Меню

Логопедическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья

Логопедическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме

Рекомендации по работе с детьми с ограничееными возможностями здоровья.

Скачать:

Вложение Размер
logopedicheskaya_rabota_s_detmi_s_ovz.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая работа с детьми с ограниченными возможностями.

Логопедическая реабилитация (коррекция) является важной составной частью комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. Логопедическая реабилитация направлена прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности детей и подростков с отклонениями в развитии. В процессе логопедической реабилитации предусматривается развитие сенсорных функций; моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение. В ряде случаев, ельно к детям раннего возраста, правомерно говорить о логопедической абилитации, предусматривающей формирование речевой функции, создание новых речевых возможностей, нормализацию коммуникативной деятельности, наращивание социального потенциала.

При любом отклонении в развитии у ребенка, как правило, наблюдается отставание в развитии речи и другие ее нарушения, которые затрудняют процесс общения ребенка с окружающими, формирование полноценного коммуникативного поведения, препятствуют установлению социальных связей ребенка с окружающим миром. В процессе дифференцированной логопедической реабилитации специальными методами и приемами устраняются расстройства речевой функции, восстанавливается коммуникативная функция речи, что способствует процессу социальной адаптации детей и подростков с различными видами отклонений в развитии.

Одной из основных задач комплексной реабилитации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха является развитие речи и логического мышления. Речь у неслышащих детей не может развиваться спонтанно, они не в состоянии овладеть ею самостоятельно, пытаются заменить ее отсутствие такими своеобразными формами общения, как мимика, дактилология, чтение с губ.

Формирование у ребенка с нарушенным слухом потребности в речевом общении с взрослыми и сверстниками является основным условием его полноценного развития. Раннее начало формирования речи ребенка с выраженным нарушением слуха дает возможность предупредить аномальное развитие его мышления, нарушение познавательной деятельности.

Стимуляция речевого развития неслышащего ребенка проводится поэтапно и с последовательным изменением преобладающего мотива установления коммуникативных связей по трем основным направлениям: формирование и развитие языковой способности; развитие речевой деятельности; подготовка к усвоению основных закономерностей языка.

Лечебно-педагогическая, в том числе и логопедическая работа с этой категорией детей должна быть предельно ранней, комплексной, дифференцированной в зависимости от тяжести и характера нарушения слуха, состояния речи и интеллекта детей. Результативность методики формирования и развития речевого слуха и речевого общения должна оцениваться не специалистами, а обществом. Критерием успешности применения методики является практика речевого общения детей и подростков с нарушенным слухом и слышащих.

Речевые дефектов у детей с нарушениями зрения многообразны, сложны по структуре, степени выраженности, что объясняется более проблемными условиями формирования у них речи. У детей с нарушениями зрения логопедическая абилитация проводится поэтапно, с учетом уровня сформированности речи, при использовании рельефных картинок, специальных наборов игрушек для их тактильного опознания и др. Логопедическая коррекция фонетического, лексического и грамматического компонентов речи проводится дифференцированно, с учетом состояния зрения детей, их речи, неречевых функций, индивидуальных и возрастных особенностей. Развитие речевых навыков увязывается с совершенствованием моторной координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса с целью углубления представлений и реальных знаний об окружающем мире. В условиях специфической логопедической реабилитации детей с нарушениями зрения возрастает компенсаторная роль речи и обеспечивается более прочная база для подготовки детей к школьному обучению и социальной реабилитации.

Специфика нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальными нарушениями определяется особенностями их высшей нервной деятельности и психического развития. Расстройства речи у таких детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, нормального развития психики в целом. Нарушения речевой деятельности характеризуются системным характером с преобладанием семантического дефекта, требуют диффенцированного подхода при их анализе и устраняются с большим трудом.

Важными направлениями работы по развитию речи являются: создание условий для речевого общения по поводу какой-либо другой деятельности (предметной, игровой и др.);

специальные фронтальные занятия по развитию речи; максимальный учет особенностей речевого нарушения каждого ребенка и его индивидуальных особенностей. Большое значение в коррекционной работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, придается формированию тесной связи между их практическим опытом и наглядно-образны ми представлениями с включением речи в мыслительную деятельность.

