Меню

Люди с ограниченными возможностями здоровья это определение

Лица с ограниченными возможностями здоровья: современные подходы к определению понятия
статья на тему

В статье рассматриваются различные подходы к определению терминологического аппарата современной специальной педагогики; раскрываются различные точки зрения отечественных и зарубежных ученых, определяющих понятие «лица с ограниченными возможностями здоровья».

Скачать:

Вложение Размер
parfenova_t.a._litsa_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.doc 59 КБ

Предварительный просмотр:

Лица с ограниченными возможностями здоровья:

современные подходы к определению понятия

Парфёнова Т. А. , г. Ульяновск

В статье рассматриваются различные подходы к определению терминологического аппарата современной специальной педагогики; раскрываются различные точки зрения отечественных и зарубежных ученых, определяющих понятие «лица с ограниченными возможностями здоровья».

Отношение общества к лицам с отклонениями в развитии имеет исторический характер и определяется уровнем развития общества: состоянием науки и культуры, социально-экономическими отношениями, господствующими религиозными взглядами, национальными традициями, правовыми нормами.

На протяжении многих веков проблема аномального развития не рассматривалась с научных позиций и была неоднозначна во все времена. В силу своей биологической сущности человек никогда не был физически и психически неуязвимым и идеально приспособленным к жизни в окружающей среде. Во все времена существовала определённая часть людей, ослабленных в силу возрастных (детство, старость) и индивидуальных (врождённые пороки развития, болезни, травмы и т. п.) особенностей, которые делали их уязвимыми или даже беззащитными, зависимыми от помощи окружающих. На протяжении всего периода развития цивилизации человеческое сообщество стояло перед необходимостью определять своё отношение к людям, отличающимся нетипичными формами физического состояния или социального поведения, и в соответствии с ними поступать, взаимодействуя с такими людьми [7].

Н. Н. Малофеевым разработана периодизация, которая охватывает временной отрезок от IX в. до н.э. и до наших дней. Он выделяет следующие периоды отношения общества и государства к людям с проблемами в развитии: 1. «От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости помощи» (IX-VIII вв. до н.э. – XII в.). 2. «От призрения к осознанию возможности обучения» (XII в. – 70-80 гг. XVIII в.). 3. «От осознания возможности к осознанию необходимости обучения» (70-80 гг. XVIII в. – начало XX в.). 4. «От обучения отдельных категорий аномальных детей к дифференцированной системе специального образования» (начало XX в. – 70-е гг.). 5. «От изоляции к интеграции» (70-е гг. ХX в. – по настоящее время). Условными рубежами данных периодов являются исторические прецеденты существенного изменения отношения к лицам с отклонениями в развитии. Эти изменения прослеживались в том, что если в античном мире такие дети обрекались на смерть, то с возникновением христианства начинает проявляться милосердное отношение к ним. Несмотря на негативное отношение к этим людям в XII-XVIII вв. происходит осмысление необходимости их обучения (первоначально это касается только лиц с сенсорными нарушениями). Только в XVIII веке осознается необходимость и целесообразность обучения глухих, слепых и умственно отсталых людей; в этот период происходит изменение статуса инвалидов, впервые принимаются нормативно-правовые акты и законы о введении специального образования.

В 70-е гг. XX века человечеством осознана необходимость обучения не только детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, но и всех категорий детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. Это начало нового эволюционного этапа, когда в европейских государствах к «лицам с отклонениями в развитии» стали относится как к людям с проблемами , усиливая о них заботу государства [3].

Современный период эволюции отношения западноевропейского общества и государства к лицам с особыми нуждами характеризуется несколькими противоречивыми тенденциями, проявляющимися в системе специального образования. С одной стороны, в обществе широко распространяются интегративные подходы к обучению, базирующиеся на идеях равенства и равноправия. С другой стороны, результаты интеграции подвергаются критическому осмыслению, начинает дискутироваться возможность, полезность и целесообразность интеграции для большого числа детей с особыми проблемами. С третьей – получают распространение поселения для инвалидов, рассматривающиеся как оптимальная модель организации их самостоятельной «взрослой» жизни в искусственно созданном микросоциуме. Например, Camphill movement объединяет более 70-ти таких поселений в 22 странах мира.

