Меню

Мастер класс для людей с ограниченными возможностями здоровья

Мастер-классы помогут подросткам с инвалидностью выбрать будущую профессию

Специальность мастера-кукольника была выбрана как стартовая для начала реализации проекта

В течение нескольких месяцев дети с инвалидностью – подопечные реабилитационных и коррекционных школ Москвы – посещали мастер-классы по шитью театральных кукол. Знакомство с профессией проходило в игровой форме. Это помогало ребятам с легкостью освоить азы ремесла.

Также дети ездили на познавательные экскурсии в различные театры. Они с удовольствием узнавали, как работают кукольник, бутафор, режиссер и актеры.

Постепенно творческие занятия переросли в нечто большее, ведь многие ребята заинтересовались театральными профессиями. Так сформировался целый проект, в котором выделено несколько этапов.

Первый – знакомство подростка с профессией, участие в мастер-классах. Приобретение навыков шитья, вышивания или вязания.

Второй этап это работа сотрудников Театрального художественно-технического колледжа с подростками-инвалидами, поступающими в учреждение на обучение.

Третий этап трудоустройство или продолжение обучения в специализированном вузе.

Количество и тематика мастер-классов постепенно увеличатся. По словам директора Научно-практического центра имени Л.И. Швецовой Светланы Воловец, дети смогут познакомиться и с другими профессиями, например, парикмахера, специалиста по маникюру, дизайнера, осветителя – то есть с теми специальностями, которые и через десять лет не вытеснятся искусственным интеллектом.

Первые профориентационные мастер-классы прошли в рамках подготовки театрального фестиваля «Магия добра»

Все мероприятия по знакомству с театральными профессиями проходили в преддверии фестиваля «Магия добра», главным организатором которого также выступает Научно-практический центр имени Л.И. Швецовой.

«В нашем центре на протяжении 10 лет в День театра обязательно проходят театрализованные представления. В этом году мы решили, что это будет кукольный спектакль и разные мастер-классы в рамках фестиваля «Магия добра». В нем примут участие не только дети, которые проходят реабилитацию в нашем центре, но и все, кто находится в реабилитационных центрах Департамента труда и социальной защиты населения Москвы», – рассказала Светлана Воловец.

Светланы Воловец, директора Научно-практического центра имени Л.И. Швецовой

Еще она сообщила, что за 15 лет работы Научно-практического центра высокотехнологичную реабилитационную помощь получили практически 30 тысяч детей и подростков с инвалидностью.

«За последние 5–7 лет жизнь людей с инвалидностью качественно изменилась. Благодаря реализации программы «Доступная среда» наши пациенты совершенно спокойно участвуют практически во всех спортивных и культурных мероприятиях: посещают выставки, фестивали, соревнования», – добавила Светлана Воловец.

Круглый стол объединил специалистов из разных сфер: общественных деятелей, правозащитников, руководителей театров и галерей, телеведущих, экспертов по трудоустройству. Они присоединились к обсуждению темы социальной инклюзии и поделились своим опытом. Высказали мнение, что в современном обществе выстроить инклюзивную среду можно только одним способом – услышать друг друга и объединиться.

У всех детей есть талант

Татьяна Потяева, уполномоченный по правам человека в городе Москве

Только через создание таких профориентационных проектов подростки с ограниченными возможностями здоровья смогут без проблем контактировать с другими детьми, ведь творчество объединяет. Это формирует платформу для взаимного уважения и толерантности, уверена уполномоченный по правам человека в городе Москве Татьяна Потяева.

«Сегодня принципы инклюзивного общества прочно входят в нашу жизнь. То же самое с доступной средой: она и для пожилого человека, и для мам с коляской, и для человека с инвалидностью. Создание безбарьерного пространства в нашем городе – это уже инклюзия. Что касается образования, то сегодня 316 образовательных организаций столицы реализуют программу инклюзивного обучения. Для каждого ребенка создается индивидуальная траектория движения в процессе постижения знаний. Когда в одном классе учатся и ребенок-инвалид, и здоровые дети, это способствует формированию в коллективе толерантности, добросердечия и желания помочь друг другу», – прокомментировала Татьяна Потяева.

Елена Егорова, заместитель генерального директора галереи Анастасии Чижовой

О том, что творческие мастер-классы помогают пробудить интерес к ручному ремеслу, рассказала Елена Егорова, заместитель генерального директора галереи Анастасии Чижовой.

«Наша галерея много лет работает с детьми-инвалидами. Это непросто и одновременно интересно, потому что такие дети очень необычно реагируют на экспозицию. У нас выставляются образцы разных кукол – это исторические персонажи, знаменитые полководцы, прекрасные императрицы. Для детей с инвалидностью эти образы зачастую являются внутренним образцом, на который они ориентируются. Мы также проводим творческие мастер-классы. Нередко на таких занятиях и просыпается интерес к искусству, к ручному труду. А кукол, сделанных своими руками, они часто наделяют личными качествами».

Ирина Несивкина, генеральный директор Центра позитивных технологий UNITY

При создании реабилитационных программ, в том числе по профориентации, очень важно учитывать предрасположенность детей с ограниченными возможностями здоровья к нестандартному мышлению. Об этом рассказала Ирина Несивкина, ведущий специалист по психосоматической медицине, генеральный директор Центра позитивных технологий UNITY.

«В последние годы наше общество стремится к объединению здоровых людей и тех, у кого есть ограничения по здоровью. Это формирование так называемой инновационно-интеграционной среды. Ведь люди с инвалидностью, попадая в обычную среду, лучше проявляют свои творческие задатки, таланты. Порой это гениальные люди. Ведь мозг человека так устроен, что если есть какие-либо ограничения, то он начинает компенсировать их за счет других функций. Это более чувствительные, тонкие и креативные люди. Находясь в одной среде, мы благоприятно действуем друг на друга. Начинается взаимоактивация», – считает Ирина Несивкина.

Читайте также:  Здоровье семей с детьми инвалидами

Светлана Зейналова, телеведущая

Телеведущая Светлана Зейналова растит 10-летнюю дочку с аутизмом. Известная мама как никто понимает, как важно разглядеть в своем ребенке талант и привить ему любовь к творчеству.

«С появлением малыша на свет рождается творческое зерно, независимо от того, обычный он или особенный. Просто не всегда его могут разглядеть родители или педагоги, которые с ним занимаются. Нужно увидеть его маленький талант и поместить его в те условия, где он может спокойно, безбоязненно и совершенно открыто раскрыть свой потенциал. И, конечно же, заинтересовать его. Обычный ребенок более устойчив к неудачам: поплакал и занялся чем-то другим. Особенным детям сложнее. Им один раз отказали – и им уже сложнее находить себя в занятии. Поэтому очень важны поддержка и помощь», – рассказала Светлана Зейналова.

«Увидеть» спектакль с закрытыми глазами

В столице создаются условия не только для обучения и развития горожан с инвалидностью. Также развиваются новые услуги в сфере культуры.

Лариса Вильясте, художественный руководитель Московского губернского театра

Вот уже четыре года в Московском губернском театре посмотреть театральную постановку могут не только обычные зрители, но и незрячие люди. Это возможно благодаря тифлокомментированию.

«Тифлокомментатор помогает незрячим зрителям «увидеть», что происходит на сцене. Он рассказывает лаконично, но при этом подробно описывая предметы, действия и эмоции героев. Удивительно наблюдать за эмоциями людей, которые впервые «увидели» спектакль. Они часто плачут, радуются и благодарят за такую возможность», – рассказала Лариса Вильясте, художественный руководитель Московского губернского театра.

Скоро появится сопровождаемое трудоустройство

Ирина Швец, директор Центра занятости молодежи

О расширении спектра услуг по поиску работы для москвичей рассказала директор Центра занятости молодежи Ирина Швец. Она отметила, что сейчас центр будет разрабатывать специальные программы по трудоустройству прежде всего соискателей, наиболее уязвимых на рынке труда: пенсионного и предпенсионного возраста, молодежи, женщин с маленькими детьми и людей с инвалидностью.

«Магия добра существует благодаря совместным усилиям. Вместе мы сможем изменить культуру отношения к людям с инвалидностью. Сейчас мы разрабатываем специальные программы для них. В рамках проекта «Доступная работа» появится сопровождаемое трудоустройство. Мы уже сейчас проводим встречи с некоммерческим сектором и работодателями. В процессе обсуждения с коллегами мы приходим к пониманию, что в одиночку сложно решить вопросы трудоустройства людей с инвалидностью. Поэтому мы объединяем наши усилия. Мы открыты к сотрудничеству, готовы поддержать проект по профориентации подростков», – прокомментировала Ирина Швец.

Театральный фестиваль «Магия добра» пройдет 21 марта, в преддверии Всемирного дня театра, в Центре имени Людмилы Рюминой. Праздничное мероприятие – продолжение традиционного театрального фестиваля «АРТ Сфера». На протяжении многих лет его организовывал Научно-практический центр медико-социальной реабилитации инвалидов имени Швецовой. Цель «Магии добра» – формирование в обществе толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Кульминацией праздника станет Парад кукол, когда на большой сцене сойдутся мастера, юные таланты и сами куклы, превратившиеся в актеров. Также в программе будет выставка кукол, которую представит Галерея Анастасии Чижовой.

Читайте о кукольном мастер-классе в Научно-практическом центре медико-социальной реабилитации инвалидов имени Швецовой.

Источник

Дистанционные мастер — классы для детей с ОВЗ

специалист в области арт-терапии

Дистанционные мастер – классы для детей с ограниченными возможностями здоровья

методист МБУ ДО «Центр детского творчества» ЕМР РТ

Бочкарева Марина Петровна

В настоящее время одна из серьезных проблем в обществе — это неравная доступность дополнительного образования для определенных социальных групп, имеющих разные и порой невыгодные стартовые условия. Важно, чтобы у всех детей независимо от того, где они живут и насколько материально обеспечены их родители, была возможность развивать свои способности. В большей степени это относится к детям с ограниченными возможностями здоровья, для которых получение качественного образования напрямую связано с социальным неравенством во всех аспектах их жизни. Поэтому важным моментом при получении дополнительного образования детьми-инвалидами, является создание индивидуально-приемлемых условий с учетом интеллектуального и психофизического развития.

На территории Елабужского муниципального района проживает 85162 человека. Из них 4804 человека — люди с ограниченными возможностями здоровья, что составляет 7% от общего количества населения. Среди этих людей много талантливых, творческих детей. Но вместе с тем, и это нужно признать, к сожалению, в нашем обществе созданы еще не все условия для раскрытия потенциала, талантов и для комфортной жизни людей с ограниченными возможностями здоровья.

Читайте также:  Кроссворды для детей 6 лет здоровье

Изучая данную проблему и анализируя контингент учащихся, педагоги Центра детского творчества пришли к идеи создания дистанционных мастер – классов для детей, не имеющих возможности посещать учреждения дополнительного образования. Мастер-классы помогают определиться с будущими увлечениями, формируют навыки работы с различными природными материалами и инструментами, развивают творческое мышление, мелкую моторику рук. Основная идея дистанционных мастер — классов — это учитывать возможности и интересы каждого учащегося ребенка с особыми потребностями. При этом у ребенка развивается культура общения, социализация, творческие способности и навыки самостоятельной деятельности.

Задача мастер – классов дать начальные знания и умения в том или ином виде деятельности, показать ребятам многообразие занятий. С помощью дистанционных мастер – классов создается образовательная среда, обеспечивающая доступность обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию. Мастер — классы представляют реальные возможности для обучения инвалидов, которые в силу специфики заболевания значительную часть времени проводят дома, или проживают в удаленных местностях или в условиях, где отсутствует безбарьерная среда.

При дистанционном обучении появляется возможность организовать щадящий режим обучения, сокращая количество часов учебной нагрузки, нормируя количество времени, проводимого за компьютером, многократно возвращаясь к изучаемому материалу при необходимости.

Благодаря достаточно развитым техническим возможностям современных компьютеров, а также программного обеспечения, в дистанционное обучение вовлекаются разные категории детей-инвалидов, и не только с проблемами опорно-двигательного аппарата.

Педагоги Центра создали обучающие мастер — классы, наполняя их содержимым в виде лекций, звуковых и видео-файлов, презентаций. Мастер — классы создаются в соответствии с индивидуальным учебным планом и особенностями каждого ребенка. Во время обучения мастер – классам для каждого ребенка предоставляется возможность выбора уровня и вида представления материала в зависимости от особенностей (ограничений) и индивидуального развития. Детям предоставляются сначала ознакомительные мастер – классы, занимаясь на которых они выберут то направление, чем они хотят заниматься (декоративное рисование, вышивка, декор, лепка из глины, бумаготворчество).

Мы предлагаем четыре направления творческой деятельности, в процессе которых дети научаться создавать собственные изделия декоративно – прикладного творчества.

Дети приобретут навыки работы с глиной, познакомятся с основными технологическими операциями производства художественных керамических изделий и лепке глиняных игрушек: приготовлением керамической массы, изготовление изделий различными способами лепки, знакомство с приемами рельефа.

Дети познакомятся с различными видами декоративных открыток. Создадут свои собственные, неповторимые работы, используя различные материалы.

Дети узнают основы цветоведения, умение работать графическими и живописными материалами, изучат и освоят законы композиции.

Ребята научаться работать с бумагой и познакомяться с различными техниками: квиллинг, оригами, кусудама.

Особенностью дистанционных мастер-классов является тщательная подготовка: от теоретического обоснования выбранной темы до материалов для практического воплощения. Подготовка мастер-класса начинается с выбора конкретной техники декоративно – прикладного искусства. Затем следует постановка определенных целей и задач мастер-класса. От них зависит выбор целевой аудитории (педагоги, учащиеся, родители, одаренный ребенок, дети с ограниченными возможностями здоровья), выбор формы проведения, и, соответственно, объем предлагаемой информации и уровень сложности практической части мастер-класса.

Общая цель мастер-класса для педагогов: создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов

Общая цель мастер-класса для детей и родителей: популяризация ручного труда, создание ситуации успеха для стимулирования самостоятельного освоения того или иного вида творчества.

Общие задачи создания и проведения мастер – классов:

— создание условий для самосовершенствования участников;

— демонстрация опыта работы повышения профессионального мастерства и квалификации педагогов;

— распространение передового педагогического опыта;

— внедрение новых технологий обучения и воспитания;

— передача способов деятельности, будь то прием, метод, методика или технология;

— знакомство с новой техникой декоративно – прикладного творчества;

— возможность попробовать свои силы при изготовлении изделия в данной технике;

— распространение технологических разработок в различных направлениях декоративно – прикладного творчества;

— развитие творческих способностей (создание проектов, презентаций по данной теме);

— развитие навыка общения с педагогом дистанционно, навыка самостоятельной работы и самоконтроля, коммуникативных компетенций;

— развитие навыков ориентации и поиска необходимой информации в Интернете;

— развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (мышление, память, внимание, восприятие, воображение) и др.

Ожидаемый результат: Педагог, проводящий мастер – классы дистанционно, должен предусмотреть различные варианты результата своей деятельности. Умение адекватно проанализировать результаты своей работы является неотъемлемой частью проведения таких занятий. Примеры вопросов, ответив на которые педагог может спрогнозировать ожидаемый результат: к аков будет эффект развития? что это дает конкретно участникам? чему они научаться? и т.д.

Основные научные идеи мастер-класса :

Форма проведения дистанционных мастер – классов:

формат проведения урока: off-line режим, on-line режим.

форма организации деятельности – индивидуальная.

Читайте также:  Что со здоровьем месси

Использование интерактивных методов для включения участников в «педагогические пробы» (имитационная игра, моделирование, тренинг и пр.)

Мастер – классы позволяют развивать следующие ключевые компетенции:

— адаптироваться (умение находить новое решение).

Начальные требования к знаниям учащихся и педагогов

-обучаемый должен иметь навыки работы с компьютерами

Материально – техническое обеспечение:

— видеокамера для съемки мастер – классов

— материалы для мастер – классов

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер – класса

Выбрать платформу для размещения мастер – классов (например: Teachable, Eliademy, Moodle) по желанию педагога.

Teachable – это платформа для создания и публикации ваших онлайн-курсов.

У нее мощный редактор, который поможет вам собрать вместе все ваши материалы и сделать все именно так, как вы хотите.

Eliademy — это функциональная и очень простая в использовании платформа для создания онлайн-курсов. Удобное решение для тех, кому необходимо провести дистанционный курс, либо поделиться учебными материалами с учащимися в ситуации, когда техническая поддержка недоступна или сильно ограничена.

Загрузить выбранный мастер – класс. Если мастер – класс проводится для определенной категории участников, необходимо разослать им ссылки на ваш мастер – класс.

Технология подготовки дистанционного мастер-класса

Мастер-класс обычно включает в себя следующие части:

Теоретическая часть мастер-класса может включать в себя технологическую и методическую части. Технологическая часть включает демонстрацию изделий, изготовленных по технологии, представляемой педагогом. Педагог, проводящий мастер – класс может представить мультимедийную презентацию своего педагогического опыта. Педагог знакомит слушателей с темой предстоящего занятия, его целью и задачами, кратко освещает его содержание. Также сюда входит ознакомление аудитории с оборудованием, инструментами и материалами, необходимыми для изготовления представляемого изделия: подготовка материала, необходимые требования к его качеству, виды применяемого инструмента и оборудования, его правильное использование, техника безопасности при работе с ним. Методическая часть в основном присутствует при организации мастер – классов с педагогами и включает особенности преподавания данной технологии на занятиях с учащимися. Педагог дает о боснование значимости и краткой характеристики основных идей и системы работы по данному направлению. Он описывает достижения в опыте своей работы и доказательство результативности данного направления деятельности, определяет проблемы и перспективы в дальнейшей работе.

Педагог организует активную работу участников, демонстрируя фрагменты собственного педагогического опыта. Участники мастер — класса под руководством педагога, проводящего мастер – класс, из заранее подготовленных им материалов (заготовок) выполняют практическое задание, основанное на технологических приемах, продемонстрированных в теоретической части. Инструментами и материалами слушателей, как правило, обеспечивает проводящий мастер-класс педагог. В отдельных случаях можно заранее оговорить с участниками мастер — класс самостоятельное обеспечение материалом в необходимом количестве.

Дискуссия по результатам совместной деятельности педагога и участника.

Организатором дискуссии выступает ведущий мастер-класса, определяющий направления обсуждения в соответствии с поставленной целью.

Лучше всего, когда итогом выполнения практической части становится готовое изделие. Можно в качестве практического задания предложить изготовление отдельного законченного элемента изделия и предложить различные способы применения его в изделиях.

Педагог, учитывая пожелания своей аудитории, рекомендует литературу, интернет–сайты для получения дополнительной информации по данному вопросу, информирует, где можно приобрести материалы и инструменты.

Рефлексия — последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса.

Усвоение учащимися учебного материала через новую для них форму обучения оказывает глубокое воздействие на формирование умений и навыков, мировоззрения учащихся и на их общее воспитание. Происходит интеграция дополнительного и общего образования не на словах, а на деле, развивая свои творческие способности, участники одновременно получают навыки работы с информацией, которые помогают быстро ориентироваться в современном мире, где ключевым моментом является именно информация и методы её получения, обработки и передачи. Использование данных методических рекомендаций позволит обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов в рамках распространения педагогического опыта.

Критерии эффективности подготовки и проведения мастер-класса

Новизна и инновационность данного вида обучения заключается в реализации новых методик и современных технологий, особых подходов, способствующих активизации познавательного и творческого потенциала детей, а также осознание своих ценностей и потребностей и выявление скрытых резервов личности.

Учащиеся, занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Расстояние от места нахождения детей, до образовательного учреждения не является препятствием для эффективного образовательного процесса.

Сагиндыкова А. С., Тугамбекова М. А. Актуальность дистанционного образования // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 495-498.

Панина, Т. С. Модернизационная деятельность методических служб учреждений профессионального образования [Текст]: методическое пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009. – 408 с.

Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии [Текст] / Г. К. Селевко — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 224 с.

Источник

Adblock
detector