конспект занятия «Витамины для здоровья»
план-конспект на тему
конспект занятия для детей начальной школы с умственной отсталостью «Витамины для здоровья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otk._zanyatie._vitaminy_dlya_zdorovya.docx | 30.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Витамины для здоровья»
Предметная область: оздоровительное направление
Хронометраж: 30 – 35 минут
Участники: 1 – 4 класс
Цель: Расширение знаний о витаминах и полезных веществах, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека.
Дидактическая: Формировать навыки здорового образа жизни и желания самим заботиться о своем здоровье.
Коррекционная: Развивать речь, внимание, мышление, активный и пассивный словарь.
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Предварительная работа: цикл занятий по теме: «Если хочешь быть здоров», разучивание стихов о витаминах, дидактическая игра «Какой витамин спрятался в этих продуктах», «Мой любимый продукт».
Словарная работа: Витамины, латинские буквы.
Материалы и оборудование:
- раздаточный материал – карточки (1 группа);
- раздаточный материал – карточки (2 группа);
- ватман;
- карандаши;
- корзина с фруктами;
- презентация ( приложение 1 );
- ПК, проектор, экран.
I Вводная часть – 6 мин
- Организационный момент — 2 мин
(Задача: настроить ребят на доброжелательное рабочее настроение.)
— Ребята, как много у нас гостей, давайте поздороваемся. (Здравствуйте!)
— А знаете, вы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали «Здравствуйте!», «Здоровья желаю!». Русская народная поговорка говорит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь!»
- Введение в тему – 4 мин
(Задача: развитие интереса к теме занятия.)
— Ребята, скажите, пожалуйста, какого человека вы считаете здоровым? (Ответы детей)
— Ребята, вы знаете, я недавно разбирала почту (слайд 2) и вот какое интересное письмо я получила. Давайте его, прочтём (слайд 3) :
«Здравствуйте, ребята, меня зовут Незнайка. У меня случилась беда, я заболел. Говорят, чтобы не болеть, нужно правильно питаться. Я старался, ел всё только вкусное: пирожные, конфеты, пил пепси — колу. Но, к сожалению, мне становится всё хуже и хуже. Ребята, помогите, мне, пожалуйста, разобраться, что мне нужно есть, чтобы не болеть».
— Ребята, давайте попробуем с вами помочь Незнайке.
— Как вы думаете, в чем разница между «вкусным» и «полезным»? (Ответы детей)
II Основная часть – 25 мин
(Задача: развивать познавательный интерес, память, внимание, речь.)
Витамины – это такие вещества, которые нужны человеку для того, чтобы быть крепким и здоровым. Витамины человек получает вместе с пищей, значит, они содержаться в продуктах питания. Если в организме человека не будет хватать витаминов, то он быстро устаёт, у него быстро ухудшается зрение, слабеют кости и мышцы, он начинает чаще болеть.
— Вот почему Незнайке становилось хуже, он ел те продукты питания, в которых нет витамин.
— Тема нашего занятия «Витамины для здоровья» (слайд 4)
— Какие витамины вы знаете? (А, В, С, D)
— Ребята Витами A, B,C, D – пишутся латинскими буквами.
- Игра «Какой витамин спрятался в этих продуктах»
(Задача: обогатить знания детей о пользе витаминов, о том, как витамины влияют на человеческий организм.)
— Как вы думаете, для чего нам нужен витамин A ? (Чтобы у нас были всегда зоркие здоровые глаза нужно кушать витамин А .)
— В каких продуктах питания, овощах и фруктах живёт витамин A ? (Это морковь, свекла, тыква, дыня, абрикос, персик, яблоко, болгарский перец, помидор, а ещё этот витамин есть в рыбе, курином мясе, яйцах.)
Витамин A (Сущевский Д.)
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.
(Задача: способствует укреплению мышц век, улучшает кровоснабжение и расслабление глазных мышц.)
— Поведи глазами влево незаметно, невзначай. Кто с тобою рядом слева громко, быстро отвечай!
— А теперь глазами вправо ты внимательно смотри. Кто с тобою рядом справа тихо – тихо говори.
— А теперь посмотрим вверх – там высокий потолок.
— А сейчас прикроем веки и посмотрим на носок.
— Давайте вспомним ещё один витамин. Его зовут, витамин В . (слайд 6)
— Как он помогает нашему организму? ( Он помогает работать нашему сердцу.)
— В каких продуктах питания, овощах и фруктах живёт витамин B ? (чёрный хлеб, мясо, печень, устрицы, крабы, гречневая крупа, фасоль, кукуруза, горох, орехи, молоко).
Витамин B (Роптанов В.)
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам,
И не только по утрам.
— Ну что продолжим разговор про витамины (слайд 7)
— Как вы думаете, для чего нам нужен витамин C ? (Витамин С укрепляет весь организм, делает человека более здоровым, защищает от простудных заболеваний.)
— В каких продуктах питания, овощах и фруктах живёт витамин C ? (Это лимон, апельсин, чёрная смородина, клубника, шиповник, а ещё витамин C есть в капусте, редисе, луке.)
Витамин C (Стайнов С.)
От простуды и ангины
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
— Рассмотрим ещё один витамин – D . (слайд 8)
— За работу, каких органов человеческого тела отвечает витамин D ? (Витамин D делает наши ноги и руки крепкими и способствует росту.)
— В каких продуктах питания, овощах и фруктах живёт витамин D ? (Это рыбий жир, сливочное масло, молоко, яйца, сыр, красная икра и солнце в своих лучах посылает нам витамин D .)
Витамин D (Панамарёв Е., Скляренко Д.)
Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный – надо пить.
Он спасает от болезней,
Без болезней – лучше жить!
— Но крепкими и здоровыми наши руки и ноги делает не только витамин D , но и зарядка.
(Задача: профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.)
Держим ровно все мы спинку!
Голову назад, вперёд, вправо, влево, поворот.
Руки вверх поднять прямые, вот высокие какие!
Ещё выше поднимитесь, вправо влево повернитесь.
Этим славным упражнением поднимаем настроение!
Дальше будем приседать: дружно сесть и дружно встать.
Прыгать нам совсем не лень, словно мячик целый день.
(Задача: учить детей классифицировать продукты питания; развивать мышление.)
1 группа (слайд 9)
На столе разложены карточки с продуктами питания, овощами, фруктами. Ребёнок подходит к столу и отделяет продукты по заданному витамину.
A – морковь, тыква, болгарский перец, рыба, куриное мясо;
B – чёрный хлеб, мясо, крабы, гречневая крупа, орехи;
C – лимон, апельсин, смородина, капуста, лук;
D – рыбий жир, сливочное масло, молоко, яйца, солнце.
2 группа (слайд 10)
На карточке с изображены витамины A , B , C , D и картинки продуктов (морковь, мясо, апельсин, рыбий жир). Необходимо соединить витамин с нужной картинкой чертой.
Проверим: 1 группа (слайд 11)
2 группа (слайд 12)
- Игра «Мой любимый продукт» (слайд 13)
(Задача: развитие речи, составление рассказа по плану.)
— Мой любимый продукт питания;
— какой он содержит витамин;
— как он помогает твоему организму.
III Заключительная часть – 4 мин.
(Задача: умение выделять главное, развитие речи.)
— На следующем занятие мы с вами обязательно напишем письмо Незнайке и расскажем ему, какими продуктами, овощами и фруктами он должен питаться, что бы быть здоровым.
— Наше занятие подходит к концу и мне хотелось у вас узнать:
- Вам понравилось наше занятие? (Ответы детей).
- Что вы запомнили или узнали нового? (Ответы детей).
- Сюрпризный момент
— Особенно важны витамины весной , после длиной холодной зимы, когда организм истощает свои резервы. Нередко в весеннее время ухудшается самочувствие, чаще возникают простуды, снижена работоспособность. Поэтому очень важно есть много фруктов, овощей. И я хочу вас угостить вот такими наливными яблочками и апельсинами. (Корзинка с фруктами)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по формированию здорового образа жизни у младших школьниковВ занятии использованы следующие моменты:1.Вступительное слово ведущего.2.Выход доктора Айболита.3.Чтение стихотворения С.Маршака «Ре.
В занятии использованы следующие приемы:1. Вступительное слово.2.Чтение стихотворений К. Чуковского и Ю. Тувима.3.Вопросы к детям и уточнение ответов детей.4. Сюрпризный момент – получение письма.5.За.
раскрыть понятие здоровый образ жизни,определить условия сохранения здоровья,формировать у учащихся убеждения о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности,воспитывать общую .
В современном обществе здоровье стало одним из основных условий успешности любого человека. Здоровье и развитие тесно взаимосвязаны. Здоровая семья – здоровый ребенок. Важной задачей нашего детского с.
Цель занятия: изготовление мочалок в технике «утилитарное вязание» из бросового материала.Задачи:Обучающие – предметные:1. Познакомить учащихся с новым видом матери.
Цель: продолжить знакомить детей со значением витаминов для здоровья человека, уточнить представления детей об овощах и фруктах, воспитать у детей понимание ценности здоровья.
План-конспект занятия «Я выбираю здоровье» разработан для формирования представлений детей о здоровье, как о самой главной ценности человеческой жизни.
Источник
Лекция 4. Значение витаминов и минеральных веществ в рационе питания младшего школьника. Профилактика витаминной недостаточности
Лекция 4. Значение витаминов и минеральных
веществ в рационе питания младшего школьника. Профилактика
Витамины и минеральные вещества — обязательные компоненты питания младшего школьника. Основная функция витаминов — регулирование физиологических и метаболических процессов, т.к. минеральные вещества участвуют в построении структурных компонентов организма, в обменных процессах. Витамины и минеральные вещества не образуются в организме, поэтому даже небольшая нехватка витаминов может стать причиной серьезных нарушений развития. Источником витаминов служат самые разные продукты, поэтому основное условие профилактики витаминных дефицитов — разнообразное питание.
— Роль витаминов и минеральных веществ в питании школьника. Возможные последствия витаминных дефицитов.
— Продукты — основные источники витаминов и минеральных веществ.
— Профилактика недостатка витаминов.
Витамины — биологически активные органические соединения, необходимые для нормальной жизнедеятельности. В отличие от белков, жиров, углеводов, витамины не могут служить источником энергии или пластического материала. Их роль — регулирование физиологических и метаболических процессов, протекающих в организме, поддержание иммунитета. Витамины содержатся в подавляющем большинстве продуктов питания, в том числе в овощах и фруктах. Содержание витаминов в пищевых продуктах значительно ниже по сравнению с жирами, белками и углеводами. При этом даже небольшая нехватка витаминов в организме может приводить к возникновению серьезных нарушений. Витамины делятся на водорастворимые и жирорастворимые. К водорастворимым относят витамины группы B, витамин C и др.
Витамин B1 необходим для нормального функционирования нервной системы, сердечной и скелетных мышц, он играет важную роль в процессах энергетического обмена. В период интенсивных учебных нагрузок, связанных с повышенной функциональной нагрузкой на нервную систему детей, требуется повышенное содержание витамина B1 в рационе питания школьника. Недостаточная обеспеченность витамином B1 снижает эффективность обучения, способствует развитию астенических состояний. Недостаток витамина B1 характеризуется возникновением головных болей, раздражительностью, тахикардией, одышкой, болей в области сердца, снижением аппетита, тошнотой, запорами.
Одной из причин развития недостатка витамина B1 является питание продуктами переработки зерна тонкого помола, в ходе которого удаляются клеточные оболочки, богатые витаминами группы B. Источниками витамина B1 являются хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, зернобобовые и печень, другие субпродукты.
Витамин B6 участвует в важнейших обменных процессах, необходим для поддержания нормального состояния кожи и деятельности нервной системы, процессов кроветворения. При недостатке Витамина B6 поражается слизистая губ, возникают стоматиты, появляются нарушения со стороны органов зрения (светобоязнь, слезотечение) и т.д. Источник витамина B6 — мучные изделия, печень, мясо, рыба, картофель, морковь, капуста и т.д.
Витамин C необходим для нормального роста и регенерации тканей, устойчивости к инфекциям, нормального кроветворения, обменных процессов и т.д. Недостаток витамина C приводит к появлению быстрой утомляемости, слабости в ногах, раздражительности, кровоточивости десен, сниженной сопротивляемости к инфекционным заболеваниям. Потребность детей в витамине C составляет 30 — 70 мг в сутки. Основным и практически единственным источником витамина C являются овощи, фрукты и зелень.
Важнейшей причиной появления гиповитаминоза является алиментарный фактор. Источником витамина C служат свежие овощи, фрукты. Между тем, в рационе питания современных детей зачастую большинство составляют овощи и фрукты, прошедшие термическую обработку. При этом тепловая обработка снижает содержание витамина C в продуктах на 50 — 80%. Еще одной из распространенных причин гиповитаминоза C является недостаток в рационе питания овощей и фруктов в зимний период.
К жирорастворимым витаминам относятся витамины группы A, D, E.
Витамин A оказывает выраженное многостороннее действие на организм человека. Он необходим для нормального роста и развития клеток, тканей и органов, нормальной зрительной и половой функции, обеспечение нормальных свойств кожи. Достаточная обеспеченность витамином A является одним из важных условий поддержания устойчивости детей к действию различных инфекций и ядов. Витамин A необходим также для нормального зрения. Витамин A присутствует в пищевых продуктах в виде готового витамина, а также в виде своих предшественников — провитаминов. Витамин A содержится в продуктах животного происхождения, особенно его много в печени морских животных и рыб. Витамин A также содержится также в сливочном мясе, сливках, сметане, твороге, яйцах. Источником провитамина A каротина являются растительные продукты, прежде всего, морковь.
Биологическая роль витамина D заключается в участии в обменных процессах (обмен кальция и фосфора). Витамин Д содержится в сливочном масле, куриных яйцах, печени.
Минеральные вещества участвуют в построении органов и тканей организма, обеспечивают нормальное функционирование клеток, участвуют в обменных процессах. Так же, как и витамины, минеральные вещества не образуются в организме и обязательно должны поступать в организм с пищей. Минеральные вещества, в зависимости от их содержания в организме, делятся на макроэлементы (натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлориды) и микроэлементы (железо, медь, цинк, марганец, йод).
Кальций составляет основу костной ткани. Помимо этого, он участвует в процессе свертывания крови, мышечного сокращения. Недостаточное поступление кальция с пищей или нарушение его всасывания может вести к задержке роста, нарушению формирования костной ткани, повышения нервной возбудимости у детей. Избыток кальция также может оказывать неблагоприятное влияние на организм. Наиболее важным источником кальция в питании человека служат молоко и молочные продукты, в особенности сыр и творог, содержащие кальций в легкоусвояемой форме.
Фосфор участвует в процессах хранения и передачи наследственной информации, обменных процессах, поддерживает постоянство состава крови. Богаты фосфором сыр, творог, крупы, бобовые.
Железо является составной частью гемоглобина, принимает участие в переносах кислорода кровью. Недостаток железа ведет к снижению физической работоспособности, быстрой утомляемости, снижению способности к обучению. Наиболее богаты железом печень, почки, бобовые, гречневая крупа, мясо, яблоки, черника.
Йод участвует в построении гормона щитовидной железы — тироксина. Он, в свою очередь, контролирует энергетический обмен, физическое и психическое развитие, участвует в регулировании функционального состояния ЦНС и эмоционального тонуса. Недостаточность йода у детей вызывает развитие эндемического зоба, характеризующегося нарушением функций щитовидной железы. Недостаток йода носит эндемический характер и возникает там, где содержание йода в почве и воде заметно снижено. Наибольшее количество йода в морских водорослях, морепродуктах. Состояния, связанные с дефицитом того или иного витамина, разделяются на авитаминозы (отсутствие или минимальное содержание витамина в организме), гиповитаминозы и витаминную недостаточность. Если авитаминозы и гиповитаминозы встречаются довольно редко, то витаминная недостаточность, по оценке экспертов, отмечается у 40% детей школьного возраста. Витаминная недостаточность может быть обусловлена разными причинами.
алиментарная недостаточность витаминов (связана с нерациональным построением пищевого рациона, длительным и неправильным хранением продуктов, нерациональной кулинарной обработкой, приводящей к разрушению витаминов и т.д.). Так, в питании детей младшего школьного возраста все больше используются рафинированные (очищенные) продукты;
нарушение усвоения витаминов организмом из-за различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, обменных нарушений;
повышенная потребность в витаминах. Существует целый ряд состояний, когда организму требуется больше витаминов, чем обычно. Если при этом сохраняется «обычный» рацион, это может вызвать нехватку витаминов в организме. К таким состояниям относятся: период интенсивного роста и развития у ребенка, интенсивная физическая нагрузка (как у спортсменов при подготовке к соревнованиям), интенсивная нервно-психическая нагрузка (как, например, подготовка к экзаменам), инфекционные заболевания и интоксикация. Профилактика витаминной недостаточности базируется на следующих правилах:
рациональное построение рациона, включение в него всех групп продуктов;
рациональная кулинарная обработка продуктов;
дополнительное снабжение детей и подростков витаминами.
Сейчас все большее распространение находят продукты, в которые добавляют специальные витаминно-минеральные смеси (премиксы) — витаминизированные хлебобулочные, кондитерские, молочные изделия. Витаминные комплексы могут добавляться и в готовую пищу. Информация о витаминизации продукта указывается на упаковке продуктов.
Источник