При детском церебральном параличе (ДЦП) необходимо раннее лечебно-педагогическое воздействие, направленное прежде всего на развитие моторики, речи, коммуникативного поведения. Прослеживается связь двигательных и речевых расстройств при ДЦП. Органическое поражение pечедвигательного анализатора приводит к нарушениям звукопроизношения, расстройствам голоса, дыхания, просодики, т.е. к различного вида дизартриям, соответствующим определенным проявлениям ДЦП.

Применяется ранняя стимуляция психического и речевого развития, кондуктивное воспитание и обучение детей с церебральным параличом. Логопедическая коррекция при ДЦП дифференцируется в зависимости от формы дизартрии, уровня речевого развития, возраста и индивидуальных особенностей ребенка.

Основными задачами логопедической работы при ДЦП являются: развитие ощущений артикуляционных поз и движений; преодоление и предупреждение оральной диспраксии; развитие общей моторики, мелкой моторики кистей и пальцев рук, артикуляционной моторики. Спецификой логопедической коррекции является ее сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.

Общей особенностью категории детей с тяжелыми нарушениями речи (алалия, дизартрия, ринолалия, выраженное заикание) является стойкое системное нарушение речи, которое нередко сочетается с неврологической и психопатологической симптоматикой, с различными отклонениями психической деятельности. Логопедическая реабилитация проводится дифференцированно, поэтапно, в зависимости от структуры речевого дефекта, степени его выражении, возраста, индивидуальных особенностей детей.

Необходимо учитывать, что при отставании в развитии и у ребенка всегда возникают проблемы, связанные с общением, поэтому родителям и другим членам семьи необходимо уделять достаточное внимание речевому общению с ребенком, стимулируя его к использованию средств вербальной коммуникации. Основными задачами ранней коррекционной работы с ребенком, отстающим в развитии речи, являются: развитие подражательной деятельности (речевого подражания), формирование предметно-действенного общения ребенка с взрослыми и начального ситуативного понимания обращенной речи.

Источник

Логопедическое сопровождение в системе комплексной реабилитации детей с ОВЗ
методическая разработка по логопедии на тему

Скачать:

Вложение Размер
chernousova.ppt 487 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Авторы: Дрокова О.А. ШабалкинаЛ.А. Черноусова Н.В. Трегубова Н.А . Логопедическое сопровождение в системе комплексной реабилитации детей с ОВЗ

Актуальность В настоящее время в России наблюдается тенденция на значительное увеличение количества детей с ОВЗ, имеющих нарушения речи различной степени. По данным Госкомстата 8 детей из 10 имеют нарушения речи в дошкольном возрасте, поэтому значительная часть этих детей приходит в школу не готовыми к усвоению программы. Одной из задач ФГОС является гарантия каждому ребенку с ОВЗ реализации прав на образование , соответствующего его потребностям и возможностям, в том числе на обязательное логопедическое сопровождение.

Цель – создание условий для коррекции речи на основе педагогического взаимодействия в системе образовательного учреждения Проанализировать педагогическую, методическую литературу и нормативные документы по проблеме исследования; Изучить передовой педагогический опыт по теме исследования; Разработать дидактический материал; Своевременно предупредить и преодолеть трудности в освоении обучающимися общеобразовательных программ; Разъяснять специальные знания по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся; Разработать систему мероприятий по созданию условий логопедического сопровождения; Распространить опыт сопровождения в системе коррекционных учреждений.

Новизна проекта Структурировали педагогические подходы к совершенствованию логопедического сопровождения; Включили в коррекционный процесс работу всех специалистов школы и родителей; Разработали новые педагогические технологии, методики, формы.

Участники проекта Руководитель: учитель – логопед. Рабочая группа: учителя начальных классов, учителя-предметники, воспитатели, мед.работники, библиотекарь, психолог, тифлопедагог, социальный педагог, родители. Учащиеся школы.

Сроки реализации проекта 1 этап подготовительный с 1.09 по 30.10.2011 2 этап основной с 01.11.2011 по14.05.2012 3 этап заключительный (или аналитический)с15.05 по 31.05.2012

Ожидаемые результаты Значительно улучшится речь детей за счет структурирования работы всех участников проекта. Будет совершенствоваться знания и навыки коррекционно-развивающей работы педагогов. В результате правильно организованной работы изменится речевая культура семьи. Возможны изменения внутренней позиции родителей от наблюдателя к активному партнёру коррекционного процесса.

