Медико-биологические аспекты здоровья студентов-первокурсников, обучающихся в ННГУ имени Н. И. Лобачевского
Рубрика: Физическая культура и спорт
Дата публикации: 10.08.2015 2015-08-10
Статья просмотрена: 396 раз
Библиографическое описание:
Любаев, А. В. Медико-биологические аспекты здоровья студентов-первокурсников, обучающихся в ННГУ имени Н. И. Лобачевского / А. В. Любаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 16 (96). — С. 440-442. — URL: https://moluch.ru/archive/96/21549/ (дата обращения: 08.06.2021).
В статье описываются факторы, влияющие на ухудшение здоровья студентов-первокурсников. Представлены результаты исследований заболеваемости студентов, обучающихся в ННГУ. Отмечается тенденция снижения показателей здоровья молодежи за счет роста низкого уровня двигательной активности и наличия вредных привычек. Рекомендуется ежемесячное медицинское обследование всех студентов, занимающихся физической культурой и спортом. Повышение качества занятий и активности студентов возможно при постоянном улучшении материальной базы.
Ключевые слова: здоровье, заболеваемость студентов, физическое развитие, медицинские физкультурные группы.
The article describes the factors affecting the deterioration of health first-year students. The results of incidence studies of students enrolled at the University of UNN. There is a trend to reduce youth health indicators due to the growth of low-level motor activity and the presence of harmful habits. Recommended monthly medical examination of all the students engaged in physical culture and sports. Improving the quality of work and activity of students is possible with the continuous improvement of the material base.
Key words: health, the incidence of students, physical development, medical physical training group.
Студенты как социальная группа всегда являлись объектом особого внимания. Здоровье молодежи занимает основные позиции в связи с целым рядом факторов. Молодежь — это значительная часть трудовых ресурсов и здоровье нации через 15–20 лет. От состояния здоровья студентов зависит становление и развитие социально-экономической сферы государства. В научных исследованиях Бабенковой Р. Д., Абаскаловой Н. П., и других ученых отмечается нарушение здоровья у 80–85 % студентов вузов. Бесспорно, в процессе учебы в вузе состояние здоровья студентов ухудшается, а число хронически больных студентов растет из года в год.
Эти негативные тенденции, характерные для всех вузовских центров России, в значительной степени определяются региональными особенностями.
На момент студенчества приходятся важные периоды физиологических перестроек, биологической эволюции и адаптации растущих организмов учащихся. Первый курс 16–17 лет — заканчивается подростковый период, с 18 до 21 года — три года юношеского периода, в 21 год, то есть с 4-го курса начинается первый период зрелости. За пять лет три раза меняется программа функциональной обеспеченности работы организма, чему соответствуют два переходных периода, связанных с коренными революционными перестройками, доминантами и статус-кво во взаимоотношениях органов и систем. Главенствующая Центральная Нервная Система — в эти периоды находится в состоянии крайней мобилизации и концентрации — управляя и контролируя процессы неотвратимых перестроек.
Культурный и академичный подход со стороны педагогического, медицинского и родительского сообщества предполагает наблюдение, учет и контроль, профилактику, выражающихся в превентивных мероприятиях снятия перенапряжения нервной системы, следовательно, устранения дезадаптации как почвы для возникновения новых заболеваний и обострения хронических [1, с.381].
Физическое развитие растущего организма является одним из основных показателей состояния здоровья учащегося. Чем значительнее отклонения в физическом развитии ученика, тем больше вероятность наличия функциональных нарушений или хронических заболеваний.
Студенты, обучающиеся в ВУЗах, являются неотъемлемой и прекрасной частью Российского молодежного сообщества и ему свойственны все достоинства и некоторые проблемы, актуальные для учащейся молодежи на сегодняшний день.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, нервно-психического и социального благополучия.
Анализ заболеваемости студентов-первокурсников, обучающихся в ННГУ:
12 % студентов в общей массе имеют хронические заболевания, из них — 39 % — несколько заболеваний, основное и сопутствующее — т. е. «букет». Приоритет первой тройки заболеваний [2, с.16] –
1. Опорно-двигательный аппарат — это сколиоз, плоскостопие;
2. Нервная система — это вегето-сосудистая дистония;
3. Зрение — это миопия, близорукость.
