Меню

Личностное здоровье по братусь

Личностное здоровье по братусь

Если рассматривать психофизиологический уровень как первый, тогда здоровье этого уровня, психофизиологическое здоровье, можно обозначить как N, а отклонения от него — как Ni. Соответственно здоровье и отклонения следующего уровня — индивидуально-исполнительского — обозначим как Na и Nz, а личностное здоровье и отклонения от него — как Мз и Мз. Отсюда можно в принципе построить трехмерный массив данных и соответствующее «трехмерное пространство психического здоровья», каждая ось которого будет соответствовать тому или иному измерению, плоскости этого здоровья — личностной, индивидуально-исполнительской и психофизиологической. Тогда любое психическое состояние человека может быть представлено как точка в этом пространстве, координаты которой заданы наличными—либо положительными (степени здоровья), либо отрицательными (степени нездоровья) — показателями по каждой из осей. Общий вид предполагаемых здесь сочетаний может быть представлен в виде следующих двух матриц, первая из которых (I) показывает, какие варианты могут соседствовать с личностным здоровьем (положительное значение соответствующей оси рассматриваемого трехмерного пространства, обозначенное нами как Мз), а вторая (II) — какие варианты могут соседствовать с отклонениями личностного здоровья (отрицательное значение соответствующей оси, обозначенное нами как Мз).

В нашу задачу не входит подробное рассмотрение всех выделенных классификационных ячеек, поскольку это заняло бы слишком много места и увело от основной логики работы. Ниже (гл. IV и V) мы остановимся лишь на некоторых типичных структурах психического здоровья, характерных прежде всего для тех видов аномального развития личности, которые непосредственно попадут в фокус нашего рассмотрения. Однако одно, поистине фундаментальное, взаимоотношение сразу требует особого и пристального рассмотрения в контексте данной книги: это взаимоотношение первого — психофизиологического — с двумя вышележащими — собственно психологическими — уровнями. Нетрудно видеть, что по сути своей способ определения этих взаимоотношений является частным, производным от того или иного решения более общей методологической проблемы — проблемы соотношения биологического и социального в человеке, поскольку первый уровень непосредственно связан с наследственными, биологическими характеристиками, тогда как два последующих зависят от социальных условий обучения и воспитания.

Источник

Личностное здоровье по братусь

В контексте нашего изложения сказанное выше должно означать, что предстоит продолжить движение от абстрактного к конкретному, начатое в первой главе, с тем чтобы данное там общее представление о личности по возможности довести, конкретизировать до развернутой психологической концепции (путь этот пока не является в психологии частым. Как справедливо замечает В. Е. Кемеров, обычно «психология шла не по пути «реконструкции» психики на основе истолкования личностного бытия, а, наоборот,— по пути «реконструкции» бытия личности на основе описания ее психики» (Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 3. С. 127)).

Напомним, что в этом общем представлении личность рассматривалась как способ организации, инструмент, орудие присвоения человеческой сущности. Этим мы как бы подтверждали, экстраполировали идущее в отечественной психологии от Л. С. Выготского понимание человека как существа производящего, строящего орудия и инструменты своего развития. Причем орудия эти могут быть не только внешними, вещными, конкретно представленными — лопата, топор, станок, ЭВМ, но и внутренними, психологическими — способ мышления, специальные приемы запоминания, воображение, построение образа, использование знака и т. п.

