Арнольд Тойнби
Феномен здоровья можно рассматривать на телесном, психическом, духовном и социальном уровнях. Быть здоровым – значить иметь цели, верить в осуществимость намеченного. Нездоровье и болезнь, напротив, означают, что вы теряете возможность свободно следовать своим целям. Здоровье – это такое состояние, которое можно назвать «возможностью быть самим собой»; это способность и энергия заниматься тем, что нам необходимо, получая при этом удовольствие.
Упование на медицину как на панацею в охране здоровья оказалось тщетным. Главный эффект большинства достижений медицины заключается в том, что люди теперь способны жить дольше со своими болезнями.
Здоровье человека во многом зависит от природно-климатических, генетических, экономических, экологических, социальных и других факторов. Любая культура не может удовлетворить все заложенные в человеке потенциальные возможности и потребности, что является предпосылкой заболевания. Таким образом, патология являются своеобразной расплатой за упущенные возможности в достижении здоровья. Каков же выход?
В последнее время в рамках медицинской психологии развивается новое направление – психология здоровья, возникшее на стыке психологии и валеологии, т.е. науки о здоровье. Объектом психологии здоровья является «здоровая» личность. Цель психологии здоровья выходит за пределы только сохранения здоровья: здесь здоровье рассматривается в качестве оптимальной предпосылки самоосуществления человека на Земле. К частным областям сохранения и развития индивидуального и общественного здоровья относятся:
1) профилактическая наркология;
2) психосоматическая медицина;
3) семейное здоровье;
4) обучение здоровью.
Как самостоятельное научное направление психология здоровья начала формироваться за рубежом. В 1958 г. М. Ягода (р. 1907) выдвигает шесть критериев психического здоровья: 1) позитивная установка по отношению к собственной личности; 2) духовный рост и самореализация; 3) интегрированная личность; 4) автономия, самодостаточность; 5) адекватность восприятия реальности; 6) компетентность в преодолении требований окружающего мира (цит. по: Перре М., Бауманн У. Клиническая психология. СПб., 2002. С. 56). В 1978 г. в Американской психологической ассоциации вводится отделение психологии здоровья. Собственно содержание психологии здоровья было впервые сформулировано Ж. Матараззо в 1980 г. на основе психосоматической и поведенческой медицины. В 1977–1980 гг. А. Ангьял (1902-1960) предложил биопсихосоциальную модель, в рамках которой болезнь и здоровье рассматривались следующим образом: человек – сложная, многозначная система → лечение должно быть целостным → отношения между человеком и внешним миром активны → человек способен к самоконтролю, самореализации и самоуправлению. Несовершенство в реализации этих функций благоприятствует развитию стресса, усугубляет его переживание и в конечном счете ведет к возникновению различного рода заболеваний. Здоровье людей в очень большой, если не в определяющей мере, зависит от них самих. Соответственно и факторы риска для здоровья человека находятся в нем самом.
К началу 1990-х гг. в США действует уже более 5 тыс. программ по охране психического здоровья, в Великобритании принят документ «Здоровье нации», а в Европе – программа «Здоровье для всех». Увеличивается количество центров психического здоровья. Группы оказания самопомощи в укреплении собственного здоровья распространяются по всему западному миру.
В нашей стране психология здоровья еще только проходит начальную стадию своего становления. Вместе с тем в отечественной медицине существуют традиции, связанные с активной социальной профилактикой и ориентацией на личность и ее здоровье. Во второй половине ХХ в. в России стали формироваться специальные направления, всецело сосредоточенные на концепции здоровья: санология и валеология. Как наука о здоровье санология включает в себя теорию и практику измерения, охраны, укрепления и восстановления здоровья 1 . В рамках данного направления предполагалось формирование действенного общественного идеала, в соответствии с которым здоровье есть высшая ценность, а здоровый образ жизни – естественная форма поведения субъекта. Термин «валеология» (от лат. valeo – здравствовать, быть здоровым) предложен в 1980 г. 2 Эта научная дисциплина должна была носить интегративный (комплексный) характер, формируясь на стыке экологии, биологии, медицины, психологии, педагогики и других наук 3 .
[1] Подробнее см.: Войтенко В. П. Здоровье – здоровых. Введение в санологию. Киев, 1991.
2 См.: Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье. М., 1990.
3 См., например: Апанасенко Г. А., Попова Л.А. Медицинская валеология. М., 2000; Колбанов В. В. Валеология. Основныые понятия, термины, определения. СПб., 1998; Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденция развития. СПб, 1995.