Студенты с данной проблематикой стоят на учете у медработника института и подвергаются усиленному вниманию со стороны куратора группы, студенческого профкома, психолого-педагогической службы, медработников кафедры медицинской подготовки. Они объединены в специальные медицинские физкультурные группы, в которых два раза в неделю занимаются лечебной физкультурой под руководством преподавателей по профилю адаптивной физкультуры.
Систематизируя основную группу студентов — «здоровых студентов» — их 89 %, мы видим проявление естественного фундаментального закона — закона нормального распределения. Против 11 % «больных студентов» из общей массы наших учащихся — 11–14 % студентов — занимаются в группах спортивного совершенствования спортсменов – это «спортсмены». [1, с.384].
Что же происходит с остальными студентами— которые и не спортсмены, и не являются больными — их остается 75 % [5, с.142]. По состоянию здоровья они тоже делятся на две группы: 60 % — основная физкультурная группа, 1-я группа здоровья (не имеющая никаких заболеваний и функциональных отклонений). Эта группа обязана сдавать физкультурные нормативы, демонстрирующие основные физические качества человека: сила, скорость, выносливость. 2-я группа – их 40 % — подготовительная физкультурная группа или 2-я группа здоровья (имеющие функциональные отклонения), не обязана сдавать вышеуказанные нормативы [4, с.550].
Имея в общей массе нормальный паттерн физического развития, студенты проявляют противоречивые характеристики проявления основных физических качеств (сила, скорость, выносливость). Сила — 50 % юношей и девушек справляются с нормативом на «хорошо» и «отлично», 20 % — на «неудовлетворительно» [2, с.17]. Скорость: 30 % девушки и 18 % юноши — «хорошо» и «отлично», 25 % девушки и 35 % юноши — «неудовлетворительно» [5, с.143]. Выносливость: 13 % юноши и 32 % девушки — «хорошо» и «отлично»; 70 % юноши и 60 % девушки – «неудовлетворительно» [1, с.385].
Морфологические и функциональные характеристики современных студентов.
1. По физическому развитию наблюдается адекватная возрастная гетерохронность (неравномерность) процессов роста и функций — размеры опережают функциональные возможности организма, и особенно первокурсников [2, с.17].
2. Согласно «регионального эталона физического развития» — девушки- первокурсницы в большей степени имеют недостаток массы тела, а у юношей прослеживается гармоничное распределение [4, с.551].
3. Длина тела у юношей, согласно «Регионального норматива» показывает тенденцию и фактически «высокий рост» — и в свою очередь юноши более рослые относительно девушек [7, с.31].
4. Функциональные показатели сердечно-сосудистой системы свидетельствуют о тенденции к гипотонии, у девушек она более выражена, у них часты тахикардия и брадикардия, что свидетельствует о нестабильности их регуляторных систем вегетативной нервной системы в отличие от юношей [6, с.53].
5. Вегетативная обеспеченность проявляется большей симпатизацией (возбуждением) у юношей, девушки более склонны к ваготоническому возбуждению (т. е. они более спокойны).
6. Психостатус находится на уровне нормальных распределений и некоторое напряжение отдельных факторов объясняется напряжением общего периода адаптации первокурсников при переходе из школы в институт — срезы проводятся в октябре-ноябре [6, с.53].
Работа по оптимизации состояния здоровья студентов ННГУ ведется непрерывно, а именно:
1. Кафедрой медицинской подготовки и Общеинститутской научно-исследовательской лабораторией в течение уже 7 лет проводится скрининг физического здоровья студентов-первокурсников. Обследовано более 3000 студентов по более чем 40 факторам физического, нервно-психического и социального статусов — более того, исследование проводится самим студентом в формате лабораторной работы, с использованием стандартных методик и кафедрального сайта — под контролем преподавателей [3, с.199].
2. Студенты, имеющие к тому показания, более углубленно обследуются инструментальным методом кардиоинтервалографии на предмет оперативного выявления напряжения нервной системы.
