Медико экологические проблемы здоровья населения
Проблемы качества здоровья населения издавна волновали ученых и политиков во всем мире. Во Всеобщей декларации прав человека, принятого в 1948 году определено, что «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. » [1]. Поэтому нужно предполагать, что хорошее здоровье человека является главным критерием качества жизни и социально-экономического развития общества.
Целью исследования является изучение некоторых экологических проблем, которые влияют на здоровье человека, населения в целом; совершенствование нормативно-правовой базы, касающихся этой проблемы.
Материалы и методы исследования
Материалами исследования являются научные работы ученых, нормативно-правовые документы республики Казахстан; применяются методы анализа и синтеза.
Результаты исследования и их обсуждение
В Конституции Республики Казахстан сказано, что высшими ценностями нашего государства являются человек, его жизнь, права и свободы. Одним из примеров этого служат статьи 29 и 31 Конституции РК, где определено, что каждый имеет право на охрану здоровья человека и государство ставит своей целью охрану окружающей среды, благоприятную для жизни и здоровья человека [2]. Но в современном обществе много экологических факторов, которые влияют на здоровье человека. Это вода, воздух, пища и т.д.
Одной из проблем современного общества являются проблемы с твердыми бытовыми отходами. Эта проблема в настоящее время является актуальной и приоритетной.
Отходами называются продукты деятельности человека в быту, на транспорте, в промышленности, не используемые непосредственно в местах своего образования и которые могут быть реально или потенциально использованы как сырье в других отраслях хозяйства или в ходе регенерации.
Отходы бывают промышленные и твердые бытовые.
Твердые бытовые отходы – это предметы или товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления. Твердые бытовые отходы делятся также на отбросы (биологические ТО) и собственно бытовой мусор (небиологические ТО искусственного или естественного происхождения), а последний часто на бытовом уровне именуются просто мусором.
Промышленные отходы – это остатки материалов, сырья, полуфабрикатов, образовавшихся в процессе изготовления продукции и утратившие полностью или частично свои полезные физические свойства. Отходами производства могут считаться продукты, образовавшиеся в результате физико-химической переработки сырья, добычи и обогащения полезных ископаемых, получение которых не является целью данного производства.
Обычно производственные отходы по объему бывают меньше, но содержание в них опасных веществ, которые опасны для жизни и здоровья человека велико, и удаление их представляет серьезную проблему. Эти опасные отходы заражают и землю, и грунтовые воды вследствие неадекватного или безответственного применения мер по удалению отходов.
В обыденной нашей жизни мы встречаемся с такими фактами, как вывозим мусор, то есть бытовые твердые отходы на свалку, это специально выделенное на окраине города место, которое сжигается, а его остатки разносятся ветром по воздуху. В свою очередь, горящие пластиковые бутылки и целлофановые пакеты при сгорании выделяют ядовитый газ, который вредно влияет на организм человека.
Помимо этого, длительно хранящиеся твердые бытовые отходы могут превращаться в другие опасные вещества, которые представляют серьезную угрозу для природы и человека.
Вместе с этим, свалки загрязняют как землю, так и воду, а также могут быть благопритным местом для размножения грызунов, насекомых и микроорганизмов, которые являются распространителями инфекции и бактреий.
То есть, твердые бытовые отходы могут превращаться в химические и биологические загрязнения, которые влияют на здоровье человека. Химические вещества находятся в различных отходах, которые попадают в почву, воду и воздух. Химические вещества, загрязняющие природную среду, очень разнообразны и, попадая в организм человека, вызывают различные неблагоприятные последствия. Примером подобного действия могут являться смоги, образующиеся в крупных городах в безветренную погоду, или аварийные выбросы токсичных веществ промышленными предприятиями в атмосферу.
Кроме химического загрязнения существуют и биологические загрязнения. Примером биологических загрязнителей являются болезнетворные микроорганизмы, вирусы, простейшие и т.д. Они могут находится в атмосфере, воде, почве. В атмосфере много возбудителей инфекционных заболеваний, которые имеют различную продолжительность жизни, от нескольких часов до до нескольких дней и лет. Эти возбудители могут находиться и в почве. Например в почве обитают возбудители столбняка, ботулизма и т.д. Эти возбудители попадают в организм человека через поврежденную кожу, с немытыми продуктами питания, при нарушении правил гигиены.
Таким образом, твердые бытовые отходы загрязняют воздух, землю и водоемы.