Проблема отношения общества и государства к людям с отклонениями в развитии находит отражение и в науке. Так, на протяжении многих лет первоначально в дефектологии, а на современном этапе развитии науки – в специальной педагогике, возникают серьезные противоречия в терминологическом аппарате. Например, в специально посвященном проблемам терминологии разделе доклада «Права человека и инвалидность» отмечено, что «… набор терминов, употребляемых в языке и юридических текстах при определении не только признаков инвалидности, но и самих инвалидов, ограничен, а в ряде случаев они носят уничижительный характер» [5, с. 9]. Так, например, в испанском языке имеется множество слов, характеризующих людей с недостатками: minusvalidos, invalidos, impedidos, lisiados, incapacitados, paraliticos, mutilados, retrasados и т.д., и хотя каждый термин несет определенную смысловую нагрузку, они иногда используются без всякого различия и нередко влекут за собой унижение достоинства человека. Таков, например, термин «инвалид», что по-испански означает «не имеющий ценности». Однако в настоящее время отмечается тенденция избегать указания на функциональные недостатки людей. Например, «слепые» называются «лицами, лишенными зрения». Во французском языке также отмечается подобная тенденция. Например, слово «aveugle» все чаще заменяется термином «non voyant» [5, с. 18]. Термин «Handicapped children» («аномальные дети»), указывающий на ненормальность, неполноценность, начал вытесняться термином «Children with Special Needs» («дети с особыми потребностями», или «дети с проблемами», или «дети с особенностями в развитии»), свидетельствующим о наличии каких-то проблем или потребностей у полноправного члена общества. В конце 70-х гг. английскими специалистами был предложен термин «дети (лица) с особыми образовательными потребностями». Сегодня этот термин употребляется практически во всех странах мира, где общество осознаёт потребность отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в психофизическом развитии, новое отношение к ним. В научном контексте данный термин ориентирует исследователей на «проницаемость» границ между науками об аномальном и нормальном ребенке, так как детьми с особыми образовательными потребностями могут быть как дети с психофизическими нарушениями, так и дети, не имеющие таковых. В последнем случае особые образовательные потребности могут быть обусловлены социо-культурными факторами [2]. В настоящее время вышеуказанный термин вытесняет из широкого употребления словосочетания «аномальный ребенок», «ребенок с нарушениями в развитии», «ребенок с отклонениями в развитии».

Таким образом, используемая на протяжении столетий терминология (идиот, имбецил, даун, калека, слабоумный, лунатик, спастик, слепой, глухой, умственно отсталый, дислалик, ринолалик, и т.п.), признается некорректной по причине ее употребления в уничижительно-оценочном смысле в отношении «нормальных» людей. Изменение отношения общества и государства к рассматриваемой категории людей, в последние десятилетия XX века оказалось столь глубоким, что даже вызвало необходимость проведения определенной языковой политики, что проявилось во введении и пропаганде новой лексики [3, с. 117].

В современной России также происходят существенные изменения в отношении к людям с проблемами в развитии, что проявляется в активном поиске наиболее адекватной терминологии. Несмотря на то, что термин «дети (лица) с особыми образовательными потребностями» появляется в России позже, чем в Америке и странах Западной Европы, его введение в обиход отечественной науки нельзя квалифицировать как прямое заимствование западного термина «дети с особыми нуждами» («Children with Special Needs»). Содержание термина «дети с особыми образовательными потребностями» отражает традиционное для отечественной дефектологии понимание ребенка с нарушениями в развитии как нуждающегося в «обходных путях», что предполагает достижение задач культурного развития, которые в условиях нормы решаются укоренившимися в культуре способами воспитания и принятыми в обществе способами массового образования [1, с. 63]. В последнее время в отечественных правовых документах встречается термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья». В проекте «Закона о специальном образовании» этот термин определяет человека, имеющего «…физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования» [6, с. 7]. Сегодня данная категория людей может быть представлена следующим образом: 1) дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2) дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); 3) дети с нарушением речи (логопаты); 4) дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; 5) дети с умственной отсталостью; 6) дети с задержкой психического развития; 7) дети с нарушением поведения и общения; 8) дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети, а также дети с умственной отсталостью) [4]. Н. М. Назарова, определяет данный термин следующим образом: «… это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь [7, с. 13-14].

