Меню

Лекция здоровье по аюрведе

Лекция здоровье по аюрведе

натуральные восстановительные комплексы из индии

Аюрведа – это древняя наука о здоровой долгой жизни, в которой главным фактором благополучия считается единство тела, органов чувств и движения, ума и души (Чарака Санхите ок. 1000г. до н.э.).

Будучи одной из древнейших медицинских систем,Аюрведа оказала большое влияние на развитие арабской и европейской медицины. Ещё в древности индийские целебные растения морскими и сухопутными торговыми путями везли в Парфию, страны Средиземноморья и Средней Азии, бассейнов Каспийского и Чёрного морей, Южную Сибирь, Китай. Основными предметами вывоза были нард, мускус, сандал, корица, алоэ и другие растения и благовония.

Аюрведический трактат «Аштанга Хридая самхита», написанный в IV в. до н.э. лег в основу трактата тибетской медицины Джуд Ши. На Тибет Аюрведа стала проникать с VII в. н.э., когда личным врачом правителя Тибета Сонгцена Гампо стал аюрведист.

В период расцвета Аббасидского халифата в Багдаде работало много врачей из Индии, некоторые из которых пользовались влиянием при дворе халифа. Математические, медицинские, в том числе фармакологические и аювердические, тексты переводились на арабский язык в Багдаде в конце первого тысячелетия нашей эры. Арабским переводом аюрведического трактата «Аштанкар» пользовался персидский философ и врач Ибн-Сина при написании знаменитого «Канона врачебной науки». В дальнейшем, тексты Ибн-Сины изучались европейскими алхимиками, труды которых оказали существенное влияние на формирование европейской медицины и химии.

К середине XX в. традиционная индийская аюрведическая медицина приобрела популярность на Западе, а к концу XX в. и в России. В Соединенных Штатах Аюрведу изучают в Национальном Институте Медицины Аюрведы; в Израиле — в колледже Ридман. Базовые процедуры Аюрведы (диагностика по дыханию и пульсу, лечебные диеты, очистительные клизмы, ванны и обливания) прочно вошли в медицинскую практику всех стран.

В настоящее время Аюрведу практикуют примерно триста пятьдесят тысячзарегистрированных врачей.

Аюрведа как наука о здоровье и гармонии

В Аюрведе внутренний мир человека тесно связан с его физиологией, душевное состояние с состоянием физическим. Болезнь по аюрведическим законам — это отсутствие гармонии души и тела.

С точки зрения Аюрведы, человек состоит из 5 стихий-первоэлементов – воздух, вода, земля, огонь и космос. Равновесие всех этих стихий называется»Пракрити». Состояние Пракрити — это состояние идеального здоровья.

Проявление стихий в человеке можно сравнить с делением на психотипы — кто-то больше похож на флегматика, а кто-то быст и горяч, как холерик, кто-то умеет так грустно вздыхать, как настоящий меланхолик, а кто-то подвижен и любознателен как сангвиник. Очень сложно найти человека, в котором не были бы перемешаны все психотипы понемногу, но какой-то один, как правило, преобладает.

Так же и в Аюрведе – в идеале, человек должен жить в гармонии всех 5 стихий, но какая-либо из них может быть преобладающей от рождения.

В Аюрведе определено три основных типа (доши) человека и его конституции: вата, питта и капха. Понятие Доша более глубокое, чем просто анатомическая конституция человеческого тела или его характер. В нем учитываются скорость обменных процессов, физическая и психическая подвижность, склонности и темперамент человека.

Вата – это воздух. Питта – это огонь и вода. Капха – это вода, земля и космос. В каждом человеке есть и вата, и питта, и капха, просто что-то одно выражено более явно. Все они находятся в балансе друг с другом.

Окружающий мир с его стрессами, заботами и т.п. воздействует на человека постоянно, изменяя его физическое (Доши) или психо-эмоциональное (Гуны) состояние. В этом случае баланс стихий-первоэлементов меняется. Человек постепенно выходит из гармонии и равновесия своих дош – ваты, питты и капхи. Это состояние называется «Викрити».

Цель технологий оздоровления Аюрведы — гармонизировать Викрити до Пракрити, вернув человека в его индивидуальное состояние гармонии и баланса.

Патологическое нарушение равновесия ваты, питты и капхи – это и есть основная причина отклонения в здоровье по Аюрведе.

Чем Аюрведа отличается от других систем оздоровления?

Аюрведа как система здоровья базируется не на диагнозе и поиске отдельного отклонения, а на выявлении заболевания в стадии тенденции к нарушению здоровья, т.е. в самом его зародыше. С точки зрения аюрведического врача, не может быть много питты и совсем не быть капхи, а вата быть сама по себе, т.к. они все взаимосвязаны друг с другом. Может быть дисбаланс между этими состояниями, который и будет первопричиной отклонений здоровья человека.

В норме у человека не должно быть явных патологических перекосов в ту или иную дошу. Аюрведический врач диагностирует патологическую активацию какой-либо доши и подбирает терапию не для её «лечения», а для гармонизации и уравновешивания состояния человека в целом.

Именно этим принципиально аюрведическая медицина отличается от европейской. На Западе ставят диагноз, привязанный к нарушению здоровья отдельной системы, а в Аюрведе будут рассматривать заболевание как часть целого нарушения гармонии в работе организма.

Таким образом, Аюрведа — это, в первую очередь, наука о комплексном подходе к здоровью человека, к его благополучию физическому и духовному, к его образу жизни и мировоззрению.

Каждый, кто начнёт изучать и применять это знание, может получить свой результат в зависимости от приложенных усилий и стараний. То, что результат получит каждый человек, начавший применять знания Аюрведы на своём опыте, не вызывает сомнения, т.к. система, не приносящая результатов своим последователям, не просуществовала бы более 5000 лет.

Читайте также:  Тесты по патологии здоровье это

Источник

Лекции по основам аюрведы от доктора Вигнеша

Внимание. Изменен номер офиса. Лекции будут проходить в офисе 304. Действует пропускная система, при себе необходимо иметь паспорт.

Д-р Вигнеш Деврадж — управляющий директор и потомственный аюрведический врач известной аюрведической клиники Sitaram. Одной из основных своих целей считает популяризацию ведических знаний, которые помогают исцелять организм от практически любых болезней.

В связи с этим д-р Вигнеш в сентябре проведет курс бесплатных лекций по основам аюрведы. После лекций можно записаться на личную консультацию к доктору Вигнешу.

Москва, Костянский переулок, 13, офис 304, «Центр Альтернатив» (схема проезда)
Тел. для справок:
(495) 684-35-76, 684-41-54

17 сентября 15:00 — лекция «Женское здоровье»

18 сентября 15:00 — лекция «Панчакарма»

19 сентября 15:00 — лекция «Долголетие и омоложение»

Личные консультации по окончании лекций.

Друзья! Для определения размера необходимого лекционного зала просим вас предварительно регистрироваться по емейл Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript или телефону +7-916-180-0180. Нужно сообщить ФИО, контактный телефон и емейл.

ПЛАН ЛЕКЦИЙ

Лекция 1:
Женское здоровье и аюрведа: на этой лекции вы сможете узнать, как аюрведа может помочь вам сбалансировать гормональный фон, энергию и эмоции естественными способами.

Длительность лекции: 2 часа

Описание:
Согласно аюрведе женское здоровье считается одним из самых приоритетных задач для будущего человечества и его гармонии. В этой лекции д-р Vignesh Devraj M.D (Ayu) рассмотрит следующие темы:

— как вылечить гормональный дисбаланс;

— важность лунных циклов и его согласование с внутренними циклами женщины;

— как сбалансировать ежемесячный менструальный цикл с помощью диеты и трав;

— как сохранить здоровье и счастливую жизнь в период менопаузы;

— как панчакарма помогает лечить аутоиммунные расстройства, вызвающие менопаузу (такие как артрит, фибромиалгия, перепады настроения и т.д.);

— как диета и определенные процедуры могут предотвратить депрессию и упадок энергии в вашем теле.

Лекция 2: Улучшение здоровья, энергии и жизни посредством комплекса аюрведических процедур Панчакармы.

Длительность лекции: 2 часа

Описание:
Лекция о том, как панчакарма может улучшить жизнь, изменяя ваше отношение к своему здоровью и увеличивая общий уровень энергии. Основные идеи лекции:

— механизмы воздействия пищеварения и обмена веществ на эмоции и как это может предотвратить стресс, усталость и депрессию;

— 5 составляющих Панчакармы, пояснение, как аюрведа активирует и увеличивает внутренние резервы организма.

— описание аюрведической программы Детокс (очищение), которая помогает уменьшить аутоиммунные расстройства, такие как артрит, фибромиалгия и т.д.

