Тезисы. VIII городских Лицейских научных чтений. «Здоровье человека через призму исследовательских работ учащихся»
1 Тезисы VIII городских Лицейских научных чтений «Здоровье человека через призму исследовательских работ учащихся» апрель 2013
2 ЛИЦЕЙСКИЕ НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ «Мы вместе обязаны преодолеть безответственное отношение общества в вопросах здорового образа жизни». В.В.Путин, Президент РФ (Из Послания Федеральному собранию РФ г.) «Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.А. Медведевым , Пр-271) Культура здоровья сознательная система действий и отношений, определяющих качество индивидуального здоровья человека, слагающаяся из ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей и являющая основой здорового образа жизни (З.И. Тюмасева, 2004). Культуросообразными критериями индивидуального здоровья человека правомерно считать его собственную активность, меру самодетермизации здоровья: уровень ответственности человека за свое здоровье, степень биопсихосоциальной компетентности в вопросах здоровья, адаптационные способности к неблагоприятным условиям среды обитания, границы адекватности его интенциональной и поведенческой активности (О.С. Шустер, 2005). Повышение культуры здоровья и формирование на ее основе здорового образа жизни школьников признано важнейшей задачей общего образования в каждом документе, определяющем стратегию его развития: Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральная целевая программа развития образования на годы (Постановления Правительства РФ от 7 февраля 2011 года 61 и от 20 декабря 2011 года 1034), Федеральные государственные
3 образовательные стандарты нового поколения (Приказы Минобрнауки от , от ), Национальная стратегия действия в интересах детей на годы (утверждена Указом Президента РФ от ), Государственная программа РФ «Развитие образования» на годы (принята Правительством РФ 11 октября 2012), Федеральный закон от ФЗ «Об образовании в РФ» (принят Госдумой , одобрен Советом Федерации ). Поэтому важнейшей задачей каждого образовательного учреждения (ОУ) является обеспечение максимального благоприятных условий для формирования культуры здорового образа жизни, гармоничного физического, психического и социального развития каждого ребенка. Активно идущий процесс модернизации образования, провозглашающий уход от единообразия и унифицированности образовательной среды и образовательного процесса, ориентирует на создание условий для вариативной и личностно-ориентированной педагогики, которая удовлетворяет требованиям сохранения и укрепления физического, психического, социального и духовно-нравственного компонентов здоровья у детей с разным психофизическим ресурсом. Выше перечисленное свидетельствует о необходимости оптимизации здоровьесозидательной деятельности, направленной на формирование культуры здорового образа жизни, расширении внедрения в практику культуроформирующих технологий. Учебно-исследовательская деятельность школьников является важной образовательной технологией современного общего образования. Эта деятельность связана с преимущественно самостоятельным решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает применение научных методов познания и наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Учебное исследование школьника, так же как и любое научное исследование, неизбежно включает основные элементы: выделение и постановку
4 проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта. В ходе работы над учебным исследованием дети учатся планировать и оценивать результат своей деятельности, разрабатывать алгоритм его достижения, выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, осуществлять информационный поиск, делать аргументированные выводы, соотносить свои действия с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с окружающими людьми, получая в диалоге необходимую информацию, представлять свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении. Исследовательская деятельность обучающихся является оптимальным способом реализации деятельностной парадигмы образования, которая является сущностным ядром концепции Федеральных государственных стандартов нового поколения (ФГОС). Реализация ФГОС требует перехода от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной с учетом специфики разных ступеней обучения: при этом обучение в старших классах предполагает применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки. Для развития исследовательского мышления школьников чрезвычайно важно наличие сообщества единомышленников, которое позволяет предъявлять и обсуждать результаты исследовательской деятельности, осуществлять их общественную экспертизу. Эти задачи решает научнопрактическая конференция как традиционный завершающий этап учебноисследовательской деятельности школьников. В процессе подготовки к конференции решается комплекс учебных и развивающих задач: совершенствуются умения учащихся работать с различными источниками информации, умения представлять свои работы в презентативном виде; развиваются коммуникативные способности, навыки публичных
5 выступлений; формируется интерес к исследовательской деятельности. Школьники получают коллективную оценку своего труда, что способствует повышению их социальной активности, правильной оценке проведенного исследования. К сожалению, бывает и так, что научно-практические школьные конференции становятся просто данью моде, выливаясь в громоздкие, но малопродуктивные мероприятия. Вследствие не устраненных вовремя ошибок из проектно-исследовательской деятельности учащихся исчезает самое главное и ценное творческое, изобретательское начало. Полагаем, что для преодоления указанных выше проблем, становления сообщества исследователей школьного возраста оптимальным способом является проведение школьных научных чтений. По традиции российского научного сообщества научные чтения отличаются от других научных конференций тем, что на них специалисты не только докладывают друг другу о своих последних достижениях, но кроме того, отчитываются о своей работе перед широкой общественной аудиторией. Научные чтения характеризуются творческой атмосферой проведения, которая позволяет предъявлять и обсуждать результаты исследовательской деятельности, осуществлять их общественную экспертизу, создавать сообщество исследователей-единомышленников Конечно, научные чтения характерны, прежде всего, для взаимодействия научных работников и преподавателей высшей школы. Кроме того, эта форма научной конференции используется и в общем образовании. В качестве примеров можно привести школьные научные чтения всероссийского и международного уровня: международная научная конференция школьников «Сахаровские чтения» на базе Санкт- Петербургской физико-технической школы им. А.Ф. Иоффе (ежегодные с 1990 года), Всероссийские юношеские научные чтения им. С.П. Королева при Мемориальном музее космонавтики (ежегодные с 2006 года), всероссийские научные чтения «Будущее сильной России в высоких
