Меню

Лекция здоровье школьника для родителей

Лекция для родителей Формирование здорового образа жизни учащихся начальной школы
статья (4 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
Лекция для родителей 24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция для родителей

«Формирование здорового образа жизни

Учащихся начальной школы»

Разработала учитель начальных классов

Бухлова Галина Борисовна

Всё чаще вспоминаются слова Ж. Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым».

Школьные годы — очень важный период в жизни ребёнка. При поступлении в школу изменяется не только среда, но и образ жизни ребёнка. Вместо полной свободы движения его ждёт сидение часами в вынужденной позе. Ко всему этому присоединяется ещё умственная работа, предъявляющая повышенные требования к мозгу. До сих пор живой детский ум мог беззаботно, по прихоти и настроению, переходить от одного предмета к другому, от одной игрушки к другой. Теперь ребёнка заставляют выполнять определённые задачи, сосредоточивать внимание на определённых предметах преподавания, не считаясь с тем, что его больше интересует, чувствует ли он утомление или нет. Он должен напрягать своё внимание, свою память для успешного выполнения подчас нелёгких задач, требующих умственного напряжения.

Для здоровья и правильного развития школьника необходимы хорошие санитарно-гигиенические условия и строгое соблюдение режима в семье. Если домашнее воспитание, уход и надзор поставлены неудовлетворительно, то дети приходят в школу, имея физические недостатки или они развиваются у них в первые годы учёбы. Таким детям трудно учиться.

Младший школьный возраст — это период перехода от детства к зрелости. В этот период происходит быстрый физический рост, изменение физиологических функций и органов. Этот процесс происходит на фоне умственного и психосоциального развития — ростом самосознания, перехода от конкретного к более абстрактному мышлению. Формируются навыки поведения и привычки, связанные со здоровьем.

Ребенок испытывает потребность в знаниях о теле, биологии человека, проблемах здоровья и заболеваемости, а также поведенческой адаптации.

Ускоренным темпам роста и массой тела порой не соответствуют темпы развития грудной клетки, а также размеры сердца и других органов. Это создает предпосылки для нарушения осанки и деформации позвоночника.

В последнее время все большее внимание придается соответствию соматического здоровья и его соответствия паспортному возрасту, так называемый биологический возраст. То есть фактически достигнутый ребенком уровень морфо-функционального развития, соответствующий среднему для этой популяции уровню, характерного для этого хронологического возраста.

Центральная нервная система младшего школьника функционирует в измененных режимах гормональных влияний. Это неизменно сказывается на регулирующей функции высших отделов мозга, отражается на поведении ребенка, что проявляется повышенной возбудимостью, эмоциональной лабильностью, отражается на состоянии психофизиологических функций (неадекватность внимания, снижение работоспособности). Эти изменения носят функциональный характер и проходят по мере взросления.

У младших школьников отмечается более низкий уровень силы нервной системы, худшие показатели уравновешенности основных нервных процессов — отсюда неадекватная реакция на воздействие внутренних и внешних факторов.

Значительные изменения имеет функция сердечнососудистой системы: так объем сердца резко отстает от объема тела.

Довольно характерной является реакция у младших школьников на длительное стояние: побледнение кожи лица, сердцебиение, головокружение, тошнота, вплоть до кратковременной потери сознания.

Младший школьный возраст характеризуется лабильностью артериального давления.

Необходимо помнить, что и мышечная система у школьников развита слабо, особенно мышцы конечностей, что объясняется тонкостью мышечных волокон, бедностью их белком, большим содержанием воды.

Правильная посадка за столом означает, во-первых, сидеть на стуле во всей глубине так, чтобы спина упиралась в спинку стула; во-вторых, локти должны свободно располагаться на столе при прямом положении туловища, чтобы не приходилось нагибаться к столу или поднимать локти до уровня груди. Прямолинейная посадка на стуле рекомендуется и при просмотре кинофильмов, телевизионных программ.

Основными профилактическими направлениями в предупреждении нарушений осанки у детей являются: принятие правильного положения тела во время длительного сидения; достаточная двигательная активность, недопущение нарушений возрастного питания, особенно недостатка натрия, калия, кальция и фосфора; предупреждение утомления.

Необходимо объяснить ребенку, что хорошая осанка нужна ему не только для красоты, но и для здоровья.

Родители, отдавая ребёнка в школу, должны заранее позаботиться о детской рабочей мебели, которая должна соответствовать росту ребёнка.

Успешное обучение требует устойчивой концентрации возбуждения в коре головного мозга ребенка. Вместе с тем, относительная функциональная незрелость нервных клеток ЦНС, слабость процессов активного торможения наряду с преобладанием возбуждения характерны для детей младшего школьного возраста и требуют особого подхода к построению режима умственной деятельности, чтобы она не превратилась в фактор негативного воздействия на здоровье. Образовательная работа требует также длительного сохранения определенной статистической позы, создающей нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Для предупреждения диспропорции между статистическим и динамическим компонентами образовательной части режима дня ребенка (что имеет существенное неблагоприятное значение для здоровья) следует вводить дополнительные виды двигательной активности (физкультминутки и физкультпаузы), гимнастику до начала занятий, подвижные перемены и др.

Огромное значение в формировании позитивного отношения к здоровому образу жизни имеют привычки.

В процессе психофизиологического развития меняется форма мышления от наглядно-действенной через наглядно-образную к словесно-логической. Базовой гигиенической проблемой учебной деятельности школьника является: нормирование учебной нагрузки; регламентация длительности урока и перемен; время и продолжительность каникул; количественный регламент уроков в течение дня и недели и их оптимальное сочетание; разумное чередование работы и отдыха; обеспечение оптимальных условий для учебы и отдыха.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Детско-подростковый возраст – это тот уникальный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и самореализации, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.

Оздоровление общества немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей.

Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребёнка в гармонии с миром сегодня и в будущем.

Здоровье является признаком культуры. Оно даёт здоровому человеку значительно больше возможностей для реализации себя во всех сферах жизни.

Изучение состояния здоровья подрастающего поколения является важнейшей медико-социальной задачей.

От любого компонента здоровья, будь то физическое, психическое или социальное зависит успешность (или неуспех) ребенка в школе, в свою очередь, организация образовательно-воспитательного процесса влияет на состояние здоровья школьников.

ОВП включает в себя урочную, внеурочную и внеклассную деятельность. Я как классный руководитель расскажу о внеклассной деятельности.

Традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, но не менее важно сохранить в процессе обучения здоровье детей.

Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе педагогов.

Цель моей педагогической деятельности — внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс. Именно учитель может сделать для сохранения здоровья обучающихся гораздо больше, чем врач. Знания о здоровье человека, социальной среде, умения и навыки по их сохранению помогают развитию личностных качеств ребёнка, то есть формируют культуру здоровья, имидж здорового образа жизни.

Для достижения поставленной цели я поставила перед собою задачи:

  1. Изучить состояние здоровья детей в адаптационный период
  2. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся в образовательно-воспитательном процессе
  3. Формировать мотивацию к здоровому образу жизни

Работа с младшими школьниками по воспитанию здорового образа жизни имеет свою специфику, определяемую с одной стороны, организацией обучения в начальной школе (один учитель, возможность осуществлять воспитание в тесной связи с обучением), а с другой – психологическими особенностями школьников младших классов.

Учитель является для младших школьников авторитетом, поэтому не только отдельные его высказывания, но и стиль поведения оказывают учебное и воспитательное воздействие. Негативное мнение учителя о вредных привычках должно многократно повторяться, иллюстрироваться житейскими примерами, наблюдениями, обосновываться ссылкой на другие авторитетные для ребенка мнения.

Тяга и склонность ребенка к игре обуславливает необходимость максимально активного использования игровых форм и методов учебно-воспитательной работы.

При проведении воспитательной работы по пропаганде ЗОЖ, профилактике зависимостей (курение, алкоголизм, наркомания), пропаганде физкультуры и спорта, а также выработке теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни, мною используются следующие формы работы:

  1. беседы
  2. работа с книгой (чтение и обсуждение);
  3. классные часы: «Грязные руки», «Мойдодыр», «Что такое Здоровье», «Правильное питание» «Здоровые зубы» «Профилактика вирусных заболеваний» и другие
  4. конкурсы: рисунков «Здоровый образ жизни»
  5. занятия по ОБЖ и ПДД;
  6. игры, соревнования, с использованием знаний правил уличного движения, личной гигиены («В гостях у Мойдодыра», «Светофор»);
  7. Экскурсии «Природа моего края» и туристические походы.

Школьник должен понимать значение здорового образа жизни для личного здоровья, для жизни, отдыха, учебы; понимать, почему движение, закаливание, правильное питание способствует хорошему состоянию, настроению, здоровью своему и окружающих людей. Он должен твердо усвоить и понять, какие привычки вредны для здоровья.

С учетом всего сказанного следует особо обратить внимание на индивидуальную оздоровительную программу, включающую:

Приемы учебной работы:

·Правильная организация режима дня ребенка.

·Рациональное питание ребенка.

·Адекватные физические нагрузки.

·Правильное трудовое воспитание и занятия физкультурой.

·Различные виды занятий на свежем воздухе.

·Разъяснение вреда курения и приема алкоголя, наркотиков.

·Создание благоприятного микроклимата в семье и в школе.

·Повышение общекультурного уровня семьи, медицинских, экологических и санитарно-гигиенических знаний о человеке, природе и обществе.

Источник

Лекция для родителей «Что такое здоровье»
материал на тему

Для родителей предлагаются факторы, влияющие на здоровье учащегося в школе и вне школы.

Скачать:

Вложение Размер
lekc_rod_chto_takoe_zdorove.docx 22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое здоровье

Что такое здоровье?

Здоровье человека – одна из основных ценностей в жизни. Не случайно в пожеланиях к празднику, ко дню рожденья мы говорим именно о здоровье. Однако осознание важности здоровья присутствует не у всех людей. Как правило, пока не возникло проблем со здоровьем, человек о нем не вспоминает, воспринимает его как данность. Такое отношение присуще и детям. Даже если взрослые пытаются мотивировать ребенка к тому, чтобы вести себя не во вред здоровью (применяя, например, такие формулировки: «Если не будешь делать зарядку, вырастешь слабым», «Будешь есть много сладкого, останешься без зубов»), ребенку сложно понять отсроченные последствия своих действий.
Однако в последние годы в нашем обществе особый акцент делается на профилактику в области здоровья. «Вторую жизнь» и особую актуальность получила народная мудрость «Береги здоровье смолоду». Наряду с постепенным улучшением услуг здравоохранения, другие общественные институты также видят своей задачей сохранение и укрепление здоровья детей (в первую очередь это относится к институту семьи и образования).
В последние два десятилетия стала активно развиваться целая наука о здоровье и здоровом образе жизни – ВАЛЕОЛОГИЯ (от древнеримского приветствия vale – будь здоров, logos – знание, наука). Именно такой подход к здоровью (лучше предвосхитить и принять меры, чем исправлять последствия) считается на данный момент наиболее эффективным (добавим, что и самым выгодным, учитывая цены на медицинские товары и услуги).

Современное представление о здоровье

Что же такое ЗДОРОВЬЕ? Попробуйте для начала ответить на этот вопрос сами. О чем конкретно вы думаете, когда желаете человеку здоровья? Как вы представляете своего ЗДОРОВОГО ребенка?
В понимании здоровья традиционно выделялось две тенденции – западная и восточная. Согласно западному представлению о здоровье тело и душа человека рассматривались отдельными институтами: благополучием тела занималась медицина, благополучием души и духа – религия. В восточной идеологии такого разделения не было, поэтому целитель рассматривает обычно телесные и духовные проявления в совокупности и взаимосвязи (самый показательный пример – занятия йогой, которые по-настоящему эффективны только тогда, когда человек принимает философию йоги, иначе это превращается в банальную физкультуру и даже может причинить вред). Также для западной медицины свойственно лечение как избавление человека от симптомов болезни, а для восточной лечение есть выяснение причин болезни и работа с ними (довольно часто причины физической болезни находятся в неверном выборе духовного пути или в душевной дисгармонии).
Где же здесь истина? Пожалуй, для каждой нации свой путь. Россия не случайно расположена на пересечении восточных и западных тенденций, причем, как часто у нас бывает, нас время от времени бросает в крайности. Однако причинно-следственные связи в отношении телесного и духовного (душевного) – это часть нашего менталитета (не случайно мы часто слышим и используем афоризм «Все болезни от нервов»).
По официальным данным, 60% заболеваний взрослых людей имеют психосоматическую природу, т.е. вызваны не только телесным, но и душевным дискомфортом, стрессом. У детей процент значительно выше. Например, тот же насморк часто является прямым следствием затрудненной психологической адаптации к изменившейся жизненной ситуации: ребенок пошел в сад, мама вышла на работу, переехали на дачу, был семейный праздник и пришло много гостей и т.д., причем болезненные проявления начинаются не сразу, а спустя время.
Согласно общепринятому в современной науке и практике пониманию здоровья, предложенному еще в 1960-е годы Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений. Проще говоря, здоровье – это существование человека в гармонии с собой и окружающей средой. Такое состояние достигается лишь при целостном подходе к пониманию здоровья как способности реализовать свой физический , психический и духовный потенциал при воздействии различных (биологических и социальных) факторов среды.
В иерархии эти компоненты располагаются от духовного к физическому, ибо только через понимание ценности здоровья, необходимости жить в гармонии с собой и окружающим миром рождается у человека потребность действовать так, чтобы сохранять и укреплять свое здоровье. Лозунг «В здоровом теле – здоровый дух», постулировавший долгие годы отношение нашего общества к здоровью, есть лишь неточный перевод лишенного контекста высказывания Ювенала «Orandum est ut sit mens sana in corpore sano», т.е. «Надо молиться (стремиться), чтобы в здоровом теле был здоровый дух».

Из чего складывается здоровье человека

По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения, 1985 г.), состояние здоровья человека лишь на 10% зависит от организации здравоохранения, на 20% – от наследственных особенностей организма, на 20% – от условий внешней среды и на 50% – от питания и образа жизни, который он ведет.
В более современном понимании выделяют следующие факторы, влияющие на состояние здоровья человека.
Наследственность дает так называемый «стартовый уровень здоровья». Однако если у родителей есть какие-либо заболевания, которые передаются по наследству, это не значит, что ребенок обязательно заболеет (даже у ВИЧ-положительных матерей могут родиться здоровые дети, что зафиксировано документально). Наследственность отражает лишь степень риска появления тех или иных заболеваний. Однако разумные профилактические меры (укрепление иммунитета, рациональное питание, психологический комфорт и т.п.) способны предотвратить развитие заболевания.
Состояние окружающей среды также способно влиять на здоровье человека. Так, в крупных городах, где повышена загрязненность воздуха от транспорта, предприятий, где качество питьевой воды оставляет желать лучшего, где человек ежедневно подвергается агрессивным воздействиям: гомогенные (однообразные, «неинтересные») формы архитектуры, недружелюбные цвета в интерьере и экстерьере, повышенный шумовой фон и т.д. – здоровье требует особого внимания, необходимо компенсировать все эти негативные условия, и человеку требуется больше усилий, чтобы адаптироваться к ним.
Социально-экономические факторы также определяют уровень здоровья. Чем выше социальное положение, тем более материально обеспеченным является человек, тем богаче его рацион питания и качество продуктов, тем больше у него возможностей для полноценного отдыха, тем больше возможностей у него получать качественное лечение и профилактику. Однако эта зависимость правомерна только тогда, когда человек понимает необходимость следить за своим здоровьем. И такое отношение к здоровью более свойственно для образованного человека. Отдельный вопрос – это национальные и семейные традиции в вопросах здоровья. Как можно заметить, в России последнее десятилетие существует мода на здоровье (значительную роль в этом сыграли грамотные PR-мероприятия в этой области, инициатором которых стало государство, городские и муниципальные власти), что влечет за собой повышения уровня здоровья населения.
Состояние здравоохранения , естественно, оказывает влияние на уровень здоровья населения. Заслуживают высокой оценки различные социальные программы в области профилактики здоровья, направленные на повышение качества жизни и социальную адаптацию инвалидов, пенсионеров, оздоровление семьи. В последние десятилетия высокие результаты достигнуты в таких областях здравоохранения, как диагностика, хирургия и др.
Здоровый образ жизни , как мы выяснили, — один из ключевых факторов, благодаря которым определяется здоровье человека. Компонентами здорового образа жизни являются:

рациональное питание (разнообразный рацион, правильный питьевой режим, минимизация вредных продуктов, фастфуда, культура приготовления и приема пищи и т.д.),

достаточная двигательная активность (занятия спортом, пешие прогулки, активный отдых, гимнастика для утреннего пробуждения и в течение дня для профилактики гиподинамии и проч.),

закаливание (обливания и обтирания холодной водой, проветривание помещения, воздушные и солнечные ванны, хождение босиком по траве или дома и др.),

соблюдение режима (учет суточных и недельных биоритмов, достаточный и правильный сон, фиксированное время приема пищи, своевременная релаксация и т.д.),

соблюдение правил личной гигиены (в расшифровке не нуждается),

отказ от вредных привычек (традиционно порицаемые обществом – табакокурение, злоупотребление алкоголем, наркомания, а также иные вредные для здоровья вещи, например, телевизор или книга во время еды, злоупотребление сладким и т.п.).

Здоровый образ жизни – это активная форма поведения, обеспечивающая сохранение здоровья и повышение адаптационных возможностей организма. Это особая жизненная идеология. Следовательно, родители и педагоги, заинтересованные в сохранении и укреплении здоровья детей, должны помочь им правильно организовать их жизнь, чтобы свести к минимуму деструктивные (неблагоприятные) воздействия (например, среды, техногенных факторов и т.д.).
В последнее время стали выделять также педагогические факторы, влияющие на здоровье ребенка:

это стили педагогического взаимодействия родителя (педагога) с ребенком,

качество организации образовательного процесса (здесь имеются в виду не только школьные уроки, но и любые занятия, так сказать, «обучающе-воспитательно-развивающая» деятельность родителя или педагога с ребенком любого возраста),

соответствие выбираемых педагогических методик возрастным психофизиологическим особенностям ребенка (к вопросу о целесообразности, например, раннего обучения чтению и письму) и т.д.

Всему этому ранее уделялось недостаточно внимания, чему свидетельствуют удручающие цифры: по данным Института возрастной физиологии РАО, поступают в школу здоровыми всего 20% детей, а на выпуске практически здоровых детей только 7-10%. Однако не следует, как говорится, вешать все грехи на педагогическое воздействие. Такие цифры, как не парадоксально, отчасти объясняются улучшением здравоохранения (в частности, современная диагностика способна выявить на ранних стадиях заболевания, которые ранее никак не определялись до наступления критических проявлений), а также объективной картиной возрастного развития ребенка.

Итак, здоровье – это то, без чего жизнь не в радость, то, что можно легко потерять, если относиться к нему бездумно. Много ли мы знаем о себе и своих детях? Можем ли мы доказать им свою любовь, научив жизненно важным вещам, одна из которых – беречь свое здоровье? Вопрос отнюдь не риторический, и ответ на него есть.

Леван Татьяна Николаевна,
ведущий научный сотрудник лаборатории
развития ребенка и здоровьесберегающей
деятельности в образовании МГПИ

Источник

Читайте также:  Использование комплекса разнообразных процедур с целью укрепления здоровья
Adblock
detector