Поэтому другой проблемой современного общества является загрязнение атмосферного воздуха. Воздух в городе сильно загрязнен различными газами, тяжелыми металлами и прочими вредными компонентами. Источниками загрязнения в основном являются выбросы автомобилей в атмосферный воздух токсических веществ. Низкое качество используемого топлива и отсутствие фильтров по очистке выхлопных газов, плохое состояние подвижного состава автохозяйств, увеличение количества автомобилей в городах, приводит к тому, что в атмосферу выбрасывается огромное количество окиси углерода, свинца и др. Выбросы могут в виде тяжелых металлов накапливаться в организме человека и вызывают болезни органов дыхания, кровообращения и нервной системы. Поэтому в больших крупных городах необходимо создавать искусственные лесопарки и почаще выбираться за город.
Общеизвестно, что зеленые насаждения обладают хорошими свойствами как санитарно-гигиеническими, реакрационными, декоративно-художественными свойствами, все они способствуют улучшению здоровья населения. Зеленые насаждения очищают воздух от газов, тяжелых металлов, насыщают воздух кислородом, поглощают шум, выделяют вещества, убивающие бактерии. Поэтому целесообразно, обязать каждое юридическое лицо сажать зеленые насаждения в прикрепленной за ним территорией и принять региональную Программу по посадке зеленых насаждений юридическими лицами. В Программе необходимо предусмотреть ответственность юридических лиц за неисполнение этой обязанности, высаживание зеленых насаждений вдоль дорог, обсаживать лесополосами территории предприятий и организации, с каждым годом число зеленых насаждений нужно увеличивать.
Третьей проблемой является загрязнение водоемов промышленными отходами, недостаточность их очищения. Вода при воздействии внешних факторов заражается радиоактивными веществами, может содержать в себе соли тяжелых металлов. Загрязненная вода заражает человека и вызывает болезни пищеварительного тракта, мочеполовых органов. В этой связи в современном обществе необходимо несколько раз фильтровать воду, даже в домашних условиях. Помимо этого, соглашаясь с мнением ученого С.Бекишевой необходимо в Экологическом кодексе Республики Казахстан предусмотреть права граждан на предъявления иска к государству по возмещению вреда, причининенного их здоровью и жизни. по ее словам иск нужно предъявлять к государству, когда неизвестен непосредственный причинитель вреда. Потому что, именно государство по статье 31 Конституции Республики Казахстан отвечает за состояние защищенности своих граждан, за некачественное выполнение государственными органами своих функциональных обязанностей по выявлению непосредственных причинителей экологического вреда.
Выводы и заключение
Все эти экологические факторы оказывают влияние на здоровье человека. Поэтому для избежания негативных последствий необходимо предусмотреть ряд организационных и правовых мер.
Во-первых, необходимо детей с детства приучать к личной гигиене, то есть постоянно мыть руки, не есть что попало; пить очищенную или кипяченную воду.
Во-вторых, приучать население и обязать юридические лица сажать зеленые насаждения и вести бережный уход за ними. Ведь зеленые насаждения выделяют кислород, необходимый как человеку, так и населению в целом. Поэтому необходимо создавать искусственные лесозоны.
В-третьих, общество должно бороться за свое здоровье, поэтому каждый человек общества должен проявлять нетерпимость к загрязнению экологии. В этой связи необходима активность общества по отношению к экологическим проблемам.
В-четвертых, на законодательном уровне нужно решить проблему твердых бытовых отходов. То есть нужно принять специальный Закон РК «О твердых бытовых отходах» с усиленными мерами ответственности.
В-пятых, дополнить Экологический кодекс Республики Казахстан нормами в следующих редакциях: первое – «Государство несет ответственность за невыполнение государственными органами своих обязанностей по выявлению непосредственных причинителей экологического вреда»; второе – «Физические лица имеют право предъявлять иск к государству при причинении вреда их здоровью».
Источник
Медико-экологические проблемы
Оценка экологического риска здоровья населения в связи с антропогенным загрязнением воздушного бассейна, воды и почвы. Влияние токсичных и канцерогенных веществ на организм человека. Последствия ядерного полигона. Шумовое загрязнение в Казахстане.
Рубрика | Экология и охрана природы |
Вид | презентация |
Язык | русский |
Дата добавления | 19.04.2017 |
Размер файла | 2,8 M |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.
Подобные документы
Проявление экологического действия загрязняющих агентов. Последствия загрязнения атмосферы, воды и почвы. Влияние человека на растительный и животный мир. Радиоактивное загрязнение биосферы. Пути решения проблем экологии и рациональное природопользование.
