Лица осуществляющие лечебную деятельность по охране здоровья населения
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Определение Конституционного Суда РФ от 20 октября 2011 г. № 1384-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Лавриковой Галины Борисовны на нарушение ее конституционных прав положением пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия к рассмотрению жалобы гражданки Г.Б. Лавриковой в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Г.Б. Лаврикова просит признать не соответствующим Конституции Российской Федерации положение пункта 3 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
По мнению заявительницы, оспариваемое положение, примененное судом общей юрисдикции при рассмотрении ее дела, как не позволяющее засчитывать в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды ее работы в должностях медицинской сестры, старшей медицинской сестры в организациях (детский дом, детский сад), входивших в действовавший до 1 октября 1993 года Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397), нарушает ее пенсионные права и противоречит статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Г.Б. Лавриковой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, трудовая пенсия по старости назначается независимо от их возраста.
Пункт 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закрепляет, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения» и «учреждение здравоохранения», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель, предписывая Правительству Российской Федерации утверждать соответствующий Список, не наделяет его полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения указанных категорий работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение. При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство Российской Федерации не только связано законодательными нормами, но и обязано учитывать предписания статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (определения от 18 июня 2004 года № 197-О и от 16 ноября 2006 года № 514-О).
Согласно действовавшему до 1 октября 1993 года регулированию (Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет) работа в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры детского дома, детского сада включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. Действовавшие впоследствии Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464), и Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066), не предусматривали возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры в детских домах, детских садах, равно как не предусматривает такую возможность и утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 Список.
Само по себе изменение оценки профессиональной деятельности медицинских сестер, старших медицинских сестер в организациях, не относящихся к учреждениям здравоохранения (детских домах, детских садах), применительно к льготному пенсионному обеспечению, при том что за ними сохранено право на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в такой стаж, не может расцениваться как произвольное и нарушающее право на пенсионное обеспечение.
Оспаривая конституционность положения пункта 3 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 Правил, заявительница, как следует из приложенных к жалобе материалов, ставит вопрос об изменении правового регулирования, а именно о необходимости отменить соответствующие списки и применять положения статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» непосредственно, без конкретизации их в нормативном правовом акте Правительства Российской Федерации. Между тем внесение изменений и дополнений в действующее законодательство не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Лавриковой Галины Борисовны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации | В.Д. Зорькин |
Определение Конституционного Суда РФ от 20 октября 2011 г. № 1384-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Лавриковой Галины Борисовны на нарушение ее конституционных прав положением пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
Текст Определения размещен на сайте Конституционного Суда РФ в Internet (http://www.ksrf.ru)
Обзор документа
Оспаривались нормы, касающиеся досрочного назначения пенсии по старости определенным категориям лиц.
Речь идет о тех, кто осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В стаж их работы для досрочной пенсии включаются определенные периоды деятельности.
Они определяются на основании Списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), которые утверждаются Правительством РФ.
По мнению заявителя, данные положения неконституционны. Они не позволяют засчитывать в указанный стаж периоды работы в должностях медсестры (в т. ч. старшей) в некоторых организациях (детдом, детсад). Между тем такая возможность была предусмотрена до 01.10.1993.
КС РФ отклонил эти доводы и разъяснил следующее.
Названные Списки конкретизируют понятия «лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения» и «учреждение здравоохранения», которые не раскрыты в Законе о трудовых пенсиях.
Введение льготных условий для приобретения права на пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому подобное право связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профдеятельности.
Согласно регулированию, которое действовало до 01.10.1993, работа в должности медсестры (в т. ч. старшей) детдома, детсада включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.
Впоследствии такая возможность была исключена.
Однако подобное изменение оценки указанной профдеятельности применительно к льготному пенсионному обеспечению само по себе не может расцениваться как произвольное и нарушающее конституционные права. За названными лицами сохранено право включать в спецстаж время работы в этих должностях за период, когда законодательством это предусматривалось.
Источник
Статья 81. Условия, определяющие право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.
Комментарий к статье 81
1. Для назначения пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения необходимо иметь специальный трудовой стаж, как это предусмотрено ст. 81, не менее 25 или 30 лет — в зависимости от местности, в которой протекала лечебная и (или) иная работа по охране здоровья населения. Списки работ, профессий и должностей, с учетом которых назначаются пенсии за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила начисления выслуги, как это предусмотрено ст. 83 комментируемого Закона, утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ.
До 1 ноября 1999 года при назначении пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения применялся Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно — эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями от 27 августа 1992 г. N 634, от 23 июля 1993 г. N 701 и от 22 сентября 1993 г. N 953) (далее именуемые — Список 1991 г. и Постановление 1991 г.). Хотя особого нормативного акта о правилах исчисления выслуги Правительство в 1991 г. не утверждало, такие правила содержатся в самом Постановлении 1991 г.
В настоящее время наряду с нормативными правовыми актами 1991 г. действует также Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 (СЗ РФ. 1999. N 40. Ст. 4856), которым утверждены: Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения этой пенсии (далее именуются соответственно Постановление, Список и Правила 1999 г.). Ныне эти нормативные правовые акты действуют в редакции Постановления Правительства РФ от 19 февраля 2001 г. N 130 (СЗ РФ. 2001. N 9. Ст. 868).
