Мастер-классы для молодых людей с ОВЗ
материал
В рамках сотрудничества с местной общественной организацией «Городской клуб для людей с ограниченными возможностями здоровья «САМиТ» и региональной общественной организацией «Инклюзивный центр «Алые паруса» на базе МАУДО г. Нижневартовска «Детская школа искусств №1» проводятся различные мастер-классы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерное годовое планирование по 5 основным разделам с учётом интересов и возможностей воспитанников.
Методические рекомендации к авторской «Программе творческой реабилитации детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья средствами клоунады » Лебедевой Н.Б. С.
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Клоунада как средство реабилитации детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья». Автор-составитель: ЛЕБЕДЕВА Наталья Борисовна, учитель, художественны.
Научно -экспериментальное занятие о свойствах воды . О значении воды в жизни человека.
Мастер — класс для городского клуба молодых людей с ограниченными возможностями здоровья «САМиТ» в рамках сотрудничества с региональным благотворительным фондом помощи детям «Лучик с.
Адаптивная физическая культура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниче.
Методическая разработка внеучебного мероприятия Мастер-класс «Алгоритмы в жизни людей» составлена в ОГАПОУ «Алексеевский колледж» для студентов 741 группы специальности 09.02.0.
Источник
Мастер-классы помогут подросткам с инвалидностью выбрать будущую профессию
Специальность мастера-кукольника была выбрана как стартовая для начала реализации проекта
В течение нескольких месяцев дети с инвалидностью – подопечные реабилитационных и коррекционных школ Москвы – посещали мастер-классы по шитью театральных кукол. Знакомство с профессией проходило в игровой форме. Это помогало ребятам с легкостью освоить азы ремесла.
Также дети ездили на познавательные экскурсии в различные театры. Они с удовольствием узнавали, как работают кукольник, бутафор, режиссер и актеры.
Постепенно творческие занятия переросли в нечто большее, ведь многие ребята заинтересовались театральными профессиями. Так сформировался целый проект, в котором выделено несколько этапов.
Первый – знакомство подростка с профессией, участие в мастер-классах. Приобретение навыков шитья, вышивания или вязания.
Второй этап – это работа сотрудников Театрального художественно-технического колледжа с подростками-инвалидами, поступающими в учреждение на обучение.
Третий этап – трудоустройство или продолжение обучения в специализированном вузе.
Количество и тематика мастер-классов постепенно увеличатся. По словам директора Научно-практического центра имени Л.И. Швецовой Светланы Воловец, дети смогут познакомиться и с другими профессиями, например, парикмахера, специалиста по маникюру, дизайнера, осветителя – то есть с теми специальностями, которые и через десять лет не вытеснятся искусственным интеллектом.
Первые профориентационные мастер-классы прошли в рамках подготовки театрального фестиваля «Магия добра»
Все мероприятия по знакомству с театральными профессиями проходили в преддверии фестиваля «Магия добра», главным организатором которого также выступает Научно-практический центр имени Л.И. Швецовой.
«В нашем центре на протяжении 10 лет в День театра обязательно проходят театрализованные представления. В этом году мы решили, что это будет кукольный спектакль и разные мастер-классы в рамках фестиваля «Магия добра». В нем примут участие не только дети, которые проходят реабилитацию в нашем центре, но и все, кто находится в реабилитационных центрах Департамента труда и социальной защиты населения Москвы», – рассказала Светлана Воловец.
Светланы Воловец, директора Научно-практического центра имени Л.И. Швецовой
Еще она сообщила, что за 15 лет работы Научно-практического центра высокотехнологичную реабилитационную помощь получили практически 30 тысяч детей и подростков с инвалидностью.
«За последние 5–7 лет жизнь людей с инвалидностью качественно изменилась. Благодаря реализации программы «Доступная среда» наши пациенты совершенно спокойно участвуют практически во всех спортивных и культурных мероприятиях: посещают выставки, фестивали, соревнования», – добавила Светлана Воловец.
