Меню

Лфк для здоровья учителя

физкультура и педагог
статья по физкультуре на тему

Актуальным является и вопрос о состоянии здоровья педагогов, и об отношении учителей к своему здоровью.

Прежде всего педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Только тогда, когда здоровый образ жизни — это норма жизни педагога, только тогда ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом .

«Здоровый учитель – здоровые дети — здоровое будущее»

От того, кто и как, будет учить, наших детей зависит, то, как мы будем жить завтра.

Сегодня для создания здоровой среды в школе учитель должен быть здоровым, обладать оптимизмом, физической работоспособностью и личным примером уметь пропагандировать Здоровый Образ Жизни ученикам и их родителям.

Скачать:

Вложение Размер
физкультура и педагог 109 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы выступления Телегиной Нины Григорьевны, руководителя Центра здоровья МОУ «Гимназия № 10»

Организационно-педагогические условия формирования ЗОЖ учителей посредством развития физической культуры в условиях

Тема данного выступления – «Организационно-педагогические условия формирования ЗОЖ учителей посредством развития физической культуры в условиях гимназического образования».

Много лет в общественное сознание насаждалась мысль о том, что здоровье, его обретение и сохранность — поприще медицины, хотя даже в Большой медицинской энциклопедии сказано, что «медицина — одна из древнейших наук, имеющая целью лечение и предупреждение болезней человека», а это означает, что предписанная деятельность медицины относится отнюдь не к жизни здорового человека.

«Здоровый образ жизни», по формулировке авторов программного документа «К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний» (Р.Г.Оганов, Р.А.Халатов, Г’.С.Жуковский и др., 1994) — «поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья». Укрепление же здоровья — «мероприятия по сохранению и увеличению уровня здоровья населения для обеспечения его полного физического, духовного и социального благополучия». Существующая система здравоохранения, ориентированная главным образом на борьбу с возникшими заболеваниями, неспособна радикально улучшить состояние здоровья населения нашей страны. Сохранение и укрепление здоровья, а не борьба с уже возникшей болезнью – это должно стать основной задачей социальной политики государства.

Действительно, выявление, изучение и смягчение последствий таких факторов риска, как социальные конфликты и социально-психологические напряжения, стрессы и психологический дискомфорт, а такие факторы риска охватывают более 70% населения, выходят из зоны профессиональной деятельности медицины. Здесь главным образом необходимы усилия социологов и психологов, социальных работников и педагогов. А к ряду приоритетных и действенных средств снятия социально-психологических напряжений, предотвращения и смягчения конфликтов и психических стрессов относятся занятия ФК, спортом, туризмом, рекреационные занятия физическими упражнениями. И всему этому должна способствовать школа. Смеем утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика ничуть не меньше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. А потому актуальным является и вопрос о состоянии здоровья педагогов, и об отношении учителей к своему здоровью.

Прежде всего педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Только тогда, когда здоровый образ жизни — это норма жизни педагога, только тогда ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом .

«Здоровый учитель – здоровые дети — здоровое будущее»

От того, кто и как, будет учить, наших детей зависит, то, как мы будем жить завтра.

Сегодня для создания здоровой среды в школе учитель должен быть здоровым, обладать оптимизмом, физической работоспособностью и личным примером уметь пропагандировать Здоровый Образ Жизни ученикам и их родителям.

Современные условия жизни выдвигают перед учителем большие требования, а нервная система подвергается постоянной все возрастающей эмоционально – психологической нагрузке, поэтому в нашей гимназии большое внимание уделяется формированию здорового образа жизни не только среди учащихся, но и среди педагогов. Центром здоровья, который существует в гимназии, разработана целая система мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ всех участников образовательного процесса.

Центром здоровья совместно с лабораторией валеологии КузГПА осенью и весной проводится обследование уровня здоровья обучающихся и педагогов. Коэффициент здоровья (КЗ) вычисляется по частоте пульса (ЧСС), артериальному давлению (САД и ДАД), массе тела (МТ) и возрасту (В).

Коэффициент здоровья основан на положении системы кровообращения, как индикатор состояния всего организма (Р.М. Баевский)

Мониторинг уровня физического здоровья проводился осенью и весной Осенью – середина октября. К этому времени завершаются процессы адаптации организма к школе. Весенний этап мониторинга проводился в середине апреля, когда сезонная перестройка организма, связанная с переходом от зимнего к весенне-летнему сезону завершается, а накопившееся за учебный год утомление еще не препятствует решению большинства задач мониторинга.

Мониторинг уровня физического здоровья проводится осенью и весной. В итоге получили следующие результаты.

Динамика уровня здоровья педагогов

На состояние уровня здоровья педагогов, влияют специфические особенности сложной деятельности педагогов: повышенная продолжительность рабочего времени, высокая напряженность и ответственность, способность запомнить и воспроизвести большой объем информации, большие нагрузки на голосовой аппарат, дополнительные нагрузки, связанные с проверкой письменных работ учащихся, подготовкой к урокам. В настоящее время педагоги не отдыхают в выходные дни и во время отпуска.

Задачей является создание такого режима труда и отдыха учителя, при которой педагог мог бы сохранить высокую работоспособность и мог мотивировать обучающихся на здоровый образ жизни.

Количественная оценка функционального состояния дает ценные сведения о состоянии здоровья и функциональных возможностях организма, что позволяет принять необходимые меры для профилактики заболеваний и укрепления здоровья.

Материалы исследований указывают на необходимость усиленного внимания к состоянию здоровья педагогов. Что же может исправить ситуацию? В первую очередь, бесспорно, — физическая культура, двигательная активность.

Рациональная форма двигательной активности — такая двигательная активность, которая обеспечивает необходимые и достаточные показатели физического развития и физической подготовленности, физической готовности к выполнению основных социальных функций, высокую профессионально-трудовую работоспособность, относительно низкую утомляемость в процессе и циклах труда, устойчивость внутренней среды организма, прочное здоровье и низкую заболеваемость в стандартных и меняющихся условиях труда и быта. Важным компонентом рациональной двигательной деятельности является физкультурно-спортивная двигательная деятельность человека, которая характеризуется ее объемом — количеством времени, затраченного на занятия физической культурой и спортом за определенный календарный цикл — сутки, неделю, месяц, год; интенсивностью занятий, измеряемой показателями физической нагрузки на организм, потреблением кислорода на килограмм веса человека; распределением физкультурно-оздоровительных занятий в календарном цикле; содержанием средств, используемых в занятиях, и способом их применения. Рациональный, удовлетворяющий биологические потребности организма двигательный режим повышает устойчивость организма к воздействиям внешней среды, в том числе различных неблагоприятных и критических факторов, способствует повышению общей и специфической работоспособности (М.И. Виноградов, Н.В. Зимкин, З.М. Золима, А.В. Коробков, С.Л. Косило», В.В. Михайлов, И.В. Муранон, К.Л. Хайрова и др.). Именно на это направлено большинство мероприятий, проводимых нашим Центром здоровья. В гимназии проводятся совместные соревнования учителей и учащихся: по волейболу, баскетболу, спортивные КВН, дни здоровья, «Веселые старты», в которых принимают участие команды учащихся и учителей. Мурзиной М.А., учителем физической культуры, для педагогов гимназии организованы занятия йогой, а Телегиной Н.Г. — занятия группы здоровья. Для этих занятий в гимназии создана материально-техническая база. Педагоги отстаивают честь гимназии в соревнованиях по волейболу, настольному теннису, лыжным гонкам среди образовательных учреждений района, которые проводятся отделом образования.

Педагоги активно включаются в малые формы двигательной активности: гимнастика перед началом уроков, динамические паузы на переменах, физкультминутки на уроках.

Несмотря на это, остается проблема, заключающаяся в том, что охвачены этими мероприятиями далеко не все учителя. Объясняется это и нехваткой досугового времени учителей, и стереотипным мышлением, а порой – простым нежеланием менять что-либо в своей жизни.

Безусловно, различаются особенности личного отношения человека к трудовой деятельности, с одной стороны, и к занятиям в сфере свободного времени, — с другой. Если в первом случае определяющим выступает необходимость, то во втором преимущественную роль играет свободное волеизъявление при выборе форм и видов деятельности. Общество в историческом процессе развития выявило и определило ценности свободного времени, которые необходимы для дальнейшего социального прогресса. Общество заинтересовано в том, чтобы такого рода ценности, и в частности занятия физическими упражнениями, спортом, избирались и включались человеком, разумеется, с личной добровольностью, в состав деятельности свободного времени. Осознанное принятие личностью необходимых видов социального поведения составляет сущность свободной деятельности в свободное время.

Для того чтобы какая-либо деятельность вошла в повседневный быт человека, необходимо, чтобы этот человек мог достаточно стандартизировано выделять на эту деятельность время из своего бюджета времени, а сама деятельность осуществлялась бы в пространстве, а не только в мыслях и мечтах.

Основной задачей является помочь педагогам найти это время, независимо от состояния здоровья, найти наиболее удачный вариант физкультурных рекомендаций, которые бы продлили им жизнь, сделали работоспособными с наибольшей отдачей сил.

Ссылаясь на данные социологов, можно отметить, что человек, систематически занимающийся спортом, в 2—3 раза легче переносит тяготы жизни, на 15—20 % более инициативен в работе, общественной жизни коллектива, оказывает больше помощи своим товарищам, у него выше творческая активность, общительность, он больше уверен в себе, стремится добиться лучших результатов на том участке, где прилагает усилия, будь то производственная или общественная деятельность, учеба.

С целью пропаганды этого Центром здоровья разработана программа лектория для педагогов, практических семинаров, основными задачами которых являются:

– формирование чувства ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих;
– развитие ценностной мотивации по укреплению своего здоровья и соблюдению правил поведения, отвечающих принципам ЗОЖ;
– интеграция медицинского и социально-педагогического взаимодействия учителей и медиков.

Формы и содержание здоровьесберегающей деятельности

Мероприятия по здоровьесбережению для учителя

Источник

ЛФК в школе
статья по физкультуре на тему

Проблемы лечебной физкультуры в школе

Скачать:

Вложение Размер
gbou_srednyaya_shkola-lfk_v_shkole.docx 14.18 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ средняя школа №16

учитель физической культуры

Доброхотовой Марины Владимировны.

Лечебная физическая культура в школе.

Проработав с детьми инвалидами 14 лет в реабилитационном центре и начав работать учителем

общеобразовательной школе по предмету ФК ,я ещё больше убеждаюсь о важности ведения в

школе дополнительных занятий по ЛФК.В каждом классе есть дети освобождённые на целый

учебный год .Это дети после перенесённых занятий или врождённые серьёзным диагнозом ,

которые изредка посещают занятия по ЛФК в поликлиниках.

Поэтому в этом году я взяла группу по ЛФК.Занятия проходят 1 раз в неделю,куда входят дети

с заболеваниями щитовидной железы ,ожирением и сосудо-сердечной системы. Со следующего

года есть большое желание увеличить эти занятия до 2-3 раз в неделю и группы ЛФК ,если

конечно будут условия возможности школы .Очень хочется надеяться на открывающийся

спортивный клуб при школе ,что через него я могу реализовать свои возможности.

Лечебная физическая культура (Л Ф К ) –метод лечения ,состоящий в применении физических

упражнений и естественных факторов природы ( воздуха ,солнца ,воды ) к больному человеку с

лечебно-профилактическими целями .В основе этого метода лежит использование основной

биологической функции организма-движения.

И в наше время справедлива мысль ,высказанная учёными столетия назад : « Движение

,как таковое ,может по своему действию заменить любое лечебное средство ,но все лечебные

средства не могут заменить действие движения».

ЛФК является разделом ФК ,в котором рассматривают физические упражнения для

восстановления здоровья больного человека и его трудоспособности.

ЛФК улучшает нарушенные болезнью функции ,ускоряет восстановительные процессы,

уменьшает неблагоприятные последствия вынужденной гипокинезией ,оказывает общеукреп-

ляющее воздействие на организм ребёнка.

Очень важно в школе организация групп ЛФК .Обычно в результате таких занятий учащиеся

из специальной группы переводятся в подготовительную ,а из подготовительной в основную.

Весьма возможно ,что дети ,относившиеся до заболевания к основной группе ,после

болезни будут заниматься в подготовительной ,а может быть и в специальной .Любой перевод

учащегося из одной группы в другую должен быть известен учителя по ФК .Не только учитель

должен знать противопоказания ребёнка ,но и сам ребёнок .

На занятиях по лечебной физической культуре я провожу дыхательные упражнения и

упражнения на релаксацию ,упражнения с предметами и без ,асаны из Хатха – йоги ,занятия на

тренажёрах ,дозированную ходьбу ,и обязательно включаю подвижные игры подобранные для

этих детей .Продолжительность занятий 40 минут .

Источник

Читайте также:  Психологическое здоровье детей с нарушениями зрения
Adblock
detector