Таким образом, в современном мире отсутствует единый подход к определению обобщающего понятия, раскрывающего сущность категории людей с теми или иными проблемами в развитии. В настоящее время мировая теория и практика все больше внимания уделяет определению понятия «лицо с ограниченными возможностями здоровья» в связи с распространением идей интегрированного образования. Именно этот термин наиболее употребим в современном Российском обществе, когда изменяется общественное сознание, обеспечивающее гуманное отношение к этим людям.

1. Бим -Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь (Золотой фонд) / Б. М. Бим -Бад. . – М. : Большая Российская Энциклопедия, 2008. –528с.

2. Гончарова, Е. Л. Ребенок с особыми образовательными потребностями/ Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина. – Альманах : ИКП РАО. – №5. – 2002с.

3. Малофеев, Н. Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии / Н. Н. Малофеев. – Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х ч. : Ч. I. – М. : «Печатный двор», 1996. –182с.

4. Лапшин, В. А. Основы дефектологии / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.

5. Права человека и инвалидность /Доклад комиссии по правам человека ООН: E/CN, 4/SUB 2/1 911/31/ – 76c.

6. Проект «Закона о специальном образовании». 1999 г. http://www.invalid-detstva.ru/jur.str/Admin1146209212.php.

7. Специальная педагогика / Л. И. Аксёнова, Б. А. Архип, Л. И. Белякова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. – 3-е изд., испр. – М. : Академия, 2008. – 400с.

Источник

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Что это такое?

В медицинской литературе ребенок с ОВЗ имеет затруднения в повседневной жизни. Они могут быть физическими, психическими или сенсорными. Дети с ограниченными возможностями здоровья не могут выполнять некоторые функции и обязанности.

Такое состояние может быть хроническим, временным, частичным или общим.

Как мы знаем, именно физические отклонения накладывают самый большой отпечаток на психику человека. Обычно инвалиды имеют пониженную самооценку. Они хотят изолировать себя от общества. У них повышенная тревожность. Поэтому самая первая работа должна начинаться с детского возраста. Главная задача инклюзивного образования – это социальная адаптация инвалидов.

ОВЗ в дошкольном образовании

Закон РФ об образовании описывает специфику дошкольников и школьников с ОВЗ, а также некоторые условия для получения каждым из них образования. Диагностирует таких детей ППМК. К ним можно отнести нарушения:

  • зрения,
  • речи,
  • опорно-двигательного аппарата,
  • психического развития,
  • интеллекта,
  • расстройства поведения,
  • РАС,
  • СДВГ.

Дети с овз и дошкольные учреждения

При подтверждении этих отклонений развития ППМК рекомендует создание определенных условий для развития и обучения ребенка.

Дети с ОВЗ — психологические особенности развития

Данные особенности ребенка зависят от вида заболевания и его личных психических характеристик. Почти всем присуще следующие черты характера:

  • отсутствует способность к концентрации или рассеянное внимание, низкая интеллектуальная активность.
  • маленькие навыки самоконтроля, нет интереса к самообразованию.
  • низкая мотивация к познавательной деятельности.
  • минимальная игровая активность.
  • маленькая скорость обработки поступающей информации.
  • плохо запоминают информацию, память кратковременная.
  • маленькая работоспособность, быстро устают и нуждаются в отдыхе.
  • плохо развита мелкая и крупная моторика.
  • несоответствие эмоционально-волевых характеристик действительному возрасту ребенка, идет некоторое отставание от своих сверстников.

Особенности развития ребенка

Дети с ОВЗ тревожны и раздражительны, впечатлительны, обидчивы, беспокойные, плаксивые. Иногда наблюдается повышенная возбудимость и агрессия.

