Меню

Лекотека создается для детей не имеющих возможность посещать доу по состоянию здоровья ответ

РОЛЬ ЛЕКОТЕКИ В РАЗВИТИИ ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ
статья (подготовительная группа) по теме

Скачать:

Вложение Размер
statya_novaya_o_lekoteke.docx 18.03 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ЛЕКОТЕКИ В РАЗВИТИИ ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ

Статья из сборника материалов XIII-й региональной научно — практической конференции с международным участием, посвященной Году истории в Российской Федерации «Молодёжь ХХI века: шаг в будущее»

Подготовила: Комиссаренко А.А., воспитатель МДОБУ №64

В г.Благовещенске открылась первая лекотека, как структурное подразделение детского сада № 64. Лекотека организована для детей, которые не могут посещать государственные образовательные учреждения по состоянию здоровья или развития, и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Весь психолого-педагогический процесс лекотеки направлен на то, чтобы социально адаптировать ребёнка с проблемами в развитии и его семью к дальнейшей интеграции в общество.

Все виды образовательной деятельности в лекотеке тесно связаны друг с другом, взаимно проникают одна в другую. Детские интересы наиболее ярко проявляются в игре, и воздействовать на развитие интересов легче всего через игру. Таким образом, одно из наиболее важных условий в работе с особенными детьми – это игровая деятельность её разнообразие, вариативность. Новизна обстановки, необычное начало, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы вот – что помогает педагогам лекотеки не допустить в совместную деятельность однообразие, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и познавательного интереса.

Общеизвестно, что для гармоничного развития детей с ОВЗ общение имеет первостепенное значение. Педагоги лекотеки учат детей обращаться друг к другу по имени, запоминать имена своих товарищей, развиваются навыки межличностного общения, снимается психоэмоциональное напряжение. Таким образом, развиваются и совершенствуются коммуникативные навыки.

Наиболее успешно и ярко развитие особенного ребёнка происходит через изобразительную деятельность в лекотеке. Посредством совместного творчества обогащаются детско-родительские отношения. Изобразительное творчество для ребёнка с ограничениями — это еще и возможность осознания себя, своего внутреннего мира.

Формирование замысла в творческом процессе невозможно без знаний об окружающем мире. Насколько точными и четкими будут представления детей ОВЗ об окружающем, насколько ярко проявятся эти представления в изобразительном творчестве.

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в особенных детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

Изобразительная деятельность является прекрасным фоном для реализации всех образовательных областей. Тесная связь существует между изобразительной деятельностью и познавательно — речевой, художественно-эстетической, физической, социально-личностной. Взаимосвязь изобразительной деятельности и других областей в обучении детей с различными ограничениями имеет большой воспитательный и развивающий потенциал. Игровые приемы вводят ребят в изображаемые ситуации, направляют на поиск своих способов изображений, что непосредственно влияет и на развитие познавательного интереса. Обыграть можно изобразительный материал (кисточки, трафареты, ножницы, краски и т.п.). Ведь с ними можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься с горки», «прыгать» как зайчик и т.п.). Обыгрывание предметов, игрушек помогает привлечь внимание к изображаемому; мотивировать, обосновывать задание, заинтересовывать предстоящий работой, объяснить приемы изображения, рассмотреть, обследовать изображаемый предмет. Другой прием — обыгрывание изображения. Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку. Для меня важно, чтобы игровые действия не только вызывали интерес к изображению, но и помогали выявить его достоинства и слабые стороны, вскрыть причины успехов и неудач.

Одним из эффективных способов сближения родителей и детей является их совместная творческая деятельность в условиях лекотеки. Это взаимообучение происходит в интересной, увлекательной, разноплановой деятельности.

Ребёнок «выбирает» для себя то или иное занятие в лекотеке, а родители и педагоги помогают ему реализовать потребность в познании мира, и умение оперировать полученными знаниями. Но предоставление особенному ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Чрезвычайно важное, условие эффективного развития творчества вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности малыш добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.