Подготовительный этап Изучили теорию и практику по теме « Логопедическое сопровождение в системе комплексной реабилитации детей с ОВЗ». Создали рабочую группу. Разработали план. Подготовили материальную и методическую базу: -разработали методические рекомендации для всех участников проекта; -расширили базу дидактическим материалом, играми по логопедическому сопровождению детей с ОВЗ. Разработали критерии эффективности проекта.

Критерии эффективности — Положительные результаты логопедической диагностики детей с ОВЗ; — анкеты для родителей; тесты для детей; опросник для пед. работников — участие детей во внеклассных мероприятиях, беседах.

Основной этап План 1.Организация школьных мероприятий (день здоровья, конкурс чтецов, театрализованное представление). 2.Взаимодействие с социумом (экскурсия в музей, участие в городских мероприятиях). 3.Организация работы с родителями (родительские собрания, индивидуальные консультации).

Логопедическое обследование детей на конец уч.года. В мае прошло обследование устной и письменной речи учащихся 2 «а», 3 «б», 4 «а», 4 «б», 5 «а», 5 «б», 6 «а», 7 «б», 7 «в», 8 классов. Выявлено:

Уровень развития речи детей с ОВЗ

Выводы В результате реализации данного проекта созданы условия логопедического сопровождения на основе структурирования педагогической деятельности учреждения. Появилась положительная динамика взаимодействия родителей и школы по коррекции речевых нарушений у детей. Значительно повысился результат усвоения образовательной программы на всех ступенях обучения. Проект оказался малозатратным и эффективным в применении.

Распространение опыта Опыт данной работы может быть использован: при организации логопедического сопровождения в специальных коррекционных учреждениях, в детских дошкольных учреждениях, в общеобразовательных учреждениях, в том числе для инклюзивного обучения.

Используемые источники — «Обследование состояния устной и письменной речи» (по Трубниковой); — А.Н. Корнев «Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение)»; — Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова «Дидактический материал по обследованию речи детей»; — И.Н. Садовникова «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» — З.Е. Агранович «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей» — З.А. Репина «Нарушение письма у школьников с ринолалией» — Т.А. Фотекова «Диагностика состояния устной речи учащихся 1 – 4 классов».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О совместной работе психолога и логопеда с родителями первоклассников.

В статье освещены особенности логопедической работы с детьми после кохлеарной имплантации (КИ).

В данной работе рассказывается о том, как должна осуществляться коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы.

Комплексная методика физической реабилитации детей младшего школьного возраста с избыточной массой тела средствами адаптивной физической культуры в условиях реабилитационного центра.

Система логопедического сопровождения учащихся 1-4 классов эффективно осуществляется в гимназии №271 и помогает детям с нарушениями устной и письменной речи успешно осваивать программу 5-11 классов.

Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен.

ПрПрограмма реабилитации детей отделения реабилитации несовершеннолетних (со стационаром и СВГ) .

Источник

Логопедическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья

Костюк А.В., tc » Костюк А.В.,» учитель-логопед Территориального центра социальной помощи семье и детям «Росинка», г. Первоуральск, Свердловская обл.
В трудах современных исследователей выделяется ряд особенностей развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), притом что закономерности ее формирования одинаковы в норме и патологии:
— у большинства таких детей отмечаются отклонения в сроках становления речи и своеобразие этого процесса;
— различные нарушения в развитии речи у данных детей встречаются чаще, чем у здоровых сверстников;
— число детей с речевыми нарушениями, в том числе и со сложными формами, постоянно растет.
Уточнение понятия «логопедическая реабилитация»
Изначально понятие «реабилитация» применялось травматологами-ортопедами в середине ХХ в., в последующие годы его стали использовать в других областях медицины, а также в психологии, педагогике, социологии. Все специальное образование детей с ОВЗ направлено на «достижение полной социальной адаптации, реабилитации и интеграции в общество» [16]. В «Понятийно-терминологическом словаре логопеда» реабилитация трактуется как: «1) восстановление в правах; 2) восстановление доброго имени, репутации; 3) восстановление или компенсация нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов, достигаемое применением комплекса медицинских и социальных мероприятий» [10]. Основной задачей реабилитации является восстановление социального статуса индивида и включение его в систему общественных отношений в ходе специального обучения, воспитания и создание для этого оптимальных условий, направленных на целостное развитие личности с учетом ее психофизических возможностей [1; 15; 16].
В конечном счете должна быть достигнута полная или частичная компенсация имевшегося ограничения жизнедеятельности. Таков же результат и абилитации, под которой понимается не восстановление, а формирование нарушенных функций организма.
Единого определения реабилитации пока не существует. Одни исследователи рассматривают ее как набор методик, направленных на восстановление нарушенных функций организма. Другие — как оптимизацию лечения или долечивания пациента. Третьи — понимают ее как синоним адаптации человека с ОВЗ к окружающей среде, социуму. Некоторые отмечают важность профилактической стороны реабилитации, и все больше из них сходятся на том, что реабилитация выполняет интегральную функцию, т.е. может быть рассмотрена как система и как процесс (М.М. Кабанов). Ими указывается, что изучение реабилитации должно включать рассмотрение ее, во-первых, как целостной системы и, во-вторых, как подсистем (клинико-биологической, социально-психологической, этической, социально-экономической, юридической). Клинико-биологическая подсистема предполагает изучение механизмов поддержания гомеостаза, а также адаптации и компенсации. Социально-психологическая — общение, отношения и взаимоотношения. Этическая — основывается на принципе партнерства всех участников реабилитации. Социально-экономическая — тесно связана с затратами и рентабельностью реабилитационных мероприятий, а юридическая — с разработкой и реализацией правовых норм. Подчеркивается направленность реабилитации не только на индивида с ОВЗ, но и на окружающую среду. И.В. Тимофеева предлагает ввести еще психолого-педагогическую подсистему, которая предполагает создание соответствующего комплекса мероприятий, учитывающих результаты медико-психолого-педагогической диагностики и потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья [13].
Основываясь на таком понимании реабилитации в целом и психолого-педагогической в частности, под логопедической реабилитацией детей с ОВЗ мы понимаем создание системы оптимальных условий, обеспечивающих максимально возможную коррекцию их речи с учетом особенностей, возможностей и потребностей каждого ребенка. Таким образом, субъектами логопедической абилитации являются дети с ОВЗ, их семьи, а также специалисты, осуществляющие реабилитационный процесс.
Логопедическая реабилитация
в Территориальном центре
Муниципальное учреждение Первоуральский территориальный центр социальной помощи семье и детям «Росинка» успешно работает с 1996 г. Это специализированное учреждение предназначено для комплексного обслуживания семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной помощи (социально-бытовой, социально-медицинской, социально-правовой, психолого-педагогической, социально-экономической), а также для профилактической работы по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних. Деятельность Центра направлена:
— на реализацию государственной семейной политики (обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее функций);
— содействие развитию и укреплению семьи как социального института;
