Мастер-класс Здоровый образ жизни
методическая разработка по теме
Предлагаемый мастер-класс проводился мною на районном конкурсе методических объединений. В ходе мастер-класса используется прием — кластер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_zdorovyy_obraz_zhizni.doc | 37 КБ |
master-klass._zdor._obraz.ppt | 225 КБ |
listy_dlya_master-klassa.doc | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Здоровый образ жизни»
Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх. Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко. Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. Сделайте глубокий вдох. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом вашего хорошего настроения. А теперь нарисуйте сердечко. Пусть оно будет символом доброжелательного отношения друг к другу.
— Я рада видеть вас сегодня на моем мастер — классе, тема которого «Формирование здорового образа жизни средствами современных педагогических технологий».
— В течение нескольких лет нашей методической темой является «Инновационные педагогические технологии в работе современного классного руководителя». В прошлом учебном году мы рассматривали использование таковых технологий при формировании здорового образа жизни школьников. Я предлагаю вам поучаствовать в моем мастер-классе, который я и проводила на одном из заседаний МО. Хочу, чтобы вы заранее определились, что вы ждете от этого мастер-класса, какие цели при его посещении для себя поставили. В конце занятия мы к этому вернемся.
— Предлагаю вам разделиться на две группы. Каждая группа будет работать отдельно от другой. А затем мы вместе выработаем определение понятия «здоровый образ жизни».
— Итак, начнем. Перед вами два листа ватмана. В течение нескольких минут вам требуется написать на нем созвучные с выражением «здоровый образ жизни » слова, словосочетания.
Работают. Выходят к листам, пишут.
— Поговорим об основных составляющих понятия, которые вы указали.
Правило №1. Здоровое питание
От нашего питания зависит очень многое.
Сейчас я вам буду зачитывать пословицы, а вы постарайтесь их закончить (на экране):
— хочешь, чтоб тебя уважали, не говори много; хочешь быть здоровым – не ешь много;
— умеренность — лучший врач;
— не в меру еда-болезнь и беда.
Правило №2. Отдых и сон
Продолжаем заканчивать пословицы:
— сон – лучшее Лекарство;
— от хорошего сна – молодееш ь ;
— выспался – будто на свет народилс я.
Правило №3. Третье правило – отказ от вредных привычек
Все вредные привычки вы выделили на листах.
— Послушайте поучительную легенду, которая возможно изменит ваше отношение к предостерегающим советам об отказе от вредных привычек ваших родных, знакомых.
Всегда ли мы слушаем людей, которые предостерегают нас от вредных привычек? Я вам расскажу одну легенду, а вы сделайте для себя выводы.
«Жил некогда великий повелитель. И был у него верный друг – птица сокол, которого он всегда брал с собой. Однажды в долгом походе сморила Хана жажда. И вдруг он увидел тонкую струйку воды, пробивающуюся среди камней. Только начал он набирать воду в свой шлем, как сокол выбил его из рук грозного Хана. Рассердился Хан. Второй раз начал он набирать воду в свой шлем, все больше мучила его жажда. И опять выбил из его рук шлем сокол. И взял тогда хан острый меч и начал в третий раз набирать воду. Опять выбил сокол шлем из рук Хана, но был убит острым мечом. Но шлем закатился так далеко, что не смог найти его Хан. Тогда он с трудом поднялся на гору к озеру и увидел, что в этом озере лежит ядовитая змея, капли яда которой хватит, чтобы убить несколько человек. И понял тогда повелитель, что сокол спас ему жизнь, а он убил его».
Подумайте о том, как вы относитесь к тем, кто оберегает вас от опасностей!
Правило №4. Активный образ жизни
— Наконец мы подошли к самому основному правилу — активный образ жизни.
Подвижный, быстрый человек
Гордится стройным станом.
Сидящий сиднем целый век
Подвержен всем изъянам.
Мы с вами сейчас сделаем небольшую зарядку. Она поможет не только размяться, но и тренирует координацию и память.
А, ну-ка попробуй!
Вытяните вперед руку с раскрытой ладонью. Прижмите к ладони мизинец, остальные пальцы ладони должны быть развернуты. Получилось? Не тут-то было!
Послушай, поверь и себя проверь
Положить руки на колени, хлопнуть в ладоши, потом левой рукой взяться за нос, а правой за левое ухо. Опять хлопнуть в ладоши и поменять руки.
Одновременно отбивайте одной ногой два удара, а другой три.
Зарядка «Медвежата в чаще жили. «
Медвежата в чаще жили,
головой своей крутили,
вот так, вот так (круговые движения головой)
головой своей крутили;
медвежата мед искали,
дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать вот так, вот так, наклоны вправо и влево),
дружно дерево качали;
а потом они ходили (ходьба по — медвежьи)
и из речки воду пили,
вот так, вот так,
и из речки воду пили (наклоны туловища вперед);
а потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо),
лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху),
вот так, вот так,
лапы выше поднимали.