2. Поскольку в связи с принятием Постановления 1999 г. условия пенсионного обеспечения существенно меняются, оно ранее приобретенную выслугу лет не затрагивает. В соответствии со Списком и Правилами 1999 г. в выслугу лет засчитываются только периоды работы после 1 ноября 1999 г., т.е. после вступления постановления в силу. Периоды работы до этой даты учитываются в соответствии со Списком 1991 г. (см. п. 3 Постановления 1999 г.).
Исчисление выслуги также зависит от того, за какой период она подсчитывается. Однако трудовая деятельность до 1 ноября 1999 г. может учитываться не только в соответствии с Постановлением 1991 г., но и по Правилам 1999 г.
Выбор правил, по которым исчисляется выслуга за период до 1 ноября 1999 г., производится по желанию гражданина (пункт 3 Постановления 1999 г.). При этом как Постановление 1991 г., так и Правила 1999 г. могут применяться к любым периодам трудовой деятельности, имевшим место до указанной даты, без каких-либо ограничений и в любом порядке. Например, гражданин может просить исчислить один период выслуги по Правилам 1999 г., следующий — в соответствии с Постановлением 1991 г., затем вновь по Правилам 1999 г. и т.д. То есть он вправе выбрать наиболее выгодный для себя вариант подсчета выслуги лет (см. п. п. 10, 13 комментария).
Необходимо подчеркнуть, что у граждан есть право выбора только Правил исчисления выслуги, но не Списка, определяющего учитываемые профессии и должности.
К стажу, приобретенному начиная с 1 ноября 1999 г., применяются только Правила 1999 г.
Минтруду РФ по предоставлению Минздрава РФ и по согласованию с Пенсионным фондом РФ предоставлено право устанавливать тождественность наименования должностей и учреждений, предусмотренных Списками 1991 и 1999 гг., с аналогичными должностями, учреждениями и структурными подразделениями, имевшими иные, ранее применявшиеся наименования (п. 4 Постановления 1999 г.). Без представления Минздрава (например, только на основании обращений организаций, трудовых коллективов, отдельных граждан), такие вопросы рассматриваться не могут.
3. Согласно Списку 1991 г. право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения имеют врачи и средний медицинский персонал (независимо от наименования и должности) лечебно — профилактических и санитарно — эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. Поскольку конкретный перечень наименований лечебно — профилактических учреждений в Списке 1991 г. не приводится, на практике при отнесении учреждений здравоохранения к лечебно — профилактическим в целях пенсионного обеспечения за выслугу лет органы социальной защиты населения руководствуются Номенклатурой учреждений здравоохранения, периодически утверждаемой приказами Минздрава РФ. В настоящее время действует Номенклатура, утвержденная Приказом Минздрава РФ от 3 ноября 1999 г. (в редакции Приказа Минздрава РФ от 28 февраля 2000 г. N 73). Приказы зарегистрированы Минюстом РФ соответственно 10 ноября 1999 г. за N 1965 и 23 марта 2000 г. за N 2163 (БНА. 1999. N 47. С. 20; 2000. N 15. С. 4).
К лечебно — профилактическим учреждениям (раздел 1 Номенклатуры) отнесены:
Больничные учреждения:
1. Больницы, в том числе: городская; городская скорой медицинской помощи; детская городская; детская областная (краевая, республиканская, окружная); дом сестринского ухода; на водном транспорте (центральная бассейновая, бассейновая, портовая, линейная); на железнодорожном транспорте (центральная, дорожная, отделенческая, узловая, линейная); областная (краевая, республиканская, окружная); районная; участковая; центральная (городская, окружная, районная). 2. Госпиталь для ветеранов войн. 3. Медико — санитарная часть. 4. Специализированные больницы, в том числе: восстановительного лечения, гериатрическая; детские (инфекционная, восстановительного лечения, психиатрическая, туберкулезная); инфекционная; наркологическая; офтальмологическая; психоневрологическая; психиатрические (в том числе больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением и больница (стационар) с усиленным наблюдением); туберкулезная; физиотерапевтическая. 5. Центральная медико — санитарная часть. 6. Центры: восстановительной терапии для воинов — интернационалистов; гериатрический; диабетологический; наркологический реабилитационный; медицинской и социальной реабилитации с отделением постоянного проживания для подростков и взрослых инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих; реабилитации Медицинского центра Управления делами Президента РФ; Клинический центр Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова; Республиканское объединение по реабилитации и восстановительному лечению детей — инвалидов.
Учреждения здравоохранения особого типа:
1. Бюро: медицинской статистики, патологоанатомическое (институт), судебно — медицинской экспертизы. 2. Лепрозорий. 3. Территориальное медицинское объединение (ТМО). 4. Хоспис. 5. Центры: медицинской профилактики; медицины катастроф (федеральный, региональный, территориальный); по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями.
Диспансеры:
врачебно — физкультурный; кардиологический; кожно — венерологический; наркологический; онкологический; противотуберкулезный; психоневрологический; трахоматозный; эндокринологический.
Амбулаторно — поликлинические учреждения:
1. Амбулатория. 2. Косметологическая лечебница. 3. Линейная амбулатория на железнодорожном транспорте. 4. Поликлиники, в том числе: восстановительного лечения; городская; детская городская; детская стоматологическая; консультативно — диагностическая; на водном транспорте (центральная бассейновая, бассейновая, портовая, линейная); на железнодорожном транспорте (центральная, дорожная, отделенческая, узловая, линейная); стоматологическая; физиотерапевтическая; центральная районная. 5. Фельдшерско — акушерский пункт. 6. Центры: восстановительного лечения для детей; диагностический; консультативно — диагностический для детей; лечебной физкультуры и спортивной медицины; патологии речи и нейрореабилитации.
Учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови: станции переливания крови и станции скорой медицинской помощи.
Учреждения охраны материнства и детства:
1. Дом ребенка. 2. Дом ребенка специализированный. 3. Женская консультация. 4. Молочная кухня. 5. Перинатальный центр. 6. Родильный дом. 7. Центр планирования семьи и репродукции.
Санаторно — курортные учреждения:
1. Бальнеологическая лечебница. 2. Грязелечебница. 3. Детская бальнеологическая лечебница. 4. Детская грязелечебница. 5. Детский санаторий. 6. Курортная поликлиника. 7. Санаторий (курорт). 8. Санаторий для детей с родителями. 9. Санаторий — профилакторий. 10. Санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия.
Клиники:
1. Клиника высшего медицинского образовательного учреждения. 2. Клиника медицинской научной организации.
Раздел 2 Номенклатуры включает учреждения государственной санитарно — эпидемиологической службы. К ним отнесены:
Санитарно — эпидемиологические учреждения:
1. Дезинфекционная станция. 2. Противочумный центр (станция). 3. Центры государственного санитарно — эпидемиологического надзора: в субъектах Российской Федерации; городах Москве и Санкт — Петербурге; городах и районах; административных округах и районах в городе; на водном и воздушном транспорте (региональные и зональные); на железных дорогах; Медицинского центра Управления делами Президента Российской Федерации; федеральный; Федерального управления медико — биологических и экстремальных проблем при Минздраве России.
Учреждения профилактической медицины: Центр гигиенического образования населения в Москве.
В правоприменительной практике в стаж, дающей право на пенсию, время работы в санитарно — эпидемиологических станциях засчитывается в выслугу лет как время работы в центрах санитарно — эпидемиологического надзора (см. Пенсия за выслугу лет медицинским работникам. Приложение к журналу «Пенсия». М., 2000. С. 47).
Так как названный выше Центр гигиенического образования населения является учреждением профилактической медицины, а не санитарно — эпидемиологическим, представляется, что работа в нем в выслугу лет включаться не должна.
Разделом 3 Номенклатуры предусмотрены аптечные учреждения. Однако, поскольку право на пенсию согласно Списку 1991 г. имеют работники только лечебно — профилактических и санитарно — эпидемиологических учреждений, основания для пенсионного обеспечения за выслугу лет работников аптечных учреждений (провизоров, фармацевтов, фасовщиков и др.) нет.
При применении Номенклатуры следует учитывать Примечания к ней. Так, например, к специализированным домам ребенка относятся дома ребенка для детей: с ограниченным поражением центральной нервной системы с нарушением или без нарушения психики; с нарушениями слуха и речи или только речи; с нарушением зрения и др. При переводе домов ребенка на санаторный режим к их названию добавляется слово «санаторные» (см. п. 19 Примечаний). Очевидно, что особенности дома ребенка могут быть отражены в его наименовании, что не меняет его сути как специализированного.
Полное наименование учреждения здравоохранения, предусмотренного Номенклатурой, может содержать сведения о ведомственной принадлежности (Минздрав, МПС и др.), виде собственности (государственное учреждение, муниципальное учреждение, унитарное предприятие и др.) (п. 23 Примечания). Наименование «госпиталь» в зависимости от профиля дополняется соответствующим наименованием (терапевтический, хирургический, ортопедический и др.) (п. 12 Примечания).
Станция санитарной авиации входит в состав областной, краевой или республиканской больницы и действует на правах ее отделения (п. 16 Примечания). Комнаты матери и ребенка организуются на вокзалах, пристанях, станциях на железнодорожном, водном, воздушном и автомобильном транспорте и входят в состав соответствующих учреждений здравоохранения. В состав соответствующих лечебно — профилактических учреждений на железнодорожном транспорте входят также медицинские пункты (врачебные, фельдшерские) на вокзалах (см. п. 20 Примечания).
Номенклатура учреждений здравоохранения МВД РФ, согласованная с Минздравом РФ, утверждена Приказом МВД от 19 марта 1999 г. N 206, а номенклатура военно — медицинских учреждений органов ФСБ — Приказом ФСК России от 12 апреля 1996 г. N 179 (см.: Пенсия за выслугу лет медицинским работникам. М., 2000. С. 23 -27). В правоприменительной практике руководствуются также перечнем военно — медицинских частей и учреждений (подразделений) на 1 декабря 1992 г. (для перевода гражданского персонала на новые условия оплаты труда) от 18 февраля 1993 г., подписанным начальником медицинской службы Вооруженных Сил РФ 18 февраля 1993 г. (см. там же, с. 27 — 29).
4. Для отнесения работы, в связи с которой назначается пенсия за выслугу лет по Списку 1991 г., к должностям врачей и среднего медицинского персонала в правоприменительной практике учитываются положения об оплате труда работников здравоохранения, последнее из которых утверждено Приказом Минздрава от 15 октября 1999 г. N 377, зарегистрированным Минюстом РФ 21 октября 1999 г. за N 1943 (БНА. 1999. N 46. С. 3; 2001. N 6. С. 62).
В соответствии с Положением к врачебному персоналу лечебно — профилактических учреждений относятся: врачи — интерны, врачи — стажеры, врачи — специалисты (общей практики, хирурги всех наименований, анестезиологи, урологи и др.), старшие врачи, педиатры (см. п. 3.3 Положения).
