Меню

Литературные данные по критерию психологического здоровья

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ В ИССЛЕДОВАНИЯХ РАЗНЫХ АВТОРОВ

В настоящее время возникла проблема с обозначением понятия психологическое здоровье. Это обусловлено тем, что сталкиваются утверждения от необходимости и продуктивности использования данного понятия до полного отрицания его правомерности. Главным дискуссионным вопросом выступает отделение психологического здоровья от психического, с выделением компонентов, критериев, характеристик, объекта и предмета исследования, анализа функциональной стороны в контексте личности и ее развития в онтогенезе.

Впервые термин психологическое здоровье встречается в работах И.В. Дубровиной (1987). Пытаясь разобраться в сути психологической службы, автор отметила необходимость выделения нового термина, в основе которого будет заложена личность в целом, находясь в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа [6, c . 52]. Это вызвано ограниченным пониманием термина психическое здоровье, направленного на изучение отдельных психических процессов и механизмов. Главная цель психологического здоровья заключается в нахождение индивидом удовлетворяющее его места в познаваемом, переживаемом им мире, отношения с которым гармонизируются на каждой возрастной ступени. По мнению автора, область психологического здоровья затрагивает такие направления в формировании личности, как поведение, основывающееся не только на внешних, но и на внутренних ориентирах, свободу мысли и инициативность, увлеченность той или иной сферой деятельности, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, веру в себя и уважение другого, разборчивость в средствах достижения цели, способность к сильным чувствам и переживаниям [6, c . 58].

Наиболее полной и структурированной гуманистической концепцией здоровья считается концепция А. Маслоу о «психически здоровом индивиде». В работах А. Маслоу в основном описываются две составляющие психологического здоровья, к которым относятся самоактуализация (самореализация) и стремление к гуманистическим ценностям. По мнению автора, необходимым условием самоактуализации является нахождение человеком верного представления о самом себе, при этом самоактуализирующей личности присуще умение принять других людей, автономия, спонтанность, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, желание улучшить человечество и склонность к творчеству [5, c . 30]. Люди, которые достигли вершин самоактуализации, могут расцениваться как живые эталоны психического здоровья. Так же одним из условий формирования психологически здоровой личности, по мнению А. Маслоу, является стремление к гуманистическим ценностям, которые формируются через самоактуализацию [;30].

О. В. Хухлаева (2001) описывает психологическое здоровье, как необходимое условие полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. психологическое здоровье – это прижизненное образование, хотя, безусловно, его предпосылки создаются еще в пренатальном периоде [7]. Определение, выделенное автором, носит широкий смысл, затрагивая весь онтогенез человека.

Большое внимание анализу понятия психологическое здоровье уделил В.А. Ананьев (2006). По мнению автора, одни исследователи рассматривают психологическое здоровье как процесс жизни личности, в котором сбалансированы рефлексивные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие аспекты (Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова), другие, как баланс между различными аспектами личности человека (Р. Ассаджиоли), между потребностями индивида и общества, который поддерживается постоянными усилиями (С. Фрайберг), третьи акцентируют внимание на функциях психологического здоровья, а именно, на поддержании равновесия между личностью и средой, адекватной регуляции поведения и деятельности человека, способности противостоять жизненным трудностям без отрицательных последствий для здоровья (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, П. Бейкер) [2, c .39]. Разнообразие в трактовка позволяют предположить, что психологическое здоровье затрагивает разные области личностного развития человека. Так потребности между индивидом и обществом могут включать в себя коммуникативную, экономическую, социальную, бытовую, профессиональную или духовную сферы. Под различными аспектами личности также подразумевается множество понятий от развития высших психических процессов до социализации индивидуума. Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова задают определяющие направления, но также не раскрывают их.

В.А. Ананьев полагает, что психологическое здоровье необходимо раскрывать через зрелую личность. Но зрелая личность многолика, что также не позволяет конкретизировать понятие психологическое здоровье. Автор считает, что психологическое здоровье ребенка отличается от психологического здоровья взрослого совокупностью личностных новообразований [2, c .42].

