Меню

Лидер здоровья кто это

Лидер здоровья кто это

Татарников М.А. Центр изучения проблем здравоохранения

Несмотря на то, что руководство является существенным компонентом процесса управления, эффективные лидеры не всегда являются одновременно и эффективными руководителями.

Под лидерством понимают способность человека влиять на людей, чтобы побудить их работать для достижения поставленных целей. По мнению специалиста в области управления Питера Друкера, лидерство – это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки. В данной публикации мы рассматриваем природу лидерства применительно к руководителям учреждений здравоохранения, которые уже по определению являются формальными лидерами своих организаций. Несмотря на то, что руководство является существенным компонентом процесса управления, эффективные лидеры не всегда являются одновременно и эффективными руководителями. Об эффективности лидера можно судить по тому, в какой степени он или она влияют на других. Однако высокая степень влияния не всегда тождественна эффективному руководству. Иначе говоря, лидерство является только частью, хоть и достаточно существенной, процесса управления, и пронизывает все основные функции управления (планирование, организация, мотивация и контроль) и связующие его процессы (принятие решений и коммуникации). Поэтому специалисты в области менеджмента проводят различие между управлением и лидерством. По их мнению, управление можно определить как процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют определенные им задачи и реализуют предписанные им официальные полномочия, а лидерство является процессом, с помощью которого одно лицо оказывает влияние на других. Другими словами, лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Как сказано выше, эффективно руководить и быть лидером – разные вещи и далеко не всегда они коррелируют друг с другом. Тем не менее, руководитель организации, несомненно, должен обладать определенными задатками лидера, которые при правильном использовании могут помочь ему (ей) в процессе управления.

Вопрос о том, что делает человека лидером, уже давно интересует специалистов в области менеджмента и социальной психологии. Один из наиболее известных ответов на этот вопрос дает теория великих людей, которая утверждает, что если человек обладает определенным набором ключевых черт личности, то он будет хорошим лидером, независимо от характера ситуации, в которой находится. Если эта теория верна, то мы должны определить ключевые аспекты личности, делающие человека великим руководителем. Будет ли это сочетание ума, харизмы и смелости? Что лучше: быть экстравертом или интровертом? Должны ли мы добавит в эту смесь немного безжалостности, как предлагал Н. Макиавелли? Или лучшими руководителям являются высокоморальные люди?

Некоторые довольно слабые взаимосвязи между чертами личности и лидерством действительно существуют. Так, например, лидеры обычно обладают немного более высоким интеллектом, чем не лидеры, движимы более сильным желанием власти, более харизматичны, лучше социально подготовлены, проявляют большую гибкость и способность к адаптации. Однако в общем можно сказать, что сильных взаимосвязей не существует. Как не удивительно, оказалось, что очень мало личностных характеристик коррелирует с лидерской эффективностью, и даже имеющиеся взаимосвязи обычно бывают довольно слабыми. Слишком часто в практике управления совершается так называемая фундаментальная ошибка атрибуции [1] , когда причины поведения человека ищут в его личностных чертах, пренебрегая влиянием ситуации. Однако именно ситуация является более важной для понимания поведения человека, чем свойства личности. Таким образом, для понимания поведения руководителя и механизма принятия управленческих решений нужно учитывать не только его личностные особенности, но и социальную ситуацию, в которой он находится. Другими словами, мы должны рассматривать как личность человека, так и ситуацию, в которой ему приходиться играть роль лидера. Согласно этой точке зрения, для того, чтобы стать лидером, недостаточно быть «великим человеком», а нужно быть подходящим человеком в подходящее время и в подходящей ситуации. Например, главный врач медицинского учреждения может очень успешно действовать в одних ситуациях и терпеть неудачи в других. Известно, что одни руководители лучше проявляют себя при плановой повседневной работе, другие лучше действуют в экстремальных ситуациях. Таким образом, эффективность стиля руководства [2] зависит от ситуации, психологических особенностей, профессиональной подготовки и мотивации подчиненных и носит ситуационный характер. Именно поэтому проблемы эффективности руководства и лидерства в настоящее время рассматриваются с трех взаимосвязанных позиций, представленных в табл. 1.

Основные подходы к решению проблем эффективности руководства и лидерства

С позиции личных качеств руководителя

Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личностных качеств. Однако многочисленные исследования показали отсутствие выраженной связи между личными качествами руководителей и эффективностью их деятельности. Вывод, что не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных руководителей, часто приводится в качестве доказательства того, что эффективность руководства носит ситуационный характер. Тем не менее, доказано, что лидеры, как правило, в той или иной степени отличаются интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, последовательностью, ответственностью, активностью и навыками социального общения.

Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. При этом не существует наиболее «оптимального» наилучшего стиля управления. «Оптимальный» стиль руководства определяется ситуацией.

Эффективность руководства зависит от различных ситуационных факторов (условия социальной среды, специфика выполняемой работы, мотивация, профессиональная подготовка и взаимоотношения работников, психологический климат в коллективе). Это означает, что руководитель должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.

Напоминаем, что производственные задачи можно разделить на у нитарные, разделимые, аддитивные, конъюнктивные и дизъюнктивные (табл. 2). [3] Естественно, что стиль руководства при выполнении каждой из них должен соответствовать решаемой задаче.

Виды решаемых задач

Это такие задачи, которые невозможно разбить на отдельные подзадачи и при решении которых разделение труда отсутствует. Усилия всех членов группы складываются друг с другом, произведя совместный результат. См. также аддитивные задачи.

Разделимую задачу можно разбить на несколько отдельных подзадач и определить для каждого члена группы собственную задачу. Например, при внедрении в ЛПУ системы управления качеством кто-то отвечает за организацию экспертизы медицинской помощи, кто-то за координацию работ, нормативно-правовое и информационное обеспечение, ведение документации, обучение, мотивацию и т.д., то есть существует разделение труда. Качество группового решения в данном случае будет зависеть от того, насколько правильно и точно распределены подзадачи между членами группы, их профессионального уровня и эффективности группового взаимодействия.

Это такие задачи, при решении которых все члены группы выполняют примерно одинаковую работу, и общий результат есть сумма вкладов всех участников. Например, группа людей пытается вытолкнуть машину скорой медицинской помощи из канавы. При отсутствии разделения труда эта задача относится к аддитивным задачам.

Это групповые задачи, успех выполнения которых зависит от того, что может наименее способный член группы. Например, время разгрузки машины с медикаментами методом «цепочки» (работники передают коробки с лекарствами друг другу) будет зависеть от скорости и навыков работы наиболее слабого члена команды.

Это групповые задачи, успех выполнения которых зависит от того, как хорошо справится с ней наиболее способный и подготовленный член группы. Например, если в группе по внедрению системы управления качеством есть специалист в области менеджмента качества, знающий как решать задачу, то, скорее всего, он не только внесет доминирующий вклад в общее дело, но и подтянет остальных участников группы до своего уровня. Хотя, как мы увидим далее, этого может и не произойти. Группа, работающая над дизъюнктивной задачей, добьется хорошего результата, только если самый способный из ее членов сумеет убедить остальных в своей правоте. А это не так-то просто.

В настоящее время существуют несколько теорий лидерства, фокусирующих внимание одновременно на личных свойствах лидера, на характеристиках его окружения и последователей, а также ситуации, в которой действует лидер. Наиболее известная из теорий такого рода – это ситуационная теория лидерства Фреда Фидлера, утверждающая, что эффективность лидера зависит как от того, насколько данный лидер ориентирован на задачу или на взаимоотношения, так и от того, в какой степени лидер контролирует группу и реализовывает свое влияние на нее. Таким образом, лидеров можно разделить на два типа: 1) ориентированных на задачу и 2) ориентированных на взаимоотношения.

Читайте также:  Индекс простаты здоровья оценка результатов

Лидер, ориентированный на задачу, больше заботится о том, чтобы работа была сделана как следует, чем о взаимоотношениях между работниками и об их чувствах.

Лидер, ориентированный на взаимоотношения, в первую очередь интересуется тем, какие чувства и взаимоотношения возникают в среде работников.

Краеугольным камнем ситуационной теории Ф. Фидлера является утверждение, что ни один из этих двух типов не является более эффективным, чем другой, во всех обстоятельствах. Все зависит от характера ситуации, а именно от того, какова степень контроля лидера и его влияния среди членов группы. В ситуации «высокого контроля» у лидера хорошие межличностные отношения с подчиненными, его положение в группе однозначно воспринимается как влиятельное и главенствующее, а работа, которую выполняет группа, хорошо структурирована и четко определена. В ситуации «низкого контроля» имеет место обратное – у лидера плохие взаимоотношения с подчиненными, а работа, которую должна выполнить группа, определена неясно. По мнению специалистов в области групповой динамики и менеджмента, лидеры, ориентированные на задачу, наиболее эффективны в ситуациях либо с очень высоким либо с очень низким уровнем контроля. В случаях «высокого контроля» люди довольны, все идет гладко и нет нужды беспокоиться о чувствах подчиненных или их взаимоотношениях. Здесь руководитель, обращающий внимание только на выполнение задачи, добивается наилучших результатов. Когда контроль ситуации низок, лидеру, ориентированному на задачу, лучше удается организовать ситуацию и внести хоть какой-то порядок в запутанную и неопределенную рабочую обстановку. Сосредоточившись на работе, руководитель может многое сделать для повышения результативности и эффективности труда, в то время как изменить человеческую натуру и сложившиеся человеческие отношения за короткий промежуток времени он не в силах. Однако в ситуациях средней степени контроля самыми эффективными являются лидеры, ориентированные на взаимоотношения. В этом случае все идет гладко, но все же требуется уделять некоторое внимание проблемам, возникающих из-за человеческих чувств и плохих взаимоотношений в группе. Руководитель, способный сгладить эти шероховатости, действует в такой ситуации наиболее эффективно.

Таким образом, согласно теории Фидлера, лидеры, ориентированные на задачу, добиваются наилучших результатов, когда контроль ситуации очень высок или очень низок, в то время как лидеры, ориентированные на взаимоотношения, наиболее успешно действуют в ситуациях средней степени контроля.

Следует учитывать, что эффективность лидера и способность быть лидером являются разными понятиями и оцениваются по разным критериям. Выдающийся лидер может быть плохим руководителем и завести своих последователей неизвестно куда с самыми плачевными результатами. Таких примеров, как среди исторических личностей, так и среди простых руководителей самых различных организаций более чем достаточно. Вместе с тем, скромные руководители с пусть нечетко выраженными чертами лидерства могут добиваться серьезных результатов в своей области деятельности. И, конечно, не надо путать эффективность руководителя с его способностями занять и удерживать должностное кресло. Это разные компетенции, хотя еще встречаются случаи, когда на руководящие должности выдвигают и назначают людей в соответствии с их профессиональной подготовкой и опытом работы.

1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 560 с.

2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1997. – 704 с.

3. Татарников М.А. Социально-психологические методы управления в системе менеджмента качества // Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи. – 2011. – №4.

Источник: журнал « Главный врач» 2017/07

[1] Фундаментальная ошибка атрибуции – тенденция переоценивать степень, в которой поведение человека зависит от его внутренних (диспозиционных) факторов, и недооценивать роль внешних (ситуационных) факторов. В соответствии с теорией двухступенчатого процесса атрибуции люди сначала формируют внутреннюю атрибуцию, т.е. думают, что поведение человека обусловлено им самим, его внутренними (диспозиционными) причинами, тем самым автоматически совершают фундаментальную ошибку атрибуции ( I ступень). Затем они могут перейти на II ступень, проанализировав ситуационные причины поведения человека и изменив первоначальную внутреннюю атрибуцию. Однако переход на II ступень требует когнитивных усилий и осознанного внимания. В условиях когнитивной перегрузки, недостатка времени и усталости без дополнительной мотивации процесс атрибуции останавливается на первом этапе.

[2] Под стилем руководства понимают привычную манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.

[3] Более подробно о видах решаемых задач см. статью «О некоторых психологических аспектах принятия управленческих и клинических решений и эффективности групповых действий», опубликованную в № 3/2017 нашего журнала.

Источник

Лидерские качества врача

Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных качеств врача. Гуманистическое понимание роли медицины в укреплении здоровья человека. Этические императивы Гиппократа. Лидерские качества врача в сфере профессиональной самореализации.

Рубрика Психология
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 09.12.2014
Размер файла 25,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Казахстанский Национальный Медицинский Университет им.Асфендиярова

Кафедра Коммуникативных навыков

Тема: «Лидерские качества врача»

Выполнил: студентка Гумар.А.Р. ОМ

1. Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача

2. Лидерские качества врача

Список использованной литературы

В любой профессии человек должен проявлять характерные способности, качества для того, чтобы лучше выполнять свою работу, найти общий язык с коллегами и клиентами, пациентами. Каждый работник должен максимально проявить свои лидерские качества, чтобы люди смогли пойти за ним, выполнить все его наказания и просьбы. Особенно медицинский работник должен проявить эти качества, потому что он часто имеет дело с трудными пациентами, детьми, стариками. Ему нужно найти общий язык с ними, проследить за тем, как больные выполняют все его наставления, ведь в наше время высоко недоверие к медицине, а тем более к «недобросовестным» врачам. Врач, должен быть отличным психологом и отлично выполнять работу по-своему профилю.

профессиональный качество врач гиппократ

1. Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача

Профессия врача — одна из самых древних и почитаемых на земле. Она является выражением свойственной человеку потребности оказывать помощь страждущему. Во все времена у всех народов врачевание ценилось очень высоко. Еще Гомер писал: «Многих воителей стоит один врачеватель искусный». Обязательным условием успешного врачевания всегда было и остается соблюдение определенных морально-этических принципов во взаимоотношениях врача и больного.

Уже в начальной стадии развития врачебной этики рабовладельческой формации (догиппократовский период) формируются общие требования к подготовке и деятельности врача, к его личности, внешнему и внутреннему облику. Так, например, в известном индийском трактате «Аюрведа», составленном еще в VI веке до нашей эры, в учении древнеиндийских врачей содержатся замечательные мысли о долге врача, его поведении, отношении к больным, согласно которым врач должен был обладать высокими моральными и физическими качествами, быть сострадательным, терпеливым и спокойным, никогда не терять самообладания. Врачу предписывалось лечить даром — прежде всего брахманов и своего учителя, но также бедных, друзей и соседей, сирот и чужестранцев. В то же время считался нормальным отказ во врачебном совете преступникам.

Большое внимание уделялось отбору будущих врачей и методам их психологической и нравственной подготовки. При этом обязательно учитывались возраст, состояние здоровья, память и необходимые нравственные качества: скромность, благочестие, целомудрие. Важнейшей обязанностью учителя наряду с профессиональным обучением было воспитание у учащихся чувства любви к истине, смирения и справедливости. Желавший стать врачом должен был избавиться от всякого рода страстей: ненависти, корыстолюбия, хитрости и т. д.

Важным считалось соблюдение врачебной тайны: врач не должен был не только разглашать сведения о больном, но и высказывать сомнения относительно его выздоровления. Чтобы завоевать полное доверие больного, врач обязан был «свято чтить семейные тайны».

Глубокое гуманистическое понимание роли медицины в укреплении здоровья человека отражено в памятнике древнекитайской медицины — книге Хуан ди Нэй-цзиня «О природе и жизни». В этой книге были предприняты попытки определить основные правила, которыми должен руководствоваться в своей практической деятельности каждый врач. Одно из них — необходимость внушить больному уверенность в выздоровлении. Большое значение придавалось также индивидуальному подходу к заболевшему с учетом его характерологических особенностей. Среди этих правил и советов врачу есть и такой: «уметь держать сердце в груди» (то есть не допускать чрезмерных реакций, правильно реагировать на различные жизненные ситуации).

Читайте также:  Объекты страхования 1 связанные с жизнью здоровья

Величайший врач древности Гиппократ был первым, кто попытался систематизировать правила медицинской этики на основании многовекового опыта медицины. В своей знаменитой «Клятве», в книгах «О враче» и «О благоприличном поведении», «Об искусстве», в «Афоризмах», написанных около двух с половиной тысяч лет тому назад он создал кодекс моральных норм, обязательных для тех, кто на всю жизнь избрал врачевание своей профессией. В основе этики Гиппократа лежит идея уважения к больному, пациенту, обязательность требования, чтобы всякое лечение не причиняло ему вреда. Известнейшей заповедью этики Гиппократа является его запрет разглашать врачебную тайну. Кодекс профессиональной медицинской этики, сложившийся в Древней Греции две с половиной тысячи лет тому назад в так называемой школе Гиппократа на острове Кос, может быть сведен к четырем этическим императивам:

3. Принцип равного отношения к пациентам вне зависимости от их возраста, пола, материального положения («принцип справедливости»).

