Науки, изучающие организм человека
Система биологических наук
Современная биология — сложная система знаний, включающая в себя большое количество отдельных биологических наук, отличающихся задачами, методами и способами исследований. Анатомия и физиология человека — основа медицины. Анатомия человека изучает форму и строение человеческого тела с точки зрения его развития и взаимодействия формы и функции. Физиология — жизнедеятельность организма человека, значение различных его функций, их взаимную связь и зависимость от внешних и внутренних условий. Физиология тесно связана с гигиеной — наукой об основных путях сохранения и укрепления здоровья человека, о нормальных условиях труда и отдыха, о предупреждении заболеваний. Каждый человек по-своему отражает внешний мир который его окружает. У каждого складывается свой внутренний мир, взаимоотношения с другими людьми, определяя и оценивая свои поступки. Всё это образует душевную деятельность каждого индивида, его психику. Она включает: восприятие, мышление, память, представление, волю, чувства, переживания человека, образуя тем самым, характер, способности, интересы каждого. Психология — наука, изучающая душевную жизнь людей. Она использует методы характерные для любой науки: наблюдения, эксперимент, измерения.
Развитие этих наук помогает медицине разрабатывать эффективные методы лечения нарушений деятельности жизненно важных органов человеческого организма и вести эффективную борьбы с различными заболеваниями.
Наука | Что изучает |
Ботаника | Наука о растениях (изучает растительные организмы, их происхождение, строение, развитие, жизнедеятельность, свойства, разнообразие, историю развития, классификацию, а также структуру, развитие и формирование на земной поверхности растительных сообществ) |
Зоология | Наука о животных (изучает происхождение, строение и развитие животных, их образ жизни, распространение по земному шару) |
Биохимия, биофизика | Науки, отделившиеся от физиологии в середине ХХ столетия |
Микробиология | Наука о микроорганизмах |
Гидропалеонтология | Наука об организмах, населяющих водную среду |
Палеонтология | Наука об ископаемых организмах |
Вирусология | Наука о вирусах |
Экология | Наука, изучающая образ жизни животных и растений в их взаимосвязи с условиями внешней среды |
Физиология растений | Изучает функции (жизнедеятельность) растений |
Физиология животных | Изучает функции (жизнедеятельность) животных |
Генетика | Наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов |
Эмбриология (биология развития) | Закономерности индивидуального развития организмов |
Дарвинизм (эволюционное учение) | Закономерности исторического развития организмов |
Биохимия | Изучает химический состав и химические процессы, лежащие в основе жизнедеятельности организмов |
Биофизика | Исследует физические показатели и физические закономерности в живых системах |
Биометрия | На основе измерения линейных или численных параметров биологических объектов производит математическую обработку данных с целью установления практически значимых зависимостей и закономерностей |
Теоретическая и математическая биология | Позволяющая, применять логические построения и математические методы, устанавливать общие биологические закономерности. |
Молекулярная биология | Исследует жизненные явления на молекулярном уровне и учитывает значение тримерной структуры молекул |
Цитология, гистология | Изучает клетки и ткани живых организмов |
Популяционно-водовая биология | Наука, занимающаяся изучением популяций и слагаемых частей какого-либо вида организмов |
Биоценология | Изучает высшие структурные уровни организации жизни на Земле до биосферы в целом |
Общая биология | Изучает общие закономерности, раскрывающие суть жизни, её формы и развитие. |
и многие другие. |
Становление наук о человеке
Желание и умение помочь больному сородичу — вот одна из черт, которая отличает нас от животных. Иначе говоря, медицина, а точнее, первые опыты врачевания появились даже раньше возникновения человеческого разума. Ископаемые находки свидетельствуют о том, что уже неандертальцы проявляли заботу о раненых и искалеченных. Передаваемый из поколения в поколение опыт в результате лечебной деятельности способствовал накоплению знаний. Охота на животных доставляла не только пропитание, но и некоторую анатомическую информацию. Опытные охотники делились сведениями о наиболее уязвимых местах добычи. Форма органов была ясна, а об их функциях скорее всего тогда и не задумывались. Лица, бравшие на себя роль исцелителей, вынуждены были часто упражняться в кровопусканиях, накладывании повязок и швов на раны, они же извлекали инородные предметы и производили ритуальные вмешательства. Всё это, вместе с заклинаниями, преклонением перед идолами и верой в амулеты и сны, составляло комплекс средств излечения.
Первобытно-общинный строй является уникальным: через него прошли все народы нашей планеты без исключения. В его недрах складывались решающие предпосылки для всего последующего развития человечества: орудийная (трудовая) деятельность, мышление и сознание, речь и языки, хозяйственная деятельность, социальные отношения, культура, искусство, а вместе с ними врачевания и гигиенические навыки.
