Меню

Лица с ограниченными возможностями развития здоровья лица с особыми образовательными потребностями

«Ребёнок-инвалид» и «ребёнок ОВЗ». В чём разница и как организовать их обучение?

«Ребёнок-инвалид» и «ребёнок ОВЗ» — это два понятия, которые всё чаще приходится слышать в сфере образования. В чём разница и как организовать их обучение? Именно об этом пойдёт речь в статье. Первое с чего мне хотелось бы начать так это с перечисления тех нормативно-правовых документов в которых мы будем искать ответы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  • Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725 «О регулировании вопросов образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»

Понятие «ребёнок ОВЗ» и «ребенок-инвалид» в нормативно-законодательных актах РФ

В ст. 2, п. 16 Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится:

«Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий»

Относительно инвалида определение дано в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Там в ст. 1 говориться:

«Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Ответы на основные вопросы

Вопрос Ответ Выдержка из нормативно-правового документа
Кто присваивает статус ОВЗ? ПМПК. «….статус обучающегося с ОВЗ — психолого-медико-педагогическая комиссия, деятельность которой регламентируется приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии». (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)
Кто присваивает статус ребёнка-инвалида? МСЭ «Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. ….» (ст. 1 ФЗ от 24.11.1995 (ред. от 24.04.2020) «О социальной защите инвалидов в РФ»)

«Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы…» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725) Всегда ли ребёнок-инвалид является ребёнком ОВЗ? Нет «Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Тогда он — не обучающийся с ОВЗ, и получает реабилитационные услуги в иных сферах (здравоохранении, социальной защите, но не в образовании).» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725) Может ли ребёнок-инвалид быть и ребёнком ОВЗ и наоборот? Да «Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК и индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, в которой в разделе, посвященном образовательной реабилитации, должны быть соответствующие пометки.»(Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)

«Инвалид (ребенок-инвалид) может быть приравнен по правовому статусу к лицу с ОВЗ в случае подтверждения заключением ПМПК наличия у инвалида (ребенка-инвалида) физических, психических, интеллектуальных, сенсорных и (или) других нарушений, обуславливающих его особые образовательные потребности, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Таким образом, инвалид (ребенок-инвалид), которому для получения качественного доступного образования с учетом его особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья необходимо создание специальных условий, должен пройти обследование ПМПК и получить соответствующее заключение.» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)

На основе какой программы должен обучаться ребёнок, имеющий статус инвалид и/или ОВЗ?

Статус ребёнка Наименование программы Выдержка из нормативно-правового документа
ОВЗ АОП или АООП «адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (ст.2, п. 26 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)

«Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам….» (ст. 79, п.2. ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012) Ребёнок-инвалид ООП Чёткого ответа на этот вопрос в нормативно-правовых документах я не нашла, поэтому высказываю тут своё мнение, которое сформировалось у меня на основе всего описанного в этой статье. Если ребёнок-инвалид не имеет отклонений в физическом и (или) психологическом развитии, то обучение ребёнка осуществляется по ООП в соответствии с ИОМ (по необходимости). При этом ИОМ составляется с учётом ИПРА.

Обучение ребёнка, если у него только статус инвалида, по АООП или АОП происходить не может, т.к. рекомендации по программе обучения даёт ПМПК. Об этом говорится в приказе Минобрнауки РФ от 20.09. 2013 г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» в п.21. Там сказано: «В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются: …рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.» Ребёнок-инвалид и ОВЗ АОП или АООП «Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов(ст. 19 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)

Что делать, если в детский сад пришёл ребёнок-инвалид без статуса ОВЗ?

  1. Специалисты ППк проводят комплексную психолого-педагогическую диагностику ребёнка.
  2. По результатам диагностики определяют необходимость направления ребёнка на ПМПК.
  3. В случае, если необходимости направлять ребёнка на ПМПК нет, то ребёнок обучается по ООП.
  4. Если специалисты ППк видят необходимость направить ребёнка на ПМПК, то выписывают направление и после прохождения ребёнком ПМПК его обучение осуществляется по программе, рекомендованной ПМПК.

Копирование текста с последующим размещение на других сайтах или группах в социальных сетях разрешено с указанием автора и ссылки на мой сайт.

Источник

Лица с ограниченными возможностями здоровья: современные подходы к определению понятия
статья на тему

В статье рассматриваются различные подходы к определению терминологического аппарата современной специальной педагогики; раскрываются различные точки зрения отечественных и зарубежных ученых, определяющих понятие «лица с ограниченными возможностями здоровья».