— улучшение социально-психологических условий жизни, показателей благополучия семьи и детей;
— установление гармоничных внутрисемейных отношений;
— содействие реализации права детей, женщин и семьи на защиту и помощь со стороны государства.
Обслуживание детей с ОВЗ осуществляется в структурном подразделении Центра по реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями. Деятельность отделения предусматривает полный комплекс мероприятий по социальной реабилитации и медицинскому сопровождению данных детей до 18 лет.
Логопедическая реабилитация как одно из направлений психолого-педагогической реабилитации осуществляется в разных условиях обслуживания (стационарное, нестационарное и на дому).
На стационарное обслуживание принимаются дети и подростки с ОВЗ от 5 до 18 лет. Спецификой реабилитации в данных условиях являются:
— краткосрочность пребывания (в течение 2 мес.);
— комплексный характер реабилитации (сочетание социальной, медицинской и психолого-педагогической), что способствует оказанию эффективной помощи данной категории детей.
Основные цели логопедической реабилитации при стационарном обслуживании:
— выявление детей с отклонениями в развитии речи (устной и письменной);
— развитие и коррекция психологической базы речи у данных детей;
— формирование и закрепление у них навыков правильной речи;
— организация раннего выявления и коррекции нарушений речи;
— повышение логопедической компетентности родителей данных детей.
Логопедическая реабилитация традиционно состоит из четырех блоков.
1. Диагностический блок включает два этапа обследования речи ребенка: при поступлении его на дневной стационар для выявления нарушений речи и при выходе — для отслеживания динамики. В связи с ограниченностью времени реабилитации на стационаре, диагностика устной и письменной речи осуществляется с помощью экспресс-методик (протокол обследования см. в приложении). При обнаружении отклонений в развитии речи проводится более тщательное обследование, результаты которого заносятся в речевую карту, составленную на основе разработок Р.И. Лалаевой, З.А. Репиной, И.Н. Садовниковой, Н.М. Трубниковой и НПРЦ «Бонум» (г. Екатеринбург).
2. Планово-прогностический блок предполагает составление индивидуального плана коррекции для каждого ребенка с нарушением речи. Определяется как отдаленная (коррекция или компенсация нарушенных функций), так и ближайшая цель логопедической реабилитации (достигаемая за время пребывания на стационаре). Логопед при помощи педиатра и психолога определяет частоту и продолжительность своих занятий, что зависит от тяжести основного нарушения, глубины и структуры речевого недостатка, психофизического состояния ребенка.
3. Коррекционно-развивающий блок включает организацию логопедических занятий в соответствии с индивидуальным планом. После каждого занятия заполняется индивидуальная тетрадь ребенка (для работы дома с родителями или самостоятельно), а также дается задание для вечерней или утренней работы с воспитателем (фиксируется в тетради взаимосвязи логопеда и воспитателя). Содержание традиционных логопедических занятий обогащается применением нетрадиционных приемов (работа с песком, пересказ стихов с помощью пантомимики, театрализованная деятельность, релаксация), которые способствуют установлению и закреплению ассоциативных связей в третичных зонах коры головного мозга. Они дополняются интегрированными занятиями логопеда и музыкального руководителя (одно из них представлено в статье).
4. Информационно-консультативный блок включает консультации для родителей, воспитателей и других специалистов Центра:
— информирование родителей о выявлении у их детей нарушений речи (в начале пребывания на стационаре), о запланированной коррекционной работе (в начале пребывания на стационаре) и ее результативности (при уходе со стационара);
— консультирование родителей по организации домашних занятий по индивидуальной тетради, закреплению полученных на логопедических занятиях знаний и умений, предупреждению вторичных отклонений;
— тематические консультации и беседы для специалистов отделения (1 раз в мес.);
— разработка памяток, информационных листков по логопедической тематике.
В дальнейшем, по окончании курса реабилитации на стационаре, возможны четыре варианта:
1) ребенок продолжает индивидуальные логопедические занятия в условиях нестационарного обслуживания;
2) ребенок занимается дома по рекомендациям логопеда (1 раз в 2 недели логопед дает новые);
3) ребенку дается направление на логопункты школы и поликлиники;
4) ребенок выводится с чистой речью (соответствующей возрасту).
Конспект интегрированного занятия по дифференциации звуков [с’]-[щ]
Ись и Ищ
Занятие рассчитано на до-
школьников 6-7 лет с сохранным интеллектом. Может быть проведено как фронтальное или подгрупповое.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

