Меню

Мастер классы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Мастер – класс для воспитанников с ОВЗ и их родителей «Развиваем речь вместе».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Представленный мастер-класс можно использовать для развития фонематического слуха, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи и артикуляционного аппарата.

Упражнения подходят для детей младшего возраста и детей с ОВЗ ( с речевыми нарушениями).

Мастер-класс был создан во время дистанционного обучения в период самоизоляции.

Скачать:

Вложение Размер
master_-_klass_razvivaem_rech_vmeste.docx 628.46 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для воспитанников с ОВЗ и их родителей

«Развиваем речь вместе».

Цель: Развитие речевой системы детей, и вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс.

1.Игра на развитие фонематического слуха «Слушай и выполняй».

Взрослый говорит, что нужно сделать громким голосом, а то, кто это будет выполнять, тихим. Например: «Хлопни в ладоши (громко) , (имя ребенка) (тихо) ». (Если только один ребенок, то зовите играть других членов семьи)

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика «Сказка о веселом Язычке».

Дети знают сказку «о веселом язычке», она им нравится. Расскажите ребенку сказку, выполните вместе с ним упражнения.

Жил-был. Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать). Повторить 3-4 раза

Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице?

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому. Повторить 6-8 раз.

После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж?А потом вверх: светит ли солнышко?

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз — к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был все время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.

Увидел язычок, что погода хорошая, и побежал, гулять во двор. Только сошел, с крылечка, как услышал, что в травке кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был. ежик.Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ежик.

Описание упражнения: совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.

Убежал ежик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул «Ах, как пахнет!»

Описание упражнения: вдох через нос — «нюхать»цветок:на выдохе произнести: «Ах, как пахнет!» или «Ах» (в зависимости от возможностей ребенка). Повторить 2-3 раза.

Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют и захотел, присоединиться к ним. Давай и мы со всеми поиграем в футбол

Описание упражнения: рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой «надувались мячики».

Поиграли ребята, с Язычком, а потом решит соревнование устроить: кто дальше мяч загонит.

Описание упражнения: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох — через нос, выдох — через рот. Следить чтобы щеки не надувались.

После футбола захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх – вниз! Весело качаться с Язычком на качелях!

Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счет «раз» — опустить кончик языка за нижние зубы, на счет «два» — поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.

Слез Язычок с качелей, видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться. Сел Язычок на лошадку и поскакал давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щелкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язычок.

Слез Язычок с лошадки и побежал домой. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила, тесто для блинов и пирогов. Язычок стал помогать месить тесто и скалкой его раскатывать.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами — та-та-та. ; пошлепать язык губами — пя- пя-пя.

Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем какой у язычка получился блинчик.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет взрослого до 5 -10.

Стали мама с Язычком блинчики есть с ароматным, вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнить в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз. Не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу снаружи во внутрь; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.

Поел Язычок,а мама ему говорит: «Пора спать!» Перед сном Язычок пошел умываться и. правильно, чистить зубки и полоскать ротик.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка почистить за нижними зубами (влево-вправо, затем за верхними зубами. Далее имитировать полоскание рта

3. Работа над слоговой структурой слов и грамматическим строем речи «Один-много». (Прил. 1)

1. Возьмите с ребенком парные картинки (например, кот-коты).

2. Попросите ребенка показать где один кот, а где много.

3.Отхлопайте с ребенком нужное количество слогов, считая при этом, сколько хлопков было ( 1 или 2) – столько слогов в слове.

4. Приклейте картинки на соответствующие поля.

5. Повторите задание с другими предметами.

4. Работа над слоговой структурой слова «Моя комната». (Прил. 2)

1.Назовите/покажите с ребенком максимальное количество предметов в комнате (на картинке). Найдите предметы у себя в комнате.

2. Каждый раз отхлопывайте слоги и считайте их. (Например, стол: 1 раз прохлопали, 1 слог)

Картинный материал взят на сайте «ЛОГОПЕД ПРОФИ».

Источник

Мастер-класс «Методы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ»

РОГОВА АЛЕКСАНДРА
Мастер-класс «Методы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ»

Цель— лечение и коррекция искусством, изучение и овладение методиками для снятия внутреннего напряжения, агрессии, тревожности, стрессов и восстановление жизненного ресурса.

В работе с детьми с ОВЗ выделяю следующие задачи:

• Расширять эмоциональный опыт;

• Обучать новым приёмам рисования и развивать умение экспериментировать;

• Снижать импульсивность, тревогу, агрессию детей с ОВЗ;

• Снижать эмоциональное и мышечное напряжение;

• Развивать познавательные процессы;

Слайд 1.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Перед тем как мы начнем, давайте немного поиграем в игру «Да или нет»:

— Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите?

Пришли вы все на мастер-класс,

Вам лекции хочется слушать сейчас?

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам?

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне?

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете?

Слайд 2.

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс: «Методы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ». На первый взгляд тема моего мастер-класса связана с работой педагога-психолога. Но я считаю, что в условиях инклюзивной практики такими методами и приемами должен владеть каждый воспитатель. Воспитатели являются свидетелями того, что дети испытывают негативные эмоции и психологические проблемы. А ведь здоровье человека — это совокупность не только физических, но и психических качеств человека.

Может кто-то из вас скажет «Что же такое арт-терапия?»

Слайд 3.

Арт-терапия (дословно — лечение искусством, творчеством) — простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.

Все виды арт-терапии совершенно безвредны и очень полезны. Важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Арт-терапия может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Слайд 4.

Арт-терапия призвана работать со следующими проблемами:

— избавление от стресса,

— преодоление тяжелых переживаний,

— развитие творческих способностей,

— самопознание и раскрытие внутреннего потенциала,

— негативные эмоциональные состояния,

— разностороннее развитие личности и др.

Самые первые приемы арт-терапии появились в древности, когда люди обнаружили целительные свойства символов и художественных образов.

Но только в 40-е годы арт-терапия начала формироваться как самостоятельное направление в психотерапии. Основоположниками арт-терапии являются американские психологи Маргарет Наумбург и Эдит Крамер. М. Наумбург отметила в одной из своих работ, что в каждом человеке изначально заложена способность проецировать свои внутренние конфликты в художественные формы. Эдит Крамер дополнила эту мысль выводом о том, что в процессе творчества эти внутренние конфликты проживаются человеком и в конечном итоге растворяются.

В настоящее время арт-терапия практикуется по всему миру, в том числе и в России.)

Слайд 5.

Виды и методы арт-терапии в работе с детьми

Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. Более того, все время появляется что-то новое.

Но к основным видам лечения творчеством можно отнести: изотерапию, сказкотерапию, куклотерапию, музыкутерапию и т. д

Волшебный доктор Арт-терапия лечит только тем, что приятно и безболезненно! И мы сегодня познакомимся более подробно с некоторыми из них.

Слай д 6

Одним из направлений арт-терапии, применяемых мной в работе с детьми — тестопластика.

Одно из самых популярных художественных занятий – это лепка из солёного теста. Мука, вода, соль -природные, экологически безопасные продукты, при соединении которых получается чудесный материал для лепки и моделирования – пластичный, лёгкий, безвредный и очень комфортный. Тесто можно использовать соленое или магазинное готовое тесто для лепки.

Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие и приглашаю фокус группе превратиться в мастериц и заняться творчеством. Дети очень любят фантазировать и создавать что-то новое. И вам Я предлагаю проявить свою фантазию и воображение а потом показать, что у вас получилось. А пока наши коллеги творят, мы с вами обратим внимание на другие виды арт-терапии.

Слай д 7

Изотерапия – еще один вид арт-терапии часто применяемый мной в работе с детьми.

Когда вы последний раз рисовали «для себя»? Скорее всего, на скучном совещании, когда ручка сама собой выводила в блокноте затейливые узоры? А вы знаете, что рисование может справиться со многими душевными затруднениями и стать мощным толчком для развития творческого потенциала во всех сферах жизни.

Изо-терапия не предполагает никаких ограничений по виду деятельности, сюжету.

Уважаемое жюри, я предлагаю вам порисовать в технике «Совместное рисование». Первый участник задумывает картинку и рисует один элемент, передает следующему, тот дорисовывает также одним элементом и так до последнего участника. Главное условие: вы не должны общаться!

Педагоги рисуют на листе бумаги и передают рисунок друг другу. Затем проводится обсуждение полученного рисунка.

Давайте полюбуемся вашим рисунком

Как вы думаете, чему способствуют используемые техники в работе с детьми?

Нестандартные методы рисования помогают детям почувствовать настоящую свободу. Во время рисования у детей развивается мелкая моторика. А значит, у ребенка будет лучше развиваться и речевой аппарат, и память.

Слай д 8

В своей повседневной деятельности мы используем множество игр подвижных, дидактических, развивающих.

Чтобы гости не скучали, я предлагаю поиграть в игру, которая направлена на развитие зрительно-моторной координации.

ДВИГАТЕЛЬ НО – РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ ПО СКАЗКЕ «КОЛОБОК»

Жили – были дед и баба (Указательный палец правой руки у правой щеки, затем то же левой рукой)

На полянке у реки. (Козырьком прикладывают руку ко лбу)

И любили очень – очень (Гладят живот)

На сметане колобки. (Пальцами рисуют в воздухе круг)

Хоть у бабки мало силы,

Бабка тесто замесила, (Кулачками «месят» тесто)

Ну, а маленькая внучка

Колобок катала в ручках. (В ладонях перекатывают колобок)

Вышел круглый, (Круговые движения правой ладошкой на

Вышел гладкий, левой)

И румяный он, и сладкий. (Подносят ладошки к лицу, облизываются.)

Мимо мышка тут бежала, (Быстро перебирают пальчиками в воздухе.)

Колобочек увидала: (Козырьком прикладывают руку ко лбу.)

«Ах, как пахнет колобочек, (нюхают)

Дайте мышке хоть кусочек!» (Пальцы складывают в щепотку и крутят в воздухе кистями.)

А мы спрячем колобочек (Прячут руки за спиной)

И закроем на замочек! (поворачивают ключ в замке.)

Вот видите, как вместе у нас все получилось интересно и весело.

А теперь участники фокус группы расскажут что у них получилось и где они могут это применять в своей работе.

Слай д 9

Вы правы, но я бы добавлю только…

Арт-терапия для детей выполняет следующие функции

• Коррекционно-развивающую — развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т. д.)

• Обучающую — расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.

• Коммуникативную — развитие умения позитивного общения и сотрудничества.

• Релаксационную — преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения

• Воспитательную — развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

СЛАЙД 10

В заключение мастер-класса предлагаю вам послушать притчу:

«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Да, я не смогу помочь всем, но эту звезду я могу сделать счастливой!

Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливыми. И это потому, что МЫ ВМЕСТЕ!

На этом наш мастер – класс подошел к концу. Всем спасибо.

Источник

Читайте также:  Вреден ли роллтон лапша для здоровья
Adblock
detector