По мнению О. В. Лебедева (2013), термин «психологическое здоровье» связывает две науки, психологию и медицину, так как любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии человека [4, c. 33]. Медицина отслеживает изменения на уровне физиологических показателей, психология – психологических.

Л. Р. Кашкарева (2013) под психологическим здоровьем понимает оптимальное функционирование всех психических структур человека, необходимых для текущей жизнедеятельности, динамической гармонии человека, подразделяющуюся на внешнюю (между человеком и окружающими его людьми, природой, космосом) и внутреннюю (физическое тело, его мысли и чувства), обеспечивающую активный динамический баланс между человеком и окружающей средой [3, c. 425].

Наличие разнообразных трактовок термина психологическое здоровье показывает необходимость конкретизации данного определения. Можно отметить сходство в характеристиках психологического здоровья некоторых авторов. И. В. Дубровина и О. В. Хухлаева подчеркивают значимость духовно-нравственной стороны, указывают на важность гармоничного развития возрастных и индивидуальных особенностей, а также новообразований и успешное прохождение кризисных периодов.

Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

Дубровина И.В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития // Развитие личности. – 2015. – № 2. – С. 67-95.

Кашкарева Л.Р. Диалектическая взаимосвязь между психическим и психологическим здоровьем человека как условиями его самореализации субъекта жизни // Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А. В. Брушлинского. Том 2 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – С. 424-428.

Лебедева О.В. Проблема соотношения понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2013. – № 3-1. – С. 33-37.

Читайте также:  Здоровье как стать красивой

Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Издат. группа «Евразия» , 1997. – 430 с.

Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 176 с.

Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья младших школьников: дисс. . д-ра. пед. наук. – Москва, 2001. – 299 с.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Российского фонда гуманитарных исследований (проект №17-06-00967 ОГН «Психологическое здоровье и когнитивная деятельность младших школьников с факторами риска дизонтогенеза в условиях современной образовательной среды»).

Источник

Статья. Критерии психологического здоровья

специалист в области арт-терапии

«Психологическое здоровье, его критерии и признаки нарушения».

Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Закономерно возросло и внимание к здоровью учащихся. Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии предполагает консолидацию всех усилий, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся.

Задача педагогов гимназии – полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без здоровья это недостижимо. Поэтому, обеспечивая охрану здоровья гимназистов, формируя у них самих культуру здоровья, гимназия закладывает фундамент благополучия будущих выпускников.

Существует множество определений “здоровья”. Например:

как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;

как совокупность физических и духовных способностей (жизнеспособность), которыми располагает организм, личность;

как целостное многомерное динамическое состояние, в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющие человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

Таким образом, понимание здоровья различно, но в каждом определении упоминается психологическое (духовное) здоровье личности в качестве важного звена в понимании здоровья. Уровень и качество психологического здоровья характеризуются показателями социальной, социально-психологической и индивидуально-психической адаптации личности.

Психология здоровья ставит в центр своего рассмотрения здорового человека, его индивидуальные психологические особенности, ресурсы его психики, позволяющие ему сохранять здоровье при неизбежном воздействии патогенных факторов окружающей среды.

Для учащихся таким патогенным фактором является стресс как состояние психоэмоционального напряжения различной продолжительности, который сопровождается ощущением дискомфорта.

Важной чертой эмоционального стресса является повышенная тревожность. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей.

В качестве главных критериев психологического здоровья можно выделить следующие.

— Позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира.

— Высокий уровень развития рефлексии.

— Наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности.

— Успешное прохождение возрастных кризисов.

— Адаптированность к социуму, умение выполнять основные социальные и семейные роли.

Понятно, что представленный образ психологического здоровья следует рассматривать как идеальный, как эталон. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально.