Аюрведа — «наука о счастливой жизни»

Аюрведа — самая древняя медицинская система из всех дошедших до наших дней. Аюр на санскрите означает «жизнь». Другое его значение – жизненная сила или «прана». Самое главное качество праны – нахождение в постоянном движении. Жизнь также не статична, в противном случае, она превратилась бы в смерть. Таким образом, слово аюр указывает на перемены, на живую систему, принимающую жизнь такой, какая она есть, не принижая ее до некой категории или установленного раз и навсегда понятия. Аюр подразумевает такой подход к природе, который включает в себя все, который уважает и принимает главный и наиболее значительный дар жизни – перемены. В то же время, этот подход без каких-либо трудностей вбирает в себя все новой, все изменения, ничего при этом не теряя. На самом деле, такая перемена означает лишь обогащение всей целостной системы.

Слово веда также восходит к санскриту, и означает «знание» в значении логической последовательности, а не знания как бессистемного хранения информации. «Веда» часто переводят словом «наука», подразумевая логическое, последовательное развитие знания. В этом смысле, слово «знание» можно заменить «пониманием, объяснением». Истинное понимание не может быть ограничено рамками интеллектуальных построений или исследований. «Веда» — это такое знание, которое приходит к человеку благодаря проникновению в сущность самой жизни. Понимание может прийти только вместе с личным опытом человека. «Веда» — это логическая форма знания, которое приходит от жизни и от ощущения глубины этой жизни – аюр.

Таким образом, мы видим что Аюрведа – это живая и развивающаяся система, а не какой-то древний, мертвый метод целительства. Это подтверждает один тот факт, что ее продолжают использовать и практиковать на протяжении более пяти тысячелетий.

Аюрведа являет собой биохимическую модель аллопатии (механической медицинской системы, распространенной на Западе), гомеопатии, натуропатии, звуковой терапии, массажа. В то же время, ни одна из этих систем целительства не может похвастаться тем, что содержит в себе все компоненты аюрведического знания. Аюрведа – это чрезвычайно широкое знание. Они принимает, объясняет и, при необходимости, задействует все остальные подходы. Все остальные методики, с точки зрения аюрведического понимания жизни, очень ограничены.

Этапы проведения Панчакармы в клинике Ситарам

Фильм о клинике Ситарам Бич Ретрит

Источник

Лекция здоровье по аюрведе

Современная медицина базируется на предиктивной (основанной на молекулярно-генетических особенностях и наследственной предрасположенности), профилактической, персонализированной основах, с осознанным участием человека в оздоровительных программах.

В структуре мировых тенденций концепция междисциплинарного подхода к ранней диагностике, персонализированной профилактике и реабилитации лиц трудоспособного возраста в целях сохранения психического, физического здоровья и повышения профессионального долголетия становится одним из долгосрочных приоритетов развития медицинской науки.

Для междисциплинарного обоснования технологий персонализированной медицины необходимо изучить опыт лучших мировых школ (особенно это касается Школ Востока), где культура здоровья является частью общей культуры, а рекомендации по здоровому образу жизни и профилактике заболеваний учитывают индивидуальные особенности человека.

Медицинская система Аюрведа (наука о жизни) – традиционная система индийской ведической медицины, в которой практикуются холистические принципы, сконцентрированные на сохранении здоровья и активного долголетия каждого отдельного индивидуума. Это древнейшее индийское учение о здоровье и долголетии сейчас пользуется популярностью во многих странах мира и в 1985 году признано ВОЗ наиболее эффективной системой восточной медицины.

Между традиционной системой Аюрведа и инновационными подходами предиктивной, профилактической и персонализированной медицины (ПППМ) в концептуальном контексте имеются существенные сходства [6].

Объединение Аюрведы и научных подходов к доказательной медицине

Аюрведе присущи конституциональный, профилактический и персонализированный подходы, включающие в себя оценку конституции, изучение предрасположенности к характерным для каждой конституции заболеваниям, рекомендации по оздоровлению в связи с индивидуальной конституцией индивидуума.

Если провести анализ современной концепции ПППМ, то именно Аюрведическая медицина наиболее полно ей соответствует. Сегодня, как никогда раньше, базовые принципы Аюрведы звучат наиболее актуально.

1. Конституциональный подход. Задолго до расшифровки генома человека, врач, практикующий Аюрведу, опирался на конституциональный подход для установления первопричины заболевания. Конституция (изначальная природа), может рассматриваться как обобщенная морфофункциональная характеристика индивидуума, которая отражает особенности телосложения, психической деятельности, метаболизма и функционирования вегетативных систем, адаптационно-приспособительных, компенсаторных и патологических реакций человека.

