Меню

Медик учебники общественное здоровье

Медик ОЗЗ

УДК 61 ББК 51я7

Кучеренко В.З. , член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова.

Лучкевич В.С. , доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова.

Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / В.А. Медик, В.К. Юрьев. – М.: Профессионал, 2009. – 432 с.: ил.

Учебник написан в соотвествии с программой преподавания дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» для студентов медицинских вузов. Представлена современная методология изучения общественного здоровья и деятельности системы здравоохранения. Сформулированы основные направления реформирования системы здравоохранения Российиской Федерации, развития профилактики. Даны основы законодательства, экономики, управления здравоохранением, медицинского страхования. Изложен алгоритм разработки Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Приведены основные статистические показатели для анализа общественного здоровья, медицинской и экономической деятельности организаций здравоохранения.

Для студентов медицинских вузов, преподавателей системы высшего медицинского образования, практических врачей и организаторов здравоохранения.

Источник

Общественное здоровье и здравоохранение — Медик В.А. — Учебник

Год выпуска: 2009

Автор: Медик В.А., Юрьев В.К.

Описание: Общественное здоровье как самостоятельная медицинская дисциплина изучает воздействие социальных условий и факторов внешней среды на здоровье населения с целью разработки профилактических мер по его оздоровлению, совершенствованию организации медицинской помощи. Оно занимается изучением широкого круга медицинских, социологических, экономических, философских проблем в конкретной исторической обстановке. Правильно собранные и хорошо проанализированные статистические данные об общественном здоровье служат основой для планирования мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения на государственном и муниципальном уровнях, разработки современных форм и методов работы организаций здравоохранения, контроля эффективности их деятельности.
Статистические данные об общественном здоровье обычно принято изучать и анализировать на трех уровнях:

  1. уровень (групповой) — здоровье малых социальных или этнических групп;
  2. уровень (региональный) — здоровье населения отдельных административных территорий;
  3. уровень (популяционный) — здоровье популяции в целом.

В связи с тем что общественное здоровье является понятием интегральным, весьма сложно разработать такие показатели, которые удовлетворяли бы всем предъявляемым к ним требованиям и в полной мере отражали бы его состояние. Вместе с тем в настоящее время для оценки общественного здоровья принято использовать следующие группы показателей (индикаторов), которые достаточно полно отражают картину общественного здоровья:

  1. показатели медико-демографических процессов;
  2. показатели заболеваемости;
  3. показатели инвалидности;
  4. показатели физического здоровья.

Этим группам показателей и будет посвящена 1-я часть настоящего учебника.
Учебник «Общественное здоровье и здравоохранение» предназначен для студентов медицинских вузов, преподавателей системы высшего медицинского образования, практических врачей и организаторов здравоохранения.

Источник

Медик учебники общественное здоровье

Общественное здоровье и здравоохранение: учебник — В. А. Медик, В. К. Юрьев

Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / В. А. Медик, В. К. Юрьев. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 608 с. : ил.

Учебник написан в соответствии с программой преподавания дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение». В издании представлены современные подходы к организации медико-социальной профилактики.

Общественное здоровье и здравоохранение: национальное руководство 2014

Общественное здоровье и здравоохранение: национальное руководство / под редакцией В.И. Стародубцева, О.П. Щепина и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 624 с. (Серия «Национальные руководства»).

Руководство содержит информацию о демографическом статусе и показателях здоровья населения РФ, об истории и сегодняшнем состоянии системы здравоохранения РФ. Подробно описаны юридические основы деятельности в здравоохранении, вопросы медицинского права, организации медицинской помощи населению.

Общественное здоровье и здравоохранение: учебник — О.П. Щепин, В.А. Медик

Общественное здоровье и здравоохранение: учебник/О.П. Щепин, В.А. Медик. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 592 с.: ил. – (Послевузовское образование)

Учебник написан в соответствии с программой преподавания дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение». Представлены исторический очерк развития здравоохранения и современные тенденции здоровья населения РФ. Даны основы законодательства, экономики, управления здравоохранением, медицинского страхования. Показаны перспективы совершенствования амбулаторно-поликлинической, больничной и специализированной помощи населению. Изложен алгоритм разработки и анализа Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

Тесты по ОЗЗ

Тесты по ОЗЗ для студентов РязГМУ 6 курс

Определение общественного здоровья как науки:

+общественное здоровье — наука о закономерностях общественного здоровья населения и здравоохранении

-общественное здоровье — наука о социальных проблемах практической медицины

-общественное здоровье — система мероприятий по охране здоровья населения

-общественное здоровье — наука о социологии здоровья

Методичка по ОЗЗ

Методичка по ОЗЗ для подготовки к экзамену по соответствующему предмету.

