Личностно-ориентированное обучение как ресурс здоровьесбережения
статья на тему
В целях созранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса возникает необходимость усиления гуманитарных начал в образовании, реализации личностно-ориентированного образования. Данная статья помогает разобраться, в чём заключаются здоровьесберегающие ресурсы личностно-ориентированного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-orientirovannoe_obuchenie_kak_resurs_zdorovesberezheniya.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированное обучение как ресурс здоровьесбережения
Одним из требований ФГОС является требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Главная задача: создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
В целях сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса возникает необходимость усиления духовно-гуманитарных начал в образовании, реализации личностно-ориентированного образования.
В чём заключаются здоровьесберегающие ресурсы личностно-ориентированного образования?
В современных условиях цели образования дополняются необходимостью целенаправленного влияния на развитие потребности и способности личности к саморазвитию (главный здоровьесберегающий ресурс). Такое развитие предполагает:
-развитие интереса к своему «Я», к своим возможностям
-развитие потребности и способности к самоопределению, к здоровому образу жизни
-влияние на развитие потребности и способности к самореализации как реализации в деятельности и общении своего творческого и личностного потенциала
-влияние на развитие потребности и способности к регуляции своего физического состояния, разумного поведения, самооценки
Следовательно, личностно-ориентированный подход позволяет создавать максимально полные возможности для жизненного самоопределения учащихся, в рамках которого вопросы здоровья (физического, психо-эмоционального, нравственного, духовного) и проблемы осознанного принятия здорового образа жизни занимают определяющее место.
Личностно-ориентированное образование не ставит перед собой задачу формирования личности с заданными свойствами, а создаёт условия для развития и проявления личности обучаемых. Целью личностно-ориентированного образования следует считать создание условий для полноценного развития следующих функций:
-избирательности (способность к выбору)
-рефлексии (умение оценивать свою жизнь)
-бытийности (поиск смысла жизни и творчество)
-формирующая функция (формирование образа «Я»)
-ответственности («Я» отвечаю за всё)
-автономности личности (Освобождение от влияния многих факторов)
Итак, целевой ресурс личностно-ориентированного образования в контексте здоровьесбережения состоит в том, чтобы «заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для становления самобытного личностного образа».
Комлексное, целостное здоровье личности определяется осознанной включённостью самого человека в реализацию основных функций:
-гуманитарная (физическое и нравственное здоровье, активная жизненная позиция, свобода личности). Средствами реализации являются понимание, взаимопонимание, общение и сотрудничество.
-культуросозидательная (сохранение, передача, воспроизводство и развитие культуры учащихся средствами образования). Реализация этой функции позволяет приобщить школьников к миру культуры, дать ему почувствовать общность с другими людьми посредством единой культуры. Механизмом реализации является установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре.
— функция социализации (определяет отношение человека к миру, социальная позиция, самосознание). Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определённой культурной среде. Механизмами реализации являются сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности (в том числе и учебной)
Значит, в личностно-ориентированной системе основными образовательными процессами становятся: формирование личностных смыслов учения и жизни, развивающее обучение, педагогическая поддержка становления детской индивидуальности, воспитание как забота о духовно-нравственном развитии ребёнка. Эти процессы характеризуют ценностное отношение к ученику как субъекту жизни и требуют соответствующего здоровьесберегающего и здоровье ориентированного наполнения содержания образования и педагогической деятельности.
О каких условиях здоровьесбережения в школе идёт речь? В первую очередь о тех, которые влияют на ученика. А именно:
1. Межличностные отношения (общение с педагогами, одноклассниками, другими учащимися; микроклимат в классе; уровень авторитетности учителя в глазах детей; степень взаимопонимания и поддержки; уровень сплочённости класса).
2. Направленность и особенности организации учебного процесса (приоритетные методы преподавания; ориентация на различные способы обучения; степень учёта интересов и способностей учащихся; способы и стиль взаимодействия учителя с коллегами и учениками; реальная возможность выбора учеником содержания обучения, уровня и методов его усвоения).
3. Степень профессиональной компетентности педагога (уровень профессиональных знаний, умений, навыков; доброжелательность).
4. Материальные условия реализации образовательного процесса (степень комфортности учебных помещений; обеспеченность учебной литературой, наглядными пособиями; соблюдение санитарно-гигиенических требований).
Однако, сохранение и укрепление здоровья учащегося, также как и развитие его личности, возможно рассматривать только в контексте формирования личной ответственности ребёнка за свой успех, его готовности прилагать личные усилия для достижения определённых результатов. Ответственность ребёнка за своё здоровье, за свой успех вырабатывается через самостоятельную оценку ситуации и собственный выбор линии поведения.
Значительный ресурс школьного здоровьесбережения содержится в технологиях, используемых в личностно-ориентированном обучении (технология дифференцированного/индивидуального обучения; технология проблемного обучения; ненасильственное обучение; технология диалогового обучения; технология рефлексивного обучения)
Урок на диалоговой основе даёт возможность педагогу превратить урок в пространство эффективного общения: информационный обмен, эмоциональный контакт, обратная связь, обмен идеями. Это означает, что на уроке приоритетными становятся взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, взаимоподдержка. Следовательно, создаются условия для самовыражения учащихся.
Эффективное применение технологий личностно-ориентированного обучения способствует созданию здоровьесберегающей образовательной среды.
Источник
Личностно-ориентированный подход к занятиям физической культуры в специальных медицинских группах в школе
статья по физкультуре на тему
личностно-ориентированные технологии в организации занятий в специальной медицинской группе направлены на укрепление здоровья, улучшение показателей физического развития, воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhdanov._lichnostno-orientirovannyy_podkhod_k_zanyatiyam.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
на участие в заочном туре
международной научно-методической конференции
«Оздоровление обучающихся посредством здоровьесберегающих технологий».
- Ф.И.О. Жданов Олег Владимирович
2. Должность, квалификационная категория: учитель физической
культуры, первая квалификационная категория
3. Ученая степень, ученое звание___________________________________
4. Место работы: МБОУ Основная общеобразовательная школа № 2
5. Адрес учебного заведения: 309506, Белгородская обл., г. Старый Оскол,
6. Контактные телефоны: (4725) 22-76-35, 22-70-29,
7.Название работы «Личностно-ориентированный подход к занятиям
физической культуры в специальных медицинских группах в школе»
« 02 » июля 2013 г. Жданов О.В.
«Личностно-ориентированный подход к занятиям физической культуры в специальных медицинских группах в школе».
Жданов Олег Владимирович
МБОУ Основная общеобразовательная школа № 2, г.Старый Оскол
Качество жизни любого человека и его успехи в личной и общественной деятельности, в труде, учебе, спорте самым тесным образом связаны с состоянием его здоровья. В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье определяется тремя совокупными критериями — как состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов. Из этого следует, что здоровье человека является сложным, многоуровневым состоянием и его необходимо рассматривать с позиций современного структурного анализа.
Нынешнее состояние здоровья детей, подростков, молодежи представляет реальную угрозу для безопасности страны. При определении основных направлений развития физической культуры и спорта в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации особое место отводится развитию образовательного процесса по физической культуре с учащимися специальной медицинской группы.
В соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3.1178-02 в общеобразовательных учреждениях организуется ежегодное медицинское обследование учащихся, на основании которого осуществляется их распределение в соответствующие медицинские группы (основную, подготовительную и специальную).
Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала. При этом содержание учебных заданий на этих уроках должно быть индивидуальным и состоять по преимуществу из упражнений коррегирующей и дыхательной гимнастики, упражнений ЛФК, а также упражнений и двигательных действий, разучиваемых на уроках в специальных учебных группах (например, упражнение на повторение и закрепление). Практические занятия с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, нельзя сводить к лечебной физкультуре, они должны носить преимущественно комплексный характер. При подборе средств и методов необходимо неукоснительно соблюдать основные принципы физического воспитания: постепенность, систематичность, доступность, разносторонность. Следует всемерно использовать общеразвивающие и специальные упражнения, не требующие чрезмерных напряжений.
Учебный процесс по физической культуре учащихся специальной медицинской группы делится на два периода – подготовительный и основной. Главной целью подготовительного периода является овладение навыками правильного дыхания, освоение техники простейших упражнений, постепенное развитие адаптации организма занимающихся к физическим нагрузкам за счет умеренного воздействия с помощью физических упражнений на все органы и системы.
В первые шесть – восемь недель занятий с учащимися необходимы специальные (показанные при каждом конкретном заболевании) упражнения, которые должны применять в сочетании с общеразвивающими упражнениями. При их подборе необходимо учитывать характер заболеваний, уровень функциональных возможностей, данные физического развития и подготовленности каждого учащегося.
