X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Цель и смысл социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ – это содействие в полноценном развитии и самореализации детей, имеющих те или иные нарушения, помощь в освоении ими общеобразовательной программы. Обретение важнейших социальных навыков с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся в познавательном, физическом, эмоциональном развитии.
Социально – педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями в здоровья, призвано решать ряд задач, таких как:
— создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ;
— обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
— построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;
— интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;
— обеспечение содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;
— координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;
— повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности [1, с 259].
Для решения задач социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья выделены следующие направления [1, с 280]:
Критерием эффективности социально-педагогического сопровождения ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ является нахождение ребенка в индивидуально-адаптивной зоне уровня образовательных воздействий и динамического контроля изменения показателей адаптации.
Следует отметить, что сопровождение как профессиональная деятельность социального педагога в условиях общеобразовательной школы неоднородно. Выделяют две формы сопровождения, которые в идеале представляют собой согласованные процессы: индивидуальное сопровождение, ориентированное на решение проблем конкретного человека, а также системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной для самого ребенка, и для его социальной ситуации в целом.
Социально-педагогическое сопровождение осуществляется на нескольких взаимосвязанных уровнях. Наиболее общий из них – макроуровень социально-педагогического сопровождения – заключается в создании условий для улучшения правового и социального положения сопровождаемых в обществе. Мезоуровень предполагает оказание социально-педагогической помощи через работу с участниками социально-педагогической ситуации развития сопровождаемого; при этом основная цель – создать условия для успешной жизненной адаптации сопровождаемого посредством изменения отношения к нему со стороны ближайшего окружения. На микроуровне сопровождение ориентировано на решение конкретной проблемы сопровождаемого, причем в фокус работы попадает преимущественно он сам. Только при условии наличия определенного жизненного опыта каждый ребенок с ОВЗ сможет вполне осознать свои проблемы, приняв жизненные обстоятельства такими, какие они есть, т.е. формировать ответственность за себя [3].
Можно отметить, что социально-педагогическая деятельность по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе имеет свои особенности и отличия от других видов сопровождения. Педагогическое сопровождение ориентировано, прежде всего, на создание условий для успешного освоения воспитанником избранного воспитательно-образовательного маршрута, социальное – на решение вопросов бытового и правового порядка, психологическое – на преодоление или профилактику последствий психических травм, реальных или потенциальных.
Социально-педагогическое сопровождение предусматривает создание условий для профилактики возможных трудностей в процессе социализации сопровождаемого на основе его личностных ресурсов и личностной идентичности. При этом виде сопровождения акцентируется субъектность сопровождаемого, за которым признается потенциал личностного и социального развития, упор делается на превентивные меры и переориентацию негативных переживаний на позитивные при восприятии собственного «Я» в содержании индивидуального маршрута сопровождаемого.
Таким образом, социально-педагогического сопровождение имеет определенную специфику и призвано решать ряд определенных задач, в результате решения которых ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и общества. Социально-педагогическое сопровождение охватывает все перечисленные проблемные поля, интегрирует педагогическую, психологическую и социальную работу и, таким образом, является ярким примером реализации комплексного подхода к организации системы сопровождения.
Литература
Мардахаев, Л.В., Орлова Е.А. Специальная педагогика. Учебное пособие [Текст] / Л. В. Мардахаев, Е.А. Орлова – Москва.: Юрайт,2014. – 447 с.
Источник
Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
специалист в области арт-терапии
Педагогические чтения, посвященные памяти О.Н. Мамченкова
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Векшина Виктория Сергеевна,
МБОУ «Елизовская средняя школа им. О.Н. Мамченкова»,
Елизовского муниципального района Камчатского края
Аннотация Содержание работы раскрывает возможности социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социуме. Одним из эффективных подходов к социально-педагогическому сопровождению учащихся является создание в образовательном учреждении условий и средств, позволяющих обеспечивать их успешную социализацию и интеграцию в обществе.
Введение (актуальность сопровождения, гипотеза)..……………………………. 2
Основные документы, регламентирующие деятельность социального педагога………………………………………………………………………………. 2
Понятие сопровождения и категории детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………………………………………………………… 3
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья…………….. 8
«Ребенок с дефектом не есть
непременно дефективный ребенок»
Социально – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, что в основе – ограничения или возможности?
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях детей с ограниченными возможностями здоровья привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.
В этих условиях общеобразовательное учреждение должно быть адаптивным к потребностям и возможностям особой части своего контингента – детям с ограниченными возможностями здоровья.
В сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВ3) детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Только поместив ребёнка в среду его сверстников можно научить общаться в социуме. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние.
Помощь детям с ОВ3 требует и социально-педагогической поддержки их семей. Современное образование остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения учащихся.
Сопровождение осуществляется следующими специалистами: социальные педагоги, дефектологи, логопеды, педагоги-психологи, тьютеры и педагоги.
Сегодня мы поговорим о социально-педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Социально – педагогическое сопровождение ребенка (группы детей) с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе определяется как «целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психического развития ребенка ОВЗ в школьной среде».
Гипотеза: если создать обстановку психологического комфорта и безопасности личности ребенка в быту и досуговой деятельности, а так же создать наиболее благоприятные условия развития с учетом индивидуальных возможностей, способностей и особенностей ребенка, то возможна его успешная адаптация в социуме.
Основные документы, регламентирующие деятельность социального педагога.
В Декларации о правах инвалидов (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 09.12.1975) говорится, что словом «инвалид» обозначается любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной, личной и (или) социальной жизни в силу недостатка врожденных или приобретенных физических и (или) психических умственных способностей. Инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в Декларации. Эти права должны быть признаны за всеми инвалидами без каких-либо исключений и различий, дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо оттого, относится ли это к самому инвалиду или к его семье. Но, не каждый ребенок, имеющий статус ребёнок-инвалид, относится к категории детей с ОВЗ. И, каждый ребёнок, имеющий статус ребенка с задержкой психического развития, относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья.
Центр мироздания – это человек; смысл права вообще, и конституционного в первую очередь, — это гарантии и защита прав и свобод личности. В Конституции Российской Федерации, ст. 43 говорится:
Каждый имеет право на образование.
Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Кроме того, Закон Российской Федерации «Об образовании» гласит: «Право граждан на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации».
Согласно «Словарю русского языка», сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, под социально-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка.
Группа детей с ОВЗ обучающаяся в нашей школе, неоднородна. В неё входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
В законе об Образовании РФ «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующее получению образования без создания специальных условий».
Единой общепринятой классификации детей с ОВЗ не существует: в разных источниках можно найти как развёрнутые, так и предельно обобщенные попытки сгруппировать детей с ОВЗ.
Дети с ОВЗ, нуждающиеся в сопровождении, могут иметь разную степень инвалидности, которая определяется учреждениями медико-социальной экспертизы (медицинская и одновременно юридическая процедура). В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу в возрасте до 18 лет, признанному инвалидом, присваивается категория «ребёнок-инвалид». Ребёнок с ОВЗ может не иметь инвалидности, но испытывать трудности в обучении в связи с отклонениями в состоянии здоровья и развития. Основанием для установления дополнительных гарантий в области образования должна быть не инвалидность, а необходимость в специальных условиях.
Цель – обеспечить непрерывность индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся.
своевременное выявление детей с трудностями в обучении, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и формирования здорового образа жизни;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Вышесказанное позволяет полагать, что для включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс, необходим индивидуальный подход, а обучение должно быть организовано так, чтобы появилась возможность удовлетворять потребности каждого ребенка.
На учебный год составляю план работы по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья, в котором отражаю основные направления своей работы. ( Приложение 1 ).
Если проследить статистику с 2015 года (п риложение 2) , то количество детей с ослабленным здоровьем каждый год становится меньше. Детей-инвалидов приблизительно одинаковое количество, а вот детей с ОВЗ в 17-18 уч. году было больше, всего. В этом учебном году (19-20 уч.год), в школе обучается (на 01.10.2019) 936 учеников, из них к I группе здоровья относится 847 обучающихся, что составляет 91%, ко II и III группе здоровья относится 69 учеников, это 7,37%, детей – инвалидов 13 человек, это 1,39% и детей с ограниченными возможностями здоровья – 9 человек, это 0,96% от общего количества обучающихся в нашей школе. (Приложение 3).
Важная сфера деятельности социального педагога – помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации в школьном сообществе, в микросоциальной среде школы. Помощь детям с ОВ3 требует и социально-педагогической поддержки их семей.
