Мастер – класс для воспитанников с ОВЗ и их родителей «Развиваем речь вместе».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Представленный мастер-класс можно использовать для развития фонематического слуха, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи и артикуляционного аппарата.
Упражнения подходят для детей младшего возраста и детей с ОВЗ ( с речевыми нарушениями).
Мастер-класс был создан во время дистанционного обучения в период самоизоляции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_razvivaem_rech_vmeste.docx | 628.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для воспитанников с ОВЗ и их родителей
«Развиваем речь вместе».
Цель: Развитие речевой системы детей, и вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс.
1.Игра на развитие фонематического слуха «Слушай и выполняй».
Взрослый говорит, что нужно сделать громким голосом, а то, кто это будет выполнять, тихим. Например: «Хлопни в ладоши (громко) , (имя ребенка) (тихо) ». (Если только один ребенок, то зовите играть других членов семьи)
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика «Сказка о веселом Язычке».
Дети знают сказку «о веселом язычке», она им нравится. Расскажите ребенку сказку, выполните вместе с ним упражнения.
Жил-был. Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать). Повторить 3-4 раза
Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице?
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому. Повторить 6-8 раз.
После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж?А потом вверх: светит ли солнышко?
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз — к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был все время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.
Увидел язычок, что погода хорошая, и побежал, гулять во двор. Только сошел, с крылечка, как услышал, что в травке кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был. ежик.Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ежик.
Описание упражнения: совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.
Убежал ежик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул «Ах, как пахнет!»
Описание упражнения: вдох через нос — «нюхать»цветок:на выдохе произнести: «Ах, как пахнет!» или «Ах» (в зависимости от возможностей ребенка). Повторить 2-3 раза.
Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют и захотел, присоединиться к ним. Давай и мы со всеми поиграем в футбол
Описание упражнения: рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой «надувались мячики».
Поиграли ребята, с Язычком, а потом решит соревнование устроить: кто дальше мяч загонит.
Описание упражнения: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох — через нос, выдох — через рот. Следить чтобы щеки не надувались.
После футбола захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх – вниз! Весело качаться с Язычком на качелях!
Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счет «раз» — опустить кончик языка за нижние зубы, на счет «два» — поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.
Слез Язычок с качелей, видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться. Сел Язычок на лошадку и поскакал давай покажем, как Язычок катался на лошадке.
Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щелкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язычок.
Слез Язычок с лошадки и побежал домой. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила, тесто для блинов и пирогов. Язычок стал помогать месить тесто и скалкой его раскатывать.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами — та-та-та. ; пошлепать язык губами — пя- пя-пя.
Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем какой у язычка получился блинчик.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет взрослого до 5 -10.
Стали мама с Язычком блинчики есть с ароматным, вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнить в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз. Не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу снаружи во внутрь; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.
Поел Язычок,а мама ему говорит: «Пора спать!» Перед сном Язычок пошел умываться и. правильно, чистить зубки и полоскать ротик.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка почистить за нижними зубами (влево-вправо, затем за верхними зубами. Далее имитировать полоскание рта
3. Работа над слоговой структурой слов и грамматическим строем речи «Один-много». (Прил. 1)
1. Возьмите с ребенком парные картинки (например, кот-коты).
2. Попросите ребенка показать где один кот, а где много.
3.Отхлопайте с ребенком нужное количество слогов, считая при этом, сколько хлопков было ( 1 или 2) – столько слогов в слове.
4. Приклейте картинки на соответствующие поля.
5. Повторите задание с другими предметами.
4. Работа над слоговой структурой слова «Моя комната». (Прил. 2)
1.Назовите/покажите с ребенком максимальное количество предметов в комнате (на картинке). Найдите предметы у себя в комнате.
2. Каждый раз отхлопывайте слоги и считайте их. (Например, стол: 1 раз прохлопали, 1 слог)
Картинный материал взят на сайте «ЛОГОПЕД ПРОФИ».
Источник
Мастер класс для детей с ограниченными возможностями здоровья
Методическая разработка мастер-класса для детей с ОВЗ
Связи с другими документами
Методическая разработка мастер-класса для детей с ОВЗ
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества
«Мастерство в ладошках»
педагог дополнительного образования,
первой квалификационной категории
детское объединение «Затейницы»
г. Белая Калитва
«Мастерство в ладошках»
Цель: создание условий для адаптации и социализации детей с ОВЗ посредством тестопластики.
Задачи:
Образовательные: познакомить с историей возникновения тестопластики в России, как народного творчества; знакомить со свойствами материала, обучить приемам лепки из соленого теста простых форм (колобок, лепешка, колбаска), приемами безопасной работы с инструментами.
