Мастер класс математика здоровье
Автор: Тараканова Ольга Ивановна
Организация: МБОУ лицей №7
Населенный пункт: Ростовская область, город Миллерово
Автор: Чернышева Наталья Александровна
Организация: МБОУ лицей №7
Населенный пункт: Ростовская область, город Миллерово
Цель: трансляция опыта применения здоровьесберегающих технологий на уроках математики по ФГОС.
Задачи:
1) Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье учащихся.
2) Показать практическую значимость использования здоровьесберегающих методов и приёмов в образовательной деятельности.
3)Убедить в целесообразности использования элементов здоровьесберегающих технологий в практической деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, электронная презентация, звуковое сопровождение для упражнений.
Методы работы с аудиторией: эвристическая беседа, практическое выполнение упражнений.
Я приглашаю Вас на мой мастер-класс.
Закройте глаза. Вы идете по хрустящему снегу, голубая лазурь небес над вами. С тихим звоном сыплется иней с ветвей. Зима…Скоро любимый праздник. Скоро будут подарки. На столе конфеты, мандарины, апельсины,….
Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей.
Поэтому сегодня я хочу поделиться опытом работы по формированию здоровье сберегающего пространства на уроках математики с учетом требований ФГОС.
Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.
— Я вам предлагаю работу по созданию «здоровьесберегающей модели мастер-класса под названием «Апельсиновый фреш».
Каждая долька — станет для вас шагом создании этой модели и одновременно одной из здоровьесберегающей технологий. Берем первую дольку «» и размещаем на модели …
1 долька
«Создание благоприятного психологического климата на уроке»
Приклеили дольку на тарелку
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности
Этому способствует речевая разминка.
И прекрасна и сильна
Здесь везде кипит работа,
Все подсчитывают что- то.
Сколько домнам угля надо.
А детишкам шоколада.
Сколько звёзд на небесах,
А веснушек на носах.
Можно провести медитацию с пожеланием успеха на уроке. Как мы сделали с вами раньше.- Закройте глаза….
А сейчас громко скажите «И» три раза. Мы создали колебания в голове, прочистили каналы (звук «И» создает колебания в голове, очищает мозг, глаза, нос, уши, вибрируют голосовые связки, гортань, улучшается слух).
С применением такого начала урока учащиеся входят в класс с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию.
2 долька
«Технология развивающего обучения»
Приступаем ко второй дольке. Эта работа по «Технология развивающего обучения». Она поможет нам оценить роль здоровья для человека.
Переходим к упражнению «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).
У вас на столе воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке? Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т.д.
3долька «Психологическое здоровье школьника»
Далеко не всем учащимся легко дается учеба, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.
Вам я предлагаю опровергнуть переместительный закон сложения. Вы его помните? (От перестановки мест слагаемых сумма не меняется” Попробуйте составить формулу, где от перемены мест слагаемых все резко изменится и обосновать своё решение.
Упражнение. «Формула жизни: Жизнь = +здоровье + семья + работа+ учеба
Если Вы поставите здоровье на какое-то другое место, то не только сумма “жизнь” изменится, изменится и ее качество. Поэтому разумно ставить здоровье на первое место
4долька « Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс»
На уроках математики — целенаправленно, планомерно, последовательно формирую культуру здорового образа жизни. Для того чтобы научить учащихся заботиться о своём здоровье, полезно на уроках математики решать задачи, связанные с понятиями «экология», «правильное питание», «гигиена тела», «здоровый образ жизни».
Салат из одуванчиков имеет массу 200 г. Узнайте массу каждого компонента, если петрушки в 1,7 раза больше, чем масла, а зеленого лука в 2,4 раза больше, чем петрушки.
Знаешь ли ты, когда и как собирать цветки или корни одуванчика? (Одуванчик лекарственный содержит минеральные соли, витамины группы В, органические кислоты и смолы; используется для улучшения пищеварения, снимает спазмы).
Дым от одной сигареты содержит 5 мг яда никотина Сколько яда примет человек за один день выкурив 15 сигарет если от каждой из них в его организм попадает 20% никотина?
1) 5 * 15 = 75 (мг) никотина в 15 сигаретах
2) 75 / 20 = 3,75( мг) никотина попадёт в организм человека.
5долька Физминутки или «этюды для души»
Необходимо научить ребенка быть здоровым не только телом, но и душой, стремиться творить свое здоровье в согласии с законами природы и бытия, поэтому в урок включаются не только физические упражнения, но и «этюды для души».
Оздоровительная минутка «Солнышко» Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание на дыхание.) Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу.
Атмосфера становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям.
Можно использовать комплекс упражнений для глаз ,включить упражнение «Цифровые таблицы», целью выполнения которого является развитие психического темпа восприятия, в частности скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений.
Задание. концентрируя взгляд в центре таблицы, найдите все видимые цифры по порядку нарастания счета.
6долька Элементы хромотерапии
В своей практике использую элементы хромотерапии – влияние цвета на физическое и психическое состояние учащихся. С этой целью на уроке использую карточки, таблицы, изображение фигур определенного цвета (Синий цвет снимает головную боль, красный – повышает работоспособность, желтый – улучшает настроение, зеленый цвет используется для коррекции зрения).
7 долька Прием «Кластер»
Мотивации мыслительной деятельности до изучения тем или формой систематизации информации по итогам прохождения материала:
Посмотрите, у нас осталась одна долька, подскажите, что проводим в конце каждого урока, …..что необходимо подведение итогов, для (итог-, рефлексия)
8долька «Рефлексия»
Так вот 8 долька у нас будет …
Вопрос: Если наполовину наше здоровье зависит от нас самих, значит, сделать можно многое. А что может сделать для сохранения и укрепления здоровья учитель во время урока.
Ответы педагогов: использовать здоровьесберегающие технологии
И мой вопрос к вам. Вы вернетесь в свои классы…. Что бы вам хотелось попробовать в своей практике из увиденного сегодня. (педагоги высказываются по кругу)по кругу апельсин.
Ответы педагогов: перечислить все дольки
- технологии развивающего обучения;
- технологии развития критического мышления;
- интерактивные методы обучения;
- тренинговые технологии.
Сегодня на занятии мы с вами:
1. Выяснили, что проблема здоровья школьников на современном этапе стоит остро.
2. Методы работы, которые помогли определить ценность здоровья для каждого из вас.
Итак, у вас готовая модель применения здоровьесберегающих технологий Апельсиновый фреш», как «Кластер» по запоминанию изученного материала
Благодарю всех за работу!
Желаю Вам никогда не забывать о своем здоровье, беречь его и заботиться о себе! Будете здоровыми – будете счастливыми!
А методы и приёмы можно успешно включать на любых уроках для учащихся. Мы все мечтаем о том, чтобы у нас было хорошее здоровье.
Источник
Урок математики по теме «Математика и здоровье». 6-й класс
Разделы: Математика
Класс: 6
Цели урока:
Оборудование: мультимедийная установка.
Тип урока: закрепление изученного материала, урок решения практических задач.
I. Организационный момент
В школе прозвенел звонок
Начинаем наш урок,
На меня вы посмотрите
И немного улыбнитесь.
Здравствуйте! Я говорю вам “здравствуйте”, а это значит, что я всем вам желаю здоровья!
Задумывались ли вы о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверно, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Цель нашего урока вывести формулу здоровья через решение задач. Но прежде чем вывести эту формулу здоровья, давайте уточним, что, же такое здоровье. Долгое время считалось, что здоровье – это отсутствие болезни.
Вы согласны с этим? А вот такой пример: у человека ничего не болит, но у него плохая память. Или ещё пример: пьяный человек не болеет, но можно ли его считать здоровым? Здоровье – это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психологического и социального благополучия.
Эпиграфом к нашему уроку пусть служит народная мудрость:
Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно для здоровья, то и буду выбирать.
Русские люди всегда были здоровыми, крепкими, это помогало им переносить все невзгоды. Но сила нужна была для того, чтобы управлять самим собой.
Ребята, я знаю, что вы все очень стараетесь быть аккуратным и прилежным учениками, а для этого нужно успевать за день: хорошо подготовить домашнее задание, погулять, помочь по дому, почитать и поиграть, и для этого нужно правильно распределить свое время. Значит, вы, ребята, должны соблюдать свой режим дня. Конечно, это требует большой силы воли. Но если вы этому научитесь, станете целеустремленными и организованными, энергичными и бодрыми и успеете все, что захотите.
Как вы думаете, что включает в себя режим дня школьника?
1. Правильное чередование труда и отдыха.
2. Регулярный прием пищи.
3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
5. Определенное время для приготовления домашних заданий.
6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.
Давайте решим задачу, в которой сказано, как правильно распределить свое время. Для этого повторяем правила нахождения дроби от числа и числа по значению его дроби.
III. Решение задач
Задача 1 (на режим дня). Учебные занятия в школе занимают 25% времени суток. Продолжительность ночного сна должно быть в 1,5 раза больше времени, проводимого в школе, 1/16 части суток должен составлять активный отдых на свежем воздухе. Подготовка домашнего задания должна занимать 5/12 от времени, отведенного на учебные занятия. Досуг составляет около 1,8 времени от времени приготовления уроков дома. Сколько времени остается на времяпровождение около телевизора и компьютера? (слайд 2)
Решение: 24 * 0,25 = 6 часов – уроки в школе;
6 * 1,5 = 9 часов – ночной сон;
1/16 * 24 = 1,5 часа – активный отдых;
6 * 5/12 = 2,5 часа – подготовка уроков;
1,8 * 2,5 = 4,5 часа – занятие по интересам;
24 – 6 – 9 – 1,5 – 2,5 – 4,5 = 0,5 часа – телевизор и компьютер; Ответ: 0,5 часа.
Задача 2 (о продолжительности жизни). Средний человек проводит во сне 1/3 своей жизни, еще 50 лет он бодрствует. Какова средняя продолжительность жизни человека? (Слайд 3)
1) 1 – 1/3 = 2/3 жизни приходится на активную жизнь;
2) 50 : 2/3 = 75 лет – средняя продолжительность жизни человека.
Режим смены динамических пауз. (после 10 минут) “сидя — стоя” в результате чего снимается статистическое напряжение, утомление. Ребята встают на 2 минуты и работают стоя при устной работе. Вам необходимо разгадать кроссворд. (Слайд 4)
1. Я и красный, я и белый,
Я и чёрный, если спелый.
И под солнышком в саду
На лиане я расту.
И такой я сочный, сладкий,
Очень вкусный, ароматный.
Гроздь мою съесть каждый рад
И зовусь я (виноград).
2. Отгадать не очень просто —
Вот такой я фруктик знаю —
Речь идет не о кокосе,
Не о груше, не о сливе, —
Птица есть еще такая,
Называют так же – (киви).
3. Висит он на ветке и с яблоком схож,
Но красен, как рак, и, как бык, толстокож,
И доверху полон рубиновых бус —
Прозрачных, и сочных, и сладких на вкус (гранат).
4. Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи (малина).
5. Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его (лимон).
6. С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин —
Это спелый (апельсин).
7. Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет (банан).
8. На ветке – конфетки
С начинкой медовой,
А кожа на ветке
Породы ежовой (крыжовник).
Как вы думаете, почему на уроке математике мы сегодня говорим о витаминах?
Действительно, некоторые болезни развиваются из – за недостатка питательных веществ – витаминов. Только в 1880 году русский ученый Николай Иванович Лунин открыл причину заболеваний у людей. Он доказал, что в продуктах питания существуют какие – то ранее неизвестные вещества, необходимые для жизни любого организма. Эти вещества назвали витаминами, что с латинского означает “ жизнь”. Витамины оказывают сильное влияние на рост, развитие, обмен веществ. При отсутствии в пище того или иного витамина возникают заболевания – авитаминозы.
Ребята, как вы думаете, зачем человеку важно быть здоровым? Чтобы быть здоровыми, мы должны правильно питаться. Для организма важно наличие в рационе человека продуктов, содержащих необходимое количество витаминов. Для нормальной жизни человеку нужно около 20 витаминов. Познакомимся с некоторыми из них. Совсем не обязательно идти за витаминами в аптеку. Витамины живут рядом с нами.
Решив примеры, вы узнаете, какие продукты богаты витаминами (текст на левом крыле классной доски, ответы на обратной стороне).
1) ; 2)
; 3)
; 4)
; 5)
.
Сейчас известно около 80 видов витаминов, самые известные из них: А, В, С, D.
Витамин А участвует в механизме светового зрения, формировании иммунитета – защиты организма от болезней. Недостаток витамина А вызывает поражение глаз, восприимчивость к простудным заболеваниям. Одним из продуктов, богатым витамином А, является морковь.
Решив задачу, мы узнаем, сколько моркови надо съедать в день.
Задача 3. В 100 г моркови содержится 20 % витамина А. В день нужно съедать 8 % витамина А. Сколько грамм моркови нужно съедать в день? (На карточке)
1) 100 : 20 =5 г моркови в 1 %;
2) 5 * 8 = 40 г – необходимо.
1) 20 : 100 = 0,2 % витамина в 1 г моркови;
Витамин С – аскорбиновая кислота. Недостаток витамина С вызывает кровоточение дёсен, расшатывание зубов, Витамина С много в капусте, причём в квашеной капусте его больше, чем в свежей.
Задача 4. Капуста при засолке теряет 20 % своего веса. Достаточно ли купить 14 кг свежей капусты, чтобы квашеной капусты получилось 12 кг. (На карточке)
1) 14 · 0,2 = 2,8 (кг) – потеря;
2) 14 – 2,8 = 11,2 (кг) – получится;
Витамин В содержатся в достаточном количестве в гречневой крупе, говяжьей печени, фасоли, зеленом горошке, тыкве, белокочанной капусте, пшеничной и ржаной муке.
Витамин D содержится в рыбьем жире, печени, яичных желтках и др. Образуется в коже человека под влиянием ультрафиолетовых лучей. При его недостатке развивается рахит, происходит деформация грудной клетки.
В школе на уроках вы работаете умственно, вы тратите много энергии, и её нужно восполнять для работы головного мозга, для роста мышц. Поэтому взрослые озабочены питанием учащихся в школе, вам предлагается организованное питание.
Задача 5. В нашем классе завтракают в школьной столовой 76 % от 25 учеников. Сколько же человек в нашем классном коллективе заботятся о своем режиме питания? (На карточке)
Решение: 25 * 0,76 = 19 человек;
Ответ: 19 человек.
Задача 6. Один въедливый учёный подсчитал, что в 1 г грязи из-под ногтей содержится 38.000.000 микробов, чтобы заболеть достаточно проглотить 1/100 часть. Сколько же это микробов? (Слайд 5)
Решение: 38.000.000 * 1/100 = 380.000;
Вот поэтому необходимо мыть руки перед едой!
IV. Физминутка (стоя).
Вокруг вас на стенах кабинета есть необычные карточки. Поворачиваясь вокруг себя, найдите ответы на мои вопросы.
- Выразите 13 % десятичной дробью.
- Назовите дробь большую 1.
- Одним из вкусных и полезных блюд является (винегрет).
- Назовите части тела, на которые пагубно влияет курение?
V. Решение задач
Задача 7. Подсчитано, что в классе в начале занятий находятся примерно 452400 микробов. А к концу занятий их количество увеличивается в 5 раз. Сколько микробов заселяют класс к концу занятий, если его не проветривать на переменах?
Ответ: 452.400 * 5 = 2.262.000 микробов.
Сегодня мы говорим о проблеме “Здоровое без вредных привычек”, одной из которых является пагубная привычка “курение”. Итак, задумаемся над вопросом “Жить или курить?” и попытаемся найти ответ на него, решая задачи на вычисления.
Весь мир считает, что курить не модно, не эстетично, да и для здоровья вредно. Так во всем мире идет борьба с табаком. Во многих странах запрещено курить на рабочем месте. Курящему человеку могут отказать в приеме на работу. А некурящему предлагается более высокая заработная плата, дополнительные премии.
Случается так, что твои друзья предлагают тебе закурить, и бывает очень трудно отказаться от таких предложений. Ты не хочешь выглядеть “белой вороной”, или тебе просто не хватает умения, чтобы поступить не так, как все. Будешь ли ты курить или нет – это твой выбор. Но не забудь, какие болезни в результате ты можешь получить и что бросить курить намного сложнее, чем принять разумное решение.
Мы получили слова: “сердце”, “лёгкие”, “рот”, “кожа”. Ребята, а вы знаете, как курение влияет на эти части тела? (На сердце – сужает кровеносные сосуды, делая работу сердца по перекачиванию крови более трудной; на лёгкие – затрудняет нормальное дыхание, что снижает твои спортивные результаты; на рот – повреждает слизистые оболочки губ, языка, приводит к кашлю, приводит к неприятному запаху при дыхании; на кожу – температура кожи падает; морщины на лице появляются раньше)
Кроме этого при курении ухудшается внешность, теряется зрение и слух, развиваются заболевания дыхательных путей, внутренних органов, повышается раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость.
Задача 8. Норма суточной потребности учащихся в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета нейтрализует (уничтожает) 20% витаминов. Сколько мг витаминов ворует у себя Вася Тапочкин, который успел выкурить 2 сигареты на перемене за углом школы? (Слайд 6)
Решение: 125* 0,2*2 = 50 мг.;
VI. Физминутка. Сейчас я проверю, как вы меня слушали, была ли у вас утомляемость. Если вы согласны с утверждением, то проводим массаж биологических активных точек на лице, если вы не согласны, то массируем точки, связанные с деятельностью коры головного мозга (уши).
- Согласны ли вы, что зарядка — это источник бодрости и здоровья? (Да)
- Верно ли, что жевательная резинка сохраняет зубы? (Нет)
- Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10000 человек? (Да)
- Верно ли, что бананы поднимают настроение? (Да)
- Верно ли, что морковь замедляет старение организма? (Да)
- Правда ли, что есть безвредные наркотики? (Нет)
- Отказаться от курения легко? (Нет)
- Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? (Да)
- Правда ли, что ребёнку достаточно спать ночью 5 часов? (Нет)
- Мальчик лёг спать в 11 часов вечера и проснулся в 7 часов утра. Ведёт ли мальчик здоровый образ жизни, если учесть, что дети должны спать 10–11 часов в сутки? (Нет, 8 часов)
- Согласны ли вы, что курение приводит к кашлю. (Да)
Поднимите руку, кто никогда не болел. Кто болел один раз в год, кто больше. Мы привыкли, что человеку свойственно болеть, а ведь это не так.
Давайте сменим установку и запомним, что человеку свойственно быть здоровым! Учёные доказали, что человек должен жить 150–200 лет. Как этого можно добиться. Одним из уникальных способов является занятие физкультурой и спортом. (Слайд 7)
VII. Итог урока. Что же входит в понятие здорового образа жизни? (Отказ от вредных привычек; двигательный режим; правильное питание; закаливание; выполнение правил личной гигиены)
Когда человек чувствует себя здоровым, физически крепким, то многие психологические проблемы преодолеваются гораздо легче. Возникает чувство уверенности в себе, а это очень важно в наше время. Ни государство, ни медицина не смогут сделать человека здоровым, если он сам не позаботиться о своем здоровье. Забота о своем организме – это забота о благополучии сегодня и успехе завтра.
На данном слайде (Слайд 8) вам представлены отрицательные качества, которые ухудшают здоровье, а вы подберите ему противоположное – положительное, которое сохраняет и укрепляет его.
Задача 1. Чтобы быть здоровым, человек должен каждый день употреблять 3 г белков на каждые 4 кг своего веса. Вычислите количество белков, необходимо для вашего веса.
Задача 2. Некоторые зарубежные фирмы за одну и ту же работу курильщикам устанавливают заработную плату на 15 % ниже, чем некурящим. Средняя заработная плата — 340 $ в месяц. Какова средняя заработная плата курящего человека?
Задача 3. В течение дня ученик получает некоторое количество различных витаминов. За завтраком он получил 0,2 всех витаминов, за обедом — 0,7 остатка, за ужином 30 мг витаминов. Какова норма витаминов, полученных учеников в день?
Источник