В 1991 г. в журнале «Вестник ЛГУ» была опубликована статья «Психология здоровья»; ее авторы сформулировали основные задачи данного направления психологической науки 1 . В 1996–2002 гг. публикуются работы, раскрывающие критерии оценки и самооценки физического, психического и социального здоровья 2 . В 1998 г. выходит в свет первое отечественное учебное пособие по психологии здоровья 3 , а годом спустя — монография под названием «Социальная психология здоровья» 4 . В 2000 г. публикуется коллективная монография Санкт-Петербургского университета «Психология здоровья» и проходит первая конференция, посвященная вопросам психического здоровья.
[1] Водопьянова И. Е., Ходырева И. В. Психология здоровья // Вестник ЛГУ. Серия 6. 1991. Вып. 4.
2 См., например: Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб. 2002.
3 Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья : учеб. пособие. СПб., 1998.
4 Гурвич И. Н. Социальная психология здоровья. СПб., 1999.
Таким образом, к настоящему времени медицинская психология и психотерапия накопили достаточно теоретических представлений о сущности человека, дающих возможность использовать их в решении задач адаптации личности к требованиям жизненной среды, повышения качества жизни, создания условий для индивидуального развития.
Источник
Методы организации исследований в медицинской психологии: анализ единичных случаев, корреляционное исследование, экспериментальное исследование.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.Медицинская психология как наука, изучающая психологические факторы, связанные с возникновением, лечением и профилактикой заболеваний, разделы медицинской психологии, этические аспекты деятельности медицинского психолога, нормативные документы Республики Беларусь, регламентирующие работу психологов, основные направления работы психолога в клинике.
2.Методы организации исследований в медицинской психологии: анализ единичных случаев, корреляционное исследование, экспериментальное исследование.
3.Психическое здоровье и психическая норма, психическое и психологическое здоровье, критерии психического здоровья (М. Ягода), уровни психического здоровья по Б.С. Братусю: личностный, индивидуально-психологический, психофизиологический.
4.Психические расстройства как следствие нарушений в работе головного мозга, различные биологические факторы в развитии психических болезней: генетические, биохимические, нейрофизиологические.
5.Теория стресса как вариант биологического подхода в медицинской психологии, стресс как фактор развития психических болезней, физиологические, когнитивные, эмоциональные и поведенческие составляющие реакции стресса.
6.Понятие совладающего поведения (копинга), виды копинг-стратегий.
7.Понятие о психической патологии и механизмах ее развития в классическом и современном психоанализе (психоанализ З.Фрейда, психология самости (Х. Когут), эго-психология (А. Фрейд, Д. Раппапорт), психология объектных отношений (М. Балинт, Р. Спиц, М. Кляйн)).
8.Психоаналитический диагноз и уровни развития личности, методы психоаналитической терапии: анализ переноса, свободные ассоциации, интерпретация сновидений.
9.Модель психической патологии в рамках поведенческого подхода, объяснение психических расстройств с позиций классического и оперантного научения.
10.Социально-когнитивная теория (Дж. Роттер, А. Бандура): научение по моделям, воспринимаемый контроль, самоэффективность, общие принципы и методы поведенческой терапии, система поведенческой психотерапии Дж. Вольпе.
11.Модель психической патологии в когнитивном подходе, модель возникновения психического расстройства по А. Беку: когнитивное содержание, когнитивные процессы, когнитивные элементы
12.Рационально-эмотивная терапия (А. Эллис), когнитивная терапия (А. Бек), принципы и методы когнитивной психотерапии.
13.Когнитивно-бихевиоральная психотерапия.
14.Модель психической патологии в экзистенциально-гуманистиче-ском подходе, основные экзистенциальные проблемы и их проявление при психических расстройствах.
15.Факторы возникновения невротических расстройств по К. Роджерсу, принципы и методы экзистенциальной психотерапии (Л. Бинсвангер, И. Ялом, Р. Мэй).
16.Социальные и культуральные факторы в развитии психической патологии.
17.Работы Р. Лэнга и движение антипсихиатрии, критическая психиатрия (Д. Инглби, Т. Шаш), теория «навешивания ярлыков» и проблема стигматизации психически больных (И. Гоффман).
18.Развитие медицинской психологии в дореволюционной России, в СССР, развитие медицинской психологии в Республике Беларусь.
19.Предмет патопсихологии.
20.Нарушения сознания, умственной работоспособности, памяти, восприятия, мышления, личности.
21.Отличие психологического диагноза от медицинского.
22.Виды патопсихологических синдромов (по В.М. Блейхеру).
23.Правила составления заключений по данным патопсихологического исследования.