Индивидуальная конституция человека состоит из дош или гуморов – Ваты, Питты и Капхи. В переводе с санскрита доша – это «то, что выходит из равновесия». Скорее всего, доша – это единство энергии, информации и материи, то, что определяет особый психотип человека, его индивидуальный гомеостаз, обмен веществ, индивидуальный «жизненный маршрут». Доши – это качества, из которых состоят наше тело и личность, различное соотношение дош в каждом человеке определяет его неповторимость, индивидуальность. Однако все три доши в разных соотношениях присутствуют в каждом человеке. И это нас объединяет. Доши, как и все основные жизненные параметры человека, подвижны – они постоянно образуются, обновляются и постоянно удаляются из организма. Человек здоров тогда, когда баланс дош соответствует тому соотношению, которое было дано человеку при рождении.

Для постановки правильного диагноза есть два источника: исследование больного и исследование заболевания. Аюрведическая диагностика складывается из классического опроса для определения конституции (Пракрити), а также клинического исследования пациента, для оценки состояния на момент обследования, которое включает: визуальное наблюдение, прикосновение (кинестезическое исследование), изучение анамнеза и истории жизни, изучение основных и продромальных симптомов, анализ этиологии и патогенеза, анализ применения лекарств и остальных назначений.

2. Профилактический подход. Цель Аюрведы – достичь здоровья путем установления равновесия и гармонии, а не путем борьбы с болезнями, поэтому профилактике в ней отводится более важная роль, чем терапии. Задачей врача, практикующего Аюрведу, является определение конституции, а также предрасположенности к характерным для каждой конституции заболеваниям. Поэтому, в Аюрведической медицине большая часть рекомендаций носит профилактический характер, а основа профилактики – знание Пракрити.

Причинами нарушения равновесного состояния могут быть внешние и внутренние факторы. Являются ли причины заболевания внутренними или внешними, человек заболевает только при нарушении внутреннего равновесия. Укрепление здоровья и излечение болезни зависит от надежности иммунитета, поэтому основные методики Аюрведической медицины направлены на активизацию механизмов саморегуляции и саногенеза.

3. Персонализированный подход. Основой правильного Аюрведического восстановления здоровья является проведение полной Аюрведической диагностики. Диагностика проводится на основании знания двух важных показателей – Пракрити и Викрити. Пракрити – это исходный баланс дош, данный человеку при рождении. Викрити – это измененное, болезненное состояние дош. Аюрведический врач должен выявлять нарушения в соотношении первоэлементов и разрабатывать персонализированный подход с применением таких методов лечения, которые приведут нарушенные соотношения первоэлементов в свою изначальную норму. Так как большая часть заболеваний носит приобретенный характер, то они являются обратимыми и могут быть вылечены. Дисбаланс дош сопровождается накоплением АМЫ – шлаков. Соединяясь с Амой, доши приобретают новые свойства, что еще более усугубляет болезнетворный процесс.

Рекомендации по восстановлению Пракрити могут включать список методов из 8-10 пунктов, которые обеспечивают комплексный подход и приводят к нормализации состояния.

1. Медитация. Управляемая медитация под руководством Учителя гармонизирует все тонкие энергии человека, приводит к балансу сразу все три доши, успокаивает ум и эмоции.

2. Умеренность во всем, соблюдение закона соизмеримости.

3 Правильная организация времени, соблюдение баланса труда и отдыха с учетом конституции. Соизмеримость и творчество помогут преодолеть чувство неудовлетворенности жизнью, депрессию, которая так характерна для жителей крупных городов.

4. Цветотерапевтическое воздействие. «Избыточную» дошу уравновешивают определенные цвета – значит в интерьере, одежде нужно отдавать предпочтение именно этим цветам.

5. Ароматерапия с применением аромамасел, которые подбираются с учетом дисбалансов.

6. Музыкальная терапия с прослушиванием специализированных композиций «Гандхарва Веда» или «Дханвантари», а также классической или инструментальной музыки.

7. Йога, как основа психотерапии.

8. Правильное питание. Древняя Ведическая мудрость гласит: «Если Вы питаетесь правильно, то лекарства Вам не нужны, а если Вы питаетесь не правильно, то лекарства Вам не помогут». Поэтому, основу Аюрведического лечения составляет «конституциональная» диета, направленная на поддержание баланса дош.

9. Аюрведический массаж, который можно рассматривать и как способ гармонизации физического тела, так и как способ доставки через кожу лекарственных масел и других субстанций.

10. Физическая активность через различные гимнастики.

11. Очищение организма.

12. Аюрведическая фитотерапия, которая учитывает и симптоматический и конституциональный подход.

Аюрведическая диетология

Принципы Аюрведической диетологии включают свойства пищевых продуктов, их совместимость, способы обработки, правила приема и количество пищи [3].

