Меню

Литература по психологическому здоровью детей

Литература по дисциплине «Психология здоровья»

Главная > Литература

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Учебная литература по дисциплине «Психология здоровья»

Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.

Водопьянова Н.Е., Ходырева Н.В. Психология здоровья // Вестник ЛГУ. – Серия 6. – Вып. 4. – 1991. – с. 50 – 58.

Войтенко В.П. Здоровье здоровых: Введение в саналогию. – Киев: Здоров’я, 1991. – 248 с.

Дальке Р. Болезнь как символ. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2003. – 192 с.

Дилтс Р. и др. Убеждения. Путь к здоровью и благополучию. – Том 1. – Портленд, Орегон: МЕТАМОРФОЗ ПРЕСС. – 175 с.

Каган В.Е. Внутренняя картина здоровья и психосоматический потенциал индивида // Психогенные и психосоматические расстройства: Тезисы научной конференции. — Т.1. – Тарту, 1988. — С. 201 – 204.

Научные основы физической культуры и здорового образа жизни: учеб. пособие / под общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко. — СПб: СПбГТУ, 2001. – 348 с.

Никифоров Г.С. Психология здоровья / Учеб. пос. – СПб.: Речь, 2006. – 607 с.

Первичная профилактика психических, неврологических и психосоциальных расстройств / ВОЗ. – М.: Смысл, 2002. – 127 с.

Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2005. – 350 с.

Профилактика, сохранение и укрепление здоровья: систематика и общие аспекты // Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У.Бауманна.- СПб.:Питер, 2002. – с. 466-497.

Психологические методы обретения здоровья: хрестоматия / Сост. К.М. Сельченок. Минск.: Харвест, М.: АСТ, 2001. — 720 с.

Психология здоровья: Учебник для вузов / Ред. Г.С. Никифоров. — СПб.: Питер., 2003. — 606 с.

Психосоматика: взаимосвязь психики и здоровья. Хрестоматия / Сост. Сельченок К.В. – Минск: Харвест, 2005. – 640 с.

Рамси Н., Харкорт Д. Психология внешности. – СПб.: Питер, 2009. – 256 с.

Социальная психология здоровья и болезни. / И.Б. Бовина – 2-е изд. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 263 с.

Суэми В., Фернхем А. Психология красоты и привлекательности. – СПб.: Питер, 2009. – 240 с.

Теппервайн К. Психосоматика, отношения и здоровье. – М.: АСТ, Астрель, 2004. – 224 с.

Фролова Ю.Г. Психосоматика и психология здоровья: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: ЕГУ, 2003. – 172 с.

Уоттлс У., Пауэлл Дж. Искусство быть здоровым. – СПб.: Питер, 1997. – 128

Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. — М.: Медицина, 1997. – 265 с.

Белинская Е.П. Человек в изменяющемся мире – социально-психологическая перспектива. — М.: Прометей, 2005. – 319 с.

Бурбо Лиз. Пять травм, которые мешают быть самим собой / Пер. с англ. под ред. И. Старых. – Киев: «София»; М.: ИД «Гелиос», 2003. – 176 с.

Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: Феномен здоровья в культуре, психологической науке и обыденном сознании. – Ростов-на-Дону: Мини Тайп, 2005. – 479 с.

Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. — СПб: Изд-во СПбГУ, 1999. – 1023 с.

Гусев В.Ю. Средство от болезней. – М.: АСТ; Астрель, 2007. – 190 с.

Казначеев В.П. Здоровье нации, просвещение, образование. – Москва-Косторма: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов; Костромской государственный педагогический университет, 1996. – 248 с.

Кнастер М. Мудрость тела. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 496 с.

Леви В.Л. Ближе к телу. – М.: Метафора, 2009. – 224 с.

Леви В.Л. Ошибки здоровья. – М.: Торобоан, 2004. – 416 с.

Лоуэн А. Физическая динамика и структуры характера / Пер. с англ. Е.В. Поле под ред. А.М. Боковикова. – М.: Издательская фирма «Комапняи ПАНИ», 1996. – 320 с.

Минченков А.В., Елпидифоров Н.Б. Методы структурной психосоматики. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002. – 410 с.

Оден М. Первичное здоровье. Проект нашего выживания. – М.: 1987.

О’Коннор Д., Мак-Дермотт Я. НЛП и здоровье. Использование НЛП для улучшения здоровья и благополучия. – Челябинск: Библиотека А. Миллера, 1998. – 240 с.

