Вопрос: В лечебно-профилактическое учреждение из суда пришел запрос о том, в состоянии ли гражданин явиться в суд. Данный гражданин находится на больничном. Как лечебно-профилактическому учреждению определить, имел ли гражданин объективную возможность по состоянию здоровья участвовать в судебном заседании? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2017 г.)
В лечебно-профилактическое учреждение из суда пришел запрос о том, в состоянии ли гражданин явиться в суд. Данный гражданин находится на больничном.
Как лечебно-профилактическому учреждению определить, имел ли гражданин объективную возможность по состоянию здоровья участвовать в судебном заседании?
Действующим законодательством предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин (ч. 1 ст. 167 ГПК РФ, ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации РФ (далее — КАС РФ), ч. 4 ст. 158 АПК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 22.03.2011 N 435-О-О, уважительность причин неявки определяется судом на основании анализа фактических обстоятельств, поскольку предусмотреть все причины неявки, которые могут быть отнесены к числу уважительных, в виде исчерпывающего перечня в законе не представляется возможным. Данное полномочие суда вытекают из принципа самостоятельности и независимости судебной власти; лишение суда этих полномочий приводило бы к невозможности выполнения стоящих перед ним задач по руководству процессом.
Судебная практика по вопросу признания уважительной причины неявки в суд лица, находящегося на больничном, противоречива — ее анализ свидетельствует о наличии двух противоположных мнений судов.
В некоторых случаях судьи исходят из того, что временная нетрудоспособность, подтвержденная больничным листом, является уважительной причиной неявки лица в суд (смотрите, например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2016 N 14АП-2042/16; постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 25.03.2015 по делу N 44г-32/15).
Высказывается также и иная точка зрения, заключающаяся в том, что из представления больничного листа, медицинских справок с безусловностью не следует, что гражданин не имел объективной возможности по состоянию здоровья участвовать в судебном заседании, а также осуществлять защиту своих прав и законных интересов через защитника (смотрите, например, решение Московского городского суда от 04.02.2016 N 7-958/16; апелляционное определение Московского городского суда от 14.12.2015 N 33-47137/15, определение Липецкого областного суда от 08 июня 2016 по делу N 33-1796/2016). В подобных ситуациях в ходе судебного разбирательства по делу суд запрашивает у лечебного учреждения, выдавшего листок нетрудоспособности, сведения о состоянии здоровья лица с точки зрения возможности его явки в судебное заседание.
Следует отметить, что какими-либо нормативно-правовыми актами порядок и критерии оценки состояния здоровья лица по запросу суда не установлены. Поэтому полагаем, что в каждом конкретном случае лечебное учреждение вправе самостоятельно решать, каким образом будет проведена подобная оценка. Из приведенной выше судебной практики следует, что лечебным учреждением выдавались справки о состоянии здоровья лица, заверенные либо его лечащим врачом, либо главврачом учреждения. По нашему мнению, оценка состояния здоровья лица может быть произведена его лечащим врачом с учетом всех симптомов заболевания в их совокупности и стандартов оказания медицинской помощи.
При этом обращаем особое внимание на то, что сведения о состоянии здоровья пациента в соответствии с положениями ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» составляют врачебную тайну. Таким образом, давая заключение о возможности или невозможности участника процесса явиться в судебное заседание, лечебное учреждение должно соблюдать требования, установленные законодательством, в части соблюдения положений о врачебной тайне.
Кроме того, следует отметить, что в силу ч. 2 ст. 67 ГПК РФ, ч. 5 ст. 71 АПК РФ, ч. 2 ст. 82 КАС РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Поэтому окончательный вывод о возможности явки лица в судебное заседание по состоянию здоровья может быть сделан судом только с учетом всех обстоятельств дела в их совокупности.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
19 января 2017 г.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Купить документ —> Получить доступ к системе ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования — в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества — служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность — срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел «Правовая поддержка» (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу «Правовая поддержка» Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.
Источник
Лица ограниченные возможности здоровья посещение суд
Какую проблему процедуры приёма жалоб поднял автор? Назовите любые два проявления этой проблемы, упомянутые в тексте. Какова роль федеральных законов в решении этой проблемы? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «суд».
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Главный элемент конституционного права на судебную защиту — право каждого беспрепятственно обратиться в суд и участвовать в разбирательстве лично либо посредством представителя.
Реализация этого права начинается с обеспечения информационной доступности суда. Каждый должен иметь возможность узнать, как, куда и по какому вопросу обратиться, где и когда рассматривается его дело и т.п. Вроде бы чего проще. Однако к Уполномоченному по правам человека продолжают поступать многочисленные жалобы на неисполнение этого элементарного требования закона и здравого смысла. К наиболее серьёзным последствиям приводит отказ в выдаче или направлении по почте копий судебных постановлений, что не позволяет их обжаловать в вышестоящих судебных инстанциях.
Процедура подачи исковых требований и жалоб также отягощена рядом правил, объективно ограничивающих доступ к правосудию. Так, в частности, исковые требования и жалобы принимаются только в произвольно устанавливаемые «приёмные дни», или после личной консультации с судьей, или при предъявлении и проверке не предусмотренных законом документов, в том числе удостоверяющих личность.
Бытует мнение, что, вводя жёсткие, а порой и откровенно избыточные правила приёма заявлений и жалоб, суды сознательно облегчают себе работу. Другое, прямо противоположное мнение сводится к тому, что любая процедура немыслима без строгих правил, а тот, кому действительно нужно подать жалобу, эти правила выполнит. Со своей стороны, Уполномоченный хотел бы напомнить, что ограничения такого рода возможны лишь в форме федеральных законов, в данном случае соответствующих процессуальных кодексов.
Важной гарантией доступа к правосудию является создание условий для беспрепятственного посещения зданий судов лицами с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, в большинстве государственных учреждений такие условия отсутствуют. Причём не всегда по причине нехватки средств — просто потому, что об этом никто не подумал.
Распространённым способом ограничения доступа к правосудию остаётся практика незаконных отказов в возбуждении уголовного дела.
По-прежнему имеются проблемы, касающиеся обеспечения открытости судебных заседаний. Особенно серьёзные нарушения связаны с оглашением итоговых судебных решений за «закрытыми дверями».
Источник
Лица ограниченные возможности здоровья посещение суд
Автор пишет о необходимости создания специальных условий для беспрепятственного посещения судов лицами с ограниченными возможностями здоровья. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три таких условия.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Главный элемент конституционного права на судебную защиту — право каждого беспрепятственно обратиться в суд и участвовать в разбирательстве лично либо посредством представителя.
Реализация этого права начинается с обеспечения информационной доступности суда. Каждый должен иметь возможность узнать, как, куда и по какому вопросу обратиться, где и когда рассматривается его дело и т.п. Вроде бы чего проще. Однако к Уполномоченному по правам человека продолжают поступать многочисленные жалобы на неисполнение этого элементарного требования закона и здравого смысла. К наиболее серьёзным последствиям приводит отказ в выдаче или направлении по почте копий судебных постановлений, что не позволяет их обжаловать в вышестоящих судебных инстанциях.
Процедура подачи исковых требований и жалоб также отягощена рядом правил, объективно ограничивающих доступ к правосудию. Так, в частности, исковые требования и жалобы принимаются только в произвольно устанавливаемые «приёмные дни», или после личной консультации с судьей, или при предъявлении и проверке не предусмотренных законом документов, в том числе удостоверяющих личность.
Бытует мнение, что, вводя жёсткие, а порой и откровенно избыточные правила приёма заявлений и жалоб, суды сознательно облегчают себе работу. Другое, прямо противоположное мнение сводится к тому, что любая процедура немыслима без строгих правил, а тот, кому действительно нужно подать жалобу, эти правила выполнит. Со своей стороны, Уполномоченный хотел бы напомнить, что ограничения такого рода возможны лишь в форме федеральных законов, в данном случае соответствующих процессуальных кодексов.
Важной гарантией доступа к правосудию является создание условий для беспрепятственного посещения зданий судов лицами с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, в большинстве государственных учреждений такие условия отсутствуют. Причём не всегда по причине нехватки средств — просто потому, что об этом никто не подумал.
Распространённым способом ограничения доступа к правосудию остаётся практика незаконных отказов в возбуждении уголовного дела.
По-прежнему имеются проблемы, касающиеся обеспечения открытости судебных заседаний. Особенно серьёзные нарушения связаны с оглашением итоговых судебных решений за «закрытыми дверями».
Источник
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 31.12.2015 N 406 (ред. от 28.09.2018) «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации»
СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ
от 31 декабря 2015 г. N 406
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ АРБИТРАЖНЫХ
СУДОВ И ОРГАНОВ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
2. Финансирование мероприятий, связанных с реализацией настоящего приказа, осуществлять в пределах общих объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год.
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2016 года.
приказом Судебного департамента
при Верховном Суде
от 31 декабря 2015 г. N 406
ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ АРБИТРАЖНЫХ
СУДОВ И ОРГАНОВ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее — Порядок) определяет организацию обеспечения условий доступности для инвалидов зданий (помещений) федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и органов Судебного департамента (далее — объекты), а также оказания инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих использованию объектов наравне с другими лицами.
Организационные меры по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов, используемых для размещения и деятельности районных, городских и межрайонных судов (далее также — районных судов), гарнизонных военных судов, осуществляют органы Судебного департамента совместно с соответствующим судом.
2. Федеральные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды и органы Судебного департамента, в отношении закрепленных за ними объектов, принимают меры по обеспечению условий доступности объектов для инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), которые включают:
возможность беспрепятственного доступа к объектам с соблюдением контрольно-пропускного режима;
возможность самостоятельного или с помощью сопровождающих их лиц передвижения по территории, на которой расположен объект, входа на объект и выхода из него;
надлежащее размещение оборудования и средств отображения информации, необходимых для получения инвалидами требуемой информации либо достижения места назначения с учетом ограничений жизнедеятельности;
дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
допуск на объекты собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение;
разъяснения в доступной для инвалидов форме порядка посещения (нахождения, использования) и совершении ими других необходимых действий в соответствии с целями посещения объекта;
реализацию на электронных средствах (информационный киоск) отображения информации в режиме для слабовидящих пользователей.
3. Кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, кассационный военный суд, апелляционный военный суд, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, окружные (флотские) военные суды, федеральные арбитражные суды, органы Судебного департамента:
организуют инструктирование должностных лиц по вопросам, связанным с обеспечением доступности объектов для инвалидов с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности;
осуществляют с 01.07.2016 меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки вновь вводимых в эксплуатацию, а также прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию объектов с соблюдением условий их доступности, установленных статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также положений пункта 41 «Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521;
принимают согласованные с представителями общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к объектам, которые невозможно полностью приспособить к потребностям инвалидов (до их реконструкции или капитального ремонта).
II. Организация обследования зданий (помещений), а также
составления паспортов доступности объектов
4. В целях определения соответствия объекта государственным стандартам, сводам правил, строительным нормам и другим принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту проводится обследование объекта (далее — обследование и паспортизация), по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта (далее — Паспорт доступности).
5. Приказом председателя соответствующего федерального суда общей юрисдикции, федерального арбитражного суда, а для районного суда, гарнизонного военного суда, органа Судебного департамента — начальника управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации назначается комиссия по проведению обследования и паспортизации объекта (далее — Комиссия), утверждается ее состав, план-график проведения обследования и паспортизации, а также организуется работа Комиссии.
6. В состав Комиссии рекомендуется включать (по согласованию) представителей общественных объединений инвалидов и территориальных органов социальной защиты населения соответствующего уровня.
В случае если суд размещается в арендуемом помещении, в состав Комиссии включается представитель собственника объекта.
7. По результатам обследования объекта Комиссией для включения в Паспорт доступности (с учетом положений об обеспечении «разумного приспособления» Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006) разрабатываются предложения по принятию управленческих решений, в том числе:
по созданию (с учетом потребностей инвалидов) условий доступности объекта в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в случае невозможности обеспечения условий полной доступности);
по определению мероприятий, учитываемых в планах развития объекта, в сметах его капитального и текущего ремонтов, реконструкции, модернизации, в графиках переоснащения объекта и закупки нового оборудования в целях повышения уровня доступности объекта с учетом потребностей инвалидов;
по включению необходимых мероприятий в технические задания на разработку проектно-сметной документации по проектированию и строительству, оснащению приспособлениями и оборудованием вновь вводимых в эксплуатацию объектов, обеспечивающих их полное соответствие требованиям доступности для инвалидов с 01.07.2016.
8. Паспорт доступности должен содержать следующие разделы:
а) краткая характеристика объекта;
б) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов;
в) управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
9. Оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объектов осуществляется с использованием следующих показателей:
выделенные стоянки автотранспортных средств для инвалидов;
адаптированные лифты (при необходимости и технической возможности);
подъемные платформы (аппарели) (при необходимости и технической возможности);
мобильные лестничные подъемники гусеничного типа;
доступные входные группы;
доступные санитарно-гигиенические помещения;
достаточная ширина дверных проемов, лестничных маршей, площадок;
надлежащее размещение оборудования и носителей информации;
дублирование необходимой для инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, зрительной информации звуковой информацией, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля;
дублирование необходимой для инвалидов по слуху звуковой информации зрительной информацией;
наличие на электронных средствах (информационный киоск) отображения информации в режиме для слабовидящих пользователей.
10. Паспорт доступности утверждается председателем соответствующего федерального суда общей юрисдикции, федерального арбитражного суда, а для районного суда, гарнизонного военного суда, органа Судебного департамента — начальником управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.
11. Последующие обследование и паспортизация проводятся в течение месяца после завершения реконструкции, капитального ремонта объекта, но не реже одного раза в 5 лет.
III. Обобщение результатов обследования и разработка плана
мероприятий по повышению значений показателей доступности
для инвалидов объекта
12. По результатам обследования и паспортизации Комиссией разрабатывается план мероприятий по поэтапному повышению значений показателей доступности для инвалидов объекта (далее — план мероприятий) и определяется перечень необходимых работ.
13. План мероприятий должен содержать:
сведения об объекте, на котором будут проводиться работы в целях повышения значений показателей их доступности для инвалидов (объемы, сроки и результаты проведения указанных работ);
сведения о мероприятиях (административно-правового, планово-бюджетного, информационного, методического характера), проводимых в целях обеспечения доступности объектов для инвалидов;
расчеты потребностей бюджетных средств, необходимых для приведения объектов в соответствие с потребностями инвалидов.
14. К разработке плана мероприятий могут привлекаться (по согласованию) представители общественных организаций инвалидов.
Источник