Меню

Литературные чтения культура здоровья

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.

Ольга Атаманенко
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.

Рекомедуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизниу детей старшего дошкольного возраста:

«Здоровье и болезь»:

А. Акулин «Людоеды»,

В. Бондаренко «Где здоровье медвежье»,

В. Беспалов «Голубая льдинка»,

С. Афонькин «Как победить простуду?» и «Откуда берется болезнь?»

«Движение и здоровье»:

стихотворения о зарядке Г. Граубина, Е. Ильина, Л. Мезинова, С. Пркофьевой, Г. Сапгира;

рассказы Ч. Янчарского «Приключения Мишки-Ушастика»,

В. Голявкина «Про Вовкину тренировку»,

С. Афонькина «Как стать сильным?» и «Зачем делать зарядку?»

«Полезная и вредная пища»:

стихотворения Ю. Тувима, Э. Мошковской, Г. Сапгира, С. Прокофьевой, Л. Мезинова, Ф. Алхазовой и др. ;

рассказы Н. Коростылева, С. Козлова;

рассказы Н. Коростелева «Ласковое солнце», «Свежий воздух», «Босиком! Босиком!»;

А. Иванова «Как Хома зимой купался»;

стихотворения С. Эйдлина, В. Семенова, П. Брешенкова;

стихотворения Э. Мошковской, Я. Акима, М. Газиева, Р. Куликовой, Н. Кондратьева, Е. Благининой, Г. Ладонщикова и др. ;

рассказы Н. Коростелева, Э. Успенского, С. Афонькина;

«Режим и здоровье»:

стихотворения Г. Ладонщикова, Р. Гейдера, Г. Граубина, С. Маршака, О. Дриза, В. Левина;

«Спорт и здоровье»:

стихотворения Е. Ильина, Ю. Разумовского, В. Берестова, А. Говорова, З. Александровой;

рассказы В. Голявкина, М. Кривич и О. Ольгина.

Рекомедуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизниу детей младшего и среднего дошкольного возраста:

В. Приходько «Вот когда я взрослым стану…»

Потешка «Теплое водою», «Водичка, водичка умой мое личико», «Лейся чиста водица», «Серый зайка умывается», «Солнце рано утречком»

И. Демьянов «Замарашка»

А. Кондратьев «Зеркало»

Э. Мошковская «Уши», «Нос умойся»

И. Токмакова «Гном»

Р. Куликова «Мыло»

Э. Фарджен «Мыльные пузыри»

С. Капутикян «Хлюп-хлюп»

Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному важному делу»

С. Погореловский «Про глазки-глазенки, про глаза-глазища»

Я. Бжехва «Муха-чистюха»

К. Чуковский «Мойдодыр»

Е. Благинина «Аленушка»

Г. Лагздынь «Лапки»

Г. Лагздынь «Куклу кормили?», «Просто объеденье!»

О. Дриз «Ну и каша!»

Э. Мошковская «Маша и каша»

С. Капутикян «Кто скорее допьет?»

Потешка «Ножками потопали», «Ладушки, ладушки», «Я пеку, пеку, пеку…», «Жили были сто ребят», «На столе салфетки», «У нас много ребят», «Пять проворных пальчиков»

А. Прокофьев «Вечером»

И. Токмакова «Ай-да суп!»

Тим Собакин «О пользе овсяной каши»

Р. Сеф «О той, у которой много глаз», «Сахар»

Ю. Мориц «Зеленеет лук в воде…», «Пирожок»

С. Погореловский «Хлебушко»

Н. Кончаловская «Показал садовод, нам такой огород»

В. Лунин «Кто с чем дружит»

З. Александрова «Вкусная каша»

Потешки «Уж я косу заплету», «Где мой пальчик?», «Мне уже четыре года», «Завяжу потуже шарф», «Наша Маша маленькая», «Дождик, дождик, кап, кап, кап», «Этот пальчик хочет спать», «Вот они сапожки»

В. Бардадым «Вот как Галю одевали»

Г. Лагздынь «Одевали малыша»

С. Капутикян «Пожалейте нас!»

Э. Успенский «Мальчик стричься не желает»

Э. Мошковская «Митя и рубашка»

Е. Благиниа «Как у нашей Ирки»

Х. Беллок «Носорог»

А. Кондратьев «Зеркало»

З. Александрова «Катя в яслях», «Мой мишка»

Н. Павлова «Чьи башмачки?»

Бережное отношение к вещам и игрушкам:

К. Жанэ «Братишка»

А. Шибаев «Подружки»

И. Муравейка «Я сама!»