Следующим шагом в этом направлении должно было стать понимание развитых внутренних психологических орудий не только как средств решения возникающих перед индивидом задач, но и как особого рода «психологических органов», в функции которых входит относительно самостоятельное продуцирование самих задач, обеспечение и закрепление определенных, достаточно единообразных способов их решения, взаимодействие с другими подобными «психологическими органами» и т. п. Ценной аналогией здесь служит представление о «функциональных органах» («. Одним из крупнейших современников И. П. Павлова, А. А. Ухтомским, была выдвинута мысль о существовании особых физиологических, или функциональных органов нервной системы. Это органы, которые функционируют так же, как и обычные морфологически постоянные органы; однако они отличаются от последних тем, что представляют собой новообразования, возникающие в процессе индивидуального (онтогенетического) развития. Они-то и представляют собой материальный субстрат тех специфических способностей и функций, которые формируются в ходе овладения человеком миром созданных человечеством предметов и явлений — творениями культуры. Теперь мы можем более ясно представить себе и то, в чем именно выразилось очеловечивание человеческого мозга. Оно выразилось в том, что кора человеческого мозга с ее 15 миллиардами нервных клеток стала в гораздо большей степени, чем у высших животных, органом, способным формировать функциональные органы» (Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1965. С. 408)), которые возникают, складываются в нервной системе в единое целое прижизненно, в тесной зависимости от конкретных внешних условий и обстоятельств, и затем начинают функционировать с той же устойчивостью, что и морфологически наследственно обусловленные органы. «Органом,— писал А. А. Ухтомский,— может быть всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение» (СНОСКА: Ухтомский А. А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1950. С. 279). Эта, безусловно, важнейшая гипотеза была направлена по преимуществу в сторону высшей физиологии и не касалась сути психологических проблем. Лишь в трудах А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, а в последнее время В. П. Зинченко и его сотрудников гипотеза получила развитие применительно к ряду областей психологии и стало возможным говорить об отдельных психологических структурах (мышления, памяти, действия) не только как о психологических орудиях, но и как о психологических органах.

Источник

Личностное здоровье по братусь

Однако смысловые ориентации не могут сами по себе обеспечить присвоение человеческой сущности, они лишь определяют те или иные устойчивые отношения к ней. Для реализации, овеществления, опредмечивания этих отношений необходима соответственно организованная активность человека, его деятельность, неизбежно несущая при этом на себе печать всех его индивидуальных особенностей, характерологических черт и свойств. Этот другой уровень мы назовем уровнем реализации, индивидуально-исполнительским или индивидуально-психологическим уровнем.

Читайте также:  Приемлемый риск это риск допустимый с точки зрения степени безопасности для здоровья человека

Кроме двух обозначенных уровней необходимо, особенно в контексте изучения аномального развития, ввести в рассмотрение еще один — психофизиологический уровень. В противном случае личностные процессы как бы повиснут в воздухе и будут пониматься без учета роли биологической, нейрофизиологической базы, которая обусловливает как саму возможность функционирования процессов психического отражения, так и существенные особенности строения и динамики, режимов этого функционирования.

В соответствии с таким подходом будет строиться и наше представление о психическом здоровье. Его следует рассматривать не как однородное образование, а как образование, имеющее сложное, поуровневое строение. Высший уровень психического здоровья — личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека. (В первой главе мы уже называли некоторые философско-психологические основания критериев нормальности.) Следующий уровень — уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Наконец, уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности.

Нетрудно предположить, что каждый из данных уровней, имея свои критерии, должен иметь и свои особые закономерности протекания. Из этого в свою очередь следует и другая гипотеза: несмотря на взаимосвязь и взаимообусловленность уровней, возможны самые различные варианты их развитости, степени и качества их здоровья. Иначе говоря, психическое здоровье, будучи многоуровневым, может страдать на одних уровнях при относительной сохранности других (нелишне заметить, что применение термина «уровень» является здесь в достаточной степени условным (равно, впрочем, как и в перечисленных выше в примечании примерах «поуровневых» делений). Об уровнях в строгом значении уместнее было бы говорить при изменении какого-либо свойства или качества, когда, скажем, каждая новая ступень подъема вбирает в себя, как бы «затопляет» нижележащие, пройденные, оставленные уже уровни (так говорят о повышении уровня образования, культуры и т. п.). В нашем же случае речь идет скорее о составляющих, параметрах, этажах психического здоровья, существующих (живущих) одновременно, пусть глубоко взаимосвязано и взаимозависимо, но все же не поглощая и не заменяя друг друга. Но поскольку понятие поэтажного подхода пока не привычно, да и ассоциируется больше со строительным делом, нежели с психологией, мы с учетом высказанных оговорок будем в основном использовать устоявшуюся, «уровневую» терминологию). Представим последнюю гипотезу в формализованном виде.

Источник

Международная научно-практическая конференция
«Проблема здоровья личности
в теоретической и прикладной психологии»

Кравцова Н.А. (Владивосток), Братусь Б.С. (Москва), Залевский Г.В. (Томск)

Кравцова Наталья Александровна

– доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой клинической психологии, декан факультета клинической психологии ГОУ ВПО ВГМУ Минздравсоцразвития России, г. Владивосток.

Братусь Борис Сергеевич

– доктор психологических наук, профессор, действительный член Академии естественных наук Российской Федерации, член-корреспондент Российской Академии Образования, заведующий Лабораторией философско-психологических основ развития человека Психологического института РАО, заведующий кафедрой общей психологии факультета психологии МГУ им. М.И. Ломоносова, г. Москва.

Залевский Генрих Владиславович

– член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

– профессор, доктор психологических наук, член-корреспондент Российской Академии Образования, заслуженный деятель науки РФ, член Всемирной Федерации психического здоровья, заведующий кафедрой генетической и клинической психологии ТГУ, г. Томск.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Владивосток. Вид на мост через бухту Золотой Рог.

15-19 сентября 2011 г. во Владивостоке прошла Международная научно-практическая конференция «Проблема здоровья личности в теоретической и прикладной психологии». Данная конференция была организована ГОУ ВПО «Владивостокский государственный медицинский университет» при участии ГОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», ГОУ ВПО «Дальневосточный Федеральный университет», ГОУ ВПО «Морской государственный университет им Г.И. Невельского» и при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-06-14081 г).

Приветствуя участников конференции, ректор ГОУ ВПО ВГМУ В.Б. Шуматов подчеркнул растущую востребованность в обществе профессиональных психологов, выразил признательность Российскому гуманитарному научному фонду за возможность познакомить дальневосточных студентов, аспирантов, преподавателей психологии с ведущими психологами не только Владивостока, но Москвы и Сибири и пожелал конференции успехов.

На пленарных заседаниях выступили:

Б.С. Братусь (Москва). В своем сообщении «Специфика личностного уровня психического здоровья» представил концепцию психического здоровья, в которой различаются три основных уровня: психофизиологический, индивидуально-исполнительский и личностный. Задача последнего уровня состоит в строительстве системы смысловой ориентировки в мире, стержнем которой является общий смысл жизни, неуничтожимый фактом физической смерти. Было показано, что поиск и обретение такого рода предельных смыслов придает завершенность личности, делает ее зрелой, устойчивой и продуктивной.

Г.В. Залевский (Томск) осветил основные проблемы здоровья личности в клинической психологии: «В рамках интегративного подхода здоровье рассматривается как многомерный феномен, сложный и неоднородный по своему составу, сочетающий в себе гетерогенные, качественно различные компоненты, и отражающий фундаментальные аспекты человеческого существования. Такое понимание здоровья, в частности, отражено в формулировке, предложенной экспертами Всемирной организации здравоохранения: здоровье – состояние полного физического, психического, социального и духовного благополучия, а не только отсутствие каких-либо болезней и дефектов…Сохранение здоровья особенно актуально в студенческом возрасте, так как здоровье студентов определяется особенностями этого периода в их жизни. Именно в этот период формируется будущий профессионал и носитель интеллектуального потенциала нации, из чего следует, что его здоровье приобретает, несомненно, высоко общественное значение. Проблемы состояния здоровья людей сегодня – это и вызов науке, в том числе и психологической, поскольку еще очень много нерешенных проблем теоретического плана и рекомендаций практике по сохранению и укреплению всех аспектов здоровья людей остаются и сегодня еще нерешенными…».

Проф. М.С. Яницкий

М.С. Яницкий и А.В. Серый (Кемерово) представили ценностно-смысловые индикаторы психологического здоровья личности, подчеркнув, что проблема построения адекватной модели оценки психологического здоровья личности и выделения его индикаторов, помимо уточнения понятия «психологическое здоровье», требует определения того, что именно мы понимаем под развитием личности, каковы его цели и движущие силы, поскольку психологическое здоровье, являясь фактором, во многом определяющим процесс личностного развития, выполняет и функцию индикатора его эффективности. Ориентация на определенную систему ценностей, характер и направленность переживания человеком смысла жизненной ситуации, широта диапазона применимости личностных конструктов, могут выступать индикаторами психологического здоровья личности, поскольку отражают широкий спектр взаимодействия человека с действительностью на всех уровнях его функционирования, позволяя при этом учитывать не только субъектные (поло-возрастные, индивидуально-психологические, личностные особенности), но и объектные характеристики данного взаимодействия, проявляющиеся в заданных социальной средой нормами и субкультурными ценностями.

Н.В. Козлова (Томск) в своем выступлении «Личностное развитие молодежи с учетом переживаемого ими чувства собственной безопасности» отметила, что психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и находятся во взаимодействии. При этом психологическая безопасность выступает важным индикатором качества психического и личностного развития молодежи…. Позитивные базисные убеждения сопровождаются высокими показателями социально-психологической адаптивности, целеустремленностью и способностью к самоорганизации деятельности, а также низкими показателями психических защит. Также они сочетаются с высокими показателями смысложизненных ориентаций и низкими показателями авторитаризма, убежденностью в благосклонности мира и окружающих людей, высокой оценкой ценности собственного «Я» и оптимизмом.

Проф. В.С. Чернявская

В.С. Чернявская (Владивосток) представила сообщение «Здоровье и творчество личности в образовательном процессе вуза: к вопросу о релевантности целей образования». Она обратила внимание собравшихся на то, что в документах о реформе образования крайне мало места отводится вопросам здоровья и развития духовности, что проявляется на практике в сокращении психологической службы в школах, в отсутствии ее как таковой в вузах. Необходимым является определение психологической «системы координат» относительно развития личности в образовании: установление направления развития личности в образовании, критерии и показатели, соотнесение психологических (личностных) оснований и компетенций, условий, механизмов развития личности, экспертиза решений в области законодательства.

Проф. Н.Л. Карпова

Н.Л. Карпова (Москва) выразила признательность ВУЗам – организаторам конференции за помощь в проведении работы групп семейной логопсихотерапии во Владивостоке и в то же время отметила тревожные тенденции вытеснения специалистов-психологов и логопедов из школ. Рассматривая психологические проблемы социореабилитации личности, она остановилась на проблеме отношения человека к своему здоровью и болезни и рассмотрела понятие «внутренняя картина здоровья», введенное Ю.Б. Некрасовой в авторской методике групповой логопсихотерапии – лечении заикания у подростков и взрослых.

Тему семейной психотерапии продолжила Т.Н. Глебова (США, Сакраменто), которая представила ряд исследований нейробиологии межличностных отношений и психотерапии, которые показали, что терапевтический альянс является значимым «общим фактором» в терапевтическом процессе независимо от типа или модальности терапии… Одним из основных компонентов альянса являются отношения взаимного доверия и привязанности. Нейробиологические исследования показали, что доверие и привязанность связаны с выработкой окситоцина, который в свою очередь связан с более высоким уровнем личного благополучия, сопротивляемости стрессу и привязанности, а также низкой депрессивной симптоматикой. Разговорная терапия позволяет интегрировать эмоциональные и когнитивные процессы, что возможно приводит к интеграции функционирования правого и левого полушария. Разнообразные техники, направленные на эмоциональную регуляцию, а также телесно-ориентированные техники способствуют общей нейробиологической регуляции, что в свою очередь, позволяет повысить общее функционирование, включая когнитивные процессы.

Н.А. Кравцова (Владивосток) рассмотрела личностные предиспозиции психосоматической патологии и отметила, что они формируются на ранних этапах онтогенеза и во многом обуславливаются личностью матери и характером детско-материнских отношений, формирующих готовность ребенка к оценкам ситуаций и типу реагирования. При высоком уровне личностной и ситуативной тревожности матерей повышается эмоциональное напряжение, возбудимость ребёнка, что проявляется появлением у него полисимптомных психосоматических расстройств. Искажение хода психосоматического развития при симбиотическом и авторитарно-отрицающем отношении к ребенку детерминировано искажением развития всей системы психологического опосредования личности: ценностного, смыслового, когнитивного. Искажения касаются тех компонентов личности, которые формируются в процессе развития самосознания ребенка: развития телесного Я, самооценки, Я-функций личности.

