Меню

Логоритмика по теме здоровье

ЛОГОРИТМИКА — ОДИН ИЗ ВИДОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья

Скачать:

Вложение Размер
konferentsiya.docx 20.84 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОРИТМИКА — ОДИН ИЗ ВИДОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Логоритмика – это один из качественных методов логопедической работы по развития речи малыша. В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.

Цель логоритмики: профилактика и преодоление речевых расстройств у детей с 2 до 5 лет путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:

 развитие фонематического восприятия;

 расширение лексического запаса;

 развитие слухового внимания и двигательной памяти;

 совершенствование общей и мелкой моторики;

 выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;

 развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;

 творческой фантазии и воображения.

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

Если ребенок 2 лет не говорит или говорит плохо- есть смысл попробовать заниматься логоритмикой. В этом возрасте очень трудно осуществлять логопедическое воздействие- ребенок быстро утомляем, не может выполнять артикуляционную гимнастику и т.д.

Детям более старшего возраста, уже занимающихся с логопедом, логоритмика тоже может помочь в плане закрепления звуков, отработки плавности речи, улучшения двигательной координации, обучения коммуникативным навыкам.

Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.

2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела.

3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.

4. Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.

5. Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-10. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.

6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

7. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра). Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке. Это прекрасно формирует и развивает слуховое внимание.

8. Ритмические упражнения. У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из 3 и более слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует её. Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма. Так как наша речь организована ритмически, ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. Особенно это важно для детей, имеющих заикание. Но даже у здорового ребенка необходимо воспитать чувство ритма, а затем соединить речь с ритмическими движениями. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.

9. Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.

10. Пение. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.

11. Игра на музыкальных инструментах. Музыцирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.

12. Пальчиковые игры. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.

13. Упражнения на развитие мимики. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).

14. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.

15. Упражнения на развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух. Работа по формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового внимания. Эти упражнения направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциации на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов.

16. Коррекция звукопроизношения. На логоритмических занятиях проводится работа по исправлению неправильного звукопроизношения. На подготовительном этапе даются упражнения на формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется. Детям предлагаются игры на основе звукоподражания. Все перечисленные упражнения делятся на две большие группы: 1) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального метра, темпа, ритма, развитие психических процессов); 2) речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха. Те или иные задания подбираются в зависимости от речевого дефекта.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Таким образом, логоритмика – методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения.

Источник

Логоритмическое занятие «Здоровье в порядке,спасибо зарядке!»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

открытое занятие по логоритмике для студентов в рамках тематической недели «Относись к себе с любовью, береги свое здоровье» для детей старшей логопедической группы

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya_po_logoritmike.docx 19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема . «Здоровье в порядке — спасибо зарядке!».

Цель занятия . Формирование умения сочетать речь с движением.

Обучающая. Обучить способу инсценировки песен и стихов.

Развивающая . Развивать двигательные и артикуляционные навыки.

Воспитательная . Воспитывать бережного отношения к своему здоровью.

Предварительная работа . Разучивание упражнений «Мячик», «Надуем мяч», песни «Зарядка»

Планируемый результат . Дети выполняют двигательные упражнения , сопровождая их речью.

Воспитатель . Помогите мне, ребятки, разгадать одну загадку:

Лёгкий, звонкий и упругий,
Круглый, словно колобок.
С ним приятно на досуге.
Он, как зайка, прыг да скок.
С удовольствием играет
С ним и девочка, и мальчик.
Каждый сразу отгадает-
Ну, конечно, это…

2.Упражнение на дыхание. «Надуем мяч».

Воспитатель . Чтобы поиграть с мячом его нужно надуть. Положите ладошки на живот. Медленно делаем плавный вдох, надуваем живот, как мяч. Медленно делаем плавный выдох так, что животик медленно втягивается к спине мы сдуваем мяч (повторить 4-10 раз).

Мячик мы надули, а теперь с ним поиграем.

Выполняется упражнение – речь и движение. «Мяч».

Это мяч, круглый мяч, «Рисуют» руками большой круг.

Красный мяч, гладкий мяч. Два раза «рисуют» полукруг.

Любит мячик прыгать вскачь. Четыре ритмичных хлопка ладонями рук по бедрам.

Вот так мяч, круглый мяч! Опять «рисуют» руками большой круг.

4.Музыкальный руководитель . Ребята покажите, пожалуйста, как прыгают мячики.

Исполняется весёлая музыка, дети прыгают на двух ногах, как мячики.

5.Музыкальный руководитель . Молодцы, а сейчас игра на внимание под «Марш» будете маршировать по кругу, а под весёлую музыку прыгаем, как мячики.

Упражнение «Будь внимательным».

6.Воспитатель . Мы немного отдохнём про зарядку споём.

Музыкальный руководитель . Но в начале распоёмся.

Распевание. «Да-дэ-ди-до-ду». Пропевание слогов на одном звуке .

7.Воспитиатель . А теперь встаём, про «Зарядку» бодро, весело поём.

Инсценирование песни «Зарядка», музыка Е. Тиличеевой.

Дети идут по кругу и поют песню, выполняя движения по тексту песни:

1.Раз-два-три, раз-два-три дружные ребятки, Маршируют по кругу.

Раз-два-три, раз-два-три вышли на площадку.

Вот так, вот так дружные ребятки,

Вот так, вот так вышли на площадку.

2 .Раз-два-три, раз-два-три ножки поднимайте Маршируют по кругу.

Раз-два-три, раз-два-три веселей шагайте.

Вот так, вот так ножки поднимайте,

Вот так, вот так веселей шагайте.

3 . Раз-два-три, раз-два-три ручки все сжимайте, Сжимают и разжимают руки у плеч.

Раз-два-три, раз-два-три силы набирайте.

Вот так, вот так ручки все сжимайте,

Вот так, вот так силы набирайте.

4 .Раз-два-три, раз-два-три сели и привстали, Пружинят ногами.

Раз-два-три, раз-два-три ножки крепче стали.

Вот так, вот так сели и привстали,

Вот так, вот так ножки крепче стали.

5.Раз-два-три, раз-два-три дружные ребятки, Маршируют по залу.

Раз-два-три, раз-два-три сделали зарядку.

Вот так, вот так дружные ребятки,

Вот так, вот так сделали зарядку.

8. Релаксационная пауза. Формирование навыка общего расслабления.

Воспитатель предлагает лечь на спину на ковёр и закрыть глаза.

Воспитатель . Представьте, что все вы лежите на берегу моря. Светит тёплое солнышко.

Песочек тёплый, мягкий. Волны касаются ваших ног и убегают назад. Вы спокойны,

Хорошо отдохнули. Но пора вставать. Откройте глазки. Потянитесь. Улыбнитесь и вставайте.

9. Подведение итога занятия .

Воспитатель . Для чего нужна нам зарядка?

Чтобы быть здоровыми, бодрыми, весёлыми, что же нужно нам всегда?

Дети. Солнце, воздух, спорт, вода -нам нужны всегда!

Источник

Логоритмика в системе здоровьесберегающей оздоровительной деятельности в дошкольном образовании

Татьяна Башлаева
Логоритмика в системе здоровьесберегающей оздоровительной деятельности в дошкольном образовании

Мир детства – это вечное движение. Двигаясь, дети ощущают радость жизни, красоту и гармонию окружающего мира, заключенную в самом ритме движения. По мнению врача-педагога Е. А. Аркина: «Интеллект, чувства и эмоции возбуждаются к жизни движениями».

Сохранение и укрепление здоровья детей — приоритетное направление деятельности всего современного российского общества. По мнению ведущих психологов, врачей в нашей стране наблюдается возрастающая эпидемия увядания, дегенерация и распад телесных, энергетических и психических потенциалов. От поколения к поколению все ниже опускается порог жизненной устойчивости, выносливости и защитных механизмов человеческой жизни. Социальная среда является одним из важнейших факторов поддержания здоровья. Социальный микроклимат либо побуждает человека к здоровому образу жизни, либо формирует вредные установки и привычки. Слабое физическое здоровье, неблагополучие внутри семей и дефицит общения со взрослыми, экологические катастрофы, чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, разрушающе действуют на психику детей и на здоровье в целом. Так в России, более 60 % наших детей находиться на грани нервного срыва, что является основной причиной необычного (девиантного) поведения детей; они или гиперактивны (перевозбуждены, агрессивны, или гиперпассивны (в состоянии угнетения, депрессии, аутизма, фобий).

В настоящее время государством разрабатываются кардинальные меры по охране и укреплению здоровья детей. Их реализация должна осуществляться при активном участии образовательных учреждений, в том числе и ДОУ. Назрела необходимость введения здоровьесберегающей педагогики в работу с детьми.

Современная жизнь ставит новые проблемы и перед музыкальным воспитанием в детском саду. Одна из основных задач работы нашего дошкольного отделения — внедрение в воспитательно- образовательный процесс новых педагогических здоровьесберегающих технологий. В процессе музыкального образования хорошим подспорьем в этом направлении является логоритмика.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенность детей. Урегулировать неправильные и лишние движения.

Психологи указывают, что организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, фантазию, память, речь, внутреннюю собранность, а так же укрепляет физическое здоровье детей.

Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.

Логоритмика – это система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально — речевых заданий и упражнений. Она основана на использовании связи слова, музыки и движения. То есть — это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыку. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге — адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Помимо развития речи, логоритмические упражнения помогают укреплению костно-мышечнного аппарата, развивают дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия. Так же развиваются: правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его физическое здоровье.

Несомненно, что полноценное занятие по логоритмике может провести только специально обученный педагог-дефектолог, имеющий дополнительное музыкальное образование, но внедрить в музыкальную образовательную деятельность элементы логоритмики под силу и музыкальному руководителю, в совместной работе с воспитателем.

В процессе музыкальной деятельности с элементами логоритмики формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально — волевых качеств личности.

Структура логоритмической деятельности включает в себя развитие:

Речевой функциональной системы;

Логоритмика включает в себя:

Источник

Читайте также:  Пепси вред для здоровья
Adblock
detector