Гигиенические принципы здорового образа жизни
Гигиенические основы здорового образа жизни — включают в себя следующие различные профилактические мероприятия сохранения здоровья человека. Личная гигиена — это уход за кожей, гигиена одежды, обуви, закаливание, режим сна и другие моменты повседневного быта. Особенно важно соблюдать личную гигиену занимающимся физкультурой и спортом.
—Уход за кожей имеет большое значение для сохранения здоровья: на руках — микробы и яйца гельминтов могут переноситься на продукты питания, посуду; уход за волосами предусматривает своевременную стрижку и мытье их, предохранение от чрезмерного загрязнения во время производственных работ, спортивных занятий и активного отдыха; правильный уход за зубами и полостью рта предохраняет организм от всевозможных инфекций и нарушений работы желудочно-кишечного тракта; уход за ногами заключается в их ежедневном мытье с мылом перед сном, использовании чистых носков, проветривании обуви.
—Закаливание организма является важной профилактической мерой против простудных заболеваний организма. К закаливанию лучше всего приступать с детского возраста. Наиболее простой способ закаливания — воздушные ванны. Большое значение в системе закаливания имеют также водные процедуры. Они укрепляют нервную систему, оказывают благотворное влияние на сердце и сосуды, нормализуют артериальное давление, улучшают обмен веществ, позволяют избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. К основным принципам закаливания относятся: систематичность, постепенность, учет индивидуальных особенностей организма.
—Режим сна. Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Великий русский физиолог И.П.Павлов указывал, что сон — это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью. Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Потребность во сне у разных людей не одинакова. В среднем эта норма составляет 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности.
—Рациональное питание. Все жизненные процессы в организме человека находятся в большой зависимости от того, из чего состоит его питание с первых дней жизни, а также от режима питания. Всякий живой организм в процессе жизнедеятельности непрерывно тратит входящие в его состав вещества. Значительная часть этих веществ «сжигается» (окисляется) в организме, в результате чего освобождается энергия. Эту энергию организм использует для поддержания постоянной температуры тела, для обеспечения нормальной жизнедеятельности внутренних органов (сердца, дыхательного аппарата, органов кровообращения, нервной системы и т.д.) и особенно для выполнения физической работы. Кроме того, в организме постоянно протекают созидательные процессы, связанные с формированием новых клеток, тканей. Для поддержания жизни необходимо, чтобы все эти затраты организма полностью возмещались. Источниками такого возмещения являются вещества, поступающие с пищей [2,3,4,5]. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни. При неправильном и некачественном питании наступает истощение всего организма, что в последствии приводит к таким серьёзным отклонениям, которые описаны выше.
Источник
Консультация для педагогов «Гигиена — основа здорового образа жизни»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Консультация для педагогов
старшего воспитателя МБДОУ детского сада комбинированного вида № 7
Гигиена — основа здорового образа жизни
В процессе повседневного общения с детьми группы, педагогу необходимо воспитывать у них навыки личной и общественной гигиены, которым принадлежит первостепенная роль в предупреждении многих инфекционных заболеваний. Следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей естественной потребностью, такой же, как потребность в пище, сне, отдыхе, игре, а навыки гигиены с возрастом постепенно совершенствовались и становились привычными. Вначале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после прогулки пользоваться туалетом, и по мере загрязнения. Постепенно следует побуждать детей к выполнению более сложных действий – мыть лицо, шею, руки: ежедневно самостоятельно или с помощью взрослых мыть ноги перед сном, выполнять простейшие водные процедуры, влажное обтирание до пояса. Часть этих гигиенических навыков формируется в семье, поэтому на этапе дошкольного детства необходимо вести разъяснительную и просветительную работу с родителями, активно привлекая их гигиеническому воспитанию детей.
Начиная с 2,5- 3летнего возраста ребенка приучают чистить зубы щеткой с мягкой щетиной, используя детскую зубную пасту. Эту процедуру нужно выполнять два раза в день – утром и перед сном или сразу после приема пищи. Ребёнку старше двух лет прививать привычку полоскать рот питьевой водой после каждого приема пищи. Дети среднего и старшего дошкольного возраста могут правильно осознанно выполнять все действия, связанные с гигиеной, понимая, что навыки эти могут им сохранить здоровье, не болеть, быть сильными, физически крепкими. Старшие дошкольники должны уметь пользоваться предметами личной гигиены: расческой, стаканом для полоскания, полотенцем и т.д.; понимать, что все предметы должны содержаться в чистоте и храниться в специальном месте.
Формирование навыков личной гигиены неразрывно связано с воспитанием культуры поведения и понимания необходимости быть всегда опрятными, замечать недостатки в своей одежде и уметь их самостоятельно устранять.
Приобретенные детьми первоначальные навыки гигиены целесообразно закреплять в тематических играх соответствующего содержания, которые можно проводить как в помещении, так и на участке. Тематические игры должны предусматривать возможность постепенного усложнения сюжета и способствовать совершенствованию приобретенных навыков. Знаний и умений. Важно, чтобы игры были интересными и увлекательными для детей, способствовали активизации их творческой инициативы. При организации игр необходимо использовать разнообразные иллюстративные материалы к сказкам и рассказам, наглядные пособия, муляжи, игрушки. В процессе гигиенического воспитания и обучения педагог рассказывает детям о правилах гигиены и значении их повседневного проведения для охраны здоровья, формирует у них представления о пользе утренней гимнастики, физических упражнений, спортивных игр, плавания. Для усвоения и закрепления гигиенических навыков можно использовать такие дидактические и сюжетно — ролевые игры, как «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «Зимние забавы», «Семья», «Аптека» и т.д. Можно использовать разнообразные потешки, стихи при умывании детей или кукол.
Детям дошкольного возраста необходимо прививать, кроме того, элементарные знания из области общественной гигиены, которые неразрывно связаны с личной гигиеной. Это — соблюдение чистоты и порядка в общественных местах. Ребёнок должен понимать, что нельзя сорить не только в квартире, группе, но и на улице, в скверах, парках, во дворах и в транспорте. Все эти сведения дети получают в процессе разнообразной деятельности, в каждом из режимных моментов воспитатель может найти то, что нужно запомнить, чтоб ы они хорошо усвоили нормы гигиенического поведения.
Усвоение правил гигиены в большой мере зависит от условий, в которых живут и воспитываются дети. В каждой группе обязательно наличие всех принадлежностей для умывания, мытья рук, полоскания полости рта, проведения закаливающих процедур.
Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач. Для успешного их решения рекомендуется использовать разнообразные педагогические приемы с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения в выполнении действий и процессе игры, систематическое напоминание о необходимости соблюдения гигиенических правил и постепенное повышение требований к их осуществлению. Следует добиваться от дошкольников четкого выполнение действий в их правильной последовательности. В старшей группе все большее значение обретают учебные мотивы. Дети уже могут выполнять действия, руководствуясь словестной инструкцией. Наиболее целесообразно сочетание наглядных и словестных методов: можно использовать красочные сюжетные картинки, сюжеты из сказок и др.
Гигиенические знания детей следует закреплять и совершенствовать при проведении НОД и в беседах о культуре быта и экологии. Интересными для детей могут быть такие литературные произведения, как «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе» К. И. Чуковского; «Что такое хорошо и что такое плохо» В. В. Маяковского. На основе этих сюжетов можно разыграть маленькие сценки, распределив между детьми роли.
Навыки у детей будут более прочными, если они закрепляются постоянно в различных ситуациях. Важно, чтобы детям было интересно, и они могли видеть результаты своих действий, например, ребенку говорят, что он опрятно выглядит, что приятно есть за чистым, красиво накрытым столом и т.д.
При проведении НОД (физическое развитие) детям напоминают, как полезно для их здоровья и развития, то или иное упражнение, которое они выполняют, как важно заниматься в хорошо проветриваемом зале или на воздухе; говорят, как важно содержать в порядке физкультурную форму, а после окончания занятия аккуратно её складывать и убирать на место.
Ухаживая за растениями на участке, дети узнают, как правильно пользоваться предметами труда, инвентарем, соответствующим своему возрасту, как избежать травм. Старшим дошкольникам в доступной форме сообщают сведения о некоторых инфекционных заболеваниях, которые передаются через грязные руки, предметы. Для успешного усвоения детьми гигиенических норм и правил необходимо, чтобы все они неукоснительно выполнялись взрослыми, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Взрослые собственным примером должны содействовать формированию у детей гигиенических навыков.
Эффективность гигиенического воспитания и обучения дошкольников во многом зависит от внешнего вида и поведения окружающих его взрослых. Недопустимо, чтобы воспитатель или его помощник приходили в группу небрежно одетыми, непричесанными. Следует постоянно помнить о том, что дети очень наблюдательны и склоны к подражанию, поэтому и педагог, и его помощник должны всегда быть для них образцом опрятности, чистоплотности и культуры поведения.
Одновременно с гигиеническим воспитанием детей нужно знакомить с элементарными правилами безопасности жизнедеятельности. Им необходимо прививать знания и навыки, позволяющие избежать травм в разных ситуациях, учить соблюдать осторожность в обращении с режущими предметами, дать представление об экологии.
Дети должны знать, что нельзя принимать никаких лекарств и витаминов без контроля со стороны взрослых, а также брать угощения и подарки от неизвестных людей. Дошкольников необходимо приучать, также быть осторожными при контакте с незнакомыми тем более бездомными животными; обучать основным правилам безопасного поведения на улице.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gigiena.docx | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
старшего воспитателя МБДОУ детского сада комбинированного вида № 7
Гигиена — основа здорового образа жизни
В процессе повседневного общения с детьми группы, педагогу необходимо воспитывать у них навыки личной и общественной гигиены, которым принадлежит первостепенная роль в предупреждении многих инфекционных заболеваний. Следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей естественной потребностью, такой же, как потребность в пище, сне, отдыхе, игре, а навыки гигиены с возрастом постепенно совершенствовались и становились привычными. Вначале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после прогулки пользоваться туалетом, и по мере загрязнения. Постепенно следует побуждать детей к выполнению более сложных действий – мыть лицо, шею, руки: ежедневно самостоятельно или с помощью взрослых мыть ноги перед сном, выполнять простейшие водные процедуры, влажное обтирание до пояса. Часть этих гигиенических навыков формируется в семье, поэтому на этапе дошкольного детства необходимо вести разъяснительную и просветительную работу с родителями, активно привлекая их гигиеническому воспитанию детей.
Начиная с 2,5- 3летнего возраста ребенка приучают чистить зубы щеткой с мягкой щетиной, используя детскую зубную пасту. Эту процедуру нужно выполнять два раза в день – утром и перед сном или сразу после приема пищи. Ребёнку старше двух лет прививать привычку полоскать рот питьевой водой после каждого приема пищи. Дети среднего и старшего дошкольного возраста могут правильно осознанно выполнять все действия, связанные с гигиеной, понимая, что навыки эти могут им сохранить здоровье, не болеть, быть сильными, физически крепкими. Старшие дошкольники должны уметь пользоваться предметами личной гигиены: расческой, стаканом для полоскания, полотенцем и т.д.; понимать, что все предметы должны содержаться в чистоте и храниться в специальном месте.
Формирование навыков личной гигиены неразрывно связано с воспитанием культуры поведения и понимания необходимости быть всегда опрятными, замечать недостатки в своей одежде и уметь их самостоятельно устранять.
Приобретенные детьми первоначальные навыки гигиены целесообразно закреплять в тематических играх соответствующего содержания, которые можно проводить как в помещении, так и на участке. Тематические игры должны предусматривать возможность постепенного усложнения сюжета и способствовать совершенствованию приобретенных навыков. Знаний и умений. Важно, чтобы игры были интересными и увлекательными для детей, способствовали активизации их творческой инициативы. При организации игр необходимо использовать разнообразные иллюстративные материалы к сказкам и рассказам, наглядные пособия, муляжи, игрушки. В процессе гигиенического воспитания и обучения педагог рассказывает детям о правилах гигиены и значении их повседневного проведения для охраны здоровья, формирует у них представления о пользе утренней гимнастики, физических упражнений, спортивных игр, плавания. Для усвоения и закрепления гигиенических навыков можно использовать такие дидактические и сюжетно — ролевые игры, как «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «Зимние забавы», «Семья», «Аптека» и т.д. Можно использовать разнообразные потешки, стихи при умывании детей или кукол.
Детям дошкольного возраста необходимо прививать, кроме того, элементарные знания из области общественной гигиены, которые неразрывно связаны с личной гигиеной. Это — соблюдение чистоты и порядка в общественных местах. Ребёнок должен понимать, что нельзя сорить не только в квартире, группе, но и на улице, в скверах, парках, во дворах и в транспорте. Все эти сведения дети получают в процессе разнообразной деятельности, в каждом из режимных моментов воспитатель может найти то, что нужно запомнить, чтоб ы они хорошо усвоили нормы гигиенического поведения.
Усвоение правил гигиены в большой мере зависит от условий, в которых живут и воспитываются дети. В каждой группе обязательно наличие всех принадлежностей для умывания, мытья рук, полоскания полости рта, проведения закаливающих процедур.
Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач. Для успешного их решения рекомендуется использовать разнообразные педагогические приемы с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения в выполнении действий и процессе игры, систематическое напоминание о необходимости соблюдения гигиенических правил и постепенное повышение требований к их осуществлению. Следует добиваться от дошкольников четкого выполнение действий в их правильной последовательности. В старшей группе все большее значение обретают учебные мотивы. Дети уже могут выполнять действия, руководствуясь словестной инструкцией. Наиболее целесообразно сочетание наглядных и словестных методов: можно использовать красочные сюжетные картинки, сюжеты из сказок и др.
Гигиенические знания детей следует закреплять и совершенствовать при проведении НОД и в беседах о культуре быта и экологии. Интересными для детей могут быть такие литературные произведения, как «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе» К. И. Чуковского; «Что такое хорошо и что такое плохо» В. В. Маяковского. На основе этих сюжетов можно разыграть маленькие сценки, распределив между детьми роли.
Навыки у детей будут более прочными, если они закрепляются постоянно в различных ситуациях. Важно, чтобы детям было интересно, и они могли видеть результаты своих действий, например, ребенку говорят, что он опрятно выглядит, что приятно есть за чистым, красиво накрытым столом и т.д.
При проведении НОД (физическое развитие) детям напоминают, как полезно для их здоровья и развития, то или иное упражнение, которое они выполняют, как важно заниматься в хорошо проветриваемом зале или на воздухе; говорят, как важно содержать в порядке физкультурную форму, а после окончания занятия аккуратно её складывать и убирать на место.
Ухаживая за растениями на участке, дети узнают, как правильно пользоваться предметами труда, инвентарем, соответствующим своему возрасту, как избежать травм. Старшим дошкольникам в доступной форме сообщают сведения о некоторых инфекционных заболеваниях, которые передаются через грязные руки, предметы. Для успешного усвоения детьми гигиенических норм и правил необходимо, чтобы все они неукоснительно выполнялись взрослыми, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Взрослые собственным примером должны содействовать формированию у детей гигиенических навыков.
Эффективность гигиенического воспитания и обучения дошкольников во многом зависит от внешнего вида и поведения окружающих его взрослых. Недопустимо, чтобы воспитатель или его помощник приходили в группу небрежно одетыми, непричесанными. Следует постоянно помнить о том, что дети очень наблюдательны и склоны к подражанию, поэтому и педагог, и его помощник должны всегда быть для них образцом опрятности, чистоплотности и культуры поведения.
Одновременно с гигиеническим воспитанием детей нужно знакомить с элементарными правилами безопасности жизнедеятельности. Им необходимо прививать знания и навыки, позволяющие избежать травм в разных ситуациях, учить соблюдать осторожность в обращении с режущими предметами, дать представление об экологии.
Дети должны знать, что нельзя принимать никаких лекарств и витаминов без контроля со стороны взрослых, а также брать угощения и подарки от неизвестных людей. Дошкольников необходимо приучать, также быть осторожными при контакте с незнакомыми тем более бездомными животными; обучать основным правилам безопасного поведения на улице.
Источник