Посттравма: диагностика и терапия / Под ред. О.В. Бермант-Поляковой – СПб.: Речь, 2006. – 248 с.

Рейнуоттер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. – М.: Прогресс, 1992. – 47 с.

Розин В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема // Кентавр. – № 22. – 2000. – С. 36-46.

Ромицына Е.Е. Здоровье глазами детей: Опыт психологического анализа детских рисунков // Вопросы психологии. – №1. – 2006. – С. 39-47.

Саймонтон К., Саймонтон С. Как снова стать здоровым. – Ташкент: «Путь», 1995. – 200 с.

Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига: Виеда, 1992. – 109 с.

Смысл жизни и акме: 10 лет поиска. Материалы VIII-Х симпозиумов. Часть 3 / Ред. колл. А.А. Бодалев, А.А. Деркач и др. — М.: РАГС, 2005. – 228 с.

Созонтов А.Е. Проблема здоровья с позиций гуманистической психологии // Вопросы психологии. — №3. – 2003. – С. 92-101.

Социальные проблемы медицины // Под ред. А.Я.Боярского, Б.Я. Смулевича. — М.: Мысль, 1968. – 126 с.

Тхостов А.Ш. Болезнь как семиотическая система // Вестник МГУ. – Серия 14. – № 1. – 1993. – С. 3-16.

Источник

Психологическое здоровье детей и подростков как основа личности

специалист в области арт-терапии

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЕРШОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВАСИЛИЯ ФАБРИЧНОВА

(143050, Московская область, Одинцовский район, с. Ершово, д. 6А)

тел. +7 498 690-84-47

Социальный контекст (Психология)

« ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ »

Ротарь София, 9 «Б» класс,

Московская область, Одинцовский район,

д. Фуньково, д.1, кв.5

Харламова Ольга Владимировна,

Ершовской средней общеобразоваельной школы

Имени Героя Советского Союза

Тема: «Психологическое здоровье детей и подростков как основа формирования личности»

В работе использовано 3 Приложения, 14 источников литературы. Общее количество страниц 19 (без учета Приложений).

Читайте также:  1 определение понятия здоровье основные составляющие здоровья

Ключевые слова: психологическое здоровье, дети, подростки, личность, родители, педагоги, семья, развитие.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Во введении раскрывается актуальность темы, ставятся цель и задачи исследования, определяются объект, предмет исследования, формулируется гипотеза, указывается методологическая основа исследования, его теоретическая, практическая значимости.

В первой главе представлено теоретическое обоснование проблемы психологического здоровья у детей и подростков.

Во второй главе представлено эмпирическое исследование психологического здоровья школьников. В ней представлены методики изучения психологического состояния детей и подростков.

В третьей главе даются практические рекомендации профилактики сохранения и укрепления психологического здоровья у детей и подростков в школе.

Заключение посвящено основным выводам, описывается практическое применение и значимость работы.

Оглавление

Актуальность исследования . Понятие «Психологическое здоровье» введено в наш обиход всего несколько десятилетий назад и означает состояние душевного комфорта в жизни и социуме. Сейчас человечество переживает кризис нравственности, смысл жизни требует переоценки, как мы относимся к друг другу на ней планете в современном мире. Люди по-разному переживают этот кризис. Зачастую, проблемы, вызванные психологическим кризисом, по-разному переживаются различными людьми. У одних они приводят к ухудшению физического здоровья. Современные врачи говорят, что 50% заболеваний имеет психологическую основу, психосоматику. Поэтому с особой остротой встает вопрос о том, что позволяет человеку, и, в особенности детям и подросткам сохранить душевный комфорт, баланс и равновесие, то есть свое психологическое здоровье.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека- это его физическое, душевное и социальное комфортное существование. Это определение подтверждает, известную с древних времен фразу, которое гласит: «В здоровом теле здоровый дух!».

Как правило, раньше принято было акцентировать внимание только на сохранении физического здоровья. В поликлинике ребенку заводят медицинскую карту при рождении, где он регулярно наблюдается в этом медицинском учреждении. О душевном же здоровье детей думают гораздо меньше. Особенно, если кажется, что никаких душевных проблем ребенок, внешне, не имеет.

Сейчас пришли те времена, когда психологическому здоровью ребенка, его душевному состоянию стало уделяться все больше внимания. Становится ясно, что дети испытывают сложности во взаимоотношениях с родителями и учителями, трудностях в учебе, имеют стресс и депрессию. Но от того, насколько психологически здоров будет ребенок в детстве, будет зависеть настолько здоровая сформируется личность взрослая. Зачастую, родителям и в школе совершенно неизвестно какое психологическое состояние у их детей и подростков? Какова она, группа риска психологического нездоровья, и, как следствия формирования не здоровой психологически личности, которая может иметь в будущем проблемы не только психологического, но и физического характера.