реферат [37,1 K], добавлен 11.01.2013
Анализ проблемы химического загрязнения окружающей среды. Влияние промышленных выбросов на здоровье населения России. Выхлопы автотранспорта: проблемы загрязнения воздуха и меры борьбы с ним. Особенности воздействия химических веществ на человека.
реферат [2,3 M], добавлен 21.01.2015
Воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду г. Речицы. Влияние стационарных выбросов загрязняющих веществ на экологическое состояние города. Оценка загрязнений от автотранспорта. Пути улучшения экологического состояния воздушного бассейна.
реферат [1,5 M], добавлен 19.07.2015
Испытание ядерного оружия в Советском Союзе и понятие радиационной безопасности. Анализ состояния окружающей среды и здоровья населения, проживающих в районе Семипалатинского полигона. Оценка влияния ионизирующего излучения и ядерных взрывов на экологию.
реферат [42,1 K], добавлен 22.02.2012
Негативное влияние развития городов на экологию и окружающую среду. Урбоэкология как прикладная наука, изучающая экологические проблемы городов и формирует оптимальные пути их решения. Шумовое загрязнение и его отрицательное влияние на здоровье населения.
реферат [24,5 K], добавлен 06.06.2012
Загрязнение природной среды и экологические проблемы биосферы: загрязнение атмосферы, воды, почвы. Влияние человека на растительный и животный мир. Радиоактивное загрязнение биосферы. Пути решения проблем экологии, рациональное природопользование.
курсовая работа [40,3 K], добавлен 02.06.2008
Характеристика почвенно-климатических условий Днепропетровской области, краткая характеристика почвы на территории Днепропетровской области, загрязнение почвы тяжелыми металлами, загрязнение почвы пестицидами, рекультивация и контроль за загрязнением.
курсовая работа [41,7 K], добавлен 06.02.2004
Источник
Медико-экологические аспекты формирования здоровья нации
Здоровье как фактор национальной безопасности и стратегическая цель общественного развития. Причины экологической опасности для индивидуального и общественного здоровья. Проблемы формирования медико-экологического мировоззрения разных групп населения.
Рубрика | Медицина |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 09.06.2018 |
Размер файла | 95,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Медико-экологические аспекты формирования здоровья нации
Водогреева Л.В. к.филос.н., зав. лабораторией НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением
Полесский В.А. д.м.н., профессор, зам. директора НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением
Шиленко Ю.В. Первый Московский государственный медицинский университет
Здоровье как фактор национальной безопасности и стратегическая цель общественного развития имеет широкий спектр механизмов управления, включая экологические, значимость которых за последние десятилетия значительно выросла. Социальная действительность ХХI века, появление новых техногенных, образовательных, экономических, социально-политических, этических тенденций существенно меняют традиционную картину формирования, сохранения и укрепления здоровья населения.
Причины экологической опасности для индивидуального и общественного здоровья в первую очередь связаны с увеличением антропогенных нагрузок на окружающую среду. Как следствие, обостряются проблемы глобального загрязнения среды обитания и обусловленные им изменения климата, истощаются природные ресурсы, увеличивается число техногенных катастроф. Экологический кризис следует рассматривать как системный. Его преодоление во многом связано с образом жизни и самоопределением человека, его ценностными ориентациями, которые необходимо учитывать при решении социокультурных и мировоззренческих проблем в сфере системной защиты здоровья.
Необходимость изменений во взаимоотношениях человека с социоприродной средой обусловлена состоянием здоровья общества. Чтобы уменьшить масштабы своей экспансии, ослабить давление на природу и повлиять на остроту развивающегося конфликта между обществом и окружающей природной средой, человек должен отказаться от агрессивно-потребительского отношения к ней, сформировать экологически целесообразные и разумные жизненные ценности, идеалы и приоритеты.
Здоровье как состояние полного физического, социального, психического и экологического благополучия предполагает полную гармонию человека с социальной и природной внешней средой, а также высокий уровень развития и жизнеспособности общества с учетом таких показателей, характеристик и критериев здоровья, как рождаемость, заболеваемость, смертность, инвалидность, ожидаемая продолжительность жизни, уровень физического развития.
Интегрального количественного показателя здоровья до сих пор не существует. В связи с этим актуализируется проблема квантификации взаимосвязей «здоровье — факторы риска», которая становится все более актуальной не только для России, но и для других технологически развитых стран мира. Необходима разработка программ управления факторами риска для здоровья, направленных на минимизацию их выраженности и распространенности. При этом сила влияния различных факторов на здоровье учитывается при формировании групп риска путем отбора совокупностей лиц с повышенной вероятностью заболеваний, в т. ч. для проведения профилактической работы.