Тот педагогический прием, с которым я знакомила вас сегодня, называется кластер . Он очень хорошо воспринимается ребятами. На слайде вы видите рекомендации классным руководителям при использовании этого приема. Ведь как говорил Конфуций:
«Хороший учитель настаивает, но не тянет за собой,
Побуждает, но не заставляет,
Показывает путь, но не доводит до конца».
— И закончить свой мастер-класс я хочу рефлексией. Тот прием, который я предлагаю, называется «Дерево чувств». Вы видите перед собой яблоню. Рядом лежат яблоки трех цветов:
— если чувствуете себя хорошо, комфортно, настроение на высоте, занятие принесло вам пользу, то вешайте на дерево яблоко красного цвета;
— если настроение хорошее, но занятие не произвело на вас впечатления, то вешайте на дерево яблоко желтого цвета;
— если настроение ухудшилось, потому что занятие не понравилось, то вешайте на дерево яблоко зелёного цвета.
Источник
Мастер-класс «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Наталья Шихова
Мастер-класс «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Прежде чем начать работу давайте познакомимся с «Бассейном», но мы это сделаем в не обычной форме. Вы не только будете знакомиться с техникой упражнений, но и узнавать, что вас ждет в этом году. Сейчас вы будете подходить к «Бассейну» по одному вытягивать предметы, с помощью предложенных упражнений, по обозначениям вы будете узнавать, какой сюрприз вас ждет в будущем. Пожалуйста, проходите.
— Монета — к деньгам; — Конфета — сладкая жизнь
— Кристалл — исполнение желания; — Ключик — приобретение недвижимости
— Ракушка – путешествие; — Камушек — прочные связи
— Сердце – любовные страсти; — Перышко – исполнение мечты
Представляю вашему вниманию тему «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Эпиграфом для своего мастер-классая выбрала известную фразу немецкого валеолога Патрика Фосса: «Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе».
Я представлю вам несколько основных направлений работы:
Охрана жизни и здоровья детей
Организация рационального питания
Профилактическая работа по предупреждению заболеваний (сколиоза, миопии, плоскостопия, кариеса)
2) физкультурно-оздоровительная работа:
Организация оптимального режима двигательной активности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, а также с учётом недельной динамики двигательной активности
Формирование у детей осознанной потребности в физической культуре
Развитие физического потенциала каждого ребёнка, обеспечивающее достижение им определённого уровня физических качеств, двигательных умений и навыков в соответствии с возрастными возможностями и состоянием здоровья ребёнка
• Ознакомление детей с традициями большого спорта
3)обеспечение психологического благополучия:
Создание комфортной развивающей среды
Предупреждение интеллектуальных нагрузок
Создание оптимального психологического климата
Создание условий для успешной адаптации детей к условиям ДОУ
Формирование общей культуры личности воспитанников (КГН)
Воспитание потребности в ЗОЖ
Формирование у детей знаний по обеспечению безопасности жизнедеятельности
5)работа с педагогами:
Повышение квалификация педагогических и медицинских работников
Создание условий для оздоровления и своевременной коррекции в развитии и здоровья детей
Формирование у педагогов привычки к ЗОЖ
6)работа с родителями:
Повышение компетенции родителей в вопросах оздоровления и физического развития
Обучение родителей первичным навыкам оздоровительной и коррекционной работы
Проведение совместных мероприятий по физкультурно – оздоровительной работе по формуле: педагог + родитель + ребёнок
На чем-то я остановлюсь более конкретно, а что-то вспомним вскользь.
Каждое из этих направлений условно разделено на определенные пункты.
Итак, что же такое здоровый образ жизни? Это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. В этом определении присутствует два основных слова: профилактика и укрепление.
Профилактическая работа по предупреждению заболеваний. По многим исследованиям наибольшее количество приобретённых детьми заболеваний – это нарушение осанки и плоскостопие, нарушение зрения, заболевания дыхательной системы. Я расскажу о том, как видеться работа у нас в группе, есть картотеки, изученные и новое — будем исследовать, игры, работа с родителями, т. д.
Предупреждение нарушения осанки. Какую же работу можно проводить для этого. Обучение детей навыкам правильной осанки и выполнение специальных упражнений для выработки правильной осанки (какие) На полу разметка цветная (прямоугольник с диагоналями, упражнение с мешочком на голове для равновесия, выполнить задание.
Должен соблюдаться постоянный контроль над соблюдением осанки и своевременная смена статической позы. Одним из приёмов данной работы является физминутка, не только традиционные физминутки, но и нетрадиционные с использованием музыки
Одной из форм работы с детьми по предупреждению нарушения осанки и созданию благоприятного психологического климата являются упражнения на расслабление мышц. Я предлагаю вам побыть в роли детей выполнить одно из таких упражнений. Оно называется «Лимон»:
Опустите руки вниз и представите себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука. Затем бросьте “лимон”и расслабьте руку: Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, овальный он. С силой я его сжимаю – Сок лимонный выжимаю. Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой.
Также с детьми проводить специальные упражнения для укрепления мышц опорно-двигательного аппарата (Какие)— лежа на полу, поднимаем прямые ноги вверх. Следы стоп на стене.
Следующее направление – это предупреждение плоскостопия. Для этого проводиться работа с родителями по подбору правильной обуви для детей, а также выполняем с дошкольниками ряд упражнений. Это ходьба по всем известным «дорожкам здоровья» (Каким). А также самомассаж стопы.
Предупреждение нарушения зрения. Для этого детям просто необходима оптимальная зрительная нагрузка. Но в наше время телевизоры, компьютерные игры и особенно игры в сотовых телефонах не позволяют сохранить этого баланса. Поэтому детей надо обязательно научить упражнениям для укрепления зрительных мышц и для их расслабления. Гимнастика по методу Бозарова (описание метода прилагается).
Я предлагаю вам выполнить одно из таких упражнений: «Белка»
Белка дятла поджидала, (Резко перемещают взгляд вправо-влево)
Гостя вкусно угощала. Ну — ка, дятел, посмотри! (Смотрят вверх-вниз.)
Вот орехи— 1, 2, 3. Пообедал дятел с белкой (Моргают глазками)
И пошел играть в горелки. (Закрывают глаза, гладят веко указательным пальцем)
Следующее направление в работы – предупреждение заболеваний дыхательной системы. Чтобы сформировать у ребёнка правильное дыхание,надо:
• выработать у него умение пользоваться направленной воздушной струей;
• развивать силу выдоха;
• разработать умение регулировать продолжительность вдоха;
• развить способность целенаправленно использовать правильное дыхание для произнесения гласных или согласных звуков, слогов, звукоподражаний, слов;
• формировать длительность выдоха.
Для этого можно проводить различные игры и упражнения.Это игры на поддувание : «снежинка», «бабочка», «футбол» «кораблик» и т. д., выдувание и игры с мыльными пузырями, воздушными шарами. А также выполнение дыхательных упражнений и упражнение на соотнесение речи с движением. У нас собраны большие подборки, как дыхательных упражнений, так и упражнений на соотнесение речи с движением. Одно из самый известных дыхательных упражнений, которое применяется, в том числе и при занятии йогой, я предлагаю вам сейчас выполнить.
Сядьте ровно, спина прямая, не сгибайтесь и не наклоняйтесь. Закройте большим пальцем правую ноздрю и медленно вдыхайте через левую. Вдох — пять секунд, выдох — десять секунд (в два раза больше выдоха). То же самое проделайте и с другой ноздрей. При выполнении упражнения не нужно издавать вслух никаких звуков. В идеале для взрослого на начальном этапе это упражнение повторяется 15-20 раз, для детей 5-7.
Эти упражнения призваны не только стать профилактическими, но и укрепить здоровье. А как вы помните здоровый образ жизни – это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Существует 10 советов, разработанных международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни. Следуя им, можно продлить и сделать более приятной нашу жизнь.
1 совет: разгадывая кроссворды, изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ.
2 совет: работа – важный элемент здорового образа жизни. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. Как утверждают ученые, это поможет выглядеть моложе.
3 совет: не ешьте слишком много. Вместо привычных 2.500 калорий обходитесь 1.500. Это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Также не следует впадать в крайность и есть слишком мало.
4 совет: меню должно соответствовать возрасту. Печень и орехи помогут 30-летним женщинам замедлить появление первых морщинок. Содержащийся в почках и сыре селен, полезен мужчинам после 40 лет, он способствует разряжению стресса. После 50 лет необходим магний, который держит в форме сердце и полезный для костей кальций, а рыба поможет защитить сердце и кровеносные сосуды.
5 совет: имейте на все свое мнение. Осознанная жизнь поможет как можно реже впадать в депрессию и быть подавленным.
6 совет: дольше сохранить молодость помогут любовь и нежность, поэтому найдите себе пару. Укреплению иммунной системы способствует гормон счастья (эндорфин, который вырабатывается в организм, когда человек влюблен).
7 совет: спать лучше в прохладной комнате при температуре 17-18 градусов, это способствует сохранению молодости. Дело в том, что и от температуры окружающей среды зависят обмен веществ в организме и проявление возрастных особенностей.
8 совет: чаще двигайтесь. Учеными доказано, что даже восемь минут занятий спортом в день продлевают жизнь.
9 совет: периодически балуйте себя. Несмотря на рекомендации, касательно здорового образа жизни, иногда позволяйте себе вкусненькое.
10 совет: не всегда подавляйте в себе гнев. Различным заболеваниям, даже злокачественным опухолям, более подвержены люди, которые постоянно ругают самого себя, вместо того, чтобы рассказать, что их огорчает, а иногда и поспорить.
На этом моё выступление окончено. Я вам всем желаю, чтобы наши семьи, наши дошкольники,наш родной Черлак и вся наша страна стали: территорией здоровья.
Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.
Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.
Консультации для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Цикл консультаций для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Является ли чистота залогом здоровья?.
Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.
Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье — это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.
Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.
Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование Автор: Наталья Михайловна Шунина В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение.
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во 2 младшей группе. 5 часть Здоровье в движении. Задачи. Расширять представление детей о том, что здоровье человека зависит от его движений. Поддерживать интерес к.
Источник