Предмет и задачи ОЗЗ

Методы общественного здоровья

Заболеваемость и инвалидность

Общественное здоровье и здравоохранение

Учебник с новым названием предмета «Общественное здоровье и здравоохранение» содержит полную и новую информацию о здоровье населения и его изменениях, структуре и организации медицинской помощи в переходный к рыночным отношениям период. Учебник составлен в соответствии с учебной программой по предмету, включает сведения о реформировании здравоохранения, страховании, экономике, финансировании, биомедицинской этике (биоэтике), теориях медицины, качестве медицинской помощи, зарубежном здравоохранении.

Источник

Медик учебники общественное здоровье

Руководство по исследованию качества жизни в медицине — Новик А.А. — Практическое пособие

Читайте также:  Меню здоровья для детей

Год выпуска: 2007
Автор: Новик А.А., Ионова Т.И.
Жанр: Здравоохранение
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы

Описание: Традиционно критериями эффективности лечения в клинических исследованиях являются физикальные данные и лабораторные показатели. Так, эффективность лечения анемии оценивают по уровню гемоглобина или по количеству необходимых трансфузий, а СПИДа и рака — по ответу на лечение и выживаемости. Несмотря на то, что стандартные медико-биологические параметры часто являются основными критериями эффективности лечения в клинических исследованиях, они не отражают самочувствия больного и его функционирования в повседневной жизни. При определенных заболеваниях оценка пациентом своего состояния является самым важным показателем здоровья [Staquet М. et.al, 1996].

Медико-биологическая статистика — Гланц С. — Практическое руководство

Год выпуска: 1998
Автор: С. Гланц
Жанр: Медицинская статистика
Формат: PDF
Качество: OCR

Описание: После окончания докторантуры мне часто случалось помогать друзьям и коллегам разобраться с тем или иным статистическим вопросом. Постепенно потребность в кратких интуитивно понятных и в то же время достаточно строгих объяснениях привела к появлению двухчасовой лекции включавшей даже демонстрацию слайдов. Эта лекция охватывала использование статистических методов в медицине, ошибки в их применении и способы избежать этих ошибок. Лекции оказались настолько успешными, что теперь уже мне пришлось выслушать многочисленные предложения написать вводный курс по статистике.

Медицина катастроф (организационные вопросы) — Сахно И.И. — Учебник

Год выпуска: 2001
Автор: Сахно И.И., Сахно В.И.
Жанр: Медицина катастроф
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы

Описание: До настоящего времени студенты медицинских вузов не имели ни учебников, ни полноценных учебных пособий, позволяющих в полной мере получить знания по организации работы в ЧС мирного и военного времени.
Этот пробел в определенной мере может восполнить предлагаемый учебник, который разработан в соответствии с действующими учебными программами медицинских вузов и учитывает уровень подготовленности студентов к освоению изложенного материала.

Прикладная медицинская статистика — Зайцев В.М. — Учебно-практическое пособие

Год выпуска: 2006
Автор: Зайцев В.М., В.Г. Лифляндский, В.И. Маринкин
Жанр: Здравоохранение
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы

Описание: Медицинская статистика как точка приложения методов математической статистики занимает особое место. Это особое место обусловлено большой ролью медицины в возникновении статистики как самостоятельной науки и существенным влиянием научно-исследовательских разработок медико-биологических проблем на появление многих методов статистического анализа. В настоящее время, с целью подчеркнуть особый статус медико-биологической математической статистики, для ее обозначения все чаще используют термин — биометрия.

Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф — Вандышев А.Р. — Учебное пособие

Год выпуска: 2006
Автор: Вандышев А.Р.
Жанр: Безопасность жизнедеятельности
Формат: PDF
Качество: OCR

Описание: Окружающая среда и условия жизни в процессе деятельности человека и воздействия сил природы непрерывно изменяются. Эти изменения в ряде случаев могут создавать экстремальные ситуации для человека, чрезвычайные ситуации для населения и приобретать характер стихийных бедствий и катастроф.

Основы социальной медицины и управления здравоохранением — Лучкевич В.С. — Учебное пособие

Год выпуска: 1997
Автор: Лучкевич В.С.
Жанр: Здравоохранение
Формат: DOC
Качество: OCR

Описание: В настоящее время система здравоохранения, показатели и нормативы медико-социального обеспечения все еще не стабильны. Не отработана четкая стратегия развития здравоохранения на ближайшие и отдаленные сроки. Поэтому подготовка студентов по этим разделам в основном должна осуществляться в виде лекционного курса и практических занятий. Новую информацию о современных проблемах здоровья и здравоохранения студенты могут получить только при непосредственном общении со специалистами. Это определяет необходимость подготовки справочных материалов, руководств и методических пособий более оперативного характера. Как правило, материал, содержащийся в учебной литературе, достаточно обширен, разбросан, что усложняет усвоение студентами обязательных положений, методов, показателей.