Первобытное врачевание. До возникновения науки палеонтологии, которая сформировалась (как наука) около ста лет тому назад, бытовало представление, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникали как результат цивилизации. Подобной точки зрения придерживался Жан-Жак Руссо, который искренне верил в существование «золотого века» на заре человечества. Данные палеонтологии способствовали её опровержении. Изучение останков первобытного человека показало, что его кости несут следы травматических повреждений и тяжёлых болезней (артриты, опухоли, туберкулёз, искривление позвоночника, кариес и др.). Следы заболеваний на костях первобытного человека встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты, которые чаще всего связаны с повреждением мозгового черепа. Одни из них свидетельствуют о травмах, полученных во время охоты, другие — о пережитых или непережитых трепанациях черепов, которые стали производить примерно в XII тысячелетии до н.э. палеонтология позволила определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека (она не превышала 30 лет). Первобытный человек погибал в расцвете сил, не успевая состариться, погибал в борьбе с природой, которая была сильнее его.
Древнейшие люди уже проявляли коллективную заботу о больных сородичах, так как без поддержки тяжелобольной, должен быть погибнуть на ранних стадиях заболевания; однако он жил долгие годы, будучи калекой. Древние люди уже стали производить первые захоронения умерших. Анализ многочисленных проб из захоронений свидетельствует о том, что сородичи собирали лекарственные травы и обкладывали ими умерших.
В период расцвета первобытного общества врачевание было коллективным занятием. Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты. Врачевание в период разложения первобытного общества происходило закрепление и развитие традиционных навыков и приёмов, расширялся круг лекарственных средств, изготавливались инструменты.
Формирование лечебной магии происходило на фоне уже сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания.
Как устроен человеческий организм? Почему он устроен так, а не иначе? Все эти и другие вопросы стали интересовать человека с того момента, когда он стал задумываться не только о своём физическом существовании. На первый вопрос даёт ответ анатомия, на второй — физиология. История анатомии и физиологии созвучна истории передовой человеческой мысли. Мистика и домыслы, не выдержав испытания временем и исследованием — вначале при помощи скальпеля, а потом и микроскопа, — отсеивались, а истина оставалась, корректировалась, получая должные результаты. В связи с этим представляется, что интерес к анатомии и физиологии как к наукам у просвещённой части человечества был естественный, продиктованный потребностью разобраться в человеческих страданиях и по возможности, облегчить их. Поэтому именно в античном искусстве врачевания, в котором суммировался опыт предшествующих тысячелетий, следует искать истоки таких наук, как анатомия и физиология человека.
У истоков медицины
В современном мире оценка первобытного врачевания неоднозначна. С одной стороны, его рациональные традиции и огромный эмпирический опыт явились одним из истоков традиционной медицины последующих эпох и, в конце концов, современной научной медицины. С другой стороны — иррациональные традиции первобытного врачевания возникли как закономерный результат превратного миросозерцания в тяжёлых условиях борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой; их критическая оценка не должна служить поводом для отрицания многовекового рационального опыта первобытного врачевания в целом. Врачевание в эту эпоху не было примитивным. Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств, когда более 5 тысяч лет тому назад стали зарождаться первые цивилизации. Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня в племенах.
Искусство врачевания и медицина в странах античного Средиземноморья имели эмпирическо-описательный и прикладной характер. Вобрав в себя достижения всех народов Средиземноморья, медицина сформировалась в результате трансформации и взаимного проникновения древнегреческой и восточных культур. Связанная с мифологическими представлениями о строении мира и месте человека в этом мире, зарождающаяся как наука медицина ограничивалась лишь внешним наблюдением и описанием строения тела человека. Всё, что выходило за пределы информации о форме, окраске, цвете глаз и волос, всё, что не поддавалось исследованию глазами и руками, оставалось вне медицинского вмешательства. Однако, факты, в то время не нашедшие объяснения, постепенно накапливались и первично систематизировались. Происходило очищение истинной науки от магии и колдовства, что делало медицину более убедительной. Благодаря исследованиям, связанным со вскрытием трупов животных и человека, возникли такие науки, как анатомия и физиология, изучающие строение и функционирование организма человека. Многие анатомические термины и хирургические приёмы существуют в медицине и по сей день. Несомненно, изучение опыта и образа мыслей великих учёных античного времени позволит лучше понять законы и тенденции развития современных естественных наук.
