Статья 76. Общие положения об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья
Статья 76. Общие положения об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья
1. Право лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование обеспечивается путем создания специальных условий обучения и (или воспитания. Под специальными условиями обучения и (или) воспитания понимаются:
1) специальные методы обучения и (или) воспитания;
2) дополнительные и специальные штатные единицы педагогических работников;
3) психолого-педагогическое сопровождение учащихся (воспитанников);
4) социально-правовое сопровождение учащихся (воспитанников);
5) индивидуальные и коллективные технические средства обучения и технические средства реабилитации;
6) адаптированные устройства дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения;
7) изданные специальными шрифтами (включая шрифт Брайля) и в специальных форматах (включая аудиоформаты) учебники, учебные пособия и иная литература, необходимая для освоения соответствующих образовательных программ, а также для реабилитации и социальной интеграции учащихся (воспитанников);
8) сурдоперевод и субтитрирование;
9) медицинские, социальные и иные услуги;
10) иные условия, без создания которых невозможно или затруднено освоение соответствующих образовательных программ.
2. Потребность учащегося (воспитанника) в специальных условиях обучения и (или) воспитания определяется:
1) образовательным учреждением;
2) психолого-медико-педагогической комиссией;
3) федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
3. Психолого-медико-педагогическая комиссия осуществляет комплексное обследование в установленном порядке лиц, имеющих нарушение физического и (или) психического здоровья, в целях определения их потребности в специальных условиях для обучения и (или) воспитания и выработки рекомендаций по созданию таких условий.
4. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии, содержащее рекомендации по созданию специальных условий для обучения и (или) воспитания, обязательно для исполнения соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также организациями, реализующими образовательные программы. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
5. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей) заключение психолого-медико-педагогической комиссии носит рекомендательный характер.
6. Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право по их выбору, выбору их родителей (законных представителей) на получение образования с учетом их возможностей и особенностей психофизического развития в образовательных учреждениях общего назначения (инклюзивное образование) и коррекционных образовательных учреждениях (специальное образование), обеспечивающих их социальную адаптацию и интеграцию их в общество, включая развитие у них навыков самообслуживания, подготовку к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и семейной жизни. В указанных образовательных учреждениях с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий создаются специальные условия для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
7. Для учащихся (воспитанников), имеющих различные нарушения речи, организуется логопедическая помощь в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
8. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья: неслышащих, слабослышащих, незрячих, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, имеющих задержку психического развития, с нарушениями умственного развития, с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (сочетанием нарушений физического и (или) психического здоровья) органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения дошкольного образования и общеобразовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение.
9. Дети с ограниченными возможностями здоровья направляются в учреждения (классы, группы), указанные в части 8 настоящей статьи органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.
10. Содержание лиц с ограниченными возможностями здоровья в коррекционных образовательных учреждениях, указанных в части 8 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с нормативами, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно- правовое регулирование в сфере образования.
11. В случае, если на территории субъекта Российской Федерации отсутствует коррекционное образовательное учреждение соответствующего вида, органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны оплатить обучение и (или) воспитание и содержание лица с ограниченными возможностями здоровья из числа указанных в части 8 настоящей статьи в соответствующем коррекционном образовательном учреждении на территории другого субъекта Российской Федерации.
12. Ликвидация (реорганизация) образовательных учреждений, указанных в части 8 настоящей статьи, допускается только с согласия родителей, иных законных представителей учащихся, выраженного общим собранием родителей (законных представителей).
13. Граждане и должностные лица, виновные в нарушении права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Споры по вопросам создания специальных условий для обучения и (или) воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья могут рассматриваться в судебном порядке.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник
Лица с ограниченными возможностями здоровья: современные подходы к определению понятия
статья на тему
В статье рассматриваются различные подходы к определению терминологического аппарата современной специальной педагогики; раскрываются различные точки зрения отечественных и зарубежных ученых, определяющих понятие «лица с ограниченными возможностями здоровья».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parfenova_t.a._litsa_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Лица с ограниченными возможностями здоровья:
современные подходы к определению понятия
Парфёнова Т. А. , г. Ульяновск
В статье рассматриваются различные подходы к определению терминологического аппарата современной специальной педагогики; раскрываются различные точки зрения отечественных и зарубежных ученых, определяющих понятие «лица с ограниченными возможностями здоровья».
Отношение общества к лицам с отклонениями в развитии имеет исторический характер и определяется уровнем развития общества: состоянием науки и культуры, социально-экономическими отношениями, господствующими религиозными взглядами, национальными традициями, правовыми нормами.
