Меню

Массаж основы формирования здоровья детей

ИГРОВОЙ МАССАЖ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
консультация на тему

В статье раскрыты вопросы целенаправленного воспитания у дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных здоровьесберегающих технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей. Особое внимание уделяется использованию игрового массажа как средству воспитания у дошкольников основ здорового образа жизни

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_igrovoy_massazh.docx 29.45 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВОЙ МАССАЖ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребенок активно растет, когда формируются и совершенствуются все системы его организма. Дошкольный возраст особенно важен в этом отношении, это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объема информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребенка как личности.

Именно в этом возрасте ребенок ценит движение как способ самовыражения, способ познания окружающего мира, получая огромное удовольствие от новых умений и навыков. Поэтому обоснованием наиболее эффективных средств для оздоровления детей является актуальной проблемой.

К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях роль игрового массажа значительно уменьшается, ведь организм ребенка все время развивается и по характеру своих реакций на различные внешние воздействия отличается от организма взрослого человека.

Игровой массаж обладает не только лечебным действием, проводить его можно и с профилактической и гигиенической целью. Детский игровой массаж влияет на физическое и психическое развитие ребенка, стимулирует прирост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи глубоко лежащих тканей. Укрепляя организм ребенка и способствуя бурному развитию, массаж помогает предупредить заболевания.

Использование игрового массажа с детьми дошкольного возраста будет способствовать сохранению и укреплению их психического и физического здоровья, а также к воспитанию основ ведения здорового образа жизни.

Большой вклад в разработку методики проведения игрового массажа внесли А.А. Остроумов, В.А. Манасеин, С.П. Боткин, А.А. Вельяминов и др.

В деле формирования здорового образа жизни дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в дошкольном возрасте происходит усвоение основных объемов информации, выделение фундаментальных жизненных стереотипов. В ДОУ для этой работы создаются исключительно благоприятные условия. Весь уклад жизни ребенка построен правильно, на научно обоснованных принципах, последовательности режимных процессов, их продолжительности, рациональном питании, двигательном режиме, закаливании — их проведение и формирует у ребенка привычки ЗОЖ. Однако необходимо, чтобы ребенок с объекта для проведения оздоровительных мероприятий превратился в активного участника этого процесса, то есть научился понимать важность этих процедур для здоровья и осознанно и активно их использовал в повседневной жизни не только в ДОУ, но и дома, а в будущем — и в период обучения в школе, и после непрерывно на протяжении все его жизни.

В последние годы в педагогике утвердился компетентностный подход. Как целевой ориентир показателем результативности и качества образования детей рассматриваются начальные компетентности ребенка – интеграционно-личностные характеристики, определяющие его способность к решению различных доступных жизненных программ. В системе основополагающих ключевых компетенций дошкольников выделяют начальные ключевые и начальные специальные компетентности.

И.М. Воротилкина отмечает, что в структуре начальных ключевых компетенций на первом месте находится начальная здоровьесберегающая компетентность как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержкой, укреплением и сохранением здоровья. Под «культурой здоровья» понимается совокупность трех компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни человека; знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и хранить его; валеологическая компетентность, позволяющая дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения, задачи, связанные с предоставлением элементарной медицинской, психологической самодиагностики и самопомощи.

Таким образом, привлечение дошкольников к основам здорового образа жизни можно представить в следующей последовательности: валеологические знания → практические умения → начальная здоровьесберегающая комптетентность.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что привлекать дошкольников к здоровому образу жизни нужно, начиная с самого раннего возраста. Это привлечение должно проходить через все виды детской деятельности.

Особую роль в воспитании у дошкольников основ здорового образа жизни играет физкультурно-оздоровительная работа. Одним из компонентов этой работы является игровой массаж, правильная организация и проведение которого помогут ребенку осознать свой организм и укрепить свое здоровье.

Массаж – научно-обоснованный, испытанный многолетней практикой, наиболее адекватный и физиологичный (то есть близкий организму) метод, который позволяет успешно решать проблемы как профилактики, так и лечения различных заболеваний, это и делает массаж популярным, особенно в детской практике.

Детский массаж выделяется как особый вид массажа, поскольку способствует не только оздоровлению или лечению ребенка, но и более быстрому и гармоничному его психофизическому развитию.

Методики, разработанные известными специалистами российской педиатрии (в первую очередь А. Ф. Туром, его учениками и последователями), уже много лет успешно применяются в детских медицинских и оздоровительных учреждениях, практический опыт, накопленный за долгие годы, и последние научные исследования позволяют считать массаж эффективным и, что очень важно, безопасным средством профилактики и лечения большого числа заболеваний, коррекции нарушений развития опорно-двигательной и нервной систем.

