Сенаторам представили программу «Здоровый муниципалитет»: «Все, что мы видим здесь, это такое важное оперативное подспорье, которое должно быть всегда в руках у здравоохранения»
Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации» представила в Совете Федерации проект оздоровления населения по месту жительства «Здоровый муниципалитет», а также мобильные медицинские, социальные и торгово-социальные комплексы.
В Совете Федерации состоялась встреча председателя верхней палаты Парламента Валентины Матвиенко с тружениками социальной сферы села, на которой обсудили вопросы реализации Государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий» и создания механизма привлечения граждан, тружеников социальной сферы села к непосредственному участию в реализации госпрограммы.
В начале года в своем Послании Федеральному собранию Президент России Владимир Путин поставил задачу серьезного обновления в сфере социальной политики, напомнила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
«Внимание государства к жизни селян объективно растет, что подтверждает стартовавшая с этого года государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий». Я считаю, что это и наша с вами общая победа, потому что о необходимости принятия такой программы мы говорили постоянно, на каждой из наших встреч отражали эту позицию по поводу принимаемых нами решений и резолюций. И, наконец, можно сказать, добились. Государственная программа принята. Отмечу, что благодаря этому стала возможной реализация ряда социально-значимых проектов, с презентацией которых вы могли познакомиться сегодня перед началом встречи. Надеюсь, что вам были интересны презентации и тот опыт в сфере здравоохранения, который был представлен, будет полезен в вашей работе», — сообщила Валентина Матвиенко.
Важным инструментом повышения качества жизни на селе являются национальные проекты, отметила Валентина Матвиенко, в рамках которых создаются новые фельдшерско-акушерские пункты, мобильные медицинские комплексы, ремонтируются школы, спортивные и культурные объекты.
«Многие передовые решения для реализации национальных проектов инициируются на уровне регионов. Это и новые формы выездного медицинского обслуживания жителей села, и цифровизация социальных учреждений, и региональные программы социальной и молодежной ипотеки, развитие сельских туристических маршрутов», — продолжила Валентина Матвиенко.
При этом, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко раскритиковала состояние фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов) на селе.
«Вот честно, фотографии, которые нам показывали в Совете Федерации, состояния ФАПов… Послушайте, руки отбить надо чиновникам всех уровней. Невозможно! Стоит перекошенное, деревянное 50-летней постройки здание с прохудившейся крышей, а мы туда Интернет подводим. Так же нельзя! Это тот минимум медицинских услуг, который должен иметь право получить каждый гражданин, проживающий на селе», – посетовала Валентина Матвиенко.
По ее словам, должен быть минимум медицинских услуг, получать которые должен иметь право каждый гражданин.
Валентина Матвиенко предложила обязывать создавать новые мобильные медицинские пункты, тем более что такая возможность сегодня имеется.
Также спикер Совета Федерации подчеркнула, что давно надо было предметно и системно заниматься социальным обустройством села.
«Больше откладывать действительно нельзя. Давайте реализуем эту программу. Комплексно, системно», — призвала Валентина Матвиенко.
Перед началом встречи сенаторы приняли участие у здания Совета Федерации в демонстрации работы мобильных медицинских, социальных и торгово-бытовых комплексов, созданных на базе автомобилей «ГАЗ» и представленных Лигой здоровья нации совместно с Общероссийским конгрессом муниципальных образований в рамках реализации проекта «Здоровый муниципалитет».
Данные мобильные медицинские комплексы предлагается приобрести в рамках приоритетного регионального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» нацпроекта «Здравоохранение».
Вся техника отечественная. Уникальность таких комплексов в их комплектности, мобильности и автономности при использовании. Например, передвижная кухня-столовая, внутри которой расположено оборудование, необходимое для приготовления еды. Такой комплекс можно использовать там, где нельзя подключиться к электричеству, в том числе, при работах на полях. Или же передвижная поликлиника. В автомобиле находится диагностическая лаборатория, а в прицепе – кабинет осмотра с рентгеном, и все, что необходимо для первого этапа диспансеризации. Такие медицинские комплексы уже применяют в Якутии, Калининградской и Нижегородской областях. Их там приобрели в рамках нацпроекта «Здравоохранение». Еще один автомобильный комплекс может использоваться в качестве социального такси для перевозки лиц старше 65 лет в медицинские учреждения, лиц с ограниченными возможностями.
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин, сенатор от Новгородской области, отметил, что в России очень много областей, где небольшое количество жителей проживает в огромном количестве сельских населенных пунктов.
«Если по стране, то 140 тысяч населенных пунктов расположено в сельской местности. Достаточно большое их количество, где проживают и десять человек, и пятьдесят. На каждый из этих пунктов найти больницу, врача, очень тяжело. Вот такие комплексы, на наш взгляд, помогут решить частично эту проблему. Во всяком случае, первичное освидетельствование они могут провести и уже распределить людей на тех, кому нужна следующая проверка здоровья, и на тех, кто относительно здоров, кому не требуется сегодня скорых решений по лечению. Например, в Новгородской области 3700 населенных пунктов небольшие. Очень сложно туда привезти врача какой-то узкой специальности. И вот этот комплекс дает возможность насыщенно провести такого рода диагностику. Мы видели здесь и рентгеновскую установку, и маммограф может здесь быть, и женская консультация», — рассказал Сергей Митин.
Сенатор отметил, что очень важно то, что Группа «ГАЗ» активно занимается этим проектом вместе с медицинскими специалистами, в результате чего продумана каждая мелочь, которая существенно влияет на удобство работы, удобство приема пациентов.
«Я считаю, что эти комплексы очень нужны. И очень радует, что эта техника наша, российская. Группа «ГАЗ» сегодня – это один из немногих автомобильных заводов, которые делают нашу российскую технику. Причем «Газели» больше 25 лет уже, модель совершенно отработана, с надежными поставщиками, с надежным сервисным обслуживанием. Это очень много значит, потому что рано или поздно любая машина сломается, и если ты купил импортную машину не известно какой модели, то в глухой деревушке отремонтировать ее тоже будет проблема. Дешевизна это тоже немаловажный фактор, все-таки это не какие-то импортные заоблачные цены. Поэтому, мне кажется, это очень хороший такой аспект, который предусматривает, прежде всего, вовлечение нашей промышленности в эту социальную проблему. И, конечно, самое главное, это то, что дается возможность жителям сельской глубинки воспользоваться всеми благами цивилизации», — рассказал Сергей Митин.
В свою очередь, первый зампред комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский, сенатор от Курской области считает, что правильной, генеральной линией поведения в вопросах здравоохранения является все-таки приближение врача к пациенту.
«Для этой цели государство все-таки должно прилагать не только усилия, связанные с тем, чтобы посадить врача и фельдшера «на колеса». А чтобы врач жил рядом со своими потенциальными больными. Но учитывая, что территория нашей страны большая и естественно разная по доступности, и плотность населения разная, очень часто требуются специальный транспорт, в который нужно посадить бригаду узких специалистов и привезти в дальний населенный пункт. Поэтому вот многообразие форм решения проблем здравоохранения, особенно в первичном звене, должно быть именно таким. Там, где невозможно решить вопрос присутствия врача 24 часа в сутки, надо заменять мобильными бригадами», — поделился Валерий Рязанский.
Первичное звено, по словам Валерия Рязанского, оказалось в самом, что называется, запущенном состоянии в силу того, что у муниципалитетов средств на это не хватает. И, наверное, самая главная проблема, что муниципалитеты были выведены из цепочки, ответственной за организацию здравоохранения.
«Это, наверное, была главная проблема, которая привела к тому, что здравоохранение в первичном звене стало хромать. Президент это заметил и в результате дважды собирал по этому поводу совещание. Вы знаете, что в октябре прошлого года состоялось расширенное заседание Президиума Госсовета на эту тему. Выделены специальные ресурсы 550 млрд. рублей дополнительно именно на модернизацию первичного звена. Деньги большие. В том числе в рамках, наверное, этой программы можно реализовать и то, что мы сейчас здесь видим», — считает сенатор.
Своим примером поделился главный врач Центральной районной больницы Немецкого национального района Алтайского края Михаил Беккер, который рассказал, что сегодня в отрасли здравоохранения на Алтае трудится почти 30 тысяч специалистов, из них одна треть на селе. Беккер один из них, сельский врач, работает 14 лет врачом в ЦРБ, которая удалена на 400 км. от краевой столицы.
