Меню

Материал по теме здоровье школьника

Родительское собрание «Здоровье школьника»
материал по теме

Начало нового учебного года заставляет родителей вспомнить про нагрузку, связанную со школой, а вместе с ней и режим, соблюдение которого помогает ребенку сохранить здоровье в нелегких условиях учебы.

Несоблюдение режима часто создает конфликтную ситуацию между ребенком, родителями и школой, так как ведет к переутомлению, недосыпанию и к пробелам в знаниях — об этом шла речь на нашем школьном родительском собрании.

Скачать:

Вложение Размер
собрание посвящено режиму школьника и его здоровью. 18.72 КБ
zdorove_shkolnika.pptx 276.43 КБ

Предварительный просмотр:

Начало нового учебного года заставляет родителей вспомнить про нагрузку, связанную со школой, а вместе с ней и режим, соблюдение которого помогает ребенку сохранить здоровье в нелегких условиях учебы.

Несоблюдение режима часто создает конфликтную ситуацию между ребенком, родителями и школой, так как ведет к переутомлению, недосыпанию и к пробелам в знаниях.

В среднем школьная нагрузка на ученика 5-9 классов составляет от 28 часов до 32 часов в неделю. Посещение различных школ, секций, студий, выполнение домашнего задания – это еще требует 6-7 часов. Получается, что ребенок учится в сутки по 8-10 часов. Подобная нагрузка должна сопровождаться правильным отдыхом. Так, всем школьникам без исключения рекомендуется гулять на свежем воздухе не менее 2-2,5 часов в день. В обязанности родителей входит контроль за соблюдением этих правил, а так же установление правильного режима сна, как основного фактора восстановления сил. Продолжительность сна школьника должна быть не менее 9 часов.

Психологи установили, что у каждого человека ритм работоспособности бывает разным (слайд №2) Но чаще всего работать легче и эффективнее с 8 до12и с16 до18 часов, так как в 12 и 18 часов происходит резкое понижение работоспособности. Поэтому, если правильно распределить время для выполнения домашнего задания, сидеть долго не будет необходимости. После прихода из школы обязательно надо отдохнуть. Садиться за уроки лучше в 16 часов или, если ребенок учится во вторую смену, в 9 часов. Казалось бы, что ребята, которые занимаются в кружках или дополнительных школах, имеют меньше свободного времени. Но у них есть возможность переключиться и отдохнуть. То есть кружки и секции помогают лучшему отдыху от занятий, развивают умственно и физически. Хорошо чередовать умственную и физическую работу. Особое удовольствие у подростков вызывает творческая работа. Она тоже является хорошим отдыхом.

Одного режима занятий, прогулок, игр и сна для здоровья ребенка явно недостаточно. Важнейшим звеном в этой цепи является правильное питание школьников.

Режим питания подразумевает, что школьник должен есть в четко отведенное время (слайд№3) полноценную по энергетической потребности еду. В детский рацион непременно включают кисломолочные продукты, творог, сыр, а так же рыбу, лучше 2 раза в неделю, мясные продукты, яйца. Каждый день нужно включать сливочное и растительное масло, сметану. Суточная норма углеводов 300-400 грамм – это хлеб, каши, картофель. А так же источник витаминов – овощи и фрукты.

Все чаще наши дети свое свободное время проводят за компьютером. К сожалению, компьютер становится для многих ребят не только источником получения разной информации, но и источником серьезных конфликтов между родителями и детьми. Долгое, часто бесполезное времяпровождение у компьютера оборачивается невыученными уроками, невыполнением запланированных дел, как результат — плохими оценками, конфликтом с учителями и родителями. . То, что пребывание ребенка длительное время за компьютером вредно для его здоровья, известно всем (слайд №4) Существует 4 основных вредных фактора:

1-нагрузка на зрение

3-нагрузка на психику

Нагрузка на зрение – это первый и самый главный фактор. Именно из-за нее через непродолжительное время у ребенка возникают головная боль и головокружение. Длительная работа за компьютером может привести к устойчивому снижению остроты зрения. Но не компьютер является главн ой причиной развития близорукости у ребенка. Огромну. Роль в этом играет наследственность, телевизор, чтение в темноте. При грамотной постановке дела нагрузка на зрение может быть значительно снижена.