24.Структура патопсихологического синдрома при эпилепсии (нарушение динамики психических процессов, нарушение познавательных процессов, личностные нарушения), при болезнях Альцгеймера, Пика, Паркинсон, нарушения сознания и внимания в острых и отдаленных последствиях черепно-мозговой травмы (далее – ЧМТ, при сосудистых поражениях мозга, деменции, и задачи патопсихологической диагностики при них.. .
25.Систематика тревожных расстройств: паническое, фобическое, генерализованное тревожное, обсессивно-компульсивное, посттравматическое стрессовое и соматоформное расстройства, концепции тревожных расстройств в различных теоретических подходах, психотерапия больных с тревожными расстройствами.
26.Диссоциативныерасстройста, их психотерапия.
27.Общая характеристика синдрома депрессии, разновидности де-прессивных синдромов, психологические теории депрессии, основные подходы к психотерапии больных с депрессией.
28.Нарушения психической деятельности при маниакальных состоя-ниях, особенности динамики психических процессов, эмоционально-волевой и когнитивной сферы у маниакальных больных.
29.Современные подходы к определению и классификации рас-стройств личности, виды личностных расстройств, патопсихологическая диагностика и психологическая помощь при расстройствах личности.
30.Структура и разновидности шизофренического синдрома, патопсихологическое исследование при шизофрении.
Медицинская психология как наука, изучающая психологические факторы, связанные с возникновением, лечением и профилактикой заболеваний, разделы медицинской психологии, этические аспекты деятельности медицинского психолога, нормативные документы Республики Беларусь, регламентирующие работу психологов, основные направления работы психолога в клинике.
Медицинская психология – самостоятельная дисциплина, изучающая психологические проблемы у больных людей на всех этапах формирования болезни и в разных условиях пользования медицинской помощью.
Предмет медицинской психологии: психические особенности пациента, их влияние на возникновение, течение и исход соматических заболеваний, взаимоотношения пациента и медицинского работника в различных условиях – при посещении на дому, в амбулатории клинике.
В медицинскую психологию входят следующие разделы:
1) экстремальная психология (кризисная) — отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных) условиях существования.
2) психофармакология – комплексный раздел теоретической и клинической медицины, занимающийся созданием и изучением механизмов действия и клинической эффективности психотропных средств.
3) психогигиена — прикладное направление психологии здоровья, в котором разрабатываются и применяются мероприятия, направленные на сохранение, поддержание и укрепление психического здоровья людей.
4) трудотерапия— область медицинской практики, пограничная между психиатрией, клинической психологией и психологией труда, центральной задачей которой является адаптация психически больного к социуму посредством его включения в активную трудовую деятельность, моделируемую в стационаре или на производстве.
5) психология мед.труда – больной воздействует на работников (в плане психики).
6) профессиологиямед.психология – медицинская психология изучает сама себя.
7) патопсихология— практическая отрасль клинической психологии, «изучающая расстройства психических процессов и состояний психологическими методами, осуществляя анализ патологических изменений «на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме».
8) нейропсихология – раздел психологии, посвященный изучению мозговых механизмов высших психических функций — на материале наблюдений за локальными поражениями головного мозга.
9) психосоматика— направление в медицине и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.
10) психотерапия—система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека.
Этические аспекты деятельности медицинского психолога:
Медицинский психолог – врач, для которого этика важна как ни для одного другого врача. Ее несоблюдение или частичное соблюдение может привести не только к запрещению врачебной практики, но и к уголовной ответственности.
Деятельность медицинского психолога направлена на достижение гуманитарных и социальных целей: благополучие, здоровье, развитие личности, улучшение качества жизни.
Этические принципы психолога:
1. уважение к личности;
2. чувство ответственности, искренности и честности по отношению клиенту;
3. защита человеческих прав;
4. осмотрительность в применении всех процедур и инструментов;
5. профессиональная компетентность;
6. уверенность и твердость в достижении медицинского результата и его научных основах.
Необходимые качества терапевта по Долларду и Миллеру:
1. Душевная свобода – психолог должен быть менее озабочен, чем пациент;
2. отсутствие в словах психотерапевта страха;
3.эмпатия- осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.
5. позитивное отношение.
Нормативные документы Республики Беларусь, регламентирующие работу психологов:
—Конституция Республики Беларусь 1996 г.
-Закона РБ «Об оказании психологической помощи» (Принят Палатой представителей 4 июня 2010 года, одобрен Советом Республики 15 июня 2010 года).
-Всеобщая декларация прав человека1948 г.
-Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка», 1993 г. (с дополнениями и изменениями 2000 г.);
-Закон Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь» 1991 г.;
-Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;
-Декрет Президента Республики Беларусь от 5 мая 2009 года № 5 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18»;
-Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждений образования Республики Беларусь. Утверждено Постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 42 27 апреля 2006 г.
Традиционно выделяют три вида психологической помощи:
Они представляют собой воздействие на различные стороны личности и имеют разные цели и способы, могут применяться раздельно и в сочетании.
Под психологическим консультированиемподразумевается проведение анализа психического состояния клиента или пациента с использованием различных методов психологической диагностики (интервьюирования, экспериментов и пр.) с предоставлением ему объективных данных и научных интерпретаций их результатов.
Психологическое консультирование должно способствовать:
-разрешению стоящих перед человеком общежитейских проблем,
-формированию новых представлений о различных подходах к решению психологических проблем, вариантах их предотвращения и методах психологической защиты и компенсации,
-расширению его психологической культуры и личностному росту.
Основной целью психологического консультированияявляется формирование личностной позиции, специфического мировоззрения и взгляда на жизнь, формирование иерархии ценностей.
Психологическая коррекциябазируется на консультировании и предполагает целенаправленное психологическое воздействие на клиента или пациента (в случаях диагностики у него каких-либо характерологических девиаций или личностных аномалий) с целью приведения его психического состояния к норме
Основной целью психологической коррекцииявляется выработка и овладение навыками оптимальной для индивида и эффективной для сохранения здоровья психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе.
Психотерапия — это наука о способах словесного (вербального) воздействия врача на психику человека (больного или здорового) и через психику на весь организм в целом с лечебной или профилактической целью.
Психотерапия в узком понимании термина, является видом активного психологического воздействия на пациента, имеющего психопатологические симптомы и синдромы и находящегося в состоянии кризиса, фрустрации, стресса или душевной болезни.
Психическое здоровье и психическая норма, психическое и психологическое здоровье, критерии психического здоровья (М. Ягода), уровни психического здоровья по Б.С. Братусю: личностный, индивидуально-психологический, психофизиологический.
Психическое здоровье – это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества.Психическая норма— стандарт психического здоровья, выбранный в качестве правила для сравнения результатов норма – процесс достижения личностью функционального оптимума и динамического равновесия в реализации целей самосохранения, развития и самореализации.
Выделяют четыре основные группы людей с разными показателями психического здоровья:
1) совершенно здоровые, жалоб нет;
2) легкие функциональные нарушения, о чем свидетельствуют эпизодические жалобы астено-невротического порядка, обусловленные конкретной психотравмирующей ситуацией;
3) люди с доклиническими состояниями и клиническими формами в стадии компенсации;
4) клинические формы заболевания в стадии субкомпенсации.
Психологическое здоровье-предполагает устойчивое, адаптивное функционирование человека на витальном, социальном и экзистенциальном уровнях жизнедеятельности. Ананьев, выделяет следующие черты психологически здоровой личности:• соматическое здоровье; • развитие самоконтроля и усвоение реакций, адекватных различным ситуациям в жизни человека; • умение разводить реальные и идеальные цели, границы между разными подструктурами «я» – я–желающим и я–долженствующим; • умение регулировать свои поступки и поведение в границах социальных норм.
3. уровня психического Здоровья по Братусю :
1) психофизиологический (определяется особенностями нейрофизиологической организации психических процессов). Базовый уровень. Имеется биологическая и нейрофизиологическая база, которая обуславливает возможность функционирования психики.
2) уровень реализации или индивидуально-исполнительный(индивидуально-психологический) (способностью к использованию адекватных способов реализации смысловых устремлений;
3) личностный или личностно-смысловой (наивысший уровень, который определяется качеством смысловых отношений человека, регулирует подчинённые ур-ни). Ответственен за производство смысловых ориентаций определённого общего смысла и назначения своей жизни, отношение к другим людям.
4.Психические расстройства как следствие нарушений в работе головного мозга, различные биологические факторы в развитии психических болезней: генетические, биохимические, нейрофизиологические.
Психическое Расстройство— состояние психики, отличное от нормального или здорового. В клинической психологии — определенная группа симптомов или поведенческих признаков, обычно причиняющих страдание и препятствующих функционированию личности.
Выделяют: органическиепсихич. Расстройства (обусловленные органическими нарушениями), расстройства личности, расстройства поведения, эмоциональные расстройства и др.
Виды психич. Расстройств
1) экзогенные – обусловлены внешними, находящимися вне организма причинами (психозы, алкоголизм, наркомании и токсикомании).