Процесс организованного сотрудничества социального педагога с семьёй включает в себя:
изучение и описание обращений родителей или педагогов за помощью;
определение общих проблем семьи и её особенностей, отличий от других;
изучение социально-экономического аспекта жизнедеятельности семьи (размер семьи, состав семьи, уровень образования родителей, социальный статус семьи)
обследование условий, где проживает семья;
изучение социально-психологического аспекта образа жизни семьи: поведенческий, эмоциональный и когнитивный компоненты;
определение внутренних ресурсов семьи: наблюдение форм ответных реакций родителей при общении со специалистами и педагогами (молчат, рассказывают, ссорятся, ведут себя агрессивно, не доверяют и т.д.);
определение внешних ресурсов семьи: изучение социального окружения семьи, наличие помощи семье от государственных и общественных организаций кто уже помогал данной семье и помогает в настоящее время;
Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в значительной степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от участия родителей в его физическом и нравственном развитии, правильности педагогических воздействий. Семья, воспитывающая ребенка с ОВ3, переживает стресс, который может приводить к депрессии одного или обоих супругов, что неизбежно отражается на внутрисемейных отношениях. Частые конфликты, враждебно-равнодушная атмосфера, складывающаяся дома, — все это отрицательно сказывается на развитии ребенка. Социальный педагог, классные руководители призваны решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием этой категории людей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации. Педагогам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.
Социально-педагогическое сопровождение предполагает различные формы работы с учениками и их родителями в рамках школьного пространства:
специально организованные занятия;
нерегламентированные виды деятельности детей;
организацию свободного времени в течение дня;
родительский всеобуч (консультации, индивидуальные и групповые беседы, тренинги, родительские собрания).
Таким образом, на основе данных социально-педагогической и социально-психологической диагностики выявляются потребности ребенка и его семьи в сфере социальной поддержки, социокультурного развития, определяются направления помощи в адаптации ребенка в процессе школьного обучения.
Обязательными направлениями для организации социально-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются:
1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление психолого-педагогических особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятий и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития.
Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально- психологической карты семьи).
2. Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.
Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).
Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.
Психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.
Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми («Праздник семьи», «Новый год», «8 марта», «Дни рождения», «День матери», «Осенний праздник»).
Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
4. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Такая работа является трудоемкой, но дает полную картину динамики и результатов психолого-педагогической коррекции.
Содержание сопровождения разрабатывается на основе принципов:
гуманистической направленности (отношение педагога к детям и подросткам, как к ответственным субъектам собственного развития;
стратегия взаимодействия, основанная на субъект-субъектных отношениях);
природосообразности (воспитание детей сообразно их полу, возрасту, ограниченным возможностям здоровья);
формирование ответственности за развитие самих себя, за последствия своих действий и поведения);
культуросообразности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях);
эффективности социального взаимодействия (расширение сфер общения; формирование социально-бытовых умений и навыков);
сотрудничества с родителями .
Сопровождение социальным педагогом детей с ограниченными возможностями здоровья, призвано решать ряд задач, таких как:
создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ;
обеспечение индивидуального психолого-педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;
интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;
обеспечение содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;
координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;
повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.
Для решения задач сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья выделены следующие направления:
Критерием эффективности сопровождения социальным педагогом ребенка с ОВЗ является нахождение ребенка в индивидуально-адаптивной зоне уровня образовательных воздействий и динамического контроля изменения показателей адаптации.
Следует отметить, что сопровождение как профессиональная деятельность социального педагога в условиях образовательной организации неоднородно. Выделяют две формы сопровождения, которые в идеале представляют собой согласованные процессы: индивидуальное сопровождение, ориентированное на решение проблем конкретного человека, а также системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной для самого ребенка, и для его социальной ситуации в целом.
Социально-педагогическое сопровождение осуществляется на нескольких взаимосвязанных уровнях. Наиболее общий из них – макроуровень социально-педагогического сопровождения – заключается в создании условий для улучшения правового и социального положения сопровождаемых в обществе. Мезоуровень предполагает оказание социально-педагогической помощи через работу с участниками социально-педагогической ситуации развития сопровождаемого; при этом основная цель – создать условия для успешной жизненной адаптации сопровождаемого посредством изменения отношения к нему со стороны ближайшего окружения. На микроуровне сопровождение ориентировано на решение конкретной проблемы сопровождаемого, причем в фокус работы попадает преимущественно сам ребёнок. Только при условии наличия определенного жизненного опыта каждый ребенок с ОВЗ сможет вполне осознать свои проблемы, приняв жизненные обстоятельства такими, какие они есть, т.е. формировать ответственность за себя.
Можно отметить, что социально-педагогическая деятельность по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации имеет свои особенности и отличия от других видов сопровождения. Педагогическое сопровождение ориентировано, прежде всего, на создание условий для успешного освоения воспитанником избранного воспитательно-образовательного маршрута, социальное – на решение вопросов бытового и правового порядка, психологическое – на преодоление или профилактику последствий психических травм, реальных или потенциальных.
Социально-педагогическое сопровождение предусматривает создание условий для профилактики возможных трудностей в процессе социализации сопровождаемого на основе его личностных ресурсов и личностной идентичности. При этом виде сопровождения акцентируется субъектность сопровождаемого, за которым признается потенциал личностного и социального развития, упор делается на превентивные меры и переориентацию негативных переживаний на позитивные при восприятии собственного «Я» в содержании индивидуального маршрута сопровождаемого.
Для родителей подготовлена памятка. (Приложение 4).
В школе накоплен определённый опыт в работе с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это и диагностика, и регулярная профилактическая работа, межведомственное взаимодействие. За пятилетнюю практику в школе, количество таких детей с каждым годом незначительно увеличивается.
На каждого своего ученика с ОВЗ я веду «Карту развития». (Приложение 5). В карте развития отображена деятельность всех специалистов школы, которые ведут работу с обучающимся с ОВЗ. Благодаря чему педагоги и специалисты могут отследить динамику развития ребёнка и разработать план дальнейшей коррекционной работы.
Социальный педагог поддерживает тесную связь с классным руководителем ребёнка с ОВЗ, с учителями – предметниками, педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом для успешного обучения и социализации ребёнка. В школе создаются специальные условия для обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся, относящихся к категории детей с ОВЗ, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения.
Дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются по адаптированным основным общеобразовательным программам, а дети-инвалиды в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Так, в нашу школу в 2015 году в 4 классе пришел Максим М.. Родители предоставили заключение ТПМПК, где было прописано, что ребёнок относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. В предыдущей школе ребёнок был на домашнем обучении в течение 4-х лет. Работа в классном коллективе сначала вызывала у мальчика затруднения, т.к. он привык к индивидуальной работе с учителем. На Максима была составлена карта развития, она включает в себя дневник наблюдения (см. приложение 4), в котором отображена вся работа узких специалистов, сведения о семье (социальная карта, анкета родителей, краткая характеристика классного руководителя), составлена «дорожная карта» по работе всех звеньев образовательного процесса с этим ребёнком, фиксируются результаты работы, динамика развития, отслеживается успеваемость по четвертям и за год. Главная задача карты развития – отображать состояние и деятельность ребёнка в течение времени пребывания в ОУ: на уроках, групповых и индивидуальных занятиях, на перемене и других мероприятиях. В дневнике отображаются наиболее эффективные формы взаимодействия с ребёнком, реальные достижения и затруднения.
Материалы карты развития могут быть представлены на заседаниях ПМПк ОУ и ТПМПК, предложены для ознакомления родителям. Важно показать родителям объективную картину изменения состояния ребёнка, его достижения и трудности для организации совместной «двусторонней» помощи и поддержки.
С родителями ребёнка проведена консультация по вопросам воспитания, социальной адаптации, внешкольной занятости. Также познакомили родителей с нормативными и правовыми документами, разъяснили отдельные статьи закона «Об образовании в РФ».
Все сведения фиксируются в «Дневнике наблюдения».
Динамика развития за 4 года обучения Максима в общеобразовательной школе при социально-педагогическом сопровождении положительная. Учащийся адаптировался к обучению в классе, усваивает программный материал. Увеличилась степень вовлечённости в учебную деятельность, Максим намного меньше отвлекается на других учеников. Наблюдается динамика в коммуникативной сфере, проявляет социальную инициативу, например, участие в конкурсе поделок.
В подтверждение нашей гипотезы: в перспективе мы видим социально адаптированную личность, самостоятельное нахождение ребёнка в образовательном процессе и жизненном пространстве.
Таким образом, роль социального педагога в сопровождении лиц с ОВЗ имеет определенную специфику и призвано решать ряд определенных задач, в результате решения которых ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и общества.
Социально-педагогическое сопровождение охватывает все перечисленные проблемные поля, интегрирует педагогическую, психологическую и социальную работу и, таким образом, является ярким примером реализации комплексного подхода к организации системы сопровождения.
Педчак Е.П. Федеральные законы об образовании и правах ребёнка с комментариями. – Ростов н/Д.: «Феникс».2002. – 288с.
Конституция Российской Федерации. – М.:Ось-89, 2008. – 48с.
Кудинов О.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2008. – 128с.
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 480с.
Классическая социальная психология / Под общей редакцией Е.И. Рогова – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008 – 416с.
Источник