Источник

Медик ОЗЗ

В основе профессиональной деятельности любого врача лежат два основных понятия – «здоровье» и «болезнь». В современной литературе существует большое количество определений «здоровья», однако основным, признанным во всех странах, является определение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

В принятом в 1948 г. Уставе ВОЗ сказано: «Здоровье – это со-

стояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» .

В практической деятельности врач обычно оценивает здоровье отдельного человека, однако для принятия управленческих решений необходимо анализировать здоровье определенных, часто многочисленных групп людей. При этом здоровье следует рассматривать не просто как арифметическое сложение данных о здоровье индивидуумов, а как множество показателей, рассчитанных с использованием вероятностных и статистических методов анализа.

Более широкое представление о здоровье населения заложено

в определении общественного здоровья 1 , которое рассматривают как важнейший экономический и социальный потенциал страны, обусловленный воздействием комплекса факторов окружающей среды и образа жизни населения, позволяющий обеспечить оптимальный уровень качества и безопасность жизни людей.

Общественное здоровье как самостоятельная­ медицинская дисциплина изучает воздействие социальных условий и факторов внешней среды на здоровье населения с целью разработки профилактических мер по его оздоровлению, совершенствованию организации медицинской помощи. Оно занимается изучением широкого круга медицинских, социологических, экономических, философских проблем в конкретной исторической обстановке. Правильно собранные и хорошо проанализированные статистические данные об общественном здоровье служат основой для планирования мероприятий

1 Данное определение принято участниками семинара заведующих кафедрами общественного здоровья и здравоохранения (Москва, 2000).

Читайте также:  Польза шелковицы для здоровья варенье

по сохранению и укреплению здоровья населения на государственном и муниципальном уровнях, разработки современных форм и методов работы организаций здравоохранения, контроля эффективности их деятельности.

Статистические данные об общественном здоровье обычно принято изучать и анализировать на трех уровнях:

1-й уровень (групповой) – здоровье малых социальных или этнических групп;

2-й уровень (региональный) – здоровье населения отдельных административных территорий;

3-й уровень (популяционный) – здоровье популяции в целом. В связи с тем что общественное здоровье является понятием интегральным, весьма сложно разработать такие показатели, которые удовлетворяли бы всем предъявляемым к ним требованиям и в полной мере отражали бы его состояние. Вместе с тем в настоящее время для оценки общественного здоровья принято использовать следующие группы показателей (индикаторов), которые достаточно полно

отражают картину общественного здоровья:

• показатели медико-демографических процессов;

• показатели физического здоровья.

Этим группам показателей и будет посвящена 1-я часть настоящего учебника.

Методология изучения общественного здоровья и деятельности системы здравоохранения

В организации и проведении исследований общественного здоровья, деятельности системы здравоохранения в целом, отдельных медицинских учреждений в частности, выделяют 4 основные этапа:

I этап – разработка дизайна исследования;

II этап – сбор информации и формирование баз данных; III этап – обработка, анализ и визуализация данных;

IV этап – выработка управленческих решений, внедрение их

в практику и оценка эффективности.

1.1. Разработка дизайна исследования

На 1-м этапе тщательно прорабатывают дизайн (от англ. design – творческий замысел) будущего исследования.

♦ Прежде всего, разрабатывают программу исследования. Программа включает в себя тему исследования, цель, задачи, сформулированные гипотезы, название объекта, единиц и объема на­блюдений, глоссарий терминов, описание статистических методов формирования выборочной совокупности, сбора, хранения, обработки и анализа данных, методику проведения пилотного исследования, перечень используемого статистического инструментария.

Название темы обычно формулируют одним предложением, и оно должно соответствовать цели исследования.

Цель исследования – мысленное предвосхищение результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств. Как правило, цель медико-социального исследования носит не только теоретический (познавательный), но и практический (прикладной) характер.

Для реализации поставленной цели определяют задачи исследования, которые раскрывают и детализируют содержание цели.

Важнейшей составляющей программы являются сформулированные гипотезы (ожидаемые результаты). Гипотезы формулируют,

14 Глава 1. Методология изучения общественного здоровья и деятельности.

используя конкретные статистические показатели. Главное требование, предъявляемое к гипотезам, – возможность проверить их в процессе исследования. Результаты исследования могут подтверждать, корректировать или опровергать выдвинутые гипотезы.

До начала сбора материала определяют объект и единицу на-

блюдения. Под объектом медико-социального исследования понимают статистическую совокупность, состоящую из относительно однородных отдельных объектов или явлений – единиц наблюдения.

Единица наблюдения – первичный элемент статистической совокупности, наделенный всеми признаками, подлежащими изучению.

♦ Следующей важной операцией подготовки исследования является разработка и утверждение рабочего плана . Если программа исследования – это своего рода стратегический замысел, воплощающий идеи исследователя, то рабочий план (как приложение к программе) представляет собой механизм реализации исследования. Рабочий план включает в себя порядок подбора, обучения и организации работы непосредственных исполнителей; разработку нормативнометодических документов; определение необходимого объема и видов ресурсногообеспеченияисследования(кадры,финансы,материальнотехнические, информационные ресурсы и др.); определение сроков и ответственных за отдельные этапы исследования. Как правило, он представляется в форме сетевого графика .

На 1-м этапе медико-социального исследования определяют, какими методами будет осуществляться отбор единиц наблюдения. В зависимости от объема различают сплошное и выборочное исследования. При сплошном исследовании изучают все единицы генеральной совокупности, при выборочном – лишь часть генеральной совокупности (выборка).

Генеральной совокупностью называют множество качественно однородных объектов, объединенных по одному или группе признаков.

Выборочная совокупность ( выборка ) – любое подмножество объ-

ектов генеральной совокупности.

Формирование выборочной совокупности, полноценно отражающей характеристики генеральной совокупности, является важнейшейзадачейстатистическогоисследования.Всесужденияогенеральной совокупности по выборочным данным справедливы лишь для репрезентативных выборок, т.е. для таких выборок, характеристики которых соответствуют показателям генеральной совокупности.

Реальное обеспечение репрезентативности выборки гарантируется способом случайного отбора , т.е. такого отбора элементов в выборку, при котором у всех объектов генеральной совокупности шансы

1.1. Разработка дизайна исследования

быть отобранными одинаковы. Для обеспечения случайности отбора используют специально разработанные алгоритмы, реализующие указанный принцип, либо таблицы случайных чисел, либо генератор случайных чисел, имеющийся во многих пакетах компьютерных программ. Суть этих способов – указание случайным образом номеров тех объектов, которые необходимо выбрать из всей, каким-либо образом упорядоченной, генеральной совокупности. Например, генеральную совокупность «население региона» можно упорядочить по возрасту, месту жительства, алфавиту (Ф.И.О.) и др.

Наряду со случайным отбором при организации и проведении медико-социальных исследований также используют следующие способы формирования выборочной совокупности:

• типологический (стратифицированный) отбор;

• многоступенчатый (скрининговый) отбор;

Механический (систематический) отбор позволяет формировать выборку с помощью механического подхода к отбору единиц наблюдения упорядоченной генеральной совокупности. При этом необходимо определиться с соотношением объемов выборочной и генеральной совокупностей, и тем самым установить пропорцию отбора. Например, с целью изучения структуры госпитализированных больных формируют выборку 20% от всех выбывших из стационара больных. В этом случае среди всех «Медицинских карт стационарного больного» (ф. 003/у), упорядоченных по номерам, следует отобрать каждую 5-ю карту.

Типологический (стратифицированный) отбор предполагает раз-

Читайте также:  Топ самых полезных для здоровья завтраков

биение генеральной совокупности на типологические группы (страты). При проведении медико-социальных исследований в качестве типологических групп принимают возрастно-половые, социальные, профессиональные группы, отдельные населенные пункты, а также городское и сельское население. При этом число единиц наблюдения из каждой группы отбирают в выборку случайным или механическим способом пропорционально численности группы. Например, при изучении причинно-следственных связей факторов риска и онкологической заболеваемости населения предварительно разбивают исследуемую группу на подгруппы по возрасту, полу, профессии, социальному статусу и затем отбирают из каждой подгруппы необходимое число единиц наблюдения.

16 Глава 1. Методология изучения общественного здоровья и деятельности.

Серийным отбором выборку формируют не из отдельных единиц наблюдения, а из целых серий или групп (муниципальные образования, учреждения здравоохранения, школы, детские сады и др.). Отбор серий осуществляют с помощью собственно-случайной или механической выборки. Внутри каждой серии изучают все единицы наблюдения. Такой способ может быть использован, например, для оценки эффективности проведенной иммунизации среди детского населения.

