Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Маршрут здоровья»
Лариса Варченко
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Маршрут здоровья»
Тема НОД: Маршрут здоровья
Варченко Лариса Юрьевна, воспитатель
МАДОУ № 198 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово»
Цель НОД:формирование у детей ответственного и бережного отношения к своему здоровью.
Задачи: формировать установку детей на здоровый образ жизни; воспитывать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе; расширить знания обучающихся о роли питания, соблюдения режима дня, активного образа жизни и отказа от вредных привычек в поддержании и сохранении здоровья.
Оборудование: стенд «Страна Здоровья», раздаточный материал для участников: карточки с буквами слова «ЗДОРОВЬЕ»; карточки с изображениями людей, занятых различными видами деятельности в течение суток; карточки с изображениями гимнастки, хоккеиста, пловца, теннисистки; наборы муляжей продуктов питания; бумажные лепестки цветка привычек, песочные часы, стол и стулья для игроков.
Ход НОД
Беседа «Здоровье и здоровый образ жизни»
Здоровье – это одна из важнейших ценностей человека, залог его благополучия, счастья и долголетия. Одним из самых важных условий сохранения и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ). Здоровый образ жизни может вести активная, волевая, сильная личность. Однако ЗОЖ не может быть одинаковым у всех, т. к. он строится, исходя из индивидуальных особенностей каждого человека. Здоровый образ жизни включает в себя следующие составляющие: оптимальный режим дня; оптимальную двигательную активность; сбалансированное рациональное питание; отказ от вредных привычек. (Далее ведущий читает стихотворение, рисуя одновременно на доске человечка, с которым дети отправятся в путешествие по «Маршруту здоровья».)
Человек на свет родился.
Встал на ножки и пошел (на доске рисуется фигурка человечка)
С ветром, солнцем подружился,
Чтоб дышалось хорошо (рисуется на лице человечка румянец)
Приучал себя к порядку:
Рано утром он вставал,
Бодро делал всю зарядку,
Душ холодный принимал (солнышко над головой)
Он к зубным врачам, представьте, Не боясь совсем, пришел.
Он ведь чистил зубы пастой,
Чистил зубы порошком (улыбка)
Человечек за обедом
Черный хлеб и кашу ел.
Вовсе не был привередой,
Не худел и не толстел (курточка)
Спать ложился в 8.30.
Очень быстро засыпал.
С интересом шел учиться
И пятерки получал (аккуратная чёлочка и «5» в руке)
Каждый день он бегал, прыгал,
Много плавал, в мяч играл (мяч)
Набирал для жизни силы,
И не ныл, и не хворал.
Конкурс «Азбука здоровья».
Нужно на каждую букву слова «здоровье» придумать и записать слова, которые имеют отношение к здоровью, здоровому образу жизни. За каждое правильно подобранное слово команда получает один балл.
З — здоровье, зарядка, зелень, закалка, зелёнка
Д — диета, душ, диетолог, движение, деревья, доктор
О – отдых, обруч, осанка, Олимпиада
Р — режим, расческа, ракетка, рюкзачок, ролики, радость, растения, ряженка
В — вода, витамины, врач, воздух, велосипед
Далее на доске обозначается «Маршрут здоровья» со станциями «отправочный пункт Режим — всему голова», «станция СПОРТляндия», «Столовая здоровяка», «остановка ПРИВЫЧКИно» и конечный пункт — «ЗДОРОВЬЕ».
Пункт отправочный «Режим — всему голова!»
Беседа «Режим и здоровый образ жизни»
Чтобы быть здоровым, необходимо соблюдать режим дня. Режим – это распорядок дел в течение дня. При составлении режима дня необходимо, чтобы учеба, работа сменялась отдыхом, не менее двух часов в день вы проводили на свежем воздухе, не менее трех раз в день кушали (желательно в одно и то же время, спали 8-9 часов, просыпались и ложились спать в одно и тоже время. Режим дня – это один из наших помощников в сохранении здоровья Неправильный распорядок дня вызывает различные нарушения: утомление, нарушение сна, раздражение, обострение хронических заболеваний.
Еще одним помощником, компонентом здоровья является личная гигиена. Личная гигиена – это те действия, которые мы выполняем, чтобы поддержать наше тела в чистоте, быть здоровым.
У каждого человека некоторые вещи должны быть личными, то есть пользоваться ими должен только он, другими же предметами могут пользоваться все члены семьи.
Конкурс «Слагаемые здоровья»
Командам выдаются карточки с изображениями людей, занятых различными видами деятельности в течение суток. Детям нужно распределить их в той последовательности, которая, по их мнению, должна составлять правильный режим дня. За верный ответ команда получает 10 баллов.
Станция СПОРТляндия»
Беседа «Спорт и активный образ жизни».
Сохранению и укреплению здоровья человека способствует высокая двигательная активность, достаточная физическая нагрузка и закаливание.
30 минут умеренной физической активности в день поддерживает и улучшает наше здоровье.
По мнению ученых, ежедневные физические упражнения замедляют старение организма и прибавляют в среднем 6-9 лет жизни!
Кто смотрит на вещи уныло и хмуро,
Пусть примет наш добрый совет:
Получше, надежней дружить с физкультурой!
В ней юности вечный секрет!
Конкурс пантомимы «Аукцион спортсменов» (10 минут).
Представители команд по очереди выходят, им предлагается карточка с изображением спортсмена (или же какого-либо вида активной деятельности, которое они должны с помощью жестов и мимики показать. Команде требуется отгадать задание. У каждой команды по 3 попытки. Правильный ответ оценивается в 3 балла, неточный или со второй попытки – в 2 балла, с третьей – в 1 балл. В случае, если команда не знает ответа, право ответа переходит к конкурентам.
«Столовая здоровяка»
Беседа «Здоровое питание»
Правильное питание снижает усталость, улучшает самочувствие, уменьшает раздражительность и возбужденность. Из пищи организм получает строительный материал. Список строительных материалов очень длинный. Это белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества. Поэтому пища должна быть разнообразной. Особенно это важно для растущего организма, который требует много самого разнообразного строительного материала. Нельзя питаться по принципу “нравится – не нравится”.
Конкурс «Кушать подано!”.
Каждой команде выдаётся набор муляжей продуктов, дети должны определить лишние (или даже вредные) продукты питания, аргументировать свой выбор. За каждый правильный ответ команда получает по 5 баллов.
Беседа «Привычки: полезные и опасные»
Привычка – это поведение, образ действий, ставшее обычными, постоянными. Недаром ведь есть такая пословица: “Посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу.
Курение – вредная привычка, отвратительная для взора. Мерзкая для обоняния, вредная для мозга и опасна для легких. Организм человека при курении отравляется постепенно. Ученые доказали, что табак содержит около 400 вредных веществ, а самым вредным из них является никотин.
Почему люди начинают курить? Во-первых, из любопытства. Во-вторых, подражают взрослым. В-третьих, курящие принуждают.
Привычка так прочно вошла в быт, что приобрела вид необходимой жизненной потребности.
Табак содержит губительные для организма человека вещества. Таких веществ около 400, самый вредный – никотин.
Никотин – яд, который поражает нервную систему, пищеварение, дыхательную и сердечно-сосудистую системы.
Курящие подростки отстают от своих сверстников в физическом развитии. У них замедляется рост, плохо развивается грудная клетка и мускулатура. Они страдают от головной боли, быстро утомляются, ухудшается память и внимание.
Алкоголь – яд. Он вызывает заболевание органов желудка и других органов. Проникнув в организм, алкоголь ведёт “вредительскую деятельность”. Когда он проникает в нервную систему, он замедляет реакцию, управляет нашим поведением, настроением. Употребление детьми небольших доз алкоголя ухудшает память, дети не могут выучить даже небольшие стихотворения, рассказать прочитанное.
Алкоголь поражает не только нервную систему, но и сердце. Сердце нуждается в постоянном притоке питательных веществ и кислорода, а алкоголь препятствует ему, поэтому сердце может остановиться, и наступает смерть.
Другим важным органом, работе которого мешает алкоголь, являются легкие. Они работают всю жизнь не останавливаясь. Алкоголь повреждает ткань легких, делая её уязвимой для микробов, которые вызывают легочные заболевания.
Алкоголь вредно действует на кровь. В крови содержатся красные кровяные шарики и тельца, которые борются и уничтожают микробы. Алкоголь их убивает и нарушается работа всего организма.
Наркотики – это химические вещества, которые изменяют сознание человека (чувства, ощущение, мысли, настроение и поведение) вызывают психическую и физиологическую зависимость.
Наркомания – смертельное заболевание, при котором хроническое влечение к наркотику настолько сильно, что без лечения прекратить употреблять невозможно. Организм настолько сильно привыкает к наркотику, что с каждым разом требуется все больше количество наркотического вещества. В ответ на прекращение приема наркотиков у наркоманов проявляется: судороги, рвота, понос, лихорадочный озноб, усиленное потоотделение.
Каждый из нас при рождении получает замечательный подарок-здоровье. Поэтому привычка сохранять здоровье-это залог нормальной жизни для человека. А сформироваться эта привычка сможет только тогда, когда сам человек будет постоянно и регулярно заниматься тем, что приносит ему пользу. Не приобретайте вредных привычек, но если они у вас уже есть, то соберите все свои силы и волю и расстаньтесь с ними.
Конкурс “Цветок привычек ”
Каждая команда по очереди называет одну полезную привычку, помогающую укреплять и сохранять здоровье. За правильно названную привычку команда получает один лепесток цветка. Таким образом, побеждает та команда, чей цветочек оказывается пышнее.
Подведение итогов игры, подсчёт баллов. Для обобщения и закрепления полученных знаний детям всем вместе предлагается сыграть в последнюю игру.
Новогодние поделки Ю. Настя 4,6 лет; «Домик Деда Мороза» МБДОУ №15 «Дюймовочка» комбинированного вида г. Старый Оскол Белгородской обл. Ш. Лиза 4,6 лет «Сладкая.
Проект «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!» Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдешь до самой старости. Так гласит народная мудрость. Вид проекта: информационно.
Источник
Консультация «Маршруты здоровья и закалки»
Наталья Бегеева
Консультация «Маршруты здоровья и закалки»
Для повышения защитных сил организма детей используют закаливание, Большинство родителей имеют смутное представление о закаливании и практически ничего не делают для повышения защитных сил организма к действию неблагоприятных метеорологических факторов. Более того из-за боязни простуды, начинают заниматься пассивной защитой в виде укутывания, боязни открытых окон, проветривания помещений. Это не дает возможности для тренировки и совершенствования системы терморегуляции, что приводит к возникновению частых простудных заболеваний. Основные факторы закаливания — природные и доступные “Солнце. Воздух и Вода”.
Основные эффекты закаливающих процедур:
— укрепление нервной системы;
— развитие мышц и костей;
— улучшение работы внутренних органов;
— активизация обмена веществ;
— невосприимчивость к действию болезнетворных факторов.
Средства закаливания просты и доступны. Главное отбросить многие укоренившиеся предрассудки бабушек и родителей.
Основные принципы закаливания:
проводить закаливающие процедуры систематически;
увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно;
учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры;
начинать закаливание в любом возрасте; лучше в весеннее время;
никогда не выполнять процедуры, если ребенок замерз, то есть не допускать переохлаждения ребенка;
избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце;
правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов;
закаливаться всей семьей;
закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем;
в помещении, где находится ребенок, никогда не курить.
Рассмотрим немного подробнее Прогулку, как одну из методов закаливания.
Прогулка – один из способов закаливания воздухом. Это эффективное средство укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей. При систематическом воздействии солнца и воздуха повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям (холод, дождь, жара и др.).
Свежий воздух в сочетании с активными физическими упражнениями и играми влияет на организм особенно благотворно. Организуя прогулку на свежем воздухе, мы создаём условия для активной деятельности детей.Содержание игр и физических упражнений на прогулке для детей должно предусматривать:
1. Использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц, упражнений требующих высокой координации движений;
2. Соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям;
3. Применение разных способов организации дошкольников;
4. Рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;
5. Создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и морально-волевых проявлений детей;
6. Активизацию детской самостоятельности;
7. Стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Активные движения повышают устойчивость организма человека к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма. Взрослые помогают ребёнку полюбить прекрасный мир движений, испытать радость от достигнутых усилий при овладении каким-либо из них – промчаться на лыжах, коньках, научиться свободно владеть мячом и т. п. Формируя положительное отношение к физическим упражнениям, мы помогаем детям увереннее их выполнять, развиваем способность преодолевать возникающие препятствия, прикладывая для этого необходимые волевые усилия.
У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Поэтому необходимо заинтересовать ребёнка красивым ярким обручем, мячом, разноцветными скакалками. Малоактивных детей стараемся привлекать в весёлые игры, помогаем проявить имеющиеся у них способности.
Обязательно для прогулки планируем не только подвижные, но и спортивные игры (хоккей, футбол, баскетбол, бадминтон, городки, а также спортивные упражнения (катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах, катание на велосипеде, самокате).
При проведении прогулки учитываем,какие занятия предшествовали: если они носили подвижный характер, то прогулку начинаем с наблюдения, но если на занятиях дети были ограничены в движения, то в начале прогулки организовываем подвижную или спортивную игру.
Ежедневно на прогулке проводим подвижные игры, подобранные на основе программных требований, соответствующие возрасту детей. В них дети выполняют разные беговые и прыжковые упражнения, благотворно влияющие на их здоровье и общее развитие. Старшие дети особенно любят игры с бегом,метанием: «Охотники и утки», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Ловишки с мячом» и др., а малыши — «Птичка и птенчики», «Кот и мыши», «Солнышко и дождик» и др. Умение легко и быстро бегать помогает ребёнку успешно участвовать в подвижных играх, эстафетах,спортивных упражнениях: «Кто быстрее?», «Не опоздай», «Перемена мест».
Особое внимание уделяем пешим прогулкам за пределы участка. Такие прогулки не только познавательны, но и решают задачи физического воспитания. Основное движение в пешей прогулке – ходьба. Быстрая и достаточно длительная ходьба относится к эффективным оздоровительным упражнениям циклического характера, она способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, развитию выносливости, тренирует дыхательную и сердечно — сосудистую системы [1]. Природа создаёт такое многообразие движений, что одни и те же движения могут быть выполнены в огромном количестве вариантов. Например,во время экскурсии в лес: ходьба и бег по извилистой тропинке, между деревьями, по мху, с горки – на горку, под низко опущенными ветками деревьев; наклоны при сборе ягод, природного материала, метание шишек вдаль, вверх, в цель; перепрыгивание через канавку или камень, пройти по узкому мостику и т. д. В природных условиях двигательные возможности детей значительно расширяются, обогащается их двигательный опыт. Использование естественных препятствий помогает нам воспитывать в детях самостоятельность, смелость, находчивость, взаимопомощь.
Во время проведения прогулки к реке, дети наблюдают за сезонными изменениями природы, за птицами, деревьями. Также они могут поупражняться в метании мелких камней в речку. Мы обучаем детей правилам безопасного поведения, умению справляться с редко встречающимися трудностями, что снижает вероятность получения ими травм в повседневной жизни. Также дети учатся организованности, воспитывается чувство товарищества, взаимовыручки при ходьбе парами. На начальном этапе малыши идут на прогулку, держась за верёвочку, затем ставим малыша в пару со старшим ребёнком. Длительность прогулки постепенно увеличиваем.В старшей группе пешая прогулка проводится в 2 перехода: 30-40 мин. — движение в одну сторону, затем привал, во время которого проводим игры, наблюдения. Со старшими детьми – это прогулки к реке, в лес, по улицам посёлка, с малышами мы ходим в парк, находящийся недалеко от детского сада. Форма организации детей зависит от того,где проходит прогулка: по улицам посёлка, у реки – дети идут парами; в парке, в лесу, на школьном стадионе у детей появляется возможность двигаться свободно. Если в начале года мы видим, что детям трудно преодолеть даже короткую дистанцию, то к концу года дети легко преодолевают путь, выглядят бодро.
Хорошее оздоровительное действие на детей оказывают также лыжные прогулки. Обучаем их ходьбе на лыжах скользящим шагом, разворотам, подъёму на горку «лесенкой» и спуску с горки в основной стойке. Совместно с родителями наших воспитанников организуем воскресные походы на лыжах в лес, проводим игры-соревнования.
У детей и родителей появляется возможность полюбоваться зимним пейзажем, подышать морозным воздухом, а элементы соревнований побуждают детей к большей активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстрота, ловкость, выдержка, самостоятельность, настойчивость).
Повышению двигательной активности на прогулке способствует также проведение спортивных праздников, досугов, развлечений, которые проводим не только на участке детского сада,но и на природе: «День рождения берёзки», «Здравствуй, лето!», «Весёлые старты» и др.
Таким образом, прогулка – наиболее доступное средство закаливания и повышения двигательной активности детей в любое время года. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетать их с физическими упражнениями. Польза от совершаемых детьми движений неизмеримо выше, если они выполняют их охотно и радостно. При эмоционально окрашенных упражнениях и играх проявляется более высокая работоспособность, активность, стремление к дальнейшему овладению двигательными действиями. Для прогулки следует предусматривать разнообразие движений, обновлять упражнения и игры, поддерживая этим заинтересованность детей и их активное стремление к подвижной деятельности.
Источник