Ж.М. Глозман (Москва) представила богато иллюстрированную тему «Внутренняя картина болезни как фактор успешности ее преодоления». Было показано, что изменение структуры внутренней картины болезни и формирование сбалансированного типа отношения к болезни, а также оптимизация межличностных отношений в семье опосредствуют процесс реабилитации, при этом нередко изменение субъективных факторов предшествует объективным симптомам когнитивных и двигательных нарушений. Субъективными опосредствующими факторами в реабилитации являются адекватное осознание и принятие собственных дефектов и мотивация к их преодолению, готовность и способность предпринимать для этого реальные действия. Подбирая адекватные не только болезни, но и сообразные эмоционально-личностным особенностям больного методы, можно достичь наибольшей эффективности реабилитации.

В докладе Н.В. Ининой (Москва) «Невротические формы религиозности и проблемы личностного здоровья» вера рассматривается как феномен, влияющий на здоровье личности. На основании анализа работ в области психологии веры предложена классификация различных форм веры по степеням осознанности и активности, что позволяет отличать деструктивные, невротические проявления веры, такие как предрассудки, суеверия, фанатизм, от позитивных. Показана связь позитивных форм веры с ценностно-смысловой сферой и их влияние на личностное здоровье.

Проф. А.Н. Кричевец

Пленарные заседания завершило выступление А.Н. Кричевца (Москва) на тему «Античные греки и позитивная психология». Были рассмотрены истоки и основные положения современной позитивной психологии, появившейся в первое десятилетие нового века. Это направление провозглашает переход от изучения дефектов и слабостей людей к научному исследованию оптимального функционирования человека, т.е. к изучению наиболее здорового состояния личности. В докладе был проведен методологический анализ претензий позитивной психологии на научность и объективность, в частности, был прояснен смысл применения количественных методов при изучении высших человеческих устремлений.

Профессора Б.С. Братусь (Москва) и Г.В. Залевский (Томск) провели интересную лекцию-лискуссию по проблемам современной психологии личности, ответив на многочисленные вопросы заинтересованной аудитории.

Аспирантка Л.Н. Рабовалюк

В работе секций «Психология здоровой и аномальной личности» и «Проблемы психотерапии и социореабилитации личности» участвовало 100 человек, широко обсуждались сообщения доцента кафедры психологии и философии ВГУЭС Е.Б. Агафоновой «Любимые сказки девушек из неполных семей в контексте исследования жизненного пути личности»; аспиранток МГУ им. Г.И. Невельского В.А. Денисовой «Я–функции личности беременных женщин с различными стилями переживания беременности» и Л.Н. Рабовалюк «Ценностные ориентации беременных женщин», соискателя кафедры клинической психологии С.А. Осинской «Феномен отцовства: современное состояние проблемы.

В рамках лектория «Соединяя Восток и Запад» для преподавателей, аспирантов, студентов факультета клинической психологии ВГМУ, Института психологии и социальных наук ДВФУ, Гуманитарного института МГУ им. Г.И. Невельского и Владивостокского государственного университета экономики и сервиса были прочитаны лекции: «Современные проблемы социореабилитации личности» (Н.Л. Карпова – Москва), «Личность в системе общественных отношений» (М.С. Яницкий – Кемерово), «Ценностно-смысловая сфера личности в технократизированном обществе» (А.В. Серый – Кемерово).

Преподаватели и студенты

Двадцать (20) практикующих психологов участвовали в обучающем семинаре Т. Глебовой (США) «Семейная системная терапия: Основные принципы работы с «отношениями» (Калифорнийская школа семейной психотерапии)».

Перед началом мастер-классов

Более 150 студентов, преподавателей и специалистов участвовали в Мастер-классах: «Нейропсихологическое обследование школьника с трудностями обучения (выявление механизмов трудностей и построение стратегии коррекции) (вела профессор Ж.М. Глозман); «Личностно-направленная система семейной групповой логопсихотерапии» (вела профессор Н.Л. Карпова); «Психологическая супервизия: практика в поисках теории» (вел профессор Г.В. Залевский).

Мастер-класс проф. Н.Л. Карповой

В рамках конференции состоялось заседание УМС по клинической психологии, где прошло обсуждение ФГОС по специальности клиническая психология. Присутствующие преподаватели и руководители подразделений ВУЗов говорили о недопустимости сокращения часов по общей психологии, как это предлагается в примерном учебном плане, а также высказались за внесение уточнений в предлагаемые учебные планы по дисциплинам специализации.

В интересной форме было проведено заседание круглого стола по обсуждению перспектив развития психологии в Дальневосточном регионе с выездом на остров Русский для знакомства со строящимися корпусами Дальневосточного Федерального университета, дельфинарием.

По итогам работы конференции было принято обращение к профессиональному сообществу и студентам, членам Российского Психологического общества, Министерству здравоохранения и социального развития, Министерству образования и науки Российской Федерации:

Участники Международной научно-практической конференции «Проблема здоровья личности в теоретической и прикладной психологии» (Владивосток, 15-19 сентября 2011 г.) отмечают, что на фоне общего ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения, снижения продолжительности жизни российского населения, росте алкоголизма и наркомании, повышения преступности среди молодежи, что требует значительного усиления профессиональной психологической помощи, – происходит сокращение психологических служб в школах, услуги специалистов в медико-психолого-социальных центрах все чаще оказываются на платной основе, что делает их недоступными для большинства населения.

Отмечая сложность, многогранность и неоднозначность феномена «здоровье» и в отношении отдельного человека, и всего общества, участники Международной научно-практической конференции «Проблема здоровья личности в теоретической и прикладной психологии» считают необходимым объединение усилий ученых и практиков, общественных организаций и общества в целом для осознания здоровья как основной жизненной ценности. Необходима целенаправленная государственная политика в образовании, медицине, науке и культуре по формированию грамотного отношения всех слоев населения к своему физическому, психическому и духовному здоровью. В медицине в целом и в психотерапии, в частности, в основном анализируются и исследуются проблемы нарушений в работе организма и психики человека, но гораздо меньше внимания уделяется вопросам развития и охраны здоровья.

Признавая значимость психопрофилактической работы в формировании здоровой личности, необходимо изменить отношение общества к феномену материнства, отцовства, семьи: признать беременность социально значимым и общественно ценным периодом жизни женщины. Следует поддерживать инициативу организации Центров материнства и детства вне поликлиник и больниц.

В психотерапевтической и психокоррекционной работе, социореабилитационном процессе, следует отметить продуктивность ориентации не столько на «внутреннюю картину болезни», сколько на «внутреннюю картину здоровья» пациента и его семьи.

Необходимо ввести в психолого-педагогических и других периодических изданиях постоянную рубрику «Здоровье» и призвать все виды СМИ активно пропагандировать здоровый образ жизни и знакомить с успешными начинаниями в этом направлении.

Учитывая сложность и неразработанность проблемы здоровья личности, человека, нации участники конференции считают необходимым создание экспертного сообщества психологов для анализа вновь вводимых законодательных документов.

Признать проблему здоровья личности, человека, нации актуальной, требующей дальнейшего изучения, финансирования, подобных конференций и научно-исследовательских проектов.

Участники конференции единодушно высказались за продолжение обсуждения проблемы психологии здоровья личности, человека, нации в рамках очередного 5-го съезда РПО в 2012 году и поддержали инициативу представителей Сибири о проведении следующей конференции в 2013 году на базе Кемеровского государственного университета.

Ссылка для цитирования

Кравцова Н.А. , Братусь Б.С., Залевский Г.В. Международная научно-практическая конференция «Проблема здоровья личности в теоретической и прикладной психологии». [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 5. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Источник

Про здоровье и витамины © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector