Родительское собрание «Здоровье школьника»
материал по теме
Начало нового учебного года заставляет родителей вспомнить про нагрузку, связанную со школой, а вместе с ней и режим, соблюдение которого помогает ребенку сохранить здоровье в нелегких условиях учебы.
Несоблюдение режима часто создает конфликтную ситуацию между ребенком, родителями и школой, так как ведет к переутомлению, недосыпанию и к пробелам в знаниях — об этом шла речь на нашем школьном родительском собрании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
собрание посвящено режиму школьника и его здоровью. | 18.72 КБ |
zdorove_shkolnika.pptx | 276.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Начало нового учебного года заставляет родителей вспомнить про нагрузку, связанную со школой, а вместе с ней и режим, соблюдение которого помогает ребенку сохранить здоровье в нелегких условиях учебы.
Несоблюдение режима часто создает конфликтную ситуацию между ребенком, родителями и школой, так как ведет к переутомлению, недосыпанию и к пробелам в знаниях.
В среднем школьная нагрузка на ученика 5-9 классов составляет от 28 часов до 32 часов в неделю. Посещение различных школ, секций, студий, выполнение домашнего задания – это еще требует 6-7 часов. Получается, что ребенок учится в сутки по 8-10 часов. Подобная нагрузка должна сопровождаться правильным отдыхом. Так, всем школьникам без исключения рекомендуется гулять на свежем воздухе не менее 2-2,5 часов в день. В обязанности родителей входит контроль за соблюдением этих правил, а так же установление правильного режима сна, как основного фактора восстановления сил. Продолжительность сна школьника должна быть не менее 9 часов.
Психологи установили, что у каждого человека ритм работоспособности бывает разным (слайд №2) Но чаще всего работать легче и эффективнее с 8 до12и с16 до18 часов, так как в 12 и 18 часов происходит резкое понижение работоспособности. Поэтому, если правильно распределить время для выполнения домашнего задания, сидеть долго не будет необходимости. После прихода из школы обязательно надо отдохнуть. Садиться за уроки лучше в 16 часов или, если ребенок учится во вторую смену, в 9 часов. Казалось бы, что ребята, которые занимаются в кружках или дополнительных школах, имеют меньше свободного времени. Но у них есть возможность переключиться и отдохнуть. То есть кружки и секции помогают лучшему отдыху от занятий, развивают умственно и физически. Хорошо чередовать умственную и физическую работу. Особое удовольствие у подростков вызывает творческая работа. Она тоже является хорошим отдыхом.
Одного режима занятий, прогулок, игр и сна для здоровья ребенка явно недостаточно. Важнейшим звеном в этой цепи является правильное питание школьников.
Режим питания подразумевает, что школьник должен есть в четко отведенное время (слайд№3) полноценную по энергетической потребности еду. В детский рацион непременно включают кисломолочные продукты, творог, сыр, а так же рыбу, лучше 2 раза в неделю, мясные продукты, яйца. Каждый день нужно включать сливочное и растительное масло, сметану. Суточная норма углеводов 300-400 грамм – это хлеб, каши, картофель. А так же источник витаминов – овощи и фрукты.
Все чаще наши дети свое свободное время проводят за компьютером. К сожалению, компьютер становится для многих ребят не только источником получения разной информации, но и источником серьезных конфликтов между родителями и детьми. Долгое, часто бесполезное времяпровождение у компьютера оборачивается невыученными уроками, невыполнением запланированных дел, как результат — плохими оценками, конфликтом с учителями и родителями. . То, что пребывание ребенка длительное время за компьютером вредно для его здоровья, известно всем (слайд №4) Существует 4 основных вредных фактора:
1-нагрузка на зрение
3-нагрузка на психику
Нагрузка на зрение – это первый и самый главный фактор. Именно из-за нее через непродолжительное время у ребенка возникают головная боль и головокружение. Длительная работа за компьютером может привести к устойчивому снижению остроты зрения. Но не компьютер является главн ой причиной развития близорукости у ребенка. Огромну. Роль в этом играет наследственность, телевизор, чтение в темноте. При грамотной постановке дела нагрузка на зрение может быть значительно снижена.
- Самым важным фактором в сохранении зрения ребенка играет качество монитора. Самым безопасным для глаз монитором является монитор на жидких кристаллах и жидкокристаллический проектор
- Для глаз ребенка достаточно безопасно рассматривать картинки, фотографии, хуже воспринимается рисование на компьютере – всю работу выполняют глаза. Еще тяжелее, когда ребенок читает текст с экрана. Настоящие убийцы глаз – это игры. Движущиеся изображения, мелкие элементы – все это приводит к сильному переутомлению.
Вторым по вредности фактором, влияющим на здоровье является стесненная поза. Сидя за компьютером, ребенок должен смотреть на экран и о дновременно держать руки на клавиатуре. Это вынуждает его тело принять определенное положение и не изменять его до конца работы. Возникают следующие нарушения:
1-затрудненное дыхание – это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и т.д.
2-остеохондроз.При длительном сидении с опущенными плечамивозникает стойкое изменение костно-мышечной системы, а иногда искривление позвоночника.
3-заболевание суставов кистей рук. Это профессиональное заболевание, ранее преследовав шее машинисток в редакциях, а ныне операторов компьютеров.
Как помочь школьнику уменьшить вредное влияние?
Самое важное в уменьшении нагрузки – правильно подобранная мебель, причем подобрана именно для детей (слайд №5).
Стул . Хороший стул снимает половину нагрузки. Специальный операторский стул на роликах, с регулируемой спинкой, без подлокотников и вращающийся вокруг своей оси позволяет ребенку изменять свою позу во время работы. Дети с удовольствием ерзают на таких стульях, а значит , их грудная клетка и позвоночник работают.
Стол должен быть со специальной выдвижной доской под клавиатуру. Клавиатура должна быть на 7-10 см. ниже стандартной высоты стола.
Психическая нагрузка. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности , чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Как уменьшить психическую нагрузку?
- Делать в работе перерывы. Каждые 30 минут – перерыв на 15 минут. Дома на компьютере следует поставить таймер.
- Следует внимательно следить за содержательной стороной игр, в которые играет ребенок, за тем, что он программирует, и какие сайты он посещает
Излучение или радиацию монитор вообще не производит, практически ничего не излучает системный блок. Вредными для человека являются следующие факторы (слайд №6)
- Электростатические поля . Сам по себе этот потенциал не страшен, но этот потенциал создается между экраном и лицом человека и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки как пули врезаются в лицо того, кто сидит у экрана.
Что делать? Протирать пыль с экрана чаще, хорошо, если есть возможность установить в комнате пылеуловитель или лампу Чижевского, которая снижает количество пыли и подавляет статические поля. Самый простой способ – после занятий на компьютере умыться холодной водой.
- Высокочастотные электромагнитные поля . В современных мониторах все излучение отводится вверх и частично назад, вперед не излучается ничего. Поэтому в школах компьютеры расставляют таким образом, чтобы люди не могли находиться возле их задних стенок.
- Низкочастотные электромагнитные поля до сих пор не считались вредными, так как от компьютера они ниже, чем от электрического утюга. Но эта область пока еще до конца не изучена.
Продолжая разговор о здоровье, хотелось бы еще остановиться на внешнем виде подростка (слайд №6,7,8). В уставе нашей школы прописано, что внешний ви д школьника должен иметь строгий стиль одежды для создания деловой атмосферы в школе, необходимой для занятий. К сожалению, вопрос этот остается открытым. Особенно это касается тех дней, когда в расписании стоит урок физкультуры. Многие ребята предпочитают приходить в этот день в спортивной форме: « чтобы не переодеваться и не носить форму с собой». Прозанимавшись по 2 урока, вспотевшие и разгоряченные, ребята идут на другие уроки в этой же одежде, выбегают на улицу подышать – отсюда неопрятный внешний вид, риск быстро подхватить простуду. На дворе уже поздняя осень, обратите внимание, по сезону ли одет ваш ребенок.
И напоследок, желаем Вам, уважаемые родители, нам и нашим детям крепкого здоровья.
Подготовил: преподаватель изо и классный рук.
Источник
Здоровье школьника
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Здоровье человека, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждениях образования связано более 70% времени его жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_shkolnika.docx | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Здоровье школьника».
Здоровье человека, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждениях образования связано более 70% времени его жизнедеятельности.
Среди факторов, негативно влияющих на здоровье и развитие детей в системе образования, выделяют как низкий уровень культуры здоровья в обществе, ведущий к нездоровому образу жизни, так и факторы образовательной среды школы. Во многом, конечно, винить можно образ жизни современных школьников.
Характеризуя образ жизни петербургских школьников , необходимо отметить ряд негативных изменений за анализируемый период (данные за последние 10 лет).
Т енденции, характеризующие образ жизни школьников Санкт-Петербурга :
- в настоящее время у 70% детей школьного возраста отмечается недостаточная двигательная активность, более половины учащихся вообще не занимаются физической культурой;
- нарушения структуры и режима питания (43,6% старшеклассников питаются без режима, когда захотят; 68,3% из них не едят в школе);
- нарушения структуры досуга, в том числе преобладание малоподвижных видов занятий (компьютер и ТВ), нарушение продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе во всех возрастных группах;
- возрастание риска употребления психоактивных веществ (о результатам анкетирования у 42,9% большинство сверстников курят, у 36,2% — употребляют алкоголь, у 8,4% — пробовали наркотики);
- снижение с возрастом готовности к здоровому образу жизни. И что немаловажно, зачастую здоровый образ жизни среди подростков просто считается немодным.
Характеризуя проблемы участников образовательного процесса, необходимо отметить проблему профессионального здоровья и образа жизни педагогов школ Санкт-Петербурга.
По результатам исследований СПбАППО на выборке 1207 педагогов Санкт-Петербурга в 2000-2007 гг. средний возраст педагогов 42,3 лет, средний педагогический стаж 19,0 лет; из них с высшим образованием 89,7%. Только 46,2% из них имеют высокий уровень эмоциональной устойчивости, 28,7% имеют высокий уровень нейротизма, 66,3% педагогов имеют высокий уровень личностной тревожности. Наблюдается значительное снижение эмоциональной устойчивости с увеличением педагогического стажа и возраста (за первые 10 лет стажа – почти в два раза). 75% педагогов считают свое здоровье удовлетворительным или плохим.
Как показывают результаты исследования, проведенного кафедрой психологии СПбАППО в ноябре 2009 — январе 2010 года на выборке из 3312 педагогов ОУ города, 69% педагогов испытывают чувство усталости на работе, 54% — нарушения сна, 45% — подавленное настроение, 42% — повышенное артериальное давление, аритмию.
В то же время мало кто систематически и целенаправленно занимается своим здоровьем, оправдывая это необходимостью больших материальных затрат (19% опрошенных), отсутствием времени (16%), нехваткой силы воли (13%), наличием более важных дел (11%), отсутствием соответствующих условий (11%).
Среди способов поддержания крепкого здоровья 29% педагогов просто избегают вредных привычек, лишь 8% самостоятельно занимаются физическими упражнениями, 6% посещают врача с профилактическими целями, 4% практикуют специальные оздоровительные системы.
Такое отношение педагогов к своему здоровью определяет и их отношение к здоровью учащихся: по данным мониторинга РСОКО, в котором участвовали 448 педагогов, 78% из них считают здоровье учащихся удовлетворительным или плохим; 63,6% считают, что здоровье детей ухудшается по мере обучения в школе. В то же время только 25,7% педагогов осознают необходимость собственного повышения квалификации в области здоровья; 24,5% — проведения внеклассной работы в этой области, 43,8% — создания службы здоровья. Подавляющее большинство считают уместными в школе массовые мероприятия (75,3%).
Тем не менее, по статистике на сегодняшний день проблемы со здоровьем у каждого пятого первоклассника, а 40 % выпускников имеют более 2 диагнозов. По данным РАМН, сегодня среди выпускников российских школ только 3% здоровых детей. Три человека из ста! А до 70% старшеклассников страдают хроническими заболеваниями. Причем здоровье ребят резко ухудшается именно за годы обучения.
Более 30% детей имеют отклонения в физическом развитии. И этот показатель постоянно растет. Отмечается снижение физической силы у подростков. К примеру, лишь 50% из них в состоянии выполнить возрастные нормативы физической подготовки.
За последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34%, а детей в возрасте 15-17 лет — на 65%. Нарушения здоровья у 30% школьников средних и старших классов приняли хронический характер. Наиболее часто встречаются заболевания органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы, зрения, возросло число психических расстройств.
Отмечается, что в течение последних 15 лет число школьников, имеющих проблемы со здоровьем, постоянно увеличивается. Это крайне тревожная тенденция.
По мнению экспертов, «дети испытывают колоссальные нагрузки в школе и дома», при этом их двигательная активность постоянно снижается из-за массового увлечения компьютерами.
Кроме того, серьезной проблемой является неправильная организация питания. Половина школьников не завтракают ни дома, ни в школе. Около 17% детей имеют лишний вес, в то время как у 20% ребят наблюдается дефицит массы тела.
Чтобы этого избежать, родителям нужно внимательно следить за здоровьем ребенка с самых первых дней учебы. А в то время, когда дети находятся в школе, эта ответственность автоматически перекладывается родителями на нас – педагогов.
В продолжение разговора о здоровьесбережении школьников хочу поговорить о проблемах медицинского обслуживания в школах. Известно, что медицинское обслуживание в школах, мягко говоря, идет не в ногу со временем. Во многих школах медицинская деятельность осуществляется «приходящими» мед. работниками из лечебно-профилактических учреждений. Соответственно медицинские работники находятся в школах эпизодически, а не в течение всего учебного дня, поэтому не выполняют в полном объеме работу в соответствии с перечнем обязанностей медицинских работников, обслуживающих детей в школах. Основная цель медицинского обслуживания в школе – это контроль состояния здоровья обучающихся, оказание первой медицинской и врачебной помощи. Как все мы хорошо понимаем, помощь такого рода может потребоваться внезапно. Но как можно быть уверенным в своевременном ее оказании (речь идет и об учителях и о родителях), если работники медицины в школах в большинстве своем «приходящие».
Реализация Закона «Об образовании» требует наличия медицинского персонала во всех образовательных учреждениях. Но за последние пять лет наблюдается резкий спад количества медицинского персонала в школах и детских садах. Во многих образовательных учреждениях один специалист обслуживает 3-4 учреждения, что не позволяет обеспечить медицинский контроль в течение всего дня.
Исходя из сложившейся ситуации, я считаю, что единственное (но немаловажное), что мы (педагоги) можем сделать, это проявить повышенное внимание к уровню культуры здоровья наших учеников и максимально привлечь родителей к этому процессу. Ведь многие родители даже не подозревают, как много они могут сделать для поддержания и сохранения здоровья своих детей.
Помимо всех известных нам методов работы в этом направлении (в начальной школе – зрительные физминутки, смена видов деятельности, поддержание осанки и т.д.) можно найти много интересных форм работы в оздоровительном направлении школьников. Сейчас многие из нас получили часы внеурочной деятельности, в рамках которой можно проводить специальные мероприятия в этом направлении. Если таких часов нет, можно проводить классные часы или включать эту работу в сами уроки (в физ.паузы или в отдельные упражнения). Это могут быть беседы с детьми о зрении, осанке, компьютерах, телевизорах, правильном питании, словом, обо всем, что сможет повысить уровень их знаний о собственном здоровье.
Сейчас, в век компьютерных технологий, появились даже специальные электронные приложения, направленные на обучение детей культуре здоровья. Большинство из них, к сожалению, на английском языке
Современные дети много времени проводят за компьютерными играми, почему бы не сделать их увлечение чуть более полезным.
Источник