4. Принцип абсолютного приоритета жизни (восприятие жизни больного как высшей ценности).

Своеобразным мостом от античной к современной европейской медицине оказалось наследие великих арабских врачей. В отношении многих из них как нельзя лучше подходит знаменитая мысль Гиппократа, что врач-философ подобен богу. Прежде всего, это Авиценна который перенес в Европу высокую культуру Востока. «Канон врачебной науки» Авиценны — это энциклопедия научных знаний по общей и частной патологии, значение которых сохранялось в течение многих столетий (в известном смысле, вплоть до первой половины XIX века. Авиценна подчеркивал, что врач, кроме всего прочего, должен обладать даром красноречия, вообще слово врача он ставил рядом со словом поэта. Авиценна, в частности, придавал большое значение необходимости успокоить больного, снять чувство страха, поднять его настроение.

Наиболее четко принципы врачебной этики были изложены врачом — целителем Парацельсом. В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм — эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс. Вся сущность отношений врача и пациента определяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет божественное происхождение, ибо всякое Благо исходит свыше, от Бога.

В эпоху Просвещения врачебная этика получила сильный импульс к своему дальнейшему развитию. Она оформляется как система развернутых конкретных моральных обязанностей врача, регулирующих его профессиональную деятельность. Важную роль при этом сыграли труды английского философа и правоведа И. Бентама, который первым ввел термин «деонтология», обозначающий у него философскую теорию нравственности в целом. В настоящее время в медицине деонтология понимается как учение о долге, наука о моральном, эстетическом, и интеллектуальном облике человека, посвятившего себя благородному делу — заботе о здоровье человека, о том, каковы должны быть взаимоотношения между медиками, больными и их родственниками, а также между коллегами в медицинском коллективе и целыми учреждениями, участвующими в борьбе за жизнь и здоровье людей.

В России идеи гуманизма в медицине были широко распространены. Еще первые русские клиницисты С. Г. Зыбелин, М. Я. Мудров, И. Е. Дядьковский писали о проблемах врачебного долга и обязанностях врача. Н. И. Пирогов, В. А. Манассеин, С. П. Боткин и многие другие выдающиеся медики XIX века выступали в студенческих аудиториях с лекциями о нравственном облике врача, о том, как он должен работать, какие обязанности накладывает на него профессия. Русские клиницисты обосновали принципы индивидуального подхода к больным, как в научном, так и в морально-психологическом плане. Эти принципы лежат в основе всего отечественного медицинского образования. Подвиг, самопожертвование, служение долгу расценивались в отечественной медицине как норма поведения врача.

В условиях капитализма этика врача вступает в противоречие с антигуманностью самого строя, который не только не считает себя обязанным нести ответственность за охрану здоровья народа, но и создает условия, при которых система медицинской помощи становится несовместимой с принципами гуманизма и высокой моралью врача. В этих условиях, как образно замечал В. Вересаев, каждый шаг врача отмечается рублем, и звон этого рубля непрерывно стоит между врачом и страдающим человеком.

Необходимость нравственного и правового регулирования взаимоотношений между врачами в современном мире обусловлена их конкуренцией в борьбе за прибыль. А. И. Смольников, Е. Г. Федоренко пытаются усмотреть в конкуренции между врачами проявление принципа свободы деятельности. Однако еще В. В. Вересаев подчеркивал, что в действительности такая конкуренция ведет к забвению врачебной этики, к попранию моральных норм.

Таким образом, на протяжении многих веков и по сей день, профессия врача остается самой почитаемой и необходимой. Между тем, она предъявляет к медицинскому работнику свод этических принципов и требований, так как на нем лежит огромная ответственность за жизнь и охрану здоровья людей. А это, в свою очередь, подразумевает под собой наличие у врача определенных индивидуально-психологических особенностей, таких как сострадание, терпение и спокойствие, умение найти правильный подход к каждому больному.

2. Лидерские качества врача

Ни одна из известных сегодня профессий не имеет столь важного и близкого отношения к этим самым сокровенным человеческим ценностям. Вместе с тем профессия врача признается не только самой почетной и социально значимой, к ней также предъявляются особые требования, затрагивающие не только уровень профессиональных знаний, умений, навыков, но и уровень личностных качеств специалиста. В этом контексте обращает внимание тот факт, что во многих работах, посвященных проблемам формирования и развития личности студента медицинского ВУЗа, отмечается, что в любом обществе врач занимает особое положение, поскольку ему вверяется самое дорогое — жизнь, здоровье и благополучие людей. В раскрывающей данную сторону профессионального становления врача работе Э.С. Чугуновой и Ф.Н. Портнова дана классификация и содержательная характеристика наиболее значимых, как социальных, так и личностных характеристик.

Авторами выделена определенная структура качеств личности, выражающая ряд основных сфер (и одновременно функциональных задач) профессиональной самореализации:

· морально-этическую — умение хранить врачебную тайну, честность, порядочность, доброта, являющиеся важнейшими в профессиональной деятельности медика со времен Гиппократа;

· результативную, для которой мастерство, работоспособность, дисциплинированность, способность внедрять новое, прогрессивное в своей работе и другие качества, определяющие эффективность профессиональной деятельности;

· отношений — в данном срезе особое значение приобретают качества личности, определяющее самоотношение и рефлексивность (уверенность, требовательность, самокритичность);

· коммуникативную, для которой уважение к людям, вежливость в общении, выдержка, сострадательность, способность к сопереживанию, общительность, дар слова, необходимый в общении, гибкость во взаимоотношении с людьми, отсутствие подозрительности и навязчивости во мнениях при общении, обаяние и другие качества становятся своего рода связующими звеньями общей системы — личностный компонент деятельности врача.

Важно и то, что многие исследователи подчеркивают насыщенность деятельности врача психолого-педагогическими задачами, в решении которых необходимы педагогические способности. Деятельность врача заключается не только в том, что он лечит, спасает жизнь, укрепляет физическое здоровье, но и в том, что он, воздействуя на личность пациента, мобилизует его волю, управляет его эмоциями, стабилизирует, а иногда и помогает переосмыслить, систему ценностей, мотивов, снимает комплекс обреченности, оптимизирует общий жизненный тонус. Медицинская этика закономерно приобретает значение одной из центральных тематических линий в обсуждении проблемы профессиональной подготовки врача, в рамках которой встают вопросы о долге, совести, ответственности личности.

В области медицинской этики и деонтологии, заложившим основы деонтологических принципов, ценностных идеалов медицины, а также психолого-педагогическими исследованиями, внесшими вклад в изучение личности медицинского специалиста, наиболее известными стали работы.

Значительная часть работ в этой области (А.И Борохова, М.А Булгакова, В.В. Вересаева, А.П. Чехова) представляют как практическую психолого-педагогическую значимость, так и художественную ценность. Но и художественные описания труда врача, исторические данные о развитии медицины вскрывают самоотверженность, призвание, самоотречение, гуманность, чувство долга как профессиональные черты, а мотивы самоотречения и самоотдачи, сочувствия и другие как неотъемлемые и свойственные личности, избравшей медицинскую деятельность как жизненный путь.

В работах А.В.Лазурского (1921), в которой он в качестве примера, беззаветного служения своему долгу, самопожертвования, самоотречения и высшего типа альтруизма, направленности на переживания других людей, психолого-педагогического воздействия на них, приводит жизнь доктора Федора Петровича (Фридриха Иосифа) Гааза: «Наиболее отличительной чертой Гааза, с течение жизни все более и более господствовавшей над всеми остальными, являлась его горячая, страстная и притом деятельная любовь к людям, особенно к людям несчастным и униженным… Он всегда умел обласкать и успокоить возбужденных больных. Больные смотрели на него как на врача не только физического, но и духовного…»

Важность и ценность работ по деонтологии, несомненно, велика как для организации учебно-воспитательной работы в медицинском вузе (психолого-педагогический аспект), так и для понимания личностного компонента медицинской деятельности.

Однако в данных работах просматривается чаще констатация о должном облике личности врача, декларированность и пафосность, нежели глубокое психологическое выявление реально действующих мотивов, интересов и личностных особенностях медицинского специалиста, не просто входящих в структуру его личности, но и являющихся профессионально-значимыми личностными качествами.

Между тем, в медицинской психологии обращается особое внимание на проблемы связанные с общением и взаимодействием врача и его пациента, на взаимоотношения медицинских работников каждого звена и всех звеньев между собой в процессе профессиональной деятельности, в которых предельно важны личностные свойства, черты, качества.

Социологические науки, составляющие социологический портрет врача, также обратили внимание на изучение личности медицинского специалиста. При этом М.И Жукова отмечает, что до сих пор в литературе и искусстве образ врача определяется жизнеописаниями отечественных врачей, среди которых только мужчины. Учитывая, что в настоящее время большинство врачей — женщины, созданный раннее в социальных исследованиях образ «Я» специалиста для них, по ее мнению, не адекватен. Это замечание существенно и потому, что изучение гендерного аспекта профессионального выбора и становления будущего специалиста-врача, как следует из многих работ, остается перспективной задачей.

Раскрывая вопросы воспитания и профессиональной подготовки медицинских специалистов, исследователи единодушно отмечают, что медицинская профессия — один из наиболее сложных видов профессиональной деятельности человека, предъявляющий особе требования к личности специалиста. Показательно, что сами требования анализируются применительно как к индивидным свойствам, так и личностным качествам человека, выбравшего профессию врача.

Особое направление в системно-структурном подходе образовали исследования, авторы которых подчеркивают значимость выявления и оценки свойств личности, которые прямо или опосредованно, определяют успешность врачебной деятельности.

В специальных и психолого-педагогических исследованиях к числу личностных особенностей, определяющих эффективность профессиональной деятельности врача, относят общительность; проницательность, эмпатию, умение сопереживать и понимать эмоциональные состояния, как больных, так и здоровых людей; умение свободно вступать в контакты, стремление к утверждению гуманистических общечеловеческих ценностей, самостоятельно контролировать социальные и профессиональные ситуации и брать на себя их решение, социальную смелость, этичность, честность, энергичность. Эти параметры образуют в своей совокупности положительный фактор успешности.

К числу отрицательно влияющих на успешность медицинского труда личностных качеств многие авторы относят ситуативную и личностную тревожность, низкую эмоциональную устойчивость, нейротизм.

Вышеприведенные взгляды еще раз показывают: от личности врача, ее индивидуального качественного своеобразия, определяющим образом зависит как сложиться контакт с пациентами, каким будет психотерапевтический эффект слова, может ли врач работать в стрессовых и стрессогенных ситуациях, каким смыслом будет наполнена помощь людям, что возобладает — долг или обязанность, обусловленная наказанием.

Под этим углом зрения закономерна постановка задачи по выявлению характеристических особенностей личности врача. В ее решениях можно увидеть стремление создать обобщенный социально-психологический портрет врача. Так, известны описания, раскрывающие различия в социально-психологических характеристиках врачей, занятых в узко специальных сферах профессиональной деятельности — хирургов, терапевтов, педиатров, акушеров-гинекологов. Эти материалы затрагивают несколько уровней профессионального функционирования врача как личности, целого-индивидный, субъектный, личностный, но все же, не в полой мере передают их взаимообусловленность, сопряженность в единой структуре профессиональной деятельности.

Учитывая, что черта личности может рассматриваться как коррелятивное образование, важно отметить существенный вклад ряда исследователей, раскрывающих социально-психологический аспект специалиста. Так, исходя из представлений о возможности формирования определенных черт личности врача, И.И.Бенедиктов обращает внимание на то, что такими должны быть патриотизм, способность к самопожертвованию, сострадательность, доброжелательность, трудолюбие, самоотверженность, честность, терпеливость, вежливость, внимательность, оптимизм, мужество, решительность, принципиальность, чувство собственного достоинства. К необходимым для врача эстетическим чертам он относит аккуратность, опрятность; к интеллектуальным — эрудированность, наблюдательность, логичность, стремление проникать в суть явлений, способность к творческой деятельности.

И.А. Шамов (1980), отмечая значение положительных личностных черт, выделяет трудолюбие, коммуникабельность, внимательность, чуткость, доброта, интуиция, серьезность, любовь к профессии и другие системообразующие характеристики.

Так, М.И. Жукова (1990) разделяя врачей на «успешных» и «неуспешных», специально проводит анализ детерминант различных уровней на успешность профессиональной деятельности. Другими учеными более подробно анализируется субъективная сторона профессиональной деятельности, где способность личности выявлять и реализовывать накаливаемый потенциал индивидуально-психологических свойств, качеств, может, рассматриваться, на наш взгляд, как центральное условие выбора и последующей самореализации специалиста.

А.П. Василькова (1998), изучая процесс профессионального становления специалиста, глубоко проанализировала особенности формирования и развития эмпатийность у студентов-медиков. Эмпатия раскрыта автором как один из специфических критериев профессиональной пригодности будущих врачей. Она доказала существование значимых связей между уровнем эмпатии и профессиональной мотивацией, положительной мотивацией к врачебной деятельности. По данным ее исследования, для высокоэмпатийных студентов характерны мягкость, доброжелательность, общительность, эмоциональность, высокий интеллект, а для низкоэмпатийных — замкнутость, недоброжелательность. В данной работе обоснованна необходимость в выявлении и учете выраженности эмпатии и взаимосвязанных с ней положительных качеств на этап профессионального отбора студентов-медиков. К качествам, обеспечивающим сопереживание больному, установлению положительных, эмоционально окрашенных контактов с пациентами относят: терпимость, чуткость, любовь к профессии, мягкость, приветливость, выдержанность, миролюбивость, покладистость.

По мнению некоторых авторов, высокие требования должны предъявляться к коммуникативной компетентности и направленности студентов медицинского вуза. Они являлись необходимым условиями эффективной деятельности, во многом определяют успешность профессиональной адаптации молодого специалиста, как на начальном этапе, так и на других этапах его реальной профессиональной деятельности.

Л.А. Цветкова (1994), рассматривая коммуникативную компетентность врачей-педиатров, высказывает мнение о том, что данное качество является существенной составляющей их профессиональной компетенции. Профессиональная компетентность, как более общий показатель пригодности к деятельности врача, включает многие психологические характеристики — эмпатию и самооценку, отношение к другому человеку как к ценности и активному соучастнику взаимодействия. На поведенческом уровне компетентность проявляется в положительной направленности интеракций. Взаимосвязь показателей отношения личности врача и показателей его профессиональной успешности, в немалой степени обеспечивают эффективность самого процесса, в то же время низкая коммуникативная компетентность влечет за собой и низкую профессиональную успешность.

Ташлыков В.А, Жукова М.И, выделяют в качестве самых существенных черт коммуникативность, внимательность, вежливость, душевность, чувство юмора, а также имеют тесную связь с представлениями медицинских специалистов о своем профессиональном «Я», раскрытыми Э.С Чугуновой и Ф.Н.Портновым. Врачи чаще всего выделяют следующие десять качеств: знание, мастерство, доброта, ответственность, честность, общительность, неудовлетворенность собой, внимательность, инициативность. Приведенный ряд характеристик показателен в том плане, что они демонстрируют существование половых различий в представлениях о профессионально-значимых качествах врача. Так, женщины-врачи значительно чаще, чем врачи-мужчины, отмечают в качестве существенных качества, обеспечивающие позитивный контакт с пациентом. Врачи-мужчины более склонны отмечать качества, описывающие деловую направленность врача в лечебном процессе.

Жизнь врача — это единство профессиональной и непрофессиональной деятельности. Когда речь идет о деятельности врача, то материалисты и диалектики рассматривают её чаще односторонне (метафизически), только с производственной (профессиональной) стороны. Под этим (в нарушение законов диалектики) молчаливо подразумевается независимость обеих сторон личности врача — профессиональной и непрофессиональной, где последняя состоит из мироощущений человека, его собственных потребностей и установок, личностных, духовных, семейных, психологических и других ценностных сторон его жизни.

Список использованной литературы

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: ЧеРо, 1997;

2. Гройсман А. Л. Медицинская психология. М.: Магистр, 1998

3. Карвасарский Б. Д. Клиническая психология. СПб, 2004;

4. Макшанов И. Я. Врачебная деонтология. Минск, 1998;

Источник

Adblock
detector