Меню

Липид витамины для детей

Витамины для детей

Самое горячее желание всех родителей – это чтобы их ребенок никогда не болел и полноценно развивался. Однако в современном мире все меньше детей рождается с крепким здоровьем. Пока мама кормит ребенка грудью, малыш получает все необходимое из ее молока. Но когда он начинает кушать обычную пищу, его организм испытывает серьезный дефицит в некоторых важнейших веществах даже при условии, что рацион продуман до мелочей, а семья проживает в благоприятном климате, где много солнца. Что уж говорить о детях-«малоежках», которые живут в регионе, где мало солнечных дней?!

Укрепить иммунитет малыша, обеспечить правильное развитие его организма помогают витаминно-минеральные комплексы. Мы составили топ лучших препаратов для детей разных возрастов, ведь потребности в витаминах, минералах и других веществах отличается в определенные периоды роста.

ТОП лучших витаминов для детей разного возраста

Какие витамины нужны ребенку в год? В пять лет? В десять? Составим рейтинг популярных витаминных и витаминно-минеральных комплексов для детей по возрастам.

Груднички обычно не нуждаются в дополнительном источнике витаминов, так как получают все, что полагается, из материнского молока, смесей и первого прикорма. В год малыши начинают кушать обычную пищу, поэтому с этого возраста педиатры назначают витаминные и витаминно-минеральные комплексы.

До двух лет

  1. Сироп «Пиковит» содержит большую часть важнейших витаминов: A, B1, 2, 5, 6,12, C, D3, PP. Сироп имеет приятный вкус, и его удобно давать малышам. Дозировка по 5 мл 2 раза в сутки. Минус: в состав входит искусственный пищевой краситель.
  2. Капли «Мульти-ТабсБеби» удобны тем, что их можно добавлять в любую жидкость. Минус: препарат содержит всего три витамина А, C, D, кроме того, в нем присутствует незначительное количество этилового спирта. Дозировка 1 раз в день по 1 мл.
  3. «Алфавит Наш Малыш» содержит витамины А, В1, 2, 6, 12, D3, C, E, PP, фолиевую и пантотеновую кислоты, минералы. Препарат выпускается в форме порошка для приготовления напитка. Три вида саше имеют свой состав, разработанный с учетом сочетаемости веществ, а каждый пакетик –маркировку с указанием времени приема. Дозировка и способ применения: порошок растворить в 30 мл воды, принимать три раза в день. Минус: необходимость разводить перед употреблением.

3-5 лет

  1. Жевательные таблетки «ВитрумКидс Плюс» содержат полный витаминно-минеральный комплекс: витамины А, В1, 2, 6, 12, К1, D3, C, E, PP и 11 минералов. Имеют приятный вкус. Минус: наличие ароматизаторов и красителей. Дозировка: по 1 таблетке в день.
  2. Пастилки «Витамишки» содержат витамины С, Е, А, D3, В6, В12, минералы, фолиевую и пантотеновую кислоты, имеют приятный вкус и привлекательную форму. Минус: высокая цена. Дозировка: по 1 штуке в день.
  3. Жевательные таблетки «Компливит Актив» содержат полный витаминно-минеральный комплекс: витамины С, Е, А, D3, В6,12, 1, 2, 5, фолиевая кислота, минеральные элементы. Дозировка: по 1 таблетке в день после еды.

6-10 лет

  1. Таблетки «Алфавит Школьник» содержат 11 витаминов и 7 минералов. Плюсы: состав подобран с учетом сочетаемости активных веществ. Минус: нужно принимать строго по схеме.
  2. Жевательные таблетки «Мульти-Табс Юниор» содержат витаминыС, Е, А, D3, В6, 1, 2, 12, фолиевую и пантотеновую кислоты, минералы. Дозировка: 1 таблетка в день. Имеют приятный фруктовый и ягодный вкусы.
  3. Таблетки «Пиковит Форте» имеют приемлемую стоимость и содержат необходимые школьнику вещества: витамины группыВ, D3, A, С, E, кальций, фолиевую кислоту. Минус: в составе ароматизаторы.

Зачем нужны витамины детям?

Витамины – это вещества, которые регулируют, нормализуют, стимулируют рост и развитие детского организма. Они обеспечивают:

  • гармоничное умственное, психическое, речевое развитие;
  • правильный обмен веществ;
  • полное усвоение пищи;
  • слаженную работу систем органов и важнейших биологических механизмов;
  • дают энергию и силы, необходимые для игр и познания мира.

Ценность поливитаминов заключается в их способности заменить и восполнить недостающие полезные макро- и микроэлементы, а значит, способствовать нормальному росту и развитию ребенка.Несмотря на то, что суточная потребность в витаминах для ребенка – это всего тысячные доли грамма, полноценный рост, развитие, да и сама жизнь без них, просто невозможны.

О том, что ребенку не хватает витаминов, свидетельствуют следующие признаки:

  • медленно заживают ссадины и ранки;
  • появляются синяки даже от незначительных ушибов;
  • кожа очень бледная, а ногти и волосы ломаются;
  • низкий аппетит;
  • плохой сон ночью, сонливость и вялость днем;
  • быстрая утомляемость, отсутствие интереса к любимым игрушкам и занятиям;
  • раздражительность, плаксивость, плохое настроение;
  • медленный рост, неправильная осанка;
  • кожа сухая и склонна к раздражениям, появлению сыпи и шелушению;
  • губы быстро обветриваются, в уголках рта образуются заеды (небольшие язвочки);
  • при чистке зубов появляется кровь;
  • проблемы со стулом;
  • ребенок часто подхватывает ОРЗ и ОРВИ.

Острый дефицит в витаминах испытывают дети, родившиеся раньше срока, а также малыши, которые много простужаются, перенесли тяжелые заболевания, травмы и операции или сильные эмоциональные потрясения, мало бывают на свежем воздухе и плохо питаются.

Если ребенок в целом развивается нормально, хорошо ест, веселый, активный, мало болеет, то прием поливитаминных препаратов для него не является строго необходимым. Но это не значит, что он не испытывает недостатка в отдельных витаминах. Например, если ваша семья проживает в регионе, где очень мало солнечных дней, то у ребенка наверняка существует дефицит витамина Д, который синтезируется только под воздействием ультрафиолетовых лучей.

Большинство витаминов, минералов и других важнейших веществ ребенок в идеале должен получать вместе с пищей. Но жизненный опыт показывает, что не все дети питаются полноценно и правильно, и дело здесь не в«плохих» родителях. Многие малыши на самом деле очень избирательны в своих пищевых пристрастиях, например, едят только одни макароны и на дух не переносят супы, овощи, а из всех фруктов предпочитают только яблоки. С проблемой накормить ребенка правильной едой сталкивается каждая вторая мама.

Проверьте, получает ли ваш малыш все необходимое вместе с пищей. Вот примерный полноценный рацион на неделю:

  • блюда из свежего или, по крайней мере, свежемороженого красного мяса – говядины, свинины, баранины, телятины – не менее двух раз;
  • блюда из мяса птицы – не менее трех раз;
  • блюда из свежей или свежемороженой речной и морской рыбы – не менее двух раз;
  • молочные и кисломолочные продукты – ежедневно;
  • яйца – не менее двух раз;
  • растительные и сливочные масла – ежедневно;
  • свежие фрукты и овощи – не менее пяти видов ежедневно;
  • пища, богатая быстрыми и медленными углеводами – не более 50% от объема всей пищи, съеденной за день. Это крупы, макароны, выпечка, сладости и десерты.

Если ваш ребенок питается примерно так, то все необходимое его организм усваивает из пищи. Острая потребность в дополнительном источнике витаминов возникает в следующих случаях:

  • инфекционные заболевания и состояния после них;
  • периоды интенсивного роста;
  • серьезные умственные и физические перегрузки.

В случае, когда реальный рацион ребенка не соответствует приведенному выше списку, родителям необходимо позаботиться о приобретении поливитаминных препаратов, чтобы восполнить дефицит витаминов, минералов и микроэлементов.

Какие витамины когда пить?

Когда мы видим в аптеке множество препаратов, одинаковых, на первый взгляд, то всегда теряемся, какиеименно из них лучшие. В чем нуждается ребенок в первую очередь? По мнению педиатров, ответ на данный вопрос зависит от времени года и возраста малыша.

