Материалы к планированию уроков русского языка в 8 классе
специалист в области арт-терапии
Материалы к планированию уроков русского языка
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями
Цель: углубить знания об обособлении деепричастных оборотов и одиночных деепричастий, выступающих в предложениях в роли обстоятельств; совершенствовать навыки определения границ деепричастных оборотов, пунктуационные и речевые умения и навыки.
Урок можно начать с повторения правила обособления деепричастного оборота и работы по таблице:
Затем предлагаем вспомнить, по каким признакам следует находить деепричастия в тексте. Анализ предложения: Ловко перебирая клавиши, баянист начал наигрывать знакомую мелодию.
В предложении слово ЛОВКО и ПЕРЕБИРАЯ отвечают на вопрос КАК? (наигрывать как?), оба являются обстоятельствами образа действия, но ЛОВКО – это наречие, а ПЕРЕБИРАЯ — деепричастие (отвечает на вопрос что делая? И обозначает добавочное действие, образовано от глагола перебирать). Кроме того, наречия не имеют зависимых слов.
Далее выполнение упражнений из учебника.
Говорил медленно растягивая слова. Утром позавтракав молоком с хлебом мы принялись за дела. Спортсмен бежал красиво и быстро обгоняя соперников. Малыш остановился в недоумении оглянувшись назад.
Домашнее задание. Выполнение упражнений
Не обособление слов и фразеологических оборотов, в состав которых входят слова, сохранившие форму деепричастий. Закрепление по теме «Обособление деепричастий и деепричастных оборотов».
Цель: познакомить со случаями необособления наречий, сходных по форме с деепричастиями, и фразеологических оборотов, в состав которых входят слова, сохранившие форму деепричастий; формировать умение учебно-языковые и речевые и навыки; закрепить правописные (пунктуационные) умения и навыки по теме.
Материал для словарно-семантической работы: скрепя сердце – с большой неохотой, принуждая себя, вопреки желанию; не солоно хлебавши – обманувшись в своих ожиданиях, не добившись желаемого; засучив рукава – усердно, старательно, энергично )делать что-либо); спустя рукава – небрежно, кое-как; очертя голову – безрассудно, не думая о последствиях; сломы голову – стремительно, опрометью, стремглав (бежать, мчаться, скакать); не покладая рук – усердно, без устали, не переставая (делать что-либо).
Записав на доске слова СТОЯ, СИДЯ, ЛЕЖА, МОЛЧА, НЕХОТЯ, ШУТЯ, НЕ ГЛЯДЯ, КРАДУЧИСЬ, ИГРАЯ, урок можно начать с обращения на них внимания и с замечаниями, что данные слова при одиночном употреблении сближаются с наречиями ( то есть переходя в них) и поэтому не выделяются запятыми. Затем устно выполняем упражнения. А с некоторыми словами составляем и записываем предложения.
С целью развития чувства языка предлагаем упражнение: прочитать записанные предложения, найти в них деепричастные обороты и выявить особенности употребления деепричастий.
Играя в шахматы, мы развиваем свое логическое мышление. Володя молча посмотрел на приятеля. Троллейбус был переполнен, пришлось ехать стоя. Сидя на берегу, мы терпеливо ждали начала клева.
Затем переходим к работе над фразеологическими оборотами, в состав которых входят слова, по форме напоминающие деепричастия. Запись на доске (предложения с фразеологическими оборотами):
Скрепя сердце решился он переехать в Москву. Упустила лисица поживу и пошла прочь не солоно хлебавши. Укорял он меня всю дорогу за то, что мы ничего не делаем, работаем спустя рукава. Он работал не покладая рук… и, наконец, увидел, что сделано уже много. Он получил пенсию за ранение на войне, и эти гроши позволяли ему не кидаться очертя голову на слишком рискованные предприятия.
Последовательность работы над этим упражнением:
Доказательство принадлежности выражения к фразеологизму (возможность замены его одним словом – синонимом)
Определение слова, сохранившего во фразеологизме форму деепричастия
Пояснение учителя. Эти слова только по форме деепричастия, так как они употребляются не в своем основном значении – не обозначают какого-либо добавочного действия.
Объяснительный диктант на закрепление
В тенистых ельниках да оврагах доживает последние дни старуха-зима. Вздулись реки и, взломав лед, легко и свободно потекли по земле. Вот, покачиваясь, проплывает бревно, а на нем, сжавшись в комочек, сидит мокрый, дрожащий от холода и страха заяц. Осматривая землю, летят в вышине караваны гусей. А вот маленький юркий бекас, взлетев в небо, стремительно падает вниз. От скорости вибрируют перья хвоста, издавая своеобразный звук (по Л. Федотову).
Творческий диктант с заданием: переконструируйте и запишите предложения, заменив в них один из глаголов-сказуемых деепричастием.
Снежные хлопья падали под ноги, засыпали следы каравана. Первые лучи солнца пробили тучу, блеснули в небе и пробежали по земле и небу. Лодка помчалась снова, бесшумно и легко вертелась среди судов.
Домашнее задание. Выписать из поэмы М. Лермонтова «Мцыри» 5 предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами.
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.
Цель: познакомить с условиями обособления обстоятельств, выраженных именами существительными с предлогами; формировать опознавательные учебно-языковые и нормативные речевые умения и навыки.
Материал для словарно-семантической работы: иллюминатор – водонепроницаемое круглое окно в борту судна.
Перед уроком записываем на доске два предложения, с анализа которых и начинаем изучение новой темы. Четыре предложения записываем отдельно – это материал для следующего упражнения. Нужно сформировать три навыка: узнавание производного предлога, постановка вопроса к обособленному обстоятельству, правильного определения границ обособленного обстоятельства.
Бульба, по случаю приезда сыновей, велел созвать всех сотников и весь полковой чин. В тот же день, несмотря на хорошую погоду, нам удалось пройти немного. Четыре месяца тому назад я, согласно его предписаниям, покинул шхуну. В случае нападения запирайте ворота да выводите солдат. Погода, вопреки нашим опасениям, не испортилась. Иллюминатор, согласно боевой обстановке, был тщательно занавешен.
При анализе предложений обращаем внимание на правописание предлогов, записанных на доске:
Благодаря, согласно, , несмотря на.
Следует заметить, что обороты с НЕСМОТРЯ НА обособляются всегда, с другими производными предлогами – обычно обособляются.
Придумайте и запишите предложения с сочетаниями слов, данными ниже, использовав их как обстоятельства; слова в скобках согласуйте в нужном падеже; выделите запятыми в полученных предложениях обстоятельства, выраженные существительными с предлогами.
Несмотря на (сильный снегопад); благодаря (поддержка друзей); вследствие (опоздание поезда); согласно (распоряжение директора школы).
Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания.
Несмотря на ранний час улицы были полны народа. Ввиду ожидаемых заморозков кусты роз укрыли колпаками из соломы. Вследствие разлива связь с Заречьем была затруднена. Вопреки нашим опасениям бабушка охотно отпустила нас в дальний лес за грибами.
Домашнее задание. Выполните упражнение.
Обособление уточняющих членов предложения.
Цель: познакомить с условиями обособления уточняющих членов предложения; формировать опознавательные учебно-языковые, пунктуационные и нормативные речевые умения и навыки.
Материал для словарно-семантической работы. Реликвия – вещь, хранимая как память о прошлом и являющаяся предметом поклонения, почтительного отношения. Патруль – небольшая группа от воинского подразделения, от милиции (или военное судно, самолет) для наблюдения за порядком, за безопасностью в определенном районе. Амбразура – бойница, оконный или дверной проем. Таран – атака самолета или танка противника нанесением удара своим самолетом или танком.
Урок начинаем с объяснения понятия «уточняющий член предложения», записав на доске примеры (два предложения) с уточняющими членами. Затем выполняем упражнения. Коллективно анализируем. Проводим взаимоопрос (в парах). Остальное время посвящаем формированию опознавательных учебно-языковых умений и навыков.
Будет целесообразным уделить внимание работе над предложениями с уточняющими членами, присоединяемыми при помощи специальных союзов и слов. Для этого упражнение: прочитайте предложения на экране доски. Найдите в них уточняющие члены. Определите, при помощи каких союзов и специальных лов они присоединяются к уточняемым словам? Запишите предложения, подчеркивая уточняющие члены. Постарайтесь запомнить уточняющие слова и союзы, записанные на доске в рамке.
Исток, то есть начало реки, часто трудно бывает найти. Без автомобиля, или самоходного безрельсового транспортного средства, трудно представить современную жизнь. Многие древесные отходы, например стружки, идут на изготовление мебельных плит. Зрителям, особенно малышам, понравился этот веселый фильм. Лиственные породы деревьев, главным образом береза и клен, широко распространены в нашей области.
Уточняющие союзы и специальные слова: то есть, или, именно, даже, главным образом, в частности, в том числе, например.
Домашнее задание по карточкам.
Цель: ознакомить с условиями обособления дополнений с предлогами.
Анализ предложений, заранее записанных на доске.
Никто, кроме сорок, не наблюдал за ним. Лисица водится почти во всех частях света, исключая Австралию. В его коллекции, наряду с марками о животных, встретились несколько интересных экземпляров на другую тему. Сверх всякого ожидания, бабушка подарила мне несколько книг. Помимо обычных школьных тетрадей, нам выдали блокноты для черновых записей. Вместо сбивания кольев можно воспользоваться стволами растущих вблизи деревьев.
Находим в предложениях дополнения с уточняющим значением, выясняем, с какими предлогами они употребляются (на 2-3 примерах). Предлоги записи на доске: кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, включая, наряду, с, сверх.
Задание: замените в данных предложениях предлоги при обособленных уточняющих дополнениях синонимичными (используйте запись на доске). Полученные предложения запишите, расставляя знаки препинания.
Для профессии шофера, кроме знания машины, необходимы хорошее зрение и быстрая реакция. Наряду с разносторонней физической подготовкой, десантник должен обладать разнообразными военными знаниями и навыками. Летчику, помимо отменного здоровья, нужны выдержка, хладнокровие, расчет. Вся группа, исключая отсутствующих по болезни, вышла на работы по озеленению.
Задание: запишите предложения, вставляя вместо пропусков подходящие по смыслу уточняющие дополнения и расставляя знаки препинания.
В средней части пирса… швартовались обычно рыбацкие суда. Весь сентябрь… лили надоевшие всем дожди. Новый коровник… покрыли большими листами шифера. ….в нашей работе были конечно и недостатки. ….мой старший брат увлекся самбо.
Для справок: вместо кровельного железа, помимо небольших катеров, за исключением пяти-шести дней, кроме бокса, наряду с успехами.
Домашнее задание: выполнение упражнений.
Обобщение материала по теме «Обособленные члены предложения».
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме; совершенствовать учебно-познавательные (разбор) и речевые умения и навыки.
Комментированный диктант по данному тексту.
Весна была жаркая, грозила засухой, с болот поднимался густой, опаловый туман и, растекаясь в безветренном воздухе, приносил в город душный, косный запах гниющих трав. Солнце было мутно, знойно и, лишенное лучей, казалось умирающим, как увядший цветок подсолнечника. Ночи не дышали освежающим дыханием, а плотно, точно трауром, одевали город жаркими тенями. Луна всходила огромная, словно колесо. Багровая и злая, она поднималась над городом медленно и тоже изливала тяжкую духоту. Озимое пожухло, травы порыжели. Желтые лютики, алая ночная красавица, лиловые колокольцы и все бедные цветы бесплодных полей, жалобно свернув иссохшие лепестки, покорно наклонились к земле, а по ней уже пошли трещины, подобные устам, судорожно искривленным мучениями жажды. Днем в городе, гудя, как струны, носились тучи жирных мух, и только стрижи, жадно вскрикивая, мелькали над улицами, а вся иная птица печально пряталась в тени. Позже, к вечеру, с болота налетали комары и неумолчно плакали всю ночь. (по М. Горькому).
Некоторые задания для обобщения:
Введите уточняющие члены в предложения и запишите их: Слева от меня находилось небольшое озерцо. Высокие созревшие хлеба окружали нас со всех сторон. Впереди небо сливалось с землей.
Введите в предложения уточняющие члены со значением включения, исключения: Большинство туристов возвратилось на базу в срок. Все жители микрорайона вышли на субботник по благоустройству территории.
Источник
Виды осложнений в простом предложении
Данная презентация поможет провести занятие по подготовке к ГИА. Отдельные слайды можно использовать в качестве теоретического материала к урокам в 8 классе по видам осложнения. К данной презентации разработано пособие с упражнениями и тесты, направленные на отработку материала.
Просмотр содержимого документа
«Виды осложнений в простом предложении»
Виды осложнений в простом предложении
Однородные члены обособленные члены уточняющие чл.
синтаксические констр. обращения, междометия,
вводные слова и предложения,
Однородные члены предложения —
это синтаксически одинаковые члены предложения, связанные друг с другом сочинительной связью.
Туристы побывали в Крыму и на Кавказе .
- Выполняют одинаковую синтаксическую функцию в предложении;
- Связаны с одним и тем же общим членом предложения (отвечают на один и тот же вопрос);
- Соединены или могут быть соединены сочинительными союзами;
- Произносятся с интонацией перечисления.
Однородными могут быть:
Высоко в небе парил не то коршун, не то ястреб.
Вдали стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце.
- Дополнение
Нигде не было видно ни воды, ни деревьев.
Ветер срывал с берёз мокрые и пахучие листья.
Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля , и на широкий Днепр .
Говорил Олег ярко, чётко, простым языком.
Добровольцы давно промокли до нитки, продрогли до мозга костей.
Может быть несколько рядов однородных членов
Пушкин собирал песни и сказки и в Одессе, и в Кишинёве, и в Псковской губернии .
Только в зрелом возрасте мы постигаем удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе.
Однородные члены могут быть отделены друг от друга другими членами предложения
Не железным ключом открывается сердце, а добротой.
Это второстепенные члены, выделенные по смыслу и интонации, содержащие элементы добавочного сообщения
1. Если относятся к имени собственному и выражены косвенными падежами:
Саша, в шёлковом платье и чепце на затылке, сидела на диване.
2. Если относятся к личному местоимению:
Вы, с вашей добротой, очень тонко всё чувствуете.
3. Если несогласованное определение выражено прилагательным в сравнительной степени:
Короткая борода, намного темнее волос, слегка оттеняла его лицо.
1. Если относятся к личному местоимению:
Усталые, они не могли идти дальше
2. Если находится после определяемого слова: Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом.
3. Если находятся перед определяемым словом, но имеют обстоятельственное значение:
Оглушённый ударом, Сергей вначале растерялся.
Вставьте пропущенные знаки препинания
1)Она совсем измученная дорогой не могла идти дальше.2)Я ваш старинный сват и кум пришёл мириться к вам. 3) Я рвал отчаянной рукой терновник спутанный плющом.4) Оглушенный тяжким гулом Теркин никнет головой.5) А он мятежный просит бури как будто в бурях есть покой. 6) Мартовская ночь облачная и туманная окутала землю. 7) Утомлённый новыми впечатлениями я заснул ранее обыкновенного. 8) Боец парнишка белокурый тихонько трогает гармонь.
Выделяются формы имён существительных с предлогами: кроме, помимо, за исключением, сверх, наряду, включая, вместо.
Никто, кроме сорок, не наблюдал за нами.
Вставьте пропущенные знаки препинания:
1)Сверх всякого ожидания бабушка подарила мне несколько книг. 2) Кроме зарплаты он получает премиальные. 3) Лётчику помимо отменного здоровья нужны выдержка хладнокровие расчет. 4) Вместо вбивания кольев можно воспользоваться стволами растущих вблизи деревьев.5) Вместо старшей сестры помогать по дому буду я.
1. Деепричастные обороты:
Пройдя несколько шагов, они свернули влево.
2. Одиночные деепричастия:
Довольные пассажиры, примолкнув, любовались солнечным днём.
3. Обстоятельства с предлогами: вследствие, несмотря на, благодаря, по причине, вопреки, согласно, за неимением, при наличии, ввиду.
Благодаря отцу, я и сёстры знаем несколько иностранных языков.
1.Одиночные деепричастия, имеющие значение наречий:
Он нехотя доплёлся до ворот.
2. Фразеологические обороты:
Кричать не переводя духа.
3. Деепричастные обороты, употребляющиеся в качестве однородных с необособленными обстоятельствами:
Оставив Власову, он одним дыханием и неожидая ответов закидал её сухими словами.
Вставьте пропущенные знаки препинания:
1) Подъезжая к воротам Петя увидел в пороховом дыму Прохорова. 2) пастух шёл напевая за стадом овец. 3) Я говорил а она шла молча.4) Работал он не покладая рук. 5) Несмотря на мои старания я никак не мог заснуть. 6) Казак мой вопреки приказанию спал крепким сном держа ружьё обеими руками.7) Андрей отвечал откровенно и нисколько не смущаясь.
Это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже:
Это несогласованное определение, которые обозначают названия произведений, органов печати, предприятий, прозвища:
В романе «Евгений Онегин»,
На фабрике «Труд»,
У Всеволода Большое Гнездо
Найдите в тексте приложения
1) Чижа захлопнула злодейка-западня. 2) Вьётся улица-змея. 3) Скоро в издательстве «Знание» вышла моя первая большая повесть, скорее роман «Поединок». 4) В годы войны строитель-бетонщик стал солдатом-сапёром. 5) Как-то Прохор предложил собраться у Никиты Мельникова, выпить вместе с молодыми казаками-сослуживцами.6) И дань души своей влюбленной несут Байкалу с давних лет рыбак, и труженик-учёный, и живописец, и поэт.
Запятая Кавычки Дефис
Ему ли, карлику, тягаться с исполином!
у гостиницы «Москва»
- Если приложение и определяемое слово нарицательные имена существительные:
Если нарицательное существительное стоит после имени собственного:
Дефис не ставится
- Если определяемое слово общепринятое выражение, то дефис не ставится:
господин майор, гражданин судья
- Если в сочетании двух нарицательных существительных первое слово обозначает родовое понятие:
цветок магнолия, гриб подосиновик
- Если приложение = по значению прилагательному:
Бедняк сапожник = бедный сапожник
Перепишите, ставя, где нужно, дефис.
Гражданин прокурор, дерево баобаб, зима волшебница, красавица зорька, попугай какаду, ученик отличник, художник портретист, река ангара, город Астрахань, Ильмень озеро, озеро Байкал, гора Эльбрус, Иван царевич, Аника воин, Дюма отец.
- Если приложение относится к личному местоимению:
Слёзы унижения, они были едки.
- если это приложение распространённое и стоит после определяемого слова:
Могучий лев, гроза лесов , лишился силы.
- Если приложение с союзом КАК имеет добавочное обстоятельственное значение:
Вы, как инициатор , должны играть главную роль.
Спишите, ставя, где необходимо, кавычки, запятые или дефис.
1 ) Вот оно объяснение. 2) Входят семь богатырей семь румяных усачей. 3) В лесу нам встретился хищник волк. 4) Ванюша шофер изредка посматривал на своего пассажира. 5) Крейсер Варяг из первой эскадры один сражался против целой неприятельской эскадры. 6) Наш брат ученик всегда найдет выход в любой ситуации. 7) Женился он на женщине враче. 8)Теперь он похож на охотника промысловика.
Уточняющие члены предложения
Служат для конкретизации или пояснения значений других членов предложения.
Коврин приехал к Песоцкому вечером, в
Дикая коза, косуля, водится по всему уссурийскому краю.
Вставьте уточняющие члены предложения
В 1961 году (когда именно?) Ю.А. Гагарин совершил первый космический полёт.
На севере России (где именно?) родился великий учёный и поэт М.В. Ломоносов.
Каждый понедельник рано утром (когда именно?) в лицее (где именно?) п роводится проповедь.
Уточняющие члены предложения могут располагаться цепочкой, т.е. последующее слово уточняет предыдущее:
Вокруг по левому берегу, в полуверсте от
воды, на расстоянии семи-восьми вёрст
одна от другой, расположены станции.
Запомни, что обособляются:
Уточнения – это ограничение понятия, переход от более широкого, общего понятия к более узкому, частному. Небо здесь безоблачное всегда, даже зимой
Пояснения – это обозначение в данном контексте одного и того же понятия другим словом или словами. Там был другой цвет, какой-то сиренево-серый
Присоединения – дополняет или разъясняет понятия, включаемые в предложение. Небо здесь безоблачное, даже зимой.
- Вместо запятой перед пояснительным членом иногда ставится тире: Мне угодно только одно – предостеречь вас, Михаил Савич.
- Обособляются члены присоединяемые при помощи слов даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом, в том числе, и притом.
Расставьте знаки препинания:
- Летом вечерними зорями на вершину кургана слетает из подоблачья степной беркут.
- Далеко в лесу раздавались удары топора
- Внизу в закурившемся тумане глухо шумел лес.
- Изредка на балкон залетали воробьи или голуби.
- Земля окружена воздушной оболочкой или атмосферой.
- Осьминоги или спруты это морские моллюски.
- Рано утром в холле лицея все собираются чтобы послушать проповедь
ВВОДНЫЕ СЛОВА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, КОНСТРУКЦИИ.
Вводными называются слова грамматически не связанные с членами предложения, выражающие отношение говорящего к высказываемой мысли.
Вводные слова могут относиться ко всему предложению целиком или к отдельным членам.
К счастью , никто меня не заметил.
Цезарь (так звали льва в зверинце) спит и тихо взвизгивает во сне.
КОНЕЧНО,РАЗУМЕЕТСЯ, БЕССПОРНО, БЕЗ СОМНЕНИЯ, БЕЗУСЛОВНО…
КАЖЕТСЯ, ВЕРОЯТНО, ОЧЕВИДНО, ВОЗМОЖНО, МОЖЕТ БЫТЬ, ПО-ВИДИМОМУ…
Зима, конечно, будет снежная.
К СЧАСТЬЮ, К СОЖАЛЕНИЮ, НА РАДОСТЬ…
Зима, кажется, будет снежная.
Зима, к счастью, будет снежная.
ПО СЛОВАМ, ПО МНЕНИЮ, ПО-МОЕМУ, КАК ГОВОРИТСЯ…
ПОРЯДОК ЯВЛЕНИЙ, МыСЛЕЙ, СВЯЗЬ МЕЖДУ НИМИ
ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЗНАЧИТ, ИТАК, ТАКИМ ОБРАЗОМ, НАПРИМЕР…
ОЦЕНКА СТИЛЯ, СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ МЫСЛИ
По сообщениям синоптиков, зима будет снежная.
ДРУГИМИ СЛОВАМИ, ГОВОРЯ ОБРАЗНО, МЯГКО ГОВОРЯ, ПРЯМО СКАЖЕМ, КАК ГОВОРИТСЯ…
Значит, на полях будет много влаги.
Как говорят поэты, началась осень жизни.
Расставьте знаки препинания
- Гусь известно птица важная рассудительная.
- Бурмистр должно быть в Перове подгулял.
- На чтобы казалось нужна была Плюшкину такая гибель подобных изделий.
- Дядя Ерошка разговаривал с Марьянкой видимо о своих делах.
- Я разумеется обошёлся весьма бережно со стариком.
- Различай вводные слова и члены предложения: Он, может быть, скоро вернётся – Он может быть весьма исполнительным.
- Слово НАКОНЕЦ является вводным, если указывает на связь мыслей, порядок изложения: Можно, наконец, использовать площадку при школе. – Давал три бала ежегодно и промотался наконец. (=под конец)
- Слово ВООБЩЕ, как правило, не является вводным если: Вообще (в целом)это верно.- Мне, вообще,(вообще говоря) это кажется странным.
- Слово ОДНАКО является вводным, если стоит в середине или в конце предложения: Он, однако, заблуждается. Однако (=НО) тема эта интересная.
Если вводное предложение сходно по значению с вводным словом:
Буран, мне казалось, всё ещё свирепствовал.
Если вводное предложение дополняет по смыслу основное:
В жаркое летнее утро (это было в исходе июля) нас разбудили ранее обыкновенного.
Если вводное предложение поясняет основное: Мой приход – я это мог заметить – сначала смутил гостей.
ОБРАЩЕНИЕМ НАЗЫВАЮТ СЛОВО ИЛИ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ, К КОТОРОМУ ОБРАЩАЮТСЯ С РЕЧЬЮ.
Голубушка, как хороша!
Солнышко моё, как я рада тебя видать!
(Состоят из одного слова)
(состоят из нескольких слов)
Дитя моё, ты нездорова.
Знаки препинания при обращениях
. О,… Скоро пойдём, Маруся, одевайся.
О!L.. Товарищ! Верь, взойдёт звезда
. О. Правильным путём идёте, товарищи.
Междометие – часть речи, включающая неизменяемые слова, которые выражают наши чувства и волеизъявления, не называя их.
Например: Ай! Ура! Цыц! Ау!
Знаки препинания при междометиях
Запятая Восклицательный знак
Н: Эй, завяжи на Н: Тьфу! Оплошал…
Запятая не ставится
О+обращение Ах+личное НУ в значении
(О море,…) местоимение усилит. частицы
(Ах ты бесёнок) (Ну ты и …)
Слова – предложения ДА НЕТ
(при обычной интонации)
Да, с тех пор прошло много лет.
Это никогда не повторится,
Восклицательный знак (при восклицательной интонации)
Нет! Ты уж выслушай меня!
Расставьте знаки препинания
- Что же ты моя старушка приуныла у окна?
- И в самом обычном наряде мила ты Отчизна до слёз.
- Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан.
- Сядем рядком да поговорим ладком.
- Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается.
- Да теперь я понимаю что ты был глубоко прав.
- Да будем мы к друзьям пристрастны! Да будем думать что они прекрасны! Нет не забудет никто школьные годы
Источник