Период | Мыслители/учёные | Вклад в науку |
VI–V века | Гераклид (греческий мыслитель) |
|
384–322 гг до н.э. | Аристотель (греческий мыслитель) |
|
460–377 гг до н.э. | Гиппократ (медик античности) |
|
130–200 гг н.э. | Клавдий Гален (римский врач, продолжатель идей Гиппократа) |
|
1452–1519 гг | Леонардо да Винчи (итальянский художник и учёный) | Изучал, записывал и зарисовывал строение тела человека. |
1483–1520 гг | Рафаэль Санти (великий итальянский художник) | Cчитал, что для правильного изображения человека надо знать расположение костей его скелета в той или иной позе. |
1587–1657 гг | Уильям Гарвей (английский учёный) |
|
Первая половина XVII | Рене Декарт (французский философ) | Открытие рефлекса. |
1829–1905, 1849–1936 гг | И. М. Сеченов, И. П. Павлов | Работы с рефлексом |
Начало XIX до наших дней | Луи Пастер (французский учёный), И. И. Мечников (русский учёный) | Работы с рефлексом |
Средневековье, ещё недавно считавшееся варварским, внесло существенный вклад в культурную историю человечества. Народы Западной Европы прошли сложный путь от родоплеменных отношений до развитого феодализма естественные науки того времени пережили периоды почти полного забвения и жестких церковных догм, чтобы, обратившись к богатому наследию прошлого, возродиться заново, но на новом, более высоком уровне, используя опыт и эксперимент для новых открытий.
В наши дни, когда человечество возвращается к пониманию важности приоритета общечеловеческих ценностей, изучение исторического и культурного наследия Средневековья позволяет увидеть, как в эпоху Возрождения начали расширяться культурные горизонты мира, как учёные с риском для жизни низвергали схоластические (знания оторванные от жизни) авторитеты и ломали рамки национальной ограниченности; исследуя природу, они служили, прежде всего, истине и гуманизму.
Источник
Биомедицинские науки — Biomedical sciences
Биомедицинские науки — это набор наук, в которых применяются части естествознания или формальной науки , или того и другого, для разработки знаний, вмешательств или технологий, которые могут использоваться в здравоохранении или общественном здравоохранении . Медицинскими науками являются такие дисциплины, как медицинская микробиология , клиническая вирусология , клиническая эпидемиология , генетическая эпидемиология и биомедицинская инженерия . Однако при объяснении физиологических механизмов, действующих в патологических процессах , патофизиология может рассматриваться как фундаментальная наука. .
Биомедицинские науки, как это определено в Заявлении о контрольных показателях высшего образования Великобритании в 2015 году, включают те научные дисциплины, в которых основное внимание уделяется биологии здоровья и болезней человека, и варьируются от общего изучения биомедицинских наук и биологии человека до более специализированных предметов. такие области, как фармакология, физиология человека и питание человека. В его основе лежат соответствующие фундаментальные науки, включая анатомию и физиологию, клеточную биологию, биохимию, микробиологию, генетику и молекулярную биологию, иммунологию, математику и статистику, а также биоинформатику . Как таковые, биомедицинские науки имеют гораздо более широкий спектр академической и исследовательской деятельности и имеют экономическое значение, чем те, которые определены лабораторными исследованиями в больницах. Биомедицинские науки являются основным направлением исследований и финансирования биологических наук в 21 веке.
Содержание
Роли в биомедицинской науке
Подраздел биомедицинских наук — это наука о клинической лабораторной диагностике. В Великобритании это обычно называют «биомедицинской наукой» или «наукой здравоохранения». В медицинской науке существует как минимум 45 различных специальностей, которые традиционно делятся на три основных подразделения:
Специальности наук о жизни
- Молекулярная токсикология
- Молекулярная патология
- Наука о переливании крови
- Цитология шейки матки
- Клиническая биохимия
- Клиническая эмбриология
- Клиническая иммунология
- Электронная микроскопия
- Внешняя гарантия качества
- Гематология
- Гемостаз и тромбоз
- Гистосовместимость и иммуногенетика
- Гистопатология и цитопатология
- Молекулярная генетика и цитогенетика
- Молекулярная биология и клеточная биология
- Микробиология, в том числе микология
- Бактериология
- Тропические болезни
- Флеботомия
- Банкинг тканей / трансплантация
- Вирусология
Специализации физиологических наук
- Аудиология и слуховая терапия
- Вегетативная нервно-сосудистая функция
- Сердечная физиология
- Клиническая перфузия
- Наука интенсивной терапии
- Физиология желудочно-кишечного тракта
- Нейрофизиология
- Офтальмология и зрение
- Физиология дыхания и сна
- Урология
- Сосудистая наука
Специалисты по физике и биоинженерии
- Биомеханическая инженерия
- Биомедицинская инженерия
- Клиническая инженерия
- Клинические измерения
- Диагностическая радиология
- Управление оборудованием
- Челюстно-лицевое протезирование
- Медицинская электроника
- Медицинский инженерный дизайн
- Медицинская иллюстрация и клиническая фотография
- Неионизирующее излучение
- Ядерная медицина
- Радиофармация
- Радиационная защита и мониторинг
- Физика лучевой терапии
- Реабилитационная техника
- Почечная технология и наука
- УЗИ
Биомедицинская наука в Соединенном Королевстве
Научные кадры здравоохранения — важная часть Национальной службы здравоохранения Великобритании . В то время как люди, работающие в сфере здравоохранения, составляют только 5% сотрудников NHS, 80% всех диагнозов можно отнести к их работе.
