Школы здоровья для лиц с факторами риска и пациентов.
Тема 6. Школы здоровья
Школы здоровья для лиц с факторами риска и пациентов.
Школа здоровья для лиц с факторами риска и пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями – комплексная медицинская профилактическая услуга по индивидуальному и/или групповому профилактическому консультированию. Это медицинское вмешательство направлено на повышение приверженности пациентов к лечению и выполнению врачебных рекомендаций, в том числе по коррекции факторов риска.
Школа здоровья создается на базе кабинета (отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара медицинской организации, санатория – профилактория, санатория.
Деятельность Школ здоровья отражена в приказе Минздрава России от 16.07.2001 г. № 269 «О введении в действие отраслевого стандарта «Сложные и комплексные медицинские услуги», а также в приказе Минздравсоцразвития России от 27.12.2011г. №1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг».
В настоящее время в соответствии с Номенклатурой медицинских услуг проводятся следующие школы для пациентов.
1. В04.037.003 Школа для больных с бронхиальной астмой (приложение 13).
2. В04.040.001 Школа для больных с заболеваниями суставов и позвоночника.
3. В04.057.003 Школа для пациентов трансплантированным органом.
4. В04.058.001 Школа для эндокринологических пациентов с нарушением роста.
5. В04.025.001 Школа для пациентов, находящихся на хроническом гемодиализе.
6. В04.015.001 Школа для больных с артериальной гипертензией (приложение 12).
7. В04.015.002 Школа для больных с сердечной недостаточностью.
8. В04.012.001 Школа для пациентов с сахарным диабетом (приложение 14).
9. В04.001.003 Школа для беременных (приложение 11).
В ряде регионов России функционируют школы по потребности: для пациентов с заболеваниями щитовидной железы, аллергическими заболеваниями, глаукомой, остеопорозом, остеоартрозом, для будущих отцов, для родителей часто болеющего ребенка, школы будущего первоклассника. Актуальны занятия для родственников тяжелобольных, стомированных пациентов, родителей детей, страдающих сахарным диабетом и т.д.
Пациенты направляются на занятия в школе лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля. Занятия в школе имеют право проводить врач или фельдшер. Медицинская сестра участвует в проведении практической части занятий (обучает навыкам самоухода, измерению артериального давления, уровня глюкозы в крови, правилам пеленания грудного ребенка и т.д.). В соответствии с тематикой школы здоровья и конкретного занятия в нем могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог.
Цикл обучения в Школе для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и в Школе психологической подготовки семьи к рождению ребенка включает 5 занятий по 90 минут. Рекомендуемая частота занятий – 1-2 раза в неделю в амбулаторно-поликлиническом учреждении или 3 -5 раз в неделю в дневном стационаре, отделении стационара. Санатории-профилактории, санатории.
Рекомендуемая численность пациентов в группе – 10-12 человек.
Виды методического обеспечения занятий в Школе здоровья
Успешному профилактическому консультированию способствуют доверительная атмосфера общения медицинского работника и пациента, взаимопонимание и чувство сопереживания, а также эффективная обратная связь (умение слушать, обсуждать, четко разъяснять цели обучения и пр.). Советы воспринимаются пациентами лучше и действуют более убедительно, если они проводятся с акцентом на положительные ассоциации, не содержат трудновыполнимых рекомендаций и не звучат как что-то неестественное, требующее усилий и дополнительных средств. Желательно сопровождать советы письменными рекомендациями, выдачей памяток, брошюр, рецептур рекомендуемых блюд, наглядных, хорошо иллюстрированных таблиц, схем и т.д.
Медицинская сестра должна участвовать в разработке памяток, презентаций, рабочих тетрадей пациентов (приложения 17—20). Ряд материалов уже существует, они используются в работе центров здоровья.
Рабочая тетрадь пациента, дневник пациента конкретной Школы здоровья включают доступно изложенную информацию о заболевании, его основных опасностях и симптомах. В тетради приводятся советы и рекомендации по самоуходу, профилактике осложнений, лечению, описаны действия при резком обострении заболевания.
Пациентам также предлагаются контрольные задания, правильность выполнения которых оценивает медицинская сестра.
Желательно подготовить рабочую тетрадь не сразу в форме брошюры, а на отдельных, удобных для хранения листах (плотные листы и к ним папки). На каждом занятии пациенту выдается конкретный лист, который, естественно, и остается у него. При составлении тетради нужно использовать больше таблиц, схем, рисунков. Отдельной брошюрой пациенту выдается дневник самонаблюдения.
В рабочей тетради обязательно должно быть предусмотрено место для самостоятельных записей пациента, ответов на вопросы, пометок (рис. 4.1).