  • Витамины летом. Если ребенок в предыдущую зиму и весну питался правильно, а летом он ежедневно съедает по 300-400 г свежих овощей и фруктов (желательно, сезонных), то дополнительный прием витаминов ему не нужен. В случае неполноценного питания, необходимо пропить месячный курс.
  • Витамины осенью и весной. В межсезонье дети часто простужаются, поэтому их иммунитету нужна помощь. Педиатры советуют пропить витамины А, С, Е и железосодержащие препараты. Осенью еще много свежих овощей и фруктов, поэтому они обязательно должны быть на детском столе в любом виде.
  • Витамины зимой. В этот период очень мало солнца, свежие фрукты и овощи купить сложнее, поэтому детям нужно обязательно поливитаминно-минеральные комплексы, чтобы восполнить дефицит полезных веществ.
Читайте также:  Витамины для набора веса для мужчин протеин

Важно учитывать и то, что в каждом возрасте существует своя потребность в определенных витаминах.Например,

  • с года до трех лет детям нужны витамины А, В, С, D и РР;
  • с трех лет ребенок начинает ходить в детский сад, чаще испытывает стресс и контактирует с другими детьми, поэтому ему необходимы витамины А, группы В, С и РР;
  • на возраст 4-5 лет приходится период активного роста, организм испытывает острую потребность в витаминахА, В, С, D и РР, кальции и фосфоре;
  • в 6-7 лет ребенку требуются витаминыА, группы В, С, Е, фолиевая кислота, йод, железо, магний;
  • в 7-9 лет активно развиваются все системы организма и головной мозг. Ребенок испытывает большие нагрузки в школе, ему нужно принимать витаминыС, Е, А, D3, В6, В12, фолиевую и пантотеновую кислоты, железо, марганец, медь.

Дети в возрасте 10 лет и старше испытывают ту же потребность в витаминах и минералах, что и взрослые, но тяжелее переносят их дефицит.

Формы витаминов для детей: какие наиболее эффективны?

Любой врач скажет: эффективна та форма, в которой ребенок не откажется принимать лекарство. Можно часами рассказывать четырехлетке о пользе витаминов, но вряд ли он захочет глотать безвкусную или даже горькую таблетку, и вы никак его не заставите. А ведь их нужно принимать ежедневно и не по одному разу. Поэтому витаминные комплексы выпускаются в той форме, которая понравится детям и будет удобной для родителей:

  • сироп и гельлегко выдавливаемые на печенье;
  • капли, растворимые в жидкости;
  • жевательные драже и пастилки;
  • порошок в саше для приготовления напитка.

Витаминные препараты для детей имеют приятный вкус и забавную форму, выпускаются в яркой привлекательной упаковке, поэтому дети воспринимают их скорее как лакомство, а не как обязательное лекарство. Каждая из лекарственных форм обеспечивает полное усвоение витаминов детским организмом.

Уважаемые родители! Это только общие рекомендации по выбору детских витаминов. Перед приобретением обязательно проконсультируйтесь с педиатром, возможно, ваш ребенок испытывает дефицит в каком-либо веществе. Это может определить только лечащий врач. Принимать витаминный комплекс можно строго по инструкции. Переизбыток витаминов не менее опасен, чем их дефицит.

Источник

Влияние лецитина на неврологический статус детей

Лецитин (от греч. lekithos — яичный желток), выделенный во Франции Gobley M. еще в 1850 г. и изначально получивший название «эссенциальные липиды», представляет комплекс фосфолипидов (холин, фосфатиды, инозитол) и служит одним из основны

Лецитин — мудрое дополнение к любой диете
Balch P. A.

Лецитин (от греч. lekithos — яичный желток), выделенный во Франции Gobley M. еще в 1850 г. и изначально получивший название «эссенциальные липиды», представляет комплекс фосфолипидов (холин, фосфатиды, инозитол) и служит одним из основных источников питания для нервной системы. Периферическая нервная система на 17% состоит из лецитина, а головной мозг — на 30%. Компоненты лецитина эссенциальны для человеческого организма, а их дефицит сопровождается нарушениями функций нервной, сердечно-сосудистой и других систем. Это сопряжено не только с тем, что лецитин присутствует во всех клетках тканей, но и с его ролью в биологических мембранах.