3. Обоснование, разбор и выводы данных скринингов проводятся преподавателями кафедры медицины в сотрудничестве со специалистами — профессорами на договорной основе, кафедры педиатрии и гигиены Нижегородской Медицинской академии; Нижегородского института развития образования; Московского НИИ Возрастной Физиологии РАО; Московского НИИ гигиены детей и подростков РАМН [3, с.201].
4. Включение в учебный процесс «Дневника самоконтроля» за индивидуальным здоровьем в течение трех лет с первого по третий курс, аналога современного «Паспорта здоровья». Дневник активно ведется студентом под контролем преподавателя.
5. Санбюллетени-стенгазеты выпускаются по тематикам сезонных заболеваний и возрастных проблем.
6. Студентами активистами проводятся тематические творческие представления и ролевые игры перед сокурсниками института, в школах города и района, в детском доме по темам: «Борьба со СПИДом» — «Борьба с вредными привычками».
7. Ведется плановая согласованная работа кафедры МП и БЖД — по оптимизации санитарии гигиены питания студентов с акцентом на студентов общежитий.
8. Секцией пешеходного туризма «ГЕО» организовываются и проводятся ближние и дальние походы с участием и студентов и школьников города и района.
Студенты приходят на первый курс как результат и плод творчества среды проживания и образования. На их функциональное напряжение и адаптацию накладывает отпечаток периода 11-го класса с непрерывной подготовкой к выпускным экзаменам или ЕГЭ, подготовкой к вступительным (конкурс ЕГЭ), приход в ВУЗ, адаптация к новым требованиям, организации и социализации. Плюс переходный период «подросток-юноша» и плюс у 11 % дополнительный экзогенный раздражитель — сопутствующее заболевание [3, с.202].
Студенты к концу обучения, несомненно, становятся здоровее, об этом явно свидетельствует количество обращаемостей в медицинский кабинет и количество пропусков по болезни, к четвертому курсу они сокращаются на 80 %, а к пятому – на 90 % относительно первого курса.
1. Осянин А. Н., Ушакова Я. В. Здоровье молодежи как фактор сбережения человеческих ресурсов социума / Вестник университета ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Серия Социальные науки. Выпуск 1(4). — Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. — С. 379–387.
2. Стамова Л. Г., Сикачева Ю. М. Влияние повышенной двигательной активности на адаптацию к обучению студентов // Культура физическая и здоровье. — 2010. — № 3. — С. 16–18.
3. Ушакова Я. В. Здоровье студентов и факторы его формирования / Вестник университета им. Н. И. Лобачевского. № 4. — Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2007. — с. 197–202.
4. Ушакова Я. В. Организация физкультурно-спортивной деятельности студентов / Региональный аспект. Материалы Шестой Международной научно-практической конференции, Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, В 2 т. Том II. — Нижний Новгород:, 2007. — С. 549–552.
5. Ушакова Я. В. Здоровье в системе ценностей студенческой молодежи / Модернизационный потенциал регионов: сборник докладов и тезисов Международной научно-практической конференции, Иваново: Ивановский государственный университет, 2011. — С. 141–144.
6. Функциональные характеристики современных студентов / В. Ю. Маслова Е. А. Калюжный, М.Маслова [и др.] // Исследования в области естественных наук. — Июнь 2014. — № 6, с.51–54.
Источник
Медико биологический аспект здоровья это
Факторы, влияющие на здоровье детей и подростков.
По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, Нью – Йорк, 22 июля 1946год), «здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
По существу – это идеал, к которому мы должны стремиться. В последние годы в мировой научной литературе широко обсуждается новая концепция здоровья. По новой концепции здоровья – это состояние равновесия (баланс) между адаптационными возможностями (потенциал здоровья) организма и условиями среды, постоянно меняющимися.
Более полным является определение, данное академиком В.П. Казначеевым: «здоровье индивида – это процесс сохранения и развития психических, физиологических, биологических особенностей человека, его оптимальной трудовой способности, социальной активности при максимальной продолжительности активной жизни»
Здоровье человека связано практически со всеми сферами его жизнедеятельности. Изменения в любой из них напрямую или опосредованно влияет на психосоматический уровень здоровья. Поэтому здоровье является гармоничным единством биологических и социальных качеств человека, позволяющих ему адаптироваться к условиям макро- и микросферы, а также вести продуктивную в социальном и экономическом плане жизнь.
Если состояние всех факторов, определяющих здоровье, принять за 100%, то по доли их влияния на наше здоровье они распределяются в следующих соотношениях:
1. генетический фактор – 20% (физическое здоровье – 10%, психическое здоровье –10%);
- экологический фактор – 20% (экзоэкология – 10%, эндоэкология – 10%);
- образ жизни – 50% (материальные условия труда и быта – 20%, поведение, режим жизни, привычки – 30%);
- медицинский фактор – 10%.
Цифры естественно среднестатистические, лишь ориентирующие врача общей практики.
Наследственность, экология, образ жизни и здравоохранение – главные факторы, определяющие продолжительность нашей жизни.
Генетический фактор предопределяет здоровье до рождения человека, он очень нежный и легко раним, особенно на начальном этапе формирования организма (первый триместр беременности), когда происходит закладка органов и систем. Повреждающими факторами могут стать острые респираторные инфекции, интоксикации табачным дымом или алкоголем, неполноценное питание, прием лекарственных препаратов, ионизирующее излучение и многое другое. Влияние наследственных факторов может стать причиной генетических аномалий.
Экологический фактор в период внутриутробного развития подразделяется на две составляющие, внутреннюю – организм матери и внешнюю – окружающяя среда. Здоровье плода и новорожденного зависит в первую очередь от здоровья матери и отца, а во-вторых от условий жизни в которых он был зачат, растет и развивается. Загрязненная среда обитания, воздействие электромагнитных полей, снижение физических и увеличение психических нагрузок, не соблюдение режимных моментов сна и бодрствования оказывают существенное негативное воздействие на здоровье человека.
Медицинский фактор складывается из профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Первичная профилактика самая результативная и заключается в выборе принципов здорового образа жизни каждым человеком и реализации их на протяжении всего жизненного цикла.
Образ жизни является самым важным, определяющим здоровье человека. Согласно определению Ю. П.Лисицына
«Здоровый образ жизни – активная деятельность человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья»
Из данного определения следует:
1. Человек сам ответственен за свое физическое, психическое и социальное благополучие.
2. Человек должен обладать определенными знаниями по сохранению и укреплению своего здоровья.
Важным элементом образа жизни в современных условиях является осознанное отношение человека к здоровью, как к наивысшей ценности, что определяется в свою очередь уровнем культуры. Культура здоровья формируется в процессе воспитания и образования и выражает отношение к самому себе, к обществу, природе. Основными компонентами здорового образа жизни по Лисицыну Ю.П., о чем более подробно будет изложено в следующих главах, являются:
- Активная жизненная позиция.
- Позитивное психоэмоциональное отношение в коллективе и семье.
- Отказ от психоактивных веществ.
- Сбалансированное здоровое питание.
- Двигательная активность.
- Правильное сексуальное поведение.
- Личная гигиена.
- Медицинская активность.
Формирование здорового образа жизни имеет целью совершенствование условий жизнедеятельности человека на основе его грамотности, обучения гигиеническим навыкам, знании основных факторов, ухудшающих его здоровье. Переход организма человека из состояния здоровья в промежуточное состояние, а затем в болезнь чаще всего происходит под влиянием факторов риска. Факторы риска заболеваний — это факторы, отрицательно влияющие на здоровье. Они благоприятствуют возникновению и развитию болезней, вызывают патологические изменения в организме. В настоящее время различают около 200 факторов риска, приводящих к развитию хронических неинфекционных заболеваний, которые оказывают самое значительное влияние на современного человека. Среди них выделяют физические, химические, биологические, социальные, психологические, генетические факторы. Всемирная организация здравоохранения выделяет 7 ключевых факторов развития предотвратимых заболеваний: артериальная гипертония, курение, злоупотребление алкоголем, гиперхолестеринемия, избыточная масса тела, недостаточная физическая активность, нерациональное питание .
Теоретически, перечисленные факторы, являются изменяемыми, модифицируемыми, а на практике население России является популяцией высокого риска!
Ученые считают, что те смерти, которые обусловлены образом жизни, поведенческими факторами риска, на 50-70% могут быть предупреждены. Поэтому очень важно вовремя выявлять факторы риска хронических неинфекционных заболеваний, проводить их коррекцию, а также предупредить прогрессирование заболеваний уже имеющихся и развитие осложнений.
Снижение заболеваемости и смертности в России, происходит не только за счет современной диагностики и лечения больных, но в большей степени за счет проведения профилактических мероприятий! Давно известно, что только лечебные мероприятия не могут изменить ситуацию.
Показатели индивидуального здоровья. Группы здоровья. Показатели популяционного здоровья.
В связи с функциональным подходом к здоровью человека возникает вопрос об оценке его состояния. Существующие качественные и количественные характеристики здоровья имеют довольно широкий диапазон. Они отражают уровень жизнеустойчивости организма, широту его адаптационных возможностей, биологическую активность органов и систем, их способность к регенераци При оценке состояния здоровье в повседневной жизни, специалисты, пользуется субъективными и объективными критериями. Субъективные критерии – настроение, сон, аппетит, наличие или отсутствие боли – недостаточно информативны, так как некоторые изменения в организме человека могут не сопровождаться какими – либо ощущениями. С другой стороны, возможны явления, расцениваемые инвалидом как болезненные при фактическом отсутствии патологии, что характерно, например для психоэмоциональных расстройств.
Оценка состояния здоровья человека связана с понятием нормы. Норма — это система показателей состояния организма человека: его строения, структуры, функций, которые находясь в заданных пределах, отражают самочувствие человека как хорошее. Когда мы заболеваем, то обычно говорим, что плохо себя чувствуем.
Объективным отражением нашего состояния являются показатели внутренней среды в качественном или количественном выражении. Так, например, температура тела у человека в норме составляет 36,6 °С, частота сердечных сокращений (пульс) у человека в норме составляет 70-72 удара в 1 минуту,
АД–140/90 мм рт. ст. и т.д.
Различают возрастные и индивидуальные нормы. Возрастная норма соотносится с измерениями в различных возрастных группах и вычислением среднего значения для каждой обследованной группы. Полученное среднее значение для каждой возрастной группы принимается за стандарт нормы. Индивидуальная норма определяет учет половых, конституциональных признаков, профессии, места жительства, образа жизни и др. Трудность интерпретации объективных показателей состояния человека заключается в том, что нередко они не выходят за пределы нормы, но человек утверждает, что он болен. Или, напротив, все показатели свидетельствуют о заболевании, однако человек уверяет, что он совершенно здоров. Состояние человека определяется не только объективными данными, но и эмоциональным или чувственным восприятием самого себя. Из этого можно сделать вывод о том, что понятие нормы как отражение внутренней среды организма не абсолютное, а относительное. То, что для одного человека является отклонением от нормы, есть проявление болезни, для другого — проявление всего лишь одного из вариантов нормы. И в этом заключается одна из множества методических трудностей в постановке диагноза заболевания.
В настоящее время различают здоровье населения (популяционное здоровье) и здоровье индивида (индивидуальное здоровье), групповое здоровье.
Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т. д. Групповое здоровье — здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, профессиональных и т.д. Популяционное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состоит общество, но не является суммой здоровья индивидуумов. Даже ВОЗ до сих пор не предложило краткого и емкого определения общественного здоровья. «Общественное здоровье — такое состояние общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психическими заболеваниями, т.е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богатство общества» (Ю.П.Лисицин). Эксперты ВОЗ при выработке стратегии «здоровье для всех в XXI веке» выбрали такие показатели общественного здоровья: % ВВП, идущий на здравоохранение; доступность первичной медико-санитарной помощи; обеспеченность населения безопасным водоснабжением; % лиц, подвергнутых иммунизации от инфекционных болезней; состояние питания детей, в частности, % детей, родившихся с низкой массой тела ( 2,5 кг ); уровень детской смертности и средней продолжительности жизни; уровень грамотности взрослого населения; доля ВВП на душу населения.