Многоступенчатый отбор предполагает поэтапное формирование выборки. По количеству этапов различают одноступенчатый, двухступенчатый, трехступенчатый отбор и т.д. Так, например, при изучении репродуктивного здоровья женщин, проживающих на территории муниципального образования, на 1-м этапе отбирают работающих женщин, которых обследуют с помощью базовых скрининговых тестов. На 2-м этапе проводят специализированное обследование женщин, имеющих детей. На 3-м этапе – углубленное специализированное обследование женщин, имеющих детей с врожденным пороком развития. Заметим, что в данном случае целенаправленного отбора по определенному признаку в выборку попадают все объекты-носители изучаемого признака на территории муниципального образования.

Когортныйметод используют для изучения статистической совокупностиотносительнооднородных групплиц,объединенныхнаступлением определенного демографического события в один и тот же интервал времени. Например, при изучении вопросов, связанных с проблемой рождаемости, формируют совокупность (когорту), однородную по признаку единой даты рождения (исследование рождаемости по поколениям) или по признаку единого возраста вступления в брак (исследование рождаемости по продолжительности семейной жизни).

Метод«копи-пара» предусматриваетподбордлякаждойединицы наблюдения исследуемой группы объекта, близкого по одному или нескольким признакам («копи-пара»). Например, известно, что на уровень младенческой смертности влияют такие факторы, как масса тела и пол ребенка. При использовании данного метода для каждого случая смерти ребенка до 1 года из числа живущих детей в возрасте до 1 года отбирают «копи-пару» того же пола, схожую по возрасту и массе тела. Такой способ отбора целесообразно применять для изучения факторов риска развития социально значимых заболеваний, отдельных причин смерти.

На 1-м этапе разрабатывают (используется готовый) и тиражи-

руют статистический инструментарий (карты, анкеты, макеты та-

1.1. Разработка дизайна исследования

блиц, компьютерные программы контроля входящей информации, формирования и обработки информационных баз данных и др.), в который в будет заноситься изучаемая информация.

Анкеты для медико-социального исследования должны носить ориентированный характер, обеспечивать надежность, достовер­ ность и репрезентативность регистрируемых в них данных. В ходе разработки анкет и программ интервью необходимо соблюдать следующие правила: пригодность анкеты для сбора, обработки и извлечения из нее необходимой информации; возможность­ пересмотра анкеты (без нарушения системы кодов) с целью устранения неудачных вопросов и внесения соответствующих­ корректив; объяснение целей и задач проводимого исследования; четкая формулировка вопросов, исключающая необходимость различных дополнительных разъяснений; фиксированный­ характер большинства вопросов.

Умелый подбор и сочетание различных типов вопросов – открытых, закрытых и полузакрытых­ – позволяют в значительной степени увеличить точность, полноту и надежность получаемой информации.

Качество опроса и его результаты в значительной степени зависят оттого, соблюденылиосновныетребованияпо конструированию­ анкеты, её графическому оформлению. Существуют следующие основные правила построения анкеты:

• в анкету включают только наиболее значи­мые вопросы, ответы на которые помогут получить информа­цию, необходимую для решения основных задач исследования, которую нельзя получить другим путем, не проводя анкетного­ опроса;

• формулировка вопросов и все слова в них должны быть понятны респонденту и соответствовать его уровню знаний и образования;

• в анкете не должно содержаться вопросов, вызывающих нежелание ответить на них; следует стремиться к тому, чтобы все вопросы вызывали положительную реакцию опрашиваемого и его желание дать полную и истинную информацию;

• организация и последовательность вопросов должны быть подчинены получению самой необходимой информации для достижения цели и решения задач, поставленных в исследовании.

Уже на 1-м этапе статистического исследования необходимо составить макеты таблиц , которые в дальнейшем будут заполняться.

В таблицах, как в грамматических предложениях, различают подлежащее , т.е. главное, о чем говорится в таблице, и сказуемое , т.е. то, что характеризует подлежащее. Подлежащее­ – это основной признак изучаемого явления, оно обычно располагается слева

18 Глава 1. Методология изучения общественного здоровья и деятельности.

по горизонтальным строкам таблицы. Ска­зуемое – признаки, характеризующие подлежащее, – распола­гается обычно сверху по вертикальным графам таблицы.

При составлении таблиц соблюдают определенные требования:

• таблица должна иметь четкое краткое заглавие, отражающее её суть;

• оформление таблицы заканчивается итогами по графам и строкам;

• в таблице не должно быть пустых клеток (если нет признака,

Различают простые, групповые и комбинационные (сложные) виды таблиц .

Простой называют таблицу, в которой представлена итоговая сводка данных лишь по одному признаку.

Таблица 1.1. Макет простой таблицы. Распределение детей по группам здоровья

Источник

Adblock
detector