6 технологиях» в Санкт-Петербурге (ежегодные с 2007 года) и др. Опыт проведения научных чтений имеют также ОУ повышенного уровня: в качестве примеров можно привести Лицейские чтения ГБОУ лицея 395 (СПб), ГБОУ лицея 64 (СПб), Кемеровского городского классического лицея (г. Кузбасс) и др. Однако тематика школьных научных чтений редко связана с вопросами здоровья. Так как их проводят чаще всего гимназии и лицеи, в них доминирует тематика естественнонаучного, технического или гуманитарного профилей. Лицей 554 Приморского района является образовательным учреждением, которое сочетает образование повышенного уровня естественнонаучного профиля с многолетней инновационной деятельности в области сохранения и укрепления здоровья учащихся, повышения культуры их здоровья. В 2000 году школа по результатам аттестации получила статус Лицея естественно-научного профиля. С 2001 года районный учебнометодический центр валеологического образования и воспитания. С 2004 районная экспериментальная площадка «Здоровьесберегающая деятельность ОУ в условиях профильной школы». В 2005 году Лицею был присвоен статус ресурсного центра районного уровня «Здоровьесберегающая деятельность в условиях профильной школы». С 2010 года Лицей переведен в режим экспериментальной площадки районного уровня по теме «Здоровьесозидающая деятельность лицея естественнонаучного профиля в условиях перехода на новые образовательные стандарты». Инновационная деятельность Лицея привела к созданию системы учебноисследовательской деятельности учащихся, направленной на формирование культуры их здоровья: построена модель здоровьесозидающей деятельности педагога общеобразовательной школы; наработан алгоритм реализации этой модели, начиная от индивидуальной работы педагога до деятельности
7 методических объединений и администрации по выявлению и распространению передового педагогического опыта (открытые мероприятия, обобщение опыта с описанием результата работы, создание банка методических материалов и т.п.); создано Школьное научное общество (ШНО), где учащиеся формируют и развивают прогностические и исследовательские умения. Объектом их изучения является система знаний о человеке в современном мире, учащиеся проводят исследования в области экологии, гигиены, медицины, изучают флору и фауну в заказнике «Юнтолово», проводят рейды по охране окружающей среды; учебно-исследовательская работа учащихся Лицея в данной области реализуется через систему воспитательной работы в средней школе, направленной на повышение культуры здоровья учащихся (автор разработки учитель русского языка и литературы Николаева Н.В.); исследовательские проекты учащихся по проблемам здоровья (под руководством учителя экологии и биологии Авдеевой Н.Э.); работу кружков для учащихся «Занимательная биология» (5 класс, автор образовательной программы учитель биологии Кондратьева Е.И.); «Экология» (автор образовательной программы учитель экологии и географии Платонов А.А.); результативность учебно-исследовательской деятельности учащихся в данной области отслеживается на основании диагностики внутришкольных и внешкольных факторов, влияющих на здоровье учащихся; готовности учащихся и их родителей к формированию своего здоровья; готовности педагогического коллектива к здоровьесберегающей деятельности. Лицейские научные чтения, которые являются важной частью реализуемой системы учебно-исследовательской деятельности учащихся, проводятся в Лицее 554 в течение ряда лет вначале на школьном, а затем на районном, а с учебного года на городском уровне.
8 Инновационная деятельность Лицея определяет тематику VIII Лицейских научных чтений: «Здоровье человека через призму исследовательских работ учащихся». В каждой секции этого мероприятия представлены работы учащихся, направленные на формирование здорового образа жизни. На секции «Биология и здоровый образ жизни», наряду с типичными для Лицея работами естественнонаучного профиля о биологии животных (В. Богданович, А. Калиненкова, А. Рязанцева, С. Тычкова, лицей 554 и др.) и растений (А. Узбеков, школа 109; А. Иванова, А. Семенова, С Крылова, гимназия 116) это работы, посвященные изучению состояния здоровья школьников (И. Карташов, школа 430; А. Денисова, М. Комарова, А. Гаврилова, школа 599; С. Голай и А. Коростелева, лицей 554 и др.); их ценностных ориентаций (Е. Рыкман, гимназия 42); индивидуальных особенностей (В. Александров и М. Теас, В. Иванова, школа 253; И. Назимов, школа 582); влиянию различных факторов образа жизни на здоровье школьников (В. Рахметова, школа 208; Д. Баянов, школа 391; М. Слюта, лицей 419; М. Мирошниченко, гимназия 42; А. Гаврилюк и Е. Груздева, школа 579). На секции «Экология и охрана окружающей среды» большинство работ посвящено изучению экологического состояния Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которое оказывает косвенное влияние на здоровье горожан: это работы О. Кузнецовой, школа 425; Д. Кузнецова, Г. Вершкова, лицей 554; Г. Андреевского, А. Куленича, гимназия 116; Н. Гурьева, школа 617; Д. Паншина, гимназия 42; А. Самбуренко, школа 119; П. Мелконян, школа 253 и др. В то же время на секции представлено много работ о непосредственном влиянии экологических факторов на здоровье человека: это работы Н. Сисоркиной, школа 51 о роли солей тяжелых металлов; К Мансурова, школа 430 о влиянии влажности в помещении; А широковой, школа 233 о влиянии
9 компьютера на зрение; А Лязькова школа 688 о роли мусора; Е Сурковой, школа 582, о пищевых добавках в продуктах питания и др. Секция «Химические эксперименты и их значение в жизнедеятельности человека» посвящена роли различных химических веществ в жизнедеятельности человека: содержание веществ в продуктах питания (Е. Пшеничнова, М. Тачкин, школа 430; Ф. Корсаков, П. Попова, Д. Михайлов и С. Голай, лицей 554; Е. Староверова, Д. Фомина, школа 253; А. Календарова, школа 119); вреде курения (А. Мушегян, школа 53; Д. Афанасьева, П. Тимошенко, школа 422); влиянию веществ в соляных пещерах (Е. Грибова, школа 246). Работы, представленные в секции «Здоровьесбережение и компьютер» поднимают вопросы, актуальные для современного информационного общества: о влиянии компьютера на зрение человека, на его физическое и психическое здоровье, о психологической зависимости от компьютерных игр и о жестокости в компьютерных играх. Простое перечисление тематики и участников VIII Лицейских научных чтений свидетельствует о широком участии в них учащихся из разных ОУ и районов Санкт-Петербурга: городской уровень мероприятия обеспечивает сетевое взаимодействие Лицея с заинтересованными ОУ. Образовательная сеть это среда, в которой любое ОУ или педагог могут взаимодействовать с любым образовательным и другим учреждением или педагогом по вопросам совместной работы: обмен идеями, создание нового интеллектуального продукта и др. Целью сетевого взаимодействия в области учебно-исследовательской деятельности является создание образовательного научного пространства для общения и сотрудничества обучающихся и педагогов различных ОУ. Основными задачами сетевого взаимодействия в данной области являются: обмен и распространение опыта работы учащихся и учителей в проектно-исследовательском и здоровьесозидающем направлениях;
10 совершенствование методической работы и повышения квалификации педагогических работников, участвующих в сетевом взаимодействии; методическое сопровождение организации внутришкольного ученического научного самоуправления (ШНО); повышение уровня знаний школьников и приобретение ими исследовательских и учебных навыков; развитие у учащихся интереса к исследовательской деятельности и научной работе; популяризация олимпиадного и конкурсного движения. Полагаем, что методика организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в Лицее в значительной степени обеспечивает социально-педагогическую миссию Лицея обеспечение высокого качества лицейского образования естественнонаучного профиля за счет моделирования индивидуальных образовательных маршрутов, сохранения и укрепления здоровья учащихся, подготовке детей к жизни в открытом и меняющемся мире в соответствии с их склонностями, интересами и запросами. Маргарита Георгиевна Колесникова, к.п.н., доцент, научный руководитель ГБОУ лицея 554 Приморского района
11 Секция «Биология и здоровый образ жизни» Руководители секции Комарова Гульнара Айдеровна, зав. по ОЭР, руководитель Службы здоровья ГБОУ Лицея 554, учитель биологии, Почетный работник образования, Кашина Ирина Альбертовна, Кондратьева Елена Ивановна, учителя биологии ГБОУ Лицей 554, Почетные работники образования. 1. «Его высочество каблук: быть или не быть. » Рахметова Виолетта Вадимовна, учащаяся 9 класса ГБОУ СОШ 208 Красносельского района. Руководитель: Риц Валентина Ивановна, преподаватель организатор ОБЖ ГБОУ СОШ 208. Актуальность исследования: О здоровье необходимо заботиться с детства, чтобы в старости возникало меньше проблем. Ответственность человека за свое здоровье повышается с возрастом. К окончанию школы, в основном, завершается процесс формирования личности как в психологическом, так и физиологическом плане. Поэтому девушки должны иметь представление о том, как выбор одежды и обуви может влиять на их успешность и здоровье. Цель исследования: выявить причины предпочтения выбора обуви на высоком каблуке и уровень распространенности такого выбора среди учениц нашей школы; ознакомить их с последствиями неправильного выбора обуви и дать практические советы по правильному подбору обуви. Задачи исследования: изучить литературу об истории возникновения моды на обувь с высоким каблуком; разработать анкету и провести анкетирование учениц школы для выявления представлений подростков об аспектах проблемы;
12 обработать, проанализировать и представить результаты в виде презентации. организовать обсуждение проблемы предпочтений выбора обуви подростками на основе полученного материала. Объект исследования: обувь как предмет каждодневного потребления. Предмет исследования: предпочтения подростков в выборе обуви. Практическая значимость данной работы заключается в том, что она направлена на воспитание ответственного отношения к своему здоровью и способствует формированию хорошего вкуса у учащихся. Выводы: в результате проведенной работы нами было установлено, что, возникнув как необходимость, высокий каблук постепенно стал неотъемлемой частью индустрии обуви. Современная мода не знает границ, поэтому нелепые выдумки дизайнеров сегодня не редкость. Подростку нелегко сориентироваться в мире тенденций и выбрать собственный индивидуальный стиль. Изучив уровень распространенности предпочтения обуви на каблуке среди учениц нашей школы, мы выявили, что ученицы в своем большинстве осознанно подходят к выбору обуви, материалу, из которого она изготовлена, стараются не донашивать чужую обувь. Однако, слепо следуя моде, они ориентированы на выбор нефункциональной высоты каблука. В связи с этим мы рассказали о последствиях ношения высокого каблука с точки зрения медицины, а также изложили практические советы по подбору обуви, следуя которым девушки всегда смогут оставаться на высоте, сохраняя при этом здоровье. 2. «Береги платье снову, а здоровье смолоду» (Оценка состояния здоровья учащихся ГБОУ школы 430) Карташов Илья, учащийся 6 класса ГБОУ СОШ 430 Петродворцового района.
13 Руководители: Токмакова Татьяна Николаевна, учитель биологии, Карташова Лариса Леонидовна, зам. директора по ВР. Здоровье человека закладывается с детства. Цель работы: оценка здоровья учащихся моей школы. Задачи: ознакомиться с научно-популярной литературой; изучить ее и показать значимость знаний о здоровом образе жизни; проанализировать и оценить данные, полученные от школьного врача о здоровье учащихся школы 430 в течение гг. Использованы данные по учащимся, находящимся на диспансерном учете (1-11 классы). В ходе выполнения работы я ознакомился с научно-популярной литературой по данной тематике. Здоровье школьников, по мнению различных специалистов, год от года ухудшается. В течение 3-х лет (c г) в нашей школе отмечался спад уровня хронических заболеваний (со 180 до 71 случая). Затем произошло увеличение данного показателя со 116 до 441 случая. В 2012/2013 учебном году наблюдается небольшое снижение уровня хронических заболеваний. Наибольшее количество детей с хроническими заболеваниями отмечается в 2011/2012 учебном году 53%. Наименьшее количество детей с хроническими заболеваниями отмечается в 2008/2009 учебном году. Учащимся школы даны рекомендации о необходимости сохранения и укрепления своего здоровья. 3. «Оценка влияния атмосферного давления на самочувствие школьников» Серебрякова Надежда, учащаяся 7 класса ГБОУ СОШ 430 Петродворцового района. Руководители: Токмакова Татьяна Николаевна, учитель биологии; Жиленкова Татьяна Владимировна, учитель физики. На человека воздействует большое количество факторов природы.