К среднему медицинскому персоналу относятся, в частности: зубные врачи и зубные техники, акушерки, фельдшеры, фельдшеры — лаборанты, помощники санитарного врача, врача — эпидемиолога, врача — паразитолога, медицинские сестры, лаборанты, рентгенолаборанты, инструкторы по лечебной физкультуре и трудовой терапии, инструкторы — дезинфекторы, медицинские регистраторы (см. п. 3.2).
Медрегистраторам, медстатистикам, дезинфекторам, инструкторам по лечебной физкультуре лечебно — профилактических учреждений время их работы на указанных должностях среднего медицинского персонала засчитывается в выслугу лет независимо от наличия медицинского образования, поскольку действующим законодательством такое требование не предусмотрено (см.: «Пенсия». 1996. N 3. С. 21).
Поскольку Списком 1991 г. предусмотрены врачи и средний медицинский персонал только лечебно — профилактических и санитарно — эпидемиологических учреждений, врачам и среднему медицинскому персоналу учреждений образования пенсия за выслугу лет не назначается и их работа при пенсионном обеспечении в соответствии с комментируемой статьей не учитывается. Это касается лиц, занимающих должности врачей и среднего медицинского персонала в любых учреждениях образования, включая и те, которые созданы для детей с различными заболеваниями и дефектами развития. К таковым относятся, например, детские ясли, ясли — сады, детские сады, школы, школы — интернаты, включая санаторные, лесные школы, детские дома.
До 1999 г. отрицательно решался вопрос о пенсионном обеспечении медицинских работников учреждений социального обслуживания, таких, например, как дома — интернаты, дома ночного пребывания, социальные приюты, протезные предприятия. Списком 1999 г. предусмотрены некоторые учреждения социального обслуживания, что дает основание для учета работы в них в выслугу лет, но лишь за периоды после 1 ноября 1999 г. (см. п. п. 9, 17 комментария). Не включается в выслугу лет работа врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях врачебно — трудовой экспертизы и в системе Государственной службы медико — социальной экспертизы.
5. В правоприменительной практике исчисление выслуги за период до 1 ноября 1990 г. связывается с наименованием учреждения и занимаемой должности. В частности, отсутствие наименования того или иного учреждения в названных выше номенклатурах влечет за собой отказ в назначении пенсии. Между тем Список 1991 г., в отличие от списков, дающих право на пенсию за выслугу лет по некоторым другим статьям комментируемого Закона, не является исчерпывающим, в нем определен лишь характер соответствующих учреждений, а не их наименование. Наличие в Номенклатуре таких учреждений дает основание для отнесения их, например, к лечебно — профилактическим. Однако отсутствие того или иного учреждения в указанной Номенклатуре не является достаточным аргументом для отрицательного решения. В пенсионном обеспечении может быть отказано тогда и постольку, когда и поскольку будет доказано, что данное учреждение не относится к учреждениям, названным в Списке.
Согласно ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. к государственной системе здравоохранения относятся как подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно — профилактические учреждения, так и лечебно — профилактические учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, организациями помимо Минздрава РФ и министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации. К муниципальной системе здравоохранения относятся лечебно — профилактические учреждения, находящиеся в муниципальной собственности (ст. 13 Основ), к частной — лечебно — профилактические учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой (ст. 14 Основ). Очевидно, что собственники таких учреждений вправе давать им наименования, не совпадающие с перечнем Номенклатуры Минздрава, что не дает оснований исключать эти учреждения из числа лечебно — профилактических. Кроме того, утверждая Номенклатуру учреждений, Минздрав РФ учитывает действующую их систему, а значит, не включает в нее учреждения, существовавшие в прежние годы, когда могла иметь место работа лица, обращающегося за пенсией. Так, Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, среди лечебно — профилактических и санитарно — эпидемиологических учреждений были предусмотрены, например, психиатрические колонии, пункты сбора грудного молока, санитарно — эпидемиологические, противомалярийные, противоэпидемические, прививочные, бактериологические и коревые станции, пункты, отряды и лаборатории. В приведенной выше Номенклатуре 1999 г. такие учреждения не упоминаются, но это не свидетельствует о том, что они не предусмотрены Списком 1991 г.
На наш взгляд, практика пенсионного обеспечения в соответствии с комментируемой статьей нуждается в корректировке.
6. Практику решения вопроса о пенсионном обеспечении по Списку 1991 г. можно проиллюстрировать конкретным примером. На работу в больницу рыбаков по трудовому договору принимаются врачи и фельдшеры, направляемые на основании приказа на лечебную работу на рыболовецкие суда. При этом они заключают контракты с судовладельцем и получают оклады, соответствующие окладам старшего помощника капитана либо четвертого механика. Правоприменительные органы исходят из того, что указанные работники состоят в трудовых отношениях с медицинским учреждением — больницей рыбаков. Судно, на которое направляются работники по приказу больницы, является их рабочим местом.
Таким образом, речь идет о работе по специальности в лечебно — профилактическом учреждении. То обстоятельство, что согласно заключаемому с судовладельцем контракту работник подчиняется внутреннему судовому распорядку и на него распространяется действующая на судне система оплаты труда, не дает основания для отрицательного решения, поскольку характер работы при этом не меняется (см.: Пенсия за выслугу лет медицинским работникам. С. 50 — 51).