Диета оказывает существенное влияние на здоровье и болезни человека, так как тело состоит из пищевых продуктов, которые человек принимает. Поэтому, согласно Аюрведе, болезни, в значительной степени, являются результатом неправильного питания человека, а знание о питании играет существенную роль для поддержания здоровья.

В отношении пищи должны рассматриваться следующие показатели:

1. Свойства продуктов: «легкие продукты» – «тяжелые продукты».

2. Способ обработки: обработка меняет свойства пищевых компонентов, может сделать пищу более «легкой» или более «тяжелой».

3. Сочетание: продукты, являющиеся полезными сами по себе, могут оказаться «вредными» в некоторых сочетаниях и полезны при раздельном употреблении.

4. Количество (доза) – различают индивидуальную и общую дозу: когда продукт употребляется отдельно – рассматривают его индивидуальную дозу, а когда продукт употребляется вместе с другими продуктами – нужно учитывать дозу продукта в сочетании.

5. Место происхождения продукта: полезными будут те продукты, качество которых противоположны качеству местности, где они употребляются.

6. Время приема пищи.

7. Правила приема, регламентирующие употребление пищевых продуктов.

8. Учет конституциональных особенностей и привычек конкретного пациента.

Оптимальное количество потребляемой пищи во многом зависит от природы пищи: по правилу, тяжелые продукты не следует принимать до полного насыщения. Легкие продукты можно принимать до полного насыщения (они должны составлять половину). Оптимальным (при соблюдении прочих правил употребления пищи) является то количество пищи, которое правильно будет переварено.

Недостаточное количество пищи приводит к истощению и ослаблению. Низкокалорийное питание будет недостаточным для поддержания организма и вызовет заболевания, характерные для «ваты» – психо- астенические состояния.

Переедание вызывает нарушение всех гуморов и приводит к образованию токсичных веществ и нарушению пищеварения, это запускает каскад заболеваний, связанных с диспепсией.

Диета и ритм питания.

Существуют два типа неправильных диет:

1. Преждевременная еда – частое принятие пищи, когда предыдущая порция еще не переварилась.

2. Непоследовательная еда – употребление излишнего или недостаточного количества пищи в неположенное время.

Нарушение ритма питания может вызывать болезни.

Лечебный комплекс на санскрите называется ЮКТИ (комплексность), благодаря которому можно добиться результата. Отдельные методы могут оказаться неэффективными или принести временное облегчение.

Таким образом, медицинская наука Аюрведа в большей степени обладает персонализированным подходом к профилактике и рекомендациям по здоровому образу жизни, чем любая другая западная школа. Интеграция холистического Аюрведического подхода и биомедицины, могли бы послужить хорошим подспорьем в повышении уровня этики, внутренней культуры и ответственности человека за свое здоровье, то есть привести в гармонию все составные компоненты образа жизни, а главное – относиться к образу мыслей и к образу жизни более осознанно.

Доказательная основа Аюрведической медицины

В настоящее время научная ценность принципов Аюрведы изучается c позиций системной биологии, геномики и эпигеномики [4].

В Аюрведических описаниях говорится, что врожденная предрасположенность к заболеваниям, выражается как индивидуальный баланс дош – Пракрити, отображающий фенотип. Изучается взаимосвязь между типами Пракрити и индивидуальными человеческими генотипами.

В процессе реализации находится проект анализа геномных вариаций и профилирование экспрессии гена человека, отнесенных к типам Пракрити, основанных на доказательном подходе к Аюрведе [5].

Выход за пределы геномики необходим для понимания, как окружающая среда и поведение могут нести ответственность за наследуемые изменения. При этом детализированное понимание таких Аюрведических концепций, как Пракрити, способно облегчить процесс и получить ответы на взаимосвязи между генотипами и фенотипами Пракрити.

Можно изучить патофизиологические, генетические, эпигенетические и метаболомические различия в каждой из типов Пракрити. Эти научные исследования могут задать направление в сторону идентификации новых маркеров и ранних прогнозов, которые в последствии могут быть использованы для предотвращения новых заболеваний и разработки персонализированного лечения.

Заключение

В заключении следует отметить, что поиск моделей для интегративной медицины, выполняемых на технологической платформе «Профилактическая среда», указывает на необходимость сотрудничества между такими традиционными системами, как Аюрведа, и современной западной биомедициной [1, 2].

Новая интегративная модель с использованием лучшего из западной биомедицины и восточных традиционных систем знаний может привести к высоко результативным научным проектам. Такая интеграция будет способствовать решению актуальных проблем в здравоохранении в направлении движения от болезни к выздоровлению, от лечения к профилактике и персонализированной медицине.

Источник

Про здоровье и витамины © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector