Конспект мастер-класса для педагогов-психологов «Формула психологического здоровья»
Сегодня как никогда остро встает вопрос профилактики профессионального выгорания педагогов. Профессия педагога относится к стрессогенной профессии. Большая профессиональная нагузка, современные требования, которые предъявляются педагогам, увеличение стажа работы, возраста приводят к постоянным психологическим перегрузкам.Накапливающаяся усталость, нарастающая тревожность, увеличивающиеся вегето-сосудистые недомогания, снижение настроения приводят к самым негативным последствиям , которые так же отрицательно влияют на профессональную деятельность педагогического работника. Отсюда снижается качество выполняемой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_profvygoranie_pedagogov.docx | 51.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формула психологического здоровья»
Цель: передача опыта педагога-психолога участникам мастер-класса путем практического показа эффективных приемов и методов профилактики профессионального выгорания педагогов.
1. Создание благоприятных условий для работы группы.
2. Расширить запас знаний о профилактике профессионального выгорания педагогов.
3. Ознакомить с методами и приёмами работы по предупреждению эмоционального выгорания.
4. Отработка на практике технологий, способствующих сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов.
Оборудование: мультимедийное оборудование, ноутбук, мольберт, кукла, плакат для упражнения, раздаточный материал: бланки теста, листы А4; бабочки, буклеты с рекомендациями, программа, музыка для релаксации.
Методы и приемы: практические упражнения, задания, презентация, элементы арт-терапии.
- Упражнение «Поздороваемся по-разному»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, создание эмоционально – положительного настроя на работу участников в группе.
Участники встают в два круга. Внешний круг передвигается, внутренний стоит на месте. Предлагается поприветствовать друг друга разными способами, используя пантомимику, пластику тела, жесты, танцевальные движения.
— как Золушка с принцем на балу;
— как королева Марго с Людовиком 14;
— как балерина с оловянным солдатиком;
— как Маргарет Тэтчер с главами правительств;
— как современная женщина со своим мужем;
— как женщина со своей лучшей подругой.
2. Упражнение «Три слова о себе»
Цель: создать комфортную психологическую атмосферу внутри группы, сближение участников группы.
Инструкция: Чтобы мы смогли больше узнать друг о друге, я предлагаю каждому участнику описать себя тремя словами. Имя за слово не считается.
— Ольга- жизнерадостная, активная, ответственная.
3. Упражнение “Мои ожидания”
Цель: определение ожиданий участников от работы в группе.
Инструкция: Обозначьте, пожалуйста, на корабликах, ожидания от нашего мастер-класса. Озвучьте их и отправьте в плавание по Реке «Ожиданий». Участники озвучивают свои ожидания и размещают кораблики на плакате «Река ожиданий».
Участники сидят в кругу .
4. Упражнение «Собери целое» (ассоциации)
Цель : разминка, введение в тему мастер-класса, расширить представления о психическом здоровье.
Инструкция : участники группы передают друг другу игрушку-куклу. Пожалуйста, назовите слово, которое у вас ассоциируется со понятием «здоровье», и передайте куклу следующему участнику. Кукла обходит весь круг, называя как можно больше ассоциаций к слову «здоровье».
«Как Вы думаете, что мы сейчас с вами сделали? (Ответы участников)
Мы вывели формулу идеального психологического здоровья для каждого из вас .
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Психологическое здоровье»
5. Психологический тест «Душевное равновесие» (С. Степанов)
Цель: определить степень своей уравновешенности, спокойствия и душевной гармонии. Самооценка собственного здоровья.
Инструкция: Вам предлагается ответить на 7 вопросов и выбрать тот вариант ответа, который в наибольшей степени соответствует вашим чувствам и вашему поведению.
1) Злитесь ли вы иногда из-за глупости или неловкости другого человека?
Да, довольно часто -10 баллов;
Нечасто, стараюсь по возможности терпимее относиться к другим людям — 5;
Почти никогда. Злость неблагоприятно сказывается на цвете лица, а я отношусь к жизни почти с буддистским терпением-0.
2) Иногда вы просыпаетесь посреди ночи с сильным сердцебиением?
Да, если меня беспокоят какие-либо проблемы — 3,
Очень часто. Я уже давно не сплю так хорошо, как раньше — 7.
3) Можете ли вы прибегнуть к силе своего голоса, чтобы отстоять свою точку зрения?
Могу, но пользуюсь этим очень редко — 5;
Нет, хотя сдерживаться иногда бывает трудно — 8,
Ясное дело могу. Время от времени такой окрик помогает человеку сбросить накопившуюся злость — 0.
4) Вы довольны своей фигурой?
Нет, раньше она мне нравилась больше — 5,
В общем, да, за исключением некоторых деталей — 2,
Да, мне не хотелось бы ничего менять -0.
5) Если ваши отношения с партнером потерпят крах, у вас есть свободный выбор среди нескольких новых кандидатов? (Если в данный момент вы одиноки, был бы у вас выбор среди кандидатур, если бы вы стремились к новому партнерству)
Нет, мне требуется довольно длительное время, чтобы познакомиться с подходящим человеком — 0;
Есть некоторые знакомства, но они меня не устраивают — 3;
Огромный выбор — 7.
6) Как часто вам снятся страшные сны?
Почти никогда — 0;
Не менее одного раза в месяц — 10.
7) У вас есть надежный круг хороших друзей?
Да, безусловно, — 0,
В основном приятели — 3;
Нет, я стремлюсь во всем полагаться на самого себя -5.
Душевное равновесие обработка данных. Подсчитайте набранное количество баллов.
— От 0 до 15 баллов. Вы очень спокойный, уравновешенный человек, обладаете внутренней гармонией, к которой другие люди стремятся всю свою жизнь. Не
теряйте своего хорошего душевного и физического состояния, продолжая и дальше уделять внимание своему организму.
— От 15 до 35 баллов. Что-то незаметно подтачивает ваше душевное благополучие. Хотя вы еще сохраняете психический баланс, все же постарайтесь разобраться, что угнетает вашу душу. Только тогда вы найдете внутреннюю гармонию.
— От 36 до 50 баллов. Вы подобны огнедышащему вулкану, готовому вот-вот разверзнуться. Для вас имеет особое значение продуманная программа оздоровления организма, его физического и психического состояния. Вы злитесь по пустякам, принимая близко к сердцу все малоприятные моменты стрессовых будней. Не упустите возможность привести свою нервную систему в порядок, иначе может быть поздно.
6. Упражнение «Рецепт на каждый день»
Работа в группах. (10мин.)
Цель : формирование установок на здоровый образ жизни
Инструкция : Участникам предлагается придумать и презентовать аудитории какой-либо компонента здорового образа жизни.
Например: физкультура, питание, отдых, режим дня, гигиена, психологический климат в семье, психологический климат в коллективе, саморазвитие, духовное развитие, закаливание, полноценный сна.
7. Упражнение «Ладошка Здоровья»
Цель : формировать желание заботиться о своем здоровье.
Инструкция : Обведите карандашом свою ладонь. На каждом пальце напишите, какие лично для вас составляющие являются главными в психологическом здоровье человека. На ладони напишите Ваше имя и то, что могло бы вам помочь все это выполнять и поддерживать. Участники по очереди озвучивать свою формулу…
— Вы вывели свою личную формулу психологического здоровья. Положите ее где-нибудь поблизости от себя, время от времени смотрите, и старайтесь сохранять и преумножать ваше психическое здоровье.
8. Упражнение – релаксация «В поисках себя» (работа с мандалой)
Цель : вхождение в ресурсное состояние, нахождение своего внутреннего центра, своих сил и энергии.
Инструкция : «Медитация на мандалу, буддийский сакральный символ, помогает лучше понять свое внутренне состояние, себя, расслабиться и почувствовать прилив сил. Кроме того, раскрашивание мандолы помогает успокоиться и получить доступ к своим внутренним энергетическим ресурсам. Прежде чем начать рисовать закройте глаза. Постарайтесь заглянуть в себя. Прислушайтесь к своим ощущениям. Помните Центр это Вы сами, лучи это Ваши пути, петли это Ваш окружающий мир. Выберете карандаш, который больше всего вам нравится, и раскрасьте Центр мандалы. Пройдите карандашами по лучам звезды. Спросите себя, что мне напоминает этот путь? Можете записать слова, словосочетания которые Вам придут на ум».
Притча «Все в твоих руках»
«В одном селении жили два мудрых человека, один был добр и справедлив, и его все уважали, к нему шли за советом, помощью, разрешением конфликтов, а другой был хитер, зол и расчетлив, люди, несмотря на его ум, обходили его дом стороной. Злобный мудрец решил всем доказать несовершенство доброго мудреца. Однажды он поймал бабочку, собрал жителей, позвал доброго мудреца и сказал, что он держит в руках бабочку. И спросил живая или мертвая бабочка у меня в руках? А сам подумал, если он скажет живая, то я сожму её сильнее, и она умрет, если скажет мертвая, то я разожму руку и бабочка улетит, тогда все поймут, что старец не так умен и вообще выжил из ума. И старец ответил: “Сейчас все зависит только от тебя: захочешь, распахнешь ладони, и она живая полетит, а захочешь, сожмешь, и она умрет. Все в твоих руках!”»
Мораль : ваша жизнь и ваше здоровье в ваших руках.
Уважаемые коллеги, прошу каждого из Вас высказать мнение о сегодняшнем мастер-классе. Что было для Вас самым полезным? Что узнали нового? Что запомнилось больше всего? Какие техники вы возьмете для себя в работу?
9. Упражнение «Мои ожидания «Берег Надежды»
Уважаемые коллеги, наш мастер-класс подошел к концу. У нас есть река «Ожиданий», по которой мы отправились в плавание на корабликах в начале работы. Если ваши ожидания оправдались, пусть ваши кораблики причалят к берегу «Надежды», поделитесь своими впечатлениями.
10. Упражнение «Бабочка пожеланий»
Цель: дать участникам группы положительные установки и создать эмоционального подъема.
Участники группы стоят в кругу. Им предлагается закрыть глаза и вытянуть вперед руку. На руку каждому участнику кладется бабочка с положительными посылами и пожеланиями.
Источник
Мастер-класс «Психологическое здоровье педагога»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №9 Г. ЯРЦЕВА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Мастер-класс для педагогов на тему:
«Психологическое здоровье педагога»
Сатанова Мария Владимировна
Сегодня я хочу затронуть тему сохранения психологического здоровья педагогов.
Цель нашей встречи: рассмотреть упражнения и приемы, способствующие сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов.
Для того, чтобы определить какие же упражнения или игры применять с педагогами, надо сначала определить какой психологический климат в коллективе. Для этого используется метод анкетирования и наблюдения. По результатам уже строится поэтапная работа.
Используются различные терапевтические методы: арт-терапевтические , телесно-ориентированные (релаксация, медитация, аутотренинг), игровые техники для работы с педагогами и родителями.
Основные цели этих упражнений:
1 .Способствуют гармонизации внутреннего мира воспитателя, ослабление его психической напряженности.
2 .Направлены на развитие внутренних психических сил педагога, расширение его профессионального самосознания.
1. Разминка (приветствие) создание работоспособности. Поднимите руку …..
Поднимите руку те, кто сегодня проснулся и посмотрелся в зеркало.
А теперь поднимите руку те, кто проснулся, посмотрелся в зеркало и улыбнулся себе.
Давайте теперь все улыбнемся, получим позитивный настрой.
2. « Ассоциация» с мячиком (здоровье). Узнать, как настроены участники, Умение давать обратную связь.
Так как наша тема психологическое здоровье, то предлагаю вам выполнить упражнение «Ассоциация» на слово здоровье. Что для вас является здоровье?
Для меня здоровье – это общение (передавать мячик по кругу каждому).
Каждый участник называет, что же для него значит слово здоровье.
3. «Двигательное упражнение с фломастерами ». Установить контакт, почувствовать поддержку друг друга.
Это упражнение выполняется сначала в парах, затем стоя в кругу.
Каждой паре дается фломастер или карандаш. Они должны держа его кончиками пальцем передвигать в пространстве не уронив на пол.
4. « Калоши счастья ». Улучшить эмоциональное состояние
Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.
Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями, рефлексивный кубик
Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.
Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.
Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.
Вам дали классное руководство над слабыми детьми.
Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.
Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.
На работе задержали зарплату.
Можно сэкономить на чем-то.
Можно теперь сесть на диету.
По дороге на работу вы сломали каблук.
Хороший повод купить новые сапоги.
Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.
Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.
Вы внезапно заболели.
Хороший повод отдохнуть.
Заняться наконец-то своим здоровьем.
Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.
Больше времени на хобби.
Вы попали под сокращение.
Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.
Новый коллектив, новые перспективы.
5. « Секретный фарватер ». Групповое взаимодействие, управление. (Музыка)
Участники выстраиваются в ряд и держатся друг за друга. Всем, кроме первого, завязываются глаза. Первый участник – рулевой. Он должен провести свой «корабль» до противоположной стены, минуя препятствия-мины, без единого слова. Основная сложность заключается в том, что «хвост» имеет свойство вилять и налетать на «мины». Чтобы этого не случилось, каждый участник должен в точности повторять движение впереди идущего.
Упражнение можно усложнять, увеличивая длину «корабля» и количество «мин».
6. « Стиральная машина». При эмоциональном выгорании, атмосфера доверия, снятие мышечного напряжения.
Участники разбиваются на пары и встают в шеренгу лицом друг к другу — это сама «моечная машина». Одна пара разбивается, и один из них встает в начале шеренги — это «вещь», которую необходимо отмыть, а другой в конце — это «сушилка». «Вещь» начинает медленно двигаться внутри шеренги, а все ее гладят, трогают, говорят ласковые слова и т. д., т. е. «моют». «Сушилка» принимает в свои объятия вымытую «вещь» и «сушит» ее, крепко-крепко обнимая. Затем «вещь» и «сушилка» меняются местами. Игра продолжается до тех пор, пока через «моечную машину» не пройдет каждый участник игры.
7. Медитация «Горная вершина ». Саморегуляция. (Музыка)
Вообразите, что Вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон Вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И Вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что Вы. можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик.
Это орел, парящий над скалами. Мгновение – и Вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, Вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них. Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под Вами. Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки. Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней.
Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит Вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им.
Вам не составляет труда достигнуть любой, самой высокой и не доступной для других, вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор. Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие Вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных Вами! Спокойствие, даруемое высотой, наделяет Вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, Вам легко увидеть способы решения мучивших Вас вопросов. С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки.
Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится Вам. А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы. Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для Вас новое восприятие мира. Поблагодарите его.
Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия.
Вывод : Все представленные упражнения и игры, способствуют оптимизации психологического здоровья педагогов. Каждый специалист может их использовать как на работе так и в повседневной жизни. Это позволит повысить качество выполняемой работы, сохранить здоровье педагогов и благоприятно повлиять на психологический климат в коллективе ДОУ.
Источник