-социальной экспертизы необходимо лицам, чье здоровье нарушено до такой степени, что возникли препятствия к нормальной жизнедеятельности.

МСЭ решает несколько задач:

  1. Гражданину присваивается инвалидность, что дает право на получение материальной поддержки и льгот.
  2. Выявляется, нужно ли разрабатывать программу реабилитации инвалида для восстановления или компенсирования утраченных функций организма.
  3. Определяется группа нетрудоспособности для назначения трудовой или социальной пенсии.
  4. Проводится повторное освидетельствование на инвалидность для сохранения или снятия статуса инвалида.
  5. Определяется причина смерти инвалида.

Важно! После получения инвалидности гражданин вправе рассчитывать на обеспечение льготными лекарствами, протезами, доплаты к пенсии, льготный проезд в транспорте, субсидии на оплату коммунальных услуг.

Как проводится медико-социальная экспертиза: пошаговая инструкция?

Медико-социальная экспертиза представляет собой сложную процедуру, состоящую из нескольких этапов.

Гражданину потребуется выполнить следующие действия:

  1. Получить направление на МСЭ.
  2. Составить заявление на проведение МСЭ.
  3. Подготовить документы для прохождения МСЭ.
  4. Получить приглашение на МСЭ.
  5. Пройти экспертизу.
  6. Получить заключение комиссии.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Этап 1 – Получение направления на МСЭ

Гражданин, желающий получить инвалидность, должен записаться на прием к лечащему врачу. Сначала будет назначено обследование для постановки точного диагноза. При необходимости врач проведет амбулаторное лечение или направит пациента в стационар.

Если по результатам лечения проблемы со здоровьем сохранятся, врач зафиксирует необходимые сведения в медицинской карте и выдаст направление на МСЭ. Документ необходимо оформлять в медицинском учреждении, в котором гражданин регулярно наблюдается и проходит лечение.

Нужно помнить! Направление должно быть заверено печатью медицинской организации. Также в нем ставятся подписи трех врачей.

Этап 2 – Составление заявления на МСЭ

После получения направления гражданин заполняет заявление на проведение медико-социальной экспертизы.

В нем необходимо указать следующие сведения:

  • наименование бюро МСЭ;
  • ФИО гражданина, паспортные данные, СНИЛС, адрес проживания, телефон;
  • кому необходимо проведение экспертизы;
  • цель проведения МСЭ;
  • дата и подпись.

Следует знать! Заявление может быть подано в бумажном виде лично, через представителя, по почте или электронно через портал «Госуслуги».

Читайте также:  Наше здоровье зависит от здоровья земли

Этап 3 – Подготовка документов для МСЭ

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие обоснованность обращения за установлением инвалидности. В перечень входит:

  • паспорт или иное удостоверение личности;
  • свидетельство о рождении (для граждан до 14 лет);
  • направление на МСЭ;
  • медицинские документы (медицинская карта, выписка из карты);
  • производственная характеристика;
  • педагогическая характеристика (для ребенка).

Дополнительно может потребоваться СНИЛС, пенсионное удостоверение, справка из ПФР.

Этап 4 – Получение приглашения на МСЭ

В течение 30 дней гражданину направляется приглашение с датой и временем, на которые запланировано освидетельствование. Извещение может быть вручено лично, по почте, посредством смс-сообщения. Если гражданин обратился за МСЭ через портал Госуслуги, приглашение направляется в личный кабинет.

Этап 5 – Прохождение экспертизы

Экспертиза проводится в бюро по месту жительства гражданина. Если гражданин не может посетить ведомство по состоянию здоровья, МСЭ проводят:

  • на дому;
  • в стационаре;
  • заочно на основании документов.

В процессе экспертизы комиссия обследует гражданина, изучает представленные с заявлением документы, анализирует социально-бытовые, профессионально-трудовые, психологические и другие данные о пациенте.

По результатам экспертизы большинством голосов принимается решение о признании гражданина инвалидом или об отказе в установлении инвалидности.

Этап 6 – Получение заключения комиссии МСЭ

Принятое решение объявляется гражданину в присутствии всех членов комиссии. При необходимости даются разъяснения по поводу оснований присвоения группы инвалидности или отказа в признании инвалидом.