М. Александрова «Что взяла – клади на место!»

А. Барто «Лошадка»

Е. Благинина «Приходите, поглядите»

Н. Глазкова «Танечка-хозяйка», Мальчик Петя»

И. Токмакова «Тихо-тихо»

Й. Кайнар «Доброй ночи!»

А. Кондратьев «Доброй ночи!»

П. Воронько «Спать пора»

Е. Серова «Лягушонок»

А. Говоров «Секрет бодрости»

Конкурс среди воспитанников детского сада: «Здоровая семья» Конкурс среди семей воспитанников детского сада «Здоровая семья» Вопросам здоровья подрастающего поколения уделяется особое внимание. Однако.

Работа с родителями по профилактике здорового образа жизни Формы взаимодействия с родителями помогают мне в организации работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей,.

Читайте также:  Саша с днем рождения здоровья счастья

Источник

Картотека художественной литературы для старших дошкольников на тему :» Здоровый образ жизни.»

Содержимое публикации

Картотека детской художественной литературы по теме: «Здоровый образ жизни» для старших дошкольников.

Составила: воспитатель- Шилкина Н.Л. МКДОУ №9

О физкультуре и спорте

А. Бах «Надо спортом заниматься»

А. Барто «Зарядка» Заходер Б. Гимнастика для головастика: Сказка.

Е. Канн «Наша зарядка»

Э. Керра «О пользе спорта и физкультуры»

А. Павлова «Весёлая зарядка»

В. Суслова «Про Юру и физкультуру»

М. Витковская «О том, как мальчуган здоровье

О. Высотская «Волны»

С. Михалков «Про мимозу»

В. Лебедев –Кумач «Закаляйся»

З. Александрова «Большая ложка»

Е. Благина «Про малину»

В. Ковальчук «Сказка о здоровом питании»

А. Кардашова «За ужином»

С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»

Н. Носов «Мишкина каша»

Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском

П. Воронько «Спать пора»

Н. Лоткин «Тихий час»

С. Михалков «Не спать»

С. Маршак «Дремота и зевота»

С. Волков «Руки могут всё достать» «Для чего всем людям уши?» «Зачем нам рот»

М. Ефремов «Тело человека»

И. Ильина «Про всё»

Н. Кнушевицская «Руки» «Ноги» «Глаза» «Охрана зрения» «Нос» «Кожа»

Р. Коренек «Мишка»

Н. «Ребятишкам про глаза»

А .Барто «Девочка чумазая»

Г. Голова «Заморашка»

А. Кузнецова «Кто умеет?»

В. Коростылёв «Королева зубная щётка»

Н. Найдёнова «Наши полотенца»

Ю. Тувим «Письмо к детям по одному важному делу»

К. Чуковский «Мойдодыр» «Федорено горе»

М. Яснов «Я мою руки»

Т. Варламова «Мой день»

С. Олексяк «Распорядок дня»

Э. Успенский «Зарядка»

О болезнях их лечении и профилактике

К . Авдеенко «Дятел-стоматолог»

Р. Кудашева «Петушок»

И. Карнацкий «Постельный режим» А. Крылова «Заболел петух ангиной»

Г. Лебедева «Скороя помощь»

С.Михалков «Прививка», «Как медведь трубку

нашёл», «Грипп», «Ангина», « Тридцать шесть и пять».

Л. Огурцова «Я простужен»

Н. Пинкулева «Баба Ёжка врачу позвонила»

Н. Рубцов «Болеть не интересно»

Е. Упенский «Детский врач»

М. Богданова «Костёр»

Б .Житков «Пожар в море»

А. Иванов «Как не разлучные друзья дорогу переходили»

М. Кривич, О. Ольгин «Школа пешехода»

С. Михалков «Дядя Стёпа милиционер», «Шагая

осторожно…», «Как девочка Таня загорала».

