Меню

Лекция зож для родителей

Лекция для родителей Формирование здорового образа жизни учащихся начальной школы
статья (4 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
Лекция для родителей 24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция для родителей

«Формирование здорового образа жизни

Учащихся начальной школы»

Разработала учитель начальных классов

Бухлова Галина Борисовна

Всё чаще вспоминаются слова Ж. Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым».

Школьные годы — очень важный период в жизни ребёнка. При поступлении в школу изменяется не только среда, но и образ жизни ребёнка. Вместо полной свободы движения его ждёт сидение часами в вынужденной позе. Ко всему этому присоединяется ещё умственная работа, предъявляющая повышенные требования к мозгу. До сих пор живой детский ум мог беззаботно, по прихоти и настроению, переходить от одного предмета к другому, от одной игрушки к другой. Теперь ребёнка заставляют выполнять определённые задачи, сосредоточивать внимание на определённых предметах преподавания, не считаясь с тем, что его больше интересует, чувствует ли он утомление или нет. Он должен напрягать своё внимание, свою память для успешного выполнения подчас нелёгких задач, требующих умственного напряжения.

Для здоровья и правильного развития школьника необходимы хорошие санитарно-гигиенические условия и строгое соблюдение режима в семье. Если домашнее воспитание, уход и надзор поставлены неудовлетворительно, то дети приходят в школу, имея физические недостатки или они развиваются у них в первые годы учёбы. Таким детям трудно учиться.

Младший школьный возраст — это период перехода от детства к зрелости. В этот период происходит быстрый физический рост, изменение физиологических функций и органов. Этот процесс происходит на фоне умственного и психосоциального развития — ростом самосознания, перехода от конкретного к более абстрактному мышлению. Формируются навыки поведения и привычки, связанные со здоровьем.

Ребенок испытывает потребность в знаниях о теле, биологии человека, проблемах здоровья и заболеваемости, а также поведенческой адаптации.

Ускоренным темпам роста и массой тела порой не соответствуют темпы развития грудной клетки, а также размеры сердца и других органов. Это создает предпосылки для нарушения осанки и деформации позвоночника.

В последнее время все большее внимание придается соответствию соматического здоровья и его соответствия паспортному возрасту, так называемый биологический возраст. То есть фактически достигнутый ребенком уровень морфо-функционального развития, соответствующий среднему для этой популяции уровню, характерного для этого хронологического возраста.

Центральная нервная система младшего школьника функционирует в измененных режимах гормональных влияний. Это неизменно сказывается на регулирующей функции высших отделов мозга, отражается на поведении ребенка, что проявляется повышенной возбудимостью, эмоциональной лабильностью, отражается на состоянии психофизиологических функций (неадекватность внимания, снижение работоспособности). Эти изменения носят функциональный характер и проходят по мере взросления.

У младших школьников отмечается более низкий уровень силы нервной системы, худшие показатели уравновешенности основных нервных процессов — отсюда неадекватная реакция на воздействие внутренних и внешних факторов.

Значительные изменения имеет функция сердечнососудистой системы: так объем сердца резко отстает от объема тела.

Довольно характерной является реакция у младших школьников на длительное стояние: побледнение кожи лица, сердцебиение, головокружение, тошнота, вплоть до кратковременной потери сознания.

Младший школьный возраст характеризуется лабильностью артериального давления.

Необходимо помнить, что и мышечная система у школьников развита слабо, особенно мышцы конечностей, что объясняется тонкостью мышечных волокон, бедностью их белком, большим содержанием воды.

Правильная посадка за столом означает, во-первых, сидеть на стуле во всей глубине так, чтобы спина упиралась в спинку стула; во-вторых, локти должны свободно располагаться на столе при прямом положении туловища, чтобы не приходилось нагибаться к столу или поднимать локти до уровня груди. Прямолинейная посадка на стуле рекомендуется и при просмотре кинофильмов, телевизионных программ.

Основными профилактическими направлениями в предупреждении нарушений осанки у детей являются: принятие правильного положения тела во время длительного сидения; достаточная двигательная активность, недопущение нарушений возрастного питания, особенно недостатка натрия, калия, кальция и фосфора; предупреждение утомления.

Необходимо объяснить ребенку, что хорошая осанка нужна ему не только для красоты, но и для здоровья.

Родители, отдавая ребёнка в школу, должны заранее позаботиться о детской рабочей мебели, которая должна соответствовать росту ребёнка.

Успешное обучение требует устойчивой концентрации возбуждения в коре головного мозга ребенка. Вместе с тем, относительная функциональная незрелость нервных клеток ЦНС, слабость процессов активного торможения наряду с преобладанием возбуждения характерны для детей младшего школьного возраста и требуют особого подхода к построению режима умственной деятельности, чтобы она не превратилась в фактор негативного воздействия на здоровье. Образовательная работа требует также длительного сохранения определенной статистической позы, создающей нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Для предупреждения диспропорции между статистическим и динамическим компонентами образовательной части режима дня ребенка (что имеет существенное неблагоприятное значение для здоровья) следует вводить дополнительные виды двигательной активности (физкультминутки и физкультпаузы), гимнастику до начала занятий, подвижные перемены и др.

Огромное значение в формировании позитивного отношения к здоровому образу жизни имеют привычки.

В процессе психофизиологического развития меняется форма мышления от наглядно-действенной через наглядно-образную к словесно-логической. Базовой гигиенической проблемой учебной деятельности школьника является: нормирование учебной нагрузки; регламентация длительности урока и перемен; время и продолжительность каникул; количественный регламент уроков в течение дня и недели и их оптимальное сочетание; разумное чередование работы и отдыха; обеспечение оптимальных условий для учебы и отдыха.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Детско-подростковый возраст – это тот уникальный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и самореализации, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.

Оздоровление общества немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей.

Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребёнка в гармонии с миром сегодня и в будущем.

Здоровье является признаком культуры. Оно даёт здоровому человеку значительно больше возможностей для реализации себя во всех сферах жизни.

Изучение состояния здоровья подрастающего поколения является важнейшей медико-социальной задачей.

От любого компонента здоровья, будь то физическое, психическое или социальное зависит успешность (или неуспех) ребенка в школе, в свою очередь, организация образовательно-воспитательного процесса влияет на состояние здоровья школьников.

ОВП включает в себя урочную, внеурочную и внеклассную деятельность. Я как классный руководитель расскажу о внеклассной деятельности.

Традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, но не менее важно сохранить в процессе обучения здоровье детей.

Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе педагогов.

Цель моей педагогической деятельности — внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс. Именно учитель может сделать для сохранения здоровья обучающихся гораздо больше, чем врач. Знания о здоровье человека, социальной среде, умения и навыки по их сохранению помогают развитию личностных качеств ребёнка, то есть формируют культуру здоровья, имидж здорового образа жизни.

Для достижения поставленной цели я поставила перед собою задачи:

  1. Изучить состояние здоровья детей в адаптационный период
  2. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся в образовательно-воспитательном процессе
  3. Формировать мотивацию к здоровому образу жизни

Работа с младшими школьниками по воспитанию здорового образа жизни имеет свою специфику, определяемую с одной стороны, организацией обучения в начальной школе (один учитель, возможность осуществлять воспитание в тесной связи с обучением), а с другой – психологическими особенностями школьников младших классов.

Учитель является для младших школьников авторитетом, поэтому не только отдельные его высказывания, но и стиль поведения оказывают учебное и воспитательное воздействие. Негативное мнение учителя о вредных привычках должно многократно повторяться, иллюстрироваться житейскими примерами, наблюдениями, обосновываться ссылкой на другие авторитетные для ребенка мнения.

Тяга и склонность ребенка к игре обуславливает необходимость максимально активного использования игровых форм и методов учебно-воспитательной работы.

При проведении воспитательной работы по пропаганде ЗОЖ, профилактике зависимостей (курение, алкоголизм, наркомания), пропаганде физкультуры и спорта, а также выработке теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни, мною используются следующие формы работы:

  1. беседы
  2. работа с книгой (чтение и обсуждение);
  3. классные часы: «Грязные руки», «Мойдодыр», «Что такое Здоровье», «Правильное питание» «Здоровые зубы» «Профилактика вирусных заболеваний» и другие
  4. конкурсы: рисунков «Здоровый образ жизни»
  5. занятия по ОБЖ и ПДД;
  6. игры, соревнования, с использованием знаний правил уличного движения, личной гигиены («В гостях у Мойдодыра», «Светофор»);
  7. Экскурсии «Природа моего края» и туристические походы.

Школьник должен понимать значение здорового образа жизни для личного здоровья, для жизни, отдыха, учебы; понимать, почему движение, закаливание, правильное питание способствует хорошему состоянию, настроению, здоровью своему и окружающих людей. Он должен твердо усвоить и понять, какие привычки вредны для здоровья.

С учетом всего сказанного следует особо обратить внимание на индивидуальную оздоровительную программу, включающую:

Приемы учебной работы:

·Правильная организация режима дня ребенка.

·Рациональное питание ребенка.

·Адекватные физические нагрузки.

·Правильное трудовое воспитание и занятия физкультурой.

·Различные виды занятий на свежем воздухе.

·Разъяснение вреда курения и приема алкоголя, наркотиков.

·Создание благоприятного микроклимата в семье и в школе.

·Повышение общекультурного уровня семьи, медицинских, экологических и санитарно-гигиенических знаний о человеке, природе и обществе.

Источник

Дошкольный портал Наши деточки для воспитателей, педагогов и родителей

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет семья, двигательной активностью ребенка. Результаты последних исследований подтверждают, что в современном высокотехнологичном обществе необходимо будет уделять гораздо больше внимания ЗОЖ, физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. Мы живем в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает нас часто пользоваться личным или городским транспортом, получать информацию с помощью радио, телевидения, интернета — все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обуславливают необходимость двигательной компенсации — с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим мы обязаны научить наших детей своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений — как жизненную необходимость в противовес « болезням цивилизации».

«Берегите здоровье смолоду!» — эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.
Славия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что привить
Бывают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.
Существует правило:
«Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!».
Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.
— Во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот до-ма не всегда. Необходимо объяснить детям, что нужно рано ложиться и рано вставать. И неукоснительно соблюдать это правило.
— Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умы-, знать, для чего это надо делать.
— Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Вместе с детьми посчитайте, сколько раз в день им приходится мыть руки;
— В-третьих, культура питания.
Нужно есть больше овощей и фруктов. Рассказать детям, что в них много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержатся и для чего нужны- Витамин А — морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
— Витамин В — мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
— Витамин С — цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
— Витамин Д — солнце, рыбий жир (для косточек).

— В-четвертых, это гимнастика, физкультурные занятия, занятия спортом, закаливание и подвижные игры. Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше. «Береги здоровье смолоду». Дети должны знать, почему так говорят. Обязательно ежедневно про-водить гимнастику
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка.
В дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по выработке у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.
Безусловно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.
Как правило, у нас, взрослых, возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.
Должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье — это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. ЗОЖ служит укреплению всей семьи.
Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого.
Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим — он должен соответствовать режиму в дошкольном учреждении.
Формируя здоровый образ жизни ребенка, родители должны привить ребенку основные знания, умения и навыки:
— знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви;
— умение правильно строить режим дня и выполнять его;
— умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях (дом, улица, дорога, парк, детская площадка безопасна для жизни и здоровья;
— умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
— знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
— понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в занятиях;
— знание основных правил правильного питания;
— знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;
— умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах;
— знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
— понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;
Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.
Важность физического воспитания детей в семье, доказать, что это очень серьёзная проблема в современном воспитании детей. Нас окружают машины, компьютеры, виртуальные игры — предметы, которые очень интересны нам, но как раз, из-за которых мы очень мало двигаемся. Современные дети видят больший интерес в виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол или теннис. Главная болезнь ХХI века — гиподинамия, т.е. малоподвижность.
Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры.
Физическое воспитание — составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Поэтому, необходимо приучать ребенка к спорту. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Но чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую бытовую лень, ослабляют здоровье, уменьшают работоспособность. Родители должны показывать своим детям пример активной, интересной и подвижной жизни. Движение — основное проявление жизни, средство гармоничного развития личности. Важно обострить у ребенка чувство «мышечной радости» — чувство наслаждения, испытываемое здоровым человеком при мышечной работе. Чувство это есть у каждого человека от рождения. Но длительный малоподвижный образ жизни может привести к почти полному его угасанию. Не упустить время — вот главное, что надо знать родителям на этот счет.
Занятия спортом также помогают сложиться важным качествам личности: настойчивости в достижении цели, упорству; положительные результаты этих занятий благотворны для психического состояния детей, особенно если это совместные занятия детей и родителей.

Такие занятия приносят положительные результаты:
— пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
— углубляют взаимосвязь родителей и детей;
— предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
— позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка.
Замечательно, если родители учат ребенка, помогают ему и сами участвуют в соревнованиях и спортивных мероприятиях в детском саду. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными.

Большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка имеют подвижные игры. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании.

Особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на все стороны личности ребенка:
• осуществляется физическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание.
• повышаются все физиологические процессы в организме, улучшается работа всех органов и систем.
• развивается умение разнообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
Дети, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять с интересом физические упражнения много раз, не замечая усталости. Увеличение нагрузки в свою очередь способствует повышению выносливости.
Во время игры дети действуют в соответствии с правилами. Это регулирует поведение играющих и помогает выработать положительные качества: выдержку, смелость, решительность и др.
Изменение условий игры способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности и др.

Источник

Читайте также:  Открытие клуба зож гербалайф
Adblock
detector