Круглый стол объединил специалистов из разных сфер: общественных деятелей, правозащитников, руководителей театров и галерей, телеведущих, экспертов по трудоустройству. Они присоединились к обсуждению темы социальной инклюзии и поделились своим опытом. Высказали мнение, что в современном обществе выстроить инклюзивную среду можно только одним способом – услышать друг друга и объединиться.
У всех детей есть талант
Татьяна Потяева, уполномоченный по правам человека в городе Москве
Только через создание таких профориентационных проектов подростки с ограниченными возможностями здоровья смогут без проблем контактировать с другими детьми, ведь творчество объединяет. Это формирует платформу для взаимного уважения и толерантности, уверена уполномоченный по правам человека в городе Москве Татьяна Потяева.
«Сегодня принципы инклюзивного общества прочно входят в нашу жизнь. То же самое с доступной средой: она и для пожилого человека, и для мам с коляской, и для человека с инвалидностью. Создание безбарьерного пространства в нашем городе – это уже инклюзия. Что касается образования, то сегодня 316 образовательных организаций столицы реализуют программу инклюзивного обучения. Для каждого ребенка создается индивидуальная траектория движения в процессе постижения знаний. Когда в одном классе учатся и ребенок-инвалид, и здоровые дети, это способствует формированию в коллективе толерантности, добросердечия и желания помочь друг другу», – прокомментировала Татьяна Потяева.
Елена Егорова, заместитель генерального директора галереи Анастасии Чижовой
О том, что творческие мастер-классы помогают пробудить интерес к ручному ремеслу, рассказала Елена Егорова, заместитель генерального директора галереи Анастасии Чижовой.
«Наша галерея много лет работает с детьми-инвалидами. Это непросто и одновременно интересно, потому что такие дети очень необычно реагируют на экспозицию. У нас выставляются образцы разных кукол – это исторические персонажи, знаменитые полководцы, прекрасные императрицы. Для детей с инвалидностью эти образы зачастую являются внутренним образцом, на который они ориентируются. Мы также проводим творческие мастер-классы. Нередко на таких занятиях и просыпается интерес к искусству, к ручному труду. А кукол, сделанных своими руками, они часто наделяют личными качествами».
Ирина Несивкина, генеральный директор Центра позитивных технологий UNITY
При создании реабилитационных программ, в том числе по профориентации, очень важно учитывать предрасположенность детей с ограниченными возможностями здоровья к нестандартному мышлению. Об этом рассказала Ирина Несивкина, ведущий специалист по психосоматической медицине, генеральный директор Центра позитивных технологий UNITY.
«В последние годы наше общество стремится к объединению здоровых людей и тех, у кого есть ограничения по здоровью. Это формирование так называемой инновационно-интеграционной среды. Ведь люди с инвалидностью, попадая в обычную среду, лучше проявляют свои творческие задатки, таланты. Порой это гениальные люди. Ведь мозг человека так устроен, что если есть какие-либо ограничения, то он начинает компенсировать их за счет других функций. Это более чувствительные, тонкие и креативные люди. Находясь в одной среде, мы благоприятно действуем друг на друга. Начинается взаимоактивация», – считает Ирина Несивкина.
Светлана Зейналова, телеведущая
Телеведущая Светлана Зейналова растит 10-летнюю дочку с аутизмом. Известная мама как никто понимает, как важно разглядеть в своем ребенке талант и привить ему любовь к творчеству.
«С появлением малыша на свет рождается творческое зерно, независимо от того, обычный он или особенный. Просто не всегда его могут разглядеть родители или педагоги, которые с ним занимаются. Нужно увидеть его маленький талант и поместить его в те условия, где он может спокойно, безбоязненно и совершенно открыто раскрыть свой потенциал. И, конечно же, заинтересовать его. Обычный ребенок более устойчив к неудачам: поплакал и занялся чем-то другим. Особенным детям сложнее. Им один раз отказали – и им уже сложнее находить себя в занятии. Поэтому очень важны поддержка и помощь», – рассказала Светлана Зейналова.
«Увидеть» спектакль с закрытыми глазами
В столице создаются условия не только для обучения и развития горожан с инвалидностью. Также развиваются новые услуги в сфере культуры.
Лариса Вильясте, художественный руководитель Московского губернского театра
Вот уже четыре года в Московском губернском театре посмотреть театральную постановку могут не только обычные зрители, но и незрячие люди. Это возможно благодаря тифлокомментированию.
«Тифлокомментатор помогает незрячим зрителям «увидеть», что происходит на сцене. Он рассказывает лаконично, но при этом подробно описывая предметы, действия и эмоции героев. Удивительно наблюдать за эмоциями людей, которые впервые «увидели» спектакль. Они часто плачут, радуются и благодарят за такую возможность», – рассказала Лариса Вильясте, художественный руководитель Московского губернского театра.
Скоро появится сопровождаемое трудоустройство
Ирина Швец, директор Центра занятости молодежи
О расширении спектра услуг по поиску работы для москвичей рассказала директор Центра занятости молодежи Ирина Швец. Она отметила, что сейчас центр будет разрабатывать специальные программы по трудоустройству прежде всего соискателей, наиболее уязвимых на рынке труда: пенсионного и предпенсионного возраста, молодежи, женщин с маленькими детьми и людей с инвалидностью.
«Магия добра существует благодаря совместным усилиям. Вместе мы сможем изменить культуру отношения к людям с инвалидностью. Сейчас мы разрабатываем специальные программы для них. В рамках проекта «Доступная работа» появится сопровождаемое трудоустройство. Мы уже сейчас проводим встречи с некоммерческим сектором и работодателями. В процессе обсуждения с коллегами мы приходим к пониманию, что в одиночку сложно решить вопросы трудоустройства людей с инвалидностью. Поэтому мы объединяем наши усилия. Мы открыты к сотрудничеству, готовы поддержать проект по профориентации подростков», – прокомментировала Ирина Швец.
Театральный фестиваль «Магия добра» пройдет 21 марта, в преддверии Всемирного дня театра, в Центре имени Людмилы Рюминой. Праздничное мероприятие – продолжение традиционного театрального фестиваля «АРТ Сфера». На протяжении многих лет его организовывал Научно-практический центр медико-социальной реабилитации инвалидов имени Швецовой. Цель «Магии добра» – формирование в обществе толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Кульминацией праздника станет Парад кукол, когда на большой сцене сойдутся мастера, юные таланты и сами куклы, превратившиеся в актеров. Также в программе будет выставка кукол, которую представит Галерея Анастасии Чижовой.
Читайте о кукольном мастер-классе в Научно-практическом центре медико-социальной реабилитации инвалидов имени Швецовой.
Источник
Как работают инклюзивные мастерские?
В инклюзивных мастерских люди с ментальными особенностями не только выражают себя в творчестве. Они учатся работать в команде, преодолевать себя и становиться частью чего-то большего. У мастеров и работников мастерских — равенство в труде, совместные цели и задачи в творчестве.
Мы пообщались с представителями таких мастерских в Москве и Санкт-Петербурге. Они рассказали, как помогают не просто «организовать досуг» людей с инвалидностью, а создают инклюзивное пространство. Надеемся, опыт столичных мастерских пригодится активистам в регионах. Пусть будет больше подобных проектов!
Керамическая мастерская в Раздолье (благотворительная организация «Перспективы», Санкт-Петербург)
Когда наладили быт в доме, встал вопрос о трудовой деятельности. Каждый день жители дома моют посуду, готовят еду, убирают свои комнаты, стирают, ходят в магазин за покупками: с помощью сотрудников или самостоятельно. Но все это происходит внутри маленького сообщества жителей дома. Людям важно чувствовать себя нужными, делать что-то полезное для общества. Важно общение с окружающим миром. Совместный труд этому способствует. Поэтому появилась инклюзивная керамическая мастерская.
Керамическая мастерская в Раздолье работает с июня 2019 года. Все началось с палатки под открытым небом на территории храма Святых Царственных страстотерпцев. Отец Борис приютил нашу идею. Через полгода мы переехали в свою мастерскую, которое специально для нас построил фонд «Мария» и укомплектовал оборудованием фонд «Образ жизни». От идеи создания до воплощения проекта в жизнь прошло меньше года. И это невероятно!
Сейчас мастерская работает пять дней в неделю. Постоянно трудятся два керамиста, шестеро подопечных дома сопровождаемого проживания и три волонтера. Каждый житель дома работает в мастерской по четыре часа с перерывом на обед дважды в неделю. Наши изделия можно купить в мастерской, про новинки мы рассказываем в соцсетях.
Мастера подбирают разные инструменты и техники работы с глиной под возможности и особенности каждого из подопечных. Керамика — это безграничный мир возможностей и приемов. Все материалы закупаем в Петербурге в специализированных магазинах. Мы в самом начале пути и в процессе поиска: что-то получается, а что-то нет. Накапливаем положительный опыт и через несколько лет будем готовы им делиться.
До начала пандемии в мастерской занимались местные дети и их родители. Все вместе сидели за огромным столом. Жители дома очень здорово общались с детьми, и это был взаимный обмен.
Сегодня обстановка с вирусом не позволяет нам быть открытыми внешнему миру. Инклюзивная составляющая мастерской пока не работает. А жители дома продолжают трудиться. Верим, что скоро снова сможем принимать детей, новых волонтеров и керамистов, чтобы творить вместе!
Инклюзивная мастерская «Руки оттуда» (центр «Вверх», Москва)
Мы стараемся воспроизвести модель человекоориентированного малого бизнеса с полным производственным циклом — от создания проекта до продажи продукции через социальные сети. Команда мастерской каждую неделю готовит референсы, разрабатывает макеты, затем мастера переходят к проектированию и расчетам расходников, потом — производство.
Мы работаем в основном с деревом: делаем симпатичные скворечники и кормушки для птиц, а также рождественские украшения, изделия для дома и офиса. Готовые изделия реализуем через сайт и соцсети, иногда на мероприятиях и ярмарках. Ребята при этом развивают свои soft skills — учатся планированию, взаимодействию в команде, брать ответственность за результат.
У нас работают пять мастеров, дизайнер, фотограф, PR менеджер, управляющий и менеджер по развитию. Конечно, мы много и активно взаимодействуем с командой Центра «Вверх». Пишем заявки на гранты, планируем воркшопы и придумываем совместные проекты. Есть у нас и волонтерское коммьюнити: волонтеры, например, принимали активное участие в ремонт-пати перед открытием мастерской. Мы всегда рады, когда они заглядывают к нам в гости, например, на открытые мастер-классы.
Мастера Илья, Петя, Слава, Леша и Боря проводят занятия и периодически устраивают воркшопы для студентов «Вверх», куда приходят 5−10 человек. Вместе мы учимся чинить лампы и устанавливать розетки. Это важные бытовые навыки.
Летом мы устраивали мастер-классы на улице: меняли обшивки у стульев, изобретали кашпо для растений и полочки для специй, делали подставки под миски для четвероногих друзей. Участвовали в нескольких ярмарках, например, у нас был свой стенд на Юна-фест и классная коллаборация. Провели «Коммьюнити day» для Impact hub. Готовы сотрудничать с компаниями в рамках корпоративной социальной ответственности. В мастерской можно проводить установочные сессии и вместе с нашими мастерами изготовить, например, лопатки для кухни.
В период пандемии ребята не могли работать в мастерской и очень тосковали по этому. Зато нам удалось достаточно времени уделить планированию и подумать над заготовками — в ход шли Miro и референсы на Pinterest. Мы придумали основную часть продукции в этот период.
Почему мы развиваем инклюзивные мастерские? Наши благополучатели — это выпускники детских домов и люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Для них крайне важны обучение, работа и самореализация. Это фундамент, на котором они строят будущее.
Источник