Объем работы специалистов в области здравоохранения составляет значительную часть работы NHS. Ежегодно ученые-медики NHS проводят:
- около 1 миллиарда лабораторных тестов на патологию
- более 12 миллионов физиологических тестов
- поддержка 1,5 миллиона фракций лучевой терапии
Четыре правительства Великобритании признали важность медицинской науки для NHS, представив инициативу по модернизации научной карьеры, чтобы гарантировать, что образование и подготовка ученых-медиков обеспечат гибкость для удовлетворения потребностей пациентов, сохраняя при этом новейшие научные данные. развития. Выпускники аккредитованной программы получения степени в области биомедицинских наук также могут подать заявку на участие в программе подготовки ученых NHS, которая дает успешным кандидатам возможность работать в клинических условиях, одновременно получая степень магистра или доктора наук.
Биомедицинская наука в ХХ веке
На этом этапе истории область медицины была наиболее распространенной областью биомедицинской науки, поскольку было сделано несколько прорывов в том, как лечить болезни и помогать иммунной системе. А также рождение дополнений к телу.
1910-е годы
В 1912 году в Великобритании был основан Институт биомедицинских наук . Институт существует и по сей день и регулярно публикует работы о крупных достижениях в области лечения болезней и других достижениях в этой области 117 лет спустя. Сегодня IBMS представляет около 20 000 членов, работающих в основном в Национальной службе здравоохранения и частных лабораториях.
1920-е годы
В 1928 году британский ученый Александр Флеминг создал первый антибиотик пенициллин . Это был огромный прорыв в биомедицине, поскольку он позволил лечить бактериальные инфекции.
В 1926 году австралийский врач доктор Марк К. Лидвелл создал первый искусственный кардиостимулятор. Эта портативная машина была подключена к точке освещения. Один полюс прикладывали к подушечке для кожи, пропитанной крепким солевым раствором, а другой представлял собой иглу, изолированную до конца, и погружали в соответствующую камеру сердца, и машина запускалась. Был включен переключатель для изменения полярности. Частота кардиостимулятора варьировалась от 80 до 120 импульсов в минуту, а напряжение также варьировалось от 1,5 до 120 вольт.
1930-е годы
1930-е годы были огромной эрой для биомедицинских исследований, поскольку это была эпоха, когда антибиотики получили более широкое распространение и начали разрабатываться вакцины. В 1935 году д-р Морис Броди представил идею вакцины против полиомиелита . Броди приготовил убитую вакцину от полиомиелита, которую затем испытал на шимпанзе, на себе и на нескольких детях. Испытания вакцины Броди прошли плохо, так как вирус полиомиелита стал активным у многих испытуемых людей. У многих субъектов были фатальные побочные эффекты, паралич и смерть.
1940-е годы
Во время и после Второй мировой войны в области биомедицины наступил новый век технологий и методов лечения. Например, в 1941 году уролог и исследователь рака Чарльз Б. Хаггинс провел первое гормональное лечение рака простаты . Хаггинс обнаружил, что если вы удалите яички у человека с раком простаты, раку некуда будет распространяться и нечем питаться, что приведет к ремиссии. Это продвижение привело к разработке гормональных блокирующих препаратов, которые менее инвазивны и используются до сих пор. В конце этого десятилетия первая трансплантация костного мозга была сделана мыши в 1949 году. Операция была проведена доктором Леоном О. Якобсоном , он обнаружил, что может трансплантировать костный мозг и ткани селезенки мыши, у которой были и те и другие. нет костного мозга и разрушенная селезенка. Эта процедура до сих пор используется в современной медицине и спасла бесчисленное количество жизней.
1950-е годы
В 1950-х годах мы видели инновации в технологиях во всех областях, но, что наиболее важно, было много прорывов, которые привели к современной медицине. 6 марта 1953 года доктор Джонас Солк объявил о завершении разработки первой успешной вакцины против полиомиелита с убитым вирусом. Вакцина была протестирована примерно на 1,6 миллиона канадских, американских и финских детей в 1954 году. 12 апреля 1955 года вакцина была объявлена безопасной.
Источник