Организация охраны здоровья и оказания медицинской помощи
В Конституции РФ система охраны здоровья, или здравоохранение в его широком, ВОЗ-овском, понимании, справедливо отделена от медицинской помощи (первая фраза ст. 41). Система охраны здоровья – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья граждан, поддержание их долголетней активной жизни и предоставление им адекватной социально-медицинской помощи в случае утраты здоровья и трудоспособности.
К системе охраны здоровья относятся такие проблемы, как бедность и здоровье, питание и здоровье, питьевая вода и здоровье, труд и здоровье, окружающая среда и здоровье и т.п. За систему охраны здоровья должны нести ответственность первые лица государства (на федеральном уровне) и губернаторы (на уровне субъекта федерации). Для этого должны быть разработаны не программы развития здравоохранения (как у нас принято), а программы улучшения здоровья населения страны в целом и отдельных ее регионов с непосредственной ответственностью губернаторов, а это принципиально разные вещи, серьезно отличающиеся друг от друга по целям, ресурсам, содержанию, ответственности и т.д.
В качестве оценочных показателей этих программ могут служить популяционные медико-демографические показатели здоровья. Низовым уровнем системы охраны здоровья является правильно организованная первичная медико-санитарная помощь (ПМСП, Primary Health Care), которая означает первичную заботу (!) о здоровье, а не, как у нас понимается, введение в структуру еще одного врача (врача общей практики или участкового врача), ведущего первичный прием пациентов. Ведь только врач ПМСП вместе с санэпидслужбой перед местными органами власти может ставить вопрос о неблагополучии здоровья граждан и в связи с этим требовать улучшения внешних факторов и условий. Он же должен проводить значительный объем профилактических мероприятий на контролируемом участке, об этом еще будет сказано ниже. Кроме того, на уровне ПМСП система охраны здоровья смыкается с организацией медицинской помощи компактно проживающему населению, и все это ложится на плечи врача общей практики.
В развитых странах основой организации медицинской помощи является именно ПМСП, от которой зависит эффективность, т.е. соотношение результатов и затрат, всех остальных медицинских организаций, служб и их уровней. На уровне ПМСП должны начинать и заканчивать свое лечение не менее 75% пациентов. У нас роль ПМСП явно недооценивается, и акцент делается на «тыловой» медицине.
Врач общей практики – дипломированный специалист, имеющий лицензию, который как клиницист оказывает индивидуальную, первичную и непрерывную помощь отдельным лицам, семьям и всему населению, независимо от пола, возраста и вида заболевания. Для этого он должен быть соответственно подготовлен, технически вооружен и иметь адекватный штат. Групповая врачебная практика, как правило, имеет преимущества при сравнении с индивидуальной, а врачи общей практики по сравнению с участковыми терапевтами. Клиническая медицина во всем мире и у нас в стране активно развивается: совершенствуются медицинские технологии и постепенно распространяются на всю сеть, обновляется медицинское оборудование, оно становится более доступным, выполняются уникальные, ранее не- возможные операции и т.д.
Многие недоумевают: если это так и государство тратит немалые средства на все это, почему население и пациенты по-прежнему недовольны? И проблема здесь не только в проведенной пресловутой «оптимизации», когда совершенно необдуманно и только исходя из рентабельности закрывали или укрупняли многие медицинские организации (они и ранее были нерентабельными, но тогда исходили не из их экономичности, а из целесообразности), к чему привел перевод медицинской по- мощи (или здравоохранения в узком смысле) из социальной сферы в экономическую с внедрением рыночной системы обязательного медицинского страхования (ОМС).
В результате «оптимизации» были закрыты многие ФАПы, сельские участковые и районные больницы, роддома. Да, они были экономически неэффективны со своими 300 и менее родами в год, но куда девать беременных: не в поле же им рожать, перекусывая зубами пуповину, или ехать за сотни километров в уже созданные и планируемые перинатальные центры?