Скачать:

Вложение Размер
parfenova_t.a._litsa_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.doc 59 КБ

Предварительный просмотр:

Лица с ограниченными возможностями здоровья:

современные подходы к определению понятия

Парфёнова Т. А. , г. Ульяновск

В статье рассматриваются различные подходы к определению терминологического аппарата современной специальной педагогики; раскрываются различные точки зрения отечественных и зарубежных ученых, определяющих понятие «лица с ограниченными возможностями здоровья».

Отношение общества к лицам с отклонениями в развитии имеет исторический характер и определяется уровнем развития общества: состоянием науки и культуры, социально-экономическими отношениями, господствующими религиозными взглядами, национальными традициями, правовыми нормами.

На протяжении многих веков проблема аномального развития не рассматривалась с научных позиций и была неоднозначна во все времена. В силу своей биологической сущности человек никогда не был физически и психически неуязвимым и идеально приспособленным к жизни в окружающей среде. Во все времена существовала определённая часть людей, ослабленных в силу возрастных (детство, старость) и индивидуальных (врождённые пороки развития, болезни, травмы и т. п.) особенностей, которые делали их уязвимыми или даже беззащитными, зависимыми от помощи окружающих. На протяжении всего периода развития цивилизации человеческое сообщество стояло перед необходимостью определять своё отношение к людям, отличающимся нетипичными формами физического состояния или социального поведения, и в соответствии с ними поступать, взаимодействуя с такими людьми [7].

Н. Н. Малофеевым разработана периодизация, которая охватывает временной отрезок от IX в. до н.э. и до наших дней. Он выделяет следующие периоды отношения общества и государства к людям с проблемами в развитии: 1. «От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости помощи» (IX-VIII вв. до н.э. – XII в.). 2. «От призрения к осознанию возможности обучения» (XII в. – 70-80 гг. XVIII в.). 3. «От осознания возможности к осознанию необходимости обучения» (70-80 гг. XVIII в. – начало XX в.). 4. «От обучения отдельных категорий аномальных детей к дифференцированной системе специального образования» (начало XX в. – 70-е гг.). 5. «От изоляции к интеграции» (70-е гг. ХX в. – по настоящее время). Условными рубежами данных периодов являются исторические прецеденты существенного изменения отношения к лицам с отклонениями в развитии. Эти изменения прослеживались в том, что если в античном мире такие дети обрекались на смерть, то с возникновением христианства начинает проявляться милосердное отношение к ним. Несмотря на негативное отношение к этим людям в XII-XVIII вв. происходит осмысление необходимости их обучения (первоначально это касается только лиц с сенсорными нарушениями). Только в XVIII веке осознается необходимость и целесообразность обучения глухих, слепых и умственно отсталых людей; в этот период происходит изменение статуса инвалидов, впервые принимаются нормативно-правовые акты и законы о введении специального образования.

В 70-е гг. XX века человечеством осознана необходимость обучения не только детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, но и всех категорий детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. Это начало нового эволюционного этапа, когда в европейских государствах к «лицам с отклонениями в развитии» стали относится как к людям с проблемами , усиливая о них заботу государства [3].

Современный период эволюции отношения западноевропейского общества и государства к лицам с особыми нуждами характеризуется несколькими противоречивыми тенденциями, проявляющимися в системе специального образования. С одной стороны, в обществе широко распространяются интегративные подходы к обучению, базирующиеся на идеях равенства и равноправия. С другой стороны, результаты интеграции подвергаются критическому осмыслению, начинает дискутироваться возможность, полезность и целесообразность интеграции для большого числа детей с особыми проблемами. С третьей – получают распространение поселения для инвалидов, рассматривающиеся как оптимальная модель организации их самостоятельной «взрослой» жизни в искусственно созданном микросоциуме. Например, Camphill movement объединяет более 70-ти таких поселений в 22 странах мира.

Проблема отношения общества и государства к людям с отклонениями в развитии находит отражение и в науке. Так, на протяжении многих лет первоначально в дефектологии, а на современном этапе развитии науки – в специальной педагогике, возникают серьезные противоречия в терминологическом аппарате. Например, в специально посвященном проблемам терминологии разделе доклада «Права человека и инвалидность» отмечено, что «… набор терминов, употребляемых в языке и юридических текстах при определении не только признаков инвалидности, но и самих инвалидов, ограничен, а в ряде случаев они носят уничижительный характер» [5, с. 9]. Так, например, в испанском языке имеется множество слов, характеризующих людей с недостатками: minusvalidos, invalidos, impedidos, lisiados, incapacitados, paraliticos, mutilados, retrasados и т.д., и хотя каждый термин несет определенную смысловую нагрузку, они иногда используются без всякого различия и нередко влекут за собой унижение достоинства человека. Таков, например, термин «инвалид», что по-испански означает «не имеющий ценности». Однако в настоящее время отмечается тенденция избегать указания на функциональные недостатки людей. Например, «слепые» называются «лицами, лишенными зрения». Во французском языке также отмечается подобная тенденция. Например, слово «aveugle» все чаще заменяется термином «non voyant» [5, с. 18]. Термин «Handicapped children» («аномальные дети»), указывающий на ненормальность, неполноценность, начал вытесняться термином «Children with Special Needs» («дети с особыми потребностями», или «дети с проблемами», или «дети с особенностями в развитии»), свидетельствующим о наличии каких-то проблем или потребностей у полноправного члена общества. В конце 70-х гг. английскими специалистами был предложен термин «дети (лица) с особыми образовательными потребностями». Сегодня этот термин употребляется практически во всех странах мира, где общество осознаёт потребность отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в психофизическом развитии, новое отношение к ним. В научном контексте данный термин ориентирует исследователей на «проницаемость» границ между науками об аномальном и нормальном ребенке, так как детьми с особыми образовательными потребностями могут быть как дети с психофизическими нарушениями, так и дети, не имеющие таковых. В последнем случае особые образовательные потребности могут быть обусловлены социо-культурными факторами [2]. В настоящее время вышеуказанный термин вытесняет из широкого употребления словосочетания «аномальный ребенок», «ребенок с нарушениями в развитии», «ребенок с отклонениями в развитии».

Таким образом, используемая на протяжении столетий терминология (идиот, имбецил, даун, калека, слабоумный, лунатик, спастик, слепой, глухой, умственно отсталый, дислалик, ринолалик, и т.п.), признается некорректной по причине ее употребления в уничижительно-оценочном смысле в отношении «нормальных» людей. Изменение отношения общества и государства к рассматриваемой категории людей, в последние десятилетия XX века оказалось столь глубоким, что даже вызвало необходимость проведения определенной языковой политики, что проявилось во введении и пропаганде новой лексики [3, с. 117].

В современной России также происходят существенные изменения в отношении к людям с проблемами в развитии, что проявляется в активном поиске наиболее адекватной терминологии. Несмотря на то, что термин «дети (лица) с особыми образовательными потребностями» появляется в России позже, чем в Америке и странах Западной Европы, его введение в обиход отечественной науки нельзя квалифицировать как прямое заимствование западного термина «дети с особыми нуждами» («Children with Special Needs»). Содержание термина «дети с особыми образовательными потребностями» отражает традиционное для отечественной дефектологии понимание ребенка с нарушениями в развитии как нуждающегося в «обходных путях», что предполагает достижение задач культурного развития, которые в условиях нормы решаются укоренившимися в культуре способами воспитания и принятыми в обществе способами массового образования [1, с. 63]. В последнее время в отечественных правовых документах встречается термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья». В проекте «Закона о специальном образовании» этот термин определяет человека, имеющего «…физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования» [6, с. 7]. Сегодня данная категория людей может быть представлена следующим образом: 1) дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2) дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); 3) дети с нарушением речи (логопаты); 4) дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; 5) дети с умственной отсталостью; 6) дети с задержкой психического развития; 7) дети с нарушением поведения и общения; 8) дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети, а также дети с умственной отсталостью) [4]. Н. М. Назарова, определяет данный термин следующим образом: «… это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь [7, с. 13-14].

Таким образом, в современном мире отсутствует единый подход к определению обобщающего понятия, раскрывающего сущность категории людей с теми или иными проблемами в развитии. В настоящее время мировая теория и практика все больше внимания уделяет определению понятия «лицо с ограниченными возможностями здоровья» в связи с распространением идей интегрированного образования. Именно этот термин наиболее употребим в современном Российском обществе, когда изменяется общественное сознание, обеспечивающее гуманное отношение к этим людям.

1. Бим -Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь (Золотой фонд) / Б. М. Бим -Бад. . – М. : Большая Российская Энциклопедия, 2008. –528с.

2. Гончарова, Е. Л. Ребенок с особыми образовательными потребностями/ Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина. – Альманах : ИКП РАО. – №5. – 2002с.

3. Малофеев, Н. Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии / Н. Н. Малофеев. – Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х ч. : Ч. I. – М. : «Печатный двор», 1996. –182с.

4. Лапшин, В. А. Основы дефектологии / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.

5. Права человека и инвалидность /Доклад комиссии по правам человека ООН: E/CN, 4/SUB 2/1 911/31/ – 76c.

6. Проект «Закона о специальном образовании». 1999 г. http://www.invalid-detstva.ru/jur.str/Admin1146209212.php.

7. Специальная педагогика / Л. И. Аксёнова, Б. А. Архип, Л. И. Белякова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. – 3-е изд., испр. – М. : Академия, 2008. – 400с.

Источник

Читайте также:  Требования состояния здоровья менеджера
Adblock
detector