Статья с презентацией «Личностно-ориентированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья»
Личностно-ориентированное обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта).
Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, диктуют необходимость наиболее полно реализовать идею индивидуализации обучения, которая учитывает готовность детей к учению, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, и другие особенности ученика для того, чтобы оказать помощь каждому конкретному ребёнку, направленную на преодоление трудностей в овладении программными знаниями, умениями, навыками в соответствии с требованиями ФГОС, проводить успешную коррекционно-реабилитационную работу.
Личностно-ориентированное обучение, на прямую связанное с современными требованиями ФГОС, обусловленное гуманизацией образования и индивидуализацией обучения, это обучение, ориентированное на личность.
В последние годы личностно — ориентированный подход считается самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, в котором принимаются во внимание индивидуальные особенности ребенка. Именно личность ребенка является тем субъектом, на который и направлен процесс обучения.
Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа». Это в полной мере относится к коррекционным школам потому, что их воспитанники более всего нуждаются в выработке этих механизмов.
Задача личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы научить ребенка учиться, адаптировать его к школе.
Главное в личностно-ориентированном обучении в условиях школы для детей с ОВЗ то, что мы должны обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания, развитие его индивидуальности.
Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик».
Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. В личностно-ориентированном обучении ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д.
Профессионально-трудовое обучение в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья является основой подготовки детей с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни, труду. Достижение этой цели обеспечивается разнообразными формами коррекционной работы, которая предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, имеющие разные отклонения в развитии. Планируя свою работу, учитель должен знать состояние внимания, утомляемости и темпов работы каждого ученика так как это влияет на процесс усвоения и выполнения практических заданий. Недостаточное восприятие и понимание изучаемого материала у отдельных детей объясняется низким интеллектуальным уровнем их развития. Работа с такими детьми требует от педагога более чёткого и продуманного использования методических средств, применяемых во время объяснения, которое должно быть рассчитано не только на основной состав, но и на слабоуспевающих. Нужно организовать такое обучение, которое позволяет обучающимся, с одной стороны, в максимальной степени проявлять имеющиеся учебные возможности, с другой — развивать недостающие способности.
Трудовое обучение в школе для детей с ОВЗ определяется рядом этапов обучения учащихся. Каждый из них решает на ряду с общими, специфические для данного этапа задачи.
Первый этап охватывает обучение в 1-4 классах. На этом этапе у обучающихся формируется первый трудовой опыт.
Задачи трудового обучения в 1-4 классах
— изучение индивидуальных трудовых возможностей обучающихся,
— формирование у обучающихся готовности трудиться в школьных мастерских
— последующее обучение основам выбранной профессии.
С 4 класса уроки трудового обучения проводятся в мастерских школы. Работа в новых условиях требует новых организационных умений и навыков, связанных с использованием новых материалов, инструментов, организацией и уборкой рабочего места, которые во многом обеспечивают успешность последующей профессиональной подготовки учащихся.
Считаю, что при подготовке к уроку, в центре внимания должен стоять личностно-ориентированный подход к каждому учащемуся, так при составлении плана урока в 4 классе учитываю особенности:
подбираю творческие задания, вопросы, учитывая индивидуальные задания;
продумываю создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся в ходе урока;
обсуждаю с детьми в конце урока, что «мы узнали», что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз;
анализирую работы учащихся;
выставляю отметку ученику в конце урока по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
поощряю, творческую активность учащихся.
Одной из основных задач трудового обучения учащихся 4 класса является воспитание у них устойчивого положительного отношения к труду в мастерских. Ещё Степан Львович Мирский отмечал, «…что роль первого года обучения в мастерских очень велика в деле формирования положительного отношения учащихся к занятиям по труду. Воспитанное в этот период отношение к труду (положительное, отрицательное или пассивное) часто сохраняется затем в течение всех последующих лет обучения. Поэтому задача воспитания положительного отношения к труду, являясь актуальной и на других этапах обучения, имеет особое значение в 4 классе».
Важным моментом личностно-ориентированного урока считаю создание ситуации успеха , т.к. у ребенка возникает прилив энергии, он стремится отличиться среди своих товарищей. Для слабоуспевающих учеников ситуацию успеха создаю искусственно для того, чтобы ребенок смог поверить в свои силы. Не сравниваю работу ребенка с другими учениками, а отмечаю, что ребенок «раньше не умел, а теперь научился». Несколько примеров для создания успеха на уроке:
применение «оживленной реплики»;
отслеживание продвижения ученика;
оказание помощи слабоуспевающим детям;
создание благополучного микроклимата в классе;
подбор материала с интересными привлекательными моментами;
частое поощрение: словесно и при помощи средств общения (взглядом, жестами, мимикой).
Такие моменты для создания ситуации успеха помогают мне формировать положительное отношение учеников к учению.
Второй этап трудового обучения охватывает учащихся 5-8 классов. На этом этапе учащиеся на уроках труда уже приобретают умения, навыки, творческие способности в определённых направлениях трудовой деятельности и совершенствуют свои знания, умения, навыки. В 5-6 классах усложняя задания, наблюдаю за успехами обучающихся. Они стараются научиться работать последовательно, используя инструкции, показы, планы.
Например, при изучении темы «Шов вподгибку с закрытым срезом», который в дальнейшем используется при пошиве практически всех изделий, я использую дидактические пооперационно-технологические карточки, план работы, образцы изделий. При необходимости, помогаю слабым ученикам выполнять задание, что приводит к осмысленному завершению работы. После того, как обучающиеся научились выслушивать, повторять и запоминать описание фасона изделия, осуществляю переход к следующему этапу обучения плану работы по пошиву изделия, когда составляют план пошива изделия в групповой беседе, постепенно уменьшаю свою помощь в описании фасона изделий. В 7-8 классах обучающиеся самостоятельно определяют параметры изделий по техническому рисунку и чертежу, используют журналы мод для пошива изделий. Большую помощь в работе оказывают технологические карты, обучающиеся реже, обращаются к пооперационным картам, слово учителя для них является доступным.
Третий этап. На данном этапе определяются личностные качества ребенка в 9-м классе, необходимые в совместном труде, практикуется пооперационное разделение труда, осуществляется переход от общего курса профессионального обучения к овладению знаниями, умениями и навыками характерными для труда работников определенного предприятия. Занятия проходят уже с элементами профориентации. Применение знаний в созидательном труде убеждает обучающихся в ценности полученных трудовых навыков. На уроках поддерживаю каждый самостоятельный шаг обучающихся, учу их терпеливому труду, поощряю естественное стремление к творчеству и красоте.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья основными предметами являются столярное, слесарное и швейное дело. По этим предметам проводится итоговая аттестация. Именно изучение этих предметов максимально готовит детей с ограниченными возможностями здоровья к жизни в обществе. Изучая выше названные предметы, дети получают азы специальности столяра, слесаря и швеи. Суть личностно-ориентированного обучения на уроках труда в школе для детей с ОВЗ это создание условий для познавательной активности обучающихся.
Ученик — это главная фигура всего общеобразовательного процесса. Учитель должен создавать условия для развития мотивации к обучению.
Личностно-ориентированный подход к обучающимся основан на систематическом и всестороннем изучении каждого из обучающихся в процессе бесед с ними и наблюдения за их работой.
Источник
Личностно — ориентированный подход в обучении детей с ОВЗ.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В качестве эффективного средства организации образования детей с ОВЗ, особенно детей, имеющих трудности в передвижении является дистанционная форма их обучения с использованием современных информационно – коммуникационных технологий.
Задача школы: социализация обучающихся с ОВЗ через формирование жизненных компетенций, соответствующих их индивидуальным психофизическим возможностям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno_-_orientirovannyy_podhod.docx | 26.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно — ориентированный подход
в обучении детей с ОВЗ.
Мир «особого» ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребенка. Иногда он так страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он иак испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка допускает лишь своих.
Перед каждым педагогом возникает множество проблем, над решением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся ключевые, а именно:
— как обеспечить успешность каждого ребенка в обучении;
— как сохранить и укрепить здоровье ученика при организации его учебно-воспитательной деятельности;
— каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым воспитанником социального опыта.
Таким образом , в осуществлении личностно-ориентированного подхода основной целью является помощь ребенку в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности в адаптации ребенка к окружающей среде.
Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях обычных учащихся и детей с ОВЗ, — одна из наиболее острых в теории педагогики и практике школы.
Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. По мнению Т. В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ.
Личностно-ориентированное обучение и воспитание, как обычных детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья должно опираться на ЛИЧНОСТЬ ребёнка, как индивидуальность с определённым опытом жизнедеятельности, с учётом не только социального статуса школьника, но и его внутренних психофизических ресурсов, позволяющих, прежде всего, реализовать себя в познании.
Таким образом, личностно-ориентированное обучение должно обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.
Главное в личностно -ориентированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья – умение построить учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, помощь психологическому и социальному развитию обучающихся радости познания, и, в первую очередь, формирование у них образцов позитивного социального поведения, ознакомление с культурой поведения в обществе, обучение навыкам повседневной деятельности, развитие его индивидуальности. Но при этом, не ущемляя права других детей.
Цель личностно ориентированного обучения — создание условий для полноценного развития личности:
- умение объективно оценивать свои возможности, потребности;
- способность сделать правильный выбор;
- поиск своего места «под солнцем», личное творчество;
- ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);
- развитие индивидуальности
- формирование образцов позитивного социального поведения
Учитель становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности обучающегося, используя современные образовательные технологии.
Личностно-ориентированные технологии определяют методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка.
Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».
Личностно-ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития учащегося, его задатков и способностей, особенностей психического склада, характера и темперамента. Личностно – ориентированные технологии обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития детей.
— повышает уровень «Я»-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать успех, избавиться от комплекса неполноценности;
— реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.
— появляется возможность более эффективно работать с учащимися, которым сложно дается обучение. Никто не чувствует себя обделенным, при этом сильные ученики развиваясь сами, помогают остальным.
Индивидуальный подход — это увеличение времени на выполнение задания, например, выучить стихотворение ребенок физически не может за 2 дня, посещение уроков физкультуры просто противопоказано, значит, занятия в секции тенниса приравниваем к уроку.
Индивидуальный подход и индивидуальное обучение – это разные вещи, надо честно понимать, что есть такие дети, которые не смогут полностью интегрироваться в учебный процесс в массовой школе, пока не будет внедрен институт тьютеров.
Личностно-ориентированный подход также применяется и при подготовке к общешкольным праздникам. Например, для проведения общешкольного праздника можно распределить обязанности следующим образом: обычным по способностям учащимся читать стихи, петь песни, показывать сценки, даже быть ведущими, а «особым» учащимся помогать в оформлении зала. Участие этих детей в совместной деятельности приносит ребёнку большую радость, у них «загораются» глаза, появляется желание выйти на сцену ещё и ещё. (Год лошади подковы, роспись дымковской игрушки, участи во всех конкурсах рисунков и поделок. Призовые места – баллы классу.)
Организовать, самодеятельность детей так, чтобы каждый ребенок проживал состояние удовлетворения собой, то есть испытывал на себе влияние ситуации успеха. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к деятельности. Ведь только в деятельности происходит становление его индивидуального «Я».
Выводы (из опыта работы с детьми с ОВЗ)
или, что необходимо сделать для успешной социализации детей с ОВЗ.
Медицинское сопровождение ученика, именно медицинские работники, а не мамы должны педагога познакомить в рамках его компетенции с заболеванием ребенка, с его особенностями, возможностями и проблемами. Начиная эту работу необходимо с посещения занятий по адаптации будущих первоклассников, так называемой воскресной школы, чтобы педагоги, могли заранее узнать таких детей, могли равномерно распределить их по классам, ознакомиться с особенностями и принять ситуацию. Пример этого года. 2 ребенка с нарушением слуха. В разных классах. А уже с 1 класса плодотворное сотрудничество учителя и врача позволит полноценно реализовать все возможности ученика и безболезненно обойти проблемы.
Один из самых старых постулатов педагогики гласит: «Самое трудное в работе с учениками это работа с их родителями». Эта истина с полной, я бы сказала, даже двойной степенью подтверждается при работе с родителями особых детей. Все- таки большинство из них не могут реально, адекватно оценить ситуацию вокруг ребенка, либо принимают ее как должное, не пытаясь социализировать своих детей, тем самым, в таких семьях вырастают эгоисты, даже эгоцентристы, требуя от всех особого отношения к себе, и принимая его как должное. Даже если, нет никаких противопоказаний, дети не приучены, а, следовательно, не хотят выполнять задания, работу наряду с обычными детьми. Эмоционально – волевая сфера не развита. Поэтому родителям детей с ОВЗ особенно нужна помощь специалистов.
Желательно, по возможности, чтобы в классе учились дети с разными видами инвалидности или ОВЗ, это очень хороший стимул для каждого из них. Они подсознательно смотрят друг на друга, сравнивая себя, а следовательно это хороший стимул для развития (театр).
Дети с ОВЗ хорошо «входят» в классный коллектив, когда он только формируется, т.е. в 1 классе. Приняли, никогда не бегали в кабинете, присматривали и т. д.
Систематическое включение обычных детей в ситуацию общения с особыми детьми. (Кл. час – студенты педколледжа, ежегодная декада Милосердия в школе — выступления завуча).
Привлечение всех возможных организаций, структур, которые могут помочь в адаптации и социализации детей с ОВЗ (реабилитационный центр, спецшкола для глухих и слабослышащих детей и т. д.) Причем эта помощь должна быть разработана на государственном уровне, как обеспечивающая гарантирующая максимальное развитие «особого» ребенка. Участие в этой программе не должно зависеть от желания родителей или прихоти руководителя.
Использование тактильных ощущений, знаков. +, —
Инклюзивное образование. Инклюзия это не только физическое нахождение ребенка с ОВЗ в школе. Это изменение самой школы, школьной культуры, системы оценивания, сферы взаимоотношений участников, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с детьми.
Основные формы при осуществлении инклюзивного обучения в общеобразовательной школе:
Временная (эпизодическая) интеграция – это этап подготовки ребенка к вхождению в систему массовой школы (оптимальна на дошкольной ступени)
Частичная (фрагментарная) интеграция – это посещение занятий в массовой школе, содержание которых ребенку доступно т соответствует его возможностям. В остальное время они обучаются по индивидуальной программе, но в помещениях общеобразовательной школы.
Комбинированная интеграция – это посещение занятий в течение всего дня в классе вместе с обычны ми детьми, но, кроме того, посещение коррекционно – развивающих занятий у специалистов.
Комбинированная интеграция подразумевает помещение ребенка с ОВЗ в обычный класс массовой школы на весь срок обучения.
Создание адаптивных программ.
В качестве эффективного средства организации образования детей с ОВЗ, особенно детей, имеющих трудности в передвижении является дистанционная форма их обучения с использованием современных информационно – коммуникационных технологий.
Задача школы: социализация обучающихся с ОВЗ через формирование жизненных компетенций, соответствующих их индивидуальным психофизическим возможностям
Источник