С. Маршак «Светафор» «Кошкин дом»

В. Семерин «Запрещается – разрешается»

И. Серяков «Горят огни на перекрёстках»

О.Тарутин «Для чего нам светофор»

В. Тунников «Спички»

Г. Шалаева « Не ешь незнакомые ягоды в лесу», Большая книга правил поведения для воспитанных детей.- М.:»Эскимо»,2005

«Не ходи по льду водоёма»

Т. Шорыгина «Волшебный мяч»

Всероссийский литературно-художественный конкурс к 76-летию Победы в Великой Отечественной войне «ВОЙНА. ПОБЕДА. ПАМЯТЬ »

Всероссийская интеллектуальная викторина «МИР НАСЕКОМЫХ »

Всероссийская интеллектуальная викторина «ЧТО ТАКОЕ ЛЕТО? »

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂

Источник

Через художественную литературу – к здоровому образу жизни дошкольников

Содержимое публикации

Через художественную литературу – к здоровому образу жизни дошкольников

Актуальность исследования, состоит в том, что в последние годы состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. С каждым годом среди дошкольников растет процент детей, имеющих те или иные отклонения в здоровье. Несмотря на все попытки образовательных учреждений сформировать потребность в здоровом образе жизни у подрастающего поколения, уровень здоровья воспитанников оставляет желать лучшего. В понимании детей роль здоровья и соответствующего здорового образа жизни еще не находит должного места, потому что дети не замечают своего здоровья и воспринимают его как естественную данность. Поэтому необходимость в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни растает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников. И задача педагогов найти такие средства формирования представлений о здоровье и здоровом образе жизни, которые бы позволили преодолеть сложившеюся проблему. Эта проблема имеет особую актуальность и нуждается в новых подходах.

Читайте также:  Елена федоровна соловьева капитал здоровья

Одним из таких средств может стать художественная литература.

Исследования А.М. Виноградовой, Л. Гурович, М. Лучич, М.М. Рубинштейна и др. доказали эффективность воздействия произведений художественной литературы на разные стороны личностного развития ребенка дошкольного возраста.

Вместе с тем имеется противоречие между имеющимся опытом применения художественной литературы в педагогической деятельности и необходимостью ее использования для решения задачи формирования представлений о здоровом образе жизни.

Во-первых, необходимо выбирать художественные произведения в соответствии с компонентами здорового образа жизни.

Во-вторых, организовывать обобщающее обсуждение содержания художественных произведений с элементами игры-драматизации.

В-третьих, нужно использовать в процессе чтения наглядный материал, соответствующий содержанию читаемого.

Средствами художественной литературы можно сформировать потребность в ежедневной двигательной активности, закаливании и дать понять ребенку, что здоровье — это общечеловеческая ценность.

Однако необходимо обращать на следующие моменты при реализации данного направления работы.

Доступность, то есть учет возрастных и индивидуальных особенностей детей и адаптированность материала к возрасту.

Систематичность и последовательность, то есть постепенность подачи материала (от простого к сложному) и ежедневное повторение усвоенных правил и норм.

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы и поэтому, книга должна как можно раньше войти в мир ребёнка, обогащая его интересными, необычными открытиями, оказывая влияние не только на развитие и обогащение речи, но и способствуя привитию детям культурно — гигиенических навыков, положительного отношения к здоровому образу жизни.

К этому процессу необходимо привлекать родителей, поскольку они являются главными воспитателями ребёнка и очень важно чтобы они были не наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Работу и общение с родителями надо воспринимать как процесс сотрудничества, формировать единые направления воспитания в семье и дошкольном учреждении. В дальнейшем, участие в решении этой проблемы должны принять школа, другие образовательные учреждения, все окружающие ребёнка люди.

Народ – это величайший педагог и создатель таких произведений художественного слова, которые помогают ребёнку в его развитии, воспитывают в них заботливое отношение к своему здоровью.

В качестве примера можно привести следующую систему работы.

Родителям и педагогам знакома потешка: «Водичка, водичка..», под её ласковое и напевное звучание малыш даст себя умыть, привести в порядок, познакомиться со свойствами воды, её назначении и впервые услышит слова об очень важном — о собственном здоровье, о личной гигиене.

Не всегда приятны ребёнку моменты ухода за ним, а под звучание песенок они превращаются в эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для развития ребёнка.

Тему заботы о малыше, о его здоровье затрагивают многие поэты и писатели. Например, Э. Машковская писала в стихотворениях «Зоопарк»:

и тигрята моют лица.

а мочалка — лапа».

В стихотворении В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» раскрывается тема серьёзного разговора отца и сына в ласковой, шутливой форме, где в сравнении противопоставляется плохое — хорошему. Известно, что сложная и скучна для ребёнка нравоучительная тема уважения к своему здоровью лучше всего воспринимается с юмором.

С. Михалков говорил: «Витамин смеха необходим детям, и мы должны выдавать его. щедро, как того требует молодой растущий организм». Многие дети, да и взрослые бояться делать прививки, а С. Михалков в стихотворении Прививка» пишет об этом весело и с юмором:

На прививку! Первый класс!