На первых уроках необходимо обучать правильно дышать в положении сидя и стоя, делая акцент на участие в акте дыхания передней стенки живота. Необходимо приучать детей делать вдох и выдох через нос, т. к. вдох через нос способствует лучшей регуляции дыхания. Сочетанию движений с дыханием надо обучаться в медленном и спокойном темпе, можно применять метод упражнений с произношением на выдохе гласных и согласных. В течение первой четверти половина всех упражнений выполняется в медленном темпе из исходного положения лежа и сидя. За это время изучаются особенности каждого учащегося, их физическая подготовленность, психологические особенности, способность организма переносить физическую нагрузку.
В основной период – осуществляются более интенсивные тренировки организма, цель которых — восстановление нарушенных функций, повышение адаптационно-компенсаторных возможностей организма, обучение новым двигательным навыкам и их совершенствование.
В содержание уроков этого периода постепенно включаются все виды легкой атлетики, элементы художественной и спортивной гимнастики, танцевальные шаги, упражнения в равновесии, подвижные игры и элементы спортивных игр. Все упражнения строго дозируются в зависимости от индивидуальных особенностей организма. Дозировка физической нагрузки на занятиях имеет решающее значение. Нагрузку можно регулировать: темпом движения; подбором физических упражнений, т.е. путем их усложнения, включая упражнения с отягощением; амплитудой движений; исходными положениями при выполнении упражнений; временем, затраченным на выполнение упражнений, и отдыхом между ними; степенью мышечного напряжения; эмоциональным фактором.
Для контроля широко используется хронометраж и пульсометрия. Хронометраж позволяет определить общую моторную плотность занятия, пульсометрия – правильность распределения нагрузки на уроке и адекватность её функциональным возможностям занимающихся.
Таким образом, личностно-ориентированные технолгиии в организации занятий в специальной медицинской группе направлены на укрепление здоровья, улучшение показателей физического развития, воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здорового образа жизни.
Источник
Личностно — ориентированное обучение как образовательная технология здоровьесберегающей направленности
учебно-методический материал по теме
Благодаря использованию современной технологии личностно — ориентированного обучения оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть особенности каждого ребёнка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-orientirovannoe_obuchenie_kak_obrazovatelnaya_tekhnologiya_zdorovesberegayushchey_napravlennosti.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение для детей сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей
«Детский дом- школа»
городского административного округа Орехово-Зуево
«Личностно-ориентированное обучение как образовательная технология здоровьесберегающей направленности»
на педагогическом совете
15 ноября 2013 года
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Анализ условий жизни воспитанников до поступления в детский дом показывают, что в большинстве случаев дети воспитывались в неблагополучных семьях, условия которых создали прямую угрозу для их жизни и здоровья. Жизненный опыт, который дети получают, в таких семьях, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю и пробе наркотиков, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Зачастую, педагогические приемы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребенком навсегда.
Все дети, изъятые из неблагополучных семей, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии. Как правило, это недоношенные или незрелые дети, они плохо растут, имеют расстройства питания, развиваются с задержкой, часто болеют. У более старших детей отмечаются расторможенность, плохая память, задержка психоречевого развития.
Приведу основные факторы риска:
— генетические (наследственные заболевания) . От этих неприятностей не застрахован никто, будь то семейный ребенок или тот, кого оставили родители.
— биологические (особенности течения беременности и родов). Родители многих воспитанников сиротских учреждений ведут нездоровый образ жизни, и это сказывается на здоровье малышей. Форма и сила негативного воздействия бывает разной: от каких-то проблем можно избавиться навсегда, какие-то – только сгладить, что-то останется на всю жизнь.
— психолого-социальные. Малышу для полноценного развития необходима привязанность взрослого, телесный контакт, общение, поле для исследования и активности. Проблемы со здоровьем нужно решать оперативно и максимально экологичными методами. Всего этого лишены сироты и из-за этого их физическое и умственное развитие отстает от нормы, а последствия биологических факторов риска нарастают как снежный ком.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- Стрессовая педагогическая тактика;
- Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- Провалы в существующей системе физического воспитания;
- Интенсификация учебного процесса;
- Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Педагогический коллектив «Детского дома – школы» обязан заниматься решением проблемы здоровьесбережения учащихся. Для этого необходимо использовать здоровьесберегающие технологии , предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:
1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
2.Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.
3.Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок — субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
4. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.
5.Учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.
6.Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение «по единицам, а не по элементам», принцип целостности.
7.Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным — он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.
8.Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям школы: снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни.
9. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.
10.Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения — необходимое условие здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода.
Личностно-ориентированные технологии в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы.
При этом перед учителем встают новые задачи:
- — создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- — стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
- — создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
- — создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Здоровьесберегающие технологии осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок . В системе личностно-ориентированного обучения меняется его функция и форма организации. Личностный подход вынуждает педагогов переосмысливать формы организации урока и всей классно-урочной деятельности, а также предполагает изменение самой структуры урока. Урок превращается в творческое общение учителя с учениками, учеников между собой и в проблемную дискуссию.
Специфика проведения личностно-ориентированного урока в начальной школе:
- оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего урока: эмоциональных – радость, досада, весёлость; психофизических – бодрость, усталость, возбуждённость; интеллектуальных – сомнение, сосредоточенность;
- организация диалога, которая позволяет выявить личностный смысл изучения темы урока; поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия с использованием приёма смещения мотива на цель;
- подача нового материала с учётом психолого-педагогической характеристики класса; выявление субъектного опыта учащихся по предложенной теме;
- при объяснении нового материала использование различных сенсорных каналов;
- построение учебной деятельности каждого ученика с учётом данных психолого-педагогических обследований и рекомендаций психолога;
- применение дидактического материала, который позволит ученику использовать при выполнении заданий внешкольный опыт;
- для развития коммуникативных умений учащихся отказаться от фронтальной работы как основной формы проведения урока и широко использовать различные варианты индивидуальной, парной или групповой работы;
- использование при работе над закреплением темы разнообразного дидактического материала, который позволит ученику развивать различные сенсорные каналы, проявлять избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения;
- показ различных методов и способов работы с учебным материалом;
- для организации учебного или воспитательного диалога с учащимися использование критических ситуаций на уроке;
- обязательная оценка и коррекция процесса и результата учебной деятельности каждого учащегося в ходе урока; широкое применение самооценки и взаимооценки;
- создание условий для формирования у каждого ученика уверенности в своих силах, высокой самооценки, волевой регуляции учебной деятельности;
- использование индивидуальных творческих заданий с дальнейшей их оценкой по параметрам: оригинальность, самостоятельность выполнения;
- проведение с детьми рефлексии урока: что узнали, что понравилось, что хотелось бы изменить.
Алгоритм проектирования личностно-ориентированного урока в начальной школе:
* Формулировка цели урока.
* Анализ психолого-педагогической характеристики класса, которая включает в себя данные о каждом учащемся.
* Анализ письменных работ, выполненных учащимися на предыдущем уроке, и домашних заданий.
* Конкретизация цели урока с учётом результатов предыдущего анализа.
* Разбивка урока на этапы, которые подчинены единой цели, и конкретизация цели на каждом этапе.
* Выбор способов достижения и поддержания высокого уровня мотивации на каждом этапе урока.
* Выбор форм работы и характера взаимодействия участников образовательного процесса на каждом этапе урока.
* Выбор способа презентации нового материала.
* Подбор дидактического материала, который отвечает целям урока.
* Проектирование учебного диалога или иных методов.
* Проектирование вероятностных изменений в ходе урока и их коррекция.
* Подготовка индивидуальных творческих домашних заданий, которые должны быть ориентированы на максимальное использование субъектного опыта ученика.
* Проектирование форм рефлексии проведённого урока.
При подготовке и проведении такого урока возрастает роль дидактического материала, который обязательно должен включать в себя:
- материал, который позволит выявить субъектный опыт ученика, который связан с изучаемой на уроке темой; личностный смысл изучаемого; психическое состояние ребёнка на уроке с последующей коррекцией;
- материал, который позволит поддерживать в ходе урока высокий уровень мотивации; провести подачу нового материала как совместного открытия в ходе исследовательской деятельности; обеспечить индивидуальную работу по закреплению изученного материала с предоставлением возможности выбора вида и формы работы и уровня её сложности;
- материал, который позволит использовать на уроке игровые формы деятельности; прививать детям навыки совместной работы в группах, парах; стимулировать саморазвитие, самообразование, самовыражение;
- материал, который позволит ученику активно участвовать в работе на уроке вне зависимости от уровня его подготовки; приобрести навыки самостоятельной работы с новым учебным материалом и самоорганизации; научиться выявлять и оценивать способы учебной работы одноклассников и собственные; научиться оценивать и корректировать своё эмоциональное состояние;
- материал, который позволит учителю стимулировать учеников к использованию различных приёмов выполнения заданий; иллюстрировать яркими примерами возможность многовариантного выполнения задания; своевременно оценивать учебную деятельность ученика и корректировать её.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2004. – 296 с.
2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в
современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 62 с.
3. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. – Ростов
Источник