Как правильно говорить и писать о людях с инвалидностью
На прошлой неделе в Ельцин Центре прошел воркшоп «Взаимодействия с людьми с инвалидностью. Язык и этикет». Его лектором стала Татьяна Хижнякова, директор по развитию группы компаний «Ньютон» и вице-президент ассоциации «Особые люди» и мама ребенком с аутизмом, участником проекта #ЗАживое. IMC побывал на встрече и составил шпаргалку, как правильно говорить и писать о людях с инвалидностью.
Инклюзивное образование – один из самых важных образовательных трендов в России последнего времени. Начиная с 2016 года родители особых детей могут самостоятельно принимать решения о том, в какую школу отдавать своего ребенка: до этого дети с инвалидностью обучались исключительно в коррекционных школах. Сейчас они входят в общеобразовательное пространство, и любая школа должна принять у себя ребенка с особенностями физического или ментального развития.
Возможно, в ближайшие пару лет мы познакомимся с новым поколениям особых людей. Если раньше такие дети, подростки и молодые люди сидели по домам, никто о них толком ничего не знал, и не считал нужным воспринимать их всерьез, то сейчас ситуация изменилась. Они ходят в театры, посещают различные центры, музеи, стремятся к общению и много путешествуют.
У таких людей есть свой круг общения, есть или будут семьи, они работают и живут в информационном пространстве. Вряд ли им понравится, если их, уже взрослых людей, будут называть «инвалидами», «людьми с дефектами».
Тем не менее в нашей повседневной речи, осознанно или нет, проскальзывают выражения типа «нормальный»/«ненормальный». Их используют даже чиновники, сами не понимая того, насколько уместно применения того или иного термина. И может ли это кого-то задеть.
В школе существует неопределенная психологическая неподготовленность к принятию таких учеников, именно по этому в последнее время об этом так много говорится и пишется. Очень важно понимать, что есть целый спектр некорректных фраз, которые лучше не использовать. В одном случае вы просто ограничитесь охлаждением отношений с конкретным человеком, но есть вероятность того, что может произойти громкий скандал.
Что значит термин «инвалид», как его лучше использовать и стоит ли его использовать вообще?
К сожалению, в статье ФЗ «О социальной защите инвалидов» есть такое определение: «Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Получается, что в статье Федерального Закона человек с инвалидностью рассматривается как больной, недееспособный, несамостоятельный и нуждающийся в защите.
Тогда как в «Конвенции о правах инвалидов» мы видим совсем другое определение: «Инвалидность — эволюционирующее понятие, инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».
Таким образом, если в первом определении мы говорим о медицинских аспектах и практически сразу навешиваем на человека ярлыки (человек имеет инвалидность, значит, он не может петь, танцевать, читать и ходить в музеи), то во втором речь идет непосредственно об отношении окружающих и тем психологическим барьерам, которые мешают им свободно общаться с особыми людьми.
Отсюда простой вывод: инвалидность — вовсе не медицинское, а социальное понятие и одна из форм неравенства, которая формируется обществом.
И что с этим делать?
Чтобы не испортить жизнь окружающим, придерживайтесь двух четких принципов:
1. Используйте слова и понятия, которые не создают стереотипы и не навешивают на других ярлыки.
2. Не используйте такие слова и понятия, которые эти стереотипы создают.
А теперь давайте определимся с понятиями и их нюансами.
«Человек с инвалидностью» – распространенное и допустимое понятие. Оно принято в обществе и определяет людей с какими-либо особенностями физического или ментального развития. В официальных документах и нормативных актах принят термин «инвалид», но его крайне не рекомендуется использовать в речи или текстах. Тем не менее, «инвалид» — это не ругательство, а официальный термин. Но вместе него лучше говорить «человек с инвалидностью», пусть даже это займет у вас на секунду больше времени.
«Человек с ограниченными возможностями» также стало распространенным понятием, но в последнее время вокруг него проходит очень много споров. Его хотят заменить на словосочетание «человек с особыми потребностями». В отличие от первого, оно не ограничивает человека в выборе деятельности, а, наоборот, предлагает ему варианты.
Кроме этого, правильнее говорить «человек с инвалидностью» или «человек без инвалидности», а не «нормальный» и «здоровый» — не правильно. Вместо них в специальных кругах стали использоваться термины «нормотипичный» и «нейротипичный» (если мы говорим об особенностях психиатрического спектра). Они созданы для того, чтобы не сравнивать человека с особенностями развития и человека без таких особенностей. Например, неправильно говорить «В этой школе обучаются здоровые дети и дети с аутизмом». Правильно будет так: «В этой школе обучаются дети с аутизмом и нормотипичные дети».
А в разговоре о тех, кто использует инвалидные коляски, правильно будет использовать фразы типа «человек, использующий инвалидную коляску», «человек, передвигающийся на коляске», «человек на коляске», «человек на кресле-коляске». Неправильно – «прикованный к инвалидной коляске», «колясочник», «парализованный», «человек на кресле-каталке».
Почему нужно именно так, а не иначе?
Однажды группе молодых людей с разными видами инвалидностью предложили пройти тест о том, какие чувства у них вызывают те или иные выражения. По мнению всех опрошенных, фраза «прикованный к коляске» ассоциировалось у них с обреченностью. Слова «паралитик», «неполноценный», «безрукий», «одноногий» и так далее — вызывают сочувствие и жалость. Слова «калека» и «даун» вызывают брезгливость и отвращение и нежелание общаться с человеком, на которого эти ярлыки навешиваются. «Псих», «слабоумный», «ненормальный» ассоциируются с непредсказуемостью и опасностью.
Таким образом, используя те или иные фразы и выражения, пусть даже неосознанно, мы сами создаем барьеры и стереотипы для тех людей, которые, по сути, совсем невинны.
Сейчас каждое слово, брошенное в разговоре, имеет свои последствия, поэтому нужно стремиться к правильности нашей речи, к аккуратности употреблению тех или иных слов
10 основных правил этикета от людей с инвалидностью
Созданием данных правил занимается общественная организация «Перспектива». В ней занято много работников с инвалидностью, поэтому почти что все правила написаны непосредственно теми, кто каждый день сталкивается с трудностями коммуникации с обществом.
1. В разговоре с человеком с инвалидностью обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или переводчику с жестового языка.
2. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно, будьте терпеливы и ждите, пока он сам не закончит фразу.
3. При общении со слабовидящим или незрячим человеком называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. В общей беседе называйте того, к кому обращаетесь.
4. Не кидайтесь на помощь человеку, если вас об этом не попросили. Это одна из самых распространенных ошибок, допускаемая при общении с людьми с особыми потребностями и их родственниками. Если вы действительно хотите помочь, спросите, нужна ли помощь и какая. Взрослый человек, долгое время живущий со своими особенностями, скорее всего, уже научился с ними справляться, а когда вы кидаетесь ему помогать, то наводите на мысль о беспомощности и ущербности.
5. При знакомстве с человеком с инвалидностью вполне естественно пожать ему руку. При необходимости левую, а не правую.
6. Инвалидная коляска, костыли, белая кость, собака-проводник или планшет у невербального человека в руках – часть личного пространства и имущества людей с инвалидностью. Попросить погладить или покормить собаку, поиграть на планшете, помахать тростью – недопустимо.
7. Разговаривая с человеком на инвалидной коляске можно расположиться чуть ниже – ему будет комфортней, если ваши глаза будут находиться на одном уровне. В противном случае человеку придется напрягать шею, запрокидывая голову, или смотреть на вас снизу вверх, что также неудобно и неприятно.
8. Не смущайтесь, если вы сказали незрячему человеку «увидимся», а слабослышащему «вы слышали об этом. ». Не стоит прерывать беседу или пытаться извиниться – это обычные словесные конструкции, не фиксируйтесь на этих оговорках, не подчеркивайте: «Ах, вы же не можете слышать/видеть».
9. Чтобы привлечь внимание неслышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу, кричать не надо. Скорее всего, вы не знаете, как у него настроен слуховой аппарат и каковы особенности нарушения слуха.
10. Обращайтесь к детям и подросткам с инвалидностью по имени, а к взрослым — по имени-отчеству, то есть точно так же, как к людям без инвалидности.
Если вам нужно выступать перед публикой, где есть люди с инвалидностью, то помните:
1. Не употребляйте слов, которые могут быть кому-то обидны, даже если они кажутся нейтральными, а их замены — громоздкими. Потратьте несколько секунд, зато потом вы сумеете избежать ненужных последствий.
2. Заранее просчитайте аудиторию, чтобы понимать, к кому вы обращаетесь. Например, при выступлении перед родителями особых детей необходимо быть несколько более внимательными и мягкими, потому что это более чувствительная аудитория и зачастую они даже более уязвимы, чем их особенные дети.
3. Учитывайте, что физические и ментальные особенности могут быть неочевидны. Если вы не замечаете у своей аудитории каких-то видимых отличий, лучше спросите у организаторов о пришедших, чтобы не попасть в неприятное положение.
4. Если вы допустили ошибку, то не игнорируйте ее. Не смущайтесь, остановитесь, извинитесь за некорректное высказывание. Не нужно надеяться на то, что никто не заметит вашей оплошности. Также примите во внимание, что увидеть или прочесть ваше выступление способно большее количество людей. И даже если ваша прямая аудитория не заметила ошибки, то в записи ее могут считать, а вы получите достаточно длинный и неприятный информационный «хвост».
Источник
Инвалиды, особенные, солнечные, альтернативно одаренные. Как их правильно называть?
Велик и могуч русский язык! Он даёт нам возможность описать одни и те же вещи или явления разными словами. Вот только надо ли это? Сегодня я размышляю о том, как всё-таки правильно называть детей, имеющих отклонения в здоровье: ДЦП, различного рода синдромы, РАС, УО и т.д.
Если раньше я в своих статьях называла их особенными, то сейчас пришла к выводу, что правильнее всего будет звучать — ребёнок (или дети) с ограниченными возможностями здоровья. А почему не подходят другие определения?
Начнём с того, что величать этих детей поголовно ИНВАЛИДАМИ не совсем верно. Как бы это глупо не прозвучало, но не все они имеют ту самую розовую справочку МСЭ. А посему определимся, что термин «инвалид» не всегда уместен в отношении этих людей.
Едем дальше. Следующие в очереди у нас ОСОБЕННЫЕ. Что значит особенный? Особенный — не такой, как все, не похожий на других. Неее, ну если брать в общем смысле этого слова, то конечно это так. Такие дети явно выделяются на фоне так называемых нормотипичных. Но блин, для меня слово «особенный» всегда имело положительную окраску. Оно значило, что человек обладает каким-то незаурядными способностями, талантом. Короче, особенный человек являлся примером для подражания, если можно так выразиться. После того, как этим словом стали называть детей с ОВЗ, весь этот прекрасный смысл ушёл в никуда. Теперь, когда я слышу это слово, мне сразу представляется ребёнок с СД, ДЦП и т.д. Короче, нет, для меня это не подходящее слово для описания таких детей.
Дальше у нас слово «солнечные». На данный момент не существует общепринятого термина «даунёнок». Таких людей называют именно людьми с синдромом Дауна. Но видимо в нашем мире стало вдруг обидным называть вещи своими именами и для этого решили заменить это страшное название хорошим словом СОЛНЕЧНЫЙ. На мой взгляд это просто кощунственно. Родители таких детей с упоением рассказывают всему миру, какие их дети чудесные, ласковые, добрые, не чета нашим наглым, мстительным, озлобленным и агрессивным чадам (все эти слова я услышала от родителей, работая в коррекционной школе). Да, может быть в раннем детстве, дети с СД и могут быть такими, но вот при приближении пубертата вся их «солнечность» забывается. Была у нас во втором классе такая вот солнечная девочка, с которой на уроке рядом сидела мама. Ибо только она могла удержать дочь от попыток кусания и щипания одноклассников. Охренительное солнышко, не правда ли? В 13 лет другая девочка с СД на фоне полового созревания активно приставала со всеми этими делами к собственному младшему брату. Спустя неделю такой «солнечности» мальчик переехал от матери жить к отцу (они были в разводе). А ведь солнечный = радостный, светлый, счастливый. Ни хрена себе радость и счастье!
АЛЬТЕРНАТИВНО ОДАРЁННЫЕ. Ну тут момент спорный. Те же дети с РАС действительно могут быть одновременно одарёнными в одной сфере жизни и совершенно не приспособлены в других. Про детей с ДЦП, нарушениями зрения и слуха я молчу. При вполне сохранном интеллекте некоторые из них могут дать фору другим, здоровым детям. И всё же называть одарённым, хоть и альтернативно, нужно адресно, индивидуально, когда у человека действительно есть какой-то талант. Да и давайте будем честными, сколько действительно одарённых детей в общей массе. И я сейчас не говорю, что умение держать ручку в 10 лет. Для родителей это может быть нереальным прогрессом в развитии их ребёнка, но не для остальных.
А может они все БОЛЬНЫЕ? Ну блин, в целом да, так и есть. Но ведь все мы в определённые моменты можем быть больны: ринит, фарингит, остеохондроз, — перечислять можно бесконечно. Но ведь не про эти болезни мы говорим, касаясь детей, о которых я веду речь.
Вообще, в идеале, в беседе таких детей тактичнее было бы называть по именам: Катя, Оля, Дима, Саша. Но если необходимо акцентировать внимание на особенности развития, то логичнее и правильнее всего сказать, что это дети с ОВЗ. Ведь возможности их здоровья действительно ограничены теми или иными заболеваниями или патологиями. А все остальные «особенные, солнечные и т.д.» — это просто подмена понятий, попытка уйти от действительности.
Источник