- В международной практике для описания общественного здоровья используют: комплекс демографических показателей: рождаемость, смертность (общую, детскую, перинатальную, младенческую, повозрастную), среднюю продолжительность предстоящей жизни;
- Показатели заболеваемости (общей, по отдельным возрастным группам, для инфекционных, хронических неспецифических заболеваний, отдельных видов заболеваний, заболеваемости с временной утратой трудоспособности и т. д.); показатели инвалидности (общей, детской, повозрастной, по причинам);
- Уровень физического развития.
Для оценки состояния здоровья населения используют три группы показателей:
I. Медицинские — медико-демографические, заболеваемости и распространения болезней (болезненность), инвалидности и инвалидизации, физического развития населения.
II. Социального благополучия — демографическая ситуация, показатели факторов окружающей среды, образ жизни, уровень медицинской помощи.
III. Психического благополучия — заболеваемость психическими
расстройствами, частота невротических состояний и психопатий и др.
Оценку здоровью человека осуществляют с использованием трех уровней – популяционного (общественного), индивидуального и группового.
Популяционный уровень здоровья согласно В.П. Казначееву представляет собой процесс социально – исторического развития психосоциальной и биологической жизнью населения в ряду поколений. Для определений популяционного здоровья используют следующие статистические показатели:
- Общая численность населения;
- Средняя продолжительность жизни;
- Рождаемость;
- Прирост населения;
- Заболеваемость;
- Инвалидность;
- Смертность;
- Миграция населения.
Индивидуальный уровень здоровья включает в себя физический и духовный, а также биологический и социальный аспекты. Выделяют следующие компоненты здоровья: генетический, физический, репродуктивный, психический и социальный. Все они равнозначны.
Для характеристики индивидуального здоровья применяют следующие показатели по Р. И. Айзману ( 1996 г ):
- Наличие или отсутствие признаков болезней и дефектов развития;
- Генотип (наследственные дефекты);
- Уровень и гармоничность физического развития;
- Уровень физической подготовленности;
- Морфотип (тип конституции);
- Функциональное состояние органов и основных систем организма в покое и при нагрузке;
- Уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности;
- Интегративные биохимические показатели.
Групповой уровень здоровья принято использовать для оценки здоровья школьников, студентов, а также взрослых, относящихся к конкретным профессиональным категориям.
К критериям оценки состояния здоровья школьников, по С.М. Громбаху, относятся:
- Наличие хронических заболеваний;
- Уровень функционального состояния органов и систем;
- Степень сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам;
- Уровень достигнутого развития и степень его гармоничности
Первые три из перечисленных критериев пригодны для оценки здоровья людей любого возраста; в случае детей и подростков, организм которых находится в состоянии роста и развития, необходимо прибегнуть к четвертому критерию. Проведенный на основе этих критериев анализ здоровья детей позволил выделить среди них пять групп.
I – Здоровые дети и подростки не имеющие морфофункциональных отклонений. Для лиц, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких бы то ни было ограничений. Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плановые сроки, а врачебные назначения состоят обычно из оздоровительных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на организм.
П – Здоровые дети и подростки имеющие, однако, некоторые функциональные или морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называемая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Данный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий.
Ш – Дети и подростки, страдающие хроническими заболеваниями, находящимися в состоянии компенсации (когда функциональные возможности систем сохранены).
IV – Дети и подростки с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации (когда функциональные возможности организма снижены).
V – Дети и подростки в стадии декомпенсации (дети — инвалиды), нуждающиеся в специальных условиях обучения
Дети и подростки 3-й, 4-й и 5-й групп здоровья находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают ту или иную лечебную и профилактическую помощь, обусловленную имеющейся патологией и степенью компенсации. В детских учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физических нагрузок и др. При необходимости они направляются в специальные детские и подростковые учреждения, где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание.
Анализ состояния здоровья школьников традиционно проводят с использованиям следующих показателей:
- Индекс здоровья;
- Уровень и гармоничность физического развития;
- Группа здоровья;
- Удельный вес детей с хроническими заболеваниями;
- Удельный вес детей находящихся под наблюдением в диспансерах.
В заключении можно еще раз подчеркнуть, что здоровье человека является результатом проявления наследственных особенностей организма, воздействия окружающей среды и активности самого индивида.
Источник