Целью исследования является решение проблемы сохранения психологического здоровья на этапе формирования личности у детей и подростков составляет цель исследования .

Объектом исследования стало само психологическое здоровье детей и подростков.

Предмет исследования — процесс формирования психологически здоровой личности.

Задачи исследования следующие :

1. Рассмотреть принципы формирования психологического здоровья у детей и подростков

2. Описать структуру и критерии психологического здоровья детей.

3. Изучить специфику психологического здоровья учащихся.

4. Разработать и проверить тестированиями модель формирования психологического здоровья детей.

5. Опираясь на результаты исследования, описать рекомендации по профилактики сохранения психологического здоровья детей на этапе формирования личности.

В ходе данной работы были использованы следующие методы исследования : теоретические, где были изучен имеющийся материал в статьях и психологической литературе. И практические исследования – проведены тестирования детей и подростков, в которых выявлена проблематика и сделаны выводы.

Работа над исследованием строилась в несколько этапов – подготовка темы, изучение теоретического материала, литературы. Далее подобраны тесты для учащихся и были проведены тестирования. Собраны результаты и сделаны выводы. Последним этапом было непосредственное написание работы.

В основу данной научно-практической работы была положена гипотеза , согласно которой процесс формирования психологически здоровой личности состоит из формирования врожденных внутри личностных процессов и влияния среды. И этот процесс будет эффективный, если профилактика психологического здоровья, включает в себя индивидуальную и групповую и с детьми и родителями.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем результаты создают реальную основу для дальнейшей работы школьного психолога, классных руководителей и администрации в образовательных учреждениях.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологического здоровья детей и подростков.

1.1 Психологическое здоровье и его основные характеристики

Понятие «психологическое здоровье» – это благополучие и социальный комфорт личности человека, умение справляться со стрессами.

Психологическое здоровье- это необходимое условие для полноценного развитие человека. «Тело не болеет отдельно и независимо от души» (Сократ).

Доказано, что физическое и психологическое здоровье взаимосвязаны друг с другом. Наши мысли и эмоции сказываются и на физическом здоровье. Наши эмоции (страх, гнев, досада, горе) могут быть причиной развития психосоматических заболеваний, особенно, если это вытесняется и не осознается. Несомненно, что психологическое здоровье положительно влияет на нашу жизнь.

Если основываться на определении Всемирной организации здравоохранения, то они выделяют три составляющих здоровья:
1. Физическое здоровье, которое можно и нужно поддерживать здоровым питанием, спортом и экологичной средой.
2. Социальное здоровье — способность общаться с другими без конфликтов, брать ответственность за себя и общество, в котором мы живем, работать, ощущать полноту жизни.
3. Психологическое здоровье – благополучие и комфортное гармоничное восприятие себя и мира вокруг.

Тревожность, депрессии, страхи, агрессивность, замкнутость – основные нарушения психологического здоровья детей и подростков в современном мире.

Задачи, которые входят в изучение психологического здоровья детей это:

Базисное понятие «Психологическое здоровье»

Исследование аспектов психологического здоровья

Методы диагностики психологического здоровья

Факторы формирования ЗОЖ (Здорового Образа Жизни)

Методы мотивации к психологическому здоровью

Профилактика психосоматических заболеваний

Одним из самых травматичных аспектов, оказывающих влияние на ухудшение психологического здоровья школьников, является общая стрессовая ситуация в системе общеобразовательного образовательного процесса и взаимоотношений с учениками и учителями в школе.

По некоторым данным, 80% учащихся постоянно испытывают стресс в школе. Поэтому, так стремительно ухудшающиеся показатели психологического здоровья детей.

Для учащихся стрессогенным фактором является состояние психоэмоционального напряжения по различным причинам, различной продолжительности, который сопровождается снижением учебной мотивации и постоянным ощущением дискомфортного существования.

Основной чертой эмоционального стресса школьников является повышенная тревожность. Школьную тревожность отмечает ряд психологов-исследователей, как основную причину нарушения психологического здоровья детей. С ней связано большинство трудностей и последствий дя личностного развития ребенка. С одной стороны, дети с выраженной тревожностью выглядят как, зачастую, очень «удобные»: они могут быть спокойные на вид, готовят уроки, выполняют все задания и требования учителей, как правило, не нарушают дисциплину. А с другой стороны, часто это более «сложны» дети, которые невнимательные, неуправляемые и невоспитанные.

Читайте также:  Музыкальная физминутка ко дню здоровья

Все это часто заканчивается поводом для обращения к школьному психологу.

1.2 Критерии и признаки нарушения психологического здоровья детей и подростков.

Психологи выделают главные критерии психологического здоровья:

— Позитивное самоощущение (когда основной эмоциональный фон настроения – позитивный. Позитивное восприятие окружающего мира)

— Высокий уровень развития самоанализа.

— Наличие стремлений к улучшению качества жизни

— Высокий уровень адаптации к различным видам социума, уметь выполнять основные социальные роли

Ясно, что вышеперечисленный образ психологического здоровья будет считаться эталонным для человека. В большинстве случаев, дети и подростки имеют те или иные отклонения от него, и это тоже считается нормальным. Но, часто бывают случаи существенных нарушений психологического здоровья, тогда важно и необходимо вмешательство и коррекция на этапе формирования Личности.

В случае неблагополучного развития ребенка в младенчестве и закреплении у него чувства небезопасности и страха от окружающего мира, то в детском и подростковом возрасте у него сформируются защиты, возможно агрессивность, тревожность и гиперконтроль. Основная функция агрессии в этом случае будет защита от внешнего мира, который кажется ребенку опасным. У таких детей будет присутствовать страх смерти за себя или родителей, но они его будут, как правило, отрицать.

В случае, если у ребенка отсутствует самостоятельность — к суждениям, оценкам, то в активном варианте у него будет проявляться демонстративная агрессивность, в пассивном – у них есть социальный страх не соответствовать образцам поведения и общепринятым нормам. При этом для обоих вариантов будет характерна проблема выражения гнева, поскольку истоки находятся в раннем возрасте. Детей с социальным страхом узнать довольно легко – они робкие, аккуратные, угождающие, стремятся к поощрению. И их агрессия или депрессия не всегда заметны окружающим. Она проявляется косвенно. Часто это субдепрессии, скрытые депрессии. Невозможность выразить адресный гнев – может сказываться на формировании психологически здоровой взрослой личности в будущем. Велика вероятность формирования невротической взрослой личности.

Формирование чувство одиночества в детстве по тем или иным причинам невозможности поддерживать близкие эмоциональные отношения со значимыми взрослыми также является нарушением развития ребенка. Тогда ребенок может прибегать к демонстративной агрессии – привлечению внимания или в пассивном варианте у него формируется депрессивная личность, неспособная к самовыражению. Ребенок замкнут, отказывается говорить со взрослыми о себе и своих проблемах. Ребенок как будто бы пребывает в защитной маске, в защите от чувств и эмоций. В будущем, может формироваться довольно бесчувственная личность, мало способная к эмпатии.

Если корни психологических проблем лежат в младшем школьном возрасте, то ребенок, может испытывать чувство неполноценности. Тогда он может стремиться компенсировать свою ценность, применяя агрессивность и подавлению тех, кто слабее. Это могут быть сверстники и учителя. Насмешки и издевательства их конек. Ребенок будет стремиться унижать, а негативная реакция только раззадорит его.

Нарушения психологического здоровья, корни которых лежат в подростковом возрасте, связаны с кризисом идентификации — представления о себе, своих возможностях и силе. В случае подросток может переживать чувство тревоги из-за невозможности пока ощутить свое «Я». Тогда подросток будет сопротивляться- отказываться учиться, будет нарушать дисциплину на уроках, не слушаться родителей. Подросток надевает на себя маску «У меня все окей», но часто эта маска от самого себя и несет под собой часто депрессию и глубокое чувство тревоги. Подросток теряет ориентир на будущее, его личность формируется с нарушениями. В будущем, эти тревоги и депрессии могут принять форму страха самоопределения, выбора профессии, боязни принимать самостоятельные решения.

1.3 Выводы по итогам анализа проблемы психологического здоровья детей и подростков на этапе формирования развития их личности.

Сохранение физического и психологического здоровья детей и подростков становится одной из главных задач для родителей и в работе образовательных учреждений. Это целостный подход к здоровью, в котором физическое и психологическое здоровье является связанными общими целями и потребностями человека.

Первичной и важнейшей ступенью в формировании личности является младенчесто и раннее детство человека, ребенка, где основное влияние на психологическое здоровье человека оказывают родители, значимые взрослые. Факт рождения, первый год жизни, близость с матерью оказывает основное влияние на психическое и физическое развитие ребенка.

Влияние семейной структуры на формирование личности ребенка неразрывно связано с царящими в семье отношениями и семейной атмосферой. Дисгармония и проблемы в семейные отношения дает ребенку образец агрессивности, асоциального поведения. Что даст основу формирования различных невротических расстройств в будущем у ребенка.

И наоборот, комфортные условия в семье, хорошие отношения между родителями дают хорошую базу для формирования крепкого «Я» у ребенка.

В дальнейшем, задача психологического здоровья детей переходит и на дошкольное и, затем, школьное образовательное учреждение.

Поэтому, роль среды обитания детей — школы, одноклассников, классного руководителя и других учителей оказывает в формировании взрослой личности.

Теоретический вывод – среда обитания ребенка имеет одно из ведущих влияний на психологическое здоровье ребенка и формирование его личности в будущем.

Глава 2. Эмпирическое исследование психологического здоровья детей и подростков.

Исследование общего состояния психологического здоровья детей и подростков.

На первом этапе , в ходе изучения данного вопроса, в работе были проведены несколько исследований среди школьников на тему изучения общего состояния психологического здоровья детей и подростков от 11 до 17 лет.

Эмпирическое исследование проводилось на базе Ершовской СОШ и детского подросткового центра «Наследие» (г. Москва).

Для изучения факторов, влияющих н психологическое здоровье подростков, было проведено исследование с использованием психодиагностических методик, с последующий количественным и качественным анализом результатов.

Среди школьников был проведены следующие тестирования:

Диагностика уровня депрессии М. Ковач (Приложение 1).

Опросник, разработанный психологом, изучающим школьную проблематику Maria Kovacs (1992), позволяет продиагностировать уровень депрессии, учитывает основные психологические особенности и закономерности у детей. Данный опросник был самостоятельно заполнен школьниками и предназначен для определения функционального состояния депрессии у здоровых детей.

Читайте также:  Здоровье космонавт должен быть

Опросник представляет собой шкалу самооценки детей от 7 до 17 лет. Состоит из 27 пар высказываний. Опрашиваемому предлагают выбрать одно высказывание в каждой группе, честно ответить на выражения, в завсимости от своего самочувствия.

Всего в тестировании приняли участие 50 человек от 12 до 17 лет.

По итогу, имеются следующие результаты(Приложение №1):

Без депрессии – 15 человек из тестируемых

Имеют низкий уровень депрессии или ситуативную депрессию – 7 человек

Средний уровень депрессии/субдепрессию или скрытую депрессию имеют 22 человека

Высокий критический уровень депрессии имеют 6 человек.

Выводы по итогам тестирования :

Более 50% опрошенных, 28 человек из 50 детей и подростков имеют средний или высокий уровень депрессии. Им требуются уже не только профилактические мероприятия, но и необходимо вовлечение в ситуацию родителей и специалистов.

6 человек из них – показали критический уровень выражения депрессии. Этим детям требуется незамедлительная психологическая помощь.

По результатам теста выявлено более 50% процентов с показателями депрессии среднего, высокого и критического уровня. Другими словами, более половине опрашиваемых детей необходима психологическая помощь и поддержка на важном для них этапе формирования личности.

Тест на выявление детских страхов А.И. Захаров

Тест проводился в форме анкетирования, в процессе которого испытуемым предлагалось ответить на 29 вопросов.

Далее, п одсчитывается количество указанных ребенком страхов и определяется уровень предрасположенности к страхам: низкий, средний или высокий.

Высокий уровень предрасположенности к страхам предполагает наличие у ребенка таких особенностей, как тревожность, подозрительность, напряженность, недоверчивость к окружающим, низкая и неадекватная самооценка, пугливость.

Средний уровень предрасположенности к страхам предполагает быстроту выполнения задания, общительность, ненапряженность.

Низкий уровень говорит об уверенности в себе, о хороших отношениях с окружающими, о повышенном настроении, ненапряженностью и невысоким уровнем тревожности, быстротой ответов на вопросы.

Всего в тестировании приняли участие 50 детей и подростков от 12 до 17 лет.

По итогу, имеются следующие результаты(Приложение №2):

Низкий уровень страхов — имеют 12 человек из опрошенных 50-ти человек

Средний уровень имеют 22 человека

Высокий уровень – 16 человек

Выводы по итогам тестирования : 70% опрошенных детей и подростков, 38 человек из 50-ти имеют средний или высокий уровень выраженности, 16 из них – показали высокий уровень.

Определение школьной тревожности Филлипса (Приложение 3).

Тест школьной тревожности Филлипса (Альманах психологических тестов, 1995) позволяет психологу изучить уровень школьной тревожности и ее характер, оценить уровень эмоциональных отношений ребенка с учителями и сверстниками.

Результаты этого теста дают представление об общей тревожности, эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными обстоятельствами его включения в школьную жизнь. Также выявляет частные виды школьной тревожности .

Тест состоит из 58 вопросов, которые предлагались к ответам в письменном виде. На каждый вопрос требуется ответить однозначное: «да» или «нет».

Содержательная характеристика видов (факторов) тревожности:

1. «Общая повышенная тревожность в школе» — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными обстоятельствами школьной жизни ребенка.

2. «Эмоциональный страх социального стресса» – Эмоциональные социальные контакты и их развитие (прежде всего — со сверстниками).

3. «Страх потребности в достижении успехов» — неблагоприятный психический фон, который не позволяет ребенку развиваться в успехе, потребности успеха и достижении высокого результата

4. «Страх самопрезентации» — негативные эмоциональные переживания ситуаций, вызываемые необходимостью представления и презентации себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. «Страх проверок знаний»- негативное переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, письменных и устных, неспособность показать свои достижения и возможности.

6. «Страхи несоответствия к ожиданиям окружающих» – страх значимого отношения к другим в оценке своих результатов, мыслей и поступков, тревога по поводу оценок, страх негативных отзывов.

7. «Низкий уровень физиологической сопротивляемости к стрессу» – особенности физической и психологической организации, которые снижают адаптацию и приспособляемость ребенка к стрессовым ситуациям, которые повышают вероятность неадекватного и деструктивного поведения.

8. «Страхи в отношениях с учителями» —негативный фон отношений со преподавателями и другими взрослыми в школе, который снижает успеваемость ребенка.

Всего в тестировании приняли участие 50 детей и подростков от 12 до 17 лет.

По итогу, имеются следующие результаты(Приложение №3):

«Общая повышенная тревожность в школе» имеют 37 человек, около 75% опрошенных

«Эмоциональный страх социального стресса» — 28 человек, более половины, 56%

«Страх потребности в достижении успехов» имеют 15 человек, это 30% опрошенных детей и подростков

«Страх самопрезентации» имеют 35 человек, 70%

«Страх проверок знаний» имеют 41 человек, 82% опрошенных детей

«Страхи несоответствия к ожиданиям окружающих» – 18 человек, что составляет 35%

«Низкий уровень физиологической сопротивляемости к стрессу» показали 21 человек, 42% опрошенных

«Страхи в отношениях с учителями» – 20 человек, 40 % опрошенных детей и подростков

Выводы по итогам тестирования:

Самые высокие показатели по школьной тревожности имеют характеристики «страх проверки знаний», «общая тревожность в школе» и «страх самовыражения». Наименьшую тревожность вызывают «фрустрация успеха» и «не соответствовать ожиданиям».

На основании тестирования можем сделать вывод, что проявленная тревожность школьников является серьезной причиной психологического нездоровья школьников и представляет реальную угрозу для формирования личности ребенка, тормозит процесс развития формирования «Я».

Выводы по итогам проведенных исследований.

По итогам проведенных исследований среди детей и подростков от 12 до 17 лет, мы можем сказать, что психологическое здоровье 50% детей и подростков, на данный момент, вызывает опасение. Более половины детей и подростков, которые участвовали в исследования, тревожатся, испытывают страхи и депрессии. Исследование показывает, что они нуждаются в проведении ряда коррекционных и профилактических мероприятий. Школьники с высокими критическими значениями результатов теста, нуждаются в незамедлительной психологической помощи.

В ходе исследований выяснено, что депрессиям, страхам и тревожность подвержено более 50% детей и подростков, участвующих в опросе. Депрессии и страхам, корни которого идут из младенчества и детства, подвержено более 60% опрашиваемых, что говорит об огромном влиянии внутрисемейной ситуации у ребенка дома.

Уровень школьной тревоги имеет высокий уровень, что показывает важность создания комфортной психологической атмосферы для детей в школе.

Выдвинутая гипотеза, согласно которой процесс сохранения психологического здоровья детей и подростков, влияющий на формирование личности ребенка, состоит из внутрисменного, родительского влияния и школьной среды, согласно исследованию, отчасти подтвердилась в теоретическом изучении и практическом исследовании.

Источник

Adblock
detector