Кстати, кто-нибудь объяснил нашим властям, для чего они нужны и что такое перинатальный период? В Японии, например, перинатальные центры стали создавать, только когда решили видимые проблемы родовспоможения и устранимые причины материнской и младенческой смертности; только после этого они занялись более тонкими проблемами на уровне «мать–плод», для чего и понадобились перинатальные центры.
В итоге проведенной «оптимизации» 25,8% жителей нашей страны, т.е. сельские жители и население в малых городах, остались без доступной и качественной медицинской помощи. На долю сельских участковых больниц приходилось 47% всех случаев госпитализации по стране, а на ФАПы и сельские амбулатории – 53% всех посещений, т.е. ликвидировали наиболее массовые медицинские учреждения, и эту массовость уже не восстановить. Из 4500 сельских участковых больниц на всю страну их осталось всего 400. В результате «оптимизации» нередко даже до фельдшера нужно добираться за 30–40 км, а это не каждый сможет. Из-за значительных расстояний (страна огромная) и состояния местных дорог (136-е место из 144 стран) для села, малых городов и населенных пунктов медицинская помощь фактически недоступна. А все достижения медицины концентрируются в крупных городах и в медицинских центрах.
Сейчас по количеству больниц мы стремительно приближаемся к 1930-м гг. Как бы поступил рачительный хозяин, переезжая в новое жилье? Он бы взял из прошлого все самое ценное и полезное, а от негатива бы избавился. Скажите, кому мешала хорошо организованная санитарная авиация, служба скорой помощи и помощи больным по экстренным медицинским показаниям с утвержденным списком неотложных состояний, система непрерывного медицинского образования, двух- и трехзвеньевая системы, кабинеты предварительного приема, гериатрические кабинеты в поликлиниках и т.п.
А куда исчезла пироговская система этапности медицинской помощи с маршрутизацией пациентов, которая легла в основу военно-медицинской доктрины, приводящей к наибольшему выходу в строй? Если раньше врач не только опрашивал, осматривал, аускультировал, пальпировал и перкутировал своих пациентов, разговаривал с ними, но и по походке в длинном кабинете мог составить гипотезу о заболевании (геморрой, артроз и т.п.), то сейчас врачу не до больного, поскольку исходя из его жалоб он должен правильно заполнить документацию на компьютере (иначе могут быть штрафы) или направить больного дальше на обследование и консультацию. Врача отучили думать. Стыдно сказать, но только сейчас и только в Москве врачей будут учить общению с пациентами. Не каждый может быть врачом. Если он, как пресловутый врач скорой помощи, в детстве мучил и вешал кошек, из него выйдет убийца, в лучшем случае патологоанатом. А сданные даже на отлично вступительные экзамены не гарантируют, что из абитуриента получится хороший врач. Он должен обладать определенным набором человеческих качеств, которые легко устанавливаются соответствующей системой тестирования. К тому же врача нужно иначе готовить на дои последипломном уровнях.
Кроме всего вышеперечисленного, проблемы здравоохранения связаны с системой ОМС, когда государственные деньги направляются государственным же медицинским организациям (а таких 96%) посредством частных коммерческих страховых медицинских организаций (СМО), главной целью которых, как это не маскируй, является не оказание помощи пациентам, а получение прибыли, в том числе путем наложения штрафных санкций на медицинские учреждения, придираясь к ошибкам в заполнении документов. Иначе говоря, проверяющие СМО экономически заинтересованы в некачественной работе медицинских организаций. Да и сама система ОМС себя изживает, даже в Германии, что следует из сайтов депутатов бундестага, поскольку прирост взносов значительно отстает от потребностей населения, особенно пожилых людей, число которых нарастает, а на мигрантов рассчитывать не приходится. Более того, все участники ОМС экономически заинтересованы в увеличении числа медицинских услуг, в том, чтобы лечить, но не вылечить, в росте числа больных людей, хотя интересы государства должны быть прямо противоположными. Кроме того, страны с медицинским страхованием демонстрируют гораздо меньшую эффективность (по соотношению затрат и управляемых показателей) здравоохранения, чем страны с государственно-бюджетной моделью (Британия, Испания, Италия, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Канада, Австралия и др.).
Частные коммерческие клиники, хотя по Конституции РФ они входят в национальную систему здравоохранения, положение не спасают, так как в любой момент они могут трансформироваться, перепрофилироваться, закрыться и т.д. и потому не должны быть доминирующими, а лишь дополнительными, заместительными и конкурирующими по отношению к государственным клиникам. Платными услугами в государственных и частных клиниках может частично воспользоваться только пятая часть населения страны, поскольку разрыв в доходах и возможностях между бедными и богатыми только нарастает. Соплатежи граждан – тоже не выход, поскольку люди для получения нужной медицинской помощи и в нужное время платят налоги и недополучают часть заработной платы, и потому может нарастать их недовольство в связи с бессилием властей правильно планировать расходы бюджета с учетом приоритетов. Исходя из вышеизложенного первое, что нужно сделать незамедлительно, – это отделить СМО от системы ОМС и поручить им развивать зачаточное добровольное медицинское страхование, а функцией страховщиков следует наделить территориальные фонды ОМС, сделав их филиалами Федерального фонда ОМС – единственного пока страховщика во всей стране. Это позволит выкроить время для подготовки и проведения необходимых преобразований. Далее очень важно сместить все акценты (финансовые, кадровые, организационные, интеллектуальные) с «тыловой» медицины, с центров высоких технологий, в которых при правильной организации всей медицинской по- мощи будут нуждаться
Источник
V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕГИОНА
Система здравоохранения определяется основными системообразующими факторам:
– совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации (в рамках государственных гарантий);
– развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;
– наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Российской Федерации.
Здравоохранение является важнейшей отраслью социальной сферы, ключевым фактором качества жизни и деловой активности людей. В прошедшее десятилетие в нашей стране происходили сложные социально-экономические, политические и демографические изменения. Возникшие трудности существенным образом отразились и на деятельности системы здравоохранения.
Здравоохранение как отрасль представляет собой систему медицинских учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образом деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в медицинских услугах, сохранение и улучшение здоровья граждан.
Актуальность данной темы вызвана тем, что состояние системы здравоохранения во многом зависит от органов государственной власти, реализующим государственную политику в области здравоохранения.
В первую очередь необходимо выделить Правительство Российской Федерации, деятельность которого в области социально-экономического развитие здравоохранения направлено на обеспечение достижения следующих целей:
– повышение материального уровня жизни населения;
– повышение уровня здоровья населения;
– обеспечение потребностей в социальном обслуживании и социальной поддержке;
– обеспечение продуктивной занятости и достойных условий труда;
– воспроизводство и развитие потенциала трудовых ресурсов[3].
Для достижения поставленных целей потребуется повысить эффективность деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере регулирования демографических процессов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, улучшения здоровья населения, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, миграции населения и иных аспектов демографического развития.
Соответствующим органом в Российской Федерации является Министерство здравоохранения Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей[3].
Функции Министерство здравоохранения Российской Федерации:
– по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
– обязательного медицинского страхования;
– обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа;
– медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы);
– фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения;
– обращения медицинских изделий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
– медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда;
– медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, организацию среднего, высшего, послевузовского и дополнительного медицинского и фармацевтического образования и предоставление услуг в области курортного дела[3].
Исходя из системы целей Правительства Российской Федерации и функций, исполняемых Министерством, определены следующие цели Министерства здравоохранения Российской Федерации:
– Улучшение демографической ситуации;
– Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
– Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов[3].
Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федерального медико-биологического агентства, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Более детально цели и задачи развития здравоохранения в Российской Федерации представлены в таблице 1.
Наиболее главными проблемами здравоохранения в Российской Федерации являются:
а) недостаточное финансовое обеспечение прав граждан Российской Федерации на бесплатную медицинскую помощь, сильная дифференциация среди субъектов Российской Федерации в части реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;
б) раздробленность источников финансирования медицинской помощи, не позволяющая внедрить в полном объеме систему обязательного медицинского страхования[3].
Таблица 1 – Цели и задачи развития сферы здравоохранения России
Цели развития отрасли здравоохранения:
Задачи развития отрасли
– прекращение к 2011 году убыли населения Российской Федерации и доведение численности до 145 млн. человек к 2020 году;
– создание условий, возможностей и мотивации населения Российской Федерации для ведения здорового образа жизни;
– увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 75 лет;
– переход на современную систему организации медицинской помощи;
– снижение общего коэффициента смертности до 10 (то есть в 1,5 раза по отношению к 2007 году);
– конкретизация государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;
– снижение показателя младенческой смертности до 7,5 на 1000 родившихся живыми (на 20% по отношению к 2007 г.);
– создание эффективной модели управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий;
– снижение показателя материнской смертности на 100 000 родившихся живыми до 18,6 (на 15,7% по отношению к 2007 г.);
– улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках системы обязательного медицинского страхования;
– формирование здорового образа жизни населения, в том числе снижение распространенности употребления табака до 25% и снижение потребление алкоголя до 9 л в год на душу населения;
– повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду;
– повышение качества и доступности медицинской помощи, гарантированной населению Российской Федерации.
– развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении, информатизация здравоохранения.
В связи с этим разработана концепция развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года, которая представляет собой анализ состояния здравоохранения в РФ, а также основные цели, задачи и способы его совершенствования на основе применения системного подхода.
На основе вышеизложенного рассмотрим деятельность органов государственной власти в Республике Мордовия.
Министерство здравоохранения Республики Мордовия является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, реализующим государственную политику в области охраны здоровья в Республике Мордовия. Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, общественными и иными организациями.
Данный орган выполняет ряд функций:
– координирует, обеспечивает методическое руководство и осуществляет взаимодействие государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;
– организует профилактику инвалидности и медицинскую реабилитацию инвалидов;
– участвует совместно с Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
– обеспечивает развитие сети медицинских учреждений, подготовку их к выполнению программ медицинского страхования;
– обеспечивает функционирование службы экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях и ликвидации их последствий;
– создает службу медицины катастроф и медицинскую службу гражданской обороны, осуществляет руководство их деятельностью;
– совместно с Мордовским республиканским фондом обязательного медицинского страхования, медицинским факультетом ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва», Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия ежегодно готовит доклад в Правительство Республики Мордовия о реализации государственной политики в области охраны и состояния здоровья населения, состоянии здоровья населения и санитарно-эпидемиологической обстановке в республике;
– разрабатывает совместно с исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия, Мордовским республиканским фондом обязательного медицинского страхования, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия и при участии медицинского факультета ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва» общественных объединений проекты территориальных целевых программ в области здравоохранения, выполняет функции государственного заказчика указанных программ;
– устанавливает региональные стандарты медицинской помощи на уровне стандартов медицинской помощи, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и др[2].
Отрасль здравоохранения является одним из приоритетных направлений в политической, экономической и социальной жизни государства и общества. В связи с этим, Министерство здравоохранения Республики Мордовия реализует различные программы по поддержке и совершенствованию здравоохранения нашего региона. Одной из таких программ является Концепция развития здравоохранения и охраны здоровья населения Республики Мордовия на период до 2012 года. В данном документе определена цель государственной политики в области здравоохранения – улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребности населения, современному уровню развития медицинской науки, а также ресурсам, которыми располагает государство и граждане.
Совершенствование системы управления здравоохранением является важнейшим фактором в проведении реструктуризации отрасли здравоохранения и повышении ее эффективности.
На основе разграничения полномочий между органами государственной власти необходимо определить роль и место органов управления здравоохранением на каждом уровне, а также правильные пути координации всей системы охраны здоровья населения Республики Мордовия.
В ряду главных управленческих механизмов предусматривается:
– внедрение эффективной системы анализа и стратегического похода к планированию и осуществлению реструктуризации;
– создание на уровне Правительства Республики Мордовия межведомственного органа по координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по реализации государственной политики в области здравоохранения;
– межсекторальный подход к охране здоровья населения;
– управление лекарственным обеспечением;
– обеспечение на территории республики единого подхода к техническому и технологическому обеспечению отрасли;
– совершенствование нормативно-правовой базы реформирования здравоохранения;
– развитие системы управления качеством медицинской помощи[2].
Набор этих механизмов позволит значительно повлиять на повышение эффективности деятельности как отдельных медицинских организаций, так и системы здравоохранения в целом. Они призваны способствовать принятию согласованных и рациональных решений о реструктуризации отрасли, обоснованию планов строительства и реконструкции медицинских организаций, повышению качества медицинской помощи.
В настоящее время в Мордовии ведутся работы по созданию необходимой инфраструктуры. В республиканских учреждениях здравоохранения продолжено формирование локально-вычислительных сетей, внедрение медицинских информационных систем, дооснащение современной компьютерной техникой. Размещение информационной базы планируется на площадке Республиканского центра обработки данных, а также на инфраструктуре учреждений здравоохранения.
Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Республики Мордовия, реализации демографической политики – главной стратегической задачей здравоохранения республики на сегодняшний день является обеспечение населения качественной и доступной медицинской помощью, в том числе высокотехнологичными видами лечения. Этот вид помощи выполняется с использование сложных и уникальных медицинских технологий высококвалифицированными медицинскими кадрами и направлен на снижение уровня инвалидности, смертности и укрепления здоровья населения Республики Мордовия. Обеспеченность высокотехнологичной медицинской помощью за последние 5 лет значительно выросла. Так, в 2007 году на высокие технологии в федеральные центры Российской Федерации было направлено 362 жителя республики, в 2008 году 430 человек, в 2009 году 520 человек, в 2010 году – 650 человек, в 2011 году – 926 человек, в 2012 году – 1083 человека[1].
Отметим, что Республика Мордовия развивается и по количеству медицинских учреждений, в 2009 году продолжено строительство республиканской клинической больницы, оснащение высокотехнологичной медицинской аппаратурой, которое позволило активно развивать центры высоких медицинских технологий, таких, как спортивной медицины и ранней медицинской и социальной реабилитации спортсменов, ветеранов спорта и инвалидов, нейрохирургический, эндопротезирования крупных суставов. В связи с сотрудничеством между Министерством здравоохранения Республики Мордовия и ФГУ «Научно-исследовательский институт урологии Росмедтехнологий» и в целях охраны репродуктивного здоровья мужского населения Республики Мордовия всех возрастных групп функционирует центр «Мужское здоровье». А также реализованы 140 федеральных квот по травматологии и нейрохирургии. Активно велось строительство в г. Саранске республиканского перинатального центра. На строительстве центра в 2009 году освоено 409,8 млн. рублей, в том числе 375 млн. рублей из федерального бюджета и 34,8 млн. рублей из республиканского бюджета Республики Мордовия (таблица 2). В республике улучшаются показатели в области здравоохранения, что связано с внедрением различных федеральных, региональных программ и мероприятий по развитию инфраструктуры здравоохранения, укрепления здоровья населения, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности, формировании основ здорового образа жизни. Все виды мероприятий проводимых и планируемых представлены в таблице 2[2].
В настоящее время в Мордовии ведутся работы по созданию необходимой инфраструктуры. В республиканских учреждениях здравоохранения продолжено формирование локально-вычислительных сетей, внедрение медицинских информационных систем, дооснащение современной компьютерной техникой.
Таблица 2 – Программы, реализуемые в РМ в области здравоохранения
Национальный проект «Здоровье»
Основными целями приоритетного национального проекта «Здоровье» являются:
– укрепление здоровья населения, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;
– повышение доступности и качества медицинской помощи;
– укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе;
– развитие профилактической направленности здравоохранения;
– удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи
В настоящее время в рамках национального проекта «Здоровье» в Мордовии организованы два Центра здоровья на базе республиканского врачебно-физкультурного диспансера и Республиканского клинико-диагностического центра (МСЧ «Орбита»). Врачи и средний медицинский персонал, находящиеся на наиболее проблемных участках: получают существенное материальное поощрение. Заменены десятки единиц устаревшего, малоэффективного оборудования, в муниципальные учреждения здравоохранения впервые поступило высокотехнологичное оборудование. Финансирование мероприятий национального проекта «Здоровье»:за 2009 год составило 183,3 млн. рублей, в том числе на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения 34,9млн. рублей, капитальный ремонт 24,5 млн. рублей, приобретение оборудования и мебели 45,6 млн. рублей,
медикаментов и тест – систем 5,1 млн. рублей, на развитие телемедицинских технологий 10,3 млн. рублей.
Региональная программа модернизации здравоохранения Республики Мордовия на 2011-2012 годы по проекту «Качество жизни (Здоровье)»
Предполагает существенную модернизацию здравоохранения
Сегодня начинается большая и кропотливая работа по выстраиванию системы здравоохранения нашего региона, «заточенной» под его потребности — с учетом структуры заболеваемости, смертности, особенностей демографической ситуации, кадрового состава медицинских работников
Х Межрегиональная специализированная выставка «Здоровая нация – крепкое государство»
В рамках Программы модернизации здравоохранения Республики Мордовия на 2011-2012 годы (далее – Программа) Цель:
–максимальное приближение первичного звена здравоохранения к каждому жителю республики вне зависимости от того, где он проживает.
–поставки современного медицинского оборудования, которые в первую очередь будут размещаться в межмуниципальных центрах, также будут дооснащены в соответствии с разнарядками остальные медицинские учреждения.
Ее участниками стали учреждения здравоохранения Мордовии и различные медицинские фирмы. Эта программа улучшит их техническое оснащение, приблизит к населению современные методики диагностики и лечения, положительно повлияет на удовлетворенность населения уровнем оказания медицинской помощи и на демографические показатели.
Важнейшее направление Программы — защита материнства и детства, на что будет выделено 830 млн. рублей.
Окончание таблицы 2
Предполагается, что общий экономический эффект от реализации мероприятий Программы будет достигнут за счет снижения заболеваемости, инвалидности и смертности населения. Программой предусмотрено развитие службы оказания помощи больным с онкологическими заболеваниями и болезнями системы кровообращения, развитие медицины катастроф.
Для детских поликлиник и больниц закупят УЗИ аппаратуру высокого класса, эндоскопическое оборудование, реанимационное оборудование для выхаживания новорожденных.В детских республиканских больницах появятся мобильные выездные группы — оснащенные всем нужным оборудованием медицинские автомобили для осмотров детей в районах. ВТорбеевской ЦРБ, в Городской клинической больнице 5 и Республиканском консультативно-диагностическом центре используется запись на прием к врачу по телефону и Интернету. 31 медучреждение в Мордовии оснащено телемедицинскими комплексами. В любое время врачи районных больниц могут в режиме онлайн проконсультироваться с коллегами из Саранска, а те — с докторами любой клиники России и зарубежья
Размещение информационной базы планируется на площадке Республиканского центра обработки данных, а также на инфраструктуре учреждений здравоохранения.
Для реального улучшения состояния здоровья должны проводиться социальные и экономические реформы здравоохранения, конечной целью которых является улучшение благополучия населения.
В стационарных учреждениях развернуто 10347 коек. Обеспеченность койками круглосуточного пребывания на 10 тысяч населения составляет 109,9 (в Приволжском федеральном округе – 101,9, в Российской Федерации – 99,3). В амбулаторно-поликлинических учреждениях функционируют 48 дневных стационаров с общим коечным фондом 1098 коек, обеспеченность на 10 тысяч населения составила 12,7. Изменения числа больничных коек представлены в таблице 3[1].
Из приведенной таблицы 3, мы можем наблюдать снижение числа больничных коек в республике, что на наш взгляд связано с реализацией национального проекта «Здоровье», а так же в немалой степени с проведением массовой иммунизацией населения. Как видно из таблицы обеспеченность населения медицинским персоналом несколько улучшилась. По сравнению с 2001 годом численность врачей на 10 тысяч человек населения увеличилась на 2,6 процента.
Таблица 3 – Число больничных коек в Республике Мордовия
Источник