Личностное здоровье, личностное нездоровье
Личностное здоровье — состояние личности, обеспечивающее ее устойчивое развитие, успешный личностный рост, движение в сторону самоактуализации.
Личностное здоровье уменьшается, когда появляется направленность на гомеостаз, стремление к максимальному уменьшению жизненного напряжения.
Личностное нездоровье — проблемное состояние невозможности развиваться прежним образом, блоки на пути развития, потеря ориентиров развития, возвращение к более примитивным моделям поведения, моменты личностной деградации. См.→
Понятие «личностное здоровье» предложил А.Маслоу:
«Я считаю, что с точки зрения психологической стратегии было бы полезно различать понятия зрелости, дочеловечивания, самоактуализации, с одной стороны, и понятие здоровья – с другой. Здоровье разумнее было бы трактовать как «развитие и движение в сторону самоактуализации»: в такой трактовке концепция здоровья наполняется особым смыслом и становится вполне доступной для научного изучения. Проведенные мною исследования молодых людей, студентов колледжа позволяют мне настаивать на принципиальной возможности обнаружения эмпирических различий между «здоровым» и «нездоровым». У меня сложилось впечатление, что здоровые юноши и девушки продолжают расти: они приятны и привлекательны, в них нет злобы; в глубине души они добры и альтруистичны (хотя и стыдятся проявлений этих качеств), они могут быть нежными сыновьями и дочерьми, они готовы дарить свою любовь тем представителям старшего поколения, которые, на их взгляд, заслуживают этого. В среде сверстников они зачастую чувствуют себя неуверенно, так как их мнения, вкусы и пристрастия более традиционны, более искренни, более метамотивированы (а значит, и более добропорядочны), чем мнения и вкусы среднего большинства. Втайне они испытывают неловкость, сталкиваясь с проявлениями жестокости, злобы и стадного чувства, которые мы часто можем наблюдать в молодежной среде». (А.Маслоу. Мотивация и личность).
Личностное и душевное здоровье
Душевно здоровый человек — человек в высоком эмоциональном тоне, живой и довольный собой и жизнью. Всегда ли он при этом расположен личностно расти, обязательно ли он будет в состоянии личностного роста? Нет, душевное здоровье еще не предполагает здоровья личностного.
Когда же душевное здоровье объединяется с личностным, у человека все светло и классно и при этом он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту, говорится о психологическом здоровье.
Личностное здоровье и потребность в самоактуализации
Если личностное здоровье говорит об устойчивости развития личности и успешности ее личностного роста, то потребность в самоактуализации — о том, насколько личность ищет личностного роста, говорит о напряженности желания человека развиваться. Есть данные, что несвоевременная или слишком напряженная потребность в самоактуализации плохо отражается на личностном и душевном здоровье личности. См.→
Источник
Личностное здоровье, личностное нездоровье — психология
Личность здоровая и нездоровая
Понятие «здоровье» есть составная, комплексная категория. Здоровье физическое, эмоциональное, психическое, ментальное, энергетическое, кармическое, духовное – все это в комплексе есть суть понятия «здоровье».
У меня есть много примеров, которые показывают, как всего лишь одна деталь «выбивает» человека из категории здоровой личности.
Здоров ли алкоголик, который 20 лет заявляет, что он может «бросить хоть сейчас»? Физический диагноз – пародонтоз.
Здоров ли олигарх, которых тратит сотни тысяч долларов на любовниц и отказывается платить за обучение дочери в университете? Физический диагноз – цирроз печени.
Здоров ли 15-летний подросток, манипулирующий матерью в стиле «не дашьне разрешишьне отпустишьне купишь, то я сделаю что-то плохое»? Физический диагноз – гастрит.
Здоров ли парень, который под воздействием приворота начинает ненавидеть своих родителей и стоять на коленях перед супругой, которая его приворожила? Физический диагноз – нет.
Здорова ли женщина, имеющая 3 высших образования, и вследствие этого считающая прочих людей недоразвитыми, примитивными организмами? Физический диагноз – нет.
Здоров ли обеспеченный, счастливый в браке мужчина, который проигрывает в нелегальном казино по 15-20 тысяч долларов в месяц? Физический диагноз – простатит.
Здорова ли 70-летняя бабушка, которая скандалами, управляемыми истерическими припадками, ворчанием, угрозами разрушает каждый брак своего сына? Физический диагноз – артрит.
Здорова ли ленивая, необразованная женщина, которая вырвалась из далекого села в Москву, уцепилась за нормального мужчину и ежедневно угрожает покончить с собой, если он ее бросит? Физический диагноз – нет.
Здорова ли 7-летняя девочка, чье вранье не могут «раскусить» ни родители, ни психологи, ни профессиональные мошенники? Физический диагноз – нет.
Здоров ли нормальный, образованный мужчина, который 15 лет каждый год провоцирует скандалы с женой, чтобы уйти на 3 месяца из семьи, и потом вернуться? Физический диагноз – язва желудка.
Здорова ли женщина, которая сделает все возможное, чтобы рассорить всех своих знакомых, когда лишь ей одной хорошо от садистского удовольствия наблюдать скандалы и ссоры? Физический диагноз – гипертония.
Здорова ли начальница образовательного учреждения, которая каждое утро начинает с совещания, на котором мешает с грязью своих подчиненных, говоря только русским матом? Физический диагноз – кожная аллергия.
Здорова ли бизнес-леди, которая «заказывает» в милиции уголовное дело на своего делового партнера? Физический диагноз – алкоголизм.
Здоров ли мужчина-семьянин, спортсмен, любящий собак и поэзию, который сжигает магазин своего конкурента? Физический диагноз – аритмия.
Здоров ли сын депутата, который сбивая под кокаином людей на переходе, прячется за папу? Физический диагноз – панкреатит.
Здорова ли женщина, которая дарит своей нелюбимой внучке одежду исключительно с покойных детей, умерших в областной детской больнице, где она работает? Физический диагноз – стенокардия.
Здорова ли женщина, бьющая смертным боем детей, рожденных от нелюбимого мужчины? Физический диагноз – нет.
Здоров ли мужчина, который считает, что все его жены должны терпеть его пьяные выходки, тащить его пьяного на 8-й этаж, купать, кормить и молчать? Физический диагноз – ожирение.
Здорова ли 22-летняя девушка, которая разрушает семью мужчины на 20 лет старше себя, просто потому что «а я хочу»? Физический диагноз – нет.
Здоров ли мужчина, которого бросила жена, говорящий ей — «я успокоюсь, только когда ты умрешь»? Физический диагноз – дерматит.
Здорова ли женщина, которая осознанно ищет мужчин, которые ее регулярно бьют и унижают? Физический диагноз – остеохондроз.
Здорова ли религиозная мать, которая ходит в храм, соблюдает посты, молится, причащается, но бьет детей в припадках затемнения сознания, если они «согрешили»? Физический диагноз – хронический бронхит.
Здорова ли женщина-«экстрасенс», с которой говорят Бог, ангелы и инопланетяне (иногда говорящие ей правду), но которая не считает нужным следить за собой и элементарно мыться? Физический диагноз – нет.
Здорова ли женщина, которая всю жизнь отбивает всех потенциальных мужей от своей (уже. ) 40-летней дочери, прикидываясь с мастерством голливудского актера смертельно больной, поскольку считает, что дочь должна ухаживать за ней до смерти? Физический диагноз – камни в желчном пузыре.
Я начал седеть в 20 дет, ежедневно наблюдая и «погружаясь» в подобные глобальные трагедии локального масштаба, пропуская все это через себя.
Здоровье выходит намного дальше за пределы физического тела. Можно иметь здоровые зубы, нормальный гемоглобин, хороший сон, хорошее пищеварение, и быть больным душою, уничтожая не тело, но душу и психику – свою, и тех, кому «повезло» быть рядом.
Это бывает очень часто, слишком часто.
Кто должен жить за Ваш счет, травмируя Вас, ломая Вашу жизнь и судьбу? Все, кому Вы позволите. Если подобных людей не переделать, бегите от них. Никогда не поздно выйти из подобного рабства. Друзья, начальники, партнеры, коллеги, любовники, дети, мужьяжены, родственники, родители…
Подальше и побыстрее. Не веря в угрозы и обещания. Окончательно. Без возврата. Навсегда.
Забудьте о том, что «Бог не простит, если я его, ее брошу», это вранье, за Ваши мучения никто Вас не вознаградит, за Ваше желание уйти и жить никто не накажет.
Без попытки «номер икс». Без чувства вины. Без сочувствия. Стирая прошлое. Меняя номера телефонов и адреса. Уходя. Увольняясь. Переживая стрессы и депрессии.
Игнорируя своих любимых, обожаемых, родных тиранов, чудовищ, маньяков, вампиров, психопатов, уродов, идиотов и садистов. Забирая детей. Оставляя имущество. Жертвуя прожитыми годами. Не показывая слабость.
Не надеясь, и не веря им, что они изменятся. Поверьте мне, они НИКОГДА не меняются. Они уже не могут жить по-другому.
Вы живете своей жизнью и ничего не должны своим «комнатным тиранам», насколько бы близки вы не были. Манипуляция на тему «ты мне должен» — самая тонкая и жестокая. Грамотные, природные манипуляторы поймают Вас в ловушку именно этим способом. И заставят Вас пожертвовать своей жизнью, силой, радостью, эмоциями, годами, своим «я».
Хотите жить – бегите. Или ломайте, наказывайте, воспитывайте, «подминайте» под себя, лечите их, управляйте и манипулируйте ими. Прощайте их, но в последний раз.
Или жертвуйте собой. Многим не дано жить иначе…Часто уйти больнее, чем остаться.
Станислав Кучеренко
www.power911.ru
Основные показатели психического здоровья и нездоровья
Психическое здоровье личности достаточно тесно связано не только с физическим здоровьем, которое является основой личностного здоровья, но и моральным (духовным) и социальным здоровьем.
От уравновешенности, психологической устойчивости и самодостаточности личности зависят ее взаимоотношения с окружающим миром, степень овладения духовными ценностями, построение взаимоотношений на основе нравственных норм, адаптация к изменениям социальной среды.
Здоровый ребенок всегда жизнерадостный, активный, коммуникативный, имеет оптимальный уровень умственного развития.
Состояние психического здоровья характеризуется показателями нервно-эмоционального развития и характером протекания познавательной активности.
Именно от эмоционального состояния зависит и познавательная активность ребенка, и характер его общения со сверстниками и взрослыми, и поведение.
Причем, чем меньше ребенок, тем заметнее эта зависимость. Психическое здоровье на всех этапах онтогенеза обеспечивает полноценное развитие личности (интеллектуальное, эмоционально-волевое, коммуникативное, духовно-нравственное) способствует становлению личностного «Я» и эффективной самореализации личностных возможностей.
Психически здоровой личности присущи гармония, психическая уравновешенность, духовная направленность, ориентация на саморазвитие и совершенствование, обогащение личностных свойств.
Расстройства Настроения, их виды и особенности
Классификация неврозов: 6 главных видов
Основные критерии психического здоровья
— В эмоциональной сфере — позитивно-эмоциональное состояние, преодоление отрицательных эмоций, в том числе и разрушительных (страх, гнев, зависть, жадность), эмоциональная стабильность (самообладание), цельное выявление эмоций, их адекватность, оптимальное самочувствие.
— В интеллектуальной сфере — способность концентрировать внимание, сдерживать информацию в памяти, умение логически мыслить, проявлять творчество, активность в познавательной деятельности;
— Мотивационно-личностной сфере — адекватный уровень притязаний, адекватная самооценка, личностная автономия, самоуважение, самоконтроль, сформированность волевой сферы, целеустремленность, активность, положительная мотивация жизнедеятельности, поведения и отношений, адекватное восприятие окружающего мира и самого себя.
По утверждению специалистов, существуют и определенные признаки психического нездоровья, среди которых наиболее вероятными являются: отсутствие умения логически мыслить, категоричность (стереотипность) мышления; эмоциональная неуравновешенность, аффективная «тупость», злоба, враждебность, повышенная тревожность и т.д. .
Среди личностных свойств можно выделить: неадекватность самооценки (нереально высокая или низкая), разочарование в собственных возможностях, избегание ответственности за себя, потеря самоконтроля или наличие гиперсамоконтроля, ослабление воли.
В целом для нездоровой личности становятся характерными потеря интереса, любви к ближним, отсутствие мотивации жизнедеятельности, пассивная жизненная позиция.
Психологическое здоровье личности: разнообразие подходов
Психологическое здоровье личности: разнообразие подходов
Зеленцова Татьяна Викторовна
старший преподаватель, магистр психологии ИнЕУ,
г. Павлодар, Республика Казахстан
Исторически сложилось так, что психология здоровья претендует на условную новизну, в отличие от психологии болезней, которая оформилась как одно из направлений психологической науки — клинической психологии. Только в рамках гуманистической психологии (Э. Фромм, Г. Олпорт, А. Маслоу, К.
Роджерс, В. Франкл) была раскрыта проблематика здоровой личности. «Мне кажется, что проблема психологического здоровья настолько актуальна сейчас, что любые предположения, любые гипотезы, любые данные, даже самые спорные, могут иметь эвристическую ценность», — писал А. Маслоу [3, c. 255].
В конце 1970-х гг. прошлого века, в общем своде психологических дисциплин выделилась психология здоровья (Health Psychology). Началось ее утверждение в качестве самостоятельной сферы психологических исследований.
Гуманитарная парадигма допускает существование разных точек зрения о критериях здоровой личности, модели который существенно обогатили рациональный взгляд на проблему психического здоровья. А.
Маслоу указывал: «Я предполагаю, что уже в недалеком будущем мы получим своего рода теорию психологического здоровья, генерализованную, обще-видовую теорию, которую можно будет применить ко всем человеческим существам независимо от того, какая культура их взрастила, в какую эпоху они живут» [3, с. 304].
Теоретические модели психологического здоровья представляют собой варианты развития и конкретизации более общих представлений о человеческой реальности. Их сопоставление помогает осветить исходную философскую систему координат. В истории философии отчетливо видны основные линии раскрытия сущности человеческого Я. Первое направление (XVIII—XIX вв.
) связано с идеями видных представителей немецкой классической философии — И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, которые рассматривали проблему человека с точки зрения соотношения (диалектики) родовой и индивидуальной сущности.
При этом индивидуальную сущность они признавали вторичной по отношению к общеродовой, а устремленность к родовой сущности считали высшим предназначением человека: с присвоением родового начала индивид реализует возможность становиться и быть человеком. Крайней формой данного выражения стали труды К. Маркса и Ф.
Энгельса о приоритете общественного над индивидуальным, поглощение человеческой индивидуальности коллективным, развитие тоталитарного жизнеустройства, при котором безлично-общественное доминирует над личным.
Социоцентрической парадигме противостоит направление философии индивидуализма, авторами которой стали М. Штирнен, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Н.А. Бердяев, Х. Ортега — и Гассет, С. Кьеркегор, К. Ясперс, Н.
Аббаньяно, которые утверждали приоритет самобытности человека, его совершенствование как личности, желания «быть самим собой».
Но, замкнувшись на себе, персоноцентризм в реальной жизни предстает в форме самообожания, чувства одиночества, потерянности, отчаяния, проявляется в отрицании всякой морали, корыстолюбии и вседозволенности.
Психологическое здоровье человека интегрирует аспекты внутреннего мира и способы внешних проявлений личности в единое целое. Психологическое здоровье является важной составляющей социального самочувствия человека, с одной стороны, и его жизненных сил, с другой.
Вместе с тем, многие проблемы, возникающие у человека, не являются показателем психического нездоровья и могут быть решены другим не медицинским путем (улучшение памяти, внимания, мышления; формирование необходимого уровня коммуникаций; самопрезентаций; стремление к реализации своих возможностей; решение внутриличностных и межличностных конфликтов; освобождение от тревожности, стрессов, фрустраций, различного рода психических зависимостей и др.) [1, с. 87].
В истории психологии, в русле теории психологического здоровья преемственно рассматриваются две ориентации. Первая — социоцентрическая (Э. Фромм, В. Франкл, Б.
Братусь), в основе которой ученые ссылаются на то обстоятельство, что человек в отличие от животного не снабжен набором инстинктов и врожденных навыков, которые позволили бы ему автоматически осуществить родовую природу. Человеком надо стать.
Поэтому психологическое здоровье характеризуется как процесс восхождения человека к вершинам человеческой сущности. Вторая — персоноцентрическая (Г. Олпорт, К. Роджерс, А.
Маслоу), исходит из того, что человеческой природе присущи позитивные силы (потребности самоактуализации), направляющие к здоровью и росту. Психологическое здоровье является результатом обретения индивидом самого себя и проявляется в ощущении подлинности бытия.
Разные пути размышления приводят ученых к схожим представлениям о том, какими качествами дожен обладать психологически здоровый человек. Социоцентрическая и персоноцентрическая установки своеобразно переплетаются и переходят друг в друга в предпринятых психологами попытках описания духовной целостности, способствующей формированию психологического здоровья.
Возникли новые представления о психическом здоровье. Так, по мнению М. Джеход, в структуру входят такие компоненты, как положительное отношение к себе; оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности; психическая интеграция (аутентичность, конгруэнтность); личная автономия; реалистическое восприятие окружающих; умение адекватно воздействовать на других людей и др.
Понятие «психическое здоровье индивида» широко используется в гуманистическом направлении психологи, в рамках которого была предложена новая концепция «позитивного психического здоровья». В работах К. Голдштайна, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла и др.
Она базируется на истинно человеческом жизнеосуществлении. Так, видный представитель этого направления А. Маслоу, соглашаясь с К.
Гольдштайном в своих последних работах «Психология бытия» и «Дальние пределы человеческой психики» отмечает, что «патологические нарушения психического здоровья — неврозы и психозы, есть следствие ошибочного, неверного развития личности.
Психически здоровые индивидуумы — это люди зрелые, с высокой степенью самоактуализации, имеющие реальные жизненные достижения и развившие свои личностные возможности [3, с. 54].
По его мнению, показателями психического здоровья являются полнота, богатство развития личности, ее потенций и стремление к гуманистическим ценностям — наличие и развитие таких качеств как принятие других, автономность, спонтанность, интенциональность, альтруизм, креативность и др. Близкие идеи развиваются в «метапсихологии» (Д. Андреева), логотерапии (В. Франкл), социальной логотерапии (С.И. Григорьев и др.)
В советской психологии (А.Н. Леонтьев) развивает положение о том, что личностные смыслы — это те формы и способы, которые занимают центральное место в формировании отношений человека.
Они являются стержнем жизнедеятельности, наполняясь ценностным содержанием и определяют линии развития смысловой сферы, создают «смысловое поле» для становления и проявления субъектности [2, с. 43].
Таким образом, во внутреннем мире человека потребности отражаются в форме желаний и стремлений, а личностные ценности — в форме идеалов, интересов, смыслов. Личностные ценности в связи с тем, что они ограничиваются конкретной ситуацией, переживаются как групповые, формируя систему отношений личности.
Развивая это положение, Е.Р. Калитеевская и В.И. Ильичева пишут о том, что психическое здоровье — это мера способности человека трансцендентировать свою социальную и биологическую детерминированность, выступать активным и автономным субъектом собственной жизни в изменяющемся мире [1, с. 90].
Религиозное, философское, психологическое учение о трехсоставной сути человека — телесной, душевной, духовной — является основание для построения образов субъективной реальности, представления человека как индивида, субъекта, личности, индивидуальности, универсальности.
Образы субъективной реальности составляют онтогенетические ступени ее становления и развития: оживление, одушевление, персонализацию, индивидуализацию, универсализацию.
Принцип развития — это динамическое преобразование систем связей и отношений в процессе социализации (отождествления человека с другими) и индивидуализации (обособление человека от общества).
В антропологическом подходе человек представлен целостно и основу его психологического здоровья составляет нормальное развитие субъективной реальности в онтогенезе (ориентировочные возрастные нормы психического здоровья). Индивидуальная норма, по замечанию Г.А. Цукерман и В.И. Слободчикова, есть то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях развития [4, с. 34].
При содержательном раскрытии категории психологического здоровья можно использовать определение «человечность», данное А. Маслоу.
«Психическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида, как жизненная сила, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата, как умение выживать, приспосабливаться и расти в изменяющихся, не всегда благоприятных для большинства условиях, и являются предпосылкой здоровья психологического. Психологическое здоровье, в свою очередь, характеризует индивида как субъекта жизнедеятельности, распорядителя своих собственных сил и способностей» [3, с. 122].
Соответственно, психологическое здоровье — это состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть интеграл (т.е. единство, полнота и цельность) жизнеспособности и человеческого индивида [5, с. 27].
На основе саморазвития, совершенствования самобытия и возникает человечность индивида — существенная характеристика психологического здоровья. Она выражается в жизнестойкости, основанной на любви к жизни и воле к ее совершенству во всех областях. «Жизнь и дух, — писал К.
Юнг, — представляют собой две силы или необходимости, между которыми находиться человек. Дух наделяет его жизнь смыслом и возможностью величайшего расцвета. Жизнь же необходима духу, ибо истина, если она нежизнеспособна, ничего не значит» [6, с. 292].
Субъектность, как одно из качеств психического здоровья, определяет путь нормального развития как развития, ведущего человека к обретению им родовой человеческой сущности — отношению к другому человеку как ценности, потребности в позитивной свободе, осмысленности жизни, активной позиции в мире.
Список литературы:
1.Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека; эталоны, представления, установки. М.: Академия, 2001. 352 с.
2.Леонтьев Д.А. Что такое экзистенциальная психология // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 1997. С. 40‑55
3.Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997. 322 с.
4.Цукерман Г., Слободчиков В. Мы, взрослые и остальные люди // Семья и школа. 1990. № 2. С. 33‑36.
5.Шувалов А.В. Гуманитарно —антропологические основы теории психологического здоровья // Вопросы психологии.2004. № 6. С. 18‑33
6.Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1993. 352 с.
Ментальное здоровье и здоровье личности: дефиниции понятий и психологические критерии
МЕНТАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ:
ДЕФИНИЦИИ ПОНЯТИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ
Дружилов С.А.
научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены
и профессиональных заболеваний, новокузнецк
Резюме.
Рассматриваются психические, социальные и личностные компоненты здоровья. Приводятся различия между медицинской (психиатрической) и психологической моделью психического здоровья. Важнейшие критерии личностного здоровья – способность выполнять социальные роли и зрелось личности.
Индикатором личностного здоровья является психологическое субъективное благополучие индивидуума. Исследование субъективного благополучия личности осуществляется с помощью комплекса психологических методик.
Ключевые слова: здоровье, личность, личностное здоровье, психологическое благополучие, субъективное благополучие.
MENTAL HEALTH AND PERSONALITY HEALTH:
CONCEPT DEFINITIONS AND PSYCHOLOGICAL CRITERIA
Druzhilov S.A.
research institute for complex problems of hygiene and occupational diseases, novokuznetsk
Summary. The paper deals with mental, social and personal components of health. the differences between the medical (psychiatric) and psychological model of mental health are given. The most important criteria of personal health are the ability to perform social roles and personality maturity. An indicator of personal health is the psychological subjective well-being of the individual. The study on subjective well-being of the person is carried out by means of a complex of psychological techniques.
Key words: health, person, personal health, psychological well-being, subjective well-being.
Здоровье человека не исчерпывается соматической составляющей. Причинами ухудшения физического здоровья человека могут быть негативные факторы социально-экономической и профессиональной среды, личностно значимые ситуации различного происхождения, стрессом на которые реагирует психика человека.
Специалисты признают значимость медико-профилактических мероприятий, направленных на сохранение и повышение уровня здоровья трудоспособного населения [4].
Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в здоровье человека выделяют три компонента: физический (соматический), психический и социальный.