На протяжении многих веков проблема аномального развития не рассматривалась с научных позиций и была неоднозначна во все времена. В силу своей биологической сущности человек никогда не был физически и психически неуязвимым и идеально приспособленным к жизни в окружающей среде. Во все времена существовала определённая часть людей, ослабленных в силу возрастных (детство, старость) и индивидуальных (врождённые пороки развития, болезни, травмы и т. п.) особенностей, которые делали их уязвимыми или даже беззащитными, зависимыми от помощи окружающих. На протяжении всего периода развития цивилизации человеческое сообщество стояло перед необходимостью определять своё отношение к людям, отличающимся нетипичными формами физического состояния или социального поведения, и в соответствии с ними поступать, взаимодействуя с такими людьми [7].
Н. Н. Малофеевым разработана периодизация, которая охватывает временной отрезок от IX в. до н.э. и до наших дней. Он выделяет следующие периоды отношения общества и государства к людям с проблемами в развитии: 1. «От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости помощи» (IX-VIII вв. до н.э. – XII в.). 2. «От призрения к осознанию возможности обучения» (XII в. – 70-80 гг. XVIII в.). 3. «От осознания возможности к осознанию необходимости обучения» (70-80 гг. XVIII в. – начало XX в.). 4. «От обучения отдельных категорий аномальных детей к дифференцированной системе специального образования» (начало XX в. – 70-е гг.). 5. «От изоляции к интеграции» (70-е гг. ХX в. – по настоящее время). Условными рубежами данных периодов являются исторические прецеденты существенного изменения отношения к лицам с отклонениями в развитии. Эти изменения прослеживались в том, что если в античном мире такие дети обрекались на смерть, то с возникновением христианства начинает проявляться милосердное отношение к ним. Несмотря на негативное отношение к этим людям в XII-XVIII вв. происходит осмысление необходимости их обучения (первоначально это касается только лиц с сенсорными нарушениями). Только в XVIII веке осознается необходимость и целесообразность обучения глухих, слепых и умственно отсталых людей; в этот период происходит изменение статуса инвалидов, впервые принимаются нормативно-правовые акты и законы о введении специального образования.
В 70-е гг. XX века человечеством осознана необходимость обучения не только детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, но и всех категорий детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. Это начало нового эволюционного этапа, когда в европейских государствах к «лицам с отклонениями в развитии» стали относится как к людям с проблемами , усиливая о них заботу государства [3].
Современный период эволюции отношения западноевропейского общества и государства к лицам с особыми нуждами характеризуется несколькими противоречивыми тенденциями, проявляющимися в системе специального образования. С одной стороны, в обществе широко распространяются интегративные подходы к обучению, базирующиеся на идеях равенства и равноправия. С другой стороны, результаты интеграции подвергаются критическому осмыслению, начинает дискутироваться возможность, полезность и целесообразность интеграции для большого числа детей с особыми проблемами. С третьей – получают распространение поселения для инвалидов, рассматривающиеся как оптимальная модель организации их самостоятельной «взрослой» жизни в искусственно созданном микросоциуме. Например, Camphill movement объединяет более 70-ти таких поселений в 22 странах мира.
Проблема отношения общества и государства к людям с отклонениями в развитии находит отражение и в науке. Так, на протяжении многих лет первоначально в дефектологии, а на современном этапе развитии науки – в специальной педагогике, возникают серьезные противоречия в терминологическом аппарате. Например, в специально посвященном проблемам терминологии разделе доклада «Права человека и инвалидность» отмечено, что «… набор терминов, употребляемых в языке и юридических текстах при определении не только признаков инвалидности, но и самих инвалидов, ограничен, а в ряде случаев они носят уничижительный характер» [5, с. 9]. Так, например, в испанском языке имеется множество слов, характеризующих людей с недостатками: minusvalidos, invalidos, impedidos, lisiados, incapacitados, paraliticos, mutilados, retrasados и т.д., и хотя каждый термин несет определенную смысловую нагрузку, они иногда используются без всякого различия и нередко влекут за собой унижение достоинства человека. Таков, например, термин «инвалид», что по-испански означает «не имеющий ценности». Однако в настоящее время отмечается тенденция избегать указания на функциональные недостатки людей. Например, «слепые» называются «лицами, лишенными зрения». Во французском языке также отмечается подобная тенденция. Например, слово «aveugle» все чаще заменяется термином «non voyant» [5, с. 18]. Термин «Handicapped children» («аномальные дети»), указывающий на ненормальность, неполноценность, начал вытесняться термином «Children with Special Needs» («дети с особыми потребностями», или «дети с проблемами», или «дети с особенностями в развитии»), свидетельствующим о наличии каких-то проблем или потребностей у полноправного члена общества. В конце 70-х гг. английскими специалистами был предложен термин «дети (лица) с особыми образовательными потребностями». Сегодня этот термин употребляется практически во всех странах мира, где общество осознаёт потребность отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в психофизическом развитии, новое отношение к ним. В научном контексте данный термин ориентирует исследователей на «проницаемость» границ между науками об аномальном и нормальном ребенке, так как детьми с особыми образовательными потребностями могут быть как дети с психофизическими нарушениями, так и дети, не имеющие таковых. В последнем случае особые образовательные потребности могут быть обусловлены социо-культурными факторами [2]. В настоящее время вышеуказанный термин вытесняет из широкого употребления словосочетания «аномальный ребенок», «ребенок с нарушениями в развитии», «ребенок с отклонениями в развитии».
Таким образом, используемая на протяжении столетий терминология (идиот, имбецил, даун, калека, слабоумный, лунатик, спастик, слепой, глухой, умственно отсталый, дислалик, ринолалик, и т.п.), признается некорректной по причине ее употребления в уничижительно-оценочном смысле в отношении «нормальных» людей. Изменение отношения общества и государства к рассматриваемой категории людей, в последние десятилетия XX века оказалось столь глубоким, что даже вызвало необходимость проведения определенной языковой политики, что проявилось во введении и пропаганде новой лексики [3, с. 117].
В современной России также происходят существенные изменения в отношении к людям с проблемами в развитии, что проявляется в активном поиске наиболее адекватной терминологии. Несмотря на то, что термин «дети (лица) с особыми образовательными потребностями» появляется в России позже, чем в Америке и странах Западной Европы, его введение в обиход отечественной науки нельзя квалифицировать как прямое заимствование западного термина «дети с особыми нуждами» («Children with Special Needs»). Содержание термина «дети с особыми образовательными потребностями» отражает традиционное для отечественной дефектологии понимание ребенка с нарушениями в развитии как нуждающегося в «обходных путях», что предполагает достижение задач культурного развития, которые в условиях нормы решаются укоренившимися в культуре способами воспитания и принятыми в обществе способами массового образования [1, с. 63]. В последнее время в отечественных правовых документах встречается термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья». В проекте «Закона о специальном образовании» этот термин определяет человека, имеющего «…физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования» [6, с. 7]. Сегодня данная категория людей может быть представлена следующим образом: 1) дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2) дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); 3) дети с нарушением речи (логопаты); 4) дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; 5) дети с умственной отсталостью; 6) дети с задержкой психического развития; 7) дети с нарушением поведения и общения; 8) дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети, а также дети с умственной отсталостью) [4]. Н. М. Назарова, определяет данный термин следующим образом: «… это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь [7, с. 13-14].
Таким образом, в современном мире отсутствует единый подход к определению обобщающего понятия, раскрывающего сущность категории людей с теми или иными проблемами в развитии. В настоящее время мировая теория и практика все больше внимания уделяет определению понятия «лицо с ограниченными возможностями здоровья» в связи с распространением идей интегрированного образования. Именно этот термин наиболее употребим в современном Российском обществе, когда изменяется общественное сознание, обеспечивающее гуманное отношение к этим людям.
1. Бим -Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь (Золотой фонд) / Б. М. Бим -Бад. . – М. : Большая Российская Энциклопедия, 2008. –528с.
2. Гончарова, Е. Л. Ребенок с особыми образовательными потребностями/ Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина. – Альманах : ИКП РАО. – №5. – 2002с.
3. Малофеев, Н. Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии / Н. Н. Малофеев. – Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х ч. : Ч. I. – М. : «Печатный двор», 1996. –182с.
4. Лапшин, В. А. Основы дефектологии / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.
5. Права человека и инвалидность /Доклад комиссии по правам человека ООН: E/CN, 4/SUB 2/1 911/31/ – 76c.
6. Проект «Закона о специальном образовании». 1999 г. http://www.invalid-detstva.ru/jur.str/Admin1146209212.php.
7. Специальная педагогика / Л. И. Аксёнова, Б. А. Архип, Л. И. Белякова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. – 3-е изд., испр. – М. : Академия, 2008. – 400с.
Источник