СИМПТОМ ВЫРОЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА ИЛИ УСЛОВИЕ ЕГО ЗДОРОВЬЯ?
В подзаголовке представлены две крайние точки в оценке массовой культуры как общественного явления. Мы уже рассматривали различные точки зрения на массовое общество и «человека массы». Еще более противоречивые позиции проявляются в отношении к массовой культуре.
Начнем с аргументов ее критиков. Массовая культура, тиражируя образцы элитарной и народной культуры, девальвирует их истинную ценность, а кроме того, благодаря огромным возможностям СМИ агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качественной» культуры и в целом резко снижает культурный уровень развития общества. Противники массовой культуры подчеркивают, что она нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта. Массовая культура, по оценкам ее критиков, насаждает ложные жизненные ценности. Среди них: приоритет материального благополучия, надежда на случайное обогащение (отсюда многочисленные телешоу с денежными призами), оценка человека не по уровню его образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства. В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А востребованы «человеком массы» такие фильмы, музыка, литература, изобразительное искусство, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже порочные наклонности.
Однако, как считают многие исследователи, в такого рода резких критических высказываниях происходит логическая подмена: массовая культура подменяется понятием «плохая культура». Вместе с тем, как уже отмечалось, в массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям.
В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма: массы могут сами оценивать произведения искусства и испытывать коллективное наслаждение.
Рассмотрим еще один тезис критиков массовой культуры: свойственное ей тиражирование образцов высокого искусства всегда ведет к его опошлению и наносит урон культурному развитию человека. Представим себе несколько ситуаций:
1) человек в зале консерватории слушает скрипичный концерт Гайдна;
2) телезритель смотрит выступление фигуристов, которые выполняют свою программу под музыку Гайдна, при этом музыку великого композитора он слышит впервые;
3) телезритель наблюдает за выступлением фигуристов, исполняющих свою программу под популярную «попсовую» мелодию.
Первый случай иллюстрирует приобщение к классическому искусству, что называется, в чистом виде. Конечно, было бы замечательно, если бы подавляющее большинство людей именно так знакомилось с творчеством выдающихся музыкантов. Но рассчитывать на это не приходится. Конечно, само по себе выступление фигуристов – массовое зрелище, но музыка великого композитора от этого хуже не становится. И, вероятно, эта ситуация с точки зрения культурного воздействия на личность более благоприятна, чем в последнем случае.
А может быть, вы думаете иначе? Обсудите в классе проблему взаимодействия высокого и массового искусства.
ОБСУДИМ В КЛАССЕ! ЕСЛИ УСПЕЕМ!
1. Выдающийся русский композитор П.И. Чайковский говорил: «Ни музыка, ни литература, ни какое бы то ни было искусство в настоящем смысле этого слова не существуют для простой забавы: они отвечают гораздо более глубоким потребностям человеческого общества, нежели обыкновенной жажде развлечения и легких удовольствий». Какие потребности имеет в виду композитор? Разделяете ли вы его позицию?
2. Кого, на ваш взгляд, можно сегодня отнести к «людям массы»: 1) представителей среднего класса; 2) маргинальные и деклассированные слои общества; 3) всех, кроме элиты? Поясните свой ответ.
3. Сравните две позиции современных культурологов по вопросу о влиянии тиражирования на художественную ценность произведения искусства: 1) «Тиражирование лишает искусство его ауры; оно становится повседневностью, неразличимым фоном жизни, а его восприятие – обыденным действием»; 2) «Знакомство с тиражированными творениями культуры не исключает глубокого проникновения в уникальную сущность оригинала».
Какая из двух точек зрения представляется вам более убедительной? Почему? Приведите примеры произведений искусства, широко распространившихся благодаря массовому тиражированию.
4. О том, каким передачам по радио отдают предпочтение слушатели столичного региона, говорят следующие полученные в одном из недавних социологических опросов данные: музыкальные передачи предпочитают почти 80%, общественно-политические программы слушают постоянно 23%, концерты по заявкам – 21%, образовательные, научно-популярные программы – 17%, спектакли и драматические передачи – 10%, хит-парады – 9%.
Можно ли на основании этих данных сделать вывод, что и наше население отдает предпочтение продукции массовой культуры? Поясните свою точку зрения.
Познакомьтесь с отрывком из работы X. Ортеги-и-Гасета.
Источник
Симптом вырождения общества или условие его здоровья?
В подзаголовке представлены две крайние точки зрения в оценке массовой культуры как общественного явления.
Мы уже рассматривали различные взгляды на массовое общество и человека массы. Еще более противоречивые позиции проявляются в отношении к массовой культуре.
Начнем с аргументов ее критиков. Массовая культура, тиражируя образцы элитарной и народной культуры, девальвирует их истинную ценность, а кроме того, благодаря огромным возможностям СМИ, агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качественной» культуры и в целом резко снижает культурный уровень развития общества.
Противники массовой культуры подчеркивают, что она нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта. Массовая культура, по оценкам ее критиков, насаждает ложные жизненные ценности.
Среди них приоритет материального благополучия, надежда на случайное обогащение (отсюда многочисленные телешоу с денежными призами), оценка человека не по уровню его образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства. В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А востребованы человеком массы такие фильмы, музыка, литература, изобразительное искусство, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже порочные наклонности.
Однако, как считают многие исследователи, в таких резко критических высказываниях происходит логическая подмена: массовая культура подменяетcя понятием «плохая культура». Вместе с тем, как уже отмечалось, в массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям.
В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма: массы могут сами оценивать произведения искусства и испытывать коллективное наслаждение.
Рассмотрим еще один тезис критиков массовой культуры: свойственное ей тиражирование образцов высокого искусства всегда ведет к его опошлению и наносит урон культурному развитию человека. Представим себе несколько ситуаций:
- человек в зале консерватории слушает скрипичный концерт Гайдна;
- телезритель смотрит выступление фигуристов, которые выполняют свою программу под музыку Гайдна, при этом музыку великого композитора он слышит впервые;
- телезритель наблюдает за выступлением фигуристов, исполняющих свою программу под популярную «попсовую» мелодию. Первый случай иллюстрирует приобщение к классическому искусству, что называется, в чистом виде.
Конечно, было бы замечательно, если бы подавляющее большинство людей именно так знакомились с творчеством выдающихся музыкантов. Но рассчитывать на это не приходится. Конечно, само по себе выступление фигуристов — массовое зрелище, но музыка великого композитора от этого хуже не становится. И, вероятно, подобная ситуация с точки зрения культурного воздействия на личность более благоприятна, чем в последнем случае.
А может быть, вы думаете иначе? Обсудите в классе проблему взаимодействия высокого и массового искусства.
Основные понятия: народная культура, элитарная культура, массовая культура, массовое общество, СМИ.
Термины: желтая пресса, человек массы, блокбастер, бестселлер, шлягер.
Источник
Симптом вырождения общества или условие его здоровья?
В подзаголовке представлены две крайние точки в оценке массовой культуры как общественного явления.
Один из аргументов её критиков состоит в том, что низкопробная массовая культура благодаря огромным возможностям СМИ агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качественной» культуры и в целом резко снижает уровень развития общества.
Противники массовой культуры подчёркивают, что она нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта. Зрительные (визуальные) жанры всё более теснят «книжную культуру».
Массовая культура, по оценкам её критиков, насаждает ложные жизненные ценности. Среди них приоритет материального благополучия, надежда на случайное обогащение (отсюда многочисленные телешоу с денежными призами), оценка человека не по уровню его образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства и т. д.
В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А востребованы «человеком массы» зачастую такие произведения, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже порочные наклонности.
Однако, как считают многие исследователи, в таких критических высказываниях происходит логическая подмена: понятие «массовая культура» подменяется понятием «плохая культура». Вместе с тем, как уже отмечалось, в массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям.
В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма: массы могут сами оценивать произведения искусства и испытывать коллективное наслаждение от знакомства с ними.
Рассмотрим ещё один тезис критиков массовой культуры: свойственное ей тиражирование образцов высокого искусства всегда ведёт к их опошлению и наносит урон культурному развитию человека. Представим себе несколько ситуаций: 1) человек в зале консерватории слушает произведение классической музыки; 2) телезритель смотрит выступление фигуристов, которые исполняют свою программу под классическую музыку; 3) телезритель наблюдает за выступлением фигуристов, исполняющих свою программу под популярную попсовую мелодию.
Первый случай иллюстрирует приобщение к классическому искусству, что называется, в чистом виде. Конечно, было бы замечательно, если бы подавляющее большинство людей именно так знакомились с творчеством выдающихся композиторов и музыкантов.
Само по себе выступление фигуристов — массовое зрелище, но музыка великого композитора от этого хуже не становится. И вероятно, эта ситуация с точки зрения культурного воздействия на личность более благоприятна, чем в последнем случае.
А может быть, вы думаете иначе? Обсудите в классе проблему взаимодействия высокого и массового искусства.
Словарь
Массовая культура — коммерческая форма производства и распространения стандартизированных культурных ценностей, рассчитанная на большую аудиторию.
Средства массовой информации — периодические печатные издания, сетевые издания, теле- и радиопрограммы и иные формы периодического распространения массовой информации.
Таблоид — тип дешёвой прессы небольшого объёма и формата с фотографией во всю первую полосу.
Практические выводы
1. Современная массовая культура предлагает широкий выбор образцов и стилей поведения. Каждый в рамках этого многообразия делает свой выбор. Важно, чтобы этот выбор был осознанным, ответственным и продиктованным значимыми целями.
2. Массовая культура очень разнородна. Ряд её продуктов — книг, фильмов, теле- и радиопередач — гуманистичны по направленности, насыщенны по содержанию, оригинальны по форме. Наряду с такими произведениями есть немало низкопробной продукции. Постоянное потребление такой «духовной пищи» оглупляет человека, делает его нравственно неразборчивым, невосприимчивым к подлинно прекрасному в искусстве.
3. С появлением телевидения, а затем и Интернета значительно расширились возможности распространения образцов массовой культуры, прежде всего развлекательных передач, боевиков, сериального «мыла». Вместе с тем сегодня телевидение представляет широкий круг познавательных и развивающих передач. Не следует исключать их из своей индивидуальной сетки просмотра.
Вопросы для самопроверки
1. Что включает в себя массовая культура? 2. Назовите и раскройте основные черты массовой культуры. 3. Каковы особенности рынка массовой культуры? 4. Могла ли существовать массовая культура в нынешнем её понимании в традиционном обществе? Свой вывод аргументируйте. 5. Охарактеризуйте основные этапы становления массовой культуры. Какие факторы здесь оказались решающими? 6. Покажите на конкретных примерах влияние технических достижений на развитие массовой культуры. 7. Приведите основные аргументы критиков массовой культуры. Какие контраргументы в споре с ними можно использовать?
Источник
Массовая культура симптомы вырождения общества или условие его здоровья
Дарья Ким запись закреплена
Массовая культура – это симптом вырождения или условие его здоровья?
Я задумалась на эту тему и решила поделиться своими рассуждениями..
Согласитесь, в наше время массовая культура широко распространилась во всём мире. Это коммерческая форма осуществления культурных ценностей, рассчитанных на большую аудиторию. Это и музыка, звучащая на радиостанциях, это и СМИ, и литература, и кинематограф.
Одним из плюсов МК является её ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ. Мы любыми способами можем удовлетворить свои развлекательные потребности. Также это снижение или полное отсутствие цензуры в СМИ , поэтому нам доступны проблемы, происходящие в мире. Выделим ещё то, что практически каждый человек хочет и может стать популярным. Можно выложить в сеть фото, песню, стих и найти своего почитателя. Ох, особенно сейчас это так актуально Таким образом, это даёт возможность начать свой бизнес или стать известной личностью.
НО! Есть и отрицательные черты. Массовая культура вводит стереотипы и навязывает шаблоны, вселяет в нас предрассудки, и мы судим о людях, о мире, исходя из НАВЯЗАННЫХ нам критериев. Это ограничивает нашу свободу, лишает нас стимула к поиску истинного места в жизни, отучает слышать СВОИ настоящие желания и объективно оценивать СВОИ потребности. Мы начинаем следовать временным трендам, подменяя себя настоящих теми образами, которые раскручиваются и популяризируются.
Сейчас активно пропагандируется жизнь ради удовольствия, которое в основном испытываешь при покупке новых гаджетов, машин и тд. Мы мчимся за трендами, иногда не понимая, что это навязчивая реклама. Да, безусловно, нужно стремится к лучшей жизни. Мы по своей натуре всегда хотим чего-то большего! И, к сожалению, зачастую это не те ценности, за которыми мы должны гнаться!
Мы видим, как неоднозначна массовая культура. Друзья, мораль такова: не стоит забывать о своём ментальном здоровье. Обогащайте его, совершенствуйтесь! Старайтесь по максимуму «выжать» ПОЛЬЗЫ от массовой культуры. С умом расставляйте приоритеты. И помните, что смотря только новости и следя какая «шмотка» сейчас в моде, вы не развиваетесь как индивидуальность!
Источник