Не принижая значимости первого, соматического, компонента здоровья, обратим внимание на два последних.
Психическое (ментальное) здоровье, по определению ВОЗ, – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой потенциал, справляться со стрессами, продуктивно работать и вносить вклад в жизнь своего сообщества. Содержание понятия «психическое здоровье» не исчерпывается медицинскими критериями, в нем находят отражение общественные нормы, регламентирующие жизнь и поступки человека.
В медицине и в психологии сложились разные подходы к проблеме ментального (психического) здоровья.
Традиционный медицинский (психиатрический) подход, ориентированный на «негативное» определение здоровья как отсутствия болезни, рассматривает психическое здоровье как меру вероятности развития психической болезни.
Согласно этой познавательной модели, здоровье рассматривается с точки зрения нарушений психики и аномалий личности как отклонений от нормы.
Отметим, что понятие «норма», используемое в медицинской модели, не может быть полноценным критерием психического здоровья уже потому, что всякие нормы являются следствием культуры и традиций определенного общества, характерных для определенного исторического периода. Человек, значительно отклоняющийся от стандартов своего сообщества, рискует быть признанным психически больным.
2. Социальное здоровье отечественные психологи, опираясь на определение ВОЗ, рассматривают как состояние благополучия, удовлетворенности социальными отношениями, адекватное восприятие социальной действительности, принятие и выполнение социальных норм общества [6].
Указывается, что социальное здоровье детерминируется моральными требованиями и нравственными принципами, которые и являются основой социальной жизни человека [2].
Но отсюда вытекает, что человек, здоровый физически и психически, но пренебрегающий принципами нравственности и морали, является нравственно неполноценным, нездоровым.
Таким образом, следует признать, что определение ВОЗ, согласно которому «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [9, с. 1], является «недостаточно функциональным» для использования в практике психологических исследований [8, с. 2].
Можно заметить смысловую близость психологических критериев психического и социального здоровья – в том и в другом случаях приводятся психологические характеристики полноценной, здоровой личности.
В психологической литературе была попытка введения (1998 г.) термина «психологическое здоровье».
Психологическое здоровье рассматривалось как динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих внутреннюю гармонию личности, гармонию индивидуума и общества, возможность полноценной жизни и деятельности человека [3].
В дальнейшем в отечественной психологии стала преобладать позиция, согласно которой в таких случаях используется понятие «здоровая личность», или «личностное здоровье», – как отражение качества здоровой, зрелой личности [1].
Нам представляется продуктивным сопоставление традиционно выделенных в психологии трех «сущностей» человека: индивид (биологическая сущность), личность (социальная сущность), индивидуальность (как уникальность личности) – с тремя компонентами здоровья, выделяемых ВОЗ. В связи с этим вызывает интерес трехуровневая модель здоровья, предложенная М.В. Сокольской (2008), позволяющая, в некоторой степени, сопоставить указанные «сущности» человека и компоненты здоровья, выделяемые ВОЗ.
Первый (базовый) уровень, предлагаемый указанным психологом, – психофизиологическое здоровье, здоровье организма и биологического индивида, где основные критерии здоровья-нездоровья – понятия «нормы» с точки зрения биологии, медицины, психологии, педагогики и других наук, изучающих человека. К этому уровню отнесен ряд психофизиологических функций и некоторые психические процессы, в частности, познавательные – память, внимание, ощущение, мышление и др., показатели которых вписываются в понятие «норма». На этом уровне должны присутствовать объективные медицинские критерии здоровья [7].
Второй уровень – личностное здоровье человека как представителя социокультурной и профессиональной среды. Личностное здоровье проявляется при взаимодействии человека с социальной средой, в которой основным законом межличностных отношений является моральный закон.
Мы считаем, что проблему здоровья личности недопустимо редуцировать до понятия «нормальное функционирование» определенных подсистем организма или психики.
Развитие личности – это нелинейный процесс, включающий совокупность периодов и фаз, возможно и поступательное движение, и стагнации, и регресс; конечный результат зависит от внутренних ресурсов человека, его личностной активности.
К важнейшим показателям личностного здоровья относят систему отношений человека к себе и миру, личностные качества, в том числе эмоциональную и волевую сферу личности, умение поддерживать ощущение субъективного благополучия, сохранять оптимальный фон функциональных состояний [5]. Нам представляется, что в качестве критериев личностного здоровья выступает способность человека успешно выполнять социальные роли в обществе и зрелось личности.
А индикатором личностного здоровья является психологическое субъективное благополучие личности.
Важнейшим условием, позволяющим говорить о личностном здоровье, является наличие у человека активной жизненной позиции, проявление его личностью свойства субъектности или, иначе, «самопричинности»(по терминологии В.А. Петровского, 1996).
При этом активность личности, ее субъектность проявляется через потребность и умение контролировать и критически оценивать свои действия и поступки, перестраивать их с учётом возможных их последствий, а также стремление человека к соблюдению социально ценных и личностно-значимых норм в отношениях с другими людьми в рамках принадлежности к определенному этническому, религиозному, социокультурному и/или профессиональному сообществу.
Личностное здоровье может рассматриваться как уровень психического здоровья, поскольку отсутствие психических патологий является необходимым (но не достаточным!) условием личностного здоровья.
В свою очередь, наличие у человека личностного здоровья является фактором поддержания здоровья на соматическом и ментальном уровнях, а также профессионального здоровья.
Личностное здоровье обеспечивает не только мотивацию к здоровому образу жизни, но в целом повышает жизнеспособность человека.
Третий уровень – духовно—нравственное здоровье. На этом уровне основной закон – нравственность. Критериями здоровья здесь являются ценностно-смысловые показатели, в частности потребность «служения» (термин, предложенный А.Р. Фонаревым) [10]. По нашему мнению, здесь речь идет о зрелой, самоактуализирующейся личности (по А. Маслоу).
Содержание понятия «психологическое благополучие личности», указанное выше в качестве критерия личностного здоровья, многогранно и многоаспектно.
Прежде всего отметим, что психологическое благополучие предстает как субъективный показатель удовлетворенности человека собой и жизнью, использование его возможно лишь на личностном уровне развития человека, применительно к личностному здоровью.
Зачастую его называют показателем субъективного благополучия. Субъективное благополучие является характеристикой личности.
По мнению Р.М. Шамионова, рассматриваемое понятие выражает отношение человека к себе, своей жизни и процессам, имеющим важное значение с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде, и характеризующееся ощущением удовлетворенности [12].
Поскольку любое субъективное имеет свою активную сторону, и как отмечал В.Э. Чудновский, «субъективное не только порождается событием, но и воздействует на него» [11, с. 17].
Соответственно, субъективное личностное благополучие как ощущение удовлетворенности/неудовлетворенности, обладая активным началом, может стать катализатором активности человека в том или ином направлении.
Нам важна диагностическая роль показателя субъективного благополучия/неблагополучия личности.
Как показали конкретные психологические исследования, указанный показатель может рассматриваться, по меньшей мере, с двух сторон: 1) как индивидуальный критерий, позволяющий оценить самоэффективность человека, характеризующую систему его представлений о своих возможностях и способностях быть продуктивным в деятельности, его уверенность в достижении ожидаемого результата; 2) как показатель удовлетворенности человеком качеством своей жизни в целом.
Для психологической диагностики субъективного благополучия личности не существует единой специальной тестовой методики или опросника.
Для решения конкретных задач исследования набирается «батарея» из универсальных психологических методик, в числе которых могут быть использованы следующие: «Ценностные ориентации» (М.
Рокич); Всемирный опросник здравоохранения «Качество жизни» (ВОЗКЖ-100); «Тест-опросник уровня субъективного контроля» (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд); «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач» (Т.
Элерс); «Личностная готовность к риску» («PSK» Шуберта); «Самооценка тревожности Спилберга-Ханина»; «Самоактуализационный тест» (САТ); «Многофакторный личностный опросник Р.Б. Кеттела»; Тест «Удовлетворенность работой» различных авторов и др. с последующей обработкой и применением факторного анализа.
Источник
➤ Adblockdetector