Вы слыхали? Это нас.

Я прививки не боюсь:

Если надо — уколюсь!

Ну, подумаешь, укол!

Укололи и — пошёл.

К.И Чуковский писал: «Вся моя задача была в том, чтобы, максимально приспособившись к психологии малых ребят, не только внушить им «взрослые» идеи о гигиене, но и по возможности поднять их литературный и умственный уровень». Теме бережного отношения взрослого и ребёнка к своему здоровью поэт посвятил сказки в стихах «Мойдодыр» и «Айболит».

Читайте также:  Функция общения связанная с сохранением психологического конфликта физического здоровья человека

Читая сказку «Мойдодыр» и дети, и взрослые учатся быть аккуратными, чистоплотными, умываться и чистить зубы «по утрам и вечерам». В интересной стихотворной форме автор доносит до детей то, что соблюдать культурно-гигиенические навыки — хорошо, а «нечистым трубочистам» — «стыд и срам».

Как призыв звучат слова:

«Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане, —

И в ванне, и в бане,

Вечная слава воде!»

Стихотворная форма сказки легко запоминается и воспринимается детьми любого возраста. Необычный герой сказки — умывальник Мойдодыр, помогает мальчику одержать победу над своими плохими привычками.

Образовательную деятельность по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни средствами художественной литературы целесообразно проводить во второй половине дня и сочетать с беседами после прочтения. В такой беседе оценивается поведение героев с позиции пользы и вреда для здоровья. Для этого воспитатель задаёт следующие вопросы: «Что сделал литературный герой? Почему? Каков результат его действий? Как бы ты поступил, или как надо поступить правильно?» образа жизни, прогнозировать своё поведение в аналогичных ситуациях.

При изучении темы «Мой организм» ставится задача развить знания детей о названиях и местоположениях разных органов чувств и частей тела, формируются навыки опрятности, ухода за телом, закрепляются представления об инфекционных заболеваниях и способах профилактики, о том, что такое микробы, почему так важно заботиться о чистоте и здоровье. То есть одновременно решаются и задачи образовательной области «Познавательное развитие».

В младшем возрасте можно использовать потешки «Расти, коса, до пояса», «Теплою водою», «Лейся, чистая водица», «Серый зайка умывается», «Солнце рано утречком», а также стихи: В. Бардадым «Вот как Галю одевали», Г. Лагздынь «Одевали малыша», Е. Серов «Стирка», М. Яснов «Я мою руки».

В средней группе: Л. Воронкова «Маша-растеряша», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александровой «Что взяла, клади на место», «Топотушки», И. Демьянов «Замарашка», А. Кондратьев «Зеркало»,

Р. Сеф «Мыло», Э. Мошковская «Уши», «Нос, умойся», И. Токмакова «Гном»,

С. Капутикян «Хлюп-хлюп», «Пожалейте нас!», Р. Куликова «Мыло», Э. Успенский «Мальчик стричься не желает», Е. Благиниа «Как у нашей Ирки».

В старшем дошкольном возрасте: В. Приходько «Вот когда я взрослым стану…»; Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному важному делу».

В таких произведениях художественной литературы, как: С. Афонькин «Как победить простуду», «Как стать сильным?», «Зачем делать зарядку?», «Откуда берётся болезнь»; В. Голявкин «Про Вовкину тренировку»; А. Иванов «Как Хома зимой купался» содержится информация о правилах и здорового образа жизни.

В результате чтения книг о здоровом образе жизни дети не только усваивают культурно-гигиенические навыки, знания о строении своего тела, но и лучше начинают относиться к своему здоровью, больше о нём заботиться.

Данная работа позволяет не только повысить знания детей в вопросах формирования навыков здорового образа жизни, но и повысить интерес детей к произведениям художественной литературы.

В заключении хочется отметить, что необходимо вести работу по повышению уровня родительской компетентности в области воспитания у детей интереса к здоровому образу жизни через художественную литературу.

Таким образом, данная статья поможет родителям и педагогам привить дошкольникам интерес к здоровому образу жизни через художественное слово.

Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская. — М: Аркти, 1993. – 132 с.

Антонов, Ю.Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века / Ю.Е. Антонов. — М.: АРКТИ, 2001. — 199 с.

Зимонина, В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника. – М.: Гуманит. изда. центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.

Карепова, Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / Т.Г. Карепова. — Волгоград: Учитель, 2010. — 170 с.

Шорыгина, Т.А. «Беседы о здоровье с детьми» — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 80 с.

Источник

Adblock
detector