В практике работы дошкольных учреждений сложилась тенденция к использованию традиционных методов проведения физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками, такими как гимнастика, физкультурные занятия, закаливающие мероприятия. Мы решили отступить от обычных методов и в целях укрепления и сохранения психического и физического здоровья, а также в целях воспитания у дошкольников основ здорового образа жизни внедрить в практику физкультурно-оздоровительной работы ДОУ детский игровой массаж [3].

Свою работу мы начали с изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка группы, уровня его психического и физического развития, наличия заболеваний, при которых показан или противопоказан массаж.

Поскольку массаж должен проводить специалист, мы решили применять точечный массаж, которым могут овладеть как взрослые, так и дети.

Точечный самомассаж – это нажатие подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприорецептивних точек и разветвлений нервов. Подобный массаж, имея возбуждающее или тормозящее влияние, при комплексном воздействии дает хорошие результаты, особенно в тех случаях, когда сочетается с «общением» с собственным телом в игровой ситуации и мнимым проговариванием ласковых слов (милый, добрый, хороший). Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Применяется чаще всего с целью улучшения протекания нервных процессов путем воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, носу и ушах, а также на пальцах рук.

В своей работе мы широко используем так называемую «Гимнастику маленьких волшебников». При проведении такой гимнастики происходит целенаправленное нажатие на биологически активные точки. Ребенок в этой гимнастике не просто «работает» — он играет, лепит, разминает, разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви.

Делая массаж определенной части тела, ребенок, как в голографическом оттиске, влияет на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит нечто прекрасное, развивает в ребенке положительное ценностное отношение к собственному телу.

В процессе работы используется игровой метод обучения массажа по методике специального закаливания детей А. Уманской и К. Динейка. Обучение простым массажным приемам происходит в игре. Дети выполняют массаж сами, одновременно представая персонажами сказки, развлечения, путешествия. Они бывают и лисичкой, и снеговиком, и петушком, и веселой лягушкой. Дети закрепляют навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую моторику пальцев рук.

При проведении массажа детей учатся не нажимать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая.

В своей практике я использую следующие виды массажа:

  • массаж стоп: ходьба по массажным коврикам, по камешкам, по ребристым дорожкам; самомассаж стоп (после сна в игровой форме «Поиграем с ножками», «Пальчики на ножках как на ладошках»); катание стопами различных предметов (гимнастической палки, массажного мяча, орехов, специальных тренажеров).
  • массаж рук и пальцев рук: самомассаж в игровой форме «Строим дом», «Прогулка», «Рукавицы», «Мышка»; пальчиковая гимнастика; массаж рук и пальцев рук с помощью специальных тренажеров, с помощью одного и двух грецких орехов; ходьба по массажным коврикам и дорожкам (упор на руки);
  • массаж спины : игровой взаимомассаж «Дождь», «Поезд», «Барабан»; массаж специальными и самодельными массажерами; массаж гимнастическими палками; массаж при выполнении перекатов на спине «качалочки» вперед — назад, в стороны; упражнения на мяче (большом);
  • массаж лица и биологически активных точек (профилактика простуды): игровой самомассаж «Бурундук», «Наступили холода», «Пчела», «Нарисуем себя», «Снеговик» и др.;
  • массаж тела и ног : игровой самомассаж «Лисичка», «Лягушки», «Мочалочка»; массаж специальными и самодельными массажерами; растирание массажными рукавицами; выполнения упражнений «Бревно», «Змея».

Для создания позитивного отношения к массажу в своей работе мы используем музыкальное сопровождение в виде песен (Рейки-рельсы, Мячик, Лошадка и др.). Песенки для игрового массажа очень нравятся детям, они обеспечивают веселое общение, снимают напряжение.

Таким образом, игровой массаж влияет на физическую подготовленность детей и способствует воспитанию у дошкольников основ здорового образа жизни. Значительное улучшение показателей будет происходить только в том случае, если игровой массаж будет носить не случайный характер, а прочно войдет в систему физкультурно-оздоровительной работы ДОУ, будет осуществляться планово, целеустремленно и систематически на всех этапах физкультурно-оздоровительной работы.

1. Абрамова Л.П. Орешек на ладошке. Массаж для пальчиков для детей 2-4 лет / Л.П. Абрамова, Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. — М: Карапуз, 2003. – 37 с.

2. Аслан М. Массаж / М. Аслан – М.: Изд .:Кристина, 2007.– 77 с.

3. Банникова Л.П. Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях / Л.П. Банникова. – М. : ТЦ «Сфера», 2007. — 51 с.

4. Вейцман В.В. Детский массаж / В.В. Вейцман. — М.: Наука, 2001. — 152 с.

5. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении / И.М. Воротилкина. — М .: Энас, 2006.– 144 с.

6. Красикова И. С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от трёх до семи лет / И.С. Красикова. — СПб.: Корона-принт, 2003. — 336 с.

Источник

Детский лечебный медицинский массаж — особенности процедуры, показания

Детский лечебный массаж в комплексе с медикаментозной терапией ускоряет лечение многих болезней. Он также оказывает расслабляющее и успокаивающее действие на ребенка, что способствует восполнению сил организма. В самые первые месяцы жизни лечебный детский массаж показан даже абсолютно здоровым малышам — это залог правильного развития и прекрасное средство укрепления здоровья. Процедура также эффективна для профилактики многих нарушений и болезней в первые годы жизни ребенка.

Польза детского лечебного массажа

Подготовленный специалист при помощи массажных действий способен повлиять на все функциональные системы организма. Часто детский медицинский массаж является действенным методом для улучшения состояния больного ребенка, вызывает положительную динамику в терапии. Высокую результативность обеспечивают следующие полезные свойства процедуры:

  • Расслабление, снятие напряжения и нагрузки на опорно-двигательный аппарат, мышечных зажимов;
  • Обнаружение областей дискомфорта и мышечной боли и снятие симптомов;
  • Облегчение формирования правильных двигательных навыков, улучшение моторики;
  • Стимулирующее и тонизирующее воздействие на внутренние органы и системы;
  • Улучшение кровообращения, нормализация обмена веществ;
  • Восстановление правильной работы дыхательной системы;

Помимо лечебных свойств детский медицинский массаж также дает положительный психологический результат. В первые месяцы и годы жизни физический контакт играет для ребенка большую коммуникативную роль, поэтому регулярные сеансы медицинского массажа успокаивают малыша и улучшают его эмоциональный фон.

Особенности детского медицинского массажа

Все движения, которые производит врач во время лечебной процедуры можно сравнить с аналогичными при взрослом массаже. Но кожа ребенка тоньше, а тело и скелет менее устойчивы, поэтому все движения производятся с гораздо меньшей силой или заменены на более мягкие варианты:

  • Разминка — выполняется с помощью достаточного энергичных движений пальцами по поверхности кожи, с целью задействовать подкожные мышцы;
  • Поглаживание — расслабляющее легкое воздействие, выполнятся круговыми движениями ладоней; оказывает положительное успокаивающее влияние на нервные окончания в тканях, следом расслабляются подкожные мышцы;
  • Растирание — выполняется как поглаживание, но более интенсивно; обеспечивает более глубокое воздействие на кожные ткани и мышечный корсет;
  • Похлопывание, щипки — наиболее активно влияют на мышцы; также выполняется вибрация при помощи зажимов, надавливаний в определенных точках тела.

Делать лечебный массаж должен только врач-специалист на дому или в поликлинике. При отсутствии подготовки можно выполнять процедуру только на уровне поглаживания, легкого растирания. Так можно снять напряжение с мышц, избежать опасности нечаянно травмировать ребенка.

При выполнении лечебного медицинского массажа необходимо соблюдать следующие правила:

  • Покормить ребенка не менее, чем за 40 минут до сеанса, после процедуры есть можно только через полчаса;
  • Пользоваться маслом или специальным кремом для смягчения кожи, увеличения ее эластичности;
  • На руках не должно быть длинных ногтей или украшений — колец, браслетов, которые могут травмировать кожу;
  • Лучше начинать курс не раньше 1-2 месяцев; рекомендуется проводить 3-4 курса с интервалами, по 8-10 занятий в каждом;
  • Для детей продолжительность процедуры составляет не больше 5-20 минут, в зависимости от возраста.

Делать лечебный массаж можно только если ребенок находится в спокойном, расслабленном состоянии. Если есть признаки тревоги, напряжения, стресса, малыш кричит или плачет, медицинская процедура не принесет пользы и будет только во вред. Если массажист незнакомый, лучше предварительно дать ребенку несколько минут, чтобы привыкнуть к новому человеку и освоиться в его обществе.

Показания и противопоказания

Варианты процедур многообразны и различны в зависимости от типа заболевания и возраста ребенка. Показания для лечебного массажа следующие:

  • Гипертонус мышц — следствие нарушений в центральной нервной системе;
  • Искривление позвоночника (сколиоз) — формирование неправильного изгиба позвоночника и нарушение осанки;
  • Мигрени — длительные приступы головной боли;
  • Частые простуды с осложнениями — следствие сниженного иммунитета;
  • Кифоз грудного или шейного отдела — образование патологического изгиба позвоночника;
  • Кривошея — наклон головы в сторону из-за повреждения или неправильного развития шейных мышц;
  • Косолапость, плоскостопие — формирование стоп заканчивается в подростковом возрасте, поэтому в детстве можно исправить искривление или снизить негативный эффект.

Лечебный массаж также необходим при ДЦП — это комплекс заболеваний, развивающихся из-за неправильной работы головного мозга. Болезнь сопровождается многими нарушениями в работе мышц и нервной системы. Регулярное проведение массажных процедур улучшит состояние ЦНС и снижает гипертонус мышц и улучшает состояние ребенка.

Для массажа также существует ряд противопоказаний. Выполнять процедуру не рекомендуется в следующих случаях:

  • Простуда с повышение температуры, лихорадка, жар;
  • Болезни сердца (врожденный порок сердца;
  • Расстройство пищеварения;
  • Кожные заболевания и высыпания, аллергия;
  • Опрелости и потница на коже у грудничков;
  • Инфекционные заболевания.

С осторожностью нужно делать массаж при пупочной или других видах грыжи. Активные движения и надавливание в таких случаях противопоказаны. Врач выполняет поглаживающие круговые движения сначала по часовой стрелке, затем против, перемежая их с легким пощипыванием. Такое воздействие имеет тонизирующий эффект и улучшает состояние малыша, ускоряя выздоровление.

Грудничковый лечебный медицинский массаж

Многие разновидности массажа приносят пользу лишь на определенном этапе развития ребенка. Так выделяют грудничковый массаж, который проводится в первые месяцы жизни до года даже здоровым малышам. Его цели следующие:

  • Общее укрепление организма, повышение иммунитета — использование медицинских препаратов и иммуномодуляторов может принести вред организму ребенка, поэтому врачи рекомендуют закаливание и медицинский массаж для профилактики заболеваний;
  • Снятие гипертонуса — в первые месяцы у многих детей развивается перенапряжение мышц, вызванное длительным почти неподвижным пребыванием в утробе; по мере развития ЦНС избыточный тонус уходит, но иногда возникают нарушения; массаж помогает снять напряжение и болевой синдром, производит успокаивающее воздействие;
  • Улучшение моторики, координации движений — предотвращает задержки в развитии, ребенок становится более активным, раньше начинает переворачиваться и ползать;
  • Лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата — нарушений, вывихов, кривошеи, плоскостопия;
  • Коррекция — выполнение поддерживающей терапии для закрепления результатов основного курса;

От обычного грудничкового отделяют массаж для недоношенных детей — в этом случае часто присутствуют нарушения в работе нервной системы, которые следует скорректировать. Сеансы массажа помогают таким детям, налаживая работу ЦНС, улучшая сон, снимая гипертонус мышц.

ВАЖНО: Проведение лечебного массажа ребенку в возрасте до года лучше доверить квалифицированному практикующему специалисту, который хорошо знает особенности детской анатомии и происходящих в теле ребенка процессов. Мать может находиться на медицинской процедуре, чтобы снизить эмоциональное напряжение малыша.

Для гиперактивных детей

У детей постарше часто развивается синдром гиперактивности, также связанный с повышенной возбудимостью нервной системы. Такие дети часто двигаются и ходят во время сна, у них проблемы с координацией движений, мозг одинаково активно работает днем и во время сна, поэтому перегружается. Гиперактивность часто сопровождается синдромом дефицита внимания, повышенной утомляемостью, проблемах с развитием.

Медицинский массаж в этом случае делается курсами, каждый сеанс должен длиться около 20-30 минут, лучше всего проводить их утром. Во время процедуры врач воздействует на определенные точки, снимая напряжение с мышц, налаживая опорно-двигательный аппарат, регулируя работу нервной системы. Полезен также облегченный расслабляющий массаж перед сном, который может выполнять кто-то из домашних. Такой сеанс помогает ребенку успокоиться перед сном, перевести нервную систему и мозг в режим отдыха.

Источник

Читайте также:  День здоровья доктор пилюлькин
Adblock
detector