Детей с социальными страхами легко выделить — они обычно робкие, аккуратные, угождают окружающим, стремятся услышать слова поощрения, а вот деструктивная агрессивность не всегда заметна, поскольку проявляется часто косвенно, в виде насмешек над окружающими, побуждения к агрессивным действиям других, воровства или внезапных вспышек ярости на фоне общего хорошего поведения.

Чувство неполноценности в пассивном варианте принимает форму страха взросления, когда подросток избегает принятия собственных решений, демонстрирует инфантильную позицию и социальную незрелость.

Нарушения психологического здоровья, истоки которых лежат в подростковом возрасте, связаны с осложнением протекания нормативного подросткового кризиса, который принято называть кризисом идентичности — представления о себе, своих силах, возможностях, позиции в отношении окружающего мира. В этом случае подросток переживает чувство тревоги из-за невозможности ощутить целостность своего «Я».

Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов депривации, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.

Актуальны на сегодняшний день проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья детей. Поэтому мы поставили перед собой цель – разработать эффективную модель психологического сопровождения гимназистов, способствующую сохранению и укреплению психологического здоровья детей.

Результаты эффективности системы сопровождения по сохранению психологического здоровья анализируются по следующим направлениям:

1. Диагностическая работа;

Для изучения подобраны методики, позволяющие выделить тревожных детей, изучить личностные характеристики ребенка, оценить самооценку ребенка, его самоощущение в мире:

— тесты цветового выбора М. Люшер;

— проективные методики: “Рисунок семьи”,“Дерево”;

— анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся Н.Г. Лускановой;

— тест школьной тревожности Филлипса;

— шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина.

Представленные методики позволяют проводить диагностику как в групповой форме, так и индивидуально. Методики валидны, надежны. Данные, полученные при групповом исследовании, коррелируют с данными других методик, что позволяет проводить мониторинг возрастного развития детей. По полученным данным с учителями по каждому ученику, составляющими “группу риска”, проводилось собеседование, где определялся дальнейший путь их психолого-педагогического сопровождения. На консультацию приглашались родители, где индивидуально выяснялся стиль семейного воспитания, родителям объяснялось, к каким последствиям – отклонениям в развитии ребенка может привести их воспитательная неуверенность. Давались рекомендации.

С детьми проводились занятия на снятие напряжения, формирование эмоциональной устойчивости. Есть множество факторов, влияющих на формирование высокой тревожности у ребенка. Из них есть те, которые мы изменить не в силах, например, состояние развития общества, экологическая обстановка и т.д., а есть такие, как семейные отношения, стиль педагогического общения, эмоциональное развитие ребенка, на которые мы можем повлиять.

Читайте также:  Давай выпьем за твое здоровья

Для родителей разработана система работы, направленную на просвещение и психопрофилактику тревожности у детей. Занятия проводятся в рамках родительского клуба «Доверие».

Развивающая работа ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития гимназистов. Развивающая работа в большей степени ориентирована на “психологически благополучных” учащихся, уровень развития и актуальное состояние которых позволяет им решать достаточно сложные психологические задачи.

Развивающее-коррекционная форма позволяет работать с психологическими проблемами, которые выявлены в обучении, поведении, общении или внутреннем психологическом состоянии гимназистов. Она ориентирована на индивидуальную работу психолога с ребенком.

Содержание коррекционно-развивающей работы обеспечивает целостное воздействие на личность ребенка во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных и других проявлений.

Развивающая работа традиционно ориентирована прежде всего на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферы психической жизни и самосознания детей. При создании программы, я ориентировалась на групповую форму работы как на более эффективную с точки зрения психологических результатов.

Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения гимназистов.

Вместе с тем на занятиях я стараюсь активно использовать метод сказкотерапии – один из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. Процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

3. Просвещение и психопрофилактика

1. Психологическое просвещение педагогов направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Основной принцип просвещения педагогов – органическое вплетение ситуации передачи им знаний в процесс практической деятельности.

Цель просвещения и консультирования родителей – создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения, создание ситуации сотрудничества и реформирования установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

Психологическое просвещение родителей проходит через: выступление на родительском собрании с целью повышения психологической компетентности родителей в тех вопросах, которые актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития. Тренинги для родителей с определенной тематикой. После проведения тренингов увеличивается количество обращений родителей за консультацией по проблеме.

Психологическое консультирование родителей чаще всего проводится как помощь в организации эффективного детско-родительского общения. Но бывают и ситуации, когда консультирование родителей является поводом для получения дополнительной диагностической информации от родителей о влиянии семейной ситуации на благополучие ребенка в гимназии. В любом случае, итогом консультирования родителей бывает договор о совместных действиях родителей и психолога в решении задач сопровождения ребенка в период его обучения в гимназии.

С началом использования новых подходов к психологическому сопровождению учащихся у большего количества гимназистов наблюдается улучшение эмоционального состояния. Снижается количество учащихся, у которых преобладают отрицательные эмоции.

Основные компоненты здоровьесберегающей деятельности гимназии — это не только наблюдение за состоянием здоровья детей, но и здоровьесберегающую организацию учебного процесса, здоровьесберегающие (т.е. соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям) методики обучения и специальные учебные программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

В нашем учебном заведение осуществляется работа по здоровьесберегающей программе обучения, которая включает в себя следующие элементы:

1. раздельно – параллельное обучение мальчиков и девочек,

2. работа за партами-конторками попеременно – стоя и сидя,

3. использование массажных ковриков для ног,

4. специальная разгрузочная гимнастика для глаз и мышц тела,

5. письмо перьевыми ручками и др.

Важное внимание уделяется процессу адаптации 5-классников (обучение в гимназии начинается с 5-го класса). В частности диагностируются и анализируются т.н. «маркеры» психологического здоровья гимназистов, оценивается комфортность пребывания в учебном заведении и показатели учебной мотивации.

В ходе психологического сопровождения применяются методики, направленные на изучении самооценки, отношения к успехам и неудачам, уровня самоконтроля, эмоциональной устойчивости и др. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как в настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Уровень тревожности пятиклассников значительно влияет на успешность адаптационного процесса.

Описание схемы диагностического мониторинга. Выбор психодиагностического инструментария осуществлялся в соответствии с требованиями валидности, надёжности, стандартизации и адаптации используемых методик.

Методика самооценки ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, адаптированная Ю.Л. Ханиным.

Ч.Спилбергер дает следующее определение тревожности: под тревогой понимается эмоциональное состояние или реакция, характеризующиеся: а) различной интенсивностью; б) изменчивостью во времени; в) наличием осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства, опасения; г) сопровождающееся одновременно выраженной активацией вегетативной нервной системы.

Ю.Л. Ханин определяют «ситуации, в которых возникает тревожность, следующим образом: а) ситуации межличностного общения и группового взаимодействия; б) ситуации, в которых имеется возможность и опасность получить физическую травму; в) новые и незнакомые условия, неожиданные обстоятельства; г) выполнение монотонной рутинной работы.

Я использовала шкалу Спилбергера-Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности. Э то методика, которая позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство и как состояние, связанное с текущей ситуацией. Методика самооценки ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, адаптированная Ю.Л. Ханиным(1980) используется для изучения аффективной сферы на предмет наличия или отсутствия личностной тревожности у подростков. Методика позволяет сделать первые и существенны уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуацтивной или постоянной, то есть личностной. Методика включает в себя 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ) и 20 – для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ). Итоговый показатель по каждой из шкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей ориентировка происходит на следующие оценки тревожности: до 30 баллов – низкая; 31-44 балла – умеренная; 45 и более – высокая. Этот тест помогает определить выраженность тревожности в структуре личности. Тревожность как личностная черта означает мотив или приобретенную поведенческую позицию, которая заставляет человека воспринимать широкий круг объективно безопасных обстоятельств, как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состояниями тревоги, интенсивность которых не соответствует величине реальной опасности.

Реактивная (ситуативная) тревожность характеризует состояние человека в данный момент времени, которое характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию , может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Читайте также:  Здоровье начинается со спины

Очень высокая тревожность (> 46) прямо может быть связана с наличием невротического конфликта , эмоциональными сры­вами и с психосоматическими заболеваниями .

Низкая тревожность ( депрессивное , неактивное, с низким уровнем мотиваций. Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность человека к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать на них выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и научиться разбивать большие задачи на более мелкие

Для людей с низким уровнем тревожности, наоборот, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, формирование чувства ответственности в решении тех или иных задач.

«Шкала тревожности», разработанная A.M. Прихожан по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша. Особенность этой шкалы состоит в том, что в ней оценивается не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуация с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Шкала тревожности позволяет выявить области действительности, объекты, являющиеся для учащихся основными источниками тревоги.

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями (например «отвечать у доски», «учитель смотрит по журналу, кого спросить», «пишешь контрольную работу», «сдавать экзамены в школе» и т. п.);

2) ситуации, актуализирующие представление о себе («тебе нужно принять важное решение», «оценивается твоя работа», «сравниваешь себя с другими», «проверяются твои способности», «тебе грозит неудача, провал» и др.);

3) ситуации общения («тебя критикуют, в чем-то упрекают», «за тобой наблюдают во время работы», «на тебя не обращают внимания», «замолчали, когда ты подошел» и др.).

В психологическом словаре понятие «тревожность» определяется как «индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям эмоционального дискомфорта, неблагополучия, предчувствие грозящей опасности».

Существует мнение, что тревога может выступать как форма адаптации организма в условиях острого и хронического стресса, с точки зрения других авторов тревога представляет не столько форму психологической адаптации, сколько сигнал, свидетельствующий о ее нарушении. Длительная, интенсивная, неадекватная ситуация тревоги препятствует формированию адаптивного поведения. К. Ясперс разделяет тревогу и страх. Эпизодические реакции тревоги и страха имеют свои аналоги в виде более устойчивых психологических состояний: страх в виде боязни, а тревога – в виде тревожности. Тревога является фактором возникновения психологической защиты в целом.

Состояние тревожности весьма изменчиво и чаще всего способствует осознанию личностью своего положения в окружающем мире. Таким образом, тревожность – индивидуально-психологическая особенность личности, выражающаяся в склонности человека к переживанию состояния тревоги, неадекватного ситуации, либо наличие низкого порога его возникновения.

Ситуативную тревожность порождают некоторые конкретные ситуации, которые объективно вызывают беспокойство. Данное состояние может возникать у любого человека в преддверии возможных неприятностей. Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями, напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Оно может быть разным по интенсивности и динамичности.

Ввиду возможности изменения имеющегося нервно – психического состояния, для нас наибольший интерес представляет именно ситуативная тревожность или тревожность как состояние. Кроме выделения типов и видов тревожности психологи считают необходимым говорить и об уровнях тревожности.

Уровень тревожности. Нельзя считать нормальным отсутствие каких-либо проявлений тревожности. Н.Ф. Лукьяновой и Е.Н. Лобовой показано, что полное отсутствие тревожности, точно также как и завышенная тревожность, находятся в ряду причин, приводящих к дезорганизации деятельности. Заниженная тревожность вызывает недооценку стрессовых ситуаций и излишнюю уверенность в своих возможностях, что, в конечном итоге, выливается в ошибки в профессиональной деятельности. В некоторых работах доказывается, что определенный уровень тревожности может выступать в роли положительного фактора в эмоциональных условиях деятельности человека, поскольку ее можно рассматривать «не только в роли неблагоприятного нервно-психического фона, но и в роли стимулятора потребности в саморегуляции».

Существенное влияние тревожности на результативность деятельности признается почти всеми психологами. Такое влияние ставит проблему современной коррекции тревожности до того, как она станет устойчивым свойством личности.

Источник

Adblock
detector