Развивающие: развить у детей мелкую моторику пальцев, зрительное и мускульное восприятие формы, образное и пространственное мышление, внимание, фантазию, воображение, трудовые навыки самостоятельной работы.
Воспитательные: воспитать чувство уважения к своему и чужому труду; бережное отношение к материалам и инструментам; умение начатое дело доводить до конца, усидчивость, старательность и аккуратность.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Форма обучения: групповая.
Оформление кабинета: На доске — название темы; на столах – наборы для работы с тестом, технологические карты; на стенде – образцы работ по данной теме.
Материалы и оборудование: окрашенное соленое тесто(белое, красное, зеленое), стеки, зубочистки, баночки с водой, кисти, картонные шаблоны, скалки для раскатывания, закручивающиеся пробочки от бутылок; материалы для приготовления окрашенного соленого теста(чашка, мука, соль, вода, красители), бумага для записей, ручки, карандаши.
Литература:
Соленое тесто. Большая книга поделок. – М.: Эксмо, 2007.- 224 с.: ил.
Хананова И.Н. Соленое тесто.- М.: Аст – Пресс книга.- 104 с.: ил.-(Золотая библиотека увлечений).
Ход проведения мастер-класса:
1. Организационный момент.
Приветствие. Объявление темы занятия. Проверка готовности к занятию. Приготовление материалов для изготовления цветного соленого теста.
Беседа:
В давние времена в хлебосольных и приветливых русских домах на самых видных местах жили-были рукотворные диковинки — МУКОСОЛЬКИ – поделки из муки и соли. На Руси мукосольки дарили на Новый год и Рождество в знак благополучия, плодородия, сытости. Считалось, что поделка из соленого теста, находящаяся в доме – символ богатства, благополучия и достатка в семье. Лепить из соленого теста первыми стали жители Русского Севера, Архангельской области уже в XII веке – так упоминается в летописях. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они служили оберегами. Это сейчас фигурки из соленого теста стали раскрашивать и даже покрывать лаком, а много лет назад они были съедобными. Жены поморов( рыбаки северных морей) давали фигурки из соленого теста своим мужьям, отправлявшимся рыбачить. Эти забавные игрушки не только согревали душу морякам, но и спасали не раз от голода. Бывали неудачные походы, когда корабли моряков попадали в ледовый плен, кончалась еда и тогда на помощь приходили фигурки из соленого теста. Так мукосольки и оберегали – спасали от голода.
Солнце и соль – однокоренные слова. Грустно и мрачно, когда небо без солнца, а пища пресна и безвкусна без соли. Поэтому из глубины веков пришел к нам славянский обычай встречать гостя хлебом-солью. Хлеб означал землю, соль – солнце. Гостеприимных людей называют у нас хлебосольными.
Поговорки: «Пусть у вас соль, хлеб водится, никогда не переводится», «Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие».
Делать изделие из соленого теста – модно, оригинально и дешево. Это экологически безвредный и не аллергенный материал. Поделки из теста обладают своей особой целебной аурой, привносят в ваш мир чувство уюта и умиротворения. Лепка – прекрасное занятие даже для всей семьи, дело найдется каждому – то малыша до бабушки.
Мы с вами освоим некоторые основные приемы работы с соленым тестом, чтобы впоследствии вы могли заниматься совместным творчеством в своей семье.
Мои рекомендации помогут вам пройти путь от новичка до создателя добрых и уютных домашних поделок. Можно записывать последовательность работы.
2. Основной этап.
I. Теоретическая часть.
Шаг 1. Секреты приготовления соленого теста.
Готовим тесто. Для приготовления теста нам потребуется:
— Мука — белая пшеничная мука высшего сорта, в ней достаточно клейковины;
— Соль – благодаря содержанию соли тесто хорошо держит форму при лепке, а готовое изделие будет надежно защищено от плесени и грызунов. Соль лучше использовать самую мелкую «Экстра»;
— Вода – должна быть чистой. Тесто лучше замешивать на ледяной воде, тогда оно будет более эластичным.
Полезный совет. Классический рецепт теста: мука 300 гр.(2 чашки), соль 300 гр.(1 чашка), вода 200 гр.(200 мл).
Замешивать тесто лучше в глубокой миске, постепенно выливая в воду с растворенной в ней солью просеянную муку.
Шаг 2. Вымешивание теста.
1. Тесто для лепки должно быть довольно крутым, поэтому окончательно вымешивать его удобнее на столе, тщательно размешивая. |
2. При вымешивании густоту теста можно регулировать: если тесто начинает крошиться – в него добавляют воду, а если получается чересчур мягким – досыпают соль и муку, сохраняя их основные пропорции. |
3. Вымешивают тесто до тех пор, пока оно не станет эластичным и податливым. |