Влияние окружающей среды на здоровье человека комплексно оценивается с помощью математической модели риска возникновения хронической патологии с использованием базы данных о состоянии здоровья, полученных в результате мониторинга популяций, которые подвергались различным средовым воздействиям [3].
Здоровье интегрирует и обобщает все многообразие сторон феномена качества жизни, включая аспекты творческого и физического долголетия, состояния среды обитания, общей и экологической культуры. Неоднократно отмечалось, что в основе современных представлений о здоровье и болезни лежат особенности взаимодействия организма со средой, и хорошее здоровье является главным ресурсом социального и экономического развития общества в целом и важнейшим критерием качества жизни.
Тенденция к депопуляции и ухудшению здоровья во многом связана с такими факторами, как недостаточно высокий уровень и качество жизни, следствием чего может являться социально-психологический стресс, имущественное расслоение, курение, злоупотребление алкоголем, наркомания, что свидетельствует о деструкции не только природной, но и социальной среды.
Следствием превалирования краткосрочных ориентиров текущей выгоды над долгосрочными целями человека и общества явилось резкое увеличение опасных для жизни болезней, преобладание смертности над рождаемостью, что определяет необходимость поиска новых теоретических оснований и практических решений, позволяющих обеспечить не только физическое, но и духовное здоровье в контексте демографической и медико-экологической культуры общества в целом. Это актуализирует необходимость системного анализа причин ухудшающегося состояния здоровья населения России в современных условиях, принятия воспитательно-образовательных мер по повышению медико-экологической и демографической культуры, основанной на гармоничном сочетании биологического и социального в человеке.
Известно, что в общей структуре факторов, формирующих общественное здоровье, до 20% влияния приходится на окружающую среду [2]. В связи с этим международные научные школы объединяются вокруг идеи «устойчивого развития», предполагающей такое цивилизационное движение общества, которое, не разрушая своей природной основы, гарантирует возможность сохранения здоровья и выживания человека. Поэтому одним из ведущих направлений экологических знаний становится экология здоровья человека, приобретающая в современном мире все большую социальную и экономическую значимость. С этим направлением тесно связаны практически все специальности и разделы медицинской науки, организации и управления здравоохранением, основные задачи создания методов исследования, технологий охраны здоровья и защиты окружающей среды. безопасность здоровье экологический население
Когда речь идет об эколого-гигиенических проблемах, обычно имеют в виду загрязнение воздуха, воды, почвы, шумовое и электромагнитное загрязнение среды, развитие техники и постоянно возрастающие техногенные воздействия в окружающей нас среде (электромагнитные поля, шумы, ионизирующие излучения, химические поллютанты и т. д.). При этом системные вопросы экологии здоровья остаются вне сферы должного внимания. В то же время особую значимость приобретает системный подход к социально-экологическим и медико-экологическим проблемам формирования здоровья человека в современном обществе на основе единой методологии, включая учет последних достижений социальной гигиены, демографии, философии, социологии, психологии, экономики 11 В последние годы Всемирный банк опубликовал серию докладов, ставших «важной вехой в области международного здравоохранения (World Development Report, 1999: Investing in Health. — N.Y., The World Bank, 1999). «Впервые банкиры и экономисты открыто и прямо признали важность здоровья не только как человеческой ценности, но и как экономического ресурса» (Glick Sh. Disability-Adjusted Life Years — Ethical Implication // Poverty, Vulnerability, the Value of Human Life, and the Emergence of Bioethics / Ed. By Z. Bankowski, J.H. Bryant. — Geneva, 2008. — P. 177). , медицинского права. В этой связи в системе знаний социальная экология здоровья позиционируется как комплексная научно-медицинская дисциплина. В попытках разобраться в проблемах воздействия человека на окружающую среду, способах защиты его здоровья от негативных проявлений этого воздействия возникают научные направления, каждое из которых оперирует своей терминологией, использует свои методы исследований. В этом многообразии научных направлений, понятий и определений практически важно выделить те, которые системно освещают медико-профилактическую и здравоохранную деятельность. Все известные до настоящего времени отрасли экологии, их методы и средства контроля защиты окружающей среды от негативных факторов воздействия на здоровье являются по существу ветвями развития социальной экологии здоровья, занимающей центральное место в системе «человек-общество-природа-здоровье».
В практическом аспекте этой сферой знания применительно к здоровью человека занимаются учреждения Роспотребнадзора, другие структуры индустрии здоровья, функционирующие на уровне взаимодействия конкретных видов медико-технического и общественного производства с социальной и окружающей природной средой. При этом теоретические и методические положения медико-экологических исследований и их реализация одинаковы для всех видов общественного производства, взаимодействующих с природной средой, отличаясь лишь некоторыми особенностями.
Санитарно-защитные службы призваны изучать структуру, состав и источники загрязнения атмосферы, гидросферы и почвы, нормировать загрязняющие вещества; классифицировать их с учетом возможных последствий для здоровья и управлять качеством состояния соответствующих природных сред на основе санитарно-гигиенических и комплексных показателей; регламентировать поступление вредных выбросов в разные объекты среды посредством раздельного их нормирования.
Множество острых противоречий в эколого-гигиеническом отношении представляет современный город. Процессы стихийной урбанизации наносят ощутимые удары по достаточно хрупкому экологическому равновесию: загрязняются воздушный и водный бассейны, почвы в городах и на прилегающих территориях; изменяются природные ландшафты из-за отчуждения земель, в т. ч. для создания свалок (как организованных, так и несанкционированных) 11 Экополис 2009: Экология и устойчивое развитие города: Материалы III Международной конференции. — М., 2010. .
Интересы ряда отраслей промышленности, строящих предприятия, часто не совпадают с интересами местного населения, требующего сохранения экологичных условий проживания. Усиливаются процессы перемещения людей из городов в пригороды в поисках экологически более приемлемой среды обитания.
Во многом противоречивые тенденции в развитии городов требуют квалифицированного и взвешенного подхода к решению экологической проблематики городских территорий. Эти решения связаны с необходимостью разработки медико-экологической и социально-экологической теории и практики организации и управления в сфере охраны окружающей среды, а, следовательно, и в сфере охраны здоровья городских жителей. Для этого необходим комплексный подход ко всем компонентам городской среды — от архитектуры, качества и защиты воздуха урбанизированных территорий, водоподготовки и водоснабжения жителей, охраны водных ресурсов и очистки сточных вод, энергообеспечения населенных мест (включая источники альтернативной природосберегающей энергетики), сбора и транспортировки городских отходов до вопросов эколого-гигиенического менеджмента населенных пунктов и экологической экспертизы последствий хозяйственной деятельности.
Среди инструментов экономико-правового управления природоохранной деятельностью следует назвать экологическую паспортизацию промышленных предприятий и методы стимулирования этой деятельности, а также проблемы экореконструкции городских территорий и создание зон рекреации. В числе последних ? особо охраняемые природные территории, лечебно-оздоровительные местности и курорты, рекреационные ландшафты.
По мере усиления негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, усложнения процессов комплексного анализа экологической обстановки в деятельности органов управления, ответственных за обеспечение эколого-гигиенической безопасности, возрастает роль и значение единой систем экомониторинга. В Российской Федерации ее структура включает пять функциональных блоков:
передвижные посты-лаборатории экологического контроля;
подсистему коммуникаций между постами контроля;
геоинформационную систему экологической направленности;
систему информационной поддержки принятия управленческих решений.
Датчик (пост) экологического контроля фиксирует информацию о состоянии окружающей среды (температура, влажность, направление и скорости ветра, загрязнения среды, гамма-излучение, концентрация СО и диоксида азота) 1 1 Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). — М., 2006. . Проводимые работниками постов обследования позволяют выявлять наиболее опасные по уровню загрязнения районы, определять возможные источники негативных воздействий на окружающую среду и здоровье человека с учетом влияния нескольких негативных факторов различной природы.
Наиболее полно решению этих задач отвечает современная саноинформационная система (СИС Глобальная экологическая перспектива (ГЕО-3). Издание ЕНЕП ООН. — М., 2008. ). Она представляет собой интегрированный тип пространственно-временных данных о разных характеристиках здоровья (заболеваемости, инвалидности и др.), обеспечивающих принятие решений по эффективному управлению в социальных областях человеческой деятельности: не только в медико-экологической и медико-географической, но и в социально-экономических сферах (рис. 1).
Рис. 1. Структура саноинформационной системы.
Таким образом реализуется возможность целостного решения комплексных проблем экологического здоровья в системе «окружающая среда-человек-социум». В этом контексте основным инструментом решения проблем социально-гигиенического взаимодействия человека и окружающей среды, ресурсо- и энергосбережения, рационального природопользования становится саноэкологический мониторинг (СЭМ), обеспечивающий анализ ситуации в промышленно развитых районах с напряженной экологической обстановкой и реализацию мероприятий по экологической безопасности жизнедеятельности, включая медицинские, биологические, гигиенические, социальные, экономические, инженерно-технические аспекты.
Решение этой задачи обеспечивается следующей структурой:
— базы и банки данных экологической, медико-биологической, санитарно-гигиенической, правовой, технико-экономической направленности;
— блоки моделирования и оптимизации деятельности;
— блок принятия управленческих решений органами Роспотребнадзора и Министерства здравоохранения.
Для административных органов регионального и муниципального уровней в этой области деятельности определены функции, к которым относятся:
— отчетность о результатах выполнения работ в рамках социально-экологического и гигиенического состояния и мерах по его улучшению;
— контроль текущего состояния окружающей среды, превышения предельно допустимых концентраций вредных для здоровья веществ на подведомственной территории;
— планирование программ изучения качества жизни населения, повышения экологической безопасности его жизнедеятельности в регионе, городе.
Таким образом, комплексность социально-экологических и медико-экологических проблем связывает воедино задачи СИС, решаемые разными специалистами. Структура социально-экологического мониторинга отражает специфику этих задач за счет включения в нее нескольких тематических слоев информации 1 1 Weber R.A. Information Systems Control and Public Health Service. Pearson Education, 2008. — P. 241-242. :
общая эколого-гигиеническая характеристика (атмосферный воздух, водоемы, почва, санитарно-эпидемиологические условия);
источники негативного воздействия на среду обитания (выбросы и сбросы, твердые отходы и др.);
состояние здоровья и социально-бытовые условия;
зонирование территорий (объекты производственного назначения, селитебные территории и др.);
инженерно-технические и транспортные коммуникации;
нормативные и правовые документы;
перспективы развития регионов и муниципальных образований.
Исследования взаимосвязей факторов риска с показателями здоровья, классифицируемые как медико-экологический мониторинг, развиваются в единой, но более широкой логике управления качеством среды в системе «общество-здоровье человека-социально-природные условия». Это означает, что социоэкология здоровья рассматривает соотношение общества не только с экогеографическим и социально-экономическим, но и с социокультурным окружением, т. е. со средой жизни человека. Тем самым медико-экологическая наука все больше обогащается междисциплинарными подходами и исследовательскими методами смежных наук, которые позволяют переходить на новые уровни изучения эколого-гигиенических и медико-демографических проблем 11 ООН. Детерминанты и последствия демографического роста. Т. 1, ч. 2. — Женева, 2006. — С. 295. . Получая статус глобальных, они требуют разработки программ развития человека и общества, их здоровья в гармонии с социоприродной средой. В условиях глобализации взаимоотношения человека, общества и природы имеют противоречивый характер: научно-технический прогресс, с одной стороны, способствует росту благосостояния людей, с другой, — заключает в себе серьезные опасности техно-антропогенного свойства.
Речь идет об органичном внедрении эколого-гигиенического сознания и мышления непосредственно в материальную деятельность и межличностное общение людей. Поэтому экологическая и медико-экологическая культура является одними из важнейших составляющих в ходе социализации человека в обществе для приобщении его к такой «вечной» и непреходящей ценности, как здоровье.
Все в большей степени осознается необходимость перехода к синтезу и системному методу исследовании такой сложной проблемы, как формирование человека и влияние неблагоприятной социоприродной среды на здоровье людей, включая новые взаимообусловленные патогенные факторы (социальные, экологические, биологические и др.). Проблема здоровья и болезни человека не может быть ограничена областью биологического исследования: необходимо учитывать его социальную сущность. В этом отношении использование социально-экологического подхода к формированию здоровья становится системообразующим фактором в модели, опирающейся на более частные стратегии (гигиеническое обучение и воспитание, профилактика заболеваний и др.), объединяя в одно целое медицинские, социальные, мировоззренческие вопросы здоровья как сущностной характеристики личности и достигнутого качества жизни. Одним из инструментов реализации этого подхода выступает медико-экологическое воспитание, содержание которого с точки зрения экологии как предметной деятельности выходит за рамки собственно медицинских вопросов и носит междисциплинарный характер, обеспечивая формирование экологического сознания и предопределяя переход с биомедицинской на социально-экологическую модель здоровья. Воспитание как сознательное целенаправленное воздействие на индивида с целью привития ему определенных навыков и способов поведения является одной из определяющих форм социализации личности. В конечном счете, результатом воспитательного процесса является создание такой системы ценностных ориентаций, которая обеспечивает формирование индивида в соответствии с поставленными обществом задачами, в т. ч. в его отношении к здоровью.
Длительное время медико-экологическое воспитание и образование ограничивалось преимущественно природоохранным и санитарным просвещением. Сегодня медико-экологическое воспитание рассматривается как одна из стратегий формирования здоровья. Разрабатываются содержание и методы формирования экологической и медико-экологической культуры, уточняются взаимосвязи и взаимозависимость факторов окружающей среды и личностно-общественного здоровья, актуализируется задача овладения навыками гармоничного взаимодействия общества и природы. В связи с этим в последние годы разрабатываются концептуально-прикладные аспекты становления экологической и медико-экологической культуры населения, на практике реализуемой в стиле поведения по отношению к окружающей социоприродной среде и здоровью на основе сложившихся экокультурных ценностей. Проблемы формирования медико-экологического мировоззрения таких групп населения, как студенты, медицинские работники (особенно в связи с проблемой устойчивого развития, коэволюции общества и природы), не нашли пока должного освещения в социально-гигиенических исследованиях и не стали предметом самостоятельного концептуально-прикладного проекта. В достаточной мере не изучены множественные факторы, влияющие как на здоровье людей, так и на формирование мировоззренческих взглядов, экологической культуры и здоровьесберегающих убеждений. Не определены ведущие идеи современной экологии и здоровья, которые должны найти отражение в системах медицинского, технического и педагогического образования. Предстоит детализировать взаимосвязи между экологической и медико-экологической культурой человека и состоянием его здоровья, провести анализ мировоззренческого ядра личности и стиля поведения по отношению к окружающей социоприродной среде. Мировоззренческие компоненты этой культуры определяются пока достаточно произвольно. Во внимание не принимается тот факт, что экологическая здоровьесозидающая культура должна включаться в целостную систему мировоззрения личности.
Существующее противоречие между востребованностью и социальной значимостью формирования медико-экологической культуры личности в образовательном процессе должно быть устранено проведением социально-гигиенических исследований этой проблемы. В качестве объекта исследования может выступать медико-экологическая культура личности, а предмета — закономерности ее формирования в образовательно-воспитательном процессе. Обозначенный круг теоретико-методологических и прикладных направлений и целей предполагает решение следующих задач:
обоснование концептуально-прикладных основ экологического и медико-экологического образования и воспитания;
выделение медико-экологической культуры как базовой характеристики личности и интегрального качества здоровья;
раскрытие роли медико-экологической культуры в формировании мировоззрения личности;
изучение состояния и перспектив развития социально-системной политики в области медико-экологического образования и воспитания;
определение основных компонентов системы управления развитием медико-экологического образования на региональном и муниципальном уровнях.
Базовую основу формирования медико-экологической культуры личности в медико-экологическом образовательно-воспитательном процессе составляют:
установление взаимосвязей медико-экологической культуры и экологической этики как интегративного качества личности;
обеспечение целенаправленного процесса формирования этических основ медико-экологической культуры личности для овладения, воспроизводства, создания и развития опыта ценностного отношения к окружающей социоприродной среде;
создание системы непрерывного экологического и медико-экологического образования и воспитания, включая мировоззренческие основы;
включение круга вопросов медико-санитарной экологии, рационального природопользования и природоустройства, охраны окружающей среды и устойчивого развития общества в учебные планы медицинских, педагогических и технических вузов на всех уровнях образовательного процесса;
усиление роли и повышение значимости социально-гуманитарных подходов и аспектов медико-экологического образования и эколого-санитарной просветительской деятельности;
подготовка и переподготовка в области экологии здоровья медико-педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и послевузовского образования;
включение проблематики медико-экологической культуры и этики при разработке содержания и проведения в жизнь федеральных, целевых, региональных и местных программ в области здравоохранения;
развитие системной политики в области медико-экологического образования и воспитания, включая как его содержательные, так и процессуальные аспекты.
Междисциплинарный подход требует обращения к основам системного управления, социологии медицины, педагогики, психологии профессионального управления. Системной проработки требуют положения о всеобщей связи и взаимообусловленности факторов среды (социальной, природной), развития и целостности социально-деятельной сущности личности. Теоретическими предпосылками медико-экологического исследования могут стать идеи и положения социальной гигиены и системного управления, экологии здоровья, отражающие проблемы культуры здорового образа жизни и новой образовательной парадигмы. Речь идет об экологизации, системности, доступности и непрерывности образования с учетом его опережающего и инновационного характера, а также использовании теоретико-педагогического анализа (ретроспективного, системного, индуктивно-дедуктивного, сравнительно-сопоставительного), теоретического моделирования, обобщения педагогического опыта. Экспериментальную составляющую подобного исследования можно реализовать на основе системы рефлексивно-оценочных процедур. Особое место занимают опросно-диагностические (анкетирование, интервью, экспертная оценка, самооценка, тестирование, ранжирование) и праксиметрические (анализ деятельности учителей и студентов) методы. Заслуживает внимания синтез представлений о медико-экологической культуре личности и ее этических основах.
Основу исследовательского поиска могут составить положения, согласно которым:
— медико-экологическая культура и ее этическая составляющая являются составной частью общей культуры человека. Это важнейшее качество личности, выполняющее функции внутреннего регулятора в отношениях человека с социо-природной средой и самим собой. Эта функция обеспечивает гармонизацию и взаимную адаптацию и проявляется в природо- и здоровьесозидающей деятельности. Медико-экологическая культура есть совокупность отношений и взаимосвязей с природой, социумом и самим человеком. Они воспринимаются, осваиваются и воспроизводятся каждым человеком во взаимодействии с окружающим миром, развиваются в процессе освоения действительности, обеспечивают формирование устойчивых личностных ценностей. В этом смысле медико-экологическую культуру и ее этическую составляющую целесообразно рассматривать как мировоззренческую категорию, ориентированную на устойчивое развитие. Основные положения этого процесса:
— медико-экологическое образование и воспитание как один из решающих механизмов формирования медико-экологической культуры личности включаются в процесс преподавания экологии здоровья, и «экологизацию» многих ведущих дисциплин учебных программ в зависимости от типа и специализации учебного заведения (медицинского, технического, природоохранного).;
— содержание медико-экологического образования и воспитания носит междисциплинарный характер, что позволяет раскрывать универсальную роль медико-экологических ценностей здоровья и их значение в процессе формирования ценностных ориентаций личности. В содержании, формах и методах непрерывного экологического и медико-экологического образования предусмотрена организация целенаправленного накопления массового экологического опыта, способствующего развитию разнообразных связей с социоприродным окружением в системе территориальных рекреационных, познавательных, трудовых, экономических, коммуникационных, правовых, эстетических, нравственных ориентиров и направлений деятельности.
Теоретико-прикладная значимость подобного подхода заключается:
в целостном осмыслении и системном представлении процесса формирования медико-экологической культуры личности в образовательно-воспитательном аспекте; создании теоретико-практических основ формирования массовой медико-экологической культуры с учетом санитарно-гигиенических особенностей и условий социоприродной среды;
в конкретизации и расширении понятийно-категориального ряда терминов и содержательных дефиниций в области социальной гигиены, системного управления, педагогики. Данный категориальный аппарат существенно дополнен положениями и определениями, касающимися мировоззренческой направленности медико-экологического образования.
Разработка и реализация способов формирования поведения, обеспечивающего и поддерживающего здоровье в изменяющихся социальных, экономических и природных условиях предполагает использование схем поведения, зависящих от сознательной мотивации, менее устойчивых, чем те, которые являются итогом воздействия социальных норм и традиций. Помимо этого, степень загрязнения внешней среды обратно пропорциональна социальным, психологическим и физиологическим возможностям человека. Чем хуже экологическая обстановка, тем значительнее человек ограничен в свободе самореализации.
Осмысление новой социальной, экологической, экономической и, если угодно, мировоззренческой ситуации для изучения и практической реализации медико-экологических аспектов формирования здоровья нации расширяет рамки проблемного поля «человек-среда-здоровье», позволяя задействовать новые механизмы его формирования. Данная проблематика — чрезвычайно сложное теоретико-прикладное направление, не имеющее аналогов и располагающее весьма приблизительными алгоритмами своего разрешения [1]. В то же время исключительная важность решения этой проблемы обусловлена растущей опасностью, угрожающей человечеству в рамках глобального экологического кризиса, и потому является одной из главных в XXI веке. Все большее значение придается социально-экологической детерминации болезней и здоровья человека, обусловленной ухудшающимися качеством природы и социально-экономическими условиями жизни. Осознание масштабов и опасности экологического кризиса ставит перед обществом задачу экологизации науки, организации всеобщего непрерывного медико-экологического образования, формирования экологического менталитета, экологической и медико-экологической культуры каждого человека, его нацеленности на природосообразную деятельность и здоровьесберегающее поведение, разработку экологически чистых технологий производства в целях сохранения и укрепления здоровья нации.
1. Здоровье в контексте взаимовлияния риск-факторов: эколого-социальный анализ / Под ред. Н.Н. Моисеева // Зеленый мир. 1998. № 26. — С. 19-21.
2. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и управление здравоохранением: Учебник. 2-е изд. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 512 с.
3. Распознавание угрожающих экологических состояний. Математические методы анализа. — М.: Вильямс, 2008. — 1056 с.
Источник