Вопросы для самоконтроля
1. Какие виды Школ здоровья выделены в соответствии с отраслевым классификатором сложных и комплексных услуг? Какие варианты, с вашей точки зрения, могут быть добавлены в данный перечень?
2. Охарактеризуйте цели и задачи деятельности Школ здоровья.
3. Охарактеризуйте объем информации, который может предоставляться пациенту и его родственникам на занятиях в Школе здоровья.
4. С какими проблемами психологического характера может столкнуться медицинская сестра в процессе проведения Школы здоровья?
5. Дайте определение понятия «спиральная модель» изменения поведения.
6. Перечислите виды медицинской документации, заполняемой при организации деятельности Школы здоровья.
7. Охарактеризуйте методы оценки эффективности деятельности Школы здоровья.
Тема 6. Школы здоровья
Школы здоровья для лиц с факторами риска и пациентов.
Школа здоровья для лиц с факторами риска и пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями – комплексная медицинская профилактическая услуга по индивидуальному и/или групповому профилактическому консультированию. Это медицинское вмешательство направлено на повышение приверженности пациентов к лечению и выполнению врачебных рекомендаций, в том числе по коррекции факторов риска.
Школа здоровья создается на базе кабинета (отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара медицинской организации, санатория – профилактория, санатория.
Деятельность Школ здоровья отражена в приказе Минздрава России от 16.07.2001 г. № 269 «О введении в действие отраслевого стандарта «Сложные и комплексные медицинские услуги», а также в приказе Минздравсоцразвития России от 27.12.2011г. №1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг».
В настоящее время в соответствии с Номенклатурой медицинских услуг проводятся следующие школы для пациентов.
1. В04.037.003 Школа для больных с бронхиальной астмой (приложение 13).
2. В04.040.001 Школа для больных с заболеваниями суставов и позвоночника.
3. В04.057.003 Школа для пациентов трансплантированным органом.
4. В04.058.001 Школа для эндокринологических пациентов с нарушением роста.
5. В04.025.001 Школа для пациентов, находящихся на хроническом гемодиализе.
6. В04.015.001 Школа для больных с артериальной гипертензией (приложение 12).
7. В04.015.002 Школа для больных с сердечной недостаточностью.
8. В04.012.001 Школа для пациентов с сахарным диабетом (приложение 14).
9. В04.001.003 Школа для беременных (приложение 11).
В ряде регионов России функционируют школы по потребности: для пациентов с заболеваниями щитовидной железы, аллергическими заболеваниями, глаукомой, остеопорозом, остеоартрозом, для будущих отцов, для родителей часто болеющего ребенка, школы будущего первоклассника. Актуальны занятия для родственников тяжелобольных, стомированных пациентов, родителей детей, страдающих сахарным диабетом и т.д.
Пациенты направляются на занятия в школе лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля. Занятия в школе имеют право проводить врач или фельдшер. Медицинская сестра участвует в проведении практической части занятий (обучает навыкам самоухода, измерению артериального давления, уровня глюкозы в крови, правилам пеленания грудного ребенка и т.д.). В соответствии с тематикой школы здоровья и конкретного занятия в нем могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог.
Цикл обучения в Школе для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и в Школе психологической подготовки семьи к рождению ребенка включает 5 занятий по 90 минут. Рекомендуемая частота занятий – 1-2 раза в неделю в амбулаторно-поликлиническом учреждении или 3 -5 раз в неделю в дневном стационаре, отделении стационара. Санатории-профилактории, санатории.
Рекомендуемая численность пациентов в группе – 10-12 человек.
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22; просмотров: 7080
Источник
Тема: «Школы» здоровья: обучение пациентов.
Теоретическое занятие №6 (Лекция)
1. Аспекты деятельности школы здоровья для лиц с факторами риска пациентов: артериальная гипертония, сахарный диабет, бронхиальная астма. Роль сестринского персонала в работе школ здоровья.
2. Методика работы в школах для лиц с факторами риска. Составление памяток для населения.
Впервые «школы» здоровья возникли в Великобритании в 1993 г. Для больных бронхиальной астмой, далее появились «школы» для больных с гипертонической болезнью, сахарным диабетом, а последнее время – для обучения по уходу за тяжелыми больными, язвенной болезнью.
Цель школ – достичь благоприятного успеха в лечении и профилактике прогрессирования заболеваний,
— сформировать у больных четкое представление о своей болезни;
— добиться осмысленного выполнения ими рекомендаций врача;
— научить самостоятельно контролировать течение имеющегося заболевания, которое возможно будет сопутствовать всю дальнейшую жизнь.
1. Школы работают по специально разработанным программам, баз0ирующимся на научно доказанных данных о заболеваниях, факторах их риска, факторах способствующих обострениям и методах лечения и самоконтроля за лечением.
2. Программы четко регламентированы и разделяются по «учебным единицам» — «шагам» с постановкой цели для каждого учебного шага с последовательностью действий обучаемого, повторения материала, закрепления знаний и умений.
3. Обучение пациентов определяется частотой тренировок и повторения и процесс обучения ориентирован непосредственно на человека, а не на его болезнь.
4. Занятия в школах могут проводиться индивидуально и группами. Больше успеха получают от индивидуальных занятий, что не всегда можно выполнить. Экономически более выгодно (для пациента) групповые занятия – по некоторым общим темам профилактики заболевания и обострений. У нас в РФ в школах занятия бесплатны. Чаще всего школы базируются в Центрах здоровья или больницах (отделениях по профилю). Первым этапом создания школ является разработка программ, обучение персонала, который будет работать в данных школах. Если работа первых школ базировалась на тандеме – врач – пациент, то в настоящее время в работе школ принимают активное участие медицинские сестры.
При построении учебного процесса медицинская сестра осуществляет свои профессиональные обязанности по оказанию помощи пациенту и его семье.
С точки зрения сестринского процесса обучение делится на 4 этапа:
1. Обследование – оценка уровня знаний и умений пациента и определение проблем пациента.
2. Планирование помощи, методов и средств обучения.
3. Реализация плана обучения.
4. Оценка результатов обучения.
Естественно от сестринского персонала требуются хорошие знания и умения, а также умение аналитически мыслить.
Давайте конкретно разберемся, в чем заключается деятельность медицинской сестры.
I. Так в «Астма-школах» за медсестрой закрепляются следующие обязанности:
1. По выполнению I этапа
— составление картотеки пациентов
— оформление историй болезней
— опрос пациента по опросным листам или скринингам.
Цель – выявление проблем и уровней знаний и умений.
Не смотря на то, что есть определенные различия при работе с детьми (на пример опрос проводят в присутствии родителей и многие вопросы анамнеза выясняются у них), особенно в данной группе пациентов мы должны обязательно выяснить наличие:
-аллергологического анамнеза, его длительность, при возможности на какие виды аллергена появляются приступы, знание и выполнение гипоаллергенного быта и гипоаллергенной диеты;
— проведение профилактики обострений и пользование лекарственными средствами (особенно в неотложных состояниях);
— умение пользоваться ингалятором, вести дневник самонаблюдения за состоянием и эффективностью лекарственных препаратов;
— умение оценить свое состояние и выявить признаки ухудшения.
II этап. Исходя из полученных данных опроса, по согласованию с врачом медсестра планирует методы и средства обучения.
III этап. Реализация обучения:
— обучает пациента знанию признаков ухудшения самочувствия;
— объясняет необходимость лечебной гимнастики и дренажа положения, простейших физиотерапевтических процедур и фитотерапии и показывает как их надо проводить;
— объясняет необходимость пикфлуометрии и проводит ее, обучает пациента проведению пикфлуометрии и ведению дневника самонаблюдения;
— демонстрирует технику ингаляции, демонстрирует самостоятельное выполнение ингаляции;
— выявляет больных с неудовлетворительным эффектом от ингаляций или приема лекарственных средств и направляет их к врачу;
— консультирует пациентов по телефону всем вышеупомянутым действиям.
I. Этап. Вместе с врачом по окончании года наблюдения оценивают результаты обучения:
Цель достигнута: пациент информирован о своем заболевании, обучен самоконтролю за самочувствием, соблюдает рекомендации врача по быту, питанию, применению лекарственных препаратов, ЛФК, умеет пользоваться ингалятором, мотивирован на сохранение здоровья, достигнуто улучшение состояния и отсутствие прогрессирование заболевания.
II. В школах больных артериальной гипертонии:
Медсестра также создает картотеку пациентов и заводит истории болезни.
— обучает методике измерения АД;
— ведению дневника самоконтроля с записью АД;
— контролирует знание пациентом информации о своей болезни;
— проверяет выполнение рекомендации врача по обследованию и лечению;
— консультирует пациента в ряде случаев неотложных состояний и выполняет назначенные врачом манипуляции;
— обучает пациента (при необходимости сложных диагностических манипуляций) подготовку к ним;
— обучает самоконтролю за состоянием (измерение PS, АД, появление одышки, отеков, подсчету водного баланса);
— консультируют по вопросам соблюдения режима труда и отдыха, диетотерапии и фитотерапии;
— оценка результатов осуществляется подобно предыдущему рассмотренному случаю.
Источник