7. Как отмечалось, согласно комментируемой статье Закона, продолжительность требуемой для назначения пенсии выслуги зависит от местности, где протекала лечебная и иная работа по охране здоровья населения. Если для работающих в городах она должна быть не менее 30 лет, то при работе в сельской местности и поселках городского типа достаточно 25-летней. При этом законодателем не оговорено, как определять требуемую продолжительность выслуги при смешанном стаже (сельском и городском). Согласно Постановлению 1991 г. (п. 2) работникам здравоохранения и санитарно — эпидемиологических учреждений один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и три месяца выслуги. Это правило применяется и в тех случаях, когда соответствующая трудовая деятельность протекала только в сельской местности и (или) поселке городского типа (рабочем поселке), что дает основание для назначения пенсии и за работу, продолжавшуюся в данной местности менее 25 лет. В настоящее время это правило применяется только к работе, имевшей место до 1 ноября 1999 г. С указанной даты оно действует в иной редакции (см. п. 18 Комментария).
В стаж для назначения пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и РФ, а также в составе правоохранительных органов, имевшая место до 1 ноября 1999 г. (см. п. 2 Постановления 1991 г.). Поскольку в Правилах 1999 г. эта норма не воспроизводится, указанная служба с 1 ноября 1999 г. во внимание не принимается.
8. Периоды лечебной и иной работы по охране здоровья населения после 1 ноября 1999 г. учитываются в соответствии со Списком 1999 г. и Правилами 1999 г. Пунктом 2 Постановления 1999 г. установлено, что этот Список применяется лишь в отношении лечебной и иной работы по охране здоровья населения, осуществлявшейся в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Следовательно, трудовая деятельность, протекавшая в учреждениях здравоохранения, не являющихся государственными и муниципальными, в выслугу лет по указанному Списку не включается.
Минтруду и Минздраву РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ было поручено в 3-месячный срок со дня принятия Постановления 1999 г. подготовить и внести в Правительство РФ предложения о системе пенсионного обеспечения за выслугу лет работников учреждений здравоохранения, не являющихся государственными или муниципальными (п. 2 Постановления 1999 г.). Однако никакого решения по этому вопросу не принято.
9. Список 1999 г. содержит перечень наименований учреждений здравоохранения, трудовая деятельность в которых дает право на пенсию в соответствии с комментируемой статьей.
К ним относятся:
1. Больницы: городская; городская скорой медицинской помощи; детские (городская, областная, республиканская, краевая, окружная); на водном транспорте (центральная бассейновая, бассейновая, портовая, линейная); на железнодорожном транспорте (центральная, дорожная, отделенческая, узловая, линейная); областная (краевая, республиканская, окружная); районная; участковая; центральная (городская, окружная, районная); федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ (независимо от наименований). 2. Специализированные больницы: восстановительного лечения; детские (восстановительного лечения, инфекционная, психиатрическая, туберкулезная); инфекционная; наркологическая; офтальмологическая; психоневрологическая; психиатрические (включая больницу (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением и больницу с усиленным наблюдением); туберкулезная; физиотерапевтическая; Республиканское объединение по реабилитации и восстановительному лечению детей — инвалидов; федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ (независимо от наименований). 3. Медико — санитарная часть. 4. Центральная медико — санитарная часть. 5. Госпитали: для ветеранов войн; госпиталь; военные (в том числе авиационный, инфекционный, клинический, полевой, туберкулезный); военно — морские (в том числе инфекционный, клинический, туберкулезный); Главный военный клинический (Минобороны России); окружной военный; окружной военный клинический; центральный военный (вида Вооруженных Сил РФ, Воздушно — десантных войск, главного и центрального управления Минобороны России); центральный военный клинический авиационный; центральный военный клинический туберкулезный; центральный военный специализированный; центральный клинический (вида Вооруженных Сил РФ); центральный клинический военный (ФСБ России); Главный клинический военный (ФПС России); Главный клинический (МВД России); Главный военный клинический внутренних войск МВД России; МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ; военный округов внутренних войск. 6. Дом сестринского ухода. 7. Центры: медицинской и социальной реабилитации с отделением постоянного проживания для подростков и взрослых инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих; медицины катастроф (федеральный, региональный, территориальный); федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ (независимо от наименований); консультативно — диагностический (вида Вооруженных Сил РФ, военного округа, флота); лечебно — диагностический Генерального штаба; лечебно — диагностический (вида Вооруженных Сил РФ, военного округа, флота); восстановительной терапии для воинов — интернационалистов; диабетологический; наркологический реабилитационный; восстановительного лечения для детей; диагностический; консультативно — диагностический для детей; лечебной физкультуры и спортивной медицины; патологии речи и нейрореабилитации; реабилитационный для подростков и взрослых инвалидов с детским церебральным параличем; перинатальный; планирования семьи и репродукции; по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями; государственного санитарно — эпидемиологического надзора: в республике, крае, области, г. г. Москве и Санкт — Петербурге, автономной области, автономном округе, районе, городе, административном округе и районе; на транспорте (водном, воздушном и железнодорожном); федеральный; Федерального управления медико — биологических и экстремальных проблем при Минздраве России; вида Вооруженных Сил РФ, военного округа, флота. 8. Поликлиники: восстановительного лечения; городская; детская городская; детская стоматологическая; консультативно — диагностическая (в том числе военного округа, флота, гарнизона); на водном транспорте (центральная бассейновая, бассейновая, портовая, линейная); на железнодорожном транспорте (центральная, дорожная, отделенческая, узловая, линейная); стоматологическая (в том числе военного округа, флота); физиотерапевтическая; центральная районная; федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ (независимо от наименований); военного округа, группы войск, флота, флотилии, гарнизона. 9. Амбулатория. 10. Линейная амбулатория на железнодорожном транспорте. 11. Косметологическая лечебница. 12. Фельдшерско — акушерский пункт. 13. Хоспис. 14. Диспансеры: врачебно — физкультурный; кардиологический; кожно — венерологический; наркологический; онкологический; противотуберкулезный; психоневрологический; трахоматозный; эндокринологический; врачебно — спортивный. 15. Клинический центр Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова. 16. Станции: скорой медицинской помощи; переливания крови. 17. Дом ребенка. 18. Дом ребенка специализированный. 19. Женская консультация. 20. Родильный дом. 21. Санатории (курорты) (в том числе детские): для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушением опорно — двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические. 22. Бюро: патологоанатомическое (институт); судебно — медицинской экспертизы. 23. Лепрозорий. 24. Дезинфекционная станция. 25. Противочумный центр (станция). 26. Центр реабилитации Медицинского центра Управления делами Президента РФ. 27. Лаборатории: авиационной медицины; патологоанатомическая (военного округа, флота); судебно — медицинская (военного округа, флота, армии, флотилии); центральная медицинская (вида Вооруженных Сил РФ); центральная медико — криминалистической идентификации (Минобороны России); центральная патологоанатомическая (Минобороны России); Центральная судебно — медицинская (Минобороны России, вида Вооруженных Сил РФ). 28. Отряды: медицинский специального назначения (военного округа, флота); отдельный противочумный (военного округа); санитарно — эпидемиологический (вида Вооруженных Сил РФ, военного округа, флота, флотилии); санитарно — эпидемиологический специального назначения (военного округа); центральный санитарно — эпидемиологический (Воздушно — десантных войск). 29. Лазареты: военный (военного округа, флота, флотилии); военно — морской (военного округа, флота, флотилии). 30. Отдельный медицинский батальон. 31. Медицинская рота. 32. Учреждения социального обслуживания: социальный приют для детей и подростков; реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально — реабилитационный центр для несовершеннолетних; дом — интернат для престарелых и инвалидов; специальный дом — интернат для престарелых и инвалидов; психоневрологический интернат; дом — интернат для умственно отсталых детей; дом — интернат для детей с физическими недостатками; дом милосердия; геронтологический (геронтопсихиатрический, гериатрический) центр; реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью.
Перечень лечебно — профилактических и санитарно — эпидемиологических учреждений, содержащийся в Списке 1999 г., отличается от перечня таких учреждений, приведенного в Номенклатуре, применяемой при подсчете выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г. Хотя значительная часть Списка 1999 г. воспроизводит содержание названных выше номенклатур, различия между ними довольно существенны.
В Список не включены, в частности, гериатрические больницы, молочные кухни, бюро медицинской статистики, бальнеологические лечебницы и грязелечебницы (включая детские), курортные поликлиники, а также санатории (курорты) (включая детские), за исключением некоторых их видов для лечения тяжелых заболеваний, перечень которых приведен выше. Это означает, что работа в указанных учреждениях может засчитываться в выслугу лет лишь за период до 1 ноября 1999 г.
Вместе с тем в Список 1999 г. включены учреждения социального обслуживания, которые, как отмечалось ранее, Списком 1991 г. не предусматривались. Работа в этих учреждениях может быть учтена в составе выслуги лет не ранее чем с ноября 1999 г.
10. В стаж лечебной и иной работы по охране здоровья населения засчитывается работа, выполнявшаяся не только в учреждениях, поименованных в Списке 1999 г., но также в некоторых структурных подразделениях государственных и муниципальных учреждений (организаций) независимо от ведомственной подчиненности последних. Исчерпывающий перечень этих структурных подразделений содержится в п. 1 Правил 1999 г.
К ним относятся: клиники и больницы высших медицинских образовательных учреждений, Военно — медицинской академии, военно — медицинских институтов и медицинских научных организаций, центральная консультационно — диагностическая поликлиника Военно — медицинской академии, медико — санитарные части, медицинские части, амбулатории, лазареты, поликлиники, поликлинические отделения, кабинеты (рентгеновские подвижные и стоматологические подвижные), группы специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), санитарно — эпидемиологические лаборатории, санитарно — контрольные пункты, медицинские роты, врачебные здравпункты и фельдшерско — акушерские пункты, медицинские пункты.
В правоприменительной практике периоды работы в соответствующих структурных подразделениях учреждений (организаций), начиная с 19 августа 1993 г. (дата введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.), во внимание не принимались, поскольку эти подразделения не имели статуса самостоятельного учреждения (юридического лица).
Как отмечалось выше, Правила 1999 г. могут применяться и к периодам работы до 1 ноября 1999 г. Поэтому в настоящее время работа в названных структурных подразделениях государственных и муниципальных учреждениях в соответствующих должностях учитывается в составе выслуги лет, независимо от времени ее выполнения, но лишь в случае подтверждения занятости в течение полного рабочего дня, как требуют Правила.
11. Работа в учреждениях, предусмотренных Списком 1999 г., и структурных подразделениях, предусмотренных Правилами, включается в выслугу лет, если она выполнялась в перечисленных Списком должностях врачей или среднего медицинского персонала. В Список 1999 г. включены врачи — специалисты (кроме врачей — статистиков), в том числе врачи — руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность.
Там же содержится исчерпывающий перечень должностей среднего медицинского персонала, к которому относятся: главная медицинская сестра; заведующий: фельдшерско — акушерским пунктом — акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра); фельдшерским здравпунктом — фельдшер, медицинским пунктом — медицинская сестра (или фельдшер); фельдшер, фельдшер — лаборант, старший фельдшер; акушерка, старшая акушерка; зубной врач; медицинские сестры (в том числе участковая), палатная (или постовая), приемного отделения (или приемного покоя), операционная, процедурной, перевязочной, патронажная по массажу, по физиотерапии, врача общей практики, стерилизационной); медицинская сестра — анестезист; старшая медицинская сестра; старшая операционная медицинская сестра; медицинский технолог; медицинский лабораторный техник; рентгенолаборант; лаборант; помощники врача — эпидемиолога, врача — паразитолога, энтомолога, санитарного врача (или врача по гигиене детей и подростков, или врача по гигиене питания, или врача по гигиене труда, или врача по коммунальной гигиене); инструктор — дезинфектор; медицинский дезинфектор.
Должности «акушерка» и «медицинская сестра», замещаемые лицами мужского пола, именуются соответственно «акушер» и «медицинский брат (медбрат)».
Работа, осуществлявшаяся в предусмотренных Списком должностях в учреждениях РФ за границей, засчитывается в выслугу на общих основаниях (п. 4 Правил 1999 г.).
Наименования должностей врачей — статистиков, а также таких должностей среднего медицинского персонала, как зубные техники, инструкторы по гигиеническому воспитанию, инструкторы по лечебной физкультуре, инструкторы по трудовой терапии, медицинские регистраторы, медицинские статистики, в Списке 1999 г. отсутствуют. Поэтому в выслугу такая работа может засчитываться только за периоды работы до 1 ноября 1999 г.
Младшая медицинская сестра по уходу за больными, санитарка, сестра — хозяйка относятся к младшему медицинскому персоналу и права на пенсию за выслугу лет не имели и не имеют.
12. Обязательным условием включения лечебной и иной работы по охране здоровья населения в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в соответствии со Списком 1999 г., является ее выполнение в течение полного рабочего дня (п. 1 Правил 1999 г.). В случае, если медицинский работник выполнял работу в течение рабочего дня в нескольких организациях или структурных подразделениях, предусмотренных названным Списком, стаж его работы суммируется (см.: «Пенсия». 2000. N 5. С. 22).
13. Работа на должностях врачей и среднего медицинского персонала в некоторых структурных подразделениях государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико — санитарных частей дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев выслуги. К таковым относятся, в частности, отделения: хирургического профиля; анестезиологии — реанимации; реанимации и интенсивной терапии; патологоанатомические; отделы (отделения) всех наименований бюро судебно — медицинской экспертизы, предназначенные для судебно — гистологического и судебно — медицинского исследования трупов.
Перечень с наименованием соответствующих структурных подразделений и должностей приведен в приложении к Правилам 1999 г. При этом согласно п. 3 Правил льготное исчисление выслуги производится при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.
Аналогичный порядок исчисления выслуги предусмотрен для отдельных категорий работников и Постановлением 1991 г. Однако для них требование о занятости в течение полного рабочего дня не установлено.
Имеются различия и в наименовании отделений и должностей, работа в которых включается в выслугу лет в полуторном размере. Так, в Перечне 1999 г. названы дополнительно отделения: родильное, акушерское, акушерское патологии беременности, рентгенхирургических методов диагностики и лечения. (О других различиях см.: Пенсия за выслугу лет медицинским работникам. С. 42 — 43.) Поскольку, как отмечалось, Правила 1999 г. могут применяться и к работе, имевшей место до 1 ноября 1999 г., соответствующая работа может быть исчислена в полуторном размере при условии подтверждения полной занятости.
Выслуга лет за период с 1 ноября 1999 г. подтверждается справкой государственного или муниципального учреждения (организации), в которой отражается, в течение полного или неполного рабочего дня выполнялась работа, дающая право на пенсию. Полным считается рабочий день, если он оплачивается полной ставкой заработной платы.
При работе в должностях и структурных подразделениях, предусмотренных Перечнем, т.е. дающих основания для льготного исчисления выслуги, необходимо представить справку о том, в течение полного или неполного рабочего дня был занят работник в названных должностях и подразделениях. При неполной занятости объем работы по занимаемой должности отражается как занятость на соответствующей части ставки (0,75; 0,5; 0,25 и т.п.).
Правоприменительные органы требуют отражения в данной справке также времени пребывания в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора или до трех лет, имея в виду, что этот отпуск в выслугу лет не включается (см. телетайпограмму Минтруда, Пенсионного фонда и Минздрава РФ от 7/11/22 февраля 2000 г. N 711-ВР/КА-06-31/1143/2510/1751-23. «Пенсия». 2000. N 3. С. 6).
Полный рабочий день может быть выработан как на одном, так (в сумме) и на разных местах работы. Работа с неполным рабочим днем в составе выслуги не учитывается.
16. Один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) при назначении пенсии по Списку 1999 г. засчитывается указанным в этом Списке работникам за один год и 3 месяца выслуги только в том случае, если они работали как в сельской местности или поселках городского типа, так и в городах. При этом пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет.
17. Наиболее существенные изменения в Постановление, Список и Правила 1999 г., внесенные в 2001 г., состоят в расширении Списка за счет включения в него медицинских учреждений Министерства обороны РФ, МВД, ФСБ и некоторых других (п. п. 28 — 31), а также учреждений социального обслуживания (п. 32). Пункты 5 (госпитали), 7 (центры), 8 (поликлиники) дополнены соответствующими наименованиями медицинских учреждений указанных министерств и ведомств.
В новой редакции Списка не удалось перечислить все возможные наименования медицинских учреждений. Поэтому в Списке, а именно в п. 1 — 2 (больницы и специализированные больницы), п. 7 (центры), п. 8 (поликлиники), названы соответствующие учреждения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, независимо от их наименований. Под органами государственной власти имеются в виду все ее ветви: законодательная; исполнительная (включая министерства, государственные комитеты, службы); судебная.
Постановлением от 19 февраля 2001 г. установлено, что предусмотренные им изменения и дополнения применяются при исчислении выслуги к периодам работы, начиная с 1 ноября 1999 г. (п. 2). Пенсии, назначенные до вступления постановления в силу, могут быть пересмотрены по заявлению граждан (п. 3). Таким образом, если ранее выслуга лет была исчислена без учета работы в должностях и учреждениях, которые не были предусмотрены прежней редакцией Списка, эта работа подлежит включению в выслугу лет, начиная с 1 ноября 1999 г. Соответственно, если ранее в назначении пенсии было отказано из-за недостатка выслуги либо есть основание для увеличения размера пенсии, граждане вправе обратиться за назначением или увеличением пенсии. При этом действуют общие сроки назначения и перерасчета пенсии (ст. 118 — 119 и ст. 121 комментируемого Закона). Выше нормативные акты 1999 г. излагались с учетом изменений 2001 г. (Подробнее о них см.: «Пенсия». 2001. N 3.)
18. В целях обеспечения дополнительных мер по пенсионному обеспечению работников здравоохранения, занятых лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности, был принят Федеральный закон от 18 апреля 1996 г. «О выплате пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения, занятым лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности» (СЗ РФ. N 17. Ст. 1910). Закон распространялся на тех работников, которым пенсия назначена в соответствии с комментируемой статьей.
Правила выплаты пенсии за выслугу лет были изменены лишь в отношении пенсионеров, работающих по специальности в сельской местности. При этом не имеет значения, за работу в сельской либо в городской местности была назначена пенсия. При продолжении (или возобновлении) пенсионером работы по специальности, дающей право на пенсию за выслугу лет, в городской местности либо в поселках городского типа пенсия ему не должна была выплачиваться.
Не имело значения и место жительства пенсионера. Работая на селе, он не обязательно должен был проживать в сельской местности.
Закон от 18 апреля 1996 г. вступил в силу со дня его официального опубликования (опубликован в «Российской газете» 24 апреля 1996 г.).
В правоприменительной практике органов социальной защиты населения после принятия Закона от 18 апреля 1996 г. пенсию выплачивали лицам, работавшим по специальности не только в сельской местности, но и в поселках городского типа, исходя из равенства условий назначения пенсии за выслугу лет тем и другим. Впоследствии эта практика была пересмотрена. Продолжающим работать по специальности пенсия стала выплачиваться, как и указано в Законе, при условии, если эта работа осуществлялась только в сельской местности, имея в виду, что согласно Земельному кодексу РСФСР рабочие поселки (поселки городского типа) к сельской местности не относятся. Лица, работающие в сельской местности и в поселках городского типа, различаются и по уровню оплаты труда. Законом РСФСР от 21 декабря 1990 г. «О социальном развитии села» предусмотрено повышение тарифной ставки (оклада) медицинских работников в сельской местности на 25% по сравнению с аналогичными работниками, занятыми в городских поселках. Поэтому получение повышенных на 25% оклада и тарифной ставки является доказательством работы в сельской местности (см.: «Пенсия». 1996. N 3. С. 20).
Удержания излишне выплаченных сумм пенсии в связи с неточным применением Закона от 18 апреля 1996 г. не производились (см.: Социальная защита. 1996. N 9. С. 90 — 91), поскольку переплата была допущена не по вине пенсионеров.
В 1998 г. правила выплаты пенсии работающим пенсионерам были изменены. Названный выше Закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 11 апреля 1998 г. N 59-ФЗ (СЗ РФ. 1998. N 15. Ст. 1699), которым внесены изменения в ст. 87 Закона о пенсиях, касающуюся выплаты пенсий. Согласно новой формулировке этой правовой нормы в период работы выплачиваются пенсии за выслугу лет, назначенные в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа. Закон вступил в силу со дня его официального опубликования. В связи с такой формулировкой статьи 87 право на получение пенсии зависит теперь от местности, где протекала работа, до обращения за пенсией, а не после ее назначения.
В соответствии со статьей 87 комментируемого Закона, изложенной в редакции Федерального закона от 11 апреля 1998 г. N 59-ФЗ, пенсия, назначенная в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, выплачивается работающим пенсионерам в полной сумме, независимо от характера работы. Таким образом, для получения пенсии в период работы по специальности пенсионер должен выработать выслугу в сельской местности или поселке городского типа. При этом не имеет значения, в какой местности он продолжает работать после назначения пенсии.
О различиях в уровне пенсионного обеспечения работающих и неработающих пенсионеров с 1 февраля 1998 г. см. ст. 7 Закона и комментарий к ней.
Комментарий к данной статье подготовлен с учетом материалов, предоставленных Карауловым С.С.
Источник