  • Дифференциация звуков [с’]-[щ] в изолированном виде, в слогах, словах, фразах.
  • Развитие общей моторики:

— переключаемости движений;
— согласования речи с движениями;
— выразительности движений (в пантомиме).

  • Активизация практических навыков словообразования (образование существительных суффиксальным способом).
  • Формирование темпоритмического чувства, слухового внимания при движениях под музыку.
  • Развитие творческого воображения.

ОБОРУДОВАНИЕ
1. Тканевые «ручейки».
2. Две плоскостные фигурки, изображающие большой и маленький предметы (мальчики, домики, заборы, кусты).
3. Игрушки (большой и маленький коты).
4. Аудиозапись песни «Как упоительны в России вечера…».
* * *
Организационный момент
Дети входят в зал под музыку, изменяя движения в соответствии с ее характером: марш — легкий бег — марш — ходьба — замедление шага. Когда музыка замолкает, дети садятся на стульчики.
Логопед. Жили-были два мальчика, два друга с очень не-
обычными именами. Одного мальчика звали Ищ, а другого Ись, или ласково Си. Однажды жарким днем ребята вышли на прогулку. Высоко в небе сияло солнышко. «Какое блещтящее солнышко!» — воскликнул Ищ. «Не блещтящее, а блестясее», — поправил его Ись. Как вы думаете, мальчики правильно сказали о солнышке?
Дети. Нет.
Логопед. А как нужно сказать?
Дети. Блестящее.
Логопед. Какие два звука перепутали Ищ и Ись?
Дети. Они перепутали звуки [с’] и [щ].
Логопед. Действительно, Ищ и Ись долго путали звуки [с’] и [щ], но сейчас они их красиво и правильно говорят. И мы сегодня будем правильно произносить их, не путая, станем красиво, выразительно двигаться.
Артикуляция и характеристика звуков
Логопед. Расскажите, где «живут» звуки [с’] и [щ].
Дети рассказывают об артикуляции звуков.
Звуки [с’] и [щ] согласные и мягкие. Чем еще похожи звуки [с’] и [щ]? А чем отличаются?
При помощи вопросов логопеда дети дают характеристики звуков.
Дифференциация звуков
в изолированном виде, в слогах,
в словах
Логопед (раздает всем детям тканевые «ручейки»)
На скамейке мы сидим
И на ручеек глядим.
Тихо ручеек звенит,
Он нам с вами говорит:
Сь-сь-сь-сь…
Дети хором повторяют звук и изображают ручеек.
А около ручейка песочек шелестит: щ-щ-щ-щ…
Дети показывают волнообразные движения руками и хором повторяют звук.
Быстро ручеек течет,
Звонко песенку поет.
Дети (изображают ручеек и поют «песенку ручейка» на мотив любой ранее разученной песни)
Ся-ся-ся…
Сё-сё-сё…
Си-си-си…
Сю-сю-сю…
Логопед
А песочек говорит:
Не могу больше терпеть —
Тоже буду песню петь.
Дети (трут ладошки и поют «песенку песочка» на мотив той же песни)
Ща-ща-ща…
Що-що-що…
Щи-щи-щи…
Щу-щу-щу…
Проводится игра «Ищ и Ись». Дети встают около стульчиков, договаривают за логопедом фразы и показывают названные предметы движениями.
Логопед. Ищ и Ись жили в разных домах. Ищ был огромный, и дом его был такой громадный, что все про него говорили: «Это не дом, а …».
Дети (встают на носочки и тянутся руками вверх, соединив пальчики над головой — «крыша»). Домище.
Логопед. А Ись жил в маленьком …
Дети (приседают, соединив пальчики над головой). Домике, домишке.
Логопед. Возле домища был высоченный …
Дети (встают на носочки, руки помещают перед грудью, пальчики растопыривают). Заборище.
Логопед. Возле домика — низенький, малюсенький …
Дети (приседают, держа руки перед грудью, пальчики растопыривают). Заборчик.
Логопед. Около заборища рос большущий …
Дети (встают на носочки, руками как бы обводят большую крону). Кустище.
Логопед. А рядом с заборчиком — крохотный …
Дети (приседают, руками обводят маленькую крону). Кустик.
Такая же игра проводится при назывании частей тела и лица Ищ и Ись. Дети называют их и прикрепляют соответствующие изображения к плоскостным фигуркам мальчиков.
Носик (носишко) — носище, ротик (роток) — ротище, глазки (глазоньки, глазенки) — глазищи, ножки (ноженьки, ножонки) — ножищи, ручки (рученьки, ручонки) — ручищи.
Логопед. И жили у них два кота. У Ищ был не кот, а …
Дети. Котище.
Логопед. А у Ись был маленький …
Дети. Котик, котишка.
Логопед. А какие они были, мы с вами сейчас покажем.
Дети встают и выполняют движения вместе с логопедом.
Какой был котик?
Кругленькие глазки,
Дети «смотрят в бинокль».
Маленький носишко,
Складывают пальчики в щепотки у кончика носа.
Тоненькие усики,
Растопыривают пальчики, руки поднимают к щекам.
Коротенький хвостишко.
Отводят руки назад, ладошки прижимают друг к другу.
А какой был котище?
Глазищи,
Растопыривают пальчики, руки поднимают до уровня глаз.
Носище,
Прижимают ладошки друг к другу, руки вытягивают вперед.
Усищи,
Растопыривают пальчики, руки от щек разводят в стороны.
Хвостище,
Руки максимально отводят назад.
А моется всех чище.
Выполняют движения, напоминающие умывание кота.
Дифференциация звуков
во фразовой речи
Логопед
Любят коты играть,
Любят они отдыхать:
На травке улягутся,
На солнышке растянутся.
Дети ложатся на спину, отдыхают. Звучит музыка.
Гладят лучики лапки, животики. Тепло, хорошо. Ласковое солнышко, приятное.
Но вот и солнышко зашло,
Стало грустно и темно.
Котишка домой бежит,
А котище у забора сидит.
Дети (встают, хором)
У забора кот сидит,
(растопыренные пальцы поднимают вверх)
Хмуро так на нас глядит.
(Пальцы кладут на лоб, глаза прикрывают ладонями.)
Ты, котище, не пугай!
(Грозят указательным пальцем.)
Лучше с нами поиграй.
(Выполняют движение «пружинка».)
Логопед. Котище, поиграй с нами в игру «Что услышали, не скажем, а движением покажем». Послушайте первое предложение: «Котище весело играет с бантиком». И вот последнее предложение: «Котище машет лапами и прощается с нами».
А вы будете придумывать другие предложения о котище.
Каждый ребенок с игрушкой в руках придумывает предложение о котище. Остальные дети с помощью пантомимики изображают котище и все его движения.
Итог занятия
Логопед. Давайте и мы попрощаемся с нашими новыми друзьями — словами со звуками [с’] и [щ].
Дети. Спасибо, до свидания, прощайте.
Логопед. Ищ и Ись очень понравилось, как вы все хорошо, правильно, красиво говорили, не путали звуки [с’] и [щ]. Молодцы!
Приложение
Протокол экспресс-диагностики устной и письменной речи ребенка с ОВЗ (стационарное обслуживание)
Фамилия, имя, отчество ребенка ______________________
Дата рождения ___________
Дата обследования_________
Устная речь
Импрессивная речь (соответствует/не соответствует возрасту, на бытовом уровне) ________
Экспрессивная речь
Связная речь (фиксируется придуманный рассказ по картинке) _____________________
Грамматический строй речи (норма, редкие/множественные аграмматизмы) ______________
Речевой слух (норма, негрубые/грубые нарушения) ______
Слоговая структура (норма, ошибки в воспроизведении слов различной структуры) ________
Звукопроизношение (норма, нарушено — отсутствие, искажение, замены звуков) _______
Письменная речь (для школьников)
Чтение (для чтения предлагаются тексты в соответствии с возрастом ребенка и видом образовательного учреждения)
Печатный текст (норма, невозможно, затруднено, множественные ошибки) ___________
Рукописный текст (норма, невозможно, затруднено, множественные ошибки) ___________
Письмо (анализируются выполненные задания, а также даются дополнительные)
Печатный текст (норма, невозможно, затруднено, множественные ошибки) ___________
Рукописный текст (норма, невозможно, затруднено, множественные ошибки) ___________
Под диктовку (норма, невозможно, затруднено, множественные ошибки) ________________
По замыслу. Задание дается в зависимости от возраста ребенка и его возможностей: придумать подписи к картинкам, рассказ по серии картинок, мини-сочинение (норма, невозможно, затруднено, множественные ошибки) ________________________
Список использованной
и рекомендуемой литературы
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003.
2. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. М.; СПб., 1996.
3. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Метод. пособие. М., 2005.
4. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М.: ТЦ Сфера, 2003.
5. Гуровец Г.В., Маевская С.И.
К вопросу диагностики стертой формы псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. М., 1978.
6. Диагностика устной речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / Сост. Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха. СПб., 2001.
7. Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2004.
8. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учеб. пособие. СПб., 1998.
9. Методы обследования нарушений речи у детей: Сб. науч. тр. АПН СССР. М., 1982.
10. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1997.
11. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1996.
12. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. М., 1997.
13. Тимофеева И.В. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) в условиях специальной школы. Дис. на соиск. акад. степ. магистра образования. Екатеринбург, 2004.
14. Трубникова Н.М. Логопедическое обследование школьников, страдающих олигофренией и дет-
ским церебральным параличом. Екатеринбург, 1992.
15. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учеб. пособие. М., 2002.
16. Шипицина Л.М. Социально-педагогическая реабилитация девиантного поведения подростков с проблемами в развитии // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Дети и насилие». Екатеринбург, 1996.

Источник

Читайте также:  Здоровья крепче чем вино
Adblock
detector