14 Цель работы: выяснить, есть ли взаимосвязь между изменением атмосферного давления воздуха и самочувствием учащихся. Задачи: выяснить, чем объясняется давление на поверхность Земли; изучить колебания атмосферного давления в течение 2-х недель; выявить учащихся школы, у которых артериальное давление ниже или выше нормы; проследить взаимосвязь между колебанием атмосферного давления и самочувствием школьников; провести анкетирование учащихся и дать рекомендации школьникам по сохранению своего здоровья. Использовались приборы: автоматический тонометр и барометр-анероид школьный. Измерения проводились ежедневно в одно и то же время на протяжении 2-х недель. Выводы: атмосферное давление на поверхность Земли объясняется действием силы тяжести на слои воздуха; колебания атмосферного давления происходят ежедневно; выявили взаимосвязь между колебанием атмосферного давления и самочувствием школьников; давление учащихся нашей школы находится в пределах нормы. Дали рекомендации учащимся по сохранению своего здоровья. 4. «Исследование индивидуальных физиологических особенностей сердечно-сосудистой системы подростков» Денисова Анастасия, учащаяся 9 класса, Комарова Марина и Гаврилова Алена учащиеся 8 класса ГБОУ СОШ 599 Приморского района. Руководитель: Гуляева Елена Викторовна учитель биологии ГБОУ СОШ 599. Цель работы: исследовать особенности функционирования сердечнососудистой системы подростков лет.
15 Задачи: провести исследования артериального давления и частоты сердечных сокращений, выявить отклонения от нормы, сформировать рекомендации. Гипотеза: в современном мире у подростков лет имеются существенные отклонения в показаниях артериального давления и частоты сердечных сокращений, связанные с пубертатным периодом и половым созреванием, гиподинамией и несбалансированным питанием, а также с пагубным воздействием информационной среды и интернет технологий. Для проведения исследования были использованы эксперимент и сравнение. Каждый день учащиеся 8 «А» и 8»Б» в количестве 49 человек, на протяжении трех месяцев проводили исследования своей сердечнососудистой системы и заносили показания в таблицу. Каждую неделю результаты обсуждались и анализировались причины отклонения от нормы. Полученные результаты таковы: Средний уровень максимального артериального давления у мальчиков лет колебался от 115,8 до 120 мм рт. ст., а минимального — от 59 до 66 мм рт. ст., тогда как верхний предел нормы систолического давления в 14, 15 лет у мальчиков достигал 130, у девочек мм рт. ст., а диастолического мм рт. ст. «Опасная зона» для14-15-летних является мм рт. ст. для систолического и мм рт. ст. для диастолического. Выводы: 1/4 школьников имеет показания нормы. 2/4 учащихся имеют незначительные отклонения, связанные с пубертальным периодом и гормональной нестабильностью. 1/4 учащихся имеют серьезные отклонения от нормы. Рекомендации:
16 1. Учащимся с нормальными показаниями и с незначительными отклонениями рекомендуется больше времени уделять физическим нагрузкам, прогулкам и здоровому питанию. 2. Учащимся с серьезными отклонениями рекомендуется пройти обследования у специалистов-врачей, чтобы вовремя предупредить развитие заболеваний сердечно-сосудистой системы. 5. «Поведение египетских летучих лисиц в условиях неволи в ситуациях, связанных с поеданием корма» Захарова Юлия, учащаяся 10 класса ГБОУ Лицей 554 Приморского района. Руководитель: Соколовская М.В., учитель Кашина И.А. Наблюдения за поведением 8 взрослых и 5 подростков египетских крыланов проводили в октябре ноябре 2012 года в Ленинградском зоопарке. В задачи исследования входило: описать поведение египетских крыланов при поедании различных видов корма; сопоставить манипуляционную активность крыланов при поедании ими кормов в разных местах вольеры, проанализировать характеристики груминга, следующего за поеданием пищи. Выявлено 6 способов прикрепления для кормежки и 8 действий из репертуара манипуляционной активности. Продолжительность, длина и разнообразие последовательностей манипуляций с пищей зависит как от вида корма, так и от способа прикрепления крылана для кормежки. Большинство последовательностей манипуляций с пищей заканчивается автогрумингом, продолжительность и репертуар комфортных действий в значительной степени варьируют в зависимости от разновидности поедаемого животным корма.
17 6. «Поведение макак маготов (Macaca sylvanus) черных макак (M. maura) и японских макак (M. fuscata) в условиях Ленинградского зоопарка» Барбанэль Полина, Кузнецова Валерия и Ю Герман учащиеся 8 класса ГБОУ Лицей 554 Приморского района. Руководитель: Соколовская М.В., учитель Кашина И.А. Наблюдения за активностью приматов трех видов в условиях Ленинградского зоопарка проводились на базе сектора Приматов с сентября по ноябрь 2012 года. Общая продолжительность наблюдений составила 36 часов. Данные по бюджетам активности обезьян трех видов и по использованию территории вольеров маками маготами и черными макаками были проанализированы методом кластерного анализа. В бюджетах активности всех членов наблюдаемых групп преобладал отдых, при этом поведение членов группы японских макак в теплую погоду и при отрицательных температурах воздуха существенно различалось за счет резкого снижения уровня активности и разнообразия поведения при понижении температуры. Уровень сходства бюджетов активности обезьян в рамках каждой группы оказался гораздо выше, чем при сравнении приматов разных видов. В группе черных макак по уровню сходства выделяются две пары обезьян мать и дочь самки Мишель и Маура и два молодых самца Женя и Жорж. У маготов уровень сходства бюджетов активности и характера использования территории вольера у матери и детеныша значительно выше, чем данный показатель при сравнении взрослого самца с остальными членами группы. 7. «Груминг у черных макак, макак маготов и японских макак в условиях неволи» Богданович Варвара, Калиненкова Анна учащиеся 10 класса ГБОУ Лицей 554 Приморского района.
18 Руководитель: Соколовская М.В., учитель Кашина И.А. Цель работы: изучить структуру груминга у черных макак, макак маготов и японских макак в условиях неволи. Задачи: 1.Сравнить репертуар и встречаемость элементов аллогруминга и автогруминга у исследуемых видов 2.Сопоставить позы, которые животные принимали при авто- и аллогруминге. 3.Сравнить длину последовательностей при авто- и аллогруминге Материалы: Наблюдения за поведением черных макак, макак маготов и японских макак в условиях Ленинградского зоопарка проводились на базе сектора Приматов в сентябре — ноябре 2012 года. Методы изучения: Изучения поведения обезьян проводились в дневное время суток, во время максимальной активности животных, в период с 11 до 19 часов. Авто и алогруминг обезьян регистрировали методом фиксации отдельных событий (Попов, Ильченко, 1990), в качестве которых выступали контакты и случаи автогруминга. Выводы: 1.Аллогруминг и автогруминг у изученных видов макак отличается по направленности чисток. 2.В большинстве случаев макаки чистят себя или другую особь сидя. 3.В ходе аллогруминга у макак трех видов наиболее распространенными элементами является перебирание шерсти и выкусывание. 4.Доля такого элемента как «почесывание» у представителей всех трех видов достоверно выше, чем встречаемость других действий из репертуара автогруминга. 8. «Изучение проявления межвидовой и внутри видовой конкуренции у синантропных видов птиц, таких как сизый голубь, серый воробей и серая ворона» Рязанцева Анастасия, учащаяся 10 класса ГБОУ Лицей 554 Приморского района.
19 Руководитель Рясная Е.Н., учитель Кашина И.А. Цель работы: изучить некоторые проявления межвидовой и внутривидовой конкуренции за пищевые ресурсы у птиц трех синантропных видов. Задачи: исследовать последовательность появления птиц на площадках, сравнить количество птиц и последовательность их появления в зонах с различной антропогенной нагрузкой, выявить пугающие факторы, сравнить стратегию поведения птиц. Выводы: отличается как последовательность появления птиц в разных зонах, так и их количество. Наиболее пугающим фактором являлось антропогенное влияние. Стратегия поведения менялась в зависимости от зоны. 9. «Рациональное питание учащихся как фактор формирования здорового образа жизни» Баянов Дмитрий, учащийся 10 класса ГБОУ СОШ 391 Красносельского района. Руководитель: Диб Наталья Владимировна, учитель информатики. Оздоровление подрастающего поколения одна из приоритетных задач современного образования. У современных школьников возрастают учебные нагрузки, уменьшается двигательная активность, нарушен режим приема пищи. Вопросы питания стоят сегодня в центре внимания, огромное значение придается взаимосвязи питания и здоровья. В последние годы значительные усилия общеобразовательных учреждений (ОУ) в Санкт-Петербурге направлены на создание здоровьесозидающей образовательной среды (ЗОС). Особенности и успешность построения ЗОС в школах мегаполиса зависят от места её расположения.
20 Немаловажным фактором построения ЗОС школы является организация мониторинга szou.webmerit.ru, а также распространения информации о здоровье и здоровом образе жизни. В нашем исследовании мы использовали данные ОУ участников мониторинга ЗОС учебного года. Для выявления особенностей построения ЗОС в ОУ анализировались данные окраинных школ и центральных. Показатели нерегулярности питания ниже в центральных школах: больше детей не завтракает (5,1% и 2,2 в окраинных школах соответственно), не ужинает (2,1 и 1,6). Отсутствует график приема пищи, данные показателя «ест, когда захочет» составляет 34,6 в центральных школах и 25,1 в окраинных). Для всех школ мониторинг показал явное нежелание детей принимать пищу в школах (данные мониторинга одинаково колеблются от 57,6 до 63,1). Сопоставление данных мониторинга ЗОС позволяет сделать следующие выводы: 1) Построение ЗОС в окраинных школах более актуально; 2) ЗОС окраинных школ позволяет более эффективно решать проблемы образа жизни учащихся. Исследования ЗОС начинались с 2000 года совместно со специалистами СПб АППО. Мы наблюдаем ухудшение состояния здоровья детей, поэтому школа старается внести здоровьесберегающий потенциал в свою деятельность. Наши исследования проводились в форме анкетирования по следующим вопросам: характер и режим питания, сбалансированность питания, потребление сладостей и газированных напитков. Опрос проводился на базе 5-7 классов. Некоторые результаты проведенного исследования показывают, что школа должна искать новые возможности для формирования здорового образа жизни учащихся. Принципом рационального питания должен стать оптимальный режим питания. Мы убеждены, что просветительская деятельность взрослых способна изменить ситуацию и улучшить состояние здоровья школьников.
21 10. «Формирование гигиены режима труда и отдыха. Организация качественного сна» Слюта Марина Олеговна, учащаяся 11 класса ГБОУ Лицей 419 Петродворцового района Санкт-Петербурга. Руководитель: Киселева Татьяна Михайловна, преподаватель организатор ОБЖ ГБОУ Лицея 419. Цель работы: изучив значение правильной организации сна, выявить условия полноценного отдыха. Задачи: — формирование ценностного отношения к здоровью, — воспитание мотивации на здоровый образ жизни, — обучение способам достижения высокого уровня здоровья. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков. Более чем у 50% детей диагностируются хронические заболевания. Мало внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха. Меня привлекла эта тема тем, что сон это та сфера нашей жизнедеятельности, доступная и менее затратная, которую можно грамотно организовать самим уже сегодня. В ходе работы выявлены условия качественного сна: длительность 8 часов, час сна до полуночи по силе благотворного воздействия на организм равняется двум после полуночи, перед сном нельзя пить возбуждающие напитки, последний прием пищи — за три часа до сна. Свежий воздух. Подушка, матрац, постельное белье должны соответствовать санитарным нормам. Ночью вырабатывается 70% суточного количества мелатонина гормона, защищающего от стрессов и старения, который участвует в регуляции всех жизненных процессов. Максимум гормона вырабатывается с 0 до 4 утра в полной темноте.
22 11. «Апробация метода Люшера на учащихся 6-х классов» Корсакова Екатерина Андреевна, учащаяся 9 класса ГБОУ СОШ 38, Приморского района. Руководитель: Илюхина Елена Петровна, учитель биологии ГБОУ СОШ 38. Цели и задачи: выявить цветовые предпочтения и их динамику по четвертям у учащихся, оценить их психо-эмоциональное состояние, а также уровень нервно-психической устойчивости, выяснить типы темперамента детей (флегматики, меланхолики, сангвиники, холерики), проанализировать соотношение типов темперамента по классам, возрасту и половой принадлежности, определить некоторые другие свойства нервной системы тестированных детей. Методика работы. Я проводила тест Люшера у мальчиков и девочек двух 6-х классов (всего 53 человека). Тестирование было проведено в начале первой и второй четвертей, а также в конце этих же четвертей, в одно и то же время (на одном и том же по расписанию уроке). Тест Люшера в оригинале представлен в двух вариантах: полное исследование с помощью 73 цветовых таблиц и краткий тест с использованием восьмицветового ряда. Я использовала краткий вариант теста Люшера. Процедура исследования протекала следующим образом: учащимся двух 6-х классов (53 человека) предлагалось выбрать из разложенных перед ними карандашей 8 цветов самый приятный цвет, не соотнося его ни с расцветкой одежды (идет ли к лицу), ни с обивкой мебели, ни с чем-либо другим, а только сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент. Проанализировав результаты теста, я пришла к выводу, что с течением времени некоторые дети раскладывают цвета совершенно иначе — это свидетельствует о том, что тест больше направлен на диагностику эмоционального состояния, которое переменчиво. Эмоциональное
23 состояние человека может существенно меняться в зависимости от ситуации. Кроме того, люди существенно различаются по тому, остаются ли у них постоянными цветовые раскладки при повторных замерах, или они меняются. В том случае, если цветовые предпочтения у человека сохраняются в большинстве ситуаций, мы можем сделать выводы об индивидуальных особенностях его личности, более или менее постоянных чертах. Если же раскладки часто меняются, то мы можем предположить, что человек характеризуется эмоциональной неустойчивостью, непостоянством настроения, существенной зависимостью его поведения от переживаний. Большинство тестируемых девочек — сангвиники и меланхолики, у мальчиков число холериков, флегматиков и меланхоликов примерно на одном уровне, незначительно преобладают сангвиники. Наблюдается примерное равенство детей с динамичностью по отношению к возбуждению, некоторой эмоциональной неустойчивостью и ригидностью. У девочек наблюдается примерное равенство между стремлением действовать и добиваться успеха, стремлением к самоутверждению и стремлением надеяться и смотреть вперед. У мальчиков преобладает стремление действовать и добиваться успеха. 12. «Черенкование Тиса канадского (Taxus canadensis) и Тиса остроконечного (Taxus cuspidata) в четырех различных субстратах» Узбеков Арсений, учащийся 11 класса ГБОУ СОШ 109. Научный руководитель Е.А. Чепортузова (Эколого-биологический центр «Крестовский остров»). Учитель биологии Л.Г. Жирнова. Цель: определить влияние различных субстратов на укоренение и развитие корневой системы у стеблевых черенков Тиса канадского (Taxus canadensis) и Тиса остроконечного (T. cuspidata). Задачи: освоить черенкование Т. стеблевыми черенками на практике,
24 определить общий процент укореняемости обоих видов, получить редкий посадочный материал, для дальнейшего выращивания в открытом грунте, изучить литературу по данной теме. Результаты. Посадки черенками показали, что Т. Канадский, в общем, укореняется намного лучше, чем Т.Остроконечный. В обоих случаях высокие показатели, наблюдаются в последовательности вермикулит, перлит, песок, торф. Средний коэффициент укореняемости Т. Канадского 80%, Т. Остроконечного 22%. Следует учесть, что на укореняемость черенков влияет возраст маточного растения. (Марковский Ю. Б. «Лучшие хвойные растения в дизайне сада». М. ЗАО «Фитон+», 2006) Возраст растений, с которых были срезаны черенки, установить не получилось, но возможно, Т. остроконечный был намного старше тиса канадского, и его черенки укоренились намного хуже. Так же сложно проследить закономерность, изменения влияния на отдельные черенки субстратом, что в большинстве оценивалось «на глаз». Наличие и длина корней в ходе работы были обнаружены черенки с отсутствием корней. Наибольшая длина корней встречалась у черенков тиса канадского в вермикулите, где в среднем составила 17,6см, а наименьшая — у тиса остроконечного в песке, где составила 1,8см. Однако интересной особенностью Т. остроконечного было сохранение зеленого цвета хвои и даже незначительных верхушечных приростов при полном отсутствии корней, у некоторых встречался наплыв каллуса, можно предположить, что для Т. Остроконечного требуется больше времени для укоренения. Изначально я предполагал, что важной характеристикой укореняемости будет размер черенков, но, проанализировав данные, я не пришел к обособленному выводу, наверное,
25 следует заметь, что длина черенков Т. остроконечного (12,2см) в среднем была несколько меньше Т. канадского(13,5см). Различие во внешнем виде корней в различных субстратах — корни обоих видов в вермикулите были средней величины бело-желтого цвета, имели беспорядочное расположение в субстрате, возможно, что они окрасились от самого вермикулита. В перлите были меньше по размерам с множеством очень мелких корневых волосков и имели красноватый оттенок. В песке были более гладкими и росли почти ровным пучком во все стороны, а в торфе имели небольшие утолщения в местах роста, а также оказались самыми хрупкими. Выводы: 1) Из 80 черенков укоренилось 63, из них 38 Т. канадского и 24 Т. остроконечного. 2) Наилучшим субстратом оказался «вермикулит» в котором укоренилось 19 из 20 черенков (95%), что составило 31% от общего количества посаженных черенков. 3) В перлите укоренилось 16 из 20 (80%) от общего 26 4) В торфе 14 из 20 (70%) от общего 22% 5) В песке 13 из 20 (65%) от общего 21%. 6) Лучшим субстратом для укоренения черенков тиса является вермикулит. 13. «Изучение влияния загрязнителей окружающей среды на функциональное состояние мерцательного эпителия изолированного пищевода лягушки» Пашинская Любовь Дмитриевна, учащаяся 10 класса ГБОУ гимназия 524 Московского района. Руководитель: Смирнова Тамара Андреевна, педагог доп. образования, к.б.н., доцент кафедры Анатомии и физиологии человека и животных РПГУ им. А.И. Герцена
26 Одним из актуальных направлений экспериментальной физиологии является использование естественных биологических моделей для изучения механизмов влияния загрязнителей окружающей среды. К числу таких моделей относится изолированный пищевод лягушки. Целью исследования было изучение функционального состояния мерцательного эпителия изолированного пищевода лягушки при действии некоторых загрязнителей антропогенного происхождения, которые могут попасть в окружающую среду с промышленными или бытовыми отходами: раствора моющего средства, гипертонических растворов NaCl, раствора H 2 SO 4. Исходя из предположения о том, что разные загрязнители оказывают различное влияние на деятельность организма лягушки, был проведён ряд опытов. С помощью секундомера измерялось время движения грузика по пищеводу на расстоянии 1 см сначала в физиологическом растворе, затем в условиях действия тестируемого загрязнителя. Результаты показали, что одни вещества стимулируют двигательную активность эпителия пищевода, ускоряя попадание загрязнителя в желудок и выведение его из организма, другие угнетают двигательную и защитную функции пищевода. 14. «Исследование антропометрических и физиологических показателей своего здоровья, изменения физиологических показателей в течение недели» Голай Светлана и Коростелева Анастасия, учащиеся 7а класс ГБОУ Лицей 554. Руководитель и учитель биологии Кондратьева Е.И. Целью работы являлось проведение исследования организма для оценки состояния своего здоровья, выявление особенностей своего организма, наиболее тяжелые дни недели.
27 Для изучения индивидуального состояния здоровья измерялись антропометрические показатели, оценивали росто-весовое соотношение, данные плантографии, проводили тест определяющий тип осанки. Для исследования физиологического состояния измерялись артериальное давление, пульс в состоянии покоя и после нагрузки (после 30 приседаний); на протяжении ноября, декабря и января три раза в неделю (понедельник, среду и субботу) в одно и то же время и определяли коэффициент эффективности кровообращения (КЭК), коэффициент выносливости (КВ), индекс Руффье (ИР), индекс адаптационного потенциала организма. Полученные данные сравнивались со среднестатистическими, характерными для подростков лет в норме и при отклонении от нормы. Антропометрические показатели оказались в пределах нормы и у Светланы, и у Анастасии. Физиологические показатели у Анастасии в покое соответствуют норме. Особенностью организма Светланы является гипотонический тип артериального давления и преобладание симпатического отдела вегетативной нервной системы над парасимпатическим., т.е. более выражены реакции напряжения организма над процессами восстановления. Средние значения коэффициента выносливости и индекса Руффье свидетельствует о неэффективной работе кровеносной системы, особенно при нагрузке. Именно эти показатели оказались наиболее изменчивыми в нашем исследовании. Эти показатели были повышенными в понедельник и субботу, более благоприятными в середине недели, в среду и у Анастасии, и у Светланы. 15. «Влияние родительского опыта на реакцию лабораторных крыс (Rattus rattus) при встрече с 2-ух недельным незнакомым детенышем своего пола на нейтральной территории»
28 Тычкова Софья Владиславовна, учащаяся 9 класса ГБОУ Лицей 554. Руководитель: Байдина Серафима Валерьевна, учитель биологии Кондратьева Е.И. Цель работы: выяснить, влияет ли наличие родительского опыта на поведение самцов и самок лабораторных крыс в тесте «попарное ссаживание» с незнакомым двухнедельным крысенком своего пола на нейтральной территории». Всего в тестах было задействовано 28 взрослых лабораторных крыс, 14 из них имело на момент тестов родительский опыт, а 14 крыс не имели родительского опыта. Мы проводили «попарные ссаживания» взрослых крыс и 2-х недельных крысят того же пола на нейтральной территории. По результатам проделанной работы мы выяснили, что наличие или отсутствие родительского опыта влияет сильнее, нежели пол крысы. Самцы и самки, имеющие родительский опыт, намного чаще стараются избегать контактов с незнакомым детенышем своего пола на нейтральной территории, чем взрослые крысы, не имеющие родительского опыта. Взрослые крысы, не имеющие родительского опыта, обращали на незнакомого детеныша меньше внимания, нежели крысы, имеющие родительский опыт. Детеныши достоверно чаще инициировали контракт с особями, имеющими родительский опыт, особенно с самками. 16. «Социальное поведение черных макак (Macaca maura) в условиях Ленинградского зоопарка» Юшина Алёна, учащаяся 11 класса, ГБОУ Лицей 554.Учитель биологии: Кондратьева Е.И., научный руководитель: Соколовская М.В. Целью работы: изучение социального поведения группы черных макак (Macaca maura).
29 Задачи исследования: изучить частоту встречаемости различных видов контактов в группе, выявить направленность контактов, сравнить социальное поведение животных разного пола, изучить иерархическую структуру в группе. Наблюдения проводились на базе Ленинградского зоопарка, в состав исследуемой группы входила группа из четырех приматов (две самки Маура, Мишель, и два самца Женя, Жорж). Наблюдения проводились в дневное время суток, в период с 15 до 18 часов по 1 3 часа в день. Общая продолжительность наблюдений составила 28 часов. Социальное поведение обезьян исследовалось методом фиксации отдельных событий, в качестве которых выступали различные контакты. Для каждого контакта регистрировались: вид взаимодействия, составляющие его элементы, ситуация, при которой он был замечен, инициатор, реципиент и его реакция. Выводы: В социальном поведении наблюдаемой группы черных макак по частоте встречаемости преобладают агрессивные контакты и аллогруминг; агрессивные взаимодействия между самками в основном представлены действиями из репертуара ритуализированной агрессии, тогда как в конфликтах между самцами высока встречаемость элементов жесткой агрессии; доля инициированных самцами подставлений под чистку достоверно выше, чем аналогичный показатель у самок, в то же время встречаемость случаев аллогруминга, начатых грумингующим животным, у самок достоверно выше, чем у самцов; в качестве партнера по аллогрумингу обезьяны предпочитают особей противоположного пола, вне зависимости от способа инициации взаимной чистки; подавляющее большинство игр в группе происходит между самцами; в группе четко выделяется доминирующая особь самец Женя, который является основным инициатором агрессивных контактов, имеет право первоочередного подхода к пище и является основным реципиентом взаимных чисток; место субдоминанта занимает старшая самка Маура,
30 занимающая приближенное к доминирующему самцу положение, приближенное к доминирующему самцу. 17. «Цели и значимые сферы жизни пятиклассников» Рыкман Елизавета, учащаяся 6 класса ГБОУ гимназия 42. Руководитель Солуянова М.А., учитель биологии. Переход в 5 класс связан с переходом от младшего возраста к подростковому. В этот период начинают проявляться признаки независимости от взрослых, желание принимать самому решения, устанавливать новые дружеские отношения. В возрасте лет происходит формирование познавательных процессов и личности. Всё это способствует поиску собственных целей, ценностей и убеждений. Поэтому исследование было направлено на изучение целей и значимых сфер в жизни пятиклассников. Задачи исследования: выяснить наличие у них целей или мечты; определить значимые сферы жизни. Для этого была составлена специальная анкета. Данные анонимно были занесены в программу EXCEL, затем обработаны в программе SPSS 17. В исследовании приняли участие 42 ученика 5-х классов. Выводы: Проведенное исследование подтвердило наше предположение о том, что учащиеся 5 класса нашей гимназии целеустремленные ребята. Кроме этого для них очень важна роль общения с друзьями. А общение с учителями и родителями помогает школьникам получать новые знания в школе и дома, читать книги и развивать свои интересы, благодаря которым ребята смогут найти свои цели в жизни.
31 18. «Изучение влияния состава и условий хранения на потребительские свойства йогурта» Мирошниченко Мария Алексеевна, учащаяся 8 класса ГБОУ гимназия 42 Приморского района. Руководитель: Мирошниченко И.И. к.б.н., учитель биологии ГБОУ 42 Приморского района. Самый популярный в России кисломолочный продукт-йогурт. Что такое живой йогурт? На что нужно обращать внимание, выбирая этот любимый многими кисломолочный продукт в магазине? Цель исследования: изучив состав и особенности хранения йогуртов, научиться выбирать данный продукт с пользой для здоровья. Выводы: 1. Большинство опрошенных (91%) не отличают йогурт от йогуртного продукта. 2. Во всех исследуемых образцах были обнаружены различные пищевые добавки. 3. Кисломолочную продукцию следует хранить только в холодильной камере, строго соблюдая рекомендуемые производителем температурные режимы. Стоит также остерегаться продукции с критическими сроками годности, так как показатели их качества и безопасности могут быть уже значительно занижены. 19. «Леворукий ребёнок. Кто он?» Александров Владислав и Теас Марта, учащиеся 10 класса ГБОУ СОШ 253. Руководитель: Лаврентьева Елена Владимировна, учитель биологии. Леворукость веками остается загадкой, притягивающей внимание. Действительно, большая часть человечества — праворукие, а леворукие
32 составляют всего 13-16%, но их количество с каждым годом увеличивается, что подтверждают статистические данные. Левши существовали всегда, но лишь сейчас, в последние годы, за ними оставляют право быть собой, сохранить свою индивидуальность Цель работы: выяснить, чем отличаются праворукие дети от леворуких. Основные задачи: раскрыть сущность понятия «леворукость»; раскрыть основные психологические особенности леворуких школьников; изучить особенности психических процессов леворуких детей: памяти и внимания; обобщить полученные данные. В результате проведенных исследований и опросов было выяснено, что среди школьников 5-х классов 42% леворуких. Обучая и воспитывая леворукого ребенка, нужно помнить, что ни в какой ситуации он не должен чувствовать негативное отношение к леворукости. Леворукий ребенок, как правило, возбудим, быстро утомляется, а значит, день ребенка должен быть построен так, чтобы не было перегрузки и переутомления. Знание личностных и психологических особенностей леворуких необходимо родителям, чтобы наиболее эффективно организовать познавательную деятельность ребенка-левши и подготовить его к овладению школьной программой. 20. «Влияние биологически активных веществ и тепловой скарификации на прорастание семян» Воропаев Владимир и Матеевич Надежда, учащиеся 7 класса ГБОУ СОШ 253 Приморского района. Руководитель: Лаврентьева Елена Владимировна, учитель биологии.
33 Существуют разные способы подготовки семян к посеву стратификация, промораживание, скарификация, намачивание, обработка регуляторами роста. Цель работы: выяснить эффект воздействия водных растворов биологически активных веществ и тепловой скарификации на прорастание семян. Задачи: Сравнить прорастание семян под воздействием биологически активных веществ «Гумата», «Энергена», тепловой скарификации и минеральной воды «Нарзан». Основу питания многих народов составляют злаковые и бобовые культуры. Для проведения эксперимента удобными оказались семена двудольных растений: маша и нута, и однодольных растений — ржи и пшеницы. В течение пяти дней мы наблюдали за прорастанием семян, сравнивали результаты, фотографировали. Рекомендации: 1. Для быстрого проращивания семян с целью употребления их в сыром виде в пищу можно рекомендовать тепловую стратификацию семян маша и нута, которые содержат большое количество белка, биологически активных веществ, витаминов. 2. Для проращивания семян с целью выращивания культур подходит биологически активное вещество «Энерген». 3. Поставленные опыты можно использовать на уроках биологии в 6 классе в теме «Минеральное питание растений». 21. «Влияние биоритмов на процессы жизнедеятельности и работоспособность человека» Назимов Илья Игоревич, учащийся 9 класса ГБОУ СОШ 582. Руководитель: Жеребцова Елена Львовна, школа 582, учитель биологии.
Источник