Результата экспертизы оформляется в виде акта, который подписывается руководителем бюро и членами комиссии. Для придания документу юридической силы ставится печать учреждения. Акт хранится в бюро в течение 10 лет

  • справку об инвалидности с указанием группы;
  • индивидуальную программу реабилитации.

Важно! В акте описываются заключения всех специалистов, которые участвовали в МСЭ, перечень документации, основные сведения, ставшие основанием для принятия экспертного решения.

Как обжаловать результат медико-социальной экспертизы?

Гражданин, считающий, что комиссией по результатам МСЭ принято неправильное решение, вправе подать жалобу. Обжалование проводится в двух формах: административном порядке и через суд. Гражданин может начать с административного обжалования либо сразу обратиться в суд.

Административный порядок обжалования результата МСЭ

При административном порядке обжалования решение МСЭ пересматривается вышестоящим бюро. Так, акты районных и городских бюро обжалуются в главном бюро МСЭ субъекта РФ, те в свою очередь оспариваются в Федеральном бюро МСЭ.

Обратиться с жалобой на решение бюро необходимо в течение одного месяца. Обращение составляется в письменной форме и должно содержать следующие сведения:

  • наименование бюро, чье решение обжалуется;
  • ФИО гражданина, его место жительства, телефон, электронная почта;
  • дату и содержание обжалуемого акта;
  • доводы о несогласии с решением бюро;
  • дату и подпись.

Жалоба подается через бюро, которое проводило экспертизу, или сразу направляется в вышестоящее ведомство. В течение месяца после поступления обращения проводится новая экспертиза, по результатам которой решение отменяется или оставляется в силе. Ответ о принятом решении направляется заявителю.

Обжалование решения МСЭ через суд

Обжалование решения бюро МСЭ через суд проводится по правилам, установленным ГПК РФ. Исковое заявление должно быть подано в районный или городской суд по месту нахождения ведомства.

В иске должны быть указаны обязательные сведения:

  • наименование суда;
  • ФИО гражданина, его место проживания, телефон, электронная почта;
  • наименование бюро МСЭ, чье решение обжалуется;
  • описание нарушений, допущенных ведомством при проведении МСЭ;
  • ссылки на доказательства, подтверждающие доводы гражданина;
  • ссылки на нормы права;
  • перечень приложений;
  • дата и подпись.

К иску приобщаются все документы, которые были оформлены при проведении экспертизы.

Спор рассматривается путем проведения судебных разбирательств и исследования медицинской документации. По результатам рассмотрения дела выносится решение, которое вступает в законную силу в течение месяца.

Важно! Если истец или ответчик не согласны с принятым решением, оно может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции. При необходимости заинтересованное лицо вправе обратиться в надзорную инстанцию.

Читайте также:  Как понять какая у меня группа здоровья

Заключение эксперта

  1. Медико-социальная экспертиза (МСЭ) – это исследование, проводимое специальной комиссией, по результатам которого выносится решение о признании гражданина инвалидом и установлении ему группы инвалидности.
  2. МСЭ проводится всем гражданам, страдающим серьезным заболеванием, которое препятствует трудовой деятельности и нормальной социальной жизни. Например, при сахарном диабете, нарушениях опорно-двигательного аппарата, онкологических заболеваниях, глухоте и слепоте, инсульте.
  3. Экспертиза позволяет установить гражданину группу инвалидности, которая дает право на получение бесплатных лекарств, доплат и пособий, льгот на проезд и оплату ЖКУ.
  4. Для проведения МСЭ необходимо пройти амбулаторное или стационарное лечение и получить направление на экспертизу. Далее пишется заявление, к которому приобщается медицинская документация. В течение месяца после подачи документов в бюро МСЭ гражданина приглашают на экспертизу. По результатам освидетельствования выносится решение об установлении инвалидности или отказе в признании инвалидом.
  5. Если гражданин не согласен с результатами МСЭ, он вправе оспорить их в административном порядке или через суд. В первом случае направляется жалоба в вышестоящее бюро, которое повторно проводит экспертизу. Во втором случае подается иск об обжаловании решения. Суд выносит решение об удовлетворении иска или об отказе в отмене решения бюро.

При проведении медико-социальной экспертизы часто возникают сложности из-за подачи неполного пакета документов, нарушений порядка проведения экспертизы, принятия неверного решения. Если гражданин полагает, что его права нарушены, желательно привлечь квалифицированного юриста, который специализируется на данной категории дел и поможет разобраться в сложившейся ситуации. Юристы нашего сайта всегда готовы проконсультировать граждан по вопросам, касающимся медико-социальной экспертизы. Оставьте заявку и получите консультацию.

Источник

«Ребёнок-инвалид» и «ребёнок ОВЗ». В чём разница и как организовать их обучение?

«Ребёнок-инвалид» и «ребёнок ОВЗ» — это два понятия, которые всё чаще приходится слышать в сфере образования. В чём разница и как организовать их обучение? Именно об этом пойдёт речь в статье. Первое с чего мне хотелось бы начать так это с перечисления тех нормативно-правовых документов в которых мы будем искать ответы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  • Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725 «О регулировании вопросов образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»

Понятие «ребёнок ОВЗ» и «ребенок-инвалид» в нормативно-законодательных актах РФ

В ст. 2, п. 16 Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится:

«Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий»

Относительно инвалида определение дано в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Там в ст. 1 говориться:

«Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Ответы на основные вопросы

Вопрос Ответ Выдержка из нормативно-правового документа
Кто присваивает статус ОВЗ? ПМПК. «….статус обучающегося с ОВЗ — психолого-медико-педагогическая комиссия, деятельность которой регламентируется приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии». (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)
Кто присваивает статус ребёнка-инвалида? МСЭ «Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. ….» (ст. 1 ФЗ от 24.11.1995 (ред. от 24.04.2020) «О социальной защите инвалидов в РФ»)

«Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы…» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725) Всегда ли ребёнок-инвалид является ребёнком ОВЗ? Нет «Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Тогда он — не обучающийся с ОВЗ, и получает реабилитационные услуги в иных сферах (здравоохранении, социальной защите, но не в образовании).» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725) Может ли ребёнок-инвалид быть и ребёнком ОВЗ и наоборот? Да «Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК и индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, в которой в разделе, посвященном образовательной реабилитации, должны быть соответствующие пометки.»(Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)

«Инвалид (ребенок-инвалид) может быть приравнен по правовому статусу к лицу с ОВЗ в случае подтверждения заключением ПМПК наличия у инвалида (ребенка-инвалида) физических, психических, интеллектуальных, сенсорных и (или) других нарушений, обуславливающих его особые образовательные потребности, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Таким образом, инвалид (ребенок-инвалид), которому для получения качественного доступного образования с учетом его особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья необходимо создание специальных условий, должен пройти обследование ПМПК и получить соответствующее заключение.» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)

На основе какой программы должен обучаться ребёнок, имеющий статус инвалид и/или ОВЗ?

Статус ребёнка Наименование программы Выдержка из нормативно-правового документа
ОВЗ АОП или АООП «адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (ст.2, п. 26 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)

«Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам….» (ст. 79, п.2. ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012) Ребёнок-инвалид ООП Чёткого ответа на этот вопрос в нормативно-правовых документах я не нашла, поэтому высказываю тут своё мнение, которое сформировалось у меня на основе всего описанного в этой статье. Если ребёнок-инвалид не имеет отклонений в физическом и (или) психологическом развитии, то обучение ребёнка осуществляется по ООП в соответствии с ИОМ (по необходимости). При этом ИОМ составляется с учётом ИПРА.

Обучение ребёнка, если у него только статус инвалида, по АООП или АОП происходить не может, т.к. рекомендации по программе обучения даёт ПМПК. Об этом говорится в приказе Минобрнауки РФ от 20.09. 2013 г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» в п.21. Там сказано: «В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются: …рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.» Ребёнок-инвалид и ОВЗ АОП или АООП «Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов(ст. 19 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)

Что делать, если в детский сад пришёл ребёнок-инвалид без статуса ОВЗ?

  1. Специалисты ППк проводят комплексную психолого-педагогическую диагностику ребёнка.
  2. По результатам диагностики определяют необходимость направления ребёнка на ПМПК.
  3. В случае, если необходимости направлять ребёнка на ПМПК нет, то ребёнок обучается по ООП.
  4. Если специалисты ППк видят необходимость направить ребёнка на ПМПК, то выписывают направление и после прохождения ребёнком ПМПК его обучение осуществляется по программе, рекомендованной ПМПК.

Копирование текста с последующим размещение на других сайтах или группах в социальных сетях разрешено с указанием автора и ссылки на мой сайт.

Источник

Adblock
detector