2) экзогенно-органические — психич. нарушения при травмах г.м., психич. Нарушения при опухолях г.м., инфекционно-органические заболевания мозга.
3) эндогенные — заболевания, характеризующиеся развитием органического процесса в мозге, генез кот.в значительной степени обусловлен эндогенными (генетическими) механизмами, вкл. Болезни типа эпилепсии, атрофические процессы, особые формы психозов позднего возраста, сосудистые заболевания и системные наследственные формы патологии г.м. (шизофрения, аффективные заболевания/ психозы)
4) эндогенно-органические (эпилепсия, дегенеративные (атрофические) процессы гм, деменции альцгеймеровского типа, болезнь альцгеймера, болезнь пика, хорея, болезнь паркинсона).
5) состояния, обусловл. Патологией развития (умственная отсталость, задержки психич. Развития, искажения психич. Развития)
6) психосоматич. Расстройства. Психогенные заболевания (реактивные психозы, посттравматический стрессовый синдром)
7) пограничные психические нарушения (невротические расстройства, тревожно-фобические состояния, неврастения, обсессивно-компульсивные нарушения, истерические нарушения невротического уровня, расстройства личности).
Генетич. Факторы –определяют мозговую структуру, механизмы «инструментов психич. Деятельности», диапазон индивидуал. Различий. Гены оказывают влияние на строение и биохимич. Актив-ть мозга. Психич. Расстройства связаны с действием нескольких генов. Генетически обусловленные заболевания обмена вещ-тв — энзимопатиями (в результате мутации генов, отвечающих за синтез к-то из ферментов у чел-а отсутствует или имеется недостаточность). Фенилкетонурия (болезнь феллинга) – в крови накапливается фенилалонин и продукты его распада. Распознаётся в роддоме. При этом назначают спец. Диету, где нет фенилалонина(белка). Если не распознать возможна умственная отсталость. Амавротическаяидеотия (болезнь тея-сакса) (наруш.Липидного обмена) – отсутствует фермент гексозоминдаза а. До 6 мес. Протекает скрытно.Прояв. В отставании физич. Развития, умственной отсталости, нарушении зрения. Со временем слепота. Дети умирают в раннем возрасте. Галактозомия(наруш.Углеводного обмена) – нарушается работа печени. В крови накапливается галактоза. Приводит к слабоумию ребёнка. Мукополисахаридоз(нарушение обмена соединительной ткани). Генетические факторы лежат в основе болезни дауда (неросхождение 21 хромосомы).
Биохимич. Факторыотвечают за скорость и эффективность передачи нейронных импульсов, за специфичность рецепторов, за хар-р взаимодействия нервн. Клеток между собой, за активацию и настройку нервных процессов. Биогенные амины: дофамин, серотонин, норадреналин. Дофамин обеспечивает целесообразность и целенаправленность поведения за счёт регулирования процессов восприятия, познания и внимания. Чрезмерное повыш. Или пониж. Ур-ня дофамина может привести к нарушению психич. Регуляции процессов взаимодействия организма и окр. Среды. Норадреналин выполняет фун-ю активации, синхронизации и согласования различных нейронных процессов, обеспечивает концентрацию внимания, бодрствование, эмоц. Фон настроения. Серотонин – инактивациянервн. Процессов отвечает за расслабление, покой, сон. Различные аминокислоты обеспечивают необходимыйур-нь возбуждения нейронных процессов, связанных с научением и памятью, а также выполняют ф-ции ингибиторов.
Нейрофизиологич. Факторы(основы залож.Сеченовым и павловым) материальная основа психич. Процессов, т. Е. Посредством чего осуществл-сяпсихич. Деят-тьчел-а. Любой психич. Процесс — восприятие, внимание, память, эмоции — связан с к-тофизиологич. Переменными. Нейрофизиологич. Процессы ориентировки и привыкания определяют что выбирает чел-к из потока раздражителей в кач-веспецифич. И информативных для реализации своих целей пр-ков среды.
5. Теория стресса как вариант биологического подхода в медицинской психологии, стресс как фактор развития психических болезней, физиологические, когнитивные, эмоциональные и поведенческие составляющие реакции стресса.
Биологический подход рассматривает психические расстройства как следствие нарушений в работе головного мозга. При этом причину таких нарушений биологический подход рассматривает как следствие воздействия различных биологических факторов — генетических, биохимических, нейрофизиологических. ( М.С. Лебединский, А.Р.Лурия, и другие.) Этот подход возник в результате изучения изменений, имеющих место у больных психическими заболеваниями.
Г.Селье даёт определение: стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. Впервые это слово было употреблено в 1303г.
Фазы стресса (по Г.Селье):
-Реакция тревоги – мобилизация всех ресурсов организма;
-Сопротивление – за счёт предшествующей мобилизации организму удаётся справиться с ситуацией.
-Если организму в течение многого времени не удаётся справиться с ситуацией, то наступает фаза истощения.
М.Ш. Магомед-Эминов психологический механизм стресса связывает с понятием мотивации самосохранения.
Селье различает стресс и дистресс. Деятельность связанная со стрессом может быть приятной или неприятной. Дистресс – всегда неприятно. Выделяют острую стрессовую реакцию и последствия перенесения стресса. Степень стрессогенности того или иного фактора может различаться и имеет значение личностный смысл, который человек придаёт событию. У человека формируются определённые стереотипы реагирования на стресс. Вероятность развития стресса зависит от ряда личностных факторов. Так смелость, выносливость, религиозность, жажда ощущений могут снизить стресс при решающих событиях жизни. С другой стороны заниженная самооценка, экстернальный локус контроля увеличивают стрессогенное воздействие ситуации. У людей с высоким уровнем тревожности стресс возникает на воздействие низкой интенсивности и более выражен. У женщин наиб стресогенными ситуация явл: когда они могут плохо проявить себя, не выполнить задание. Для мужчин: несчастный случай, физич травма. Есть предположение что от стресса страдает «слабый орган»
Стресс проявляется: 1.ощущ. потери контроля над собой 2. Недостаточно организованная деятельность (рассеяность, суетливость) 3. Расстройство сна, раздражительность. 4. Снижение аппетита, алкоголь. Стрессовые изменения возникают в след сферах:Эмоциональной, когнитивной и мотивационной.
Выделяют 3 личностных стиля преодоления стрессовый ситуаций:
1.Проблемно – фокусирующий стиль. Чел активно действует и оптимистично оценивает проблемную ситуацию.
2.Эмоционально – фокусирующий ст. Чел ищет соц и психолоигческой поддержки.
3.Потенциально – диструктивный стиль. Отрицание проблемной ситуации, прекращ. Деятельности, исп. алкоголя.
Понятие о психической патологии и механизмах ее развития в классическом и современном психоанализе (психоанализ З.Фрейда,) психология самости (Х. Когут), эго-психология (А. Фрейд, Д. Раппапорт), психология объектных отношений (М. Балинт, Р. Спиц, М. Кляйн)).
с т.зр.Фрейда инстинкты – ид, эго, суперэго, часто не ладят между собой. Приходят в столкновение и возникают интропсихические или динамические конфликты. Число таких конфликтов и способы разрешения придают формы лич-ти и определяют способы повед-я лич-ти отражающиеся в том, как чел-к решает задачу удовлетворения широкого спектра потребностей. В норме адаптивное повед-е связывается с малым кол-м конфликтов или эффективным их решением. Тяжёлые или плохо управляемые конфликты приводят к отклоняющим чертам лич-ти или к психич. расстройствам. Эгопсихология – одно из направлений психодинамической психотерапии, не считает доминирующими факторами инстинкты и влечения, а более важную роль придает эго. Психотерапевтический метод,(А.фрейд) с начала до конца имеет дело с я (эго) и его отклонениями, в то время как рассмотрение и исследование бессознательного явл средством для достижения конечной цели. Анализ самости Кохутанорм.психич. развитие ребенка строится на благоприятных отношениях с ближайшим окружением. Интроекция образов родителей позволяет ребенку ощущать свое совершенство, величие, состоятельность.Травматич. недостатки я-объектов, отсутствие эмпатии может приводить к серьезным нарушениям лич-ти(люди с нарциссическим типом хар-ра). У них отсутств. внутр. мотивация, ориентирующие ценности и смысл жизни, люди с внутр. сомнениями в собственной ценности и неустойчивым самоуважением. Англ. Школа объектных отношений. М.Кляйн: уже на ранних стадиях развития ребенка наблюдаются я и сверх-я, кот. Фрейд относил к более поздним стадиям развития(к фаллической). Уже с самого рождения у ребенка обнаруживаются 2 противоположных инстинкта — влечение к жизни и влечение к смерти. Для совладания с собственными страхами ребенок использует 2 механизма — проекцию(выносить все неприятное вовне) и интроекцию(вбирать все приятное в себя). Проблема базисного дефекта Балинта. Интересовался, насколько возможно работать с людьми, имеющими более существенные проблемы, чем трудности эдиповой стадии развития. Для решения, он предлагает различать несколько психич. Ур-ней: сферу эдипова конфликта, сферу базисного дефекта и сферу созидания 1)особен-ти эдипового ур-ня — наличие тройственных отношений междуя и двумя др. Объектами, а также возмож-ть существования между ними конфликта. Психотерапевтич. Работа строится на общих основаниях с использованием «конвенционального, общепринятого языка, или языка взрослых». 2)ур-нь базисного дефекта. Особен-ти: наличие диадных отношений(мать-ребёнок), а также обнаружение дефекта, кот. Напоминает «изъян, нарушение в психическом аппарате, дефицит, кот. Д.б. восполнен». Язык взрослых (интерпретации) оказывается неприемлемым для общения с клиентами, имеющими базисный дефект. Спитц сформулировал три стадии формирования либидного объекта:1.предобъектная или безобъектная стадия, предшествующая психологическим отношениям
2.стадия предшественников объекта, начинающаяся с социальной улыбки в два или три месяца и связанная с началом психологических отношений;
3.стадия собственно либидного объекта.Его особо интересовали факторы здорового развития Эго, заключенные в этих последовательных достижениях.
Социально-когнитивная теория (Дж. Роттер, А. Бандура): научение по моделям, воспринимаемый контроль, самоэффективность, общие принципы и методы поведенческой терапии, система поведенческой психотерапии Дж. Вольпе.
Бандура предположил, что приобретение самоэффективности может происходить любым из четырех путей (или любой их комбинации):
1. Способность выстроить поведение.наиболее важным источником эффективности является прошлый опыт успеха и неудач в попытке достичь желаемых результатов. Успешный личный опыт порождает высокие ожидания, а предыдущие неудачи порождают низкие ожидания.
2. Косвенный опыт – наблюдение за другими людьми, успешно выстраивающими поведение, может вселить в человека надежду на самоэффективность и уверенность, что с подобной деятельностью вполне можно справиться.
3. Вербальное убеждение. Эффективность может также быть достигнута или изменена через убеждение человека в том, что он обладает способностями, необходимыми для достижения цели. Бандура выдвигает гипотезу о том, что сила вербального убеждения ограничивается осознаваемым статусом и авторитетом убеждающего.
4. Эмоциональный подъем – любой способ, понижающий возбуждение, повысит прогноз эффективности. Дж.роттер полагал, что существуют индивидуальные различия, которые зависят от того, на кого люди возлагают ответственность за происходящее с ними. Ввел понятие «ожидание«, т. Е. Уверенности или субъективной вероятности того, что определенное поведение людей в данной психологической ситуации будет каким-то образом подкреплено. Выделил два типа людей: 1 тип -те, кто уверен, что сможет проконтролировать и повлиять на получаемые подкрепления — это люди с интернальным (внутренним) локусом контроля (интерналы); 2 тип- те, кто считает, что подкрепления — дело случая или судьбы — это люди с экстернальным (внешним) локусом контроля (экстерналы). Р. Разработал «шкалу интернальности-экстернальности» для измерения этих индивидуальных различий. Экспериментально ему удалось показать, что экстерналы более беспомощны, у них более слабая мотивация, они более склонны к конформизму. Его теория социального научения — это попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с другими людьми и элементами окружения.
Работа с изоляцией.
А) техника конфронтирования пациентов с изоляцией. Психотерапевт может помочь пациенту понять, что в конечном счете каждый человек рождается, проживает жизнь и умирает в одиночестве. б) техника идентификации механизмов защиты. В) использование отношений психотерапевт-пациент с целью выявления патологии. Г)исцеляющие отношения. Отношения психотерапевт-пациент могут способствовать самоутверждению пациентов, т. к. для них важно, что кто-то, принимает их.
Работа с бессмысленностью.
А) техника переопределения проблемы. Б) техника определения видов защиты от тревоги бессмысленности. В) техника содействия пациентам в их более активном участии в жизни.
Л. Бинсвангер предложил психотерапевтическую концепцию экзистенциального анализа, изложив принципы феноменологического описания внутреннего мира пациента. Цель психотерапии методом дазайн-анализа состоит в том, чтобы содействовать индивиду в познании своих возможностей, что необходимо для решения задач, с которыми он столкнулся.
Работы Р. Лэнга и движение антипсихиатрии, критическая психиатрия (Д. Инглби, Т. Шаш), теория «навешивания ярлыков» и проблема стигматизации психически больных (И. Гоффман).Работы р.лэнга и движение антипсихиатрии. Критическая психиатрия (д.инглби, т.шаш)
Антипсихиатрия возникла в начале 1960-х гг. Термин ввёл Купер. Антипсихиатрия – последовательное разоблачение любых диагностических конструкций психиатрии как мифов направленных не только на понимание психической реальности больного, сколько на защиту общества от индивидов, чьё поведение отличается привычного. Цель: ликвидировать ряд медицинских институтов, в особенности психиатрические клиники, являющиеся порождением репрессивного аппарата капиталистического общества. Возглавил это движение британский психиатр рональдлэнг. Психическое заболевание постижимо только в экзистенциальном контексте, который делает понятным переход от здорового способа «бытия-в-мире» к психотическому «бытию-в-мире». Единственным путем постижения мира психотикалэнг считает погружение в «его мир». В своей работе «я и другие» лэнг интерпретирует шизофрению не как заболевание, а как этап процесса естественного исцеления, выхода в царство «сверхздоровья». Тогда не рекомендовалось вступать в контакт с больными. Ленг один из первых попытался найти с больными контакт. Выяснил что больные с радостью общаются и открываются. Т.Шашв публикации «миф и душевные болезни» 1972г. Утверждал, что вся современная психиатрическая практика пронизана мошенничеством, обманом. Он утверждал что душевно-здоровой жизни нельзя гарантировать психиатрическим лечением, т.к. жизненные проблемы – это не болезни и их нельзя вылечить лекарством, электрошоком и психотерапией.» психиатрическое лечение – это не лечение, а принуждение. д.инглби участвует в ряде европейских совместных проектов по вопросам миграции, этнической принадлежности и состояния здоровья. Книга: критическая психиатрия. Политика психического здоровья. Д. Инглби, с т.зр. Поведенческого подхода.
Теория «навешивания ярлыков». Проблема стигматизации психически больных (и. Гоффман) Если однажды ярлык был повешен, профессионалы, друзья и даже обозначенный индивид начинают соответствовать ожиданиям, связанным с этим ярлыком, и вести себя соответственно. Стигматизация — это процесс выделения среди других индивидов на основании некоторых неприемлемых отклонений от нормы с целью применения общественных санкций. (goffman, 1963). Результатом стигматизации обычно становится полное или частичное отторжение индивида от широкого общества. Если наложенная стигма принимается самим индивидом, то она может стать фактором проявления самореализующегося пророчества. Ежедневными примерами могут служить называние пациента “шизофреником”, а не “человеком, страдающим шизофренией”; подсмеивание над странностями в поведении и высказываниях пациентов; негативное отношение к пациентам за то, что им не становится лучше, а также советы стажерам, проходящим психиатрическую практику, выбрать другую, “менее напряженную” специальность. Можно даже утверждать, что наличие отдельного законодательства для “психических болезней” является дискриминирующим. Причины стигматизациипсихическое заболевание воспринимается как что-то пугающее, постыдное; психически больные характеризуются как опасные, непредсказуемые.Профилактика.1расширения знаний, смягчения отношений и установок и их влияния на поведение.2 увеличение контактов с психически больным обычно приводит к менее критическому отношению. 3освещение психиатрических проблем в средствах массовой информации 4создание специальных организаций и программ, направленная против стигматизации больных шизофренией.
Предмет патопсихологии.
Патопсихология -отрасль психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение для психологии и психиатрии.
Предмет патопсихологии – изучение психологических закономерностей нарушения или даже распада психики при различных психических заболеваниях в сопоставлением с нормой.
Ход рассуждения: от клинического описания нарушений к психологической классификации этих нарушений, раскрытию механизмов возникновения этих нарушений, установлению общих закономерностей функционирования психики при той или иной форме нарушения.
Нарушения восприятия
Дереализация— нарушение восприятия окружающего мира. деперсонализация — нарушение восприятия себя иллюзии — изменение восприятия объектов под влиянием изменения эмоционального статуса.
Нарушение представления— галлюцинации: истинные —воображаемый объект вне ч-ка, псефдогаллюцинации— когда воображаемый объект внутри.
6.Нарушения личности. Характерны для тех или иных психических заболеваний и локальных поражений гм. При этом происходят: снижение уровня активности, исчезновение критичности, изменение направленности и динамики мотивации, нарушение самооценки. При различных заболеваниях особенно страдает мотивационная сфера: развиваются патологические потребности и мотивы, которые часто связаны с личностной зависимостью от них; происходит перестройка системы мотивов; снижается уровень опосредствованности мотивов, позволяющий в норме реализацию отсроченного поведения; нарушается соотношение побудительной и смыслообразующей функций мотивов.
21. Отличие психологического диагноза от медицинского.
Источник