3-звенная шкала ОВЗ

Данная шкала была принята ВОЗ. Она состоит из трех ступеней:

  1. это недуг. Аномалия развития у ребенка. Она может быть психологической, физиологической или анатомической.
  2. дети в дефектами или потерей способностей выполнять определенные действия, которые могут выполнить здоровые дети.
  3. инвалидность или недееспособность.

Типы детей с ОВЗ

Факторы, которые влияют на классификацию ОВЗ

Различают несколько типов детей с ОВЗ. Данная классификация зависит от множества причин. Различают внутренние и внешние причины. К внутренним причинам относятся: болезни матери во время беременности, нервное напряжение, травматизм, наследственные факторы, осложнения после родов и т.д. К внешним причинам можно отнести плохую экологию, курение, алкоголь, наркотики, различные инфекционные заболевания, например, СПИД.

Таким детям нужен особый подход и подготовка их к социализации в обществе.

Занятия для детей с овз подбираются индивидуально

Основные виды

Согласно утвержденной классификации ОВЗ выделяют несколько видов данных нарушений, а именно:

  • психические,
  • сенсорные,
  • неправильная работа органов дыхания, системы кровообращения, функций организма по обмену веществ и т.д.
  • нарушение статодинамических функций.

Всех детей в ОВЗ делят на четыре категории:

  1. легкие или умеренные поражения организма. При благоприятных условиях дети с ОВЗ устраняют многие проблемы в развитии. Происходит реставрация всего функционала.
  2. значительные патологии в организме. Даже при интенсивной терапии нельзя полностью устранить все отклонения. Нужно создать для ребенка специальные условия развития и жизни.
  3. значительные поражения органов, которые ограничивают функции маленького ребенка, а также потенциал его жизнедеятельности. Данные ограничения требуют больших усилий от окружающих людей.
  4. это такие нарушения органов и систем организма, которые приводят к невозможности нормальной жизни в нем. Данную патологию нельзя вылечить, реабилитационные меры малоэффективны. Все старания медиков направлены на сохранение текущего состояния ребенка.

Социальная адаптация детей

В чем же разница между ОВЗ и инвалидность

Детей с ОВЗ часто сравнивают с детьми-инвалидами. Но это ошибка. Это два абсолютно разных понятия. Дети с ОВЗ имеют регулярные или временные отклонения в психологическом или физическом развитии. Они могут плохо видеть, слышать, заикаться, отставать в психическом развитие или быть аутистами. Данные нарушения могут быть временные, постоянные, легкие или тяжелые. Или могут полностью уйти в прошлое по мере развития ребенка. Диагноз ОВЗ не всегда устанавливает врач. Просто этот ребенок немного отличается от остальных детей и к нему нужен особенный подход.

Инвалидность — значительные нарушения функций организма. Они могут быть врожденные или приобретенные. Они трудноустранимые или их нельзя устранить. Обычно инвалидность не снимается с ребенка многие годы, а иногда и всю жизнь. Инвалидность могут установить только врачи-эксперты. Данный статус предполагает пособия и выплаты родителям таких детей.

Дети с овз и инвалиды

Обе этих категории детей нуждаются в поддержке. Надо создать условия, которые направлены на развитие детей, а еще им просто нужно внимание, забота и любовь. Они обучаются по схожим методикам, которые будут зависеть от типа и степени заболевания.

Все дети абсолютно разные, кто-то здоров, кто-то болен. Но каждый ребенок имеет право на свое место в обществе. У него есть право на жизнь, образование, саморазвитие.

Нужно создать для них такие условия, чтобы они могли как и здоровые дети адаптировались в обществе и не чувствовали себя в чем-то ущемленными.

Подготовка детей к взрослой жизни

Грамотное психологическое и педагогическое сопровождение таких детей позволит им овладеть всеми необходимыми программами, посещать детский сад и школы. Они смогут свободно общаться с другим детьми, тем самым удовлетворить свою потребность в общении.

Источник

Читайте также:  Гимнастика без тренажера домашние уроки здоровья бубновского
Adblock
detector