Конференция «Современные здоровьесберегающие технологии»
методическая разработка (средняя группа) на тему
«Современные Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».
Одним из основных критериев благополучия общества является состояние здоровья населения. На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. На здоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он растет и развивается. Поэтому я выбрала тему самообразования: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».
Опираясь на задачи охраны и укрепления здоровья детей я поставила перед собой три основные задачи:
• сохранить здоровье детей;
• создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;
• обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Изучила литературу по теме:
• Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С. 114-117.
• Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-С. 61-65.
• Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -N2.-С. 171-187.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_po_zdorovyusberezheniyu.docx | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Выполнила: воспитатель МБДОУ
«Современные Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».
Одним из основных критериев благополучия общества является состояние здоровья населения. На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. На здоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он растет и развивается. Поэтому я выбрала тему самообразования: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».
Опираясь на задачи охраны и укрепления здоровья детей я поставила перед собой три основные задачи:
• сохранить здоровье детей;
• создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;
• обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Изучила литературу по теме:
• Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С. 114-117.
• Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-С. 61-65.
• Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -N2.-С. 171-187.
Приступила к практической части
В своей работе я использую современные здоровьесберегающие технологии, чтобы поддержать интерес к организованной образовательной деятельности, снять усталость, поднять эмоциональный настрой и повысить работоспособность.
Динамические паузы, которые проводятся мной во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления. Для полноценного дыхания необходимо соблюдать следующие правила: дышать надо только через нос равномерно и ритмично; стараться максимально наполнять легкие воздухом при вдохе и делать максимально глубокий выдох; при появлении малейшего дискомфорта занятия дыхательной гимнастикой прекратить. Подвижные и спортивные игры. Проводятся мной и руководителем физического воспитания. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.
-Релаксацию. Провожу в любом подходящем помещении. Планирую использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.
-Гимнастика пальчиковая. Провожу с детьми индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.
-Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
-Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.
-Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, умывание; ходьба по ребристым дощечкам, по соляной дорожке, «Следикам».
-Физкультурные занятия. Проводятся в хорошо проветренном помещение 3 раза в неделю. Проводятся совместно руководителем физического воспитания и воспитателем.
-Проблемно-игровые ситуации. Проводится в свободное время, чаще во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач. Это хорошая возможность целенаправленного формирования основ психической саморегуляции у детей, достигается через подвижные, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки.
-Самомассаж. Провожу в различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физ. минуток, в целях профилактики простудных заболеваний.
-Изучив методику влияния цвета на познавательные процессы, в своей практике использую здоровье сберегающую технологию цветового воздействия при обучении. Таким образом, с помощью цвета активизируется деятельность мозга, возбуждаются нейронные связи, которые принимают участие в интеллектуальных процессах, а также внимание и память. В группе висит 3 круга (радиус 20 см) : красный, желтый, зеленый цвет. Каждый цвет выполняет определённую функцию.
Красный: активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон Зелёный: цвет гармонии, равновесия; успокаивает. Жёлтый: цвет радости, оптимизма; поднимает настроение, активизирует все физиологические процессы.
Здоровье сберегающиеобразовательные технологии используюемые в работе с родителями:
— консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка
Посещала занятия воспитателей и инструктора по физической культуре с целью изучения использования современных здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности. Процент посещаемости детей в конце года увеличился, а заболеваемость снизилась по отношению к показателям начала года.
-Коммуникативные игры по курсу «Познаю себя» М. В. Карепановой и Е. В. Харламповой.
1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, которые помогают адаптироваться детям в коллективе. Проводит психолог.
-Занятия из серии «Здоровье» по ОБЖ для детей и родителей в качестве познавательного развития. 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста во второй половине дня. Проводят воспитатели.
-Психогимнастика. 1 раз в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Проводит психолог.
-Технология воздействия через сказки
Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно, все чего не бывает в жизни. На занятиях по сказкотерапии мы с ребятами учимся составлять словесные образы. Вспоминаем старые и придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.
Поскольку чувства бывают не только положительные, но и отрицательные, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и пугающие. Одна из важных целей этих занятий — преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен.
Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье.
Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.
-Технологии музыкального воздействия. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Проводят воспитатели и музыкальный руководитель.
Дополнительно можно использовать методы закаливания:
— полоскание горла и полости рта растворами трав (эвкалипта, шалфея, ромашки, календулы и т. д., обладающих антисептическим действием на слизистую оболочку дыхательных путей, или раствором морской соли проводится ежедневно после обеда в течение 2 недель поочередно.
— умывание холодной водой после дневного сна.
— босохождение в сочетании с воздушными ваннами проводится на занятиях по физической культуре и после дневного сна.
-Здоровый образ жизни включает в себя адекватную физическую активность, рациональное питание, личную гигиену, здоровый психологический климат в семье, в школе, в детском саду отсутствие вредных привычек, внимательное отношение к своему здоровью.
-Во время организованной образовательной деятельности планирую использовать квадратики (для каждого ребенка должны лежать на столе).
Если посмотреть на них в течение нескольких минут, то легко снимается переутомление и активизируется работа мозга.
— Над доской повесить стенд “Круг цветов Гете”
Методика. Предлагаю детям на него смотреть перед началом организованной образовательной деятельности. Созерцание различных цветов повышает функциональную способность мозга, помогает организму работать на более высоком энергетическом уровне. В течении года дала открытое занятие, праздники с использованием здоровьесберегающих технологий.
Использовать в работе с родителями здоровье сберегающие образовательные технологии личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы); анкетирование; совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья; памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка? », дни открытых дверей; обучение родителей приемам и методам оздоравливания детей (тренинги, практикумы) ; выпуск газеты ДОУ и др. формы работы.
Подводя итоги работы по самообразованию за год, хочется отметить, что внедрение в образовательный процесс современных здоровьесберегающих технологий в комплексе с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, медицинской сестрой оказалось успешным. Данные технологии в обучении способствовали сохранению и укреплению здоровья и обеспечивали успешность обучения дошкольников. Дети активно включались в организованную образовательную деятельность и получили знания умения и навыки, предусмотренные образовательной программой.
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо.
Источник
Доклад на региональную научно-практическую конференцию Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Наталья Илюшина
Доклад на региональную научно-практическую конференцию Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Состояние здоровья детского населения России за последние годы приобрело явно негативные тенденции. Растет число детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Эта тенденция прослеживается и по контингенту воспитанников, поступивших в наше ДОО, по направлению Областного центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
В 2012 году к нам поступило 152 ребенка. Из них 121 с ортопедической патологией, в 2013 году поступило 159 детей, из них 94 с ортопедической патологией, в 2014 году 165 детей, из них 106 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Данная статистика состояния здоровья наших воспитанников помогла нам осознать, что главная задача, стоящая перед нами, –снижение риска развития хронических заболеваний, укрепление и развитие имеющегося ресурса здоровья. В 80-90-е годы прошлого столетия работа по оздоровлению детей дошкольников сводилась к закаливанию и профилактике простудных заболеваний. Но в современном мире ситуация изменилась, появились исследования В. Т. Кудрявцева, Б. Б. Егорова, И. В. Чупаха, Е. З. Пужаевой, И. Ю. Соколовой, которые занимались проблемой использования здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте. Исходный материал был нами изучен и адаптирован в соответствии с возрастными особенностями детей и их диагнозами. Все вышесказанное обусловило выбор темы доклада. В рамках этой темы мы попытаемся ответить на два вопроса:
1. Какие здоровьесберегающие технологии целесообразно использовать в ДОО при ортопедических патологиях?
2. Особенности использования здоровьесберегающих технологий в практике педагогов ДОО?
Данные вопросы будут рассматриваться нами параллельно.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. В своей работе с детьми нами используются три вида здоровьесберегающих технологий: технологии стимулирования и сохранения здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни и коррекционные технологии. Но особое внимание уделяем технологиям, способствующим профилактике и коррекции ортопедических патологий.
Дорожки здоровья. Известно, что на стопах расположено множество активных точек, стимулируя их, мы положительно воздействуем на процессы, происходящие в организме. При ходьбе босиком по «дорожке здоровья» происходит своеобразный массаж стопы и тем самым улучшается кровообращение, повышается иммунитет, снижается усталость. В основу положен принцип смены различных видов поверхности для воздействия на все биологически активные точки ступней. Но при внедрении этой технологии, мы столкнулись с материальными трудностями. Поэтому возникла необходимость изготовления дорожек здоровья своими руками. В ход пошло все, что было под рукой: пуговицы, крышки от бутылок, автомобильные массажеры, поролоновые губки, деревянные палочки. Стационарные дорожки здоровья есть на групповых участках и используются в теплый период. Такое оборудование вызывает у детей особый интерес к занятию, повышает их двигательную активность, развивает творческий потенциал.
Со старшего дошкольного возраста в работу по оздоровлению детей нами были включены элементы стоун – терапии, что в переводе означает терапия камнями.
Камень источник природной энергии, которая устраняет напряжение и стресс, нейтрализует мышечное напряжение и усталость. В связи с этим достойное место в нашей группе заняли: ванны с камешками разной температуры и тренажер «С кочки на кочку». Кроме этого, мы используем камни разной температуры для массажа биологически активных точек. Дорожки здоровья и элементы стоун – терапии используются нами ежедневно в динамических паузах, в гимнастике пробуждения.
Особенностью детей дошкольников является неустойчивость нервных процессов, быстрая утомляемость. Педагог должен знать, что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут непрерывной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет — через 10-12 минут, в 7-8 лет — через 12-15 минут! Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются динамические паузы. Нами подобраны комплексы физминуток, пальчиковой гимнастики в соответствии с комплексно-тематическим планированием группы. Что позволяет не только снять утомляемость, но и закрепить представления детей по изучаемой теме. Динамические паузы используются ежедневно во время НОД и по мере утомления детей.
Движение занимает важное место в жизни детей, поэтому мы обратили внимание на кинезотерапию — комплексное применение различных движений для оздоровления детей. Применение данной технологии неразрывно связано с формированием двигательного воображения у детей, которое обеспечивает одушевление движений. С этой целью мы используем специальные игровые задания такие, как: «Кошкины повадки», «Веселый зоосад», «Птицы перед взлетом», «Гимнастика для ежика» и др. Эти упражнения помогают регулировать мышечный тонус. Также нами успешно используются упражнения на различные виды ходьбы, упражнения на развитие координации движений, развивающие способность ориентироваться в пространстве и коллективе, умение ходить под музыкальное сопровождение разного темпа и ритма. Включение элементов кинезотерапии в оздоровительную работу с детьми, позволяет плодотворно работать с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, стимулируя их к выполнению упражнений. У детей старшего дошкольного возраста кроме двигательного воображения необходимо формировать и осознанное отношение к своему здоровью. Элементы кинезотерапии включены нами в утреннюю гимнастику, динамические паузы, гимнастику пробуждения, корригирующую гимнастику, подвижные игры.
Совершенствуя свою работу по внедрению здоровьесберегающих технологий, мы постоянно ищем новые эффективные средства и методы повышения двигательной активности детей. В связи с этим мы обратили внимание на технологию работы с коррекционными мячами, или фитболами. Данная технология способствует улучшению координации движений, снижению нарушений опорно-двигательного аппарата, активизации дыхательной системы, предупреждению нейроортопедических нарушений. Эта методика подробно изложена в книге Каштанова Г., Мамаева Е., Сливина О. «Лечебная физкультура и массаж: методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». Выбор упражнения по фитболу зависит от возраста детей и их индивидуальных особенностей. Игры организуются индивидуальным или подгрупповым способом, так как требуют большой площади. Разминка с фитболами входит в НОД по физическому развитию, элементы фитбола включены в корригирующую гимнастику.
Стимулируя осознанное отношение детей к своему здоровью, мы обратились к самомассажу — это применение массажных приемов на самом себе. В дошкольном возрасте мы можем говорить об «игровом самомассаже». Нами разработана картотека данного вида массажа. Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажам придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребёнка возникал конкретный образ. Некоторые упражнения взяты из опыта работы М. Ю. Картушиной.
Ценность самомассажа в том, что он может быть организован взрослым и инициирован самим ребенком. Важным условием для этого является доступность массажеров. В нашей группе массажеры находятся в Центре физического развития и представлены не только традиционным, но и нетрадиционным оборудованием. Для профилактики нарушений осанки сделаны своими руками: гимнастические палки, массажеры «Орешек», «Стена здоровья», мешочки с крупой. Для профилактики плоскостопия и других патологий нижних конечностей: шнуры, массажеры «Ежик», «Лыжи», колючие мячи разного диаметра, лоскутки, губки, природный материал.
Таким образом, ежедневно используя весь спектр здоровьесберегающих технологий по коррекции ортопедических нарушений, мы получили такие результаты: снято с учета в 2012 г – 10 человек, улучшили состояние 62 ребенка. В 2013 снято — 12 человек, улучшили состояние — 68. В 2014 снято с учета 18 детей, улучшили состояние — 57 человек. В заключении хотелось бы сказать, что:
1. Правильно организованная работа по оздоровлению и применение здоровье сберегающих технологий способствует снижению заболеваемости и профилактике хронических заболеваний у дошкольников.
2. Педагоги дополнительного образования в своей работе могут использовать данные здоровьесберегающие технологии для профилактики и коррекции ортопедических нарушений у дошкольников в связи с их эффективностью и доступностью.
Источник