Лецитин ускоряет окислительные процессы, улучшает работу головного мозга и сердечно-сосудистой системы. Он способствует лучшему усвоению жирорастворимых витаминов (А, D, Е и К), повышает сопротивляемость организма воздействию токсических веществ и т. д. Фактически все клетки организма испытывают потребность в лецитине, входящем в комплекс витаминов группы В [1–3].

Неврологам хорошо известно, что лецитин необходим для выработки ацетилхолина (нейромедиатор), обеспечивающего оптимальное функционирование нервной системы, а также принимает участие в проведении нервных импульсов (нейротрансмиссия). Кроме того, лецитин является одним из основных компонентов в образовании миелина. Лецитин связан и с нейроэндокринной системой; лецитин и холин незаменимы для выработки ряда гормонов и нормального метаболизма жиров и холестерина.

Биологические свойства лецитина растительного происхождения превышают по эффективности таковые лецитина животного происхождения. В соответствии с определением компьютерной энциклопедии «Википедия», соевый лецитин — это пищевая добавка, обладающая свойствами поверхностно-активного вещества — эмульгатора. В состав соевого лецитина входят масло, фосфолипиды, витамины А (ретинол), Е (токоферол) и др.

Отсутствие адекватной обеспеченности фосфолипидным комплексом сопровождается нарушениями процессов утилизации всех жирорастворимых витаминов, что чревато риском развития таких заболеваний, как рахит (витамин D-дефицитный), остеопороз, иммунодефицитные состояния (вторичные), нарушения со стороны свертывающей системы крови и функций половых желез; возможна задержка физического развития [3].

Проявления лецитиновой недостаточности у детей довольно многообразны и вариабельны. У детей первых лет жизни вследствие дефицита лецитина может возникать внутричерепная гипертензия, отмечаться задержка психомоторного и речевого развития, расстройства поведения (психоэмоциональная неуравновешенность), снижение способности к концентрации внимания, нарушения памяти.

К классическим проявлениям дефицита лецитина у детей относятся нарушения нервно-психического развития (снижение функциональных возможностей ЦНС, повышенная раздражительность, плаксивость и т. д.), расстройства когнитивных функций (снижение параметров памяти, внимания, мышления, успеваемости), снижение двигательной активности (усталость и повышенная утомляемость) и др.

Ранее исследователями из США было продемонстрировано, что лецитин обладает способностью улучшать так называемую «химическую активность мозга» (brain chemical activity), оказывая благоприятное влияние на такие высшие корковые (когнитивные) функции, как память, речь и моторика. Впоследствии это позволило Barbeau A. (1978) осветить проблему применения лецитина в неврологии (атаксия Фридрайха, хорея Гентингтона и др.) [4, 5].

Начиная с 1980-х гг. в медицинской периодике появился целый ряд работ, посвященных применению лецитина при различных когнитивных нарушениях, расстройствах памяти, а также в лечении деменции альгеймеровского типа (Garcia C. A. et al., 1982; Brinkman S. D. et al., 1982; Kazdova E., 1984; Panijel M., 1986; Ladd S. L. et al., 1993; Benton D. и Donohoe R. T., 2004) [6–11]. Китайские исследователи Shi F. с соавт. (2001) сообщили об использовании соевого лецитина в терапии инфаркта мозга [12]. Higgins J. P. и Flicker L. (2009) представили новейший систематический обзор, посвященный использованию лецитина при деменции и когнитивных нарушениях [13]. Нами ранее также сообщалось о возможности применения лецитина при других видах психоневрологической патологии у детей и подростков, включая ранний детский аутизм (РДА), задержку психомоторного развития (ЗПМР), синдром Жиль де ля Туретта, астеноневротические реакции, депрессивный невроз, болезнь Меньера, эпилепсию и т. д. [3, 14, 15]. Предполагается, что лецитин, входящий в состав миелиновых оболочек, покрывающих нервные волокна, способен в ряде случаев обеспечить наступление ремиссии при рассеянном склерозе (РС), нередко встречающемся в детском возрасте (до 18 лет) [16].

Читайте также:  Витамины мишками для взрослых

Хорошо известно, что витамины являются нутриентами, применение которых (витаминопрофилактика и витаминотерапия) представляет неотъемлемую часть нейродиетологии. Сочетание витаминных или витаминно-минеральных комплексов с биологически активными веществами (БАВ), в качестве одного из которых традиционно рассматривается лецитин, отражает прогрессивный способ оптимизации нервных функций, соматического здоровья и витаминной обеспеченности детей. Лецитин необходим как для нейронов и клеточных мембран, так и для эффективной утилизации поступающих в организм витаминов.

О роли коррекции витаминного статуса в лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) сообщали Громова О. А. и соавт. (2003) [17]. Сотрудниками психоневрологического отделения НЦЗД РАМН в 2003–2004 гг. при лечении группы детей с СДВГ (32 пациента в возрасте 6–16 лет) был применен витаминный комплекс «Киндер Биовиталь» (гель) с лецитином [3]. Подчеркнем, что в то время препаратов, предназначенных для лечения СДВГ, в РФ не было зарегистрировано, а атомоксетин стал доступен лишь c 2006 г. В описываемом витаминном комплексе содержание лецитина в 10 г, то есть в 2 чайных ложках (рекомендации производителя для детей школьного возраста и взрослых), составляет 200 мг. Считается, что этот комбинированный препарат, в составе которого представлены важнейшие жирорастворимые (А, D, Е) и водорастворимые (В1, В2, В5, В6, В12, С, никотинамид) витамины и соевый лецитин, не только корригирует витаминный статус, но также обладает антиоксидантным, метаболическим и иммуномодулирующим действием.

Наблюдаемые дети с СДВГ были обследованы по единому протоколу, который включал:

  • физикальный и неврологический осмотр;
  • электроэнцефалографическое исследование (ЭЭГ);
  • обследование на тестовых компьютерных системах (ТКС) «Психомат» (Россия);
  • цветовой тест Люшера;
  • дефектологическое обследование детей (выборочно);
  • рутинные клинические анализы крови и мочи.

Диагноз СДВГ устанавливался пациентам на основании действующих критериев Международной классификации болезней Х пересмотра (МКБ-10), которые несколько отличаются от критериев DSM-IV, используемых в США [18, 19].

Учитывались все лекарственные средства, принимаемые пациентами в период проведения исследования, комплаенс и т. д. Оценка эффективности лечения производилась по трем рубрикам: «нет эффекта», «частичный эффект» и «существенное улучшение». Регистрировались возможные побочные реакции на применяемый препарат (тошнота, рвота, боли в животе, кишечные расстройства, аллергические проявления), патологические лабораторные изменения без клинических симптомов, а также «другие симптомы». Оценивалась переносимость детьми витаминного комплекса с лецитином («неудовлетворительная», «удовлетворительная», «хорошая»).

Длительность применения геля Киндер Биовиталь в наших наблюдениях составляла от 21 до 28 дней. При необходимости препарат предоставлялся детям для завершения запланированного курса лечения в домашних условиях.

Оценка эффективности используемых поливитаминных препаратов основывалась на данных неврологического и соматического осмотра, а также уточнялась при помощи результатов обследования на ТКС и других методов исследования. В 10% наблюдений было отмечено существенное улучшение, а у 90% детей — частичный эффект. Наличие лишь частичного эффекта у большего числа пациентов объясняется перманентностью и нейрохимической природой нарушений при СДВГ (биохимическим субстратом в патогенезе болезни являются нарушения катехоламинового обмена) [18].

С использованием ТКС нами тестировался целый ряд параметров когнитивных функций: теппинг правой рукой (средний интервал — мсек, частота реакций — число за 1 сек); память на числа (среднее время ответа — мсек, среднее квадратичное отклонение среднего времени ответа — мсек, количество воспроизведенных чисел, число правильных ответов); внимание по расстановке числе (полное время поиска — мсек, среднее время поиска — мсек, среднее время ответа — мсек, общее количество ответов — в штуках, число ошибок — в штуках); реакция на движущийся предмет (оперативность психомоторной деятельности и точность зрительно-моторной координации). В дополнение к данным обследования детей с СДВГ при помощи ТКС нами оценивались результаты модифицированного теста Люшера (уровень тревоги, вегетативный коэффициент, отклонение от аутогенной нормы и т. д.). Сопоставление результатов терапии наблюдаемых пациентов проводилось с группой детей с аналогичной патологией, не получавших витаминно-минерального комплекса с лецитином (15 пациентов в возрасте 6–15 лет).

Основными параметрами когнитивных функций, изначально оказавшимися дефицитарными среди наблюдаемых нами детей, были внимание, память и моторика. При первом тестировании, проводимом на третий день после поступления в клинику, восприятие и переработка зрительных стимулов у детей были затруднены.

По прошествии трех недель после начала приема витаминного комплекса с лецитином (в возрастной дозировке) проводилось повторное тестирование на ТКС. При этом была выявлена следующая положительная динамика когнитивных функций: интервал (временной) моторных реакций уменьшился в среднем на 5–10%; примерно в таких же пределах возросли показатели темпа и частоты ударов в 1 секунду (при проведении теппинг-теста). Качественные показатели внимания также продемонстрировали положительную динамику: полное время поиска сократилось на 25–30%, среднее время поиска — на 30–35%, а среднее время ответа — на 15–20%. На практике это означает, что наблюдаемые нами пациенты стали лучше запоминать и воспроизводить зрительную информацию.

Данные теста Люшера, проведенного одновременно с описанным выше тестированием на ТКС, свидетельствовали об улучшении показателей физической активности, вегетативного обеспечения, а также общего самочувствия у детей с СДВГ после курса терапии витаминным комплексом с лецитином.

Переносимость Киндер Биовиталь геля с лецитином оценивалась медицинским персоналом, самими пациентами и их родителями. Она была удовлетворительной у подавляющего большинства наблюдаемых детей (побочные реакции отмечались у 4% пациентов и выражались в появлении кожных высыпаний, расцененных в качестве проявлений атопического дерматита).

Полученные результаты позволяют сделать заключение, что Киндер Биовиталь гель с лецитином должен использоваться в составе комплексного лечения при СДВГ для коррекции когнитивных нарушений, сопутствующих этому виду патологии. Предполагается, что достигнутый эффект в значительной мере был обусловлен именно наличием в геле Киндер Биовиталь лецитина (соевого).

Приведенный выше пример не исчерпывает опыт применения этого витаминного комплекса с лецитином в отечественной детской неврологии. Платонова Т. Н. и Ярыгина С. В. (2005) представили положительный опыт его применения в терапии 88 детей раннего-дошкольного-школьного возраста с функциональными расстройствами нервной системы (тики, невротические реакции, логоневроз, задержка психомоторного и/или речевого развития, гипердинамический синдром и т. д.), а Коровина Н. А. с соавт. (2006) — в лечении 40 пациентов (возраст 4–7 лет) с эмоциональными расстройствами в виде страхов [20, 21]. Позитивный эффект геля Киндер Биовиталь с лецитином, отмеченный в отношении параметров психомоторного развития и эмоционально-поведенческой сферы, был верифицирован исследователями, использовавшими целую батарею специальных тестов (Денверский тест, вербальные тесты с рядоговорением; тест Озерецковского, ориентировка «право-лево», тест Керна–Иерасика, тест Люшера и т. д.) [20]. Этот обширный набор психолого-неврологических тестов объективно подтверждает эффективность применения Киндер Биовиталь геля с лецитином при различных видах психоневрологической патологии у детей, что согласуется с результатами исследователей из НЦЗД РАМН, применявших компьютеризированный метод тестирования когнитивных функций у пациентов с СДВГ. Нами также представлены данные о роли лецитина в диете детей с СДВГ [22].

По-видимому, включение в состав Киндер Биовиталь геля лецитина позволяет потенцировать утилизацию и клинический эффект их витаминных ингредиентов, а также рассчитывать на реализацию целого ряда нейромодулирующих свойств, присущих лецитину как таковому.

Читайте также:  Как лечить поджелудочную витамины

Витамины — важнейший инструмент нейродиетологии [23–25]. Взаимосвязь между ЦНС, лецитином и витаминным статусом совершенно очевидна и не вызывает сомнений [25]. Meck W. H. et al. (2008) из США считают, что холин (в составе лецитина), который ребенок получает на протяжении первого года жизни, имеет определяющее значение для развития памяти, определяя ее емкость и устойчивость к последующим нарушениям [26]. По-видимому, не случайно в грудном молоке лецитина содержится в 100 раз больше, чем в системе кровообращения у матери.

Ранее Сott A. (1977) успешно применял лецитин для усиления памяти, внимания и его закрепления у неспособных к обучению детей (аутизм, шизофрения и т. д.), добившись 50-процентного улучшения [27].

Лецитин в присутствии пантотеновой кислоты (витамин В5) трансформируется в ацетилхолин. Именно этот нейромедиатор считается особенно важным для полноценного формирования процессов мышления и памяти, а также для активизации интеллектуальной деятельности и работоспособности.

Для детских неврологов большое значение имеет то обстоятельство, что лецитин обладает синергичным действием применительно к широко используемым в России и других странах препаратам ноотропного ряда (усиливает их эффект). Следует также учитывать, что некоторые препараты, используемые в детской неврологии и педиатрии (фенобарбитал и др.), препятствуют всасыванию и усвоению лецитина в кишечнике (необходимость дотации).

Помимо положительного влияния на неврологические функции при болезнях психоневрологической сферы, известен целый ряд позитивных эффектов, оказываемых этим представителем липидов на другие органы и системы человеческого организма (улучшение работы пищеварительного тракта, стимуляция желчеотделения, снижение уровня холестерина в крови, детоксикация печени/гепатопротекторное действие, снижение потребности в инсулине при сахарном диабете и т. д.). Эти моменты не следует игнорировать с позиций соматоневрологии.

Прием Киндер Биовиталь геля с лецитином показан также здоровым детям и взрослым при повышенной утомляемости, физической и интеллектуальной нагрузке, а также подверженности стрессам. Противопоказаний для применения лецитина официально не существует. Balch P. A. (2006) подчеркивает, что лецитин — мудрое дополнение к любой диете [28].

Литература

  1. Общая нутрициология: Учебное пособие /Мартинчик А. Н., Маев И. В., Янушевич О. О. М.: МЕДпресс-информ. 2005. 392 с.
  2. Krause’s food, nutrition, & diet therapy (Mahan L. K., Escott-Stump S., eds.). 11 th ed. Philadelphia. Saunders / An Imprint of Elsevier. 2004. 1322 p.
  3. Применение поливитаминного препарата с лецитином в нейропедиатрии (пособие для врачей). М.: ИД «Медпрактика-М». 2005. 20 с.
  4. Barbeau A. Lecithin in neurological conditions //N. Engl. J. Med. 1978. Vol. 299. P. 200–201.
  5. Barbeau A. Emerging treatments: replacement therapy with choline or lecithin in neurological diseases // Can. J. Neurol. Sci. 1978. Vol. 5. P. 157–160.
  6. Garcia C. A., Tweedy J. R., Blass J. P. et al. Lecithin and Parkinsonian dementia. In: Alzheimer’s disease: a report of progress (Corkin S., Davis K. L., Growdon J. H., Usdin E. et al., eds.). New York. Raven Press. 1982. P. 443–449.
  7. Brinkman S. D., Pomara N., Goodnick P. J. et al. A dose-ranging study of lecithin in the treatment of primary degenerative dementia (Alzheimer’s disease) // J. Clin. Psychopharmacol. 1982. Vol. 2. P. 281–285.
  8. Kazdova E. Treatment of dementia with high doses of lecithin and piracetam // Activitas Nervosa Superior. 1984. Vol. 26. P. 244–245.
  9. Panijel M. Therapeutische Wirksamkeit von Lecithin bei Gedachtnis-und Konzentrationsstorungen //Therapiewoche. 1986. Vol. 36. S. 5029–5034.
  10. Ladd S. L., Sommer S. A., Laberge S., Toscano W. Effect of phosphatidylcholine on explicit memory // Clin. Neuropharmacol. 1993. Vol. 16. P. 540–549.
  11. Benton D., Donohoe R. T. The influence on cognition of the interactions between lecithin, carnitine and carbohydrate // Psychopharmacology (Berl). 2004. Vol. 175. P. 84–91.
  12. Shi F., Zhou J., Meng D. Curative effect of soybean lecithin on cerebral infarction // Zhonghua Yi Xue Za Zhi. 2001. Vol. 81. P. 1301–1303.
  13. Higgins J. P. T., Flicker L. Lecithin for dementia and cognitive impairment (review) //ЁThe Cochrane Library. John Wiley &Sons Ltd. 2009. The Cochrane Collaboration: Issue 1. 26 p.
  14. Студеникин В. М. Поливитаминный препарат с лецитином: использование в детской неврологии // Лечащий Врач. 2003. № 6. С. 56–57.
  15. Cтуденикин В. М., Балканская С. В., Маслова О. И. Возможности применения поливитаминного препарата с лецитином в детской неврологии // Consilium medicum. Педиатрия. 2008. Экстравыпуск. C. 17–19.
  16. Студеникин В. М., Высоцкая Л. М., Шелковский В. И., Быкова О. В. и др. Рассеянный склероз у детей: роль диеты // Вопр. детск. диетол. 2008. Том 6. № 6. С. 23–28.
  17. Громова О. А., Красных Л. М., Лиманова О. А., Кутузова Н. А. и др. Коррекция витаминного статуса при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Вопр. совр. педиатрии. 2003. Том 2. № 4. С. 33–39.
  18. Cиндром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): этиология, патогенез, клиника, течение, прогноз, терапия, организация помощи (экспертный доклад). М.: CAF. 2007. 64 c.
  19. American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders (DSM-IV-TR). 4 th ed. Text rev. Washington (DC). American Psychiatric Association. 2000.
  20. Платонова Т. Н., Ярыгина С. В. Эффективность поливитаминного комплекса «Киндер Биовиталь гель» при минимальных неврологических дисфункциях у детей дошкольного возраста // Сonsilium medicum. Педиатрия. 2005. Том 7. № 1.
  21. Коровина Н. А., Захарова И. Н., Науменко Л. Л. Микронутриентная недостаточность и нервно-психическое развитие детей // Сonsilium medicum. Педиатрия. 2006. Том 8. № 2.
  22. Студеникин В. М., Балканская С. В., Курбайтаева Э. М., Шелковский В. И. и др. Cиндром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и диета // Справочник педиатра. 2007. № 8. С. 18–27.
  23. Сombs F. G. Jr. (ed). The vitamins. Fundamental aspects in nutrition and health. 3 rd ed. Amsterdam-Boston. Elsevier Academic Press. 2008. 584 p.
  24. Витамины и минеральные вещества в питании и поддержании здоровья детей. Глава 17. В кн.: Клиническая диетология детского возраста: Руководство для врачей / Под ред. Боровик Т. Э., Ладодо К. С. М.: ООО «МИА». 2008. С. 443–471.
  25. Студеникин В. М., Шелковский В. И. Витаминно-минеральные комплексы для детей: инструмент нейродиетологии // Педиатрия им. Г. Н. Сперанского. 2008. Том 87. № 6.
  26. Meck W. H., Williams C. L., Cermark J. M., Blusztajn J. K. Developmental periods of choline sensitivity provide an ontogenetic mechanism for regulating memory capacity and age-related dementia // Frontiers Integrat. Neurosci. 2008. Vol. 1 (Art. 7). P. 1–11.
  27. Cott A. The orthomolecular approach to learning disabilities. San Rafael (CA). Academic Therapy Publ. 1977.
  28. Lecithin. In: Prescription for nutritional healing. A practical A-to-Z reference to drug-free remedies using vitamins, minerals, herbs & food supplements (Balch P. A.). 4 th ed. New York. Avery / A Member of Penguin Group (USA) Inc. 2006. P. 85.

В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор
С. В. Балканская, кандидат медицинских наук
В. И. Шелковский, кандидат медицинских наук

НЦЗД РАМН, Москва

Источник

Adblock
detector