Меню

Лекции для укрепления здоровья

Лекция для родителей «Основы укрепления здоровья»
статья на тему

В помощь классному руководителю

Скачать:

Вложение Размер
lektsiya_dlya_roditeley_osnovy_ukrepleniya_zdorovya.doc 264.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция для родителей по теме:

«Основы укрепления здоровья».

Подготовила: классный руководитель Иванова Е.Ю.

Для того чтобы быть здоровым, нужно принять все меры для предупреждения заболевания. Только здоровый человек может иметь хорошее настроение, высокую работоспособность, готов к защите Родины, готов достойно воспитывать подрастающее поколение. Профессор Н.М.Амосов в своей книге «Раздумье о здоровье» пишет, что «… для здоровья необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничение в питании, закаливание, время и умение отдыхать». Занятия спортом – самые лучшие стимуляторы, обеспечивающие развитие возможностей организма человека. А все должно начинаться в семье. Никакие рекомендации по двигательному режиму, закаливанию, рациональному питанию не помогут, если в семье никто не делает зарядку, не закаливается.

Человек – существо теплокровное. Он не замерзает зимой и не перегревается летом благодаря совершенной системе теплорегуляции. С помощью теплорегуляции температура тела здорового человека в любое время года поддерживается в пределах 36-37 градусов. Систему теплорегуляции человека необходимо тренировать, т.е. человеку необходимо закаляться.

Закаливание – это увеличение сопротивляемости организма к любим факторам внешней среды. Универсального метода закаливания ко всем неблагоприятным факторам внешней среды нет. Закаливание приспосабливает организм только к тому фактору, в отношении которого проводится. Процесс закаливания человека должен проводиться постепенно. Чем раньше начать закаливание, тем лучше. В детском возрасте система терморегуляции и иммунобиологические защитные механизмы только формируются, закладывается фундамент, и привычки, приобретенные в детстве, сохраняются на всю жизнь.

В нашей повседневной жизни наиболее важным остается закаливание по отношению к чрезмерному охлаждению. Устойчивость к холоду можно повышать с помощью естественных способов – воды, воздуха, солнца.

Наиболее простым видом закаливания является закаливание воздухом: прогулки, физкультура, работа, сон при открытой форточке круглый год, снижение температуры воздуха в жилом помещении, ношение более легкой одежды, хождение босиком.

Наиболее эффективным средством закаливания является закаливание водой. Самое благоприятное время для начала – лето или осень. Лучшие часы – утренние, сразу после зарядки. Начинать нужно с обтирания мокрым полотенцем: несколько первых дней обтираться только по пояс (шея, руки, грудь, спина), затем переходить к обтиранию всего тела. Следующий этап – обливание. Начинать с обливания водой комнатной температуры и постепенно понижать ее до 10-15 градусов. Закаливанием также является купание и плавание (начальная температура 18 градусов).

Приступая к закаливанию, необходимо помнить следующее:

  • Закаливание нужно проводить систематически, непрерывно, в течение всей жизни.
  • Понижать температуру воды или воздуха, а также увеличивать длительность закаливания постепенно.
  • Для того чтобы всесторонне закаливать организм, т.е. повысить устойчивость организма, как к низким, так и к высоким температурам, повышенной влажности, перепадам давления и др., нужно использовать разнообразные средства и формы закаливания.
  • Выбирая закаливающие средства и их дозировку, обязательно учитывайте возраст, индивидуальные особенности и состояние здоровья.

Формирование правильной осанки.

Осанка – правильное положение тела человека в покое и при движении; формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. При правильной осанке естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо развиты, походка красивая.

Развитие мускулатуры влияет на развитие скелета. При нарушении осанки происходит изменение костного скелета, ухудшается деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения и др.

Правила посадки за партой.

  • Сидеть на занятии во время письма прямо, слегка наклонившись вперед, но, не опуская низко голову, не упираясь грудью в передний край стола, согнув ноги в коленном суставе под прямым или тупым углом и поставив их на пол или на подножку всей ступней.
  • Обе руки должны свободно лежать на столе; нельзя опускать одно плечо ниже другого.
  • Помещать тетрадь или книгу на расстоянии 30-35см от глаз. Для чтения и списывания текста книгу ставить на подставку.
  • Поставить руку локтем на парту, кончики вытянутых пальцев касаются наружного угла глаза; между краем стола и грудью свободно проходит кисть руки.
  • При ответе у доски стоять прямо, опираться на обе ноги, не опускать низко голову и плечи.
  • Выполнять домашнее задание только в специальном рабочем месте.

Основные правила выполнения утренней гимнастики.

  • Для того чтобы утренняя гимнастика принесла максимальную пользу, надо соблюдать следующие правила:
  • Делать зарядку ежедневно, в одно и то же время, кроме дней болезни.
  • Заниматься упражнениями натощак, лишь прополоскав горло.
  • Физические упражнения сочетать с закаливанием. Если позволяет погода, заниматься на улице.
  • Каждое упражнение выполнять точно, с усилием, требующим напряжения мышц. Движение – в полном объеме, темп бодрый.
  • Дышать свободно, через нос, полной грудью, соразмерять ритм движений и дыхания.
  • Постепенно усложнять упражнения и повышать уровень нагрузки.
  • Комплекс упражнений лучше подбирать таким образом, чтобы дать нагрузку всем частям тела.
  • Закончив зарядку, следует приступить в к водным процедурам и растереть тело массажной щеткой или жесткой мочалкой.
  • Ежедневное выполнение утренней гимнастики имеет и большое воспитательное значение – она дисциплинирует, вырабатывает волю.

Примерный комплекс утренней гимнастики.

  • Потягивание (из группы упражнений на осанку).
  • Ходьба.
  • Упражнения для рук и верхнего плечевого пояса.
  • Упражнения для туловища.
  • Упражнения для мышц живота.
  • Упражнения для ног.
  • Силовые упражнения.
  • Упражнения на расслабления.
  • Бег.
  • Ходьба, упражнения на расслабления, дыхательные упражнения.

Начинать занятия утренней гимнастикой рекомендуется с комплекса продолжительностью 10-15 минут.

Привитие навыков личной гигиены.

Навыки личной гигиены не только помогают сохранить крепкое здоровье, но и заражают бодростью, повышают настроение.

К основным правилам личной гигиены относится, прежде всего, чистота тела. Чтобы кожа была здоровой, необходимо соблюдать определенные гигиенические правила. Вода и мыло открывают поры сальных и потовых желез, смывают микробы, а также разложившийся жир и пот. Кожа очищается, улучшается кожное дыхание. После мытья руки рекомендуется вытирать насухо, чтобы не образовывались трещины. Волосы надо обязательно мыть раз в неделю. Особое место в личной гигиене занимает правильный уход за полостью рта. Больные зубы могут стать причиной многих заболеваний. Чтобы сохранить зубы красивыми и здоровыми, надо рационально питаться, регулярно посещать врача-стоматолога, чистить зубы, полоскать рот после еды. Рекомендуется чистить зубы 2 раза в день (утром и вечером).

Нельзя забывать об элементарной гигиене ног. Ежедневное мытье ног должно войти в привычку. Очень полезны ножные ванны. Чтобы избежать грибковых заболеваний стоп, не следует пользоваться чужой обувью. Обувь должна не только защищать ноги от внешних механических повреждений, холода, влаги, грязи, но и обеспечивать полную свободу движений стопы при ходьбе. Ее подбирают в строгом соответствии с размером стопы. При неправильно подобранной обуви существенно страдает скелет стопы, нередко развивается плоскостопие.

Определенным гигиеническим требованиям должно отвечать белье: быть мягким, хорошо пропускать воздух, поглощать и отдавать влагу, легко стираться. Наилучшими гигиеническими качествами обладает белье из натурального волокна: хлопка, льна, шерсти, шелка. Менять нательное белье лучше ежедневно. Немаловажное значение имеет также выбор одежды по погоде. После возвращения из школы целесообразно школьную одежду сменить на домашнюю. Домашняя одежда должно быть свободной, удобной легкой.

Всестороннее физическое развитие.

Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней гимнастики, подвижных игр на переменах, уроков физкультуры, активного отдыха на воздухе после обеда, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни и каникулы. При систематических занятиях споротом происходит непрерывное совершенствование механизмов, регулирующих работу всех органов человека.

Режим дня школьника.

Правильный режим дня школьника- это целесообразно организованный распорядок суточной деятельности, предусматривающий повторяющийся изо дня в день автоматизм жизненных процессов.

Важно, чтобы все элементы режима проводились строго последовательно и в одно и то же время. В задачу построения режима дня входит правильная организация сна, питания, организация смены видов деятельности, чередование труда и отдыха. Особое внимание следует уделять организации отдыха. Обязательным должно быть достаточное пребывание на свежем воздухе. Воскресенье должно быть днем полного отдыха, в этот день никаких уроков.

Большую пользу для здоровья и радость детям приносят проводимые совместно с родителями экскурсии и загородные прогулки. Во время таких прогулок можно показать детям способы ориентирования, преодоление различных препятствий в пути. Ребята могут упражняться в видах ходьбы, в самых различных прыжках. Эти упражнения развивают ловкость, глазомер, координацию движений, сноровку.

Источник

Основы Профилактики Лекция 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
методическая разработка

Лекция №1, 2,3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Скачать:

Вложение Размер
lektsiya.docx 19.02 КБ
lektsiya_no10.docx 17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция №3. Концепция охраны труда и укрепления здоровья.

В принятых в последние годы важных государственных документах «Концепция развития здравоохранения до 2020 года» и программе «Развития Здравоохранения в Российской Федерации» практика провозглашена в качестве стратегического направления, дающего возможность предотвратить заболевания, сократить преждевременную смертность и инвалидность.

В большинстве развитых стран мира накоплен огромный опыт профилактической медицины.

С целью профилактики указанных болезней ВОЗ не только изучила и выделила факторы риска, но разработала и внедряет эффективные меры профилактики , диагностики и лечения неинфекционных заболеваний. Примером могут служить рекомендации Международного общества гипертонии и ВОЗ «Артериальная гипертония. Рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Международного общества гипертонии (МОГ)», 1999.

Огромный потенциал улучшения здоровья лежит во всеобъемлющей стратегии, которая способствует повышению уровня населения и предлагает программы профилактики заболеваний, направленные на группы людей или отдельного человека, одновременно максимально увеличивая охват населения лечением.

В принятой Европейской стратегии борьбы с неинфекционными заболеваниями рекомендуется всесторонний интегрированный подход, включающий:

— программу профилактики заболеваний и повышения уровня здоровья населения;

— отделение «групп риска»;

— максимальное предоставление населению эффективного лечения;

— ликвидацию неравенства в предоставлении услуг здравоохранения.

Цель одной концепции – избежать преждевременной смертности и значительно сократить потери от временной нетрудоспособности, вызванной неинфекционными заболеваниями, повысить качество жизни и приблизиться к европейским показателям в сфере здравоохранения.

Данная стратегия отмечает шесть ключевых направлений профилактики:

  1. Профилактической работе, являющейся инвестицией в здоровье и социальное развитие, должен отдаваться приоритет.
  2. Общество должно создавать здоровую окружающую среду, способствующую выбору здорового образа жизни.
  3. Услуги здравоохранения должны быть адекватны современным условиям.
  4. Люди должны сотрудничать со сферой здравоохранения и быть активными партнерами в борьбе с болезнями.
  5. Необходимо создать равный доступ всем слоям населения к услугам здравоохранения.
  6. Должна иметь место правительственная поддержка здоровьесберегающих технологий на всех уровнях.

К основным принципам непосредственно медицинской профилактики можно отнести:

— единство мер первичной, вторичной и третичной (реабилитации) профилактики;

— раннее использование технологий медицинской профилактики;

— выявление и нивелирование факторов риска в детском и юношеском возрасте;

— разработка индивидуальных программ профилактических мероприятий;

— систематическое проведение профилактических мероприятий на протяжении всей жизни;

— эффективное диспансерное наблюдение;

— внедрение современных технологий медицинской профилактики.

Задачи и принципы медицинской профилактики.

В Федеральном законе №323-ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» отмечается, что ключевыми государственными задачами в области профилактики являются:

— снижение потребления табака;

— снижение потребности алкоголя;

— обеспечение условий для доступности здорового питания;

— формирование нового подхода к повышению уровня физической активности населения;

— совершенствование инфраструктуры медицинской профилактики в первичном здравоохранении;

— формирование целевых подходов к организации диспансеризации населения;

— снижение передачи ВИЧ от матери к ребенку;

— поэтапное введение с 2015 года в календарь профилактических прививок вакцинации против пневмококковой инфекции, ветряной оспы и др.

Задачи профилактики подразделяются на общетеоретические. Научно-прикладные и практические.

— разработка общих теоретических положений, структурнологических схем, составляющих концептуальные основы профилактики;

— исследование истории развития профилактических наук, анализ современных представлений об охране здоровья населения;

— разработка принципов санитарно-эпидемиологического и гигиенического нормирования факторов окружающей среды и здоровья человека (коллектива, популяций);

— научное обоснование диагностических методов и приемов, используемых в профилактической деятельности;

— гигиеническая оценка воздействий новых (или нового сочетания) факторов риска здоровья человека;

— исследование социальных, медико-географических и экологических проблем охраны здоровья населения;

— разработка критериев, методов оценки и показателей здоровья человека и организационных коллективов;

— разработка методологических принципов и методов оценки эффективности профилактики заболеваний;

— разработка современных математико-статистических методов оценки влияния факторов окружающей среды на здоровье человека.

— гигиеническое нормирование факторов окружающей среды и внутренней среды организма;

— регламентация профилактической деятельности, разработка проектов руководящих документов, информационно-аналитическое обеспечение профилактики заболеваний;

— создание банка данных по динамике факторов риска заболеваний и состояния здоровья;

— разработка учебных и учебно-методических материалов по преподаванию вопросов охраны здоровья в вузах;

— обучение гигиеническому мышлению;

— соблюдение (выполнение) норм и правил здорового образа жизни;

— безопасные условия труда, быта и отдыха, коммунальной и личной гигиены;

— гигиеническая диагностика и прогнозирование уровня здоровья;

— планирование и реализация специальных профилактических мероприятий, санитарно-эпидемиологический надзор за их выполнением;

— оценка эффективности профилактических мероприятий;

— обучение и воспитание специалистов медицинской службы в системе специальной подготовки, гигиеническое воспитание;

— формирование здоровья образа жизни.

Предварительный просмотр:

Лекция №10: Профилактика нарушений здоровья.

Профилактика в медицине (далее по тексту –«П») – это совокупность мер по укреплению здоровья, предупреждению и устранению причин заболеваний человека.

Различают индивидуальную и общественную П. Индивидуальная профилактика предусматривает соблюдение правил личной гигиены в быту и на производстве, общественная профилактика включает систему мероприятий по охране здоровья коллективов.

Содержание понятия П. и конкретные формы её осуществления менялись на разных этапах исторического развития общества в зависимости от условий общественного и государственного строя и уровня развития науки медицины. Хотя корни П. ведут в глубокую древность (вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рациональной диететики занимали значительное место в медицине древнего мира), разработка научных основ П. началась лишь в 19 веке. Становлению научной профилактики способствовали изучение роли внешней среды в научной профилактики способствовали изучение роли внешней среды в возникновении болезней, достижения эпидемиологии, гигиены и физиологии, широкой распространение общественных идей в клинической медицине. Передовые врачи и деятели медицинской науки (как в России, так и за рубежом) видели будущее медицины в развитии общественной П., в неразрывном единстве лечебной и профилактической медицины.

Современное понятие о профилактике включает систему комплексных государственных, общественных и медицинских мероприятий, имеющих целью устранение факторов, вредно действующих на здоровье людей, а также обеспечение всестороннего развития физических и духовных сил человека, таким образом П. в широком смысле означает мероприятия по созданию оптимальных условий, направленных на укрепление здоровья, повышение трудовой активности и долголетия людей, включая условия труда, отдыха, жилищно-бытовые условия, развитие физической культуры и т.п. В области медицины это мероприятия, предупреждающие болезни (например иммунизация), сохраняющие здоровье и продлевающие жизнь.

Практическое осуществление общественной профилактики требует законодательных мер, постоянных и значительных материальных затрат, а даже совместных действий всех звеньев аппарата государственного управления, медицинских учреждений, предприятий промышленности, строительства, сельского хозяйства и т.д.

В Российской Федерации идеи профилактики нашли отражение в Конституции РФ. Кодексе законов о труде, санитарном законодательстве и т.п. Раньше в СССР существовал документ: «Охрана здоровья населения СССР обеспечивается системой социально-экономических и медико-санитарных мер и осуществляется путём:

  1. Проведения широких оздоровительных и профилактических мероприятий, особой заботой об охране здоровья подрастающего поколения;
  2. Создания на производстве и в быту надлежащих санитарно гигиенических условий, устранения причин производственного травматизма, профессиональных болезней, а также других факторов отрицательно влияющих на здоровье;
  3. Проведения мероприятий по оздоровлению внешней среды, обеспечению санитарной охраны водоёмов, почвы, атмосферного воздуха;
  4. Планового расширения сети учреждений здравоохранения и предприятий медицинской промышленности;
  5. Бесплатного удовлетворения потребности населения во всех видах медицинской помощи, повышения качества и культуры медицинской помощи, постепенного расширения диспансерного наблюдения, развитие специализированной медицинской помощи;
  6. Бесплатного предоставления лечебных и диагностических средств при стационарном лечении с постепенным расширением бесплатного или на льготных условиях предоставления лечебных средств и при других видах медицинской помощи;
  7. Расширения сети санаториев, профилакториев, домов отдыха, пансионатов, туристических баз и других учреждений для лечения и отдыха трудящихся;
  8. Физического и гигиенического восприятия граждан, развития массовой физической культуры и спорта;
  9. Развития научно-гигиенических основ питания населения;
  10. Широкого участия общественных организаций и коллективов трудящихся в охране здоровья населения.

Первостепенное значение в осуществлении профилактических функций здравоохранения имеет деятельность санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющий текущий и предупредительный государственный надзор, организующей работу по охране внешней среды, проведению иммунитета и других противоэпидемических мероприятий. Синтез профилактической и лечебной формы медицинских учреждений нашёл отражение в диспансеризации являющейся одной из основ лечебного дела. Особое значение для профилактики заболеваний имеет диспансеризация здоровых контингентов (дети, подростки, беременные женщины, рабочие промышленных предприятий, особенно занятые на производствах, имеющих профессиональные вредности), осуществляемая в плановом порядке. Мероприятие по охране материнства и детства и охране здоровья детей и подростков способствуют резкому снижению материнской и детской смертности, предупреждению послеродовых заболеваний, развитию здорового поколения. Большую профилактическую работу проводят женские и детские консультации, родильные дома, детские сады, ясли.

Важной областью профилактики являются профилактические осмотры подростков и других групп населения, а также связанные с ним оздоровительные мероприятия в отношении отдельных рабочих и целых коллективов. Частью профилактической деятельности врачей и средних медицинских работников является санитарное просвещение.

Источник

Читайте также:  Презентация первая младшая группа здоровье
Adblock
detector