Важно постоянно стимулировать ребёнка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к его странным идеям. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Лекотека дает возможность родителям видеть, как развиваются дети, радоваться этому вместе с ними и наслаждаться общением со своим ребенком. Педагог и родитель становятся для малыша посредниками от внешней среды, давая возможность поиска его индивидуального, не похожего ни на чей другой, пути развития.

Часто родители под влиянием прочитанной психолого-педагогической литературы пытаются сделать из своего чада нечто такое, что противоречит естественным законам детского развития. А в лекотеке у них есть возможность на практике приобрести позитивный опыт взаимодействия, который приносит удовольствие всем участникам – и взрослым и детям.

Родители являются главными педагогами особенно для детей ОВЗ, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а, поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными.

Источник

Лекотека — новая форма дошкольного образования
консультация

На современном этапе развития социально-реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями, лекотека признана одним из эффективных способов решения проблем адаптации и коррекции психического развития детей раннего и дошкольного возраста.

Скачать:

Вложение Размер
lekoteka_-_novaya_forma_doshkolnogo_obrazovaniya.docx 23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Курсы повышения квалификации

«Лекотека – новая форма дошкольного образования»

«Хоринский детский сад «Ромашка»

Что такое лекотека?

На современном этапе развития социально-реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями, лекотека признана одним из эффективных способов решения проблем адаптации и коррекции психического развития детей раннего и дошкольного возраста.

Лекотека – это такая новая форма дошкольного образования.

Лекотека – это служба психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии и их родителей. Она подразумевает еженедельные бесплатные индивидуальные занятия для детей с логопедом, дефектологом, психологом.

Само слово «лекотека» (произошло от шведского слова leco- игрушка и греческого theke- хранилище), т.е. лекотека – помещение, где можно играть и обращаться со специалистами.

Деятельность лекотеки основано на гуманистическом подходе с использованием игровых методов и ресурсов осуществления психологической поддержки и поддержки развития личности детей, их родителей.

Воспитанники лекотеки – дети с нарушением развития или выраженными психогенными расстройствами. Вид и природа нарушений развития ребёнка могут быть разные: двигательные, умственные, сенсорные, коммуникативные, эмоциональные, поведенческие или их сочетания.

Родиной лекотеки является Стокгольм. Там в 1963 году по инициативе родителей и педагогов было создано своеобразное собрание развивающих игр и игрушек. Первая американская лекотека (преобразованная впоследствии в Национальный центр лекотек) была открыта в 1980 году. Сейчас там существует целая сеть этих уникальных обучающих и ресурсных центров, которые обслуживают тысячи детей с проблемами в развитии. В США лекотеки есть практически во всех населенных пунктах. Туда обращаются родители детей от рождения до трех лет с глубокими проблемами в развитии. В лекотеке может работать один специалист плюс волонтеры.

Модель Российской Лекотеки была разработана и внедрена в Москве в 2001г. при финансовой поддержке Агенства США по международному развитию (АМР США) в рамках программы «Помощь детям – сиротам в России», осуществляемой совместно с «Холт Интернешенел Чилдренс Сервиз» (Holt) и «Чаритиз Эйд Фаундейшен» (CAF).

В 2002 году Российская Лекотека была внедрена в Доме ребёнка №9 г. Москвы.

Для чего нужны Лекотеки?

Основной целью лекотеки является социализация ребенка, развитие сенсорных навыков, развитие речи, психологическая помощь родителям детей с ОВЗ. Посещать такие учреждения могут малыши от 2 месяцев до 7 лет не имеющие возможности по разным причинам посещать дошкольные учреждения.

Педагоги лекотеки помогают деткам с нарушениями развития, формирования у них предпосылки к учебной деятельности, поддерживают развитие личности детей, оказывают психолого-педагогическую помощь родителям. Обучение проходит в коррекционно — обучающей форме игровой деятельности, индивидуальный подход к каждому ребенку. Преподаватели лекотеки уверены, что взрослые, воспитывающие ребенка с особыми нуждами, должны воспринимать игру, как жизненную необходимость для детей раннего возраста. Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения. Родители должны быть готовы обыграть любую текущую ситуацию. А действия взрослых при этом должны быть выразительными, мягкими и адекватными возможностям ребенка.

ИГРА — основной метод лекотеки

Деятельность лекотеки основано на гуманистическом подходе с использованием игровых методов и ресурсов осуществления психологической поддержки и поддержки развития личности детей, их родителей, с использованием вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре.

Материальная база Лекотеки должна включать как минимум следующие разделы:

  • специальное оборудование для детей с нарушениями движений;
  • оборудование для развития общей подвижности;
    игрушки для развития ручных навыков;
  • игрушки для развития тактильного восприятия;
  • игрушки и средства для развития зрительного восприятия;
  • игрушки для развития слухового восприятия;
  • игрушки для развития мышления;
  • игрушки для развития речи и языка;
  • игрушки для поддержки социально-эмоционального развития ;
  • игрушки для игры с водой;
  • игрушки для игры с сыпучими материалами ;
  • материалы для изобразительного творчества;
  • музыкальные игрушки;
  • книги для детей;
  • фонотека;
  • видеотека;
  • компьютерные игры;
  • книги для родителей;
  • средства для развития невербальной коммуникации;
  • выставка самодельных игрушек;
  • специальное оборудование для слепых детей и детей со сложным дефектом.

Основные формы работы Лекотеки

Консультация – это встреча специалиста Лекотеки с родителями (воспитателями), во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей.

Диагностический игровой сеанс (ДИС)

Диагностический игровой сеанс представляет собой совместную игру родителей (воспитателей) с ребёнком в специально оборудованном зале. Специалист ведёт наблюдение за происходящим, в идеале–ДИС фиксируется на видеокассету . Результаты наблюдения фиксируются на формализованных бланках. По результатам ДИС составляется сезонный план сопровождения семьи.

Терапевтический игровой сеанс (ТИС)

Во время терапевтического игрового сеанса (обычно–40 минут) происходит игровое взаимодействие специалиста с ребёнком в присутствии, а иногда–с участием родителей (воспитателей). Перед началом ТИС и после его окончания специалисты коротко (5 минут) беседуют с родителями (воспитателями). После ТИС специалист заполняет протокол.

Групповой родительский тренинг (ГРТ)
В групповой родительский тренинг участники включаются добровольно. Обычно – это тренинги по общению, игре, ассертивности, арт-методам, специальным техникам, по изготовлению игрушек и другие. В ряде случаев родителям предлагается участвовать в тренинге исходя из результатов ДИС.

Самым главным принципом работы лекотеки является взаимодействие с родителями. Отправной точкой сотрудничества с родителями является оказание им помощи в понимании сущности имеющихся у ребёнка отклонений и динамики их развития, в идентификации и осознании сильных и слабых сторон ребенка.

Родители – полноправные участники реабилитационного процесса:

  • получают полную информацию о перспективах развития ребёнка;
  • принимают участие при обсуждении индивидуально-ориентированной программы;
  • вовлекаются в процесс совместной продуктивной деятельности с ребёнком;
  • обучаются приёмам формирования в семье реабилитационных условий, обеспечивающих оптимальное развитие ребёнка.

Коррекционно-развивающие занятия педагоги лекотеки проводят индивидуально и по подгруппам, во время которых дети находятся рядом с родителями.

Лекотека для детей-инвалидов имеет основную идею. Она заключается в том, чтобы при помощи игры в раннем возрасте научить малышей правильно контактировать с окружающим миром. Создаются специальные технологии, которые адаптированы под их возможности. Они учатся играть, воспринимать мир и явления в нем, а также правильно реагировать на происходящее вокруг.

Таким образом , мы видим, что лекотека, программы который направлены на всеобщее развитие детей с ограниченными возможностями, является прекрасным средством оказания помощи не только малышам, но и их родителям, ведь чаще всего в подобных ситуациях взрослые не знают, как правильно заниматься со своим чадом, как его приспособить к реальной жизни.

Источник

Положение о лекотеке
материал по логопедии на тему

Положение о лекотеке (локальный документ)

Скачать:

Вложение Размер
polozhenie_o_lekoteke_.doc 46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 52 «Ласточка»

на заседании Заведующий МБДОУ детский

педагогического сад№52 «Ласточка»

протокол № __________ «___» _____________ 20___г.

«__» _____________ 20___г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации деятельности лекотеки

МБДОУ детский сад №52 «Ласточка»

1. Общие положения

1.1 Настоящее положение регулирует деятельность лекотеки в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида № 52 «Ласточка»

1.2. При организации деятельности лекотеки МБДОУ детский сад №52 «Ласточка»» руководствуется:

— методическим письмом Министерства общего и профессионального образования «О подготовке детей к школе» от 22.07.1997 г. № 990/14-15;

-письмом Министерства образования России «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» от 09.08.200 г. № 237/23-16;

— методическим письмом Департамента общего и дошкольного образования «Об использовании Программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе» от 17.02.2004 г. № 14-51-36/13;

— Постановлением главы муниципального района «Город Старый Оскол и Старооскольский район» Белгородской области «Об организации групп предшкольной подготовки в образовательных учреждениях муниципального района «Город Старый Оскол и Старооскольский район» Белгородской области от 30.10.2007 г. № 5184.

— методическим письмом «Об организации предшкольного образования как условия выравнивания стартовых возможностей детей 5-6 лет 2006 – 2007 учебный год.

1.3 Лекотека является структурным подразделением муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 52 «Ласточка». Данная форма организации предшкольного образования предназначена для подготовки к школе детей 5-7 лет, имеющих отклонения в развитии и состоянии здоровья и не охваченных дошкольным образованием.

1.4 Деятельность лекотеки основана на гуманистическом подходе с использованием игровых методов, приёмов психолого-педагогической коррекции, осуществления психологической поддержки развития личности детей.

1.5 Целью создания лекотеки является организация процесса обучения, воспитания и развития ребёнка на этапе предшкольного образования с учётом потребностей и возможностей детей от 5 до 7 лет, обеспечение их психолого-педагогического сопровождения.

2. Основные задачи

2.1 Создание условий для единых стартовых возможностей детей при поступлении в школу и обеспечение психолого-медико-педагогической помощи детям, имеющим отклонения в развитии и состоянии здоровья.

2.2 Организация процесса обучения, воспитания и развития детей с учетом потребностей и индивидуальных возможностей.

2.3 Формирование социальных черт личности ребёнка, необходимых для благополучной адаптации в школе и обществе.

2.4 Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желание учиться.

2.5 Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.

2.6 Консультирование родителей (законных представителей) методам игрового взаимодействия с детьми и оказание помощи им в подборе адекватных средств общения с ребёнком.

3. Организация деятельности лекотеки

3.1 Непосредственно образовательная деятельность с детьми в лекотеке проводится в индивидуальной и групповой формах. Наполняемость групп при организации групповой работы с детьми:

— 2 человека – для детей со сложным дефектом, — 5 человек — для детей, не имеющих отклонения в развитии (либо с изолированным дефектом). Групповую работу может проводить педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель.

3.2 Продолжительность непосредственно образовательной деятельности составляет 2 раза в неделю в объеме от 1 до 3,5 часов (без предоставления питания).

3.3 Индивидуальная работа специалиста (педагога-психолога, учителя-логопеда и др.) по консультированию родителей (законных представителей) проводится не чаще 2-х раз в месяц. Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно.

3.4 Методическое обеспечение организации деятельности лекотеки:

— с детьми часто болеющими; с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата — «Предшкольная пора»: Программа обучения и развития детей 5 лет под руководством Н.Ф. Виноградовой;

— с детьми, имеющими нарушения речи – Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико – фонематического недоразвития у детей», «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»;

— с детьми, имеющими сложные нарушения развития – «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста», О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова.

4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса в лекотеке

4.1 Руководитель образовательного учреждения:

— обеспечивает функционирование лекотеки в соответствии со ст.32 Закона РФ «Об образовании»;

— осуществляет комплектование и издает приказ об открытии группы предшкольного образования (лекотеки);

— согласовывает условия открытия и функционирования группы предшкольного образования с Управлением образования администрации Староооскольского городского округа Белгородской области;

— составляет и заключает Договор с родителями (законными представителями);

— осуществляет подбор и расстановку кадров;

— осуществляет контроль за организацией функционирования лекотеки.

4.2 Педагог, работающий в группе предшкольного образования (лекотеки):

— обеспечивает образование детей в соответствии с требованиями программы предшкольного образования;

— несет ответственность за жизнь и здоровье детей, нарушение прав и свобод в соответствии с законодательством РФ и Конвенцией о правах ребенка;

— изучает особенности развития каждого ребенка, состояние его здоровья, эмоциональное самочувствие;

— ведет документацию по планированию образовательного процесса и отслеживанию его результатов;

— тесно сотрудничает с семьей по вопросам образования ребенка;

— повышает квалификацию и профессиональное мастерство.

— оказывает помощь в преодолении психологических проблем детей дошкольного возраста и их родителей (трудности межличностного общения, психолого-педагогическая запущенность и т.д.);

— проводит исследование уровня готовности ребенка к обучению в школе;

— проводит непосредственно образовательную деятельность;

— проводит психодиагностику личности ребенка, коррекцию форм поведения на основе полученных результатов;

— несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей в пределах должностных обязанностей.

— проводит индивидуальное логопедическое обследование;

— выявляет отклонения или нарушения речи ребенка;

— проводит непосредственно образовательную деятельность по устранению тех или иных нарушений;

— несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей в пределах должностных обязанностей.

4.5 Родители (законные представители):

— создают необходимые условия для развития ребенка;

— соблюдают условия договора с Учреждением;

— соблюдают и защищают права и достоинства своего ребенка, других воспитанников ДОУ;

— не допускают физического и психического насилия, оскорбительных заявлений относительного своего ребенка, других детей, их родителей, а также сотрудников.

5. Содержание образовательного процесса

5.1 Образовательный процесс в лекотеке строится на основе личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и детей с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий.

5.2 Образовательный процесс осуществляется воспитателями, при необходимости другими специалистами: педагогом-психологом, учителем-логопедом.

5.3 Организация образовательного процесса лекотеки регламентируется организационно-правовыми документами (Положение о лекотеке, договор с родителями (законными представителями), расписание непосредственно образовательной деятельности и пр.), разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением самостоятельно.

5.4 Содержание непосредственно образовательной деятельности лекотеки определяется индивидуально-коррекционными программами, разрабатываемыми исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников на основе рекомендованных коррекционных программ.

6. Права и обязанности участников образовательного процесса

6.1 Участниками образовательного процесса являются дети, их родители (законные представители.), педагогические, медицинские работники.

6.2 Права, обязанности и социальные гарантии участников педагогического процесса определяются законодательством РФ, Уставом образовательного учреждения, трудовым соглашением.

6.3 Администрация дошкольного образовательного учреждения, осуществляющая непосредственное руководство деятельностью лекотеки, подотчётна в своей деятельности Учредителю.

7.1 Документация лекотеки:

— списки детей 5-7 лет, посещающих группу предшкольной подготовки (лекотеку) на текущий учебный год;

— материалы и результаты диагностики;

— карты развития детей с индивидуальными образовательными программами;

— расписание непосредственно образовательной деятельности;

Источник

Читайте также:  Общественное здоровье это состояние общества которое обеспечивает
Adblock
detector