«Специально называю эти координаты, чтобы показать, что наша ЦРБ как раз находится на передовой первичного звена в отрасли здравоохранения. А уровень первичного звена здравоохранения на селе, как неоднократно отмечал президент РФ В. Путин, остается одной из самых острых проблем. Наш край не исключение. Тем более, что сельские жители в крае составляют 44% от общего числа при очень низкой плотности населения. 445 населенных пунктов, где проживает до 100 человек. Довольно сложная административная структура. При таких обстоятельствах для нас очень важна оптимальная доступность первичной медико-санитарной помощи, которую в данных условиях проживания выстраивать крайне сложно. Основное число граждан, как известно, прежде всего, обращается в первичное звено, на которое сегодня и направлены все наши усилия и те немалые средства, которые запланированы на нацпроект «Здравоохранение»», — отметил Михаил Беккер.
«В крае используются многие новые формы работы для повышения доступности медицинской помощи. С 2011 года работает автопоезд «Здоровье». Узкие специалисты ежегодно выезжают согласно утвержденному графику в отдаленные районы края, в том числе и в наш район. В отдаленных селах района они проводят диагностические мероприятия и оказывают консультативные и другие виды медицинской помощи. Автопоезд имеет разные направления: «женское здоровье», «мужское здоровье» и ряд других. В Немецком национальном районе проходят обследования до 800 человек в рамках автопоезда «Здоровье»», — рассказал Михаил Беккер.
Кроме того, отметил Михаил Беккер, в 10 центральных районных больницах региона работают ФАПы на колесах, которые объезжают все села, где нет медицинского работника. В этом году в рамках нацпроекта за счет федеральных средств будет приобретено еще 9 мобильных ФАПов.
Также в ходе встречи сенаторов ознакомили с лучшими региональными практиками реализации Госпрограммы. В частности, была проведена презентация лучших региональных проектов комплексного развития сельских территорий и программы «Здоровый муниципалитет» Общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации».
«Программа «Здоровый муниципалитет» однозначно позволит изменить жизнь каждого человека к лучшему, если мы с одной стороны обратим его внимание на те факторы риска, которые у него возникают, а с другой – вовлечем его в эту программу. Программа не просто названа «Здоровый муниципалитет». Когда мы ее объявили для реализации, к нам обратился Конгресс муниципальных образований, то есть все муниципалитеты России. Они на своем съезде, который прошел 7-8 февраля 2019 года, приняли программу «Здоровый муниципалитет» к исполнению. Сегодня Лига здоровья нации заключает с каждым регионом, то есть представителем конгресса муниципальных образований, соглашение о продвижении этой программы. Например, каждый муниципалитет московской области, а их шестьдесят шесть, реализует эту программу в рамках программы «Наше Подмосковье»», — рассказал вице-президент Лиги здоровья нации Николай Кононов.
По словам Николая Кононова, проект «Здоровый муниципалитет» заключается, прежде всего, в определении основных факторов риска, влияющих на качество жизни и конкретных рекомендациях, что человеку сделать, чтобы их преодолеть. Например, это измерение холестерина и сахара в крови. Это диагностика сердечно-сосудистых заболеваний. Это нормализация веса и давления. А также все то, что связано с первым этапом диспансеризации, включая флюрографию, а для женщин – маммографию.
«Для нас очень важно, что тот проект, который мы сегодня продвигаем на территории России, поддержал Совет Федерации. Этот проект нацелен на сохранение здоровья граждан Российской Федерации, увеличение продолжительности жизни и ее качества. Этот проект мы развиваем на тех площадках, где мы живем – в муниципальных образованиях, жэках, дезах, дворах. Там, где мы работаем – в трудовых коллективах. И, конечно, там, где мы учимся, и учатся наши дети. Суть его заключается в увеличении резервов организма, выяснении какие имеются факторы риска для здоровья, и в рекомендациях по усилению сопротивляемости этим проблемам. То есть в увеличении продолжительности жизни», — заключил Николай Кононов.
Источник
Вице-президент Лиги здоровья нации Николай Кононов выступил с докладом на Международном форуме здоровья, спорта, красоты и долголетия
Добрый день, дамы и господа!
По поручению Президента Лиги здоровья нации Л.А. Бокерия, хочу поблагодарить организаторов Форума за предоставленную возможность выступить с его докладом «Здоровье человека в XXI века: проблемы и перспективы».
Современная цивилизация в стремлении к стимулированию потребления, повышению комфортности обитания, развитию конкурентной среды, несёт не только благо, но и определённые проблемы — так называемые «болезни образа жизни». Может показаться противоестественным, но ряд исследований показывает, что с развитием экономики уровень физической активности населения снижается. Для развития человеческого потенциала последствия прогресса становятся всё более негативными, если не сказать катастрофичными. Физическая пассивность и неправильное питание угрожают здоровью, благосостоянию и качеству жизни каждого человека.
В XXI веке человечество вступило в эпоху хронических неинфекционных заболеваний, которые представляют серьезную угрозу не только для благополучия отдельных людей, но и для экономического и социального благосостояния целых государств и мирового сообщества.
Во всем мире в настоящее время фиксируется глобальный рост, а фактически эпидемия неинфекционных заболеваний (НИЗ). Именно они являются основной причиной смертности и инвалидности населения, приводят к катастрофическим социальным и экономическим последствиям как в развивающихся, так и в экономически развитых странах. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), девять из десяти смертей у лиц в возрасте до 60 лет происходят по причине НИЗ. В Российской Федерации в структуре общей смертности на НИЗ приходится более 90%.
Среди многочисленных факторов риска развития неинфекционных болезней неустранимыми являются лишь четыре: пол, возраст, наследственность, этническая принадлежность. Остальные факторы риска связаны с образом жизни.
Для подавляющего большинства неинфекционных заболеваний универсальными факторами риска являются: курение, злоупотребление алкоголем, избыточный вес, повышенное артериальное давление и неумение противостоять стрессам.
Все эти факторы риска в той или иной мере управляемы.
Управление факторами риска является сегодня основным направлением деятельности международного сообщества в интересах здоровья. Все глобальные стратегии ВОЗ в этой сфере направлены именно на снижение поведенческих рисков для здоровья. К ним относятся:
Глобальная стратегия ВОЗ по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними,
Глобальная стратегия ВОЗ по сокращению вредного употребления алкоголя,
Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе с табаком,
Доклад ВОЗ о глобальной табачной эпидемии (Создание среды, свободной от табачного дыма),
Глобальная стратегия по питанию, физической активности и здоровью,
Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья и т.д.
Не умаляя значения высоких технологий и научных достижений в медицине, все специалисты едины в том, в странах с высоко развитым уровнем здравоохранения в XXI веке основная борьба за здоровье человека будет происходить именно на этом поле.
Совокупное влияние только поведенческих факторов риска в развитие НИЗ огромно: при сердечно-сосудистой патологии — 61%; при диабете — 44%; при болезнях органов дыхания — 42%; при новообразованиях — 35%.
Если говорить о здоровье человека в целом, то оно определяется комплексом различных факторов: уровнем развития здравоохранения, генетическими факторами, факторами внешней среды и образом жизни.
Удельный вес каждого из этих факторов различными специалистами оценивается по-разному, но все едины в одном мнении, что более чем наполовину (50-55%) здоровье человека зависит от образа его жизни: условий труда, материально-бытовых факторов, особенностей питания, наличия вредных привычек и уровня физической активности.
Именно поэтому проблему НИЗ и проблему здоровья в целом, необходимо рассматривать в теснейшей связи с формированием здорового образа жизни. как важнейшей профилактической платформы для борьбы с неинфекционными заболеваниями и основного фактора увеличения продолжительности жизни населения.
Сейчас стало очевидным, что при современном уровне развития медицины сегодняшние младенцы вполне могут рассчитывать на 100 лет жизни, правда при одном важном условии — достаточном уровне физической активности и отказе от вредных привычек.
Удельным весом фактора «образа жизни» в здоровье человека объясняется необходимость концентрации усилий всех заинтересованных сил в этой сфере. Не случайно профилактическое направление развития здравоохранения признано наиболее эффективным и наименее затратным инструментом сокращения заболеваемости.
Принципиальным моментом в этой ситуации является безусловность междисциплинарного многоуровневого подхода к проблеме здоровья в целом, профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни. Важно, что солидарное понимание этого факта было зафиксировано в Московской Декларации НИЗ, принятой и одобренной в 2011 год на Первой глобальной министерской конференции по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям.
Совершенно очевидно, что решение этой проблемы выходит за рамки системы здравоохранения. Формирование здорового образа жизни является проблемой межсекторальной и решается исключительно в контексте общей государственной социальной стратегии при активном и заинтересованном участии общественных институтов.
Высокотехнологичный XXI век станет столетием смены доминирующей биомедицинской парадигмы здоровья. Повсеместно будет признана необходимость целостного подхода к проблеме здоровья, учитывающего поведенческие, средовые, социальные, психологические, культурные, экономические и другие факторы, которые могут так или иначе влиять на здоровье.
Уже сейчас, во многих международных и национальных документах, определяющих политику в области здоровья и формирования здорового образа жизни, говорится о необходимости такого перехода, о внесении соответствующих изменений в действия органов власти и общественных институтов в этой сфере. Сегодня это вообще не является предметом дискуссии. Сегодня важны механизмы реализации этого подхода и их реальная эффективность.
Понятно, что это невозможно сделать сразу, а потому внедрение межсекторальной государственной политики, обеспечивающей приоритет создания среды, способствующей укреплению здоровья населения, а также увеличению положительных и снижению отрицательных сторон влияния на этот процесс других секторов экономики следует развивать последовательно. Реализация Концепции единой профилактической или здоровье-формирующей среды является неотъемлемым условием успешной государственной политики в сфере здоровья.
В 1893 году (111 лет назад) открывая Первую Всероссийскую гигиеническую выставку, Председатель бюро выставки, выдающийся общественный и государственный деятель России, граф Павел Юльевич Сюзор в своем приветственном слове сказал следующее: «Здоровый дух может находиться только в здоровом теле, здоровое тело — в здоровом жилище, а здоровое жилище — в здоровом городе».
Мало, что можно добавить к этим словам. Они в полной мере соответствуют современным представлениям о здоровье-сберегающем пространстве.
Наши усилия должны быть направлены на создание дружественного здоровью пространства. Важно создать такие условия, которые позволят любому человеку, независимо от возраста и достатка, заниматься своим здоровьем. Среда, окружающая нас дома, в школе, институте, на работе, в городе должна быть не только дружественной здоровью, но стимулировать человека к выбору здорового образа жизни. Каждый город, посёлок, селение должны стремиться стать «территорией здоровья» — материальным воплощением идеи межотраслевого взаимодействия по организации единого пространства, позволяющего поддерживать своё здоровье, выбирать и вести здоровый образ жизни. Местом, в котором и государственный сектор, и частный, и общественный, подчинены одной идее — здоровью людей!
Кроме того, важно чтобы наши усилия по преобразованию среды обитания человека в интересах здоровья были осмысленными и адресными, учитывали возрастные, социальные, гендерные, культурные и другие особенности целевых групп населения. Совершенно очевидно, что формирование таких комплексных адресных стратегий по формированию благоприятных «сред» — ещё одна отличительная черта политики в интересах здоровья в XXI веке.
Во всём мире сейчас прикладывается много усилий для решения проблемы неравенства в отношении здоровья. Применительно к нашей стране каждый гражданин должен иметь равные возможности доступа к инфраструктуре, позволяющей поддерживать здоровье, выбирать и вести здоровый образ жизни. Повторюсь — важно, чтобы и высокотехнологичная медицина, и здоровое питание, и благоустроенная среда, и спортивные сооружения были доступными для широких масс населения. Пространство, в котором живёт и работает человек, может и должно быть «дружественным» здоровью.
Наша общая задача в XXI веке — сделать его таким.
Сложность и масштабность проблемы, определяют острую необходимость международного сотрудничества в этой области.
Совершенно очевидно, что здоровье населения является универсальной национальной идеей для любого государства. Идея здоровой, долгой и плодотворной жизни в гармонии с окружающей средой является универсальной идеей сближения стран и предметом тесного международного сотрудничества.
Более двадцати лет назад, на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), была принята Концепция устойчивого развития мира, в которой было постулировано следующее положение:
1) люди должны иметь право на здоровую и плодотворную жизнь!
Прошедшие двадцать лет лишь укрепили мировое сообщество в понимании того факта, что глобальные проблемы, затрагивающие человечество в целом, невозможно разрешить в рамках отдельных государств. (Эти положения получили своё подтверждение и развитие в 2012 году на Конференции ООН по устойчивому развитию «РИО+20»).
Это вполне закономерно, поскольку отличительной чертой современного этапа развития человечества является нарастание общих глобальных угроз именно в этой области. Решение проблем охраны здоровья населения во многом определяет возможность устойчивого развития мирового сообщества в целом.
Источник