  1. Самым важным фактором в сохранении зрения ребенка играет качество монитора. Самым безопасным для глаз монитором является монитор на жидких кристаллах и жидкокристаллический проектор
  2. Для глаз ребенка достаточно безопасно рассматривать картинки, фотографии, хуже воспринимается рисование на компьютере – всю работу выполняют глаза. Еще тяжелее, когда ребенок читает текст с экрана. Настоящие убийцы глаз – это игры. Движущиеся изображения, мелкие элементы – все это приводит к сильному переутомлению.

Вторым по вредности фактором, влияющим на здоровье является стесненная поза. Сидя за компьютером, ребенок должен смотреть на экран и о дновременно держать руки на клавиатуре. Это вынуждает его тело принять определенное положение и не изменять его до конца работы. Возникают следующие нарушения:

1-затрудненное дыхание – это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и т.д.

2-остеохондроз.При длительном сидении с опущенными плечамивозникает стойкое изменение костно-мышечной системы, а иногда искривление позвоночника.

3-заболевание суставов кистей рук. Это профессиональное заболевание, ранее преследовав шее машинисток в редакциях, а ныне операторов компьютеров.

Как помочь школьнику уменьшить вредное влияние?

Самое важное в уменьшении нагрузки – правильно подобранная мебель, причем подобрана именно для детей (слайд №5).

Стул . Хороший стул снимает половину нагрузки. Специальный операторский стул на роликах, с регулируемой спинкой, без подлокотников и вращающийся вокруг своей оси позволяет ребенку изменять свою позу во время работы. Дети с удовольствием ерзают на таких стульях, а значит , их грудная клетка и позвоночник работают.

Стол должен быть со специальной выдвижной доской под клавиатуру. Клавиатура должна быть на 7-10 см. ниже стандартной высоты стола.

Психическая нагрузка. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности , чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Как уменьшить психическую нагрузку?

  1. Делать в работе перерывы. Каждые 30 минут – перерыв на 15 минут. Дома на компьютере следует поставить таймер.
  2. Следует внимательно следить за содержательной стороной игр, в которые играет ребенок, за тем, что он программирует, и какие сайты он посещает

Излучение или радиацию монитор вообще не производит, практически ничего не излучает системный блок. Вредными для человека являются следующие факторы (слайд №6)

  1. Электростатические поля . Сам по себе этот потенциал не страшен, но этот потенциал создается между экраном и лицом человека и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки как пули врезаются в лицо того, кто сидит у экрана.

Что делать? Протирать пыль с экрана чаще, хорошо, если есть возможность установить в комнате пылеуловитель или лампу Чижевского, которая снижает количество пыли и подавляет статические поля. Самый простой способ – после занятий на компьютере умыться холодной водой.

  1. Высокочастотные электромагнитные поля . В современных мониторах все излучение отводится вверх и частично назад, вперед не излучается ничего. Поэтому в школах компьютеры расставляют таким образом, чтобы люди не могли находиться возле их задних стенок.
  2. Низкочастотные электромагнитные поля до сих пор не считались вредными, так как от компьютера они ниже, чем от электрического утюга. Но эта область пока еще до конца не изучена.

Продолжая разговор о здоровье, хотелось бы еще остановиться на внешнем виде подростка (слайд №6,7,8). В уставе нашей школы прописано, что внешний ви д школьника должен иметь строгий стиль одежды для создания деловой атмосферы в школе, необходимой для занятий. К сожалению, вопрос этот остается открытым. Особенно это касается тех дней, когда в расписании стоит урок физкультуры. Многие ребята предпочитают приходить в этот день в спортивной форме: « чтобы не переодеваться и не носить форму с собой». Прозанимавшись по 2 урока, вспотевшие и разгоряченные, ребята идут на другие уроки в этой же одежде, выбегают на улицу подышать – отсюда неопрятный внешний вид, риск быстро подхватить простуду. На дворе уже поздняя осень, обратите внимание, по сезону ли одет ваш ребенок.

И напоследок, желаем Вам, уважаемые родители, нам и нашим детям крепкого здоровья.

Подготовил: преподаватель изо и классный рук.

Источник

Здоровье школьника
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Здоровье человека, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждениях образования связано более 70% времени его жизнедеятельности.

Скачать:

Вложение Размер
zdorove_shkolnika.docx 18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Здоровье школьника».

Здоровье человека, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждениях образования связано более 70% времени его жизнедеятельности.

Среди факторов, негативно влияющих на здоровье и развитие детей в системе образования, выделяют как низкий уровень культуры здоровья в обществе, ведущий к нездоровому образу жизни, так и факторы образовательной среды школы. Во многом, конечно, винить можно образ жизни современных школьников.

Характеризуя образ жизни петербургских школьников , необходимо отметить ряд негативных изменений за анализируемый период (данные за последние 10 лет).

Т енденции, характеризующие образ жизни школьников Санкт-Петербурга :

  • в настоящее время у 70% детей школьного возраста отмечается недостаточная двигательная активность, более половины учащихся вообще не занимаются физической культурой;
  • нарушения структуры и режима питания (43,6% старшеклассников питаются без режима, когда захотят; 68,3% из них не едят в школе);
  • нарушения структуры досуга, в том числе преобладание малоподвижных видов занятий (компьютер и ТВ), нарушение продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе во всех возрастных группах;
  • возрастание риска употребления психоактивных веществ (о результатам анкетирования у 42,9% большинство сверстников курят, у 36,2% — употребляют алкоголь, у 8,4% — пробовали наркотики);
  • снижение с возрастом готовности к здоровому образу жизни. И что немаловажно, зачастую здоровый образ жизни среди подростков просто считается немодным.

Характеризуя проблемы участников образовательного процесса, необходимо отметить проблему профессионального здоровья и образа жизни педагогов школ Санкт-Петербурга.

По результатам исследований СПбАППО на выборке 1207 педагогов Санкт-Петербурга в 2000-2007 гг. средний возраст педагогов 42,3 лет, средний педагогический стаж 19,0 лет; из них с высшим образованием 89,7%. Только 46,2% из них имеют высокий уровень эмоциональной устойчивости, 28,7% имеют высокий уровень нейротизма, 66,3% педагогов имеют высокий уровень личностной тревожности. Наблюдается значительное снижение эмоциональной устойчивости с увеличением педагогического стажа и возраста (за первые 10 лет стажа – почти в два раза). 75% педагогов считают свое здоровье удовлетворительным или плохим.

Как показывают результаты исследования, проведенного кафедрой психологии СПбАППО в ноябре 2009 — январе 2010 года на выборке из 3312 педагогов ОУ города, 69% педагогов испытывают чувство усталости на работе, 54% — нарушения сна, 45% — подавленное настроение, 42% — повышенное артериальное давление, аритмию.

В то же время мало кто систематически и целенаправленно занимается своим здоровьем, оправдывая это необходимостью больших материальных затрат (19% опрошенных), отсутствием времени (16%), нехваткой силы воли (13%), наличием более важных дел (11%), отсутствием соответствующих условий (11%).

Среди способов поддержания крепкого здоровья 29% педагогов просто избегают вредных привычек, лишь 8% самостоятельно занимаются физическими упражнениями, 6% посещают врача с профилактическими целями, 4% практикуют специальные оздоровительные системы.

Такое отношение педагогов к своему здоровью определяет и их отношение к здоровью учащихся: по данным мониторинга РСОКО, в котором участвовали 448 педагогов, 78% из них считают здоровье учащихся удовлетворительным или плохим; 63,6% считают, что здоровье детей ухудшается по мере обучения в школе. В то же время только 25,7% педагогов осознают необходимость собственного повышения квалификации в области здоровья; 24,5% — проведения внеклассной работы в этой области, 43,8% — создания службы здоровья. Подавляющее большинство считают уместными в школе массовые мероприятия (75,3%).

Тем не менее, по статистике на сегодняшний день проблемы со здоровьем у каждого пятого первоклассника, а 40 % выпускников имеют более 2 диагнозов. По данным РАМН, сегодня среди выпускников российских школ только 3% здоровых детей. Три человека из ста! А до 70% старшеклассников страдают хроническими заболеваниями. Причем здоровье ребят резко ухудшается именно за годы обучения.

Более 30% детей имеют отклонения в физическом развитии. И этот показатель постоянно растет. Отмечается снижение физической силы у подростков. К примеру, лишь 50% из них в состоянии выполнить возрастные нормативы физической подготовки.

За последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34%, а детей в возрасте 15-17 лет — на 65%. Нарушения здоровья у 30% школьников средних и старших классов приняли хронический характер. Наиболее часто встречаются заболевания органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы, зрения, возросло число психических расстройств.

Отмечается, что в течение последних 15 лет число школьников, имеющих проблемы со здоровьем, постоянно увеличивается. Это крайне тревожная тенденция.

По мнению экспертов, «дети испытывают колоссальные нагрузки в школе и дома», при этом их двигательная активность постоянно снижается из-за массового увлечения компьютерами.

Кроме того, серьезной проблемой является неправильная организация питания. Половина школьников не завтракают ни дома, ни в школе. Около 17% детей имеют лишний вес, в то время как у 20% ребят наблюдается дефицит массы тела.

Чтобы этого избежать, родителям нужно внимательно следить за здоровьем ребенка с самых первых дней учебы. А в то время, когда дети находятся в школе, эта ответственность автоматически перекладывается родителями на нас – педагогов.

В продолжение разговора о здоровьесбережении школьников хочу поговорить о проблемах медицинского обслуживания в школах. Известно, что медицинское обслуживание в школах, мягко говоря, идет не в ногу со временем. Во многих школах медицинская деятельность осуществляется «приходящими» мед. работниками из лечебно-профилактических учреждений. Соответственно медицинские работники находятся в школах эпизодически, а не в течение всего учебного дня, поэтому не выполняют в полном объеме работу в соответствии с перечнем обязанностей медицинских работников, обслуживающих детей в школах. Основная цель медицинского обслуживания в школе – это контроль состояния здоровья обучающихся, оказание первой медицинской и врачебной помощи. Как все мы хорошо понимаем, помощь такого рода может потребоваться внезапно. Но как можно быть уверенным в своевременном ее оказании (речь идет и об учителях и о родителях), если работники медицины в школах в большинстве своем «приходящие».

Реализация Закона «Об образовании» требует наличия медицинского персонала во всех образовательных учреждениях. Но за последние пять лет наблюдается резкий спад количества медицинского персонала в школах и детских садах. Во многих образовательных учреждениях один специалист обслуживает 3-4 учреждения, что не позволяет обеспечить медицинский контроль в течение всего дня.

Исходя из сложившейся ситуации, я считаю, что единственное (но немаловажное), что мы (педагоги) можем сделать, это проявить повышенное внимание к уровню культуры здоровья наших учеников и максимально привлечь родителей к этому процессу. Ведь многие родители даже не подозревают, как много они могут сделать для поддержания и сохранения здоровья своих детей.

Помимо всех известных нам методов работы в этом направлении (в начальной школе – зрительные физминутки, смена видов деятельности, поддержание осанки и т.д.) можно найти много интересных форм работы в оздоровительном направлении школьников. Сейчас многие из нас получили часы внеурочной деятельности, в рамках которой можно проводить специальные мероприятия в этом направлении. Если таких часов нет, можно проводить классные часы или включать эту работу в сами уроки (в физ.паузы или в отдельные упражнения). Это могут быть беседы с детьми о зрении, осанке, компьютерах, телевизорах, правильном питании, словом, обо всем, что сможет повысить уровень их знаний о собственном здоровье.

Сейчас, в век компьютерных технологий, появились даже специальные электронные приложения, направленные на обучение детей культуре здоровья. Большинство из них, к сожалению, на английском языке

Современные дети много времени проводят за компьютерными играми, почему бы не сделать их увлечение чуть более полезным.